В XVI-XVII вв. отношения Г. с католич. Церковью складывались под влиянием Реформации . Религ. искания нем. реформаторов скорее всего не интересовали ни Карла, к-рый родился, вырос и большую часть жизни провел за пределами Германии, ни его младшего брата Фердинанда (1503-1564; с 1521 наместник в Германии, с 1556, коронован в 1558, имп. Фердинанд I). Г. остались верны католич. Церкви, приложив усилия к тому, чтобы восстановить ее позиции и авторитет. Карл V был увлечен идеей создания универсальной монархии (monarchia universalis) - системы власти, к-рая позволила бы преодолеть раздробленность Европы, полагая, что политическое господство единого монарха обеспечит мир внутри христ. сообщества и мобилизацию сил для борьбы с османской угрозой. Противоречия между интересами Г. и Франции, их борьба за доминирование в Европе привели к Итальянским войнам (1494-1559). Вместе с тем в религ. политике Карла V прослеживается стремление к подчинению Церкви монарху и меньшей ее зависимости от Рима. Карл V стремился к централизации составных частей империи и, вероятно, к установлению в Германии национальной Церкви на манер Франции (см. ст. Галликанизм ). Впервые столкнувшись с учением М. Лютера на Вормсском рейхстаге (1521) и принимая решение о запрещении нового учения и преследовании его адептов, император рассчитывал на поддержку папы Льва Х . Однако на территории Римско-Германской империи, в т. ч. и в Австрии, Вормсский эдикт, как правило, не выполнялся. В 1523 г. эрцгерц. Фердинанд издал указ против последователей Лютера и одновременно поручил Венскому еп. Иоганну Ревеллису возглавить судебную курию против еретиков. Одна из статей Мадридского мира с Францией (1526) предусматривала совместные действия франц. короля и императора по искоренению лютеранства . Но Франция, папа Климент VII , Англия, Венеция, Флоренция и Милан, опасавшиеся усиления императора, объединились в Коньякскую лигу (1526-1529) и не позволили приступить к реализации проекта. На Шпайерском рейхстаге (1526), наоборот, было принято решение о возможности свободно выбирать веру до решений буд. Собора. В 1527 г. император взял реванш, допустив, несмотря на формальное осуждение, захват и разграбление Рима наемными войсками (Sacco di Roma), заняв большую часть папских владений и нанеся поражение франц. войскам у Неаполя (1528). Были заключены мирные договоры с папой Римским (Барселонский мир, май 1529) и франц. кор. Франциском I (Камбре, авг. 1529), где также декларировались намерения совместной и решительной борьбы с ересью. Вернувшись в Германию, Карл V издал эдикт против лютеран, игнорируя компромисс, достигнутый в 1526 г. На Шпайерском рейхстаге (1529) лютеране заявили протест против попыток навязать им позиции католич. большинства рейхстага и отказались подчиниться императору; он был готов прибегнуть к силе. Но этому помешала осада турками Вены (1529).

http://pravenc.ru/text/161215.html

В конфликте папы Юлия II с герм. имп. Максимилианом I, к-рый поддержал созванный по инициативе франц. кор. Людовика XII Собор в Пизе (см. Соборное движение ), Б. встал на сторону папы. В янв. 1512 г. он прибыл в Рим, принимал участие в заседаниях V Латеранского Собора . В 1513 г., после смерти папы, выдвинул свою кандидатуру на папский престол, вложив в выборную кампанию огромные средства. Однако итал. кардиналы не поддержали Б., к-рого они не без оснований подозревали в симпатиях к франц. королю - противнику итал. гос-в в Итальянских войнах (1494-1559). Папой был выбран Джованни Медичи (Лев Х) , вскоре удаливший Б. из Рима: в нач. 1514 г. Б. как папскому легату в Сев., Центр. и Вост. Европе было поручено организовать крестовый поход против турок. Поход вылился в крупнейшую в истории Венгрии крестьянскую войну. В случившемся обвиняли Б., т. к. он доверил пропаганду крестового похода известным своей оппозиционностью по отношению к офиц. Церкви монахам ордена францисканцев- обсервантов , многие из к-рых перешли на сторону восставших и стали их идейными вождями. После подавления крестьянской войны влияние Б. заметно упало. Гос. собрание в нояб. 1514 г. приняло репрессивный закон против крестьян, по одному из его пунктов запрещалось предоставлять высокие должности в церковной иерархии выходцам из их среды, каковым, напр., был Б. Б. активно занимался меценатством: материально поддерживал венгров, учившихся в европ. университетах, покровительствовал искусствам, лит-ре. По его заказу в Эстергоме к уже существовавшей архиепископской базилике была пристроена первая в Венгрии капелла в ренессансном стиле. Ист.: Vetera monumenta historica Hungariam sacram illustrantia/Ed. A. Theiner. R., 1860. Vol. 2; Monumenta Vaticana historiam regni Hungariae illustrantia/Ed. Fraknói V., Ipolyi A. Bdpst., 1884. Vol. 1; Corpus iuris Hungarici 1000-1526/Ed. Márkus D. Bdpst., 1899; Monumenta Rusticorum in Hungaria Rebellium anno MDXIV/Ed. Fekete Nagy A., Kenéz V. et al. Bdpst., 1979. Лит.: Fraknyi V. Bakócz Tamás: Magyar történelmi életraizok. Bdpst., 1881; B á nfi F. Giovanni Garzoni ed il cardinale Tommaso Bakócz primate d " Ungheria. Bonn, 1936; Balogh J. La capella Bakócz de Esztergom. Bdpst., 1956; Sug á r J. Az egri püspökök története. Bdpst., 1984. P. 191-200.

http://pravenc.ru/text/77396.html

Параллельно развивался богословский Г., центром к-рого стал богословский фак-т Парижского ун-та. Для его представителей главным был тезис о том, что папа Римский не безошибочен в определениях, касающихся вопросов веры и нравственности. Национальный Собор франц. Церкви (Орлеан, 1478), ассамблеи духовенства (Лион, 1479; Санс, 1485; Тур, 1493; Орлеан и Тур, 1510), Генеральные штаты (Тур, 1484) напоминали о принципах Г. и об особом статусе католич. Церкви во Франции. Однако королевская политика отличалась большей гибкостью и поиском путей согласия с папством для дальнейшего подчинения франц. духовенства власти короля. После долгой борьбы Риму удалось добиться отмены Прагматической санкции 1438 г. Промежуточным звеном явился Амбуазский конкордат (1472), согласно к-рому в обмен на подчинение власти папы король получал решающий голос при раздаче бенефициев. Однако короли Карл VIII (1483-1498) и Людовик XII (1498-1515) вновь вернулись к Прагматической санкции 1438 г. Окончательная ее отмена произошла в период Итальянских войн (1494-1559), когда король Франции нуждался в поддержке папства для усиления власти над франц. Церковью. Между папой Львом X и Франциском I был заключен Болонский конкордат (18 авг. 1516), к-рый действовал до 1790 г. Папа разрешил королю взимать ежегодную десятину с доходов духовенства, выборы сохранялись лишь в нек-рых капитулах и привилегированных аббатствах (отменены в 1531). Только в Провансе и Бретани, присоединенных к Франции после принятия Прагматической санкции 1438 г., папство сохраняло право замещать церковные вакансии, но впосл. там тоже было распространено действие Болонского конкордата. В булле «Pastor aeternus», к-рая утверждала конкордат, папа Лев X осудил доктрины Г. Во Франции конкордат встретил сопротивление со стороны приверженцев парламентского Г. Парламент в течение 2 лет затягивал его ратификацию (утвержден в марте 1518). Др. центром оппозиции Болонскому конкордату стал Парижский ун-т. Оба института прибегали к тактике задержки регистрации решений папы: если оно им не нравилось, то парламент направлял апелляцию к буд. Собору и т. о. блокировал вступление в силу этого решения во Франции. Впосл. парламент, ссылаясь на принципы Г., долго препятствовал публикации во Франции решений Тридентского Собора .

http://pravenc.ru/text/161574.html

1494–1553 Французский гуманист Франсуа Рабле Открытие Васко да Гама морского пути в Индию 1508–1580 Итальянский скульптор Андреа Палладио 1509–1547 Правление английского короля Генриха VIII Тюдора 1509–1564 Один из основоположников реформации в Швейцарии Жан Кальвин 1510–1568 Французский скульптор Жан Гужон «Послания апостола Павла» Лефевра д " Этапля Поражение швейцарского наемного войска от французов в битве при Мариньяно 1515–1547 Правление французского короля Франциска I Валуа Болонский конкордат французского короля Франциска I с папой римским Начало реформации в Германии, 95 тезисов Мартина Лютера 1519–1522 Первое кругосветное путешествие Магеллана 1519–1555 Правление германского императора Карла V Габсбурга Папская булла об отлучении Мартина Лютера от Церкви Вормский рейхстаг, издание эдикта против Мартина Лютера Реформация в Цюрихе под руководством Ульриха Цвингли 1524–1525 Крестьянская война в Германии под руководством Томаса Мюнцера Битва между католиками и протестантами при Каппеле, гибель Ульриха Цвингли 1533–1592 Французский философ гуманист Мишель Монтень «Акт о супрематии» короля Генриха VIII Тюдора, начало реформации в Англии Установление теократической протестантской республики в Женеве, «Наставление в христианской вере» Жана Кальвина 1536–1539 Секуляризация церковных земель в Англии Утверждение папой устава ордена иезуитов Окончательная победа кальвинизма в Женеве 1545–1563 Тридентский собор 1547–1559 Правление французского короля Генриха II Валуа 1547–1616 Испанский писатель Мигель Сервантес де Сааведра 1548–1600 Итальянский ученый астроном Джордано Бруно 1553–1558 Правление английской королевы Марии Кровавой Аугсбургский религиозный мир, отречение Карла V Габсбурга 1558–1603 Правление английской королевы Елизаветы I Тюдор Подтверждение парламентом верховенства короля над английской Церковью 1559–1660 Испанский живописец Диего Веласкес 1561–1626 Английский ученый и философ Фрэнсис Бэкон 1562–1598 Религиозные (гугенотские) войны во Франции 1564–1616 Английский драматург и поэт Вильям Шекспир

http://sedmitza.ru/lib/text/441106/

100 . Серапион, архиепископ Новгородский, скончавшийся по низведении с кафедры в Троицком Сергиевом монастыре 16-го марта 1516-го года. Местное празднование, вероятно, установлено после открытия мощей и вторичного их погребения в новом гробе, чт, быв сопровождаемо чудесными знамениями, имело место 1559-м году. 1492 101 . Филипп Иранский, основатель Филиппоиранской Троицкой пустыни, находящейся в Череповецком уезде Новгородской губернии, скончавшийся 14-го Ноября 1527-го года. Служба на обретение мощей читается в рукописи конца XVI века 1493 и, вероятно, около конца этого века и установлено местное ему празднование. 1494 102 . Логгин Коряжемский, основатель Коряжемского Николаевского монастыря, который находится в Сольвычегодском уезде Вологодской губернии, скончавшийся 10-го Февраля 1540-го года. Об открытии мощей его в 1557-м —228— году говорится, что это было «по некоторому явлению». 1495 Можно поэтому думать, что местное празднование установлено вслед за открытием мощей. 103 . Стефан Озерский или Комельский, основатель упраздненного Николаевского Озерского монастыря, который находился в Грязовецком уезде Вологодской губернии, скончавшийся 12-го Июня 1542-го года. Через год после его смерти, «по некоему видению», написаны были две иконы его, из коих одна была положена на его гробе в устроенной над последним часовне, а другая поставлена в церкви 1496 ; но когда затем установлено было ему местное празднование, остается неизвестным. 104 . Адриан Андрусовский, основатель упраздненной Андрусовой пустыни, которая находилась в Олонецком уезде Олонецкой губернии, скончавшийся 26-го Августа 1549-го года. В одном акте 1659-го года он называется преподобным отцом нашим и чудотворцем 1497 , из чего можно заключать, что тогда уже совершалось ему местное празднование. 105 . Адриан Пошехонский, основатель Адрианова монастыря, который находится близ города Пошехонья Ярославской губернии, скончавшийся 5-го Марта 1550-го года. Быв убит и брошен в поле разграбившими его монастырь разбойниками, он погребен был в пустом месте, у одной пустой или стоявшей без пения и вне жилья церкви; в 1626-м году патр. Филарет, по просьбе игумена Адрианова монастыря, дозволил перенести его мощи в монастырь, причем предписывал: «а привезчи тело его в монастырь, отпети над ним погребение и погресть его в церкве и сделать над ним гробницу дровяную и покровом покрыти; а положити его в старом гробе, будет гроб его не истлел, а будет старой гроб его хотя и потлел, а не развалился, и его в старом гробе погрести, а будет старой гроб развалился, и мощи его переложить в новый гроб, по иноческому чину, как иноков погребают; а как станет над ним отпевати

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Titus, 173, 180, 183. Zenobius, 175. Anonymus, 225. THEODORETUS. Epistolæ, 83, 1173–1494. Pentalogium, 84, 65–88. Homiliæ, 84. 53–64. Eranistes, 83, 27–336. Contra Nestorium ad Sporacium, 81, 1153–64. PAULAS, Libellus, 77, 165–8. Homiliæ 1–3, 1433–44. THEODOSIUS II, imperator Epistolæ 1–2, 77, 1447-- 8, 1457–62. PROCLUS. Orationes 1–4, 65, 679–716. Epistolæ 1–17, 65, 851–88. ACACIUS BERRHÆENSIS. Epistolæ, 77 et 84 (in Synodico). JOANNES ANTIOCHENUS. Epistolæ, 77, 83, 84. DALMATIUS. Apologia et Epistolæ, 85, 1797–1802. ATHANASIUS. Epistola ad episcopum Persarum, in qua DIONYSII ALEX. epistola ad Paulum Samosatenum, 28, 1559–68. EUTYCHES. Epistola ad Leonem, 84, 854–6. Libellus, 856. FLAVIANUS CP. Epistola ad Theodosium Augustum, 65, 899–92. TIMOTHÆUS ÆLURUS. Sermo et fg., 86, I, 270–76. GENNADIUS I CP. Epistola synodica,85,1613–22. EUSTATHIUS BERYTENSIS. Apologia Leonis papæ contra Timotheum ælurum, fg., 85, 1803–4. THEOTIMUS TOMITANUS. Epistola ad Leonem, imperatorem, 85, 1359–60. GELASIUS I. Epistola ad Syriæ episcopos, PGLT., 80, 925–32. QUINTIANUS. Epistola ad Petrum Fullonem, 85, 1733–8. XII anathematismi, 1737–40. JOANNES MAXENTIUS. Epistola ad legatos sedis apostolicæ, 86, I, 75–78. De Christo professio, 79–86. Contra Nestorianos capitula, 85–8. Alia fidei professio, 89–90. Ratio adunationis Verbi Dei, 89–92. Ad epistolam Hormisdam responsio (prævia epistola Hormisdæ), 93–112. Contra acephalos libellus, 111–16. Dialogi contra Nestorianos, 115–58. TIMOTHEUS III ALEX. [Monophysita]. Fg., 86, I, 265–70. THEODOSIUS ALEX. [Monophysita]. Epistola ad Severum. 86, I, 277–8. Ad Alexandrines, 279–82. Fragmenta, 285–6. EPIPHANIUS СР., præter epistolas ad Hormisdam, рарат, in PL., 63. Sententia contra Severum et Petrum, 86, I, 783–6. EUSTATHIUS MONACHUS. Epistola de duabus naturis adversus Severum, 86, I, 901–42. [PAMPHILUS HIER.]. Panoplia dogmatica, PGLT., 80, 885–932. LEONTIUS BYZANTINUS. De sectis, 86, I, 1193–1268. Contra Nestorianos et Eutychianos, 1267–1396. Adversus Nestorianos, lib. 1–7, 1309–1768.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

В 1416 г. все магистры ун-та в Сент-Андрусе принесли клятву защищать Церковь от Л. В 1425 г. шотл. парламент указал епископам заниматься выявлением еретиков и Л. В 1427 г. папа Римский Мартин V приказал епископу Линкольнскому выполнить декрет Констанцского Собора, касавшийся останков Уиклифа, к-рый был осужден как еретик. Останки выкопали из могилы на церковном кладбище в Латтеруэрте и выбросили в р. Эйвон. В 1431 г. Л. под предводительством Джека Шарпа (наст. имя Уильям или Джон Перкинс) попытались поднять восстание в неск. городах (Лондон, Оксфорд, Ковентри и др.), требуя конфискации светских владений Церкви. Шарп был схвачен и казнен в Оксфорде. Впосл. процессы против Л. становились все более редкими. С сер. XV в. идеи Л. были востребованы в основном в сельской местности, а также в торгово-ремесленных кругах нек-рых городов (напр., в Бристоле). В документах того времени сохранилось мало сведений о Л. В 1494 г. за приверженность идеям Л. были сожжены Джоан Бротон и ее дочь леди Янг. Процессы против Л. велись и в 1-й пол. XVI в. Законодательные акты против Л. были отменены в 1559 г., с развитием Реформации в Англии. Вопрос о степени влияния Л. на распространение в Англии Реформации остается спорным, однако начиная с 20-х гг. XVI в. достоверно известно о контактах между нек-рыми Л. и отдельными представителями англ. Реформации (У. Тиндал , Х. Латимер и др.). Сведения о нек-рых Л. как о предвозвестниках англиканства включил в «Книгу мучеников» протестант. проповедник Дж. Фокс (1516-1587). Состав и организация Движение Л. не было единым как с гендерной (женщины участвовали в движении и способствовали распространению идей Л.; хотя в последнее время это представление ставится под сомнение мн. исследователями), так и с социальной т. зр. Среди Л. были люди из всех слоев общества - от высшей знати до ремесленников. Мн. представители Оксфордского ун-та выказывали симпатии Л. и их идеям (по крайней мере до 20-х гг. XV в.). Представители придворной знати, к-рые, по мнению хронистов-современников, поддерживали Л.

http://pravenc.ru/text/2110667.html

Очи Грозные см. Грозные Очи Очкасов Владимир, послух, 1440 г., Москва [Ср. Ачкасовы] Очуневы , вторая половина XVI в. и позже, Тульский уезд Очунная Рожа Очутья, очуметь от изумления, испуга и т. п., очнуться спросонья Ошаня, Ошанины : Федор Данилович Ошаня Ильин, 1494 г., от него – Ошанины; Авраамий Ошанин, келарь Ярославского Спасского монастыря, 1490 г. [см. Зазирка, Молчан] Ошеметков Осип Ильин, середина XVI в., Медынь Ошеня , крестьянин, 1548 г., Новгород Ошетан Дмитрий Прокофьевич Квашнин-Розладин [см. Квашня, Розлада], XV в. Ошиток, Ошитков : Григорий Ошитков, подьячий, 1672 г., Москва Ошиток – червь овода, выходящий из-под кожи животного (Даль) Ошманаев Дмитрий, крестьянин, 1525 г., Юрьев Ошмара Устин Кузьмин, крестьянин, 1627 г., Курмыш; Федор Ошмаров, крестьянин, 1613 г., Арзамас Ошук Агапитов, подьячий, 1595 г., Новгород Ошур , крестьянин, XVI в., Новгород [Ср. Ошурок] Ошурок, Ошурковы : Михаил Иванович Ошурок Бороздин [см. Борозда], конец XIV в.; от него – Ошурковы; Ошурок, крестьянин, 1540 г., Новгород [см. Шепель] Ошурки – подонки, крохи, поскребыши, вытопки от сала (Даль) Ошушкины Ощера, Ощерины : Иван Васильевич Ощера Сорокоумов-Глебов [см. Сорокоум], окольничий вел. кн. Ивана III, умер в конце XV в.; от него – Ощерины; Ощера Борщов [см. Борщ], подьячий, 1556 г., Новгород; Василий Григорьевич Ощера Воронцов [см. Воронец], 1572 г., Дмитров Ср. село Ощерино под Москвой Ощера – зубоскал, насмешник, брюзга, сердитый, задорный (Даль) Ояцкие ( Аяцкие ), вторая половина XVI в. и позже, Нижегородский уезд. Фамилия от р. Ояти П Павлин : Иван Петрович Павлин Плещеев [см. Плещей], первая половина XVI в.; Павлин Никитич Уваров [см. Уваровы], середина XVI в. [см. Ехидновы] Павлищев Матвей Горяйнов [см. Горяпн], 1596 г., Тула Павсеевы ( Паисеины ? – С. В.): Пашута Григорьевич, 1540 г., Тверь; Павсеевы, 1559 г., Дмитров Павшин Василий Тимофеев, 1604 г., Новгород Павша – Павел (новг.) Ср. село Павшино под Москвой Падинога, Падиногины : Иван Алексеев Падинога, 1495 г., Новгород; от него – Падиногины

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Согласно сохранившимся текстам, во время проповедей говорили не столько о догматах вероучения, сколько о христ. ценностях и морали. Внимание уделялось тем грехам, к-рые подрывали основы жизни в обществе (напр., гнев). Проповедники для выступлений часто привлекали агиографический материал, использовали житийные рассказы о чудесах для рассуждений о награждении благочестивых и наказании грешников. Однако сторонники церковной реформы, отмечая элемент недостоверности и злонамеренного обмана в подобного рода «баснях», пытались подчинить проповедников контролю со стороны правящих епископов; от проповедников требовали ограничить темы проповедей сюжетами Свящ. Писания и Житий святых, официально признанных католич. Церковью. В тех регионах, где были распространены еретические учения (напр., учение лоллардов в Англии) или др. религии (ислам и иудаизм в Испании), в проповедях, носивших гл. обр. полемический характер, часто затрагивались догматические вопросы. Проповедники призывали мирян (прежде всего богатых горожан) отказаться от греховных наслаждений и обратиться к аскетической жизни первых христиан; так, пришедший к власти во Флоренции в 1494 г. монах-доминиканец Дж. Савонарола, стремясь исправить общественную нравственность, устраивал сбор и сожжение предметов роскоши, светских книг, игральных карт. Напротив, призывы францисканских проповедников к распространению благочестивых братств, созданию ломбардов и благотворительной деятельности способствовали смягчению социальных конфликтов в итал. городах, затронутых экономическим кризисом и Итальянскими войнами (1494-1559). Важную роль в распространении идей реформ в католич. Церкви сыграли полумонашеские общины, объединявшие клириков и мирян, которые вели монашеский образ жизни, но часто не приносили монашеские обеты. Движение «нового благочестия» (см. Devotio moderna ) было вдохновлено идеями картузианца Герта Грооте (1340-1384), который критиковал представителей секулярного духовенства за то, что они живут мирской жизнью, не следуют примеру св.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

Warsz., 1987. Т. 1: 1709-1719; Idem: Rejestry podymnego: Wojewydsmwo Wilecskie 1690 r. Warsz., 1989; Lietuvos Metrika. Kn. Nr. 5 (1427-1506). Vilnius, 1993, 20122; Kn. Nr. 8 (1499-1514). 1995; 1528-1547. 6-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 1995; Kn. Nr. 564 (1558-1563). 1996; Kn. Nr. 10 (1440-1523). 1997; Kn. Nr. 11 (1518-1523). 1997; 1522-1530. 4-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 1997; Kn. Nr. 1 (1380-1584). 1998; Kn. Nr. 25 (1387-1546). 1998; Kn. Nr. 3 (1440-1498). 1998; Kn. Nr. 12 (1522-1529). 1998; 1533-1535. 8-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 1999; Kn. Nr. 530 (1566-1572). 1999; Kn. Nr. 51 (1566-1574). 2000; Kn. Nr. 12 (1522-1529). 2001; 1542. 11-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 2001; Kn. Nr. 15 (1528-1538). 2002; Kn. Nr. 531 (1567-1569). 2001; Kn. Nr. 532 (1569-1571). 2001; Kn. Nr. 9 (1511-1518). 2003; 1540-1541. 10-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 2003; Kn. Nr. 4 (1479-1491). 2004; Kn. Nr. 52 (1569-1570). 2004; Kn. Nr. 556 (1791-1792). 2005; Kn. Nr. 523: (1528 m). 2006; Kn. Nr. 567 (1567-1571). 2006; Kn. Nr. 594 (1585-1600). 2006; Kn. Nr. 6: (1494-1506). 2007; 1540-1543. 12-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 2007; Kn. Nr. 14 (1524-1529). 2008; Kn. Nr. 71 (1585-1586). 2008; Kn. Nr. 19 (1535-1537). 2009; Kn. Nr. 20 (1536-1539). 2009; 1546-1548. 19-oji Teism byl knyga. 2009; Kn. Nr. 593 (1585-1604). Diplomatini reikal knyga. 2009; Kn. Nr. 22 (1547). 2010; Kn. Nr. 276 (1584, 1586, 1597). Teism byl knyga 62. 2010; Kn. Nr. 7 (1506-1539). 2011; Kn. Nr. 37 (1552-1561). 2011; 1562-1566. 47-oji Teism byl knyga. 2011; Памятники истории Вост. Европы: Источники XV-XVII вв. Варшава; М., 1999. Т. 5: Руська (Волинська) Метрика: Кн. за 1652-1673 рр./Подгот.: П. [М.] Кулаковский; 2002. Т. 6: Радзивилловские акты из собр. РНБ. 1-я пол. XVI в./Сост.: М. М. Кром; Метрыка Bялikara княства Кн. 28 (1522-1552). Мн., 2000; Кн. 44 (1559-1566). 2001; Кн. 272 (1576-1579). Khira судовых 58. 2015; Кн. 28 (1522-1552).

http://pravenc.ru/text/2563088.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010