ч. Белград. Кроме того, король пытался создать систему буферных, подчиненных ему гос-в (Сербия, Босния, Валахия), к-рая, однако, в целом оказалась неэффективной. При поддержке дворянства кор. Матьяш I Хуньяди (1458-1490) смог укрепить личную власть, централизовать управление, поднять доходы короны, создать новую армию. В королевской канцелярии и на гос. постах работали прелаты (Ян Панноний, Янош Витез и др.), получившие образование в итал. ун-тах, и представители среднего духовенства. Было на время приостановлено продвижение турок с юга, создана новая линия обороны. Король воевал с Чехией и захватил Силезию, Моравию и Лужицкую обл. (1478). Победив в 1478 г. Фридриха III, он занял часть Австрии и перенес свою столицу в Вену. После его смерти королевская власть вновь стала ослабевать (при Уласло II и Лайоше II) из-за возобновившейся борьбы между баронскими лигами и продвижения османов на юж. границах королевства (Белград пал в 1521). Схизма в католич. Церкви способствовала тому, что отношения между Венгерским королевством и Папским престолом в XIV-XV вв. складывались в пользу первого. Кор. Карл Роберт подчинил себе Церковь и свободно распоряжался ее имуществом: забирал в казну имущество умерших епископов; пользовался доходами от вакантных мест; передавал церковные должности баронам, требуя от них в благодарность богатых подарков; заставлял духовенство участвовать в военных предприятиях; наконец, нередко ставил духовенство перед светским судом. В 1404 г. кор. Сигизмунд издал указ, согласно к-рому лица, назначаемые папой на высшие церковные должности в Венгерском королевстве, не могли получать и иметь там бенефициев, папские буллы, распоряжения и приговоры, не одобренные королем, теряли силу на территории королевства (лат. placetum regium). Лицам, нарушившим этот запрет, грозила смертная казнь и конфискация имущества. В 1417 г. на Констанцском Соборе кор. Сигизмунд, способствовавший прекращению схизмы, добился от кардиналов обещания, что папы будут признавать в качестве архиепископов, епископов и др.

http://pravenc.ru/text/150197.html

Во вторичное правление константинопольской церковью (1476–1478) Симеон Трапезунтский занимал патриаршую кафедру около трех лет. При нем церковь константинопольская подверглась ежегодной подати, так называемому харачу. Достигши прежде сам высокого сана недостойными средствами, Симеон как прежде, так и теперь, не мог долго занимать престола и был низвержен с него происками одного иеромонаха, по имени Рафаила, родом сербянина. Рафаил умел расположить к себе в Константинополе некоторых пашей и через них предложил ежегодно представлять в казну дивана 2000 золотых, если он сделается патриархом, и, кроме того, еще 500 золотых при возведении своем на патриарший престол. Султан согласился на это, – и Рафаил сделался патриархом. В правление Рафаила (1478–1480 г.) церковь была возмущена предосудительным его поведением: он предан был чрезмерному употреблению вина. Противозаконная жизнь его служила для христиан великим соблазном. 174 Через два года недостойный предстоятель церкви был низвержен с престола; будучи не в состоянии к назначенному сроку представить в казну дивана обещанной суммы, он заключен был в темницу, где и умер. 175 Преемником Рафаила сделался великий Экклисиарх церкви Мануил, переименованный Максимом (1480–1487 г.). Это был, после Схолария, достойнейший предстоятель константинопольской церкви. Муж просвещеннейший, отличавшийся особенно даром красноречия 176 , он вместе с тем украшался и христианскими добродетелями. 177 Во все время его управления (продолжавшегося около 7-ми лет) церковь наслаждалась внутренним и внешним благоденствием. И словом, и делом стараясь руководить пасомых к истинной вере и благочестию, патриарх Максим каждый воскресный и праздничный день то в патриархии, то в других церквах говорил к народу поучения, исполненные силы и назидательности. Он пользовался благосклонным расположением Магомета 2, который повелел ему написать для себя изъяснение символа веры : «верую во единого Бога». Патриарх исполнил волю султана. Изъяснение символа веры было написано им искусно и отчетливо.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прп. Елисей Сумский. Икона. Кон. XX в. (Крестовоздвиженский собор, Петрозаводск) († после 1478, с. Сума, ныне Сумский Посад Беломорского р-на Республики Карелии), прп. (пам. 14 июня, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Сумский, Соловецкий. Сведения о Е. содержатся в «Чуде о некоем черньци Елесеи имянем» в Первоначальной редакции Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. «Чудо…» входит в состав 18 посмертных чудес преподобных Зосимы и Савватия, описанных соловецким игум. Вассианом между 1514 и 1527 гг. В «Чуде...» рассказывается о том, как Е., мон. Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря , перед кончиной был пострижен в схиму благодаря чудесной помощи прп. Зосимы († 1478). Соловецкие монахи Даниил, Е., Савватий (от его имени ведется повествование), Филарет и с ними миряне собирались по повелению игумена ловить рыбу у порога Золотец на р. Выг. Когда рыболовы чинили ветхие сети, Даниил предсказал Е. скорую смерть: «Ктому убо не имаши рыб ловити, се бо ти смерть приближися». От этих слов объяла Е. «великая скорбь», потому что он не успел принять «великаго образа аггелскаго» - схимы. Поскольку рядом не было иеромонаха, по совету собратий Е. сам возложил на себя схиму. На следующее утро Е. не оказалось среди монастырских рыболовов. После недолгих поисков его нашли, и святой рассказал, что ночью его утащили бесы, сорвавшие с него схимнический покров. «От бесовских тех рук» Е. избавил прп. Зосима. Изнемогающего от болезни Е. братия положила в карбас, спустились вниз по р. Выг и добрались до монастырского пристанища у впадения р. Вирмы в Белое м. Путешествию иноков препятствовали стремительное течение р. Выг и сильная буря на море, но Е. укреплял монахов, напоминая о помощи прп. Зосимы. После мн. испытаний рыболовы достигли с. Сума на Онежской губе Белого м., где находилось подворье Соловецкого мон-ря и жил священник. Не успев принять схиму, Е. умер, но после молитв иноков, обращенных к прп. Зосиме, ожил и был пострижен в великую схиму. После Причащения Св. Таин Е. «пакы успе о Господе». Тело его было погребено за алтарем ц. свт. Николая в Суме.

http://pravenc.ru/text/189861.html

Среди учеников прп. Кирилла известны преподобные Мартиниан, игум. Ферапонтова в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря, и Кассиан, настоятель К. Б. м.; в числе пострижеников и насельников К. Б. м.- прп. Савватий († 1434 или 1435), один из основателей Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря , прп. Нил Сорский и его наставник игум. Паисий (Ярославов) , преподобные Александр Ошевенский (1427-1479), Иннокентий и Корнилий Комельские (1455-1537), Игнатий Ломской. При игум. Нифонте (1478-1482) в К. Б. м. проживал прп. Иосиф Волоцкий. Некоторое время здесь подвизался прп. Феодорит Кольский. Заметную роль в превращении К. Б. м. из удельной обители в крупнейший общерус. монастырь сыграл игум. св. Трифон († 1468; впосл. епископ Ростовский, Ярославский и Белозерский). В 1447 г. кн. Василий II Васильевич Тёмный, смещенный с великокняжеского стола, обратился к братии К. Б. м. за помощью освободить его от клятвы (т. н. крестного целования), данной Дмитрию Георгиевичу Шемяке. Игумен «снял» с вел. кн. Василия крестное целование, по к-рому тот обещал Шемяке не возобновлять борьбу за Москву. По сообщению Ермолинской летописи: «…и помолився Богу, и поиде благословитися в Кириловъ монастырь; игумен же Трифон срете его со всею братьею, с старци своими, и благослови его. И пребывъ мало днии ту, благословився у старцевъ и у игумена, и поиде ко Тфери, а игуменъ Трифонъ и инъ старець святъ, именемъ Симанъ Карлсмазовъ, и со всею братьею, благословиша князя великаго поити на великое княжение на Москву» (ПСРЛ. Т. 23. С. 153). В 1462 г. игум. Трифон был хиротонисан во епископа Ростовского, Ярославского и Белозерского. Именно он попытался поставить на игуменство в К. Б. м. своего брата Филофея без ведома кн. Михаила Андреевича (сына Андрея Дмитриевича), но спустя год Филофей был отстранен. Сменивший свт. Трифона игум. Кассиан часто отлучался из К. Б. м. для выполнения дипломатических поручений и поездок в К-поль и Литву. В 1478/79 г. возник спор между верейско-белозерским кн. Михаилом Андреевичем и Ростовским архиеп. св. Вассианом I (Рыло) , настаивавшим на своем праве судить игумена и братию и собирать в свою пользу церковные пошлины. Против этой инициативы выступил игум. Нифонт, к-рого поддержали верейско-белозерский кн. Михаил Андреевич и митр. Московский Геронтий . При этом кн. Михаил Андреевич ссылался на восходящее к прп. Кириллу и кн. Андрею Дмитриевичу право патроната князя над обителью. Митрополит после судебного разбирательства поддержал белозерского князя, велев судить «по старине» (АСЭИ. Т. 2. 315; Т. 3. 223). В спор между архиеп. Вассианом (Рыло) и кн. Михаилом Андреевичем вмешался и вел. кн. Иоанн III Васильевич , поддержавший архиерея. Над К. Б. м. была установлена власть Ростовского архиепископа «во всем». В 1486 г., после смерти кн. Михаила Андреевича, мон-рь со всем Белозерским краем перешел в юрисдикцию московского князя.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Непрекращающиеся смуты в И. вызывали подозрение короля, полагавшего, что магнаты готовят мятеж в поддержку Ланкастеров. Эти подозрения укрепились после того как в 1478 г. ирл. совет самостоятельно избрал на должность юстициария Джеральда, 8-го гр. Килдэра (1478–1513). Направленный в И. лорд Грей столкнулся с сопротивлением членов администрации, к-рые не допустили его в Дублинский замок и испортили документы казначейства. После переговоров гр. Килдэр и представители колонии согласились встретиться в Лондоне с королем. По соглашению сторон Килдэр оставался во главе колонии, но король потребовал от него содержать за свой счет войско и регулярно направлять отчеты в англ. казначейство. Кор. PuчapдIII (1483–1485) сохранил Килдэра в должности юстициария и осуществлял лишь общий контроль над его деятельностью. Положение изменилось после падения Йорков и восшествия на престол ГehpuxaVII (1485–1509), назначившего наместником И. Джаспера Тюдора, герц. Бедфорда. Тогда же сторонники Йорков доставили в И. Ламберта Симнела, выдававшего себя за Эдуарда, гр. Уорика и наследника англ. престола. Канцлер Томас Фиц-Джеральд, брат гр. Килдэра, принял Симнела и вел тайные переговоры с Йорками, к-рые направили в Дублин флот и войско. 24 мая 1487 г. в соборе Св. Троицы в Дублине состоялась коронация Симнела, принявшего имя Эдyapд VI . Опираясь на поддержку Килдэра и колонистов, сторонники Йорков организовали вторжение в Англию, к-рое завершилось поражением (16 июня 1487). Гр. Килдэр созвал парламент от имени Эдyapдa VI и попытался привлечь на свою сторону архиеп. Арма Оттавиано Спинелли и др. прелатов, а также жителей г. Уотерфорд, поддержавших ГehpuxaVII . Поражение в Англии и отказ Папского престола признать самозванца привели к восстанию Батлеров, затем к переходу Дублина на сторону короля. После длительных переговоров, в ходе к-рых королевские посланники пытались получить поддержку графа Десмонда и гэльских правителей, Килдэр признал ГehpuxaVII и получил прощение. Для закрепления власти король направил в И.

http://sedmitza.ru/text/2557586.html

КОЛЕНО XXII: Княжна Марфа Васильевна, за боярином князем Иваном Дмитриевичем Бельским Князь Иван Дмитриевич Шуйский-Губка; отъехал в Литву, где от него произошли нынешние князья Шуйские Князь Андрей Иванович Шуйский, боярин † 1587 Князь Пётр-Гурий Иванович Шуйский, боярин † 1564 КОЛЕНО XXIII: Князь Иван Петрович Шуйский, боярин † 1587 Князь Никита Петрович Шуйский КОЛЕНО XXIV: Царь Василий Иоаннович, рождение 1553 † 12 сентября 1612; женат 1. на княжне Елене Михайловне Репниной; 2. на княжне Марие-Екатерине Петровне Буйносовой-Ростовской (во инокинях: Елена) Князь Дмитрий Иванович Шуйский, боярин † 1613; женат на Екатерине Григорьевне Скуратовой Князь Иван Иванович Шуйский, боярин † 1638; женат на Евдокие Васильевне NN Князья Шуйские приняли наименование своё от владения городом Шуею (в нынешней Владимирской губернии). Они были удельными князьями Суздальскими и Нижегородскими до начала XV века, и удельными князьями Шуйскими почти до половины того же столетия. Князь Василий Васильевич Гребёнка 38) был одним из первых лиц при дворе московском в царствование Иоанна Великого, и находился наместником в важнейших областях: во Пскове с 1476 по 1478 год и с 1480 по 1482 год; в Нижнем с 1478 по 1480 год, и в Новгороде Великом с 1482 по 1487 год. Боярин князь Иван Михайлович 47), и брат его, боярин князь Андрей Михайлович имели большое значение в эпоху малолетства Царя Uoahha IV и правления Великой Княгини Елены Михайловны. Боярин князь Василий Васильевич, по прозванию Немый, женат был на родной племяннице Великого Князя Василия Иоанновича, княжне Анастасие Петровне; ему и брату его боярину князю Ивану Великий Князь Василий Иоаннович, на смертном одре своём, поручил блюсти малолетных сыновей своих, быть опорами своей супруги и советниками её в управлении государством. Князь Иван Андреевич 52) находился боярином при Царе Иоанне IV и убит при осаде Ревеля, в 1573 году; князь Пётр 55); также находился боярином при Иоанне IV и убить в сражении с Литовцами на реке Уле, в 1564 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Перед кончиной своей он избрал игуменом ученика своего, Арсения и заповедал ему блюсти заповеди Господни и устав монастырский неповрежденными и обещал духом пребывать с ними. Затем, отечески простившись с каждым и благословив их, стал молиться: «Владыко Человеколюбче, сподоби меня стати по правую сторону Тебя, когда Ты придешь во славе судить живых и мертвых и воздать каждому по делом его». И так отошел он ко Господу 17 апреля 1478 г. На девятый день по кончине он явился иноку Даниилу и сказал ему, что прошел без страха мимо воздушных духов и был причислен к лику святых. Иноку Герасиму он явился во время причащения братии и сказал ему: «И ты причастись». Во время другого явления он сказал ему: «Подвизайся чаще, и ты восприимешь мзду за труды твоя». Прп. Зосима воскресил инока Елисея, погибшего во время плавания по морю. Когда же того постригли в схиму и причастили Святых Тайн, брат этот вновь скончался. Прпп. Зосима и Савватий часто являлись вместе, не раз помогая бедствующим на море. Однажды братия увидела на отдаленном острове два огненных столпа, доходящих до неба. Поплыв к нему, они нашли там двух людей, претерпевших кораблекрушение. Те спросили: «Не соловецкие ли старцы послали, за нами?» Оказалось, что соловецкие старцы Зосима и Савватий посещали их зимой и облегчали их страдания, так что голода и холода они не чувствовали. Последний раз они сказали: «Мы скоро пошлем за вами!» Иноки привезли их в монастырь. Всех же явлений и чудес прпп. Зосимы и Савватия исчислить и рассказать невозможно. До последнего времени их святые мощи почивали в Соловецком монастыре в посвященном им храме, в открытой раке. • Обитель, основанная прп. Зосимой на Соловках, называлась Спасо-Никольской и жила по правилам общежитейского устава. • Первым игуменом этой обители был присланный из Новгорода иеромонах Павел, он освятил новосозданный монастырь, но, не выдержав суровой пустынной жизни, он вскоре сложил с себя игуменские обязанности. В 1452 г. прп. Зосиму вызвали в Новгород, рукоположили в священный сан и назначили игуменом. После преставления преподобный был погребен в могиле, которую приготовил себе сам. Впоследствии мощи святого были перенесены в придел храма, посвященный во имя прпп. Зосимы и Савватия.

http://sedmitza.ru/lib/text/437090/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛИМЕНТ VII Климент VII, папа Римский, Гравюра. 1600 г. (Sacch. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Климент VII, папа Римский, Гравюра. 1600 г. (Sacch. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (26.05.1478, Флоренция - 25.09.1534, Рим; до избрания папой - Джулио Медичи), папа Римский (с 19 сент. 1523). Незаконнорожденный сын Джулиано Медичи, младшего брата Лоренцо Медичи (Великолепного), главы Флорентийской республики, и некой Фьоретты (вероятно, Фьоретты Горини). За месяц до рождения сына Джулиано Медичи был убит во время заговора во главе с Франческо Пацци. Ребенок был крещен 27 мая 1478 г. с именем Джулио Дзенобио; крестным отцом стал архитектор и инженер Антонио да Сангалло. Джулио Медичи воспитывался в семье дяди Лоренцо Медичи вместе с его детьми (их воспитатели принадлежали к кругу итальянских гуманистов - знаток права, поэт, собиратель древних рукописей Бернардо Микелоцци (епископ Форли в 1516-1519) и писатель, член Платоновской академии во Флоренции Джентиле де Бекки, еп. Ареццо (1473-1497)). В 1489-1491 гг. Джулио Медичи изучал каноническое право в Пизе. Вероятно, вступил в духовно-рыцарский орден госпитальеров (см. Мальтийский орден ); в 1488 г. Лоренцо Медичи добился для него от кор. Фердинанда V (II) Арагонского и папы Римского Иннокентия VIII в качестве бенефиция должности великого приора Капуа в ордене госпитальеров. Возглавлял также 2 орденских командорства во Флорентийском архиепископстве. В 1492 г. сопровождал в Рим двоюродного брата Джованни Медичи (в 1489 тот был назначен кардиналом-диаконом рим. ц. Санта-Мария-ин-Домника, но по причине юного возраста возведен в кардинальское достоинство только в марте 1492). В июле вновь сопровождал его в Рим на конклав, на к-ром на Папский престол был избран Родриго Борджа (папа Александр VI (1492-1503)). После изгнания восставшими горожанами семьи Медичи из Флоренции (1494) Джулио бежал в Болонью, потом переехал в Питильяно, а затем в Читта-ди-Кастелло; позднее, вероятно, он вернулся в Рим.

http://pravenc.ru/text/1841391.html

По мнению А. А. Турилова , Житие М. было создано в Клопском Михайловском во имя Святой Троицы мужском монастыре в 1471-1478 гг., в период острой борьбы за подчинение Новгородской республики Москве. Автор Жития знал об обстоятельствах походов Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича на Вел. Новгород в 1471 и 1478 гг. Однако в тексте, как заметил Л. А. Дмитриев , ничего не говорится о том, что Новгородский владыка того времени Феофил в 1480 г. был отослан в Москву. Житие известно в 3 редакциях. Первая редакция сохранилась в 2 вариантах: А («Прихожение Михайла уродиваго Христа ради ко святей Троицы на Клопско») и Б («О житьи святого Михайла Христа ради уродиваго»; «Месяца генваря 11 день преставление преподобнаго Михайла Клопского в Великом Новеграде»; «Месяца генваря в 11 день пророчество и приход Михайла святыя Троица, зовомо Клопско, новгородцкаго чюдотворца»). Оба варианта восходят к общему протографу, который в каждом из этих вариантов отразился не в полном составе. Житие состоит из отдельных кратких повестей-чудес, не имеет вступления и заключения. Язык произведения характеризуется наличием просторечных оборотов, диалектных слов, пословиц, рифмованных фраз. Вторая редакция («Месяца генваря в 11 день прихожение преподобнаго Михайла уродиваго Христа ради ко святей живоначальней Троицы, иже есть монастырь зовомый Клопьско. Повесть от житиа его и како пророчьствова в лета бывшая»), созданная, по предположению Дмитриева, в 90-х гг. XV в. по благословению архиеп. Новгородского свт. Геннадия (Гонзова) , восходит к общему с 1-й редакцией протографу - первоначальному тексту произведения; в ней имеются все эпизоды обоих вариантов 1-й редакции. В 1537 г. В. М. Тучков по поручению свт. Макария , архиеп. Новгородского (впосл. митрополит Московский), создал 3-ю (Тучковскую) редакцию Жития, к-рая существует в 2 вариантах. Этот текст составлен по всем канонам агиографического жанра: рассказу о святом предпослано риторическое вступление, после Жития блаженного следует Похвальное слово святому; к повествованию о единственном посмертном чуде 1-й и 2-й редакций Тучков добавил еще 4 чуда.

http://pravenc.ru/text/2563470.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Зосима, игумен Соловецкий (+ 1478) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 17 стр. в день преставления, 8 авг. в день первого и второго перенесения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Родители прп. Зосимы были крестьянами села Толвуй на Онежском озере. Звали их Гавриил и Варвара. Грамоте он научился дома и очень любил читать духовные книги. Когда же родители захотели его женить, он скрылся от них, принял постриг, но в монастырь не пошел и стал проводить отшельническую жизнь, моля Бога, чтобы Он послал ему наставника, который научил бы его правильной иноческой жизни. Такого наставника он обрел в лице прп. Германа (память его 30 июля), сподвижника прп. Савватия Соловецкого (память его 27 сент.). Они положили вместе удалиться на этот остров, но перед отъездом прп. Зосима успел похоронить родителей и раздать их имущество бедным. Высадившись на острове, они совершили всенощное бдение и переночевали в палатке. Но утром прп. Зосима был испуган видением дивной церкви на воздухе, причем яркий свет осиял всю местность; после прп. Герман рассказал ему, что ангелы прогнали с острова мирян, и повторил ему пророчество прп. Савватия, что тут будет обитель. Сподвижники начали строить кельи и обрабатывать землю. Но когда прп. Герман поехал на берег за покупками, то настала зима и разлучила их. В полном одиночестве пришлось прп. Зосиме бороться с бесовскими страхованиями, ободряя себя словами Псалмопевца: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» (Пс. 54, 23). Припасы его кончились. Однажды неведомые люди принесли ему корзину с едой, обещали прийти еще и исчезли. Весной вернулся прп. Герман с рыболовом Марком, который после стал монахом. Они привезли припасы и рыболовные сети.

http://sedmitza.ru/lib/text/437090/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010