Галатская-Кафская или Кафатиани 137 Галичская или Чухломская или Городецкая Умиление 20 июл., 28 мая. 1470. Гелатская или Пицундская 15 авг. 1451. Гемынская. Гербовецкая 1 окт. 1459, 1535. Германовская или Ерманская (явившаяся в 732 г. в Константинополе св. патр. Герману) 12 окт. Геронтисса 4 апр. 1486. Гефсиманская 17 авг. 1496. Гидлянская 138 3 мрт. Гиспальская. – См. об Испанской. Гликофилусса, или Сладкое лобзание 139 , в понедельник Пасхи. Глинская Рождество Богородицы 8 снт. 1473. Говезнянская 140 . Голубинская 141 12 июн. Голубицная (вероятно, то же, что Голубинская или Коневская). Горбаневская 30 июн. 1501. Горбацевицкая 142 Городецкая – См. Галичская . Городищенская или Шкаплерная. 1437. Горудиская 143 Гребневская 28 июл. 283. Греческая Андронникова. – См. Андроникова. Григориатская 144 30 нбр. Груздовская (к с. Груздове, Олончанского y., Виленской губ.) 2 июн. Густынская или Ярмарковая Смоленская 28 июл. 1521. Грузинская 22 авг. 323, 1420, 1424 1498 1555, 1562. Далматская Успение 15 фвр. 1448. Дамаскинская 4 дек. 1496. Двинская 145 25 нбр. Девпетерувская 146 29 фвр. Дектоурская (по изображению подобная Амартийской) в нед. Всех Святых. Дермонская Казанская 8 июл. 1434. Дехтяровская 147 в 10-ю пятницу по Пасхе. Дивногорская или Сицилийская 5 фвр. 1441. Димьова 148 15 авг. Долинская 149 13 фвр. Домницкая или Думницкая 8 снт. 1559. Домостроительница . – См. Экономисса. Донская 19 авг. 319, 1475, 1485. Достойно есть или Милующая 11 июн. 1543. Дубенская . 1435. Дубовичская 150 13 снт. Дубоемская (в с. Дубоемцах, Смоленск. еп.). Дудичская или Дудзицкая 151 1 окт. Думницкая . – См. Домницкая. Дуниловская Казанская 152 29 июн. Евстратьевская . Египетская 153 11 янв. Едесская 154 12 мрт. Елеоточивая 155 17 нбр. Елецкая 156 11 янв. Елецкая Черниговская 5 фвр. 1559. Елецкая Казанская 8 июл. 254. Еллинская (в Харьковском кафедр. соборе). Елпида (т. е. Надежда, в Константинополе, в церкви Успения, в местности, называемой Кум-Капи). Ерманская. – См. Германовская. Ефесская или Корсунская. – См. Корсунская.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

The King " s Cardinal: The Rise and Fall of Thomas Wolsey. L., 2011; Wagner J. A., Walters Schmid S. Encyclopedia of Tudor England. Santa-Barbara (Calif.), 2012. Vol. 1. P. 835; Niles J. D. The Idea of Anglo-Saxon England 1066-1901: Remembering, Forgetting, Deciphering, and Renewing the Past. Malden etc., 2015. P. 71-72. Свящ. Антоний Борисов Правление П. Назначенная в ходе «религиозного урегулирования» церковная администрация должна была, с т. зр. короны, инкорпорировать в реформированную Церковь верующих весьма разнообразных взглядов - от католиков (составлявших на 1558-1559 гг. абсолютное большинство) до достаточно радикальных протестантов. Непременным требованием было признание королевы «верховным правителем» Церкви, а противоречия должны были преодолеваться за счет учения об адиафоре , к к-рой следовало отнести спорные вопросы, при этом Елизавета I настаивала на своем праве регулировать область «безразличного» для установления единообразия офиц. Церкви. П. признавал, что его главной задачей является формирование единой и единообразной Церкви; он соглашался и с королевским правом на регламентацию адиафоры, хотя и пытался иногда возражать против отдельных мер, впрочем, как правило, безуспешно. Первая же попытка епископов (включая П.) повлиять на мнение королевы, предпринятая ими в кон. 1559 - нач. 1560 г., когда они хотели убедить ее удалить распятие из Королевской капеллы, показала нетерпимость Елизаветы I к любым посягательствам на ее суверенитет в вопросах религии. Несмотря на некоторые возникавшие противоречия, до 70-х гг. XVI в. П. пользовался расположением королевы, ценившей его лояльность. Их наиболее значительные разногласия были связаны с проблемой браков духовенства: Елизавета I не скрывала своего недовольства женатыми священниками, хотя и терпела их, тогда как П. был сторонником браков для клириков в теории (в 1567 он опубликовал трактат в их защиту) и на практике. П. занимал явно подчиненное положение по отношению к королевской администрации, мало участвовал в делах светской власти и не входил в состав Тайного совета.

http://pravenc.ru/text/2579037.html

Флорентийский собор, Ферраро-Флорентийский собор (1438–1445) – собор, созванный папой Евгением IV для заключения унии с Православными Церквами в противовес Базельскому собору. Открылся в Ферраре, затем был перенесен во Флоренцию, закончился в Риме. В работе Флорентийского собора участвовала многочисленная православная делегация (византийский император Иоанн VIII, константинопольский патриарх Иосиф II и др. высшие православные иерархи), искавшая сближения с папством в надежде на помощь Запада в борьбе против турецких завоевателей. На Флорентийском соборе разгорелись споры о филиокве, о таинстве причащения, о чистилище, о верховной власти папы. Усиление турецкой опасности, давление, с одной стороны, Евгения IV, с другой – ряда византийских церковных деятелей (Виссариона Никейского, киевского митрополита Исидора и др., готовых пойти на компромисс в области догматики ради спасения Византийской империи) вынудили византийцев заключить Флорентийскую унию (5 июля 1439 г.). В дальнейшем и Русь, и Византия отвергли унию. Последние сессии Флорентийского собора были посвящены борьбе с Базельским собором. 224 Павел IV (1476–1559) – папа римский с 1555 г. В миру Джанпьетро Караффа. Родился в Неаполе. В 1504–1524 гг. епископ Кьеги. В 1520 г. участвовал в составлении буллы против М. Лютера. Один из основателей ордена театинцев (1524). В 1536 г. архиепископ Неаполя и кардинал. В 1542 г. возглавил римскую инквизицию. При Павле IV Тридентский собор практически прекратил работу. Преследованию подвергались не только еретики и иноверцы, но и сторонники умеренной церковной реформы. В 1559 г. издал первый «Индекс запрещенных книг». После смерти Марии Тюдор в 1558 г. не смог помешать победе протестантов в Англии. 225 Срв., напр., глубоко трогательное описание аудиенции у Папы в одной из книжек журнала «Religioese Besinnung» (1928, Haefte 3). 227 Пий XI (1857–1939) – папа римский с 1922 г. В миру Акилле Ратти. Родился близ Милана в семье мелкого промышленника. После окончания духовной семинарии учился в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В 1558 г., после смерти бездетной сестры, она унаследовала престол. 17 нояб., день ее воцарения, со временем превратился в национальный праздник, к-рый отмечался до XVIII в. как триумф протестант. веры. Коронация Е. состоялась 16 янв. 1559 г. в Вестминстерском аббатстве . С восшествием Е. на престол была восстановлена англикан. Церковь, был вновь принят Акт о супрематии с нек-рыми изменениями (SR 1 Eliz., c. 1) и «Акт о единообразии [богослужения]» (SR 1 Eliz., c. 2) (1559), к-рое должно было совершаться на основе «Книги общих молитв» 1552 г. В 1563 г. конвокация духовенства одобрила «Тридцать девять статей» , изложение англикан. вероучения, сохраняющее свою силу и в наст. время. При Е. окончательно сформировалась национальная Церковь Англии, разделяющая многие общие положения протестант. догматики (как лютеран., так и кальвинист.), но сохранившая епископальную орг-цию, иерархию духовенства и пышное богослужение, близкое к католич. богослужению. Церковное устройство елизаветинского времени нередко характеризуется как via media - серединный путь между католичеством и более радикальными протестант. течениями - цвинглианством и кальвинизмом (см. ст. Англиканская Церковь ). В начале правления королева предпочитала именоваться не «главой Церкви», а ее «верховной правительницей» (Supreme Governor). С 70-х гг. XVI в. она отбросила сомнения, связанные с тем, что женщина не может возглавлять Церковь. Это отвечало интересам умеренных протестантов, признававших Е. богоизбранной правительницей и законной наследницей «имперской» короны Англии. Статус королевы-девственницы подкреплял ее претензии на супрематию в церковных делах. Хотя осторожная религ. политика позволила Е. сохранять гражданский мир между подданными разных конфессий в течение 20 лет, компромиссный характер елизаветинского англиканства не удовлетворял католиков и пуритан (см. ст. Пуританизм ) - сторонников дальнейшего реформирования Церкви, придерживавшихся в основном кальвинист. взглядов. В 1569 г. католич. дворянство сев.

http://pravenc.ru/text/189795.html

Воспользовавшись случаем, русское правительство в октябре 1558 г. отправило на Православный Восток многочисленное посольство с огромными дарами патриархам и монастырям. Руководители миссии архидиакон Геннадий и Василий Позняков получили, среди прочих задач, указание «обычаи в тех странах писати». 1475 Как видим, Россия начала внимательно присматриваться к поствизантийскому пространству. Архидиакон Геннадий умер в самом начале пути, в Стамбуле, и дальнейшее руководство посольством перешло к Познякову. В октябре 1559 г. он добрался до Александрии, где виделся с патриархом Иоакимом и рассказывал ему о величии и победах русского царя. Патриарх крестился на иконы и вспоминал о пророчестве, «яко восстанет царь от восточныя страны православной, и покорит ему Бог многие царства», и восточные христиане будут избавлены «рукою его от безбожных турок». 1476 Вместе с патриархом Позняков посетил Каир, а потом, в ноябре – Синайский монастырь, оставив трогательное описание своей встречи с иноками: «К нам же прииде игумен и прия нас и целова, захлипаяся от слез, и глаголаше: Благодарим Бога, сподобившего нас видети православного царя посланники! Потом же начаху нас братия обнимати и целовати и с любовию слезы испущаху от радости». 1477 Вернувшись в конце 1559 г. в Александрию, Позняков отплыл оттуда в Палестину. Патриарх Иоаким передал с ним адресованную русскому царю грамоту, где рассказывал «о великих печалях, нуждах и бедах, и срамотах и поношениях» своих и своей паствы «от державцев немилостивых и диких зверей, нечестивых агарян» и воссылал молитвы, чтобы Господь попрал врагов царя и рассеял их по земле, как прах от лица ветра. 1478 Как видим, Иоаким проделал заметную эволюцию от жестких поучений в связи с делом Максима Грека , до униженных славословий царю и желания узреть «благолепный зрак» его лица. 1479 Патриарх сориентировался в меняющейся политической обстановке и разглядел в Московском царстве могущественного покровителя ближневосточных христиан. Пасху 14 апреля 1560 г. Позняков встретил в Иерусалиме, где пробыл до июля. Патриарх Герман получил царскую милостыню: по росписи там значились соболья шуба, рухляди на 400 золотых угорских, столько же жертвовалось на Св. Гроб и 200 золотых – на Голгофу. Правда, патриарх при получении милостыни недосчитался 400 руб., в чем винил главу синайского посольства Иосифа. «Как он их рассыпал, – писал Герман царю, – сам о том разведаешь». 1480 Впредь патриарх просил присылать ему милостыню только с иерусалимскими чернецами. Среди прочего Герман испрашивал у царя митру, «ибо многие, – как пояснял патриарх, – здесь у Св. Гроба носят митры: армяне и хабези и прочие, только мы одни ее не имеем!» 1481

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Short Dialogue aginst the Jews (Adversus Jueaeos dialogus parvus) Anath.Sar. Anathema against the Saracens Andr.Cr. Imag. Andrew of Crete. On the Veneration of the Holy Images Ps.Andron.Comn. Jud. Pseudo-Andronicus I Comnenus, Emperor. Dialogue of a Christian and a Jew against the Jews Ans. Proc. Anselm of Canterbury. On the Procession of the Holy Spirit Ans.Hav. Dial. Anselm of Havelberg. Dialogues in Constantinople with Nicetas of Nicomedia Arist. An. Aristotle. On the Soul (De anima) Arnob. Nat. Aronobius of Sicca. Against the Nations Ath. Athanasius of Alexandria Ar. Orations against the Arians Exp.Ps. Exposition of the Psalms Tom. Tome to the Antiochenes Ps-Ath. Pseudo-Athanasius Az. Treatise on the Azymes Chr.un. That Christ Is One (Quod unus sit Christus) Exp.fid. Expositions of the Faith (Expositio Fidei) Aug. Augustine of Hippo Ev.Joh. Exposition of the Gospel of John Grat. On Grace (De gratia) Quaest.Ex. Questions on Exodus Serm.Dom. Our Lord’s Sermon on the Mount (De sermone Domini in monte) Trin. On the Trinity Avell. Avellan Collection Bab. Babai of Kaskar Evagr. Exposition of the Book of Centuries by Evagrius Ponticus Tract. Tractate against Those Who Say: “As the Soul and the Body Are One Hypostasis, so God the Logos and the Man Are One Hypostasis” Un. On the Union Barl. Barlaam of Calabria Ep. Epistles Lat. Against the Latins Or.Un. Oration for the Union Barth.Ed. Bartholemew of Edessa Agar. Refutation of the Hagarene Moh. Against Mohammed Bas. Basil of Caesarea Ep. Epistles Hom. Homilies Spir. On the Holy Spirit Bas.I.Mac.ap.CCP(869) Basil I the Macedonian, emperor, at the Fourth Council of Constantinople (869) Bas.Ochr. Ep. Basil of Ochrida (Bulgaria). Epistles Bess. John Bessarion Consec. On the Words of Consecration Plat. Against the Calmniator of Plato Proc. On the Procession of the Holy Spirit C.A. Augsburg Confession Calv. Inst .(1559) John Calvin. Institutes of the Christian Religion (edition of 1559) CChalc. Council of Chalcedon Act. Acts Can.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

632 Хуан дела Крус — см. коммент. к эссе " " Мысли " Паскаля " . 633 Собор Модены — памятник средневековой архитектуры XI–XIII bb.;бaзuлuka св. Зенона (в честь Зенона — епископа Вероны, 362–380) — романская церковь V–XII bb. 634 Крэшо, Ричард (1612/13—1649) — см. коммент. к эссе " Что такое " малые поэты? " " . 635 " Законы церковного государственного устройства " ( " Laws of Ecclesiastical Polity " ) — сочинение (четыре книги, 1594, пятая — 1597) Р. Хукера. " Сумма теологии " Аквинского — см. коммент. к " Идее христианского общества " . 636 Исаак Кэйзобон (1559–1614) — французский ученый и теолог, гугенот, в 1610–1614 жил в Лондоне; слишком образованный и критически мыслящий, не смог найти прибежища в какой-либо церкви. Издавал с комментариями ранних христианских авторов. Главный труд — " De rebus sacris et ecclesiasticis exercitationes " (1614) — критика " Церковных анналов " (12 т., 1559–1607) историка церкви Цезаря Барония. 637 Латимер, Хью (1480–1555) — один из лидеров английской Реформации, епископ Вурстерский (с 1535), знаменитый проповедник. Из абстрактной, высокопарной сделал проповедь живой, общедоступной, порой шутливой; дающей представление об обычаях и нравах времени. Протестантский мученик: был сожжён как еретик по приказу английской королевы-католички Марии I. 638 …В предисловии к…выдержкам из проповедей Донна, опубликованным несколько лет назад… — " Donne " s Sermons " . Selected Passages With an Essay by L P. Smith, 1919. 639 …преподобный Билли Санди — Уильям Эшли Санди (1862–1935), американский проповедник, евангелист. 640 …кто, окруженный миром зла… — Данте " Божественная Комедия " , " Рай " , 31, 110–111. 641 Лод, Уильям — см. коммент. к " Никколо Макиавелли " . 642 " Духовные упражнения " (1548) Игнатия Лойолы — настольная книга иезуитов. Франциск Сальский — см. коммент. к " " Мыслям " Паскаля " . 643 …не решившиеся приступить к пяти большим томам проповедей Эндрюса… могут… начать ознакомление с " Семнадцати проповедей о Рождестве " … — В 1841–1854 гг. в Оксфорде вышло 11-томное собрание сочинений Л. Эндрюса, в пяти томах были опубликованы проповеди. Указанный Элиотом однотомник издан в 1887 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

Краткая историческая справка – Сионская Горница: В Иерусалиме строение, находящееся над местом погребения царя и пророка Давида, называемым Эль-Неби-Дауд, уже в IV столетии христиане считали местонахождением Сионской горницы, в которой Спаситель совершил Тайную вечерю со Своими учениками. Это место находится на южной стороне Сионской горы, на самом высоком месте, находится в настоящее время группа зданий, и между ними еврейская синагога – “Неби Дауд” (гроб Давида). В этих зданиях указывают место той Евангельской горницы, где Господь наш Иисус Христос праздновал в последний раз с учениками Своими обрядную иудейскую пасху, и, совершив Тайную Вечерю, установил на ней святейшее таинство евхаристии, умыв пред этим ноги Своим ученикам. Вечеря уготована была Апостолами, по указанию Самого Господа, в горнице одного из жителей Сионских. Некоторые предполагают, что это был Заведей, отец Апостолов Иоанна и Иакова; но несомненно то, что это был один из любящих Господа, а потому и удостоенный столь высокой чести. Священное сие событие Святая Церковь изображает в сих трогательных песнопениях: “Учеником показует смирения образ Владыка, облаки облагаяй небо, препоясуется лентием и преклоняет колена рабом омыти ноги, глаголя: не приидох бо да послужат Ми, но послужити и положити душу Мою избавление за мир. Аще убо вы друзи Мои есте, Мне подражайте: хотяй первый быти, да будет последний, владыка – яко служитель. Пребудите во Мне да гроздь принесете: Аз бо есмь лоза животная”. На Сионе в древности построена была небольшая церковь , на развалинах того дома, в котором совершена была Тайная Вечеря. Эта-то самая церковь , уцелевшая от разорения Иерусалима, наименована: “первою церковью и матерью всех церквей”. Святая царица Елена возобновила и распространила ее: она делилась, по свидетельству святого Кирилла Иерусалимского , на две части – верхнюю и нижнюю; но впоследствии храм этот был разрушен до основания, и на развалинах его, сперва одним из королей сицилийских воздвигнута была латинская церковь; а потом на месте оной был монастырь францискан, до 1559 года обладавших Сионскою святынею. В 1559 году турки, по повелению султана, отняли у латинян святыню Сиона, под тем предлогом, что там находятся гробы Давида и Соломона, царей Иудейских, почитаемых турками, и с тех пор до настоящего времени турки владеют этим священным местом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

1949; Καρμρης. 1963; Idem. 1966; Slenczka. 1997). С сер. мая до кон. сент. 1559 г. в Виттенберге с визитом находился серб по происхождению диак. Димитрий, к-рый ранее нек-рое время жил в К-поле и лично знал патриарха К-польского Иоасафа II (1556-1565). Из рассказов Димитрия М. узнал о состоянии дел в К-польской Церкви, в т. ч. и о том, что до К-поля доходили известия о европ. Реформации и некоторые протестантские сочинения. Рассчитывая на то, что К-польская Церковь поддержит лютеран в их полемике с католич. Церковью, М. составил письмо патриарху Иоасафу II, к-рое Димитрий обещал доставить в К-поль (текст см.: CR. Vol. 9. Col. 921-924; ср.: Melanchthon Ph. BW: Reg. N 9073). В письме от 25 сент. 1559 г. М. отмечал, что Церковь в этом мире подобна кораблю в море, к-рый со всех сторон подстерегают опасности, и выражал радость, что вост. христ. Церковь, несмотря на выпавшие на ее долю тяжелые испытания, продолжает существовать и истинно чтить Бога. М. просил патриарха принять свидетельство Димитрия, который во время пребывания в Виттенберге лично мог наблюдать, что местная церковная община «с истинным благочестием содержит Священное Писание пророков и апостолов, догматические постановления святых Соборов, а также учение отцов: Иринея [Лионского], Афанасия [Великого], Василия [Великого], Григория [Богослова], Епифания [Кипрского], Феодорита [Кирского] и всех прочих, согласных с названными». М. подчеркивал, что лютеране осуждают древних и новых еретиков, «которых осуждает святая Церковь», в т. ч. «магометан». Указывая на отличие лютеран от католиков, М. замечал, что лютеране считают надлежащим богопочитанием «истинную веру и послушание закону Божию», тогда как католики без повеления Божия выдумали многочисленные суеверия. М. просил патриарха не верить распространяемым о лютеранах клеветническим слухам, но вынести беспристрастный суд и встать на сторону «истины и божественного закона». К письму М. приложил перевод Аугсбургского исповедания на греч. язык, к-рый в том же году был опубликован в Базеле.

http://pravenc.ru/text/2562808.html

Впрочем, прибавил, что он уже писал этим священникам выкупить заложенные домы, но без успеха, что не может покарать виновных ничем другим, как только неблагословением, т. е. запрещением священствовать, и одного из них, попа михайловского, уже не благословил. Наконец, о двух остальных попах просил уведомить, если они и после нового напоминания не выкупят заложенных домов. Что касается до «Поучения новопоставленному священнику» за подписью митрополита Киевского и Галицкого Сильвестра, то оно отнюдь не может служить свидетельством его образования и знаний, потому что составлено по готовой форме, по которой писали и выдавали такие же поучения новопоставленным священникам и все архиереи . В других епархиях видим безобразную раздачу архиерейских кафедр королем и иногда еще более безобразные действия тех, кому кафедры давались. Пинскою и Туровскою епархиею управлял в 1558 г. епископ Макарий, тот самый, который получил ее (1552) от королевы Боны. Эту епархию еще при жизни его вздумал просить себе другой епископ, бывший викарием при митрополите и также называвшийся Макарием. И король по ходатайству всесильного тогда воеводы виленского Радзивилла и с ним новогродского воеводы Ивана Горностая выдал просителю свою грамоту (22 апреля 1558 г.), которою предоставлял ему занять кафедру Пинской епархии по смерти еще управлявшего ею владыки Макария. Точно так же еще при жизни Полоцкого архиепископа Германа Хрептовича король, как сам говорит, обращая благосклонное внимание на верную службу полоцкого боярина Глеба Ивановича Корсака и по ходатайству за него полоцкого воеводы Станислава Довойны и полоцких бояр, пожаловал Корсаку грамоту (24 марта 1559 г.) на Полоцкое владычество по смерти архиепископа Германа и вместе на монастырь святого Михаила в Городку, находившийся в подаванье королевском. Надобно полагать, что Герман после этого скончался скоро, потому что 29 марта 1559 г. воевода Довойна по приказанию короля писал митрополиту Сильвестру, чтобы он поспешил назначить время для съезда к нему ближайших архиереев и вместе с ними рукоположил в Полоцкого архиепископа Глеба Корсака, который принял при этом монашество с именем Герасима .

http://sedmitza.ru/lib/text/436053/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010