Гурка, воевода ленчицкий и познаньский, вполне уже познавший неисповедимый характер тещи, с собственным немалым отрядом прибыл во Львов, чтобы силой подтвердить свои права на Гальшу и сломить противостояние женщин. Однако Беата наотрез отказалась выполнять королевский приказ и возвращать Гальшу Гурке, заявив, что их брак был заключен по принуждению. Гурка, по обычаю той поры, недолго думая, осадил монастырь по всем правилам военного искусства. В это время Беата Костелецкая все еще не сдавалась и, пытаясь преломить немилостивую судьбу, все подавала иски в суд на Лукаша Гурку, требуя от него вернуть свою дочь. Она даже предлагала Гурке сумму в размере 100 тысяч злотых, но тот остался непреклонен в своем брачном праве. Крупные польские сановники – воевода калишский Мартин Зборовский, польский примас Ян Пшерембский, епископ познанский Анджей Чарнковский и гетман великий коронный Ян Амор Тарновский – безуспешно выступали посредниками в этом громком споре о Гальше Острожской. В 1560 году внезапно скончался князь Семен Слуцкий, третий муж Гальши. Ему было всего 18 лет. Думаю, решительный Гурка исправил доступными средствами двусмысленное положение с запутанным замужеством Гальши. В 1564 году сама Беата вышла замуж за воеводу серадзского Альбрехта Лаского, который был моложе ее на 21 год. Она рассчитывала найти в нем для себя и для дочери заступника в противостоянии с Гуркой. Однако вместо помощи и поддержки ее новый муж Лаский после свадьбы сразу же заточил Беату в своем словацком замке Кежмарок, а сам стал управлять ее русскими имениями. Неукротимая Беата Костелецкая долгие 12 лет находилась в заключении у неблагодарного мужа-обманщика, вплоть до своей смерти в 1576 году. Невозможно даже представить, что происходило с этой незаурядной и примечательной во всем женщиной, дочерью короля, которая так дерзновенно противостояла немилостивой к ней и ее дочери судьбе, – 12 лет в неволе и заточении… Немного раньше, в январе 1573, года после смерти своего мужа, воеводы познанского Лукаша Гурки, из подобного же 12-летнего заточения в Великой Польше освободилась и Гальша Острожская. Но женихи все еще не отступали от несчастной вдовы, чьи несметные богатства, доставшиеся от отца, которого она даже не видела, не принесли ей ничего, кроме горя и многолетней неволи. Появился новый претендент на ее руку – великопольский магнат Ян Остророг, но до заключения брака дело так и не дошло. Вероятно, Гальша была уже психологически и психически сломлена, да это вовсе не удивительно.

http://pravoslavie.ru/153912.html

Как человеку образованному, ему было благословлено переписывать богослужебные книги. Его труды на протяжении 20 лет, а также духовная дружба со свт. Гурием явились началом их последующей совместной просветительской деятельности в Казанском крае. На это послушание св. Герман был направлен уже в должности игумена Старицкого Успенского монастыря. После поставления Гурия на Казанскую кафедру Герман стал его ближайшим помощником, заслужив репутацию мужа «разума многаго… чистаго и воистину святаго жительства… ревнитель по Бозе… и великий помощник в напастех и в бедах объятым, тако ж и к убогим милостив зело» С. 191—192]. В июле 1555 г. архим. Герман прибыл в г. Свияжск и сразу занялся устройством здесь Успенского монастыря. Он много проповедовал Слово Божие и примером своей жизни привлекал ко Христу и русских, и татар. Число братии в свияжском монастыре росло, и вскоре он стал одним из главных центров духовного просвещения края. После кончины свт. Гурия Герман в 1564 г. стал его преемником на Казанской кафедре, но в 1566 г. Иоанн Грозный призвал его в Москву. Исполняя свой архиерейский долг «печалования» — ходатайства за осужденных, свт. Герман попал в опалу и в 1567 г. при загадочных обстоятельствах 59  скончался. Архимандрит Варсонофий († 1576) (в миру Иоанн) был сыном священника Василия из Серпухова. Промыслом Божиим он с ранних лет был уготовлен к миссионерскому служению среди татар. В юности он попал в плен к крымским татарам, где научился прежде всего молитве, кротости и послушанию. Будущий святитель изучил татарский язык, познакомился с исламом и обычаями татар, что позднее помогло ему на миссионерском поприще. Через три года отец выкупил его из плена. Вернувшись в Россию, он принял монашеский постриг с именем Варсонофий в московском Спасо-Андрониковом монастыре, а через некоторое время митр. Макарий поставил его игуменом Николо-Пешношского монастыря 60 . После учреждения Казанской архиепископии Варсонофий становится соратником архиеп. Гурия, основывает в Казани Спасо-Преображенский монастырь, который станет важнейшим духовным центром Казанского края. Архимандрит Варсонофий строил церкви, много проповедовал. Его знание татарского языка и мусульманского вероучения делали его проповеди, беседы, диспуты интересными и понятными для татар и многих из них привлекли в православие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Но уже в 1560-х годах старая церковь начала опять собираться с силами. Ученик итальянского движения в пользу церковной реформы, эмерландский епископ Станислав Гозен, первым перешел от обороны к нападению и призвал в 1564 году иезуитов для борьбы с прусскими протестантами, подобно тому как некогда Конрад Мазовецкий призвал Тевтонский орден для борьбы с прусскими язычниками. Браунсберг-на-Пассарже стал первой крепостью ордена на польской земле. Но вскоре иезуиты появились и в Пултуске, Вильно, Познани и прежде всего при королевском дворе: король Сигизмунд Август [Сигизмунд II Август (1520–1572) – великий князь Литовский с 1529 г., польский король с 1530 г. Последний представитель династии Ягеллонов], бывшая надежда евангеликов, на закате своих дней превратился в друга иезуитов. Король Стефан Баторий [Стефан Баторий (1533–1586) – польский король с 1575 г. и великий князь Литовский с 1576 г.] не только основал на своей родине, в княжестве Трансильвания, коллегии в Варадине, Вейссенбурге и Клаузенбурге, но и создал для ордена новые резиденции в Польском королевстве – в Риге, Дерпте, Полоцке; он возвел виленскую коллегию в ранг университета и освободил орден от всех повинностей в пользу государства. Однако его превзошел «король иезуитов» Сигизмунд III [Сигизмунд III (1566–1632) – польский король и великий князь Литовский с 1587 г., король шведский в 1592–1599 гг]. Во время его царствования настоящим властителем двора был иезуит Петр Скарга. Друзья и ученики иезуитов заполнили сенат, епископские кафедры и суды. Вся высшая администрация стала католической. Некатолическое дворянство восстало против этой системы, но успеха не добилось. Победителем в сражении при Гуцове в 1607 году стал «король иезуитов», и, хотя он не сумел хорошо использовать свою победу, католическая реакция продолжалась, некатоликам по-прежнему было запрещено занимать государственные должности, и все управление снова приняло строго католический характер. Королевские города, за исключением больших прусских городов, вынуждены были со временем снова стать католическими.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

В 1861–1863 годах по ходатайству митрополита Филарета с разрешения Синода поступили в Московскую Духовную Академию дублеты некоторых старопечатных книг из библиотеки Московской Синодальной типографии. Дело было также начато профессором Горским по поводу возникшего предложения передать эти дублеты в открывавшуюся тогда Московскую публичную библиотеку. Из старопечатных книг Горский избрал и представил в Академию 151, кроме того, 6 книг гражданской печати и 18 мелких брошюр, содержавших различные манифесты, объявления, увещания и указы. Книги – преимущественно богослужебные и почти все относятся к XVII веку, за исключением первой печатной книги в России – Московского Апостола 1564 года, Евангелия, изданного в Угровлахии в 1512 году, Скориннинской Книги Царств 1518 года, Октоиха 1594 года, Триоди Постной 1590 года, Триоди Цветной 1594 года, Маргарита (содержит избранные поучения святителя Иоанна Златоуста ) Острожского издания 1596 года и Катехизиса на польском языке 1562 года 92 . После открытия в 1854 году в Московской Духовной Академии миссионерского отделения для преподавания истории русского раскола и полемики против него, стали поступать в академическую библиотеку по распоряжению митрополита Филарета в качестве пособия старопечатные книги и рукописные сочинения старообрядцев. В 1854 году по инициативе Горского, вследствие ходатайства митрополита Филарета перед Синодом в академическую библиотеку из Московской Синодальной библиотеки и из Московской Духовной консистории были переданы изъятые у старообрядцев старопечатные книги в количестве 224 единиц и 240 рукописей. Из книг особенно ценными являются: Евангелие, напечатанное в Москве в XVI веке, видимо, Иваном Федоровым, Кутеинское Евангелие 1561 года, Виленское юсовое Евангелие 1600 года, два Виленских Апостола 1575 и 1576 годов, две Псалтири XVI века, Служебник Виленский XVI века, Требники, Часословы, Уставы церковные, Октоихи, Триоди, Канонники, Прологи, Отечники, Служебные Минеи – большей частью XVIII века, Катехизис Великий, перепечатанный в Гродно с издания 1627 года, «Кириллова книга», «Книга о вере», «Собрание краткое науки об артикулах веры», «История об отцах и страдальцах соловецких» и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Велможа ж[е] аще и болезнуя бяше от язвы, но обач[е] воста и, с прочими ту мужми зряще сия 1560 , дивляхуся 1561 , и рекоша к себе: «сие образует християнское 1562 знамение быти». И вси надежею Божия помощи радовахуся таково еже 1563 чюдное светоявление. И иная многия л.128. знамения 1564 , и дивная видения, и звону слышания мнози многажды видяху и слышаху. Яко и самому благочестивому царю преж[е] взятия граду Казани, стоящу ему в стану своем, и во вся оконца храмины своея слыша звон во граде Казани, яко Симаковьсково 1565 манастыря болшог[о] колокола звон 1566 . Възвещено 1567 ж[е] быс[ть] и сие видение христолюбивому царю. Боголюбивый же царь со мкозем умилением, и теплыми слезами, и прилежными молитвами помощи у Бога прошаше, Ходатаицу и Молебницу к Нему об. предлагая Пречистую Богородицу, непобедимую надеждю 1568 християнскую, и победоносное оружие Креста Господня силу, и молитвы всех святых, вкупе же и преподобнаг[о] Данила молитвам 1569 надеяшес[я]. И абие желаемаго не погрешил 1570 . И вскоре по сих Божиею помощию съпротивных 1571 одоле, и град Казан[ь] взял, и царя казаньскаго 1572 изыма, и вся непокарюшаяся 1573 враги во граде и вне 1574 града победи и поплени. Тогда же град Казань вскоре повеле от трупия очистити, и Богу освяти, к многы святыя церкви в нем постави, и верными людми л.129. исполни, и пленных 1575 христианства безсчисленное 1576 множество 1577 на свободу возврати. И много множество тогда, и преже того, и потом от неверных во православную веру християнскую обратишася и крестишася во имя Отца и Сына и Святаго Духа 1578 . Богу нашему слава Отца 1579 . Слово о изнеможении преподобнаго Даниила. По рукописи Ундольского 301. [Слово о изнеможении преподобнаго Данила в церквии и о упоучение (sic) брати] 1580 . Преподобному ж отцу нашему Даниилу конечною старостию об.72 л. изнемогшу, яко едва ходити ему возможно, и некогда во святеи церкви на соборном согласном пении толико изнеможе, яко не мощи ему до келил итти 1581 и возва 1582 братию, глаголя: «ведите мя, братия, в келию, се бо изнемогаю».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Вместе с Богом и в Нем также от вечности существует другое лицо, – это разум (Ratio), премудрость Божия, Которая в деятельности выразилась как Слово, Слово Божие 1563 . Прежде всех век Бог родил из своего чрева Слово 1564 ; это Слово есть перворожденный, единородный Сын Божий, второе после Бога Отца Лицо, Бог от Бога, Дух от Духа, Творец и Производитель всего реального 1565 , существо высочайшее и всемогущее 1566 . Сын Божий равен и единосущен Отцу 1567 , есть совершенный образ Его, истинный Бог 1568 . И как Бог есть Дух, так и Сын есть Дух; подобно тому, как Бог Отец не бестелесен, так и единородный Сын Его имеет тело 1569 . Между Отцом и Сыном существует тесное отношение: Слово всегда пребывало в Отце, никогда от Него не отделялось, не различествовало от Него 1570 . Это, однако ж, не значит, чтобы лицо Сына сливалось с лицом Отца в одно лицо, – Сын отличен от Отца, живет особенною самостоятельною жизнью 1571 ; но – с другой стороны – нельзя и различать эти два лица до такой степени, чтобы Отец и Сын были особыми богами в том смысле, чтобы было два бога; между Ними различие не в сущности, но только в лице 1572 : Сын и Отец – это только два божественные лица одного существа Божия 1573 , лицо Отца – первоосновы и виновника всего 1574 , и лицо Сына – наместника (vicarius) Отца, Который один знает Отца и всецело творит и выполняет Его волю 1575 . Дух Святый исходит от Отца чрез Сына; Он – третье божественное лицо, отличное от Отца и Сына: «иной Отец, иной Сын и иной Дух Святый» 1576 . И как между Отцом и Сыном существует тесное отношение, подобное тому, какое находится между деревом и корнем, ручьем и источником, лучом и солнцем; так и между Отцом, Сыном и Св. Духом существует неразрывное единство, аналогию которого могут представлять корень, дерево и плод, источник, ручей и река, солнце, луч и свет 1577 , – единство троичности (unitas trinitatis) 1578 . Таким образом, единый по существу Бог троичен в лицах: Отец, Сын и Св. Дух. Они составляют три – не по достоинству, а по степени, не по сущности, но по образу (бытия), не по власти, но по личным особенностям 1579 ; они составляют едино: один Отец по отношению к Сыну и Святому Духу составляет неточное начало 1580 . Взаимное отношение между лицами Св. Троицы, отношение единства троичности, можно выразить в такой форме: Отец есть всецелая сущность (tota substantia), Сын есть предвечное рождение от Отца (derivatio et portio), Его сущности, Дух Святый – предвечное исхождение от Отца чрез Сына; Сын составляет вторую, Дух Святый – третью степень одного и того же Божества, – троичность в единосущии 1581 . Взаимное отличие одного лица Св. Троицы от другого то, что Отец рождает, Сын рождается, Дух Святый посылается 1582 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Моисей Моисей (извлеченный или спасенный из воды) ( Ucx. II, 10 и др.) – вождь и законодатель народа еврейского, пророк и первый священный бытописатель. Он родился в Египте за 1574 или за 1576 лет до Р. X. и был сын Амрама и Иохаведы. Когда Моисей родился, мать его, Иохаведа, несколько времени скрывала его от общего избиения по приказанию фараона еврейских младенцев мужского пола; но когда скрывать дольше не было возможности, она вынесла его на реку и положила в корзине из тростника и осмоленной асфальтом и смолою у берега реки Нила в тростник, причем сестра Моисея вдали наблюдала, что с ним будет. Дочь фараона, ц. египетского, вышла на реку мыться и здесь увидала корзину, услыхала плач ребенка, сжалилась над ним и решилась сохранить жизнь его. Таким образом, взятый от воды, он, по предложению сестры Моисея, был отдан на воспитание своей матери. Когда же младенец подрос, мать представила его дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, а находясь в царском дворце, был научен всей египетской премудрости ( Ucx. II, 1–10 , Дeяh. VII, 19–22 ). По свидетельству Флавия, он был сделан даже начальствующим над египетским войском против эфиоплян, вторгнувшихся в Египет до самого Мемфиса, и с успехом поразил их (Древ. кн. II, гл. 10). Несмотря, однако же, на выгодное свое положение при фараоне, Моисей, по слову апостола, лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища ( Ebp. XI, 24–26 ). Ему исполнилось уже 40 лет, и вот однажды пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых. Тут увидел он тяжкие работы их и как много терпят евреи от египтян. Случилось однажды ему вступиться за еврея, которого бил египтянин и в пылу схватки убил его, причем, кроме обиженного еврея, никого не было. На другой день он увидал ссорящихся между собой двух евреев и стал убеждать их, как братьев, жить в согласии. Но обижавший ближнего оттолкнул его: кто тебя поставил начальником и судьей над нами? сказал он. Не хочешь ли ты убить и меня, как вчера убил Египтянина? ( Дeяh. VII, 23–28 ). Услышав это, Моисей из опасения, что слух о сем может дойти до фараона, бежал в землю Мадиамскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Высокомудрый – напарник гордого, отличается же от тщеславного. Они – ветви одного дерева, и плод у них один. Ибо один думает, что он склонён, а другой вздымается ввысь; и один – с косточкой, а другой – в скорлупе, но оба [Col. 1576] бесполезны. Ненавистники душ наших, бесы, внушают некоторым, чтобы те в нас произвели некое высокомудрие, а затем в придачу к тому и расслабиться нас побуждают. Посему, если мы расслабимся самомнением, то даем место высокомудрию, и враги наши без труда берут нас в плен. Посему не будем радоваться славе, чтобы не только на хребте, но на лице нашем делали грешники ( Пс. 128:3 ) и чтобы мы стали предметом радости для них во время молитвы, будучи влекомыми и уловляемыми ими во время молитвы в чуждые помыслы. Как и Приточник научает нас: Не буди правдив вельми, ни мудрися излишше, да не когда изумишися ( Еккл. 7:17 ); и: Иже высок творит свой дом, ищет сокрушения: остроптеваяй же учитися впадет во злая ( Притч. 17:16 ). И опять-таки:Нечист пред Богом всяк высокосердый ( Притч. 16:5 ). И еще: Не гордися пред лицем царевым и на месте сильных не стани: лучше бо ти есть, егда речет: взыди ко мне: нежели смириться тебе пред лицем сильнаго ( Притч. 25:6–7 ). Не хвалитеся, и не глаголите высокая в гордыни, да не изыдет велеречие из уст ваших ( 1Цар. 2:3 ). И Павел Тимофею говорит: Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно( 1Тим. 6:17 ). И в другом месте: не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным ( Рим. 12: 16 ). И к римлянам: Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя ( Рим. 11:19–21 ). Посему мы вместе с Давидом будем заниматься [добродетельным смиренномудрым] деланием, искренне вместе с Давидом воспевая: Господи, не вознесеся сердце мое… ниже ходих в великих, ниже в дивных паче мене. Аще не смиреномудрствовах, но вознесох душу мою, яко отдоеное на матерь свою( Пс. 130:1–2 ). Также и с тремя отроками: Мы умалены, Господи, паче всех народов, и унижены ныне на всей земле за грехи наши( Дан. 3:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Монумент на горе. Здесь же на каменных ступенях – сооружение из тонких металлических прутьев, в переплетениях и соединениях которых местные птицы приспособились вить себе гнезда. Эта оригинальная ажурная скульптура работы итальянского мастера Фантони, издали напоминающая своей формой распятие, символизирует Моисеев жезл, обвитый медным змием. Вспомним: «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Чис. 21: 8). Надпись на скульптурном изображении гласит: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть и Сыну Человеческому» (Ин. 3: 14). В Библии говорится, как однажды Господь в подтверждение своего могущества обратил жезл, бывший в руках Моисея, в змею и змею снова обратил в жезл. На стане у Чермного моря Господь повелел Моисею взять свой жезл и разделить море так, чтобы израильтяне могли пройти по суше среди моря. Жезл Моисея фигурирует и в другом библейском эпизоде. С наступлением сорокового года после выхода из Египта Моисей с людьми появляются в Кадесе, в пустыне Син на границе земли Идумейской. Из-за недостатка воды люди возроптали. И тогда Моисей и Аарон воззвали к Господу, и Господь внял молитве и повелел им собрать народ и с жезлом в руках приказать скале дать воду. Моисей ударил в скалу жезлом дважды, и потекло много воды. И сказал Господь Моисею и Аарону: «За то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему». (Чис. 20: 12). По природе своей Моисей был нетерпелив и склонен к гневу, но путем Божественного воспитания стал настолько смиренным, что стал «кротчайшим из всех людей на земле» (Чис. 12: 3). Во всех его делах и помышлениях им руководила вера во Всевышнего. Моисей (этимология его имени до конца не выяснена учеными, но многие из них склонны считать, что «Моисей, или Мошэ» означает «извлеченный или спасенный из воды») – пророк, вождь и создатель всех правовых и религиозных установлений израильтян – происходил из колена Левиина. Он родился приблизительно в 1531 (говорится также о 1570 и 1576) году до Рождества Христова в Египте, когда евреи пребывали там в рабстве. Моисея, воспитанного самой дочерью фараона, возмущало положение евреев в Египте. Однажды в приступе гнева он убил египетского надсмотрщика, избивавшего израильтянина. Фараон узнал об этом, и Моисею пришлось бежать. Беглеца приютил священник и князь мадиамский Иофор. Моисей пас стада Иофора и вскоре женился на его дочери.

http://pravoslavie.ru/3621.html

По установлению Твоему бывает день 1575 , ибо все служит 1576 Тебе. Если бы закон Твой не был утешением 1577 для меня, я погиб бы в уничижении моем. Во век не забуду уставов Твоих, ибо ими Ты даровал мне жизнь. Я – Твой, спаси меня, ибо я уставы Твои хранил. Меня ожидали грешники, чтобы погубить меня, (а) я уразумел откровения Твои 1578 . Я видел предел всякого совершенства 1579 , (но) заповедь Твоя чрезвычайно широка. Как возлюбил я закон Твой, Господи! Во всякий день он – утешение для меня. Заповедию Твоею Ты сделал меня мудрее врагов моих, ибо она – на век моя. Я стал разумнее всех учителей моих, ибо откровения Твои – поучение для меня. Я стал сведущ более старцев, ибо заповеди Твои хранил. От всякого лукавого пути я удерживал ноги мои, чтобы хранить слова Твои. От судов Твоих я не уклонился, ибо Ты даровал мне закон. Как сладки гортани моей слова Твои! Слаще меда для уст моих. Из заповедей Твоих я получил разумение, посему я возненавидел всякий путь неправды. Светильник ногам моим – закон Твой и свет путям моим. Поклялся я и постановил – хранить суды правды Твоей. Я уничижен до крайности, Господи, оживи меня, по слову Твоему. К добровольным 1580 (обетам) уст моих благоволи, Господи, и судам Твоим научи меня. Душа моя в руках Твоих 1581 всегда, и закона Твоего я не забыл. Грешники расставили сеть мне, но я от заповедей Твоих не уклонился. Я принял откровения Твои, как наследие, на век, ибо они – радость сердца моего. Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих на век, роди воздаяния 1582 . Законопреступников я возненавидел, закон же Твой возлюбил. Ты – мой помощник и защитник, на слова Твои я уповал. Удалитесь от меня, лукавые, и я буду поучаться в заповедях Бога моего 1583 . Заступись за меня по слову Твоему, и буду жить, и не посрами меня в надежде моей. Помоги мне, и спасусь, и буду поучаться уставам Твоим. Уничижил Ты всех, отступающих от уставов Твоих, ибо неправедно помышление их. Преступниками признал я всех грешников земли, посему возлюбил откровения Твои.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010