Можно вспомнить и другие великие империи и их создателей. Так грандиозная империя создана походами великого Тимура в 1370–1405 гг. Империя великих моголов в Индии создана внуком Тимура Бабуром в 1526 г. Возможно, что Бабур был в определенной связи и с тайными учениями Индии и Тибета. В XIX веке на Западе попытку создания всемирной великой империи прогресса предпринял Наполеон Бонапарт. XX век дал целый ряд грандиознейших попыток построения такого царства с самых разных, внешне даже противоположных позиций. Миллионы людей устремляются за своими вождями, в безумном ослеплении стремясь построить свой новый мир. И жестокие уроки, которые преподнес XX век этим несчастным миллионам, не вразумляют людей. Вавилонская башня строится... Здесь – мудрость. Имеющий ум разумеет... Несколько примитивно, но особенно ясно учение о светлом будущем человечества на земле проступает в философии утопистов. Термин «утопия» буквально означает «место, которого нет». Так термин «утопия» очень ясно и правильно выражает сущность этого учения. Но к этому месту, устремляются лучшие умы, целые народы! Предпосылки утопического учения можно найти уже у некоторых писателей Древней Греции и Рима, у средневековых еретиков, в программах некоторых крестьянских вождей средневековья. Систематическое развитие утопизма начинается в эпоху Возрождения и Реформации: Мюнцер (ок. 1490–1525 гг.) в Германии, Мор (1478–1535 гг.) в Англии, Кампанелла (1568–1639 гг.) в Италии. Интересно отметить, что учение монаха Кампанеллы было не только политическим, но и религиозно-мистическим, связанным с магией и астрологией. Дальнейшее развитие утопизм получил в трудах Мелье (1664–1729 гг.) – атеиста, всю жизнь служившего священником и всю жизнь обманывавшего своих прихожан, Мабли (1709–1785 гг.), Морелли (XVIII в.), Бабефа (1760–1797 гг.) и его последователей, Чинстенли (XVII в.) участника диссидентских сект в Англии. Особое развитие утопизм получает в трудах Сен-Симона (1760–1825 гг.), Фурье (1772–1837 гг.) и Оуэна (1771–1858 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

С.Л.Франк – от тьмы к свету//Социологические исследования. 1994. 1. С.125). 176 Речь идет о «Государстве» Платона, «Городе Солнца» Томазо Кампанеллы (1568–1639) и «Утопии» Томаса Мора (1477 или 1478–1535). 177 Табориты – религиозно-социальное движение в Чехии в первой половине XV века. Его участники хотели установить царство Божие на земле, толкуя его как всеобщее равенство. Название произошло от горы Табор в Южной Чехии. Крестьянская война – выступления крестьян и городского плебса в Германии в 1524–1525 гг., один из самых кровавых эпизодов немецкой реформации. Мюнцер Томас (1470–1525) – один из руководителей Крестьянской войны, проповедовал полное подчинение частных интересов общему Божьему делу. Основоположник современного коммунизма. Ф.Энгельс характеризовал его политическую программу как «близкую коммунизму». Анабаптисты – одна из радикальных протестантских сект времени Реформации. Составляли главную силу повстанцев в Крестьянской войне, требуя уравнительного пользования имуществом. В 1533 г. захватили управление гор.Мюнстера и установили всеобщее равенство. Название идет от греч, anabaptizo (вновь крещу), так как они настаивали на крещении человека в сознательном возрасте. 178 Якобинство – радикальное народное крыло во время Великой Французской революции. Русские большевики считали себя наследниками французских якобинцев. 180 Робеспьер Максимилиан Мари (1758–1794) – глава якобинцев, жестокий борец с контрреволюцией. Дзержинский Феликс Эдмундович (1877–1926) – русский революционер. После победы большевистской революции – руководитель Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (Чека) в 1917–1926 гг. 182 См. письмо В.П.Боткину от 1 марта 1841 г.//Белинский В.Г. Полн.собр.соч. М., 1956. T.XII. С.22–30. 184 См. в том же письме В.П.Боткину: «Я начинаю любить человечество по-маратовски: чтобы сделать счастливую малейшую часть его, я, кажется, огнем и мечом истребил бы остальную». 186 «Что эта идея лежит в основе и социализма – это совершенно ясно видно из его первой исторической формы в сенсимонизме, основной пафос которого состоял именно в обличении свободы как стихии зла и неразумения».

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

Слово «рубль» как обозначение крупной серебряной платежной единицы встречается в письменных источниках нач. XIV в., связанных с Новгородом. Оно пришло на смену более раннему выражению «гривна серебра». Вес рубля соответствовал весовой норме новгородской литой гривны, или гривенки (ок. 204 г, что равнялось половине зап. фунта), делившейся на 48 золотников. В нач. XIII - сер. XV в. гривна-рубль существовала в виде слитка, а затем до нач. XVIII в.- как счетное понятие наряду с наиболее крупными фракциями - полтиной и гривной (гривенником). Денежная система, выстраивавшаяся на протяжении XIV - 1-й трети XVI в., включала 1 рубль, к-рый равнялся 2 полтинам, или 10 гривнам, или 200 денгам, или 400 полуденгам (они же полушки, или четверетцы). Только серебряные денги и полуденги наряду с медными пулами являлись монетой, имевшей хождение. Их выделывали на проволочных заготовках, в ранний период с воспроизведением отдельных элементов типов золотоордынских дангов (имена ханов, подражательные араб. легенды, орнаментальные элементы и др.). На протяжении посл. четв. XIV-XV в. свою монету чеканили многие рус. княжества, но наиболее ранними и масштабными были выпуски Москвы, Рязани и Н. Новгорода. По мере присоединения к Москве все новых территорий в результате борьбы с удельной системой количество эмитентов неуклонно сокращалось. Постепенно денежная чеканка крупнейших центров Руси встраивается в единую систему, основными номиналами к-рой являлись стандартизированные по оформлению «новгородки» (буд. копейки; чеканились в Новгороде с 1478, в Пскове - с 1510) и «московки» (буд. денги; чеканились в Москве и Твери после 1486). Реформа Елены Глинской (1533-1535) привела к созданию единой монетной системы Российского гос-ва с чеканкой денги-новгородки (0,68 г) на 3 рубля (т. е. 300 шт.) из гривенки серебра, весившей 204 г. Этот номинал с кон. XVI в. стали называть «денгой копейной», а позже - копейкой, поскольку на аверсе изображался всадник («ездец») с копьем в руке. На протяжении XVII в. вес копейки постоянно снижался. Реформа 1654-1659 гг., в ходе к-рой пытались ввести в обращение неполноценную рублевую монету (ок. 30 г при весе копейки 0,46 г), окончилась неудачей; также не удалась попытка ввести в обращение медные монеты и приравнять их по стоимости к серебряным (результатом стал «Медный бунт» 1662, после которого новшества пришлось отменить). Успешной была реформа 1699-1704 гг., в результате к-рой появился полноценный серебряный рубль весом 28 г, соответствовавший ценности 100 серебряных копеек, намеренно перед тем облегченных. Российский рубль XVIII в. сравнялся по весу с европ. талером, что способствовало его участию в международной торговле ( Гайдуков. 2014). Тогда же была начата регулярная массовая чеканка золотой и медной монеты. В России возникла слаженная система денежных номиналов, основанная на десятиричном принципе и просуществовавшая до 1917 г.

http://pravenc.ru/text/2577987.html

Чтение Пейна оказало большое влияние на выработку взглядов Уэллса. Платон (428/427–348/347 до н. э.) — древнегреческий философ. В диалоге «Республика» (в других переводах — «Государство»), относящемся к среднему периоду творчества философа и оказавшем значительное влияние на последующее развитие утопической мысли, делит общество на жестко разграниченные классы правителей-философов, «стражей» (воинов и чиновников) и подчиненных им крестьян и ремесленников. Подражательное искусство в государстве Платона находится под запретом, поскольку изготовлять предметы предпочтительнее, чем их изображать. Из всех видов искусства Платон признает только боевые песни, поднимающие дух воинов. «Республика» Платона дала толчок утопической мысли, поскольку в этом диалоге была заложена идея о возможности коренного переустройства общества. «Республика» использовалась Уэллсом прежде всего в политической части, тем более что она подчеркивала важность воспитания сознательных и преданных отечеству граждан («Современная Утопия», 1905), но отталкивала его как человека искусства, боровшегося за всесторонне развитую человеческую личность. В написанном в тот же год предисловии к «Утопии» (1516) Томаса Мора (1478–1535) Уэллс обвинил Мора в том, что тот «ставит разум выше воображения». Ханеман Кристиан Фридрих Саму эль (1755–1843) — немецкий врач, основатель гомеопатии. Свою систему лечения подробно изложил в 1810 г. В последние годы жизни работал в Париже. Известен также как один из первых гигиенистов. Успешно практиковал в качестве психиатра. Грамматическая школа — средняя общеобразовательная школа в Англии, включающая в свою программу латынь. Существует на протяжении нескольких сотен лет. Подобную школу предположительно окончил Шекспир. Смит , сэр Уильям (1813–1893) — английский филолог, автор энциклопедических словарей, посвященных Древней Греции и Древнему Риму (1842–1857). В 1850 г. опубликовал первый школьный греко-латинский словарь. В 1853 г. приступил к изданию серии учебников «Principia», которые способствовали значительному прогрессу в обучении школьников древнегреческому и латинскому языкам.

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

рукоп. и книг); 1862 г., II, Отд. 1, 93 (здесь скончался архиеп. Крутиц. Варлаам, сосланный Борис. Годунов.); 1869 г., III, Отд. 1, 345 (архим. Феофилакт Русанов 1708–1799 г.); 1873 г., II, Отд. IV, 1 (Седерберг, “Заметки о религии Русск.»); 1875 г., III, Отд. 2, 25 (в 1724 г. сюда ушел на покой архим. Антониева Римл. м-ря Серапион Аничков); 1878 г., IV, ист. опис. Тр.-Серг. лавры, 89 (архим. Кирилл Завидов, с 1594 г. игум. лавры); 1882 г., III, Отд. 1, 351 (игум. Павел, с 1623 г. архиеп. Псков.); “Полн. собр. лет.», III, 4 (игум. Антон в 1117 г. заложил церк. св. Богород.), 5 (в 1119 г. церк. совершена; в 1125 г. испьсаша божницю Антонову; в 1127 г. обложи трьпевницю камяну Онтон игум.), 10 (в 1147 г. умре Онтон игум.), 12 (в 1157 г. преставися игум. Андрей, и поставиша Ольксу в его место), 13 (в 1162 г. преставился игум. Олькса, и поставиша по нем игум. Мануила), 19 (в 1187 г. преставися игум. Моисей, и поставиша на его место Волоса), 86 (игум. Савва в 1359 г.), 88 (в 1365 г. постр. церк. Сретения на воротах), 91 (в 1377 г. погреб. архим. Новгород. Савва), 97 (сгорел 1396 г.), 134 (о том же), 143 (в 1478 г. В. кн. Ив. Вас. взял от м-ря пол-2 ста обеж), 144 (игум. Андрей 1493 г.), 157 (игум. Варлаам 1552 г.), 158 (в 1558 г. здесь жил игум. Маркел Хутын. м-ря, написавший житие еписк. Новгор. Никиты и канун), 174 (игум. Мисаил 1572 г.), 199 (в 1533 г. обложена кам. церк. с трапезою Сретения Госп.), 200 (в 1535 г. церковь Срет. кончена), 231 (в 1378 г. м-рь весь сгорел), 278 (погреб. в притворе 1712 г. Иоиль, еписк. Ладожский); IV, 2 (в 1117 г. о нов. церкви; в 1125 г. церковь исписана), 73 (1377 г. преставися архим. Савва), 94 (в 1386 г. сожжен Новгородц.), 122 (пожар 1442 г.), 128 (сожжен Новгородцами в 1471 г.); VI, 17 (в 1476 г. В. кн. Иван Вас. взял от м-ря 150 обеж земли), 217 (в 1478 г. В. кн. Ив. Вас. взял у м-ря 50 сох), 285 (в 1528 г. введено общежитие), 291 (при игум. Геронтие в 1533 г. основ. кам. цер. Сретения), 298 (в 1536 г. постр. церк. Козмы и Дамиана), 300 (в 1537 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Когда же, при каких обстоятельствах совершился столь страшный разгром церковных имуществ? В Писцовой Книге с одной стороны мы видим уже водворяющимся московский строй жизни («по новому писму»), с другой находим следы строя жизни прежнего, новгородского. Во время самостоятельности Новгорода церковь и владела 30,25% обеж, с падением же Новгорода ее имущества спустились до 7,44% общего количества земель новгородских. Ясно, что водворение московских порядков, действия нового новгородского правительства в лице Uoahha III и есть главная причина резкой перемены в имущественном строе монастырей. И нам остается лишь более или менее точно приурочить эту перемену имищественного строя церкви к известному историческому пункту. Наступил 1478 год. 7 лет прошло с тех пор, как новгородская вольница склонила свою гордую выю пред Московским Великим Князем. Семь лет уже прошло, в истории Новгородской вольницы тяжелых и часто постыдных. Сами новгородцы взаимными распрями ослабляли себя и способствовали тому, что именитейшие их представители закованными отправлялись в Москву, а земли их – разумеется – отписывались на Великого Князя. К 1478 году слишком ясным должно было быть для Москвы, что новгородцы сами себя отдают в ее руки; и если что еще могло смущать Москву, – так это церковь , владевшая третью новгородских обеж. И неудивительным покажется для нас образ действий Uoahha III в его приход в Новгород в 1478 году. Насколько виноваты были новгородцы в этом походе, или поход был предпринят по мнимой причине, но со слишком определенной целью, – мы решать этих вопросов не будем, а обратимся к истории пребывания Uoahha III под Новтородом, поскольку эта история ответит нам на вопрос о церковных имуществах. 19-го ноября 1478 года Князь Великий на Полинах «полки урядил, учинил которому где быти» (Соф. Лет. II, 208); отсюда же он отпустил «воевод своих под Новгород, Городища и монастырей отъимати, чтобы не пожгли» (ibid. 209). Нас прежде всего и интересует вопрос, почему В. Князь опасался так за городища и монастыри? Не созрел ли у него еще до прихода в Новгород известный план действий, в ответ на который – опасался он – Новгородцы могут сжечь монастыри? – Полки В.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

936 Того же году обретохъ написание Офонаса Тверитина купца... – Далее помещено «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Ссылка летописца на то, что он «обрел» это сочинение в 1475 г., свидетельствует ο том, что запись и включение «Хождения» в летопись были осуществлены составителем свода, а не его преемником, работавшим в 1518 г., 43 года спустя. 938 Внутри же стенъ ... положи. – Между столпами прокладывались связи в виде деревянных или железных балок, в стены закладывались связи в виде металлических скреп; правило – поперечный брус в ткацком станке, веретено – ось вращения. 939 На столпы же ... насквозь камение то збито. – Описан процесс возведения подпружных арок, на каждый столп опирается по четыре арки. Кружало – опалубка для возведения арок. 940 Егда же б князь великий въ Новгороде ... и наместники посажа. – Рассказ Независимого свода 80-х гг. об окончательном присоединении Новгорода в 1477–1478 гг. краток и, возможно, фрагментарен. Β своде 1518 г. под 6985 (1477)–6986 (1478) гг. помещен обширный рассказ из Московского свода об окончательном покорении Новгорода. Этого рассказа явно не было в своде 80-х гг., где сохранилось лишь косвенное упоминание новгородских событий в связи с рассказами ο Казани и Пскове, отсутствующими в других летописях. 941 ...Василъя Образца въ судехъ да Бориса Слпца. – Об участии Бориса Слепца Тютчева в Казанском походе 1478 г. в великокняжеских летописях не упоминается. 942 ...полати же подл олтарь ... учини... – Ризница была помещена на сводчатом перекрытии над приделем Похвалы Богородице за иконостасом. 943 Свяща же церковь митрополитом Геронтей... гнвъ Божий приходить. – Спор об обряде освящения Успенского собора и других новопостроенных церквей, продолжавшийся и после 1479 г., отражал противоречия между великим князем и митрополитом, обнаружившиеся (как сообщает Ростовский владычный свод – Типографская летопись) еще в 1478 г., когда Геронтий поддержал князя Михаила Верейского в споре с ростовским архиепископом Вассианом Рыло из-за главенства над Кирилловым монастырем. Позиция Геронтия, отвергавшего «хождение посолонь» при освящении церкви, очевидно, больше соответствовала традициям греческой церкви и была поддержана зарубежным иерархом, молдавским епископом Василием, написавшим русскому митрополиту особое послание.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

34. АЛЕКСЕЙ ЕФРЕМОВИЧ упоминается в посольстве 14З2 г. к Литовскому Князю Свидригайлу. 35. МАКАР упоминается того же года в том же посольстве. 36. ЮРИЙ ТИМОФЕЕВИЧ упоминается 1426 года в посольстве к Великому Князю Московскому и 14З1; в 1435 г. Степенным и в след. до 1461. Скончался 1465 в Монашестве. 37.ТИМОФЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Поткин упоминается 1436 в послах к Великому Князю Московскому, и 146З г. 38. ФЕДОР ПАТРИКИЕВИЧ, упоминает. 1444 в послах в Ригу, в 1448 Степенным и в след. годах до 1456. З9. МАКСИМ ЛАРИОНОВИЧ упом. в 1444 и до 1464. Скончался в 1465 г. в Монашестве. 40. СТЕПАН ЮРЬЕВИЧ упоминается 1449 и в 1463 год. 41. СТЕПАН АРИСТОВИЧ, а по другим Афанасьевич, упоминается 1449 и 1459. 42. ЛЕОНТИЙ МАКАРЬИНИЧ упом. в 1456. 43. ЗИНОВИЙ МИХАЙЛОВИЧ упом. 1456 и в следующих годах. 44. АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ упоминает. 1458 и до 1476 года, в коем он скончался под Новгородом в походе. 45. ФЕДОР НИКИФОРОВИЧ, Степенный, упоминается в 1463. 46. ИГНАТИЙ ЛОГИНОВИЧ упоминает. в том же году. 47. ДОРОФЕЙ АЛФЕРЬЕВИЧ упоминается в том же году. 48. ИВАН АГАФОНОВИЧ упоминается тогда же и в следующих годах до 1470, в коем он убит. 49. ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ упом. 1463. 50. ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ упом. 1465. 51–52. ТИМОФЕЙ ВЛАСЬЕВИЧ, а по другим Лет. Васильевич Упомин. Степенными 1465 года и далее. СТЕФАН АФАНАСЬЕВИЧ 53. СТЕФАН АГАФОНОВИЧ, Степенный, в 1468 и далее. 54. ЯКОВ ИВАНОВИЧ Кротов 1470 и далее до 1485 г. 55. ЗИНОВИЙ СИДОРОВИЧ 1471 и далее. 56. МАКАРИЙ Пыхачев того же года. 57. АФАНАСИЙ ЮРЬЕВИЧ 1472. 58. НИКИТА ЛАРИОНОВИЧ тог. год. и 1478. 59. КОЗМА АНДРОНОВИЧ Тилкин того же год. и далее. 60. КОЗМА СЫСОЕВИЧ Ледович с 1473 до 1510 г. 61. ТЕРЕНТИЙ АНДРЕЕВИЧ того же г. 62. ЛЕОНТИЙ ТИМОФЕЕВИЧ (в 1475) 63. ВАСИЛИЙ ЛОГИНОВИЧ (в 1475) 64. ЕЛИСЕЙ АНИКЕЕВИЧ Каплин (в 1475) 65. СТЕПАН МАКСИМОВИЧ в 1476 и далее. 66. МОИСЕЙ ФЕДОРОВИЧ тогож. год. 67. ГАВРИЛА Картачев 1477; убит на Вече 1485 июня 13 возмутившимся народом. 68. МОИСЕЙ Сосонка тогож. год. 69. ФИЛИПП АНДРЕЕВИЧ Пукашов (1478 и далее) 70. АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ (1478 и далее)

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Имя Немира – Иван Афанасьевич. Он был избран на посадничество до 1459 г., в 1476 г. схвачен и увезен в Москву (см.: Янин В. Л. Новгородские посадники. М., 1962). Таким образом, именно Немир должен был принимать участие в событиях, которым посвящен данный эпизод «Жития», но Михаила Клопского в это время уже не было в живых. Здесь имеются в виду события 70-х гг. XV в., когда происходили походы на Новгород 1471, 1476 и 1478 гг. великого князя московского Ивана III Васильевича. После этих походов оппозиция новгородских бояр властями Москвы была разгромлена и Новгород был окончательно подчинен Москве. Данный эпизод «Жития» имеет важное значение для датировки памятника. Β нем ничего не говорится ο том, что новгородский владыка схвачен и отослан в заточение в Москву, что произошло в 1480 г. Вместе с тем завершающая фраза этого эпизода «Да по мал времени князь великый опять будетъ, да город возметь, да всю свою волю учинитъ» имеет в виду события 1478 г. Таким образом, «Житие» было написано между 1478–1480 гг. 345 «Что твоя, чадо, за дума – здишь думаешь ж жонъками?» – Хотя в эпизоде названа «пратеща» Немира, в виду, вероятнее всего, имелась Марфа Борецкая – вдова новгородского посадника Исаака Андреевича Борецкого, возглавлявшая вместе с сыновьями враждебную Москве партию новгородских бояр. 346 ...Михайло Литовъской. – Имеется в виду Михаил Олелькович, правнук великого князя литовского Ольгерда; он с конца 1470 г. находился в Новгороде. Согласно московской летописи, боярская группировка Марфы Борецкой вела переговоры с литовским великим князем Казимиром IV ο подданстве Новгорода Литве и рассчитывала, что Михаил Олелькович возглавит борьбу Новгорода с Москвой. 347 Станет князь великий в Бурегах и роспустить силу свою на Шолон... – На реке Шелоне (Шелонь расположена на юг от Новгорода, течет с юго-запада на северо-восток и впадает в озеро Ильмень) произошло решительное столкновение сил великого князя московского с новгородцами во время похода 1471 г. 348 И послати вамъ преподобнаго отца владыку да посадникы... – Имеется в виду посольство из Новгорода в Москву в марте 1476 г., когда новгородский архиепископ Феофил и посадники ездили в Москву с челобитьем об освобождении бояр, схваченных великим князем московским во время его похода «миром» в Новгород в 1475/76 г. Читать далее Источник: Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-./Т. 7: Вторая половина XV века. - 1999. - 581 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Освобождение Руси от 1478 до 1480 года У великой княгини Софии уже было три дочери. Она и ее супруг желали иметь сына, и Бог исполнил их желание: в 1478 году у них родился сын Василий, который стал потом наследником престола. Но ни эти семейные радости, ни слава, ни беспрестанные победы Русских не могли доставить совершенного счастья ни великому князю, ни его супруге. Обоих занимала только одна мысль: видеть Русскую землю освобожденной от власти Татар. Умная, гордая София искусно умела усиливать в сердце супруга его ненависть к ханам! Как часто даже на веселых княжеских праздниках, когда Иоанн восхищался ее величественным видом, богатством царского наряда, красотой своих детей, София с хитростью спрашивала у него: «Долго ли быть мне и детям моим подданными Татарского хана?» Иоанн, который почти беспрестанно и сам задавал себе этот вопрос, радовался, видя то же самое желание и в сердце супруги своей, и еще усерднее старался его исполнить. Подходящий случай скоро представился. Русские князья всегда должны были с особенными обрядами встречать Татарских послов, которые привозили с собой басму , то есть изображение, или болван хана. Князья пешком выходили за город на эту встречу, кланялись послам и для слушания ханских грамот подстилали соболиный мех под ноги чтецу, а сами становились на колени. На том месте, где происходила эта встреча, потом построили церковь, которая и теперь называется Спасом на Болвановке. София, чувствуя достоинство своего супруга, не могла перенести мысли о том, чтобы он преклонил колена перед болваном хана, и уговорила его не ходить на встречу послов. Некоторые историки говорят, что Иоанн не только исполнил ее желание, но даже изломал басму, бросил ее на землю, растоптал ногами и сказал послу: «Объяви это хану: что сделалось с его басмой, то будет и с ним, если он не оставит меня в покое». Отпустив с такими словами посла, он не дал ему дани, за которой тот приезжал из Орды. Такая смелость Русского государя ужасно рассердила хана Ахмата. Хитрый Польский король Казимир, всегда желавший навредить России, постарался воспользоваться этой ссорой и наговорил столько на Иоанна, что Татарский царь приказал своему войску готовиться к нападению на Русские земли. Казимир обещал быть его союзником.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010