Рубрики Коллекции Хроника смутного времени. Инфографика 5 мин., 02.11.2015 Поделиться Период с 1605 по 1612 год вошел в историю под названием Смутного времени, одного из наиболее тяжких кризисов в истории России. Одни историки, впрочем, склонны вести отсчет с 1598 года, другие продлевают Смутное время до 1617-1618 годов. Мы постарались проследить его краткую хронологию. 1584 Умирает царь Иван Грозный. На престол восходит его сын Федор, но по состоянию здоровья не может в реальности управлять государством. Младший сын, царевич Димитрий, пока еще в младенческом возрасте. По существу в это время страной управляет боярин Борис Годунов. Царь Федор Иоаннович. Миниатюра из царского титулярника 1591 Трагически погибает царевич Димитрий. По официальной версии, он играл со сверстниками в ножички, во время игры у него начался приступ эпилепсии, и он случайно ударил себя ножом в горло. По другой версии, мальчика зарезали по приказу из Москвы. Димитрий-царевич убиенный. Нестеров М.В. 1924 1598 Умирает царь Феодор Иоаннович. Прерывается московская ветвь династии Рюриковичей. Царем становится Борис Годунов. Одновременно появляются слухи о том, что царевич Димитрий якобы чудом спасся. Царь Борис Федорович Годунов. Рисунок Зеленского с портрета в кунсткамере в Академии Наук 1601 Первый из нескольких неурожайных лет. Начинается голод, толкавший людей на грабеж и разбой. По стране растекаются многочисленные банды, нарастает хаос, люди гибнут от рук своих же соседей. Ослабление государства используют и внешние враги. Голод при царе Борисе Годунове. Литография XIX в. 1604 В Польше появляется самозванец, вошедший в историю под именем Лжедмитрия I. Его настоящее имя — Григорий Отрепьев. Он называл себя «истинным» наследником престола, чудесно спасшимся царевичем Дмитрием Ивановичем, объявив правление Бориса Годунова незаконным. Началось Смутное время. Лжедмитрий I. Портрет начала XVII в. 1605 Скоропостижно умирает Борис Годунов. Московские бояре признают Лжедмитрия I законным наследником престола, свергают и убивают сына Бориса Годунова — Федора. Лжедмитрий I занимает Москву. Его поддерживает польский король Сигизмунд III, снарядивший самозванцу войско.

http://foma.ru/xronika-smutnogo-vremeni-...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Томский острог был построен в 1604 году на южном мысу Воскресенской горы, возвышающейся над правым берегом Томи, давшей имя будущему городу, в 60 км от её впадения в Обь и недалеко от устья таёжной речки Ушайки. С трёх сторон это место имело естественные укрепления, реку, болота, крутой обрыв. Четвёртую, северную сторону укрепили при строительстве. Центральную часть острога обнесли деревянными стенами, со сторожевыми башнями и въездными воротами. На башнях стояли пушки и пищали, там постоянно несли караул. Томский острог стал одной из опорных баз для отрядов казаков, двигавшихся дальне, на юг и восток в поиске новых земель и удобных путей к берегам Охотского моря и Тихого океана. Рядом с острогом быстро образовался посад, заселявшийся служилыми людьми и русскими переселенцами, которых власти направляли сюда из Вологды, Великих Лук, Устюга и других городов. Население острога росло быстро. К 1626 году здесь проживало более 500 семей, а в 1646 году их число возросло до 884. В 1629 году Томск получает статус города. К XVIII веку Томск становится самым развитым торгово-ремесленным городом Сибири. Этому способствовало его положение на главном Сибирском тракте, по которому через город двигался огромный поток товаров. К тому времени русская граница отодвинулась к югу. Строительство пограничных укреплений было перенесено на Северный Алтай. Стратегическое значение Томска уменьшилось, часть гарнизона перевели в Бийскую и Усть-Каменогорскую крепости. В 1719 году Томск был причислен к Енисейской, а в 1726 году к Тобольской провинции как уездный центр. К началу XIX века в Томске проживало 8 тысяч человек. Томск. Общий вид с Воскресенской горы на Новособорную площадь. Кон. XIX - нач. XX вв. Редакция текста от: 09.03.2015 08:45:32 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/19862.html

XXIV. Продажа православия и России Решено было набирать волонтёров и собирать войско. Мнишек готов был эту задачу взять на себя; но как человек практичный и корыстолюбивый, он желал предварительно связать самозванца известными условиями в свою пользу и, не довольствуясь словесными обещаниями, потребовал, чтобы Лжедимитрий выдал ему на этот предмет соответствующий документ, скреплённый подписью и печатью. Самозванец выдал два такие обязательства, написанные в Самборе 25-го мая и 12-го июня 1604 года. В основу обязательства была положена женитьба Лжедимитрия на Марине. Родители её обусловили этот брак приёмом у польского короля; теперь, когда этот приём состоялся и когда король признал мнимого царевича действительным, это условие отпадало само собой, и больше не оставалось препятствий к брачным узам самозванца и Марины. Он дал обязательство жениться под страхом проклятия и отлучения от церкви и прислать из Москвы чрезвычайное посольство к королю, чтобы испросить его соизволение на этот брак. Разумеется, за счёт тех богатств, которые в будущем собирался захватить в Москве самозванец, он вполне обеспечивал свою супругу. Он обещал ей кремлёвские драгоценности и два удела, Новгород и Псков: к ногам красавицы-польки были повергнуты целые княжества. Не был забыт, конечно, и будущий тесть, и ему прежде всего обещан был миллион злотых на расходы. Под видом свободы вероисповедания будущей царицы московской, хитро введено было обязательство перевести всю Русь в католичество. Для этого прежде всего Лжедимитрий должен был предоставить Марине полную свободу исповедывать католическую веру и исполнять её обряды в московском Кремле при дворе русского царя и повсеместно в царстве. Кроме того, в уделах своих, в Новгороде и Пскове, Марина имела право на гораздо большее, на открытое насаждение латинства: ей предоставлено было право, если она пожелает, заводить латинские школы, строить костёлы и монастыри и назначать в них ксёндзов и бискупов. Самозванец так ослеплён был неожиданной для него возможностью приобрести себе высочайшую в мире честь, быть московским царём, и себе в жёны красавицу-польку, которую он успел безумно полюбить, что ничего не жалел, ничем не стеснялся, всё ставил на карту, ради безумной затеи жертвовал всем, не смущаясь, и даже поклялся всю Россию обратить в латинскую веру... не понимая, что одно это намерение вынимало главнейшую опору московского престола, и без неё этот престол оказался висящим на воздухе.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

XV. Слухи о Димитрии В начале 1604 года в Москве стало достоверно известно, что в Литве действительно появился человек, который называет себя Димитрием царевичем. Первые известия об этом получены были с разных сторон. В Ивангороде перехвачено было письмо, в котором сообщалось, что мнимо-убитый сын Иоаннов Димитрий в Литве и готовится к походу на Москву. В то же время на берегах Волги донские казаки разбили окольничего Семёна Годунова и, отпуская забранных ими пленных, велели передать в Москве, что они скоро придут с царём Димитрием. Стали доходить в Москву вести и из Литвы, и от пограничных воевод доставлены были уже подмётные грамоты от названного царевича. В июне уже император германский, через особого посланника, извещал Бориса, как союзного государя, о появлении в Польше Димитрия, о той помощи, которую поляки намерены были ему оказать и вообще советовал ему быть осторожным. Когда известие о появлении в Польше Димитрия дошло до царя, Борис пришёл в ужас. Ему ясно представилась величайшая опасность, которая угрожала ему самому и его царству от этого нового бедствия, которое Провидению угодно было послать на Россию, и он с ужасом почувствовал, что трон его безнадёжно колеблется. Поражённый, царь окончательно растерялся и не знал, что ему делать и что предпринять. Прежде всего он решился не обнаруживать своих чувств и своих опасений, хотел казаться спокойным, как будто не придаёт значения этим известиям и не видит опасности. Посла императора он принял с обычной торжественностью, велел благодарить императора за предупреждение, но прибавил, что Димитрия давно нет на свете, а это появился какой-то обманщик, с помощью которого поляки думают возмутить его государство, но которого он может уничтожить одним пальцем. С другой стороны, он ясно сознавал необходимость немедленно же принять меры решительные, действительные, но эти меры не приходили в его перепуганную голову. Как раз в это время в Смоленской области свирепствовало моровое поветрие, и потому по всему смоленскому рубежу устроены были заставы. И вот Борис велел усилить, „наипаче крепити», заставы и даже увеличить их и прибавить до Брянска, „чтобы никто из Литвы и в Литву не ходил, чтобы вести не было на Москву». Он полагал, что поветрие даёт ему случай незаметно, не возбуждая разговоров и подозрений, усилить заставы, и думал этим средством „всё укрыть» и не дать распространиться тревожным известиям. Как будто запретом можно помешать преступным слухам разрастись до чудовищных рассказов и басен!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Уэльсе редчайшая Библия 1611 года найдена в пыльном посудном шкафу 09.10.2015 В средневековом приходском храме города Рексем в Уэльсе ( Великобритания ) случайно обнаружена редкая Библия короля Джеймса . Ее нашел доктор Джейсон Брей, прибывший в храм св. Эгидия в качестве нового викария. В пыльном посудном шкафу он наткнулся на Библию 1611 г. - таких в мире на сегодняшний день известно не более двухсот, сообщает christiantoday.com. Храм св. Эгидия, заложенный в 14 в., известен как один из красивейших храмов Великобритании. Его высокая колокольня считается одним из «семи чудес Уэльса», а на кладбище храма похоронен Элия Йель, чье имя носит известный университет в США. Библия короля Джеймса (Иакова I Стюарта) считается шедевром английского языка. Она была создана в результате кропотливого перевода по распоряжению особой конференции, созванной королем в 1604 г. в здании Хэмптонского суда. Службы в Королевской часовне этого города (где поет свой собственный прославленный хор) проходят с чтением Библии короля Джеймса. Доктор Брей сказал: «Мы с помощником нашли ее в посудных стеллажах. Мы понятия не имели, что это первое издание, пока не послали ее фотографии в Национальную библиотеку Уэльса, а они ее и датировали 1611 г. Эксперты подтвердили ее подлинность. Насколько нам известно, она здесь так и пролежала еще с тех времен». Король Джеймс желал, чтобы все храмы Англии, Уэльса и Шотландии пользовались одинаковой Библией . Библия, известная как «утвержденное издание», была отпечатана в Лондоне в типографии Роберта Бейкера. В экземпляре, найденном в храме св. Эгидия, отсутствует несколько страниц, и в том числе — титульный лист Ветхого Завета. Аналогичный экземпляр Библии, найденный в храме св. Марии Кембриджского университета в 2011 г., был оценен в несколько тысяч фунтов стерлингов. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 10.10.2015 09:42:19

http://drevo-info.ru/news/19601.html

Закрыть Стерилизация собак – отражение бесплодия людей Стерилизованная собака – это символ высшего порядка, это символ эпохи, отражение ее духа и его носителей 26.04.2018 1604 Многие люди искренне убеждены, что защищают «права животных», когда выступают против отстрела бродячих собак. Стерилизацию же их считают делом вполне допустимым. Я же считаю, что стерилизация собак или других животных является выражением духовного бесплодия. Стерилизацию нельзя рассматривать только как сохранение жизни конкретной собаки при ее обезвреживании, ведь ее жизнь в потомстве все равно пресекается. Это наносит колоссальный вред душе, поскольку таким образом бесплодие легитимизируется как образ бытия. Мол, они же живут, бегают, и ничего. Но это непроизвольно (или произвольно) переносится на людей. Чтобы дать оценку какому-то явлению, я привык соотносить это явление с его влиянием на детей. Как объяснить ребенку, чтó сделали с собакой? Это будет очень непросто сделать. Зато что он точно увидит – это то, что бесплодие внешне ничем не отличается от естественной жизни. И для него бесплодие станет просто альтернативным способом жизни, как для многих. Ведь сегодня подавляющее большинство людей бесплодны. Какая разница, не могут они родить физически или же это результат целенаправленного поведения. По факту они бесплодны. И бесплодными половина людей становится уже после рождения первого и единственного ребенка, которым они ограничивают себя как предельно допустимой обузой. Еще примерно половина – после рождения второго. А некоторые и вовсе служат сатане с самого начала. Только лишь несколько процентов людей рожают столько детей, сколько даст Бог. Так вот наше безразличное отношение к стерилизации собак – это отражение нашей собственного бесплодия – духовного и, как результат, плотского. Если бы мы жили иначе, нас бы возмущал этот ужас. Но для нас он стал привычной жизнью. Ведь что такое стерилизация? Это сохранение жизни конкретного животного, но убийство ее потенциального потомства. Скажем, можно вырезать целую деревню. Раньше войны такими и были. А можно отравить колодец, из которого пьет деревня. И тогда все вымрут как бы сами по себе. Но на самом деле – по нашей вине. Стерилизация – это и есть отравление утробы матери, того колодца, из которого появляется на свет потомство. И еще неизвестно, есть ли разница между тем, вырезать ли всех щенков по одному, отравить их всех еще во чреве матери иди просто отравить само чрево, чтобы она даже не смогла зачать.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/26/st...

Сведения о материальном обеспечении Г. м. в XV-XVI вв. скудны и отрывочны. Очевидно, с основания мон-рь владел небольшими угодьями, пожалованными, вероятно, князьями Белозерскими. В 1568 г. в связи со ссылкой в мон-рь Евфросинии (в иночестве Евдокии) Старицкой Г. м. пожалована отписанная у Кириллова Белозерского мон-ря дер. Кнутово. В 1586 г. царь Феодор Иоаннович дал Г. м. почти полностью запустевшие с. Никольское с деревнями, в 1601 г. царь Борис Феодорович - сельцо Маурино, однако уже в 1606 г. оно было возвращено прежним владельцам - кирилловским старцам. Судя по документам, настоятельницы Г. м. не предпринимали усилий для получения сел и деревень с целью извлечения доходов на общемонастырские нужды. Насельницы (представительницы знатных фамилий) не только располагали достаточными для существования доходами, но и делали вклады в обитель вещами и, вероятно, деньгами, выделяли милостыню малоимущим старицам. Акты, писцовые и переписные книги XVII-XVIII вв. также фиксируют отсутствие у мон-ря населенных земель, за исключением подмонастырской слободы. До 1642 г. проживавшие в ней бобыли платили в мон-рь по 10 алтын в год. Позднее оброк заменили хозяйственными работами. В 1658 г. плата за пользование монастырской землей была введена только для вновь поселившихся бобылей - по 16 алтын 4 деньги с человека в год. По офицерской описи 1764 г., в слободе числилось 60 мужчин, доходы с к-рых мон-рем не собирались. С XVI в. известно о ружном жалованье мон-рю. В грамоте от 5 марта 1604 г. указывалось, что до этого времени царская руга поступала в Г. м. в виде хлеба на Рождество, денег на Благовещение. В XVII в. руга выдавалась полностью к Рождеству, иногда только деньгами. Так, за 1624 г. монахини и священники получили из белозерской таможни 132 р. В 1661 г. годовая руга составила: игумении 3 р., 20 четей ржи, 15 четей овса, 3 пуда соли; старицам по 167 алтын 4 деньги, по 5 четей ржи и овса и по пуду соли. В 1710 г. из таможенных доходов 79 монахиням выплачивалось по 7 р. 1 алтыну, игумении - 11 р. 11 алтын. В том же году 70 монахиням дополнительно было выдано по 2 р. 25 алтын. Не позднее XVII в. мон-рю были пожалованы доходы за перевоз через р. Шексну. По данным на 1764 г., игумении полагалось 5 р. в год, сестрам - по 1 р. 40 к.; фактически же выплачивалось всем, включая игумению, по 1 р. 40 к.; всего 107 р. в год из доходов Белозерской провинциальной канцелярии. Сверх того, из канцелярии поступало на ладан и вино 27 р. 2 священника получали 12 р. 65 к., диакон - 4 р. 20 к., 2 пономаря жалованье не получали, а вместо хлебной руги бесплатно пользовались 18 четв. пахотной земли. С 1764 г. мон-рь получал содержание, положенное обителям 3-го класса.

http://pravenc.ru/text/166215.html

Внешняя политика К. была не слишком удачной, поскольку попытка захватить Ливонию привела к ухудшению отношений с Данией, Голландией и Англией, торговля этих стран приносила одни убытки из-за военных действий. В 1609 г. К. подписал русско-швед. Выборгский договор, к-рый был использован для начала вторжения на территорию Русского государства (в 1611 был захвачен Новгород Великий). В 1611 г. началась т. н. Кальмарская война между Данией и Швецией за контроль над прол. Зунд и Нарвой. Узнав о начале войны, К. скончался от инсульта. Религиозная политика К. участвовал в церковных делах столь же активно, как и его брат Юхан, однако в отличие от своего предшественника противостоял католичеству и симпатизировал кальвинизму. Он не был открытым кальвинистом, но во многом разделял взгляды сторонников этого учения, хотя лютеранство уже окончательно утвердилось как офиц. религия швед. Церкви. В целом религ. взгляды К. были достаточно эклектичными, неизменными оставались только вера в высший авторитет Свящ. Писания и неприятие Римско-католической Церкви. Конфликту К. с лютеран. духовенством во время его правления предшествовал период, когда он содействовал укреплению позиций лютеран в Швеции. При его поддержке в 1587 г. было принято 1-е строго лютеран. исповедание веры (Confessio Strengnensis) и проведено Уппсальское собрание в 1593 г. Считая католицизм главной угрозой для Швеции, К. согласился на предложение епископов ввести Аугсбургское исповедание веры. На риксдагах 1602, 1604 и 1607 гг. он упорно отказывался лично принять Аугсбургское исповедание, несмотря на обращения лютеранского духовенства. К моменту коронации в 1607 г. К. принимал Аугсбургское исповедание «лишь настолько, насколько оно соответствует Священному Писанию» (Lutheran Ecclesiastical Culture. 2008. P. 440). Как регент и король К. стремился получить неограниченную власть над Церковью, вмешиваясь в избрание епископов вопреки установлениям 1571 г. и пытаясь контролировать распределение бенефициев. В 1606 г. он издал ордонанс, не позволявший епископам самостоятельно назначать бенефициаров. В следующем году К. предложил создать назначаемый королем центральный церковный совет, куда вошли бы и миряне, для рассмотрения духовных вопросов и национальный «consilium», в ведение к-рого передавались бы «все важные дела, касающиеся религии». Это заменило бы юридическую власть епископа в диоцезе и прежнее устройство Церкви новой структурой, подчиненной королю. Однако начинание К. не было реализовано ( Roberts. 1968. P. 422-423).

http://pravenc.ru/text/1681069.html

С длительным понтификатом П. (свыше 15 лет) связано возвышение семьи Боргезе, ставшей одной из богатейших и влиятельнейших в Риме. Вскоре после избрания папой он назначил на должность кардинала-непота (см. в ст. Непотизм ) своего племянника Шипионе Каффарелли-Боргезе (1576-1633). Он занимал ряд важных постов: префекта Конгрегации гос. консультации (Sacra Consulta; 1605-1621), библиотекаря Римской Церкви (1609-1618), великого пенитенциария (1610-1633), архипресвитера Латеранской базилики (1608-1623) и Ватиканской базилики (1620-1633) и др.; в 1610-1612 гг. возглавлял архиепископскую кафедру Болоньи. Др. племянник П., Маркантонио Боргезе (1601-1658), в 1610 г. получил от испан. кор. Филиппа III (1598-1621) княжество Сульмона (в Неаполитанском королевстве), княжеский титул сохраняется за семьей Боргезе в XXI в. В общей сложности родственники П. получили за время его понтификата более 150 церковных должностей, а также крупные денежные и земельные пожалования, налоговые льготы. Начало понтификата П. ознаменовалось серьезным конфликтом с Венецианской республикой, правительство к-рой приняло ряд законов о запрете на строительство церквей и др. религ. зданий без разрешения светских властей (10 янв. 1604) и о запрете отчуждать недвижимое имущество мирян в пользу Церкви (26 марта 1605). Венецианские власти также привлекли к уголовной ответственности 2 клириков, что противоречило постановлениям Тридентского Собора (1545-1563) о подсудности священнослужителей только церковному суду. В дек. 1605 г. П. осудил принятые законы и потребовал освободить клириков. После отказа Венеции пойти на уступки П. на консистории 17 апр. 1606 г. объявил об отлучении от Церкви членов венецианского сената и об интердикте , наложенном на республику. Принятые меры не оказали заметного действия. За исключением членов неск. религ. орденов (иезуитов, к-рые были официально изгнаны из Венеции 14 июня 1606, а также капуцинов и театинцев), венецианское духовенство не признало интердикт и совершало богослужения. Венецианские власти привлекли на свою сторону католич. богослова и юриста-канониста, члена ордена сервитов Паоло Сарпи (1552-1623), к-рый в серии трактатов отстаивал незаконность действий папы Римского и обосновывал легитимность действий светской власти. Опасаясь окончательного разрыва Венеции с католич. Церковью и победы там протестантизма, П. пошел на переговоры при посредничестве франц. кор. Генриха IV (1589-1610). По достигнутому соглашению (апр. 1607) в обмен на снятие интердикта арестованные клирики были переданы представителю папы Римского. Вместе с тем спорные законы не были отменены, а иезуитам по-прежнему запрещалось въезжать в республику (запрет отменен в 1656/57). Конфликт стал последним случаем применения интердикта по отношению к государству и продемонстрировал неэффективность этой меры в условиях Нового времени.

http://pravenc.ru/text/2578531.html

Публикация М. М. Т. стала кульминационным моментом религ. полемики, вызванной т. н. эрой цензуры архиеп. Дж. Уитгифта (1583-1604). Сразу после рукоположения он запретил частную проповедническую деятельность, предписал священникам строгое соблюдение церковной дисциплины и необходимость подтверждения лояльности к королеве, верность положениям Тридцать девять статей и «Книге общих молитв». В 1584 г. Уитгифт возобновил деятельность Высокой церковной комиссии, в 1586 г. добился постановления Звездной палаты, к-рым архиепископ был уполномочен контролировать всю печатную продукцию страны. Эти действия вызвали категорическое несогласие со стороны пуритан, и М. М. Т. стали наиболее ярким проявлением пуританско-пресвитерианской оппозиции Уитгифту и англикан. Церкви. Отрицание авторитета епископата, критика англикан. священства и деспотизма правительства - центральные идеи всех М. М. Т., остроумных и резких, отличавшихся жесткостью высказываний в отношении епископов и богословов: «святое папистское братство», «нетерпимые противники Реформации», «враги Евангелия», «мелкие антихристы, надменные прелаты», «ничтожные завистливые священники» и т. п. Авторы М. М. Т. цитируют Дж. Уиклифа, сравнивают длительно отсутствующих в своем приходе священников с Иудой и Симоном Волхвом, утверждают, что все гос. акты и постановления в области церковного устройства, если они не основаны на Свящ. Писании, внушены диаволом. Тем не менее М. М. Т. предлагают компромисс на следующих условиях: слово Божие должно проповедоваться по всей Англии; должна быть предоставлена свобода выступлений против церковных злоупотреблений, облачений и др. «папистских пережитков», отраженных в «Книге общих молитв»; не должны преследоваться те, кто не согласны с установленным порядком, и не следует называть их «анабаптистами, схизматиками, пуританами, врагами государства и подвергать за пустяки отлучению от Церкви». Если епископы и архиепископ не примут эти условия М. М. Т., то те, кто составили трактаты и их единомышленники, готовы перейти к решительным действиям, чтобы навредить прелатам (to mar a prelate) посредством издания книг, где будут преданы огласке все их «антихристианские» деяния.

http://pravenc.ru/text/2562426.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010