В Дублин прибыл Джон Типтофт, гр. Вустер (наместник И. в 1467-1470), который попытался ослабить позиции магнатов и объявил Десмонда и Килдэра изменниками. Томас, 8-й граф Десмонд, укрылся в доминиканском монастыре в Дроэде, но был выведен оттуда и казнен (1468). Казнь графа привела к возмущению магнатов и гэльских правителей, последовали разорительные для колонии междоусобицы. После отзыва Вустера граф Килдэр получил прощение, однако вступил в конфликт с колонистами, пытавшимися избежать разорительных поборов на оборону. Непрекращающиеся смуты в И. вызывали подозрение короля, полагавшего, что магнаты готовят мятеж в поддержку Ланкастеров. Эти подозрения укрепились после того, как в 1478 г. ирл. совет самостоятельно избрал на должность юстициария Джеральда, 8-го гр. Килдэра (1478-1513). Направленный в И. лорд Грей столкнулся с сопротивлением членов администрации, которые не допустили его в Дублинский замок и испортили документы казначейства. После переговоров гр. Килдэр и представители колонии согласились встретиться в Лондоне с королем. По соглашению сторон Килдэр оставался во главе колонии, но король потребовал от него содержать за свой счет войско и регулярно направлять отчеты в англ. казначейство. Кор. Ричард III (1483-1485) сохранил Килдэра в должности наместника и осуществлял лишь общий контроль над его деятельностью. Положение изменилось после падения Йорков и восшествия на престол Генриха VII (1485-1509), к-рый назначил наместником И. Джаспера Тюдора, герц. Бедфорда. Тогда же сторонники Йорков доставили в И. Ламберта Симнела, выдававшего себя за Эдуарда, гр. Уорика и наследника англ. престола. Канцлер Томас Фиц-Джеральд, брат гр. Килдэра, принял Симнела и вел тайные переговоры с Йорками, к-рые направили в Дублин флот и войско. 24 мая 1487 г. в соборе Св. Троицы в Дублине состоялась коронация Симнела, принявшего имя Эдуард VI. Опираясь на поддержку Килдэра и колонистов, сторонники Йорков организовали вторжение в Англию, к-рое завершилось поражением (16 июня 1487).

http://pravenc.ru/text/674067.html

На подлинной грамоте внизу подписано: Смиренный Стефан милостью Божией Митрополит Рязанский и Муромский. Между 1750 и 1760 годами Соловецкий монастырь, состоявший до того в ведомстве Архангелогородских епархиальных Архиереев, поставлен в непосредственное ведение Святейшего Синода. В 1763 году, при Архимандрите Досифее, Святейший Синод пожаловал сему монастырю грамоту на достоинство Ставропигии, коей выше упомянутое неподчинение Архангелогородской Епархии совершенно утверждено. С сей степенью остался он и по Духовным Штатам 1764 года в первоклассных монастырях. По ревизии 1744 года считалось за ним крестьян мужского пола 5.186 душ. Список Настоятелей Соловецкого монастыря А) Игумены Пр: Савватий; основатель монастыря сего. Скончался в 1446 году, а по другим – в 1435 году. 1, 2, 3. ПАВЕЛ, ФEOДOCUЙ I, ИОНА – не из Соловецких были пострижеников, а присланные от Новгородского Архиепископа, и, проведши в Настоятельстве понемногу времени, оставляли оное сами. 4. Пр. ЗОСИМА избран по согласию всей Соловецкой братии в 1452 году. Скончался в 1478 году, Апреля 17. 5. АРСЕНИЙ, ученик пр. Зосимы, с 1478 года, Апреля 17. 6. ФEOДOCUЙ II. 7. ДОСИФЕЙ. 8. ИСАИА упоминается в 1434 году. 9. BAPЛAAM I. 10. ФEOДOP I. 11. ЕВФИМИЙ, с 1507 по 1514 годы. 12. AHTOHUЙ I. 13. ДОРОФЕЙ. 14. ГЕЛАСИЙ. 15. ФЕОГНОСТ. 16. КАССИАН. 17. ВАССИАН. 18. КОРНИЛИЙ. 19. ФИЛОФЕЙ. 20. PAФAUЛ I по летописцу Соловецкому, (а по Лепехину НАФАНАИЛ) (См. Путешествие его ч. IV, стр. 62). 21. ФИЛАРЕТ, а по Лепехину ФUЛOФEЙ II. 22. ФEOДOP II, а по Лепехину ФEOДOCUЙ III. 23. АЛЕКСИЙ Юренев, был в Игуменстве 14 лет, с 1534 по 1548 годы. 24. ФИЛИПП Колычев в 1548 году произведён из тамошних пострижеников, до иночества именовавшийся Феодор Стефанович Колычев, из рода Боярского. В 1568 году хиротонисан в Митрополита Всероссийского. 25. ПАИСИЙ произведён в Сентябре 1568 года. 26. ВАРЛААМ, постриженик Кирилова монастыря, произведён в 1571 году. Был в Игуменстве 10 лет. 27. ИАКОВ переведён из Игуменов Палеостровского монастыря в 1582 году. Был в Игуменстве 16 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

грам. 1615 г. о беспошлинн. пропуске по р. Свири соли для м-ря; игум. Кирилл). 1036. Пантелеймонов, мужской, приписанный к Юрьеву мон. (с 1764 г.), в 3 вер. к югу от Новгорода, на берегу оз. Мячина, в холмистой местности, называемой Горка. Он уже существовал в полов. XII ст., что доказывается грамотою Вел. кн. Изяслава Мстиславича (1146 – 1155 г.) на владение землями. Да и в летописях его имя упоминается под 6715 (1207) год.: «Того же лета постави церковь святого Пантелеймона в монастыре Пинещинич Феодор.» В 1667 г. приписан к Юрьеву Новгор. м-рю. В 1764 г. предположено его обратить в приходскую церковь , но снова приписан к Юрьеву мон. Прежняя церковь Пантелеймона разобрана и в 1810 г. выстроена новая. В 30-х годах XIX ст. граф. Орлова-Чесменская купила землю, окружающую церковь, обратила ее в мызу с садом и камен. домом, и по дарствен. записи передала Юрьеву мон. “Ист. Росс. Иер.», III, 454 (с грамотами); Ратшин, 400; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.», 176; Макарий, “Археол. опис. церковн. древн. Новгр.», I, 644; “Новгор. сборн.», Отд. 6, 60; “Ист. разгов. о древн. В. Новгр.», 84; “Книга степенная», II, 124; “Новгор. губ. в.», 1853 г., 28 (ист. памятн.; здесь неправильно показано, что в церкви покоятся мощи юродив. Николая Кочанова; они почивают в церкви, находящейся в Новгороде); Архим. Макарий, “Опис. Новогр. Юрьева м-ря», 64, 66; Строев, “Спис. иер. и наст.», 107, 45; Ключевский, “Жит. свят.», 65; “Новгор. писцов. кн.», II, 629, 683; Макарий, “Ист. Р. Ц.», II, 98; III, 72; “Полн. собр. лет.», III, 30 (постр. церк. св. Пантелейм. 1207 г.), 128 (тоже самое), 219 (тоже самое); IV, 19 (тоже самое), 94 (сожжен новгородц. 1386 г.); VI, 212 (в 1478 г. занят войсками Сабурова), 285 (в 1528 г. введено общежитие); VIII, 190 (осада Новгор. 1478 г.); XV, 305 (в 1207 г. совершена цер. св. Пантелейм. в м-ри); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, прилож., CCLXXIV, LVI (в 1723 г. состоял за Юрьевым м-рем и имел крестьян 78 душ м. п.). 1037. Пантелеймонов на Красном Дворе, мужской, не существующий, находился в самом гор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

можно указать точно датированные списки, сделанные в 1478 г. в Вологде для Спасо-Каменного мон-ря (РГИА. Ф. 834. Оп. 1. 1261. Л. 199-203), в 1478/79 г. в Новгороде для Спасо-Хутынского мон-ря (Там же. Оп. 3. 3933; см.: Турилов. 1978. С. 40-42) и в 1496 г. для Супрасльского мон-ря в Зап. Белоруссии (ГИМ. Увар. 56-F. Л. 149 об.- 152, см.: Турилов. 2001. С. 256; датировка и локализация рукописей в последнее время были уточнены). В силу специфики бытования стишного Пролога на Руси, где в кон. XIV - 1-й трети XVI в. он использовался исключительно в монастырском богослужении, распространение проложного Жития И. Р. долгое время ограничивалось также монашеской средой. На протяжении 2-й пол. XV-XVII в. в рус. традиции возник ряд локальных вариантов проложного Жития (в большинстве своем представляющих искаженный первоначальный текст), к-рые стали известны благодаря многолетним разысканиям Томовой (см.: Томова. 2008. С. 162-163). Однако до посл. четв. XV в. нет оснований говорить о заметном почитании И. Р. на Руси, поскольку здесь все сводилось к переписке Жития в составе стишного Пролога и тропаря и кондака в месяцесловах. На рубеже XV и XVI вв. проложное Житие И. Р. было включено вместе с Житиями прп. Параскевы-Петки Тырновской и св. Саввы Сербского в Торжественник минейный (РГБ. Ф. 173. III (собр. МДА «по временному каталогу»). 86) и в Сборник житий и слов (РНБ. Погод. 852; см.: Томова. 2008. С. 145). В древнейшем Софийском комплекте ВМЧ это Житие помещено дважды: в составе статей стишного Пролога и отдельно в качестве заместителя пространного Жития. В то же время явным указанием на особый статус почитания И. Р. в Московской Руси (в украинско-белорус. традиции памятник остался неизв.) к посл. четв. XV в. служит включение его Жития в редакции Георгия Скилицы (с сообщением в заглавии о пребывании мощей на Трапезице) в состав не сборников (подобно Житиям др. южнослав. святых, получивших известность на Руси к 1-й четв. XVI в.), а Миней-Четьих (наиболее полные сведения о рус. рукописной традиции текста см.: Томова.

http://pravenc.ru/text/471475.html

Иван Васильевич Ощера и Дмитрий Васильевич Бобр уже в 1446 г. решительно выступили против Шемяки. Иван Полуект Море сопровождал митрополита Иону в Царьград, когда тот ездил ставиться на митрополию. Этот боярин долгое время, вплоть до своей смерти, был постельничим Василия II. Брат Полуекта Море, которого, правда, забыл упомянуть монах Герман, боярин Григорий Васильевич Криворот, был при Василии Темном дворецким: «а был дворетцкой на Москве по свою смерть без перемены». Таким образом, известный нам круг знакомых Нила Сорского принадлежал к высшей московской аристократии, близкой к великокняжескому двору, что говорит о высоком социальном происхождении преподобного Нила, которое он настойчиво скрывал. Гипотетической остается дата ухода старца Нила из Кирилло-Белозерского монастыря на Афон и в Царьград. Грамота 14711475 гг. называет некоего старца Нила в числе монастырской братии. В послании Нила Сорского к Герману Подольному есть глухие упоминания о том, что конфликтная ситуации, сложившаяся в обители в определенный момент, послужила поводом для ее оставления старцем Нилом. Подобные ситуации возникали в 14761478 гг. при игумене Нифонте и в 1483 г. при игумене Серапионе. Но в данном случае интерес представляет другое обстоятельство. Если Нил Сорский покинул монастырь после 1478 г., значит, он должен был повстречать в стенах своей родной обители преподобного Иосифа Волоцкого , который прожил в Кирилло-Белозерском монастыре практически весь 1478 год. Значит, волоцкий игумен был лично знаком с Нилом Сорским задолго до собора 1503 г., что позволяет под иным углом взглянуть на их личные и литературные контакты. Из паломничества на Восток старец Нил вернулся не позднее 1489 г. Для его биографа существенным остается вопрос, посещал ли преподобный Палестину. Ведь не вызывает никакого сомнения, что находясь так близко от Земли, по которой ходил Спаситель, преподобный должен был туда стремиться. В своих сочинениях он упоминает о Царьграде и Афоне, но об Иерусалиме нет ни слова. В конце жизни старец Нил составил завещание.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

7) НЕКТАРИЙ, в 1778 году произведён из Иеромонахов Кронштадтского Кадетского Корпуса. 8) ЕВГРАФ Музалевский. 9) ГЕННАДИЙ Челноков, с 1808 года и доныне. Этот монастырь первоначально основан от Преподобного Иосифа на весьма строгих общежительных правилах, и основатель сочинил для оного целый устав, который долгое время и наблюдаем был в его монастыре. Списки сего устава остались в Патриаршей и Новгородской Софийской библиотеке. Крестьян было за монастырём сим 11.422 души. При жизни основателя оный состоял под непосредственным ведением великого Князя и имел несудимую грамоту. Прибавление из VI тома Волоколамский Иосифов монастырь основан в 6987/1478 году. О сем в Никоновой Летописи 73 так записано: «той же весной Иосиф старец начал строить монастырь на Ламском Волоке в пустыни». При основании обители Князь Борис Васильевич Волоцкий с Преп. Иосифом положили первое бревно. Церковь во имя Успения Божьей Матери деревянная, заложена 6 Июня, на день памяти Преп. Отцов Илариона Далматского и Виссариона 74 . Потом в 6992/1484 году основана церковь каменная в то же наименование, и по совершении освящена в 18 день Декабря 6994/1486 года. В настенной росписи оной трудились Российские художники; о чём в житии Преподобного повествуется так: «Подписана же бысть ( церковь ) изящными и хитрыми в Русской земле иконописцами, иначе говоря – живописцами: старцем Паисием и Дионисием и его детьми Феодосием и Владимиром, и с ним два старца, братанича блаженного Иосифа Досифей и Вассиан, иже бысть Епископ Коломенский. И этот монастырь назывался Иосифова пустынь и Преподобный устраивал служебников по службам: Эконома и Ксемодоха (странноприимца) и Метупа и Сохочия в поварню и прочие служебы 75 ». Церковь Богоявления Господня основана в 1506 году, Мая 9; а церковь Одигитрии Смоленской устроена под колокольней. Память Иосифа совершать установлено соборно в 7083/1574 году, Декабря 20. А по кончине его братия этой обители постановили: «Июня в 1 день быть корму (особенной или отличной трапезе) по отцу нашему Игумену Иосифу, Начальнику этой святой обители, который в этот день с Богом пришёл на святое место сие, в лето 6987/1478, в Троицын день во вторник, и основание церкви Успения Пресвятой Богородицы положил, и тому корму быть на всякий год доколе этот монастырь стоит Пресвятой Богородицы – по Отцу Иосифа, иноке Иоанникию и по матери инокине Марии». В этой обители погребены: Архиепископы Казанские: Лаврентий в 1574 году, Иеремия в 1579 году; Князья Волоколамские: Св. Борис Васильевич, сотрудник Преп. Иосифа (память его в обители совершается 26 Мая); Иван Борисович и Фёдор Борисович.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

С. 238). Он вернулся только весной 1436 или 1437 г. с рыбаком Марком, принявшим вскоре постриг в обители с именем Макарий . Когда собралось неск. иноков, они возвели небольшую ц. в честь Преображения Господня и «трапезку малу», церковь вскоре освятил игум. Павел, присланный Новгородским архиеп. Ионой. После основания мон-ря Г. прожил на Соловецком о-ве более 40 лет. Во 2-й пол. 60-х гг. XV в. он сопровождал прп. Зосиму в Вел. Новгород, куда тот направился для решения монастырских дел, связанных с боярским землевладением на Соловках. 17 апр. 1478 г. прп. Зосима скончался и был погребен Г. и учениками за алтарем монастырской Преображенской ц. В «Слове о сътворении жития началник соловецких Зосимы и Савватия» (нач. XVI в.) мон. Досифей (впосл. игумен мон-ря) пишет, что после кончины прп. Зосимы он «пребых у его спутника у старца Германа в келии»; Г. рассказал ему «вся, яже о преподобнемь [Зосиме] бывшее житие и отчасти чюдес». Досифей первым записал известия о жизни и чудотворениях преподобных Савватия и Зосимы, поскольку Г. был «некнижен». Встреча преподобных Савватия и Германа. Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI в. (ГИМ. Вахр. 71. Л. 12 об.) Встреча преподобных Савватия и Германа. Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI в. (ГИМ. Вахр. 71. Л. 12 об.) Сведения о кончине и погребении Г. в источниках различаются. Согласно Житию Г., через нек-рое время после смерти прп. Зосимы он был направлен игум. Арсением (1478-1479) по монастырским делам в Вел. Новгород и скончался в Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре . Дата смерти в Житии не указана. «Написание о Соловецкой обители», к-рое в отличие от житийной традиции приводит точные, но не вполне достоверные даты, Г. преставился в Новгороде 22 марта 1484 г. ( Буров, Охотина-Линд. Три произведения. С. 166; 1484 год как дата кончины Г. указан также в «Соловецком летописце» по спискам XVIII в.). Если последняя дата верна, то, возможно, поездка Г.

http://pravenc.ru/text/164711.html

пиастров ( P curariu. 1997. Vol. 3. P. 117). 22 янв. 1862 г. в Бухаресте было создано единое правительство и созвано Представительное собрание (Парламент), что заложило основы для создания единого национального гос-ва, получившего офиц. название Румыния. 18 июня 1863 г. была произведена инвентаризация ценностей и документов преклоненных мон-рей. Не использовавшиеся во время богослужения ценные предметы утвари следовало сдать на хранение в мон-рь Голия в Яссах под военную охрану. В авг. того же года представитель Румынии в К-поле подал Порте проект решения вопроса о секуляризации земель преклоненных мон-рей. Согласно проекту, св. места должны были получить компенсацию в размере 80 млн тур. пиастров, из них изымался накопившийся долг (ок. 29 млн). Кроме этого, Румынское гос-во предоставляло 10 млн тур. пиастров на основание светской школы и госпиталя в К-поле. Однако представители св. мест отвергли это предложение. 13 дек. 1863 г. была самопровозглашена автокефалия Румынской Православной Церкви, М. м. вышла из юрисдикции К-польской Патриархии и с тем же названием вошла в юрисдикцию новообразованной национальной Церкви (см. в ст. Молдовы и Буковины митрополия ). Митрополиты М. м. Иосиф (ок. 1387-1388 - ок. 1415), не принятые в княжестве - Феодосий (после 1388 - до 1392/93) и Иеремия (1392/93 - ок. 1410), Макарий, Григорий, Дамиан (1437-1447), Иоанникий (1447-1453), Феоктист I (1453-1478), Георгий I (1478-1508), Феоктист II (1508-1528), Каллистрат (1528-1530), Феофан I (1530-1546), Григорий I (Рошка) (1546-1551), Георгий II Бистрицкий (1551-1552), Григорий II Нямецкий (1552-1563), Феофан II (1563-1572, 1578-1579, 1582-1588), Анастасий (1572-1577), местоблюститель митрополичьего престола, епископ Романский Никанор (1579-1582, митрополит в 1591-1594), Георгий III (Мовилэ) (1588-1591, 1595 - май 1600, сент. 1600-1605), Митрофан (1594-1595), Мардарий (1595), Дионисий (Ралли-Палеолог) (май-сент. 1600), Феодосий (Барбовский) (1605-1608), Анастасий (Кримка) (1608-1617, 1619-1629), Феофан III (1617-1619), Афанасий (1629-1632), свт. Варлаам (1632-1653), Гедеон (1653-1659, 1664-1671), Савва (1659-1664), свт. Досифей (Барилэ) (1671-1674, 1675-1686), Феодосий из Брази (1674-1675), Каллистрат (Вартик) - местоблюститель (1686-1689), Савва Романский (1689-1701/02), Мисаил (1701/02-1708), Гедеон (1708-1722), Георгий IV (1722-1729), Антоний (1730-1739), Никифор (1739/40-1750), свт. Иаков I Путнянский (1750-1760), Гавриил (Каллимаки) (1760-1786), Лев (Леон) (Геукэ) (1786-1788), Иаков II (Стамати) (1792-1803), Вениамин (Костаки) (1803-1808, 1812-1821, 1823-1842), Мелетий (Лефтер) (1844-1848), Софроний (Миклеску) (1851-1860). Архитектура и искусство М. м.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

Архангельский патерик. СПб. 1901. С. 58-68; Демкова Н. С. , Дмитриева Р. П. , Салмина М. А. Основные проблемы в текстологии изучения древнерус. оригинальных повестей//ТОДРЛ. 1964. Т. 20. С. 139-179; Волкова Т. Ф. Сказания об основании севернорус. мон-рей в рукописной традиции XVII-XX вв.: (Житие Диодора Юрьегорского)//Книга в России до сер. XIX в.: 3-я Всесоюз. науч. конф.: Тез. докл. Л., 1985. С. 46-47; она же. Житие Диодора (Дамиана) Юрьегорского//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 342-345; Святые Новгородской земли. Новгород, 2006. Т. 2. С. 1254-1267. Т. М. Кольцова Рубрики: Ключевые слова: ВАССИАН И ИОНА ПЕРТОМИНСКИЕ († 1566 или июнь 1561), преподобные (пам. 12 июня, 5 июня, в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛИСЕЙ († после 1478), прп., Сумский, Соловецкий (пам. 14 июня, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол.

http://pravenc.ru/text/168756.html

– Из этого сопоставления ясно, что хотя обжы шести избранных монастырей в одной Водской пятине и не давали половины всех обеж этих монастырей, – но они могли быть взяты на великого князя именно в 1478 году, как составная часть этой половины волостей. А если так, – то монастырских обеж могло быть отобрано в 1478 году в Водской пятине (221+451 ½+57+204+74 ½+51) 653. Иные монастыри на этот раз были помилованы, пожалованы «поне же те убоги, земель у них мало». Однако, – не долго продолжалось это «жалованье». Мы знаем, что к 1499 году количество отобранных и от Владыки, и от монастырей земель далеко превосходит ту цифру, которую для Водской пятины мы имели в 1478 году. Тогда как из владычних земель Водской пятины в 1478 году могло быть отобрано 88 ½ обеж, к 1499 году число их возрасло до 1944 ½ обеж. Оставлено в пятине Владыке лишь 33 обжы, описание которых сопровождается довольно обидной припиской: «а оприч тех дву погостов владычних диревень в Водцкой пятине нет нигде» (III, 10). Не лучше и с монастырскими землями: в 1478 году могло быть отобрано 653 обжы, а к 1499 году число их поднялось до 1459 обеж. Когда же совершилась эта вторичная, уже более крупная секуляризация церковных имуществ Иоанном III-м? Кто – главная причина ее? Сам ли князь с его заранее обдуманной государственной системой или новгородцы «со своею душею»? 6-го января, после того уже, как В. Князь владыку и монастыри «пожаловал», у первого и половины волостей не отобрал, из последних же взял половину деревень только у 6-ти монастырей, – «Владыка со всеми своими еще бил челом: чтобы Государь пожаловал, писцов своих и даньщиков в свою отчину, волости новугородские, не посылал, понеже, Господине, христианству то тяжко; положил бы Государь на новугородскую душу, а скажут всех, колко у кого сох будет, да сами собрав дань отдадут по крестному целованью без хитрости тому, кому великие князи прикажут отдати в Новегороде; а кто утаит хотя одну обжу, а уличим его, и мы того скажем своим Государем, и великие князи того казнят» (Соф.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010