Первая третица ангелов богоподобно и с любовию просвещает вторую третицу бесплотных чинов 1564 , т. е. власти, господства и силы. Облистание Божества делает ангельские природы во второй третице могучими по крепости, сильными и сообщает им власть и господственное начальство в Божием тварном мире 1565 . Они несмолкаемо песнословят Божию силу 1566 . Третья третица бесплотных духов – начала, архангелы и ангелы, наслаждаясь озарениями, все свое желание с любовию и совершенно преклоняют к Богу 1567 и предстоят Ему служебно 1568 . Они твердо хранят своим предстательством порученные их блюстительству Церкви на земле 1569 и отдельных верующих во Христа 1570 и молятся о вселенной. По Божию повелению ангелы своею благодатию отгоняют от людей тьму коварных бесов и наставляют руководимых ко свету спасения 1571 . Обходя концы всей земли, ангелы назирают, охраняют верующих, боговидно просвещают их души и приносят им благодеяния Владыки Христа 1572 , применительно к сердечной чистоте и прилежанию каждого из них о личном спасении 1573 . Велика сила бестелесных ангелов-хранителей, наставляющих людей ко спасению и через себя подающих им Божию светлость 1574 . Христиане, прибегая под ангельский кров, от ангелов озаряются вторым сиянием 1575 . Приведенное церковно-литургическое учение о святых ангелах в общем содержит прямые библейские мысли и святоотеческое толкование их, но в силу особых задач песнотворчества не дает исчерпывающей ангелологии. В канонах, посвященных прославлению бесплотных сил, нет обстоятельного указания на особенность служения Богу каждого ангельского чина или лика. Но определения благодатных состояний ангелов, при всей краткости, исполнены глубокого проникновения в их переживания и действия среди спасаемого Богом человечества. Ангелы Ангелы сотворены прежде всякого творения, как говорит и святитель Григорий Богослов : «Во-первых, измышляет Бог ангельские, небесные силы; и мысль стала делом». Надлежало прежде быть создану мысленному естеству, потом чувственному и, наконец, – человеку, одному из обоих 1576 . В природе ангелов нет ничего вещественного. Они – светы вторые, мысленные, имеющие просвещение от первого безначального Света, не нуждаются в языке и слухе, но без произношения слова языком передают друг другу помышления и желания 1577 . Очевидно, взаимное общение ангелов духовно и мысленно.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Через три года по кончине свт. Гурия (+ 4 декабря 1564 г.), свт. Варсонофий возведен был в сан епископа Тверского; но после четырех летнего управления епархией снова возвратился в основанный им Спасо-Преображенский монастырь, где и скончался 11 апреля 1576 года. Спустя двадцать лет (4 октября 1596 г.) мощи его, прославленные Богом, торжественно открыты архиепископом Казанским Гермогеном, впоследствии Патриархом Всероссийским. Обитель Пешношская, веруя в молитвенное предстательство пред Богом св. Варсонофия, с благоговением чтит память его. Как видимый залог благодатного пребывания его на месте своих земных подвигов служит часть св. мощей его, присланных сюда на память его игуменства Казанским архиепископом Амвросием (1816–1826 гг.). 4 октября – день обретения честных мощей святителя Варсонофия – празднуется на Пешноше торжественно. III Архимандрит Манарий, настоятель Николаевского Пешношского монастыря 29 В истории православного русского монашества конца прошедшего и начала нынешнего столетия имя Макария, архимандрита Пешношского монастыря, должно занять одно из почетных мест. Известно, каким стеснениям подвергалось наше монашество в прошедшем столетии – в царствование Петра I и особенно в правление Бирона. После учреждения штатов в 1764 году, многие прежде богатые монастыри лишены средств к своему существованию, а многие и совершенно закрыты. Иночество видимо склонялось к упадку. Но Господь воздвиг таких деятелей, которые не только послужили восстановлению обителей по внешней стороне, но и возбудили, поддержали и укрепили упадавшую среди монашества духовную жизнь. Таковы были старцы: Паисий Величковский , Макарий Пешношский, Феофан Новоезерский, Назарий Валаамский, Клеопа Введенский, Игнатий Симоновский и другие. Деятельность Макария была очень обширна: им восстановлено восемь монастырей; из его учеников двадцать четыре человека были настоятелями разных обителей. Жизнь его была строго подвижническая, глубоко назидательная. Поэтому и память его должна быть священною не для одних обителей, но и для всех, чтущих труды подвижнической жизни. Предлагаем здесь вниманию читателей его жизнеописание 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Около 1570 г. шляхтич Василий Тяпинский напечатал в своем поместье Тяпино близ Полоцка Евангелия от Матфея и Марка на двух языках – церковнославянском и простой мове (белорусском). Издание представляет собою плод серьезной работы по глоссированию, сравнению, объяснению Св. Писания. Оригиналом для перевода на простой язык послужил текст польской Библии Симона Будного (Несвижь, 1572). Сохранилось два экземпляра (РНБ, Поп 1.1.29 и в Архангельском краеведческом музее). В год издания Острожской библии в селе Хорошеве близ Острога Валентин Негалевский осуществил перевод Евангелия с польского издания Мартина Чеховича (Краков, 1577) на простую мову (ркп. в Центр, науч. б-ке в собр. Михайловского Златоверхого монастыря, Киев). § 15. Острожская библия (ОБ) Как известно, московский печатник Иван Федоров издал первые на Руси точно датированные печатные книги – в 1564 г. Апостол, в 1565 г. Часовник, затем уже в западной Руси в 1569 г. Учительное евангелие, в Заблудове, и во Львове в 1574 г. Апостол и Букварь. В 1575 г. он поступил на службу к князю Василию-Константину Константиновичу Острожскому. В 1576 или 1577 г. в Остроге возник славяно-греко-латинский коллегиум. Ректором этой академии был Герасим Смотрицкий, которому принадлежит второе предисловие в ОБ и стихотворение. В работе над изданием участвовали Василий Андреевич Суражский (Малюшицкий), некий Алексей, протестантский публицист Мотовило, ученые греки Дионисий Палеолог-Ралли (митрополит Тырновский), Евстафий Нафанаил, Феофан Эммануил Мосхопул; известны имена также и других лиц, способствовавших изданию ОБ. В 1578 г. Иван Федоров издал в Остроге Букварь и Новый Завет с Псалтырью (Исаевич 1990). В 1580 и 1581 гг. здесь была опубликована ОБ (в разных экземплярах встречаются одна или другая из этих датировок). Текстологические проблемы, с которыми столкнулись издатели в своей работе, точно охарактеризованы в предисловии следующим образом: 1) православным славянам не было известно полное собрание ветхозаветных книг на церковнославянском языке, но из Москвы издателям удалось получить полную Библию, з греческа языка множае пяти сот лет на славенскии преведеную еще за великаго владимера, крестившаго землю рускую;

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Неизменно отрицательным было отношение М. к анабаптист. проповедникам; в полемике с ними он отрицал, что Св. Дух может воздействовать на человека непосредственно, заявляя, что Бог учредил Церковь как то место, где Св. Дух действует через проповедь Евангелия, побуждая сердца людей к вере и принятию оправдания. Опасными противниками христианства М. считал также антитринитариев, наиболее известным и влиятельным из к-рых в этот период был Сервет. М. одобрил проведенный в Женеве в 1553 г. под идейным руководством Ж. Кальвина (1509-1564) процесс над Серветом, к-рый завершился сожжением Сервета как неисправимого еретика (подробнее об отношении М. к протестант. еретическим движениям см.: Gensichen. 1955). Итоговую оценку заблуждениям анабаптистов и антитринитариев М. дал в соч. «Опровержение заблуждений Сервета и анабаптистов» (Refutado erroris Serveti et Anabaptistarum; текст см.: Melanchthon Ph. SA. Bd. 6. S. 365-377). М. стремился избежать открытого участия в протестант. дискуссиях о таинстве Евхаристии, наиболее крупной из которых стал спор между Кальвином и близким к гнезио-лютеранам теологом Й. Вестфалем (1510-1574), проповедовавшим в Гамбурге. Хотя Кальвин, поддерживавший дружескую переписку с М., рассчитывал на его поддержку и несколько раз призывал его высказать свое суждение (см.: CR. Vol. 43. Col. 215-217, 488-489; Vol. 44. Col. 556-558; Vol. 45. Col. 384-386), М. не желал присоединяться ни к одной из сторон, т. к. полагал, что оба оппонента впадают в крайности. Позицию Вестфаля М. считал языческим «хлебопоклонничеством», а позицию Кальвина - выраженной чрезмерно резко и близкой к цвинглианскому радикальному символизму. Несмотря на осторожность М., гнезио-лютеране объявляли его тайным сторонником Кальвина и обвиняли в отказе от того учения о Евхаристии, к-рое отстаивал Лютер. В кон. 50-х гг. XVI в. новый спор о Евхаристии разгорелся между теологами в Гейдельберге; отвечая на просьбу курфюрста Пфальца Фридриха III (1515-1576), М. осенью 1559 г. составил краткое «Суждение относительно спора о Вечере Господней» (Iudicium de controversia de coena Domini; текст см.: Melanchthon Ph.

http://pravenc.ru/text/2562808.html

Герман Литавор – Хребтович 1551–1558. 305 Еще при жизни Германа, король дал грамоту на полоцкую архиепископию боярину Глебу Ивановичу Корсаку, который, по смерти Хребтовича, и был с 1559 г. архиепископом, приняв имя Герасима. 306 В 1559 г. на виленском сейме обыватели земли полоцкой просили короля, чтобы, согласно с их древними привилегиями, «в дом Божий святой Софии и в дом Божий святого Спаса (в женском монастыре) и в люди тых церквей не вступоватися казати рачил, а ижбы его королевская милость, подлуг давного обычаю, опекунов церковных установити рачил». Король приказал полоцкому воеводе, вместе с ними, «избрать таких опекунов, из панов полоцких, двух особ для церквей Софийской и Спасской, которые пригледати будут, абы от владыки и от игуменьи имения церковные знищенья не терпели»; а по смерти их, владыки и игуменьи, они должны составить опись всему имению и сдать в целости посланцу господарскому, который владыку, або игуменью полоцкую, увязовати поедет». 307 В 1562 г. король отдал полоцкую архиепископию пану Гририю Марковичу Воловичу до его живота. Но Волович в том же году, до своего посвящения, скончался. В октябре того же 1562 г. наименован и после посвящен на полоцкую кафедру инок предтеченского полоцкого монастыря Арсений Шишка. Но, по взятии в следующем году Полоцка русскими, Арсений отведен был в плен и заточен в Спасокаменный монастырь, где и скончался. 308 С 1563 года полоцкими епископами московского поставленья были: Трифон Ступишин 1563–1566. Афанасий с 1566. Скончался и погребен в Кирилло-белозерском монастыре. Антоний, с 1572 митрополит всероссийский. Киприан, 1578. В 1579 году взят в плен Баторием. В то же время полоцкими епископами с литовской стороны были: Варсонофий Валах 1564–1576 и Феофан Богдан Рпинский, из марковских протопопов, с 1576; скончался в 1588 г. 309 Следующие епископы были также поставленья киевского митрополита. Афанасий (Андрей) Терлецкий, из лещинских архимандритов, 1588–1592. Он был родной дядя знаменитому поборнику унии Кириллу Терлецкому. 310

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

In Spain the mystical writers Teresa of Avila (1515–1582) and John of the Cross (1542–1591) led the reform of the monastic life of the Carmelite Order of the Roman Church. In Geneva, the Catholic bishop of the city, Francis de Sales (1567–1622), wrote his influential works providing guidance in the spiritual life. During this same time the famous Italian artist Titian (c. 1487–1576) created religious paintings “fraught with tragic emotion,” and the greatly influential Italian musician Palestrina (c. 1525–1594) produced his grandiose musical compositions which were used in the Roman Church. The most famous of the Renaissance painters was the Italian, Raphael (1483–1520). His friend Michaelangelo (1475–1564) executed his magnificent frescoes on the ceiling of the Sistine Chapel in the Vatican at the behest of Pope Julius II (r. 1503–1513). Patriarch Jeremias II and the Dialogue with the Lutherans From about 1575 to 1581 a noteworthy correspondence and theological dialogue took place between the leading Lutheran theologians, teaching at the University of Tubingen in Germany, and Patriarch Jeremias II of Constantinople. The dialogue was initiated by the Lutherans, who were eager to gain an ally in their opposition to the Roman Papacy. They hoped that their Protestant theology, as summarized in a Greek translation of the Augsburg Confession of 1530, would find favor with the Patriarch. However, the Patriarch, with assistance from advisors, pointed out many theological errors in the Augsburg Confession. The dialogue collapsed principally on the issue of the role of the Church Fathers in the proper interpretation of the Holy Scriptures. Such careful, extended theological dialogue would not take place again between Protestants and the Orthodox until 1716, when some Non-Juror Anglicans entered into theological discussion with representatives of the Patriarchate of Alexandria who were visiting London. Tsar Peter I of Russia (r. 1689–1725) even took interest in this dialogue, but it ended when it was denounced by the Archbishop of Canterbury on the grounds that the Non-Jurors were in schism from the Anglican Church.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-orth...

А азъ, гршной богомолцъ вашъ, слыша про ваше, государево, здравие, вельми о семъ Бога благодарю и покланяюся Ему, яко здравие ваше хранитъ, и со святыми ангелы и яз воспою, якоже пишетъ: въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человецхъ еж есть Слава въ вышнихъ Богу, давшему теб благоразумное смирение. А яже о твоей, свта нашего, государя, благодати ко мн, смиренному, моя умоестственная простота и разумная скупость 1564 противу твоей благодати отвта, ихъже и достойно ти есть воздати не 1565 можеть, разв сей, егда 1566 узрю святое твое благородие, образу блудницы, иже слзами умы ноз Да ты жъ, государь нашъ свтъ, писалъ, что отца нашего, святйшаго Иосифа патриарха, не стало, и изволилъ его Богъ отъ здшнихъ на велелпнейшая благая и нетлнная идеже жизнь без конца есть. Азъ же вельми содрогнухся едва 1567 , како не пришедъ поразить 1568 и мне Господь внезапу, тажъ увдалъ 1569 и о кончин 1570 исхода. И якожъ вруеть святое твое//(л. 19об.) благородие, воистинну не солгавъ, истину 1571 о себ скажу: бежати ми было сотвори, аще великимъ таковъ исход нмилостивенъ! А азъ, гршный, гд явлюся! И аще не бы святый Филиппъ митрополитъ явлниемъ своимъ утвердилъ в то жъ время. Мало ми воздремавшу, и се вижу святаго отца Филиппа митрополита по обычаю в раки лежаща. И отъкрывъ самь покровъ, на немъ лежащий, вельми свтло святое лиц его явися таковъ образомъ, яко пишется на икон. И восклонься, яко ссти хотя. И глаголя ми: «Миръ ти, братие 1572 !», и паки возлже. И паки восклонся, и сяд прямо, и глаголя ми: «Миръ ти, брате, и не отходи отъ мне». Азъ же мняся, стоя, и, не смя приближитися, глаголя: «Прости 1573 мя, владыко святый, яко за многая своя согрешения къ твоей святыни приближи ти ся не смю». Онъ же глаголя ми: «Прииди!» И паки возлже. Азъ же, возбнувъ, страшенъ велми бывъ. И отъ того времяни, надяся впредь на твое благородие, яко да 1574 по милости твоей исполнитъ Господь желание прошения моего. А яжъ о святй соборной и апостольстй церкв пресвятые Богородицы святаго ея Успния, что вдовствуетъ, – всяко иметъ Богъ и о малыхъ смотрение свое, колико пач о святй велицй соборной 1575 церкви святой свой промыслъ показати иметь, и добраго намъ, словснымъ Его овцамъ, пастыря дати, могущаго изводити честное отъ недостойнаго. И его же твое благородие назнамни, мню 1576 , и азъ сего быти, аще и мною 1577 незнаемъ есть, обач от Бога назнаменованъ, яко богочтецъ есть. А еже 1578 бес пастыря быти надолз стаду Христову – многая бда отъ волкъ есть душетлнныхъ. А что 1579 мне ради, смиреннаго, такому длу молчание есть, – не буди то: азъ со святымъ вашимъ благовольниемъ единомысленъ 1580 есмь. О немъ же Богъ 1581 благоволитъ, и ты, великий государь царь и великий князь//(л. 20) Алексй Михайловичь всеа России, и твои, государевы, богомолцы 1582 , наша братья, и я, смиренный, такожд.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Но оказалось, что псевдо-владыка Марк Жаровницкий сам откупился от Луцкой кафедры, и королевская власть в 1567 г. отдала Луцкую кафедру в свое время обиженному, пану Ивану Борзобогатому-Красненскому. А он три года правил Луцкой епископией, оставаясь светским человеком, и только после этого «вынужден» был принять сан, чтобы не лишиться этого «хлеба духовного». Митр. Сильвестр Белькевич скончался в 1567 г. На его место еще с 1565 г. испросил у короля себе документ «храбрый» Владимирский епископ Феодосий Лозовский. Но... не был избран, и в митрополиты прошел и поставлен в 1568 г. епископ Пинский и Туровский Uoha III Протасевич. Иона III Протасевич (1568–1576 гг.) Иона происходил из мелкого русского дворянства. Был уже достаточно стар и был неспособен влиять на ход церковной жизни, захваченной после бури протестантизма мощным и победным наступлением в Польше и Литве римо-католической реакции. Литовская государственная уния (1569). Римо-католическая реакция. Иезуиты в Польше На Тридентском соборе (1545–1563 гг.) римо-католическая церковь оправилась от удара, нанесенного ей реформацией, «почистилась» и окрепла. Католичество вновь выступило на бой и начало отбирать потерянные позиции. Авангардом его армии стал иезуитский орден, который приведен был в Польшу в 1564 г., а в Литовскую Русь через 5 лет, в 1569 г. Это был год Литовской государственной унии с Польшей. Борьба Литвы с Польшей была исконной. Она продолжалась и после личной унии корон через брак Ягайла Литовского с Ядвигой Польской в 1386 г. Для русского и православного элемента эта борьба имела благоприятные последствия, охраняя его от быстрой полонизации и латинизации. Идеал Польши был как раз обратный: – соединить Литву с Польшей в единое монолитное государство и поглотить все литовское и русское в польском море. При жизни Сигизмунда I Литва потребовала, чтобы он сына своего, Сигизмунда II Августа, дал на Литву великим князем. Он это сделал в 1544 г. Но по смерти Сигизмунда I Польша потребовала, чтобы Сигизмунд II Август опять стал Польским королем, во-первых, и вместе Литовским великим князем, во-вторых.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Для большего успеха распространения христианской веры он послал в эти монастыри опытных старцев, с тем, чтобы они обращали «поганых в христианскую веру и обучали иноверческих детей христианской грамоте, дабы и они, взошедши в возраст, могли научати басурманы». Ближайшими помощниками и сотрудниками Св. Гурия были архимандрит Спасского монастыря Варсонофий и Свияжского Успенского – Герман. Деятельность Св. Гурия и Варсонофия прекрасно обрисовывает митрополит Казанский Гермоген в составленных им жизнеописаниях этих мужей. Вот что, например, говорит он о миссионерской деятельности Св. Гурия 95 . «И неверныя учая и наказуя познати истиннаго Бога и Творца всему, и веровати во Отца и Сына и Св. Духа, во святую и неразделиму Троицу единосущну, и многия неверныя в веру приведе, и крести их множество и жены и дети; всюду убо Божия богатно излияся благодать, по писанному: посетил еси землю, и упоил еси ю, умножил еси обагатити ея даром благодати Св. Духа, св. крещением; и явишася мнози от неверия праволавнии, ихже имена в книгах животных. И бывает преподобный, яко некое древо доброродно кипящее плоды красными, и всем произносящее богатно овощие: тако и сей божественный муж Гурий архиепископ учением своим множество душ присвояет Христу». О Святит Варсонофии он замечает: «бысть во всем образ братии к добродетели, монахи наставляя, и мирския поучая, и неверныя приводя в Христову веру…, языками многими видяще глаголати, стязаяся с неверными, и укоряя их, и препирая, и ко крещению приводя, уча и наказуя веровати во святую Троицу» 96 . Об апостольской деятельности Св. Германа находим указание у историка Русской Церкви, преосв. Филарета Черниговского . Он говорит: «Святитель Герман (1555–1576), будучи (1564–67) еще в сан архимандрита Свияжского Богородицкого монастыря, усердно помогал своему архипастырю святителю Гурию в деле обращения иноверцев к вере Христовой. Став преемником на Казанской кафедре Св. Гурию, св. Герман продолжал апостольское дело обращения иноверцев в христианство с тою же ревностью» 97 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Увидев себя в таком положении, Феодосий познал свое согрешение. Исповедав видение и болезнь старцу Елисею, Феодосий пришел ко гробу преподобного и стал молиться: «Верую, помози моему неверию и не оставь меня, ибо на тебя возлагаю всю надежду». Пошел затем в собор, к братии, показал игумену руку, у всех прося прощения и молитв. Прошло несколько времени. Однажды Феодосий вышел из притвора и почувствовал облегчение, тогда вспомнил, что при самой угрозе ему милостиво улыбался блаженный Александр и уразумел, что три удара предзнаменовали трехнедельную болезнь. С тех пор, мало–помалу, совершенно миновала его болезнь, и видевшие исцеление прославляли Господа и его угодника. В пятую же субботу по Пасхе он стал опять совершать литургию и снова приступил к описанию жития и чудес преподобного и окончил его с успехом. Описал и нижеследующие чудеса. Ермил Павлов, некоторое время управлявший Подпорожьем, и отличавшийся милосердием и благочестием, когда состарился и передал имущество зятю, хотел поступить в Ошевенский монастырь, но раздумал и вознамерился урожай с поля, предназначенный обители, продать за море – вдруг опасно заболел. Когда же исповедался в грехе и постригся, поправился (он долго жил в обители и кротко терпел все огорчения); в 1564 г. исцелился в обители немой отрок (в Николин день); исцелился разбитый лошадью крестьянин у гроба преп. Александра; отроковица бесноватая; спасся инок Мисаил от потопления при переходе через реку; исцелился помешанный старец Мисаил и священники Игнатий, страдавший расслаблением правой руки. Это житие было «сыскано» и рассмотрено Варлаамом епископом Вологодским, в 1578 году, и в этом же году, по распоряжению митрополита Филиппа, преп. Александру было установлено праздновать всей русской церковью 20 апреля. Тогда же была составлена и служба преподобному (а Царем отведены в пользу обители земли вокруг ее на 5 верст). Это было при игумене Кирилле (1576–1586 г.). В 1667 году при игумене Иосифе был установлен крестный ход из Каргополя в Ошевенский монастырь, ибо, 10 мая того года так заповедали, – говорится в приб.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010