1549 Damascius, Іп Phaedonem, I. § 167.2. Речь идет о соединении теурга с божеством; слово многозначно до неконкретности. 1550 Proclus, Іп Сгат., 35, 2. Это, восходящее к Гомеру (Илиада, 14. 291), название некоей неопознаваемой нами сейчас хищной птицы: смертные называют ее кюминдис, боги же – халкис. Первое имя определенно азиатского происхождения, Прокл связывал его с магией. 1551 В этот раздел я помещаю пассажи, которые я не понял ни из них самих, ни из комментариев французского издания, но которые, при обращении к контексту, скорее всего окажутся вполне понятными. Учитывая предварительный характер нашей работы над Оракулами, это неизбежное несовершенство. 1557 Это выражение, по мнению французского комментатора, принадлежит к лексике апофатической теологии, которую мы видим у Прокла. Я весьма и весьма сомневаюсь, что о ней следует говорить в связи с Оракулами. 1564 Гимн анонсируется во французском издании как написанный монометрическим анапестом по схеме: два безударных, ударный, два безударных, ударный. В действительности у Синезия строка чаще пятисложная. Я перевожу как пятисложной, так и шестисложной строкой. 1574 В оригинале: на Твои молнии. Эти молнии – обязательный атрибут второй Ипостаси Халдейских Оракулов, Гекаты. 1576 Речь идет о любом – мы бы сказали, тварном – уме. Для Синезия «тварный» и «отпадший от недискурсивного созерцания» – это в точности одно и то же. Благодаря феноменологичности этого определения, под него подпадает и божественный Ум, и человек, взятый как ум, и ангел. Образ здесь вполне ясен: завораживает простое смотрение в костер – что уж говорить об уме, погруженном в созерцание божественного Огня. Однако, давать онтологическую интерпретацию этого образа нужно с большой осторожностью, имея в виду, что единственное отличие умных существ от божественного Ума состоит в том, что то, что является для них деятельностью и состоянием, для Него является самой Его ипостасной индивидуальностью. В данном случае и ниже речь идет именно о не-божественных умах (чего я на момент создания прозаического перевода еще не понимал).

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

В 1861–1863 годах по ходатайству митрополита Филарета с разрешения св. Синода поступили в Академию дублеты некоторых старопечатных книг из библиотек московской синодальной типографии. Дело начато также профессором А. В. Горским, по поводу возникшего предположения передать эти дублеты в открывавшуюся тогда московскую публичную библиотеку. Из старопечатных книг Горский избрал и представил в Академию 151, кроме того 6 книг гражданской печати и 18 мелких брошюр, заключающих в себе манифесты, объявления, увещания, указы. Книги – преимущественно богослужебные и почти все относятся к XVII веку, за исключением Евангелия, изданного в Угровлахии 1512 года, первопечатного московского Апостола 1564 года, скориннинской книги царств 1518 г. октоиха 1594 г., триоди постной 1590 г., цветной 1594 г, маргарита острожского издания 1596 г. и катихизиса на польском языке 1562 года. 200 По открытии в 1854 году в Академии миссионерского отделения для преподавания истории русского раскола и полемики против него стали поступать в академическую библиотеку, по распоряжению митрополита Филарета, в пособие при преподавании этого предмета, старопечатные книги и преимущественно рукописные сочинения раскольников. В 1854 году по инициативе А. В. Горского, при участии бакалавра Η. П. Гилярова, переданы, вследствие ходатайства митрополита Филарета пред св. Синодом, в академическую библиотеку из московской синодальной библиотеки и из тамошней духовной консистории отобранные у раскольников старопечатные книги в количестве 224 и рукописи числом 240. Из книг можно указать между прочим на следующие: Евангелие,печатанное в Москве в XVI в. по догадкам, Иваном Федоровым; Евангелие 1561 г. кутеинское; Евангелие виленское, юсовое 1600; два Апостола виденские 1575 и 1576 г.; две Псалтири XVI в, служебник виленский XVI в.; потребники, часовники, уставы церковные, октоихи, триоди, канонники, прологи, отечники, служебные минеи большей частью XVII века в довольном количестве, катихизис великий, перепечатанный в Гродне с издания 1627 г, Кириллова книга, книга о вере, собрание краткие науки об артикулах веры, история об отцех и страдальцех соловецких и другие. Из рукописей: кроме богослужебных книг XVI и XVII века, Домострой XVI в.; подлинник XVII века; разглогольствие Никона патриарха с Павлом коломенским – нового письма; виноград российский; поморские ответы; рассуждение о браке; беспоповщинские требники с ямном крещения и исповеди; рассуждение о таинствах; сказание о картофии, о лестовке, значительное количество сборников XVII и XVIII века, преимущественно полемического содержания, раскольнические стихотворения, письма, картины и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРЛ IX [франц. Charles IX] (27.06.1550, Сен-Жермен-ан-Ле - 30.05.1574, Венсен), кор. Франции с 1560 г. Один из последних представителей династии Валуа, сын франц. кор. Генриха II и Екатерины Медичи. В правление К. начались религиозные войны во Франции , кульминацией к-рых стало массовое уничтожение гугенотов во время Варфоломеевской ночи . Крещен с именем Карл Максимилиан, его крестным отцом был Максимилиан II Габсбург (имп. в 1564-1576). С детства носил титул герцога Орлеанского. Одним из его учителей был франц. гуманист, переводчик с греч. языка Жак Амио. К. унаследовал франц. престол в 10-летнем возрасте после смерти старшего брата, кор. Франциска II (1559-1560). На Генеральных штатах, созванных Франциском II и собравшихся уже после его смерти в Орлеане (13 дек. 1560 - 31 янв. 1561), Екатерина Медичи была назначена регентшей. Формально регентство королевы-матери продолжалось до совершеннолетия К. (1563), но и позднее она сохраняла сильное влияние на политику сына. Коронован 15 мая 1561 г. в Реймсе. Король отличался слабым здоровьем, с детских лет страдал от туберкулеза, от которого скончался в неполные 24 года. Кор. Карл IX. 1566 г. Худож. Ф. Клуэ (Художественно-исторический музей, Вена) Кор. Карл IX. 1566 г. Худож. Ф. Клуэ (Художественно-исторический музей, Вена) Правление К. сопровождалось непрерывными гражданскими войнами и противостоянием католиков и гугенотов, численность последних во Франции к нач. 60-х гг. XVI в. значительно возросла (кальвинистов насчитывалось от 800 тыс. до 1,2-1,5 млн чел., т. е. 6-8% населения Франции - Garrisson J. Les Protestants au XVI siècle. P., 1988. P. 120). К этому времени относится оформление политико-религиозных «партий»: во главе ультракатолической «партии» стояли представители знатного лотарингского рода Гизов, гугенотов возглавляли принцы крови Бурбоны. Чтобы сохранить мир в стране, Екатерина Медичи и ее сын пытались проводить политику веротерпимости и примирения враждующих сторон. Этому способствовала и ситуация при королевском дворе: после смерти Франциска II влияние Гизов, родственников его жены Марии Стюарт, герц. Франциска Гиза и его брата кард. Карла Лотарингского, несколько уменьшилось, генеральным наместником Франции был назначен вернувшийся из кальвинизма в католичество Антуан Бурбон, кор. Наварры.

http://pravenc.ru/text/1681067.html

Вскоре после этого в Трире появилась быстро увеличивавшаяся кальвинистская община. Ситуация изменилась, когда на события в Трире обратил внимание князь-архиепископ Йоханн фон дер Лайен. Он с войском вошел в город, запретил любые некатолич. собрания и проповеди и отправил О. в тюрьму. Сторонникам Реформации был предложен выбор: изгнание или покаяние и возвращение в католич. веру. Через 10 недель благодаря заступничеству курфюрста Пфальца Фридриха III и заплаченному им огромному штрафу О. был выпущен из тюрьмы и отправился в Гейдельберг. В местном ун-те он получил степень д-ра теологии и должность профессора догматической теологии. Несмотря на открывшиеся перспективы научной карьеры, О. отдал предпочтение практической деятельности и совмещал должности пастора ц. св. Петра, а затем ц. Св. Духа и придворного проповедника. В этот период О. написал небольшой катехизис для использования в общине и неоднократно беседовал с курфюрстом о теологии Кальвина, а также высказывался в поддержку «женевской теократии». В 1561 г. О. женился на Филиппине, вдове из г. Мец, в этом браке родилось 3 детей. В 1562 г. курфюрст создал церковный совет, в который вошел О., и решил издать катехизис, где прояснялись бы спорные богословские вопросы. Катехизис должен был стать основой для последующего религ. воспитания и образования в Пфальце. Его написание было поручено З. Урсину и О. Итоговый текст Гейдельбергского катехизиса был составлен на основе 3 вариантов: 2 текстов Урсина, написанных на латыни, и немецкого текста, составленного О. под ред. Фридриха III. Первое издание катехизиса на нем. языке вышло в февр. 1563 г. под заголовком «Катехизис, или Христианское наставление для обучения верующих в церквах и школах курфюршества Пфальц». О. сопровождал курфюрста в его поездках на религ. диспуты в Маульбронне (1564), Оппенхайме (1565) и Амберге (1566-1557). В 1576 г. Фридрих III Благочестивый скончался, и курфюрстом стал его сын - Людвиг, лютеранин и противник кальвинистов. О. был уволен, помещен под домашний арест, а затем выдворен из города.

http://pravenc.ru/text/2578283.html

Несохранившиеся К. чеш. братьев с названием «Písn chval boských» (Песни во славу Божию; Прага, 1505; Литомышль, 1519), ставшим позднее традиционным, представляли собой значительные по объему печатные собрания духовных песен, которые были сгруппированы по праздникам церковного года. По мнению исследователей, эти К. не были нотированы. Сохранился нем. перевод этого типа К.- «Новая песенная книжечка» (Ein new Geseng Buchlen), подготовленный Михаэлем Вайсе в 1531 г. в г. Юнгбунцлау (Млада-Болеслав) для нем. членов братства. Этот сборник считается 1-м нотированным протестант. К. на чеш. землях. Печатные издания утраквистов , как и ранние К. чеш. братьев, обычно не содержали нотного текста. В рукописные утраквистские К. помимо григорианских мелодий помещали многоголосные полифонические сочинения, в т. ч. чеш. песни с cantus firmus в теноре. Количество песен в К. со временем увеличивалось, репертуар пополнялся новыми сочинениями. К. «Písn chval boských» Яна Рога (Прага, 1541) содержал 482 текста песен, из них 305 нотированных, «Písn duchovní evangelistské» епископа Церкви чеш. братьев Яна Благослава (Иванчице, Моравия, 1564) - 725 текстов, из них 440 с мелодиями, в т. ч. 96 новых текстов с новыми напевами. Первым лютеран. певч. сборником в Чехии стал «Kancionál eský» Якуба Кунвальдского (Оломоуц, 1576) с 324 мелодиями, за ним последовало издание «Písn chval boských» Тобиаша Заворки Липенского (Прага, 1602), в к-ром содержится уже 770 мелодий. В словац. евангелистский К. «Cithara sanctorum» Юрая Трановского (Левоча, 1636) вошло 158 одноголосных мелодий. Репертуар последнего типичен для протестант. К. XVII в.: включает переведенные на словацкий язык григорианские песнопения (строфической и нестрофической формы), старочешские песни, переводы латинских дореформационных песен и лютеранских гимнов , мелодии народного происхождения, тексты к которым сочинил составитель сборника. В XVI - 1-й пол. XVII в. издавались многочисленные польск. К. (часть изданий - на территории Белоруссии), преимущественно кальвинистские, среди них - «Pieni chwa boskich» Яна Зарембы (Брест, 1558), называемый Брестским К. Сборник сохранился не полностью - 11 одноголосных песен целиком, 5 переводов заимствованных мелодий (4 лат. гимна и 1 фрагмент, в т. ч. нем. песня). Из авторского предисловия следует, что в сборнике были многоголосные сочинения. Название Брестского К. отсылает к муз. традиции чеш. братьев. Польск. «Canciona albo ksigi chwa boskich» свящ. Валентина из Бжозува (Кролевец, 1554) является переводом чеш. К. «Písn chval boských» Рога. В 1563 г. в Несвиже (ныне Беларусь) в типографии Матея Кавечинского вышел нотный сборник польск. антитринитариев «Катехизис, или Краткое собрание веры в одном месте. Псалмы и песни», подготовленный Даниэлем Ленчицким; последняя, песенная часть этого издания включала 54 псалма и 110 песен. Муз. основа польско-белорусских кальвинистских К.- мелодии франц. гугенотов , нем. лютеран, чеш. братьев.

http://pravenc.ru/text/1470305.html

324 Кромвель, Томас (1485–1540), лорд-секретарь и советник Генриха VIII; содействовал укреплению английского абсолютизма. 325 " Анти-Макьявель " — трактат (1576) гугенота Жантийе, который перевел на французский наиболее выразительные фрагменты " Государя " и подверг их острой критике; трактат переведен на английский в 1602 г. 326 Кларендон — см. коммент. к эссе " Религия и литература " . 327 " Макиавелли и елизаветинская драма " — книга Эдварда Мейера (Edward Meyer), опубликована в 1897 г. 328 " Лев и лис. Роль героя в пьесах Шекспира " (1927) — книга У. Льюиса (см. коммент. к " Ирвингу Бэббиту " . 329 Ричард III (1452–1485) — английский король (1483–1485), последний из династии Йорков, занял трон, отстранив малолетнего Эдуарда V. В старой хронике Эдуарда Холла (ум. 1547) о войне Алой и Белой розы (Йорков и Ланкастеров) он изображен пылким, решительным, непримиримым и жестоким, но не преступником, злодеем, физическим и нравственным чудовищем, как в латинской " Истории Ричарда III " Томаса Мора, чей наставник кардинал Джон Мортон был приверженцем Ланкастеров. Р. Холиншед в " Хрониках " (1577) и следовавший за ним Шекспир в хронике " Ричард III " (1592 или 1593) выявляют его двойственность, хотя Шекспир сильно сгущает краски, изображая беспощадную борьбу Ричарда за власть. 330 …Кальвину, придерживавшемуся еще более крайних и… ложных взглядов на человечество, нежели Макиавелли… — Жан Кальвин (1509–1564), один из основоположников протестантизма, ортодоксальный теолог-реформатор, разработал учение об абсолютном предопределении (разделении людей, согласно божественной воле, на избранных и осуждённых); он разрывал религиозную связь между жизнью и смертью, абсолютизировал " изначальное проклятие " , лежащее на человеке, исключал возможность нравственного совершенствования верующих и спасения души, т. е. свободу выбора человека. Макиавелли же, хоть он и был циником, свойственна, как ренессансному человеку, вера в свободу выбора, свободу судьбы. 331 …неизбежная реакция на кальвинизм родилась в недрах кальвинизма и пришла из Женевы в виде доктрины Руссо… — Родившийся в Женеве Жан Жак Руссо (1712–1778), писатель и философ-просветитель, с позиций эмоционально окрашенного деизма критиковал христианство, видя в его современной форме наихудшую религию, отвергал религиозную нетерпимость, столь свойственную Кальвину (непримиримому " женевскому Папе " Реформации), строго регламентировавшему, аскетизировавшему не только религиозную, общественную, но и личную жизнь людей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

в период управления еп-ством не известно. Хотя иезуитам было дозволено преподавать на фак-те теологии в Венском ун-те и им удалось постепенно организовать учебный процесс, отношение к ним др. университетских преподавателей было настороженным и неприязненным, что во многом объяснялось влиянием протестантизма. Протестантские настроения в ун-те еще более усилились после успешных военных действий протестант. князей в 1553 г. Обеспокоенный этим Фердинанд I в нач. 1554 г. выпустил указ, в к-ром утверждался новый устав ун-та (Reformatio seu Statuta pro Universitate// Kink R. Geschichte der kaiserlichen Universität zu Wien. W., 1854. Bd. 2. S. 373-401). По мнению исследователей, К. и др. иезуиты принимали непосредственное участие в разработке этого устава, однако точно определить, в чем состоял их вклад, на основании сохранившихся документов невозможно (подробнее см.: Buxbaum. 1973. S. 213-215, 219-238). Эрцгерцог приказал также провести проверку всех преподавателей ун-та на предмет их вероисповедания. К., будучи в 1553/54 уч. г. деканом теологического фак-та, должен был принимать участие в следственных процессах, в ходе к-рых он пытался убедить приверженцев протестантизма в ошибочности их религ. взглядов (PCEA. Vol. 1. P. 456, 462-465). Эти процессы в Австрии не имели тяжких последствий и обычно завершались увольнением со службы тех, кто отказывались отвергнуть протестантизм, в худшем случае - изгнанием их из Австрии. К. писал о невозможности победить протестант. влияние в ун-те (Ibid. P. 480). Распространению протестантизма в Вене весьма способствовали проповеди лютеранина Иоганна Фаузера, которого сын Фердинанда I, Максимилиан II (император Свящ. Римской империи в 1564-1576), открыто симпатизировавший протестантизму, в 1554 г. пригласил в Вену и сделал придворным проповедником. Фаузер регулярно проповедовал в венских храмах при большом стечении народа. Не ссылаясь прямо на Лютера и др. реформатов, он толковал Евангелие в лютеран. духе (в т. ч. излагая протестант. учение об оправдании одной верой) и подвергал сомнению традиц. католич. верования и обряды (напр., посты, монашество, почитание святых, поминовение усопших и т. п.). К. пытался воспрепятствовать его деятельности как путем личных бесед, так и организовав публичный диспут с ним, однако результатом этого стало лишь усиление неприязненного отношения к нему Максимилиана II, к-рый открыто насмехался над верностью К. Папскому престолу (напр., над его попытками оправдать практику папских индульгенций ) и чинил препятствия деятельности иезуитов в Вене (см. письмо К., адресованное Лойоле: Begheyn, Foresta, Maryks. 2000. P. 231-232). В 1559 г. Максимилиан II под угрозой отлучения от католич. Церкви и лишения права на императорскую корону заявил о своей лояльности католич. Церкви и прекратил открытую защиту протестантизма.

http://pravenc.ru/text/1470217.html

Глупость, конечно, молодит, до поры до времени, но люди, ведущие интеллектуально напряженную жизнь, оказывается, в большей степени защищены от нарушений умственной деятельности в старости – болезней Альцгеймера, Паркинсона и Хантингтона . Дело не в образовании: что остается от многочисленных знаний, которыми нагружают в школе и вузе? разве таблица умножения, «Волга впадает в Каспийское море» да температура кипения воды; что же касается физических схем, химических формул, иррациональных чисел и правил правописания, их помнят лишь гении и специалисты; нет, речь идет о привычке размышлять, анализировать и хранить прозапас сведения, полезные для жизни. Нажитые навыки, слава Богу, сохраняются навсегда, психика продолжает развиваться, интеллектуальный коэффициент, IQ, с возрастом остается совершенно одинаковым. Арифметика тут неуместна, и молодость духа далеко не всегда соответствует молодости тела. Агата Кристи собиралась в 75 лет угомониться и уйти на покой, однако только что написанная книга продавалась еще лучше, чем предыдущие, и она решила отодвинуть роковую черту к 80. Философ Георгий Гачев (1929 – 2008) перед случайной гибелью в 79 лет источал как и десять, двадцать, тридцать лет назад, множество ярких, оригинальных идей; каждая из жизнемыслей, записанных им или высказанных в обыденном разговоре, могла быть развита в целую книгу, что, между прочим, и практиковалось самыми ловкими из его коллег. Микеланджело (1475 – 1564), Тициан (1480 – 1576) и Айвазовский (1817 – 1900) недалеко от 90 лет написали прекрасные картины; скульптор С. Коненков (1874 – 1971) продолжал трудиться до самой смерти почти в 100 лет; 80-летний В.И. Немирович-Данченко (1858 – 1943) ставил спектакли; в 80 лет поражал творческой силой И. Ф. Стравинский (1882 – 1971); М.В. Нестеров (1862 – 1942) в 79 писал прекрасные портреты, вещи 92-летнего Пикассо (1881 – 1973) пользовались тем же спросом, что и прежние; Гете завершил «Фауста» в 82 года; в поздние годы жизни активно работали известные ученые М. Эйлер (1707 – 1783), П.С. Лаплас (1749 – 1827), И.П. Павлов (1849 – 1936), писатели В. Гюго (1802 – 1885), Б. Шоу (1856 – 1950); И.А. Бунин (1870 – 1953) в год 75-летия опубликовал такие шедевры, как «Чистый понедельник», «Речной трактир, «Месть» и другие рассказы, объединенные в цикл «Темные аллеи»; глубокий ум, память, меткость суждений и острота художественного зрения ему не изменили.

http://azbyka.ru/fiction/rifmuetsya-s-ra...

Это обеспечивало проведение в Казанской епархии на протяжении многих десятилетий единого церковного курса, проводниками которого выступали, в том числе, архиепископ Казанский и Свияжский Иеремия и митрополит Казанский и Астраханский Гермоген (Ермоген). «Пять первых архиепископов казанских из шести, - перечислял А.А. Зимин, - были пострижениками Волоколамского монастыря. После смерти Гурия Руготина (5 декабря 1563 г.) архиепископом казанским был Герман Полев до своей смерти (12 марта 1564 - 6 ноября 1568 г.). Его преемником был Лаврентий (2 апреля 1569 - 13 июля 1574 г.), который ранее был игуменом Волоколамского монастыря (1566 - 1568 гг.). После смерти Лаврентия в Казань был назначен Вассиан, о котором у нас не сохранилось никаких сведений. Вассиан находился на архиепископском престоле только несколько месяцев. После него архиепископом снова были иосифляне Тихон Хворостинин (6 июля 1575 - 11 1576 г.) и Иеремия (умер в октябре 1581 г.). До этого Иеремия был архимандритом Богородицко-Свияжского монастыря (1564 - 1565 гг.), а позднее архимандритом Преображенского Казанского монастыря (1567 - 1576 гг.). Первым казанским митрополитом был воспитанник иосифлян Гермоген (13 мая 1589 - 3 июля 1606 Время рукоположения архимандрита Казанского Спасо-Преображенского монастыря Иеремии во архиепископа Казанского и Свияжского связывается с датой смерти его предшественника - Тихона I (Хворостинина). Так, в составленном российским лингвистом Н.Н. Дурново (1876 - 1937) списке епархий и архиереев «Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени», первый том которого был опубликован в 1892 г. в г. Москве, указывается, что архиерейская хиротония архимандрита Иеремии состоялась в августе 1576 В справочном материале «Краткие биографические сведения об иерархах Казанской епархии от учреждения её до настоящего времени. (1555 - 1885 г.г.)», опубликованном в 17 от 1 сентября 1885 г. «Известий по Казанской Епархии», сообщалось, в частности, что он был «пострижен в Иосифове волоколамском монастыре, в 1567 г. возведён св[ятым] Германом в сан архимандрита казанского Спасо-Преображенского монастыря, жил со св[ятым] Германом в Москве и вместе с свияжским архимандритом Иродионом совершил его

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

В XVI-XVII вв. Реформация, сопровождавшаяся крестьянскими восстаниями (наиболее крупное в В. Австрии в 1626), и рост тур. угрозы на вост. границах стали серьезным испытанием для австр. гос-ва. Тем не менее твердая прокатолич. политика Габсбургов позволила им укрепить свое положение. С 1526 г. к герц. Фердинанду I (1526-1562, имп. 1556-1564) переходят короны Чехии и Венгрии. Постоянная угроза со стороны Османской империи (в 1529 турки осадили Вену, в 1532 - крепость Гюнс (венг. Кёсег) близ штирийской границы, но были отбиты) способствовала централизации гос-ва. Династия Габсбургов в XVI в. стала щитом для проникновения ислама в регион, защитницей христианства - это проявилось прежде всего в поддержке католич. традиции против различных инноваций. Реформация в А. достигла крупных успехов: в сер. XVI в. более половины населения страны были протестантами, в нек-рых областях они составляли до 80%. Папа Пий IV , уступая реформационным требованиям, допустил к чаше Причастия мирян в архиеп-стве Грац, однако папа Пий V запретил это. Имп. Фердинанд I поддерживал католицизм инспекцией мон-рей и приходов, влиянием на решения Тридентского Собора (1545-1563). В австр. провинциях иезуиты были значительным фактором в защите католич. веры. При покровительстве Фердинанда св. Игнатий Лойола основал коллегию иезуитов в Вене. Первый нем. член ордена св. Петр Канизий возглавил 2 кафедры на теологическом фак-те и организовал гимназий с семинарией при нем. Сын Фердинанда имп. Максимилиан II (1564-1576), имевший воспитателем протестанта, впосл. разрешил князьям в своих замках и городах следовать принципу Аугсбургского религ. мира - «чья власть, того и вера». В 1570 г. в провинции Тироль правитель Якоб Пагрсбах разрешил желающим исповедовать протестантизм. Тем не менее реформационное движение в А. носило компромиссный характер. Протестанты не порывали окончательно с католич. Церковью, хотя и проводили секуляризацию церковного имущества, признавали право духовенства на вступление в брак, церковное богослужение на родном языке. Еп. Вены Мельхиор Клесль возглавил движение контрреформации в А., к-рое было полностью поддержано Габсбургами, и прежде всего имп. Рудольфом II (1576-1612). К сер. XVII в. А. вновь становится в основном католич. страной.

http://pravenc.ru/text/63028.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010