Феодосий II Новгородский , епископы Крутицкий Савва (Чёрный) , Смоленский Гурий (Заболотский) , Суздальский Трифон (Ступишин) , Акакий Тверской ). По-видимому, отстаивание на Соборе Новгородским архиеп. Феодосием церковного землевладения навлекло на него неудовольствие светских властей и вызвало его отставку в мае 1551 года; вскоре, до 18 июня того же года, оставил свой пост Суздальский еп. Трифон (Ступишин). В мае 1553 года царь Иоанн IV посетил Пешношский монастырь и беседовал с жившим там на покое племянником прп. Иосифа Вассианом (Топорковым). По наблюдениям Зимина, " там, где правительство нуждалось в крутых мерах для подчинения недавно присоединенных территорий, на важнейшие церковные должности назначались постриженики Волоцкого монастыря " . 3 (или 7) февраля 1555 года архиереем на новоучрежденную Казанскую кафедру был поставлен игум. Иосифова монастыря св. Гурий (Руготин) . В помощь архиеп. Гурию были даны волоцкий старец Герман (Ленков) и волоцкий постриженик свт. Герман (Садырев-Полев) , ставший настоятелем Свияжского Успенского монастыря. Преемниками свт. Гурия на Казанской кафедре из числа пострижеников Иосифова монастыря были свт. Герман (Садырев-Полев; 1564-1567), Лаврентий (1568-1574), Тихон (Хворостинин) (1575-1576) и Иеремия (1576-1581). В 1563 году на Полоцкую архиепископскую кафедру был назначен бывш. Суздальский еп. Трифон (Ступишин) . Другой важнейшей кафедрой, которая длительное время замещалась иосифлянами, была Крутицкая (Сарская и Подонская) ; Крутицкие епископы являлись ближайшими помощниками митрополитов. После еп. Саввы (Чёрного) (1544-1554) Крутицкую кафедру в 1554-1558 гг. занимал Нифонт (Кормилицын) , в 1565-1568 гг.- бывший игум. Иосифова монастыря Галактион . Последним Крутицким епископом из числа волоцких пострижеников был Симеон (ок. 1580-1582). После ухода с митрополичьей кафедры Афанасия царь Иоанн IV предлагал Казанскому архиеп. Герману (Садыреву-Полеву) возглавить Церковь, но тот отказался одобрить опричные порядки и в ноябре 1567 году был убит.

http://drevo-info.ru/articles/13675437.h...

Признанный окольничим и пожалованный грамотами на земли, Молчанов побывал в Москве, «присягнувшей» уже Владиславу, но еще раньше послов Митрополита Филарета и В.В.Голицына в Октябре 1610 года вернулся с Соловецким к Сигизмунду, привезя ему поклон от бояр и все договорные грамоты о Владиславе. Умер до Сентября 1611 года . 217. Шерефединовы-Шерефетдиновы — выходцы из тюркской среды не позже середины XV века, так как во второй половине XV века и позже они широко известны в Коломенском уезде, например, Константин Яковль Серефядинов, послух около 1485 года в Коломне ( Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М.: Наука, 1974. С. 366). В XVI веке Шерефединовы активно использовались как послы в тюркские земли: Иван Васильевич Шерефетдинов — посол в Ногаи со служилыми людьми в 1564 году (ПСРЛ, 29. С.334, 340), Андрей Шерефетдинов, дьяк — посол в Крым в 1584 году (Российский Биографический Словарь, т. 11. С. 43). Фамилия от арабо-тюркского Шереф — Шараф аддин «слава религии» ( Гафуров А. Имя и история. М.: Наука, 1987. С. 210) . Среди персоналий XVI века встречается Андрей Васильевич Шерефединов, дьяк, в 1575 г. дворовый дьяк, гонец в Речь Посполитую в 1565–1566 и в Стокгольм в 1566–1567 г., в 1575– 1576 г. — дьяк Разрядного приказа, в 1576 г. — дьяк, а затем и глава Двинской четверти и Дворового разряда ( Веселовский С.Б. Дьяки и подьячие XV–XVII веков. М., 1975. С. 578 ). Но, возможно, это справка о человеке иного, старшего поколения. 218. Некоторые исследователи полагают, что «Новый Летописец» был составлен около 1630 года «в кругах, близких к Святейшему Патриарху Филарету», и потому мог представлять собою «официальную концепцию русской истории» с конца царствования Царя Иоанна I Грозного до 1619 года. Позже были созданы редакции «Нового Летописца», в которых продолжено описание событий до 1655, 1659, 1686 годов. Составлялся на основе многих летописей и официальных документов. Однако его тенденциозность, отвечающая интересам лишь части политических группировок эпохи, позволяет усомниться в таких выводах. По духу и строю изложения «Новый Летописец» является не продолжателем духовных традиций монастырского Русского Летописания, а выражением совершенно новых политических тенденций с помощью светских публицистических приемов. «Новый Летописец» отличается от традиционных монастырских Русских Летописей, как, например, в наше время социально-политический и социально-психологический типаж «новый русский» отличается от коренного русского человека. Однако, при учете названных отрицательных качеств, списки «Нового Летописца» являются ценными историческими источниками своей эпохи, начиная после убийства Царя Феодора Борисовича.

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/23/...

Одно кладбище, как позволяет думать ряд случайных раскопок и открытий, находилось недалеко от серпуховской заставы, на конной площади близ Данилова монастыря: здесь еще в 1823 г. Калайдович нашел несколько надгробных лютеранских памятников, относящихся ко временам И. В. Грозного; при исправлении стен Данилова монастыря в 1870 г. архимандрит Амфилохий, один из деятельнейших и просвещеннейших археологов наших, отыскал 13 обломков или оснований таких же памятников, относящихся ко времени 1564–1593, из которых на 9-ти уцелели надписи на немецком языке, на двух – на латинском, на одном – на итальянском и на одном– на английском языке; один из них, поставленный в 1570 году в честь славного проповедника Elias Ivesner Dudesc, передан во владение Михайловской кирки. В 1876 г., при перестройке церкви Казанской Божией матери на Якиманке, найден памятник от 1595 г., на могиле второй жены Арента Клауссена Стеллингсверфа. (Эта находка передана в Румянцевский музей.) Случайно ли погребена здесь эта лютеранка или немецкое кладбище из-под стен отдаленного, загородного тогда Данилова монастыря перенесено было сюда в 1595 г. (после того как иностранцы еще в 1576 г. получили позволение от правительства погребаться ближе к центру Москвы и месту своего жительства), решить не беремся ; но несомненно, что названная местность на Якиманке до половины 17 в. принадлежала обитателям находившейся вблизи Наливайки, или Налейки, а потом ею завладели жители нынешней немецкой слободы. Другое кладбище помещалось в немецкой слободе, там, где построена была при Грозном лютеранская церковь . Оно открыто одновременно с основанием церкви (в 1576 г.). Третье кладбище, называемое у Олеария Der Deutsche Begräbniss, было также в немецкой слободе, на большом церковном дворе, принадлежавшем лютеранам; (вблизи этого места старая община св. Михаила имела свой участок земли (Grundestück). Наконец, в самом городе, близ улицы Таганки (недалеко от Болвановских ворот) существовало особое кладбище под названием «Der alten Begräbniss», в котором, со времен Михаила Федоровича, погребались протестанты, жившие в центре Москвы. У реформатов кладбища были общие с лютеранами. (Чт. в Имп. Общ. Ист. и древн Российск. 1862 г., кн. 3, стр. 175, надгробн. пам. иноверц., найден. Архим. Амфилохием в 157О г. в Моск. Дан. монаст. Моск., 1871. Москов. Ведом. 1876 г. 19 мая, Соб. Гос. Грам, и дог. т. IV, 207 и Fechner II. Th. 673–678).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Непрестанная, чрезвычайно разнообразная и многотрудная деятельность Святителя Гурия по устройству новооткрытой обширной епархии, по учреждению в ней монастырей и школ при них, по постройке храмов Божиих и особенно по возведению соборного храма, по обращению неверных в христианство и по обучению их истинам веры и проч., очень сильно влияли на ослабление его давно уже надломленного здоровья. Через 6 лет многотрудной и многоплодной деятельности Святителя Гурия в Казани, здоровье его совершенно расстроилось, и он впал в тяжкую болезнь. Ему совсем отказались служить ноги, и последние три года жизни он вовсе не в состоянии был ни стоять на них, ни ходить. Даже при Богослужениях в церкви, куда в праздники его приносили на руках, он присутствовалъ сидя или лежа. – Впрочем и во время своей болезни Святитель Гурий не изнемогал духом. Он, не оставляя подвигов поста и молитвы, ревностно, как и раньше, занимался делами своей епархии, тщательно следил за всем, особенно за ходом распространения христианства и за обучением новоприсоединенных в школах. Память о святой его деятельности по просвещению передается из рода в род. И теперь еще, почти через три с половиной столетия, жители Казанские перед тем, как начинать учить детей грамоте, имеют особый обычай испрашивать на это благословление Святителя Гурия усердной молитвой при его мощах. – За два дня Святитель Гурий предузнал свою кончину. 2 декабря 1564 года, по его желанию, он архимандритом Варсонофием облечен был в схиму. В 8 часов вечера с 4 на 5 число декабря месяца 1564 года Святитель Гурий мирно скончался. Тело Святителя Гурия, по его завещанию, положено было за алтарем соборной церкви Спасо-Преображенского монастыря. Через 32 года по смерти Святителя Гурия, в 1596 году предположено было в Спасском монастыре построить (на месте, где находилась при основании монастыря построенная деревянная церковь ), новый каменный храм, который по плану должен был занять и то место, где покоилось тело Святителя Гурия и тело погребенного в 1576 году почти рядом с ним друга его, бывшего архимандрита Спасо-Преображенского монастыря, а потом епископа Тверского Варсонофия.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Время основания Зеленецкого монастыря, по данным писцовых книг, можно отнести к периоду 1565-1570 гг. В писцовой книге Обонежской пятины 1564 г., составленной Андреем Лихачёвым, Зеленецкий мон-рь не упоминается, а в 1570 г. обитель уже существовала, т. к. в этом году был казнен Сырков, успевший сделать пожертвование. Согласно «Писцовой книге Обонежской пятины, Заонежской половины, писма Ондрея Васильевича Плещеева и подъячего Семейки Кузмина, 7091 года», в 1583 г. М. уже был игуменом мон-ря, в к-ром подвизались 12 монахов. В обители были построены деревянные Троицкая и трапезная Благовещенская церкви и ограда. Прп. Мартирий Зеленецкий. Роспись Троицкого собора Мартириева Зеленецкого мон-ря. 1908 г. Фотография. 2013 г. Прп. Мартирий Зеленецкий. Роспись Троицкого собора Мартириева Зеленецкого мон-ря. 1908 г. Фотография. 2013 г. В Житии подробно рассказано о важном событии, не упомянутом М. в «памятце». В 1595 г., направляясь в Москву, М. остановился в Твери и исцелил смертельно больного царевича Иоанна - сына касимовского хана Симеона Бекбулатовича (с 1576 вел. князь Тверской; в схиме Стефан). Путешествие М. в Москву в 1595 г. действительно могло иметь место, т. к. этим годом датирована жалованная грамота царя Феодора Иоанновича Зеленецкому мон-рю на 2 выти земли и ловли на Ладожском оз. В благодарность за исцеление сына Симеон Бекбулатович на свои средства выстроил в Зеленецком мон-ре 1-ю каменную ц.- в честь Тихвинской иконы Божией Матери с приделом во имя свт. Иоанна Златоуста. У стены этого храма в 1603 г. М. был погребен в могиле, которую собственноручно ископал. В 70-х гг. XVII в., при Новгородском митр. Корнилии, постриженике Зеленецкой обители, в мон-ре были построены каменные Троицкий собор, Благовещенская ц. с трапезной, колокольня, келейные корпуса, ограда; старую каменную Тихвинскую ц. разобрали. При перестройке мон-ря погребение М. оказалось под Троицким собором, в нижней ц. во имя ап. Иоанна Богослова. Здесь свт. Корнилий устроил гробницу М., однако мощи святого остались под спудом.

http://pravenc.ru/text/2562456.html

После кончины святителя Макария митрополитами Московскими последовательно были Высокопреосвященный Афанасий (1564–1566) и святитель Филипп (1566–1568; †1569). Их сменил настоятель Троице-Сергиева монастыря архимандрит Кирилл (1566– 1568). В 1570 году митрополит Кирилл (1568–1572) 16 поставил Махрищского игумена на Суздальскую кафедру. Более полно об этом говорится в дипломатических документах. Когда в 1570 году, 4 июня, в Москве были послы из Литовской Руси, то царь им сказал: «И мы ныне идем в Пречистую Богородицу, что отец наш и богомолец Кирилл, Митрополит всеа Русии, з богомолцы нашими архиепископы и епископы и со всем освященным Собором в епископью Суздалскую и Торускую ставит епископа, и нам у того поставлениа быти» 17 . Митрополит Кирилл, посвятивший в епископы Махрищского игумена Варлаама, несомненно хорошо знал его, будучи до своего первосвятительства архимандритом Троице-Сергиева монастыря. Начало святительства епископа Варлаама приходится на последние годы опричнины (1565–1572), введенной царем Иоанном Грозным. Несколько ранее, в январе 1570 года, опричному разорению подвергся Великий Новгород и был сведен с престола Новгородский архиепископ Пимен 18 . 25 июля 1570 года в Москве «на Поганой луже» царь подверг казни дьяка И. Выродкова, И. Висковатого и других 19 . В те же годы продолжалась Ливонская война. 23 мая 1571 года, в праздник Вознесения Господня, Москва, подожженная крымским ханом Девлет-Гиреем, полыхала пожаром. 1575–1576 годами датируется правление Симеона Бекбулатовича в качестве Великого князя, когда Иоанн Грозный выделил себе удел. Иностранец-очевидец об этом говорит, что государь, «как бы слагая с себя власть, управление передал Симеону, сыну царя Казанского, возложив на него чрез митрополита также диадему» 20 . Это вызвало неудовольствие, были такие, которые царю «супротив сташа... И на тех возъярися, казнил Ноугородцкого архиепископа Леонида» 21 . В 1579 году Стефан Баторий взял Полоцк, покоренный ранее, в 1563 году, Иоанном Грозным, и в Русской Церкви одной епархией стало меньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Яннарас подчеркивает неотъемлемость нашего личностного бытия от свободы. 1560 «Личность означает свободу», 1561 причем фактически «безграничную», 1562 представляющую собой «возможность бытийного ответа (положительного или отрицательного) на призыв Бога». 1563 Человек обладает свободой принять или отвергнуть «Божественный призыв к личному отношению и общению». 1564 В этом общении человека с Богом Сам Бог «с последней серьезностью относится к человеческой свободе». 1565 Наше «я», говорит Яннарас, должно «активно встречать личную инаковость Творца, и понятно, что эта связь-встреча не вымогается, она лишь приобретается, это лишь факт свободы». 1566 Свобода личности увязывается Яннарасом с ее способностью к любви и уникальной инаковостью. «Изначальные элементы, которыми мы обозначаем личностное существование человека – его инаковость и свобода». 1567 Любовь, согласно Яннарасу, «есть высшее проявление свободы, достовернейшее свидетельство лично­стного существования» 1568 и «экзистенциальная предпосылка свободы». 1569 И наоборот, только свобода позволяет «реализовать свою жизнь как любовь» – «образ Божественного бытия». 1570 А уникальность и «инаковость личности не только феноменологические; они заключа­ются в свободном определении самим субъектом своего способа существования». 1571 Согласно Яннарасу, «любовная, жертвенная самоотдача есть способ бытия личности». 1572 «Личность» для Яннараса есть, «прежде всего, эротическая категория, а «эрос» – прежде всего категория личностная». 1573 Общение и личность Христос Яннарас говорит о любви между тремя Личностями Троицы как об «эросе троичного общения». 1574 Бог познается как «общение Личностей». 1575 И человеческую личность мы познаем «только в со­бытии отношения», 1576 ибо «личность предполагает… отношение». 1577 Цель человека состоит в общении, которое есть «образ троичного Бога в человеческой природе». 1578 Согласно лингвистическому анализу Яннараса, само «именование «личность – πρσωπον» указывает на акт обращенности», «соотнесенности», 1579 «когда человек обращает свое лицо в направлении кого-то или чего-то, проявляя заинтересованность в установлении отношения». 1580 Близость человека и Бога – «это близость не по при­роде, а по месту, то есть личная близость: близость отношения», 1581 «отношения личного Бога с личностью человека». 1582 И даже мир тварный есть «непрестанный и дей­ственный призыв к личному отношению с личным Богом-Сло­вом через слово творений». 1583

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

     Не брезгует Запад и антирусскими интригами при дворе Батыя - не случайно одним из советников хана является рыцарь Святой Марии Альфред фон Штумпенхаузен. В 1245 году ездил в Великую Монголию с поручением от папы Иннокентия IV к самому Великому хану минорит Иоанн де Плано Карпини, в сопровождении двух доминиканских монахов: Асцелина и Симона де Сен-Кента. Голландский монах Рюисброк был послан в Каракорум к хану Менгу владыкой Франции Людовиком IX. Европейские государи были как нельзя больше заинтересованы в продолжении татарских набегов на Русь: " Будем осмотрительны, - писал английскому королю император Фридрих III Штауфен. - Пока враг губит соседа, подумаем о средствах самообороны " .      Цинизм " просвещенной Европы " непередаваем: когда очередные попытки натравить монголов на Русь провалились благодаря дипломатическим талантам Александра Невского, папа, ничтоже сумняшеся, в 1248 году предложил тому же Александру союз против хана - с условием, конечно, что князь признает главенство Ватикана. Так, ложью, лестью и насилием пытаются искоренить в Европе " русский дух " .      И все же, вопреки всему, Русь выстояла, отразив восточные орды кочевников и западные - крестоносцев. Выстояла, окрепла и возмужала. Однако, желающие еще и еще раз испытать ее прочность не переводились.      В 1564 году, например, в Россию приехал попытать счастья на русской службе некто Генрих Штаден, сын бюргера из небольшого вестфальского городка. Он пробыл в " стране московитов " 13 лет, нужды не знал, занимался в Москве шинкарством, водил обширные знакомства и в 1576 году беспрепятственно вернулся на родину. Тут-то и началось самое интересное.      Два следующих года Штаден провел в эльзасском замке Люцельштейн, принадлежавшем пфальцграфу Георгу Гансу, где терпеливо и тщательно разрабатывал... план захвата и уничтожения русского государства. План этот - надо отдать ему должное - задуман был смело и широко, с глобальным политическим размахом. В антирусскую коалицию предполагалось вовлечь Пруссию, Польшу, Ливонию, Швецию и Священную Римскую Империю. На аудиенциях у императора и заседаниях рейхстага воинственный пфальцграф добивался создания могучего флота в Балтийских водах с целью нападения на русские владения. Генрих Штаден привлекался к проекту в качестве советника, эксперта и консультанта " по русским вопросам " .

http://zavet.ru/book/ioanns07.htm

Но поляки продолжали быть в тревоге. Этот последний Ягеллон оставался бездетным. Для поляков была опасность, что с его смертью порвется союз Литвы с Польшей. А потому торопились, чтобы Сигизмунд II привлек Литву в полную унию с Польшей, слив их навсегда в одно государство – Польское. Панство литовско-русское этого не хотело. И Сигизмунд II Август сам стал опасаться, что иначе, пожалуй, Литва-Русь действительно уйдет под Москву. И потому он перешел на польскую программу. Как эту зависимость от Польши ощущали русские паны, видно из слов князя Николая Радзивилла к королю: «теперь Литве грозит двоякая беда: с одной стороны меч неприятельский (война с Москвой), с другой (от Польши) – «аркан вечной неволи». На варшавском сейме 1564 г. король объявил, что, как государь Ягеллонова дома, он отрекается от своих прав на княжество Литовское в пользу Польской короны. Затем после длительной подготовки, в 1569 г. был назначен на 10-е января в Люблине съезд для формального заключения «унии» двух государств. Съезд тянулся до июля с большой борьбой и давлениями на русско-литовское панство. Наконец, сопротивление было сломлено, и русские приведены были к присяге на унию. При составлении «привилеев» на каждую область, русские православные паны вносили статьи о том, чтобы русские православные были там с одинаковыми правами с римо-католиками и чтобы русский язык был по-прежнему во всех литовско-русских землях языком государственным (в судах, законах и актах). На этом русские и продолжали настаивать до конца XVI в. Например, в 1576 г. все паны воеводства Брацлавского писали королю Стефану Баторию, что к некоторым из них недавно из королевской канцелярии присланы бумаги не на русском, а на польском языке, и просили, чтобы впредь бумаги были изложены по-русски. Но после Люблинской унии условия борьбы за русскость и веру стали принципиально труднее. Знаменательно, что король Сигизмунд Август уже в последний день Люблинского съезда 1569 г. оказал: «Теперь, когда на съезде утверждена политическая уния, я хочу подумать о восстановлении единства по вере, единства религиозного, т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Однако, руководствуясь политическими соображениями, предпочитали поддерживать в подвластных им землях протестант. церкви в противовес Римско-католической, к-рая ассоциировалась у населения с Габсбургами. Религ. политика трансильванских князей (вассал Порты) на подвластных им территориях также отличалась веротерпимостью: в княжестве были официально признаны реформатская (1564), лютеран. (1568) и Римско-католическая Церкви, а также унитарии - радикальное протестант. движение, отрицавшее догмат о Св. Троице (1576) (см. также Антитринитарии ). В Венгерском королевстве политика в отношении протестантов прошла неск. этапов. В 1524-1525 гг. были изданы первые декреты против лютеран, предусматривавшие их изгнание из страны и даже смертную казнь. Однако вскоре эти законы были отменены, т. к. лютеранство нашло широкую поддержку даже среди феодальной элиты. В царствования Фердинанда I и особенно Максимилиана II протестант. вероучения почти беспрепятственно распространялись среди населения, несмотря на ограничения и запреты со стороны властей. Римско-католическая церковь в ходе Реформации и тур. войн оказалась в состоянии глубокого кризиса. Мн. епархии перестали существовать, а церковные власти из них бежали на незанятые турками территории. Были уничтожены церкви и мон-ри, а те, к-рые сохранились, пребывали в запустении. Священников не хватало не только в завоеванных османами землях, но и на территориях, подвластных Габсбургам. Визитации показали, что в нек-рых местностях богослужение не велось годами, а также наблюдалось падение нравов среди католич. духовенства. В 1579 г. в Риме папой Григорием XIII была основана коллегия (Collegium Hungaricum), где готовили католич. священников исключительно для В., но этого было явно недостаточно. Попытки укрепления католич. Церкви, предпринимавшиеся в стране до кон. XVI в., строились в основном на убеждении верующих. Именно такую политику проводил в сер. XVI в. Эстергомский Архиепископ, венг. гуманист Миклош Олах. Он считал, что единство веры (католич.) является необходимым условием для консолидации нации, что в свою очередь должно обеспечить освобождение В.

http://pravenc.ru/text/150197.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010