Таким образом до стоглавого собора обязанность тиуна митрополичьего двора состояла в том, чтобы выдавать знамена и получать за это пошлины с священнослужителей, зачем-либо приехавших в Москву и нанявшихся здесь служить; Стоглав же вменил еще в обязанность тиуну, кроме выдачи знамен и получения пошлин, осматривать еще различные грамоты тех священнослужителей, которым он выдавал знамена на право отправлять службы и требы, и притом не единолично, а в присутствии поповских старост. С течением времени обязанности тиунов значительно расширились. В 1604 году патриарший тиун, сын боярский Иван Чертов, доносил между прочим патриарху Иову: «безместные деи попы и дьяконы в поповскую избу не ходят и перед божественною литургиею правила не правят, а садятся деи безместные попы и дьяконы у Фроловскаго мосту и безчинства чинят великие, меж себя бранятся и укоризны чинят скаредныя и смехотворныя, а иные меж себя играют и борются и кулачки бьются; а которые наймутся обедню служити и они с своею братьею, с которою бранилися, не простясь божественную литургию служат; а служат деи и местные и безместные попы обедни по церквам не во время, рано, и часов не отдает, а которые приезжие попы наймутся служити и они ему тиуну ставленых своих грамот не кажут, а его деи тиуна те безместные попы не слушают, лают и позорят». Из этого, интересного для характеристики тогдашнего безместного духовенства, доноса патриаршего тиуна видно, что он в 1604 году уже не только раздавал знамена служившим в Москве по найму священникам и осматривал у них грамоты, но и наблюдал за их жизнью и поведением, за правильным выполнением ими их священнических обязанностей и даже считал себя в праве контролировать деятельность самых поповских старост, и в случае нерадения в исполнении ими своих обязанностей доносить о них патриарху. Относительно обязанностей тиуна выдавать безместным попам знамена и количества получаемых им от сего пошлин, патриаршая грамота говорит: «да и того старостам и десяцким поповским беречи на крепко, чтобы безместные попы и диаконы, не явясь патриархову тиуну, служити обеден не наймовалися; а явки им велети давати тиуну от обедни по денге, а больши того им явки давати не велети, чтобы безместным попам продажи от тиуна не было; а будет тиун учнет на попех имати явки больши того, и им старостам про то на тиуна извещати Иову патриарху; а который поп или диакон начнет где служити наймуяся, тиуну не явяся, и тиуну на тех попех имати промыты по две гривны да хоженаго по десяти денег, а больши того на тех попех тиуну промыта неимати» 324 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Одержав победу, царь Мина лишил колонистов привилегий и ранее пожалованных земель, но вскоре был разбит поддержавшими Исаака тур. отрядами. Благодаря покровительству наместника И. получили во владение место близ совр. г. Адуа, где ими было основано миссионерское поселение Фремона. После смерти Баррету (дек. 1562) Овьедо получил титул католич. патриарха Эфиопии. Царь Сарца Денгель (1563-1597) подавил мятеж Исаака и, несмотря на то что И. поддерживали мятежников, разрешил им оставаться во Фремоне, где была создана община из обращенных эфиопов. После смерти Овьедо (1577) в Эфиопии оставались 3 И. Из-за османской оккупации побережья Эритреи связь миссии с Гоа стала затруднительной, лишь в 1596 г. во Фремону прибыл пресв. Б. да Силва. В 1588 г. из Гоа во Фремону был послан испан. иезуит Педро Паэс , но он оказался в тур. плену и достиг Эфиопии лишь весной 1603 г. По прибытии во Фремону Паэс начал изучать амхарский язык и геэз, организовал миссионерскую школу и перевел с португ. языка краткий катехизис. После прихода к власти царь За-Денгель (1603-1604) пригласил его ко двору, вручил послания к папе и к кор. Испании Филиппу III и обещал перейти в католичество, если европ. государи окажут ему военную помощь, необходимую ввиду междоусобной войны и угрозы со стороны турок, занявших часть территории совр. Эритреи. Слухи о намерениях За-Денгеля привлечь португ. войска привели к восстанию, к-рое поддержало местное духовенство, и гибели царя. Во время последовавшей междоусобицы царь Иаков (Якоб; 1597-1603; 1604-1607) также обратился к Паэсу с просьбой прислать военную помощь, обещая принять католичество, но вскоре он потерпел поражение от Сисиния (Суснойоса). Новый эфиоп. царь просил Паэса содействовать установлению связи с португ. властями в Гоа, в 1610-1617 гг. передал ему послания к Римскому папе Павлу V, испан. кор. Филиппу III, генералу ордена Клаудио Аквавиве и др. лицам. После обращения в католичество брата царя Сээла Крестоса (1612) контакты Паэса с царским двором стали более тесными.

http://pravenc.ru/text/293585.html

И так далее, и так далее, до бесконечности. И все это системно, все в идеале должно быть увязано между собой. А там, где есть неувязки (они, конечно, есть, и должны быть – иного наукам не дано), то это либо артефакты, которые могут быть объяснены, либо научная проблема. И такие проблемы решаются. То же в космосе. Мы знаем расстояния до звезд и скорость света. Свет от многих видимых звезд должен идти миллионы лет, от галактик – до нескольких миллиардов. Вот мегавремя существования Вселенной. Свидетельства мегавремени доставляют нам исследования остатков вспышек сверхновых звезд (ОВС). С одной стороны, есть молодые, «исторические» ОВС, отождествленные с теми сверхновыми, которые наблюдались в исторические времена и описаны в летописях или астрономами (Крабовидная Туманность 1054г.; сверхновая SN185, взрыв которой наблюдался 7 декабря 185 года, сверхновая Тихо Браге SN 1572, наблюдавшаяся в 1572 году, сверхновая Кеплера SN 1604, наблюдавшаяся в 1604 году, и т.д., вплоть до гиперновой 2006 года). Таким образом, не может быть сомнения, что такого рода космические образования действительно связаны со взрывами звезд, а астрономическими методами полученные датировки справедливы. С другой стороны, абсолютное большинство ОСВ датируют взрывы десятками и сотнями тысяч лет назад (по земной шкале), т.е. задолго до начала исторического времени. Если откинуть процессы длительностью более семи тысяч лет, как того требуют неокреационисты, мы разорвем связь между молодыми ОВС и точно такими же ОВС, указывающими на большую древность взрывов звезд. В то время как молодые ОВС однозначно отождествляются со взрывами сверхновых, и часть их непосредственно наблюдалась в истории, точно такие же ОВС, дающие более древние даты взрывов, искусственно отсекаются от общего объяснения, вообще повисают без объяснений. Таких фактов в астрономии огромное количество. Например, подсчитывая количество треков космических частиц в поверхностном слое метеорита, можно узнать, как долго он летал в космосе и облучался. Это метод, независимый от радиоизотопного, но согласуется с ним.

http://bogoslov.ru/article/2540983

В первых числах марта 1604 года, в сопровождении воеводы Мнишека и князя Константина Вишневецкого, Дмитрий направился прямо в Краков. Глава III. Отречение от веры 1601 г. I Государственный строй Польши был сочетанием двух противоположных начал: во главе республики стоял король. Вот почему нигде, быть может, за исключением лишь Венеции с ее дожами, верховная власть не была подчинена более ревнивому надзору; нигде она не была обставлена более стеснительными условиями. Лишь только возникал сколько-нибудь значительный вопрос государственной жизни, немедленно о нем запрашивались сенаторы, все равно, присутствовали они в столице или нет. Устно или письменно сенаторы высказывали свое мнение; с ним короне приходилось так или иначе считаться. В противном случае надо было ждать неминуемой бури при открытии сейма. Появление Дмитрия в Польше вызвало бесконечные разговоры и обширную переписку, следы которой уцелели доныне; оно же заставило правительство принять целый ряд административных мер. В деле Самозванца король различал две стороны. Во-первых, он видел в нем чисто политический вопрос; во-вторых, оно волновало его и как религиозная проблема. Сохранилось циркулярное послание Сигизмунда к сенаторам от февраля 1604 года. Этот документ отлично изображает душевное состояние короля и ясно рисует перед нами мучившие его сомнения. Начать с того, что происхождение Дмитрия все еще было покрыто тайной. Правда, донесение Вишневецкого, свидетельство Ливонца, показания русских людей и некоторых разведчиков успели уже повлиять кое на кого. Однако, к чести короля, нужно отметить, что сам он меньше всего довольствовался подобными данными. Таким образом, ему приходилось оперировать одними лишь гипотезами и обсуждать вопрос условно. Конечно, помочь московскому царевичу воссесть на наследственном престоле — это значило положить основу почти химерическому союзу двух великих славянских народов. Но Сигизмунд, видимо, не хочет останавливаться на этом вопросе. Перед ним носились другие, более соблазнительные видения.

http://sedmitza.ru/lib/text/439733/

В прежние времена эту звезду считали либо пролетавшим метеоритом, либо чисто сверхъестественным феноменом, который невозможно объяснить путем астрономических вычислений и который, вероятно, могли видеть только волхвы. Но Провидение обычно действует при помощи естественных средств, и, благодаря одному замечательному астрономическому открытию, есть все основания полагать, что в тот раз Бог поступил так же. Великий и благочестивый Кеплер наблюдал в 1603 — 1604 г. соединение Юпитера и Сатурна, которое стало еще более редким и блистательным, когда в марте 1604 г. к ним добавился Марс. Осенью того же года (10 октября) Кеплер наблюдал рядом с Сатурном, Юпитером и Марсом новую, необычайно яркую неподвижную звезду, которая появилась «в триумфальном великолепии, словно какой–нибудь всевластный монарх, посетивший крупный город в своих владениях». Она сверкала и сияла «подобно наипрекраснейшему и наиславнейшему факелу, полыхающему на сильном ветру», и показалась Кеплеру «чрезвычайно чудесным делом Божьим». Своим гениальным умом Кеплер понял, что этот феномен может привести к определению года рождения Христа. Путем точных вычислений ученый установил, что подобное соединение Юпитера и Сатурна с последующим присоединением Марса и, возможно, какой–то необычной звезды повторялось в 747 и 748 A. U. в созвездии Рыб. Следует отметить, что иудейские астрологи придают особое значение соединению Юпитера и Сатурна в знаке Рыб и связывают его с пришествием Мессии. Об открытии Кеплера почти не вспоминали до XIX века, когда его независимо друг от друга подтвердили несколько известных астрономов: Шуберт из Петербурга, Иделер и Энке из Берлина и Притчард из Лондона. Притчард объявил его «столь же несомненным, как и любой другой небесный феномен древности». Это открытие, безусловно, проливает свет на причину паломничества волхвов в Иерусалим и Вифлеем. «Таким образом, звезда астрологии стала светочем хронологии» (как говорит Иделер) и доводом в пользу истинности первого Евангелия. Можно возразить, что Матфей говорит об одной–единственной звезде (αστρ, см. ст. 9), а не о созвездии (αστρον). Поэтому д–р Визелер дополняет расчеты Кеплера и Иделера, ссылаясь на комету, которая, как следует из китайских астрономических таблиц (Пингрэ и Гумбольдт признают их исторически достоверными), была видна с февраля по апрель 750 A.U. Но это предположение довольно натянуто и едва ли необходимо; ибо эта необычная звезда, описанная Кеплером, или Юпитер во всем своем сиянии, согласно описанию Притчарда, в таком запоминающемся соединении достаточно точно соответствует приведенному Матфеем рассказу об одинокой звезде, который ни в коем случае нельзя понимать буквально, ибо Писание говорит о небесных телах не научным, а образным и общедоступным языком. Бог снизошел до астрологических поверий волхвов и, возможно, дал им также внутреннее откровение как до, так и после появления звезды (см. Мф. 2:12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Единственным жанром, в к-ром идеал мог обрести органичную среду существования, для Аннибале стал пейзаж. Вневременные, пространственно бесконечные образы природы предстают на созданных им «героических пейзажах» («Бегство в Египет», ок. 1603; Галерея Дория-Памфили, Рим), положивших начало тенденции, которая сыграла заметную роль в европейской живописи Нового времени. Стиль академии Карраччи стал источником мн. тенденций, поскольку содержал «попытки решения тех проблем, которые были общими для культур эпохи в целом» ( Свидерская. 1999. С. 58). Роспись галереи палаццо Фарнезе в Риме. 1597–1604 гг. Мастера Аннибале и Агостино Каррачи Роспись галереи палаццо Фарнезе в Риме. 1597–1604 гг. Мастера Аннибале и Агостино Каррачи Академизм, в основу к-рого легли главные черты творчества болонских художников, стал заметным направлением в развитии итал. живописи Сеиченто, представленным многочисленными учениками и последователями. Среди них - Доменико Дзампьери (Доменикино) - автор «Причастия св. Иеронима» (1614; Пинакотека, Ватикан), фресок капеллы св. Цецилии в ц. Сан-Луиджи-деи-Франчези в Риме (1615-1617), «Вознесения Марии» (1616-1617; ц. Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим). В перечисленных работах преобладает рисунок над живописью, четкие контуры, ясность объемов, нек-рая условность цвета. Кисти Доменикино принадлежат мощные фигуры евангелистов (1622-1627, паруса ц. Сант-Андреа-делла-Валле, Рим), их характеризуют эффектные ракурсы, иллюзорные «выходы» частей изображения, написанных на стукко, за сочленения архитектурных поверхностей, созвучие энергии тел тектоническому усилию парусов, поддерживающих барабан; эти черты позволяют расценивать росписи как этап в формировании стиля барокко. Св. Матфей и ангел. 1635–1640 гг. Худож. Гвидо Рени (Пинакотека Ватикана) Джованни Франческо Барбьери (Гверчино) возглавил болонскую академию в 1642 г. В его произведениях традиции академии соединялись с впечатлениями от венецианской живописи, с живыми наблюдениями народной жизни. Мощные контрасты светотени, порывистый ритм движений, глубокие цвета создают эмоционально-напряженную атмосферу его картин («Блудный сын», 1619; Художественно-исторический музей, Вена; «Св.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

церкви. В том же году была казнена Мария Стюарт. Папа Сикст V (1585-1590), предпринимавший в Европе действия, направленные на усиление католицизма и восстановление утраченных им позиций, поддержал испан. вторжения в Англию «Непобедимой армады». Известия о подготовке армады вызвало в стране новую волну антикатолич. настроений: в 1587 г. прошли «чистки» мировых судей и массовые аресты; в 1588 г. произошло наибольшее количество казней за елизаветинский период. Разгром армады не принес облегчения, т. к. война продолжалась и распространялись слухи о новом готовящемся вторжении. В связи с этим в 1591 г. кор. Елизавета особым распоряжением приказала создать в графствах комиссии для проведения расследования в отношении иезуитов, католич. священников или тех, кого в этом заподозрят, а также «предрасположенных к измене... или признающих под каким-либо видом власть папы или короля Испании». Статут 1593 г. запрещал «отвергающим» под угрозой конфискации имущества отъезжать от своих поместий или от постоянного места жительства более чем на 5 миль без разрешения 2 мировых судей и епископа. В 1603 г. престол перешел к Якову I Стюарту, сыну Марии Стюарт, королю Шотландии, к-рый объединил под своим скипетром оба королевства. В церковной политике король продемонстрировал готовность пойти на компромисс со всеми, кто признавали его власть как государя и главы Церкви. Он проявлял терпимость к католикам до 1605 г., а затем ввел присягу на верность, к-рая должна была отделить лояльных католиков от нелояльных. В 1603 г. пуритане подали королю т. н. «Тысячную петицию» (Millenary Petition; названа так по количеству поставленных под ней подписей). Для обсуждения ее была созвана конференция в Хамптон-Корте (1604) с участием короля, представителей пуритан и епископата. Король обещал, в частности, реформировать каноническое право, подготовить новый перевод Библии, а также внести изменения в «Книгу общих молитв». Эти обещания в целом были выполнены: появился новый Свод канонов (Code of Canons, 1604) и новый перевод Библии, т.

http://pravenc.ru/text/150119.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРОЦИЙ [лат. Grotius; нидерланд. Groot] Гуго (10.04.1583, Делфт, ныне пров. Юж. Голландия, Нидерланды - 28.08.1645, Росток, ныне земля Мекленбург-Передняя Померания, Германия), голл. юрист, гос. деятель, теолог, историк и поэт. Жизнь Г. род. в знатной протестант. семье. Его отец Ян, занимавший в Делфте должность бургомистра, был знаком со мн. голл. интеллектуалами: филологом и издателем Ю. Липсием, математиком С. Стевином, теологом И. Витенбогартом, историком и гос. деятелем Я. ван дер Дусом, лингвистом и историком И. Ю. Скалигером ,- в той или иной степени оказавшими влияние на образование Г. В 8-летнем возрасте Г. написал свои первые стихи на лат. языке; в 1594 г. поступил в Лейденский ун-т, ректором к-рого был его дядя, а куратором - отец. Возможно, нек-рые ранние работы Г. были написаны не без участия отца. В ун-те он изучал рим. право, античную лит-ру, теологию, поражая учителей глубиной познаний и феноменальной памятью, овладел лат., древнегреч., древнеевр., сир., араб., франц., нем., возможно, также англ. языками. Окончив ун-т в возрасте 14 лет, Г. благодаря Скалигеру и др. влиятельным лицам отправился во Францию в составе голл. посольства, возглавляемого Я. ван Олденбарневелтом. 5 мая 1598 г. в Орлеанском ун-те он получил степень д-ра права. Франц. кор. Генрих IV , восхищенный знаниями представленного ему Г., назвал его «голландским чудом». Вернувшись в Голландию, Г. занялся изучением и научным изданием сочинений античных авторов, в частности Марциана Капеллы и Тацита, к-рого избрал для себя в качестве образца честности и любви к отечеству. Написал на лат. языке трагедии: «Adamus exul» (Адам изгнанный, 1601), не включенную им в собрания сочинений, но оказавшую большое влияние на лит-ру XVII в., в частности на Й. ван ден Вондела и Дж. Мильтона, «Christus patiens» (Христос Страстотерпец) и «Sophomphaneos» (Софомпанеас). В 1599 г. Г. начал гос. карьеру, став членом Суда провинций и Верховного суда. В 1601 г. он был назначен историографом Голландии. В 1599-1607 гг. занимался также юридической практикой в Гааге, в частности обслуживал нидерланд. Ост-Индскую торговую компанию, к-рая в условиях борьбы Нидерландов за независимость от королевской власти Испании выступала за право свободной морской торговли. Это обстоятельство послужило Г. поводом для написания соч. «О праве добычи». В 1604 г. он стал юридическим советником правителя (статхаудера) Нидерландов гр. Морица Оранского (Нассауского), в 1607 г. занял должность прокурора и первого гос. инспектора судов Голландии, Зеландии и Зап. Фрисландии. 17 июля 1608 г. Г. вступил в брак с Марией ван Рейгесберг; у супругов род. 4 сына и 3 дочери. В марте 1613 г. Г. был избран ратспенсионарием (синдиком) Роттердама и в этом качестве ездил с дипломатической миссией в Англию для обсуждения проблем торговли в Индии.

http://pravenc.ru/text/Гроций.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАРА ЯКОБ (28.08.1600-1693), эфиоп. мыслитель; считается основоположником философско-религ. свободомыслия на Африканском Роге. Сведения о З. Я. содержатся в его единственном сохранившемся произведении - автобиографии, озаглавленной «Исследование» (эфиоп.  ), а также в одноименном трактате его ученика Вальда Хэйвата (      ). Род. близ Аксума в семье бедного ремесленника, чей род возводился к аксумскому духовенству. В повседневной жизни его имя было Варке (  ), Зара Якобом был наречен при крещении. Во время обучения чтению у мамхера (духовного наставника) З. Я. показал себя способным учеником, и отец отдал его в школу церковного пения (Зема бет), но у ребенка не оказалось ни слуха, ни голоса, и через 3 месяца он перешел к мамхеру, к-рый преподавал ему в течение года стихосложение (кэне) и грамматику. Следующие 10 лет З. Я. изучал толкование Свящ. Писания и т. о. поднялся на высшую ступень традиц. богословской учености; став одним из дэбтэра , начал учительствовать. В это время царь Сисиний (1604-1632) насаждал в стране католичество. З. Я. был ложно обвинен в призывах к восстанию за возрождение традиц. веры и изгнание «франков» (т. е. португальцев). Ему пришлось бежать из Аксума, скрываться до кончины Сисиния, а затем скитаться по Эфиопии. В обл. Энфраз он нанялся наставником детей к богатому человеку по имени Хабта Эгзиабхер, взял в жены его рабыню Хирут, которой хозяин дал свободу. Жесткое религиозно-политическое противостояние монофизитов и католиков в правление Сисиния, а затем восстановление в правах традиц. для эфиопов веры при Василиде (1632-1667) повлияли на формирование мировоззрения З. Я., близкого к европ. деизму . Веруя в Единого Бога, Творца всего сущего, наделившего человека непогрешимым разумом и бессмертной душой, З. Я. усомнился во внешней, обрядовой стороне религии. В «Исследовании» он отрицает институт монашества, объявляя его противным человеческому естеству, посты, почитание праздников и т. п. Молитву З. Я. рассматривал как сугубо личное дело, к-рому благочестивый человек должен предаваться постоянно. Вальда Хэйват конкретизировал эту доктрину, подкрепив ее множеством примеров и притч.

http://pravenc.ru/text/182623.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АННУНЦИАТЫ [аннунциатинки; лат. annuntiatio - возвещение, благовещение], католич. жен. монашеские ордена в честь Благовещения Девы Марии; неск. католич. духовных объединений, посвященных этому событию. Французские А. Офиц. название жен. монашеского ордена - «Орден Благовещения» (лат. Ordo de Visitatione Beatae Mariae Virginis, OVM); традиционно называется также «Десять добродетелей Богоматери» (франц. Dix Vertus de Notre-Dame). Основан франц. королевой блж. Жанной Валуа в 1500 г. Устав А. «Десять добродетелей Богоматери», написанный Жанной, был утвержден папой Александром VI в 1501 г. Папа Лев X подчинил А. ордену францисканцев , сохранив их автономию. А. дают обеты бедности, целомудрия и послушания, участвуют в церковной службе. Сестры носят серые одежды с красным капюшоном и белой мантией. По цвету капюшонов их называют красными А. К 1771 г. А. имели 53 мон-ря во Франции и Бельгии, к-рые пришли в упадок в годы Французской революции, когда все монашеские ордена, в т. ч. и А., были распущены. В наст. время существует 2 мон-ря А. во Франции (в Булони и Вильнёве), 1 - в Англии и 3 - в Бельгии. Итальянские А. (по цвету плащей их называют голубыми А.- итал. Annunziate turchine), жен. монашеский орден, основанный в 1604 г. в Генуе блж. Марией Викторией Форнари и утвержденный папой Климентом VIII . В конгрегации принят августинский устав (см. Августина устав ). А. живут в строгом затворничестве, принимают обет молчания, общение сестер с родственниками ограничено. Сестры занимаются рукоделием, изготовлением церковных облачений для бедных общин. Орден развивался во Франции, Италии, Германии и Дании. В 50-х гг. ХХ в. существовало 3 мон-ря в Италии (Рим и Генуя) и 2 - во Франции (Лангр и Жуанвиль). В 1997 г. орден сохранил за собой 4 мон-ря и насчитывал 34 сестры. Бельгийские А. Жен. монашеский орден «Сестры Благовещения» (франц. Sœurs de l " Annontiation) был создан в XIX в. для ухода за больными и преподавательской деятельности. Первый мон-рь основан в 1833 г. Впосл. А. были открыты начальные школы и подготовительные курсы для сестер милосердия при мон-рях А. в Хюлденберге, Эверсберге, Фурне, Лешенуа-су-Ватерлоо (Бельгия). В 1997 г. «Сестры Благовещения» насчитывали 105 чел., ордену принадлежало 7 мон-рей. Орден Благовещения

http://pravenc.ru/text/115632.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010