– 14) Естон или Еастон, английский бенедиктинец и кардинал († 1397), кроме трудов по еврейскому языку, сделал перевод Ветхого Завета с оригинального текста. – 15) Альфонс Тостат, епископ авильский, откуда его прозвание Abulensis (1400–1452), комментировал пространно Библию. – 16) Дионисий Картезианец (1400–1471) оставил Commentarii in universos Scripturae Sacrae libros, Кельн, 1553. – 17) Манеттус (Gianotti или Gianozo Marotti), из Флоренции (1396–1459), перевел, по приказанию папы Николая V, Псалмы с еврейского и Новый Завет с греческого. – 18) Иоанн Жерсон (1363–1429) составил известное число комментариев на св. Писание и дал несколько прекрасных правил герменевтики в своих Propositiones de sensu litterali Scripturae Sacrae. § III. – Новый экзегес Комментарии эпохи возрождения 1 . Возрождение наук и открытие книгопечатания сообщили всецело новую жизнь библейскому экзегесу. К несчастию, известное число ученых этого времени было более или менее пропитано идеями протестантизма и вольномыслия. Эмиграция значительного числа греческих ученых на Запад в XV веке, Феодора Газского. (1400–1478), Георгия Трапезундского (1396–1486), кардинала Виссариона (1395–1472), Еммануила Хризолора († 1415), Димитрия Халкандило (1424–1513), Константина Ласкариса († 1493), Андроника Фессалоникийского († 1478), оживила здесь любовь к изучению греческой филологии и классических наук. Это движение, называемое возрождением, а также гуманизмом, заключало много спасительных элементов; но оно содержало также закваску язычества и рационализма, которые должны были незаметно произвести результаты самые плачевные. 2 . Влияние новых идей, благоприятствуемых возрождением и пропагандируемых книгопечатанием, сила распространения которого безгранична, скоро обнаружилось в стремлении к нововведениям. Это как бы страсть к перемене и любовь к новизне заметна главным образом: 1) в Фоме де Вио, известном под именем кардинала Кайетана (1480–1534); 2) в Еразме Роттердамском (1467–1536); 3) в Февре д’Етапль или Фабере Стапуленском (1455–1536) и 4) в Рейхлине (1454–1522).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Св. Трифон 928–931. Феофилакт 933–956. Полиевкт 956–970. Василий I Скамандрин 970–974. Антоний III Студит 974–979. Николай II Хрисоверг 983–996. Сисиний II 996–999. Сергий II Мануилит 999–1019. Евстафий 1019–1025. Алексий 1025–1043. Михаил Керулларий 1043–1058. Константин III Лихуд 1059–1063. Иоанн VIII Ксифилин 1064–1075. Косма I 1075–1081. Евстратий 1081–1084. Николай III Грамматик 1084–1111. Иоанн IX 1111–1134. Лев Стипиот 1134–1143. Михаил II Куркуас 1143–1146. Косма II Аттик 1146–1147. Николай IV Музалон 1147–1151. Феодот 1151–1153. Неофит I несколько месяцев. Константин IV Лихуд 1154–1156. Лука Хрисоверг 1156–1169. Михаил III 1169–1177. Харитон 1177–1178. Феодосий I 1178–1183. Василий II Баматирх 1183–1186. Никита II Мунтан 1186–1189. Досифей 9 дней. Леонтий 1190 (месяцев 7). Досифей (вторично) 1190–1191. Георгий II Ксифилин 1191–1198. Иоанн X Каматир 1198–1206. Михаил IV Ставрион 1206–1112. Феодор II Ириник 1213–1215. Максим I 1215–1216 (6 мес.). Мануил I 1217–1222. Герман II 1222–1240. Мефодий II 1240 (3 мес.). Мануил II 1243–1255. Арсений 1255–1260. Никифор II 1260–1261. Арсений (вторично) 1261–1266. Герман III 1266–1267. Иосиф I 1267–1274. Иоанн XI Векк 1275–1282. Иосиф I (втор.) 1282–1283. Григорий II Кипрский 1283–1289. Афанасий I 1289–1293. Иоанн XII 1294–1303. Афанасий (вторично) 1303–1311. Нифонт I 1313–1315. Иоанн XIII Гликис 1816–1319. Герасим I 1320–1321. Исаия 1323–1333. Иоанн XIV 1833–1347. Исидор I 1347–1349. Каллист I Святогорец 1350–1354. Филофей 1354–1355. Каллист I опять 1355–1362. Филофей опять 1362–1876. Макарий 1376–1378. Нил 1378–1388. Антоний IV 1388–1395. Каллист II 1396. Матфей I 1397–1410. Евфимий II 1410–1416. Иосиф II 1416–1439. Митрофан II 1440–1443. Григорий III Мелиссин 1445–1450. Афанасий II 1450–1453. Геннадий II Схоларий 1453–1460. Исидорх II 1460–1465. Софроний I 1465–1466. Иоасаф I 1466–1469. Mapk II 1469–1470. Симеон 1 1470–1473. Дионисий I 1473–1478. Симеон (втор.) 1478–1481. Рафаил I один год. Максим II 1482–1488. Нифонт II 1488–1490.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Преп. Сергий «собеседова с ним душеспасительными, утешительными словесы, и отпусти его в дом свой; а оттоле человек тот велику веру имея к Святой Троице и к преподобному Сергию до своего живота» 1770 . О Павле Обнорском († 1429) «пронесеся повсюду слава, и мнози любодобродетельнии прихождаху к нему съзиданий ради духовных: даст бо ся ему слово премудрости и разума и утешениа; понеже, от благодати Святаго —119— Духа добре возделану сердцу его, сладки плоды поучений всем подаваше» 1771 . Вторая половина XV века ознаменовалась просветительной деятельностью Пафнутия в Боровске († 1478), Евфросина в Пскове († 1481), Зосимы на крайнем севере († 1478). К первому, по сказанию жития, «прихожаху не точию иноцы, но и сущий от мира, исповедающися на духовне, занеже зело благоразумен и добре могий разумети съкровенную премудрость в священных правилех» 1772 ; а во время голода сходилось в его монастырь все окрестное население, «яко до тысячи и множае на всяк день собиратися» 1773 . Точно также и к Евфросину «прихождаху из града христолюбцы пользы ради и благословения, и приношаху потребная – брашно и питие к святому с братией, и учрежание их». При этом после трапезного учреждения, на котором, как видно из других памятников житийной литературы, присутствовали и ее устроители – жертвователи, случалось преподобному «нечто мало покоснети беседы ради» 1774 . Зосима Соловецкий был «разум имея мног божественному писанию, доволен сказати та» 1775 . На грани XV и XVI столетия и в первой четверти XVI житийная литература представляет нам два ярких образа двух деятелей христианского народного просвещения, это: знаменитый ученик Пафнутия Боровского, – Иосиф Волоколамский († 1515), и малоизвестный, но чрезвычайно много потрудившийся на ниве народного просвещения Филипп Иранский († 1588) 1776 . «Иосиф, беяше благоговением украшен и устнама благоуветлив, имея разум священных книг, памятию много могий и без книг глаголати и добре полезен беседою 1777 . Дасться Иосифови многа благодать в словодаянии, и глагол его слышащему сладок и к послу-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Более того, есть данные, свидетельствующие о том, что за сохранение новгородских вольностей активнее всего выступали именно рядовые новгородцы, «чернь» (Там же. Т. 37. C. 94). После поражения в войне новгородцы вынуждены были подписать Коростынский договор, в котором: Новгород признавал себя «отчиной» Московских великих князей, но в то же время сохранял статус «мужей вольных»; отказывался от попыток «отдатися» вел. князю Литовскому и от приглашения князей из Литвы; признавал исключительное право ставить Новгородских архиепископов за митрополитом всея Руси (но выбирать их должны были по-прежнему в Новгороде), а также соглашался на др. значительные уступки (ГВНиП. 26–27. С. 45–49). Самостоятельность Н. р., т. о., ограничивалась, но полное ее присоединение к Московскому великому княжеству произошло позднее — в 1477–1478 гг. Поводом для этого стал вопрос о признании Иоанна III и его сына и наследника кн. Иоанна Иоанновича Молодого «господарями» (государями) Новгорода. Это имело не только символическое, но и политическое значение, поскольку объявление Московского вел. князя своим «господарем» означало для Новгорода одновременно полное ему подчинение, утрату новгородским политическим сообществом статуса правителя («господарьства») и демонтаж элементов самостоятельности Н. р., которые еще сохранялись в соответствии с двойственной формулой Коростынского договора «отчина великих князей — мужи вольные». Осенью 1477 г. Иоанн III предпринял еще один масштабный поход на Новгород, к-рый сдался уже без сопротивления. В нач. 1478 г. новгородцы вынуждены были согласиться с тем, чтобы «вечю колоколу... в Новегороде не быти, посаднику не быти», а «государьство» было у них такое же, как «в Низовской земле», что означало признание абсолютной власти Московских вел. князей (ПСРЛ. Т. 25. C. 318). Н. р. и ее ключевые политические институты перестали существовать. Покорение Новгорода было завершено после ареста и высылки в Москву последнего выборного архиеп. Новгородского Феофила в 1480 г., что сопровождалось конфискацией владычной казны. Вслед за этим состоялось поэтапное массовое выселение из Н. р. представителей элиты (бояр, «житьих людей», купцов), которые вместо своих земельных владений получили поместья в Сев.Вост. Руси, и произошла замена их московскими дворянами и гостями, получившими земельные владения в Новгородской земле (80-е гг. XV в.). Эти переселения, расформировавшие новгородскую элиту, носительницу идей самостоятельности, и заменившие ее на лояльных Москве служилых людей, ознаменовали необратимое уничтожение социальной базы Н. р.

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

In 1478, after the death of St Alexis, Metropolitan of Moscow, the new Metropolitan, St Cyprian (September 16) arrived in Moscow. But Great Prince Demetrius of the Don wanted to establish his own priest and colleague Michael [Mitaya] as metropolitan, and he would not accept Metropolitan Cyprian. Instead, he expelled him from Moscow. St Cyprian was in a difficult position. But he found support and sympathy among the pillars of Russian monasticism, Sts Sergius of Radonezh and Athanasius of Vysotsk. From the very beginning, they saw the canonical legitimacy of the Metropolitan in his dispute with the Great Prince and they supported him in the prolonged struggle (1478-1490) for the restoration of canonical order and unity in the Russian Church. St Cyprian had to journey several times during these years to Constantinople to participate in council deliberations concerning the governace of the Russian Church. On one of these journeys, with the blessing of holy Abba Sergius, St Athanasius of Vysotsk went to Constantinople with his friend the Metropolitan, leaving his own disciple, St Athanasius the Younger as the igumen of the Vysotsk monastery. At Constantinople St Athanasius settled into the monastery of the holy Forerunner and Baptist John (Studion), where he found a cell for himself and for several disciples who had come with him. St Athanasius occupied himself with prayer and salvific theological books. The monk spent about twenty years in the capital of Church culture, working to translate books from the Greek language and copying Church books, which he then sent off to Rus. Thereby, he transmitted to the Russian Church not only a legacy of great Orthodox thought, but also the traditions of Constantinople’s masters of manuscript illumination, with their elegant penmanship and artistry of textual miniatures, achieving a harmony of content and form. A continuing creative connection was established between St Athanasius’s skillful copying of books at Constantinople and the calligraphic and iconographic school of the Vysotsk monastery at Serpukhov.

http://pravoslavie.ru/82444.html

о степенях игуменов); “Дополн. к Акт. истор.», I, 162 (Приговор 1611 г.; подписал игум. Геннадий); Макарий, “Ист. Р. Ц.», III, 75; “Чтения в И. Общ. Ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 143 (в 1744 г. имел 1.235 душ крест.); 1861 г., I, Отд. 3, 20, 34 (Древ. церк. обряды в Новг.), II, Отд. 3, 26 (Обозр. древ. мон. рукоп. и книг); “Новгород. писцов. кн.», I, 147, 150, 514, 786; II, 284; “Полн. собр. лет.», III, 23 (постр. кам. церк. 1196 г.), 152 (в 1547 г. В. кв. Ив. Вас. слушал здесь молебны при игум. Афанасии и келаре Парфении; их следует отнести к Кириллову Белозер. м-рю, а также и известие в 1548 г.; у Строева неправильно отнесены сюда), 167 (посещ. в 1492 г. м-ря архиеп. Леонидом), 197 (о степенях м-рей 1673 г.), 217 (в 1196 г. постр. церк. Афанасия и Кирилла); IV, 18 (о том же), 94 (в 1386 г. сожжен новгородцами); VI, 213 (в 1478 г. занят войсками В. кн. Ивана Васильев. под командою царевича), 301 (пожар 1537 г. при игум. Корнилии); VIII, 191 (осада Новгор. 1478 г.); X, 23 (в 1196 г. постр. кам. церк.); XV, 286 (в 1197 г. залож. каменная церковь св. Кирилла); “Русская историческая Библиотека», II, 486, 142 (царская грамота 1627 года о кормовых и панихидных деньгах). 867. Кириллов – Белозерский – Успенский, мужской, 1-го класса (с 1764 г.), при гор. Кирилове, Новгородской губ., на берегу оз. Сиверского и при рч. Свияге. Основан преп. Кириллом, переселившимся в Белозерскую область в 1397 г. из Симонова Москов. монастыря, где он был недолгое время архимандритом. Здесь он ископал пещеру, и вскоре около него стала собираться братия, которая устроила церковь Успения. Преп. Кирилл преставился в 1427 г., 9 июня, в каковой день и чтится его память; мощи его покоятся под спудом в церкви во имя Кирилла Белозерск. Монастырь разделяется на Большой и Малый; в последнем сохраняются под каменным чехлом дерев. келия преп. Кирилла, его колодезь и крест. Из вещей преп. Кирилла уцелели: фелонь, подрясник, деревянный красный сосуд, овчинный тулуп, шерстяной колпак, костыль орехового дерева, кожаный пояс, 2 чаши, ковш, святцы, писанные рукою преподобного на пергаменте, духовное завещание, в котором он поручал свой монастырь Можайскому кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

15 января все знатные граждане, бояре, житые люди , купцы и весь народ присягали великому князю, и Московские бояре объявили им всем, что государь навеки забывает их вину с условием, чтобы Новгород не изменял ему ни делом, ни мыслью. Так Новгородцы, шестьсот лет называвшиеся людьми вольными, покорились Иоанну III! При этом важном событии не произошло никакого кровопролития; неприятельские действия даже не начинались, и великий князь приказал взять под стражу только несколько человек из главных мятежников, в том числе и непокорную Марфу Борецкую. Отправляясь в Москву, Иоанн ласково простился с Новгородцами, несколько раз угощал обедами архиепископа и их знатнейших бояр, принимал подарки от всего народа, потому что не было человека, который бы не желал показать государю своего усердия, государь и сам одаривал каждого. 5 марта возвратился он в Москву, и вслед за ним привезли туда вечевой колокол, на звон которого сходились теперь не гордые Новгородские граждане для своих шумных совещаний, а мирные жители Москвы для благочестивой молитвы: он повешен был на колокольне Успенского собора. Освобождение Руси от 1478 до 1480 года У великой княгини Софии уже было три дочери. Она и ее супруг желали иметь сына, и Бог исполнил их желание: в 1478 году у них родился сын Василий, который стал потом наследником престола. Но ни эти семейные радости, ни слава, ни беспрестанные победы Русских не могли доставить совершенного счастья ни великому князю, ни его супруге. Обоих занимала только одна мысль: видеть Русскую землю освобожденной от власти Татар. Умная, гордая София искусно умела усиливать в сердце супруга его ненависть к ханам! Как часто даже на веселых княжеских праздниках, когда Иоанн восхищался ее величественным видом, богатством царского наряда, красотой своих детей, София с хитростью спрашивала у него: «Долго ли быть мне и детям моим подданными Татарского хана?» Иоанн, который почти беспрестанно и сам задавал себе этот вопрос, радовался, видя то же самое желание и в сердце супруги своей, и еще усерднее старался его исполнить. Подходящий случай скоро представился.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

По «Летописцу новгородскому церквам Божиим» XVII в., «перед взятием Великаго Новаграда» в 1471 г. на гробах этих же святителей «кровь явися» (НовгорЛет. С. 305; не исключено, что это позднейшее переосмысление случившегося в нач. XVI в.). Лит.: ИРИ. Т. 1. С. 70-71, 276; СИСПРЦ. 1836. С. 173; Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 55, 73, 333, 376, 506-507, 542-543; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 357-358; Новгородский месяцеслов/Сост.: А. А. Усинин. СПб., 1882. С. 24-26; Описание о российских святых. С. 14; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 44-45; Тихомиров П. И., прот. Кафедра Новгородских святителей: Со времени введения христианства в Новгороде (в 992 г.) до покорения его Московской державе (в 1478 г.). Новг., 1891. Т. 1. С. 108-113 (То же//Кафедра новгородских святителей: Жития, сведения и биогр. очерки: В 3 т./Сост.: Г. С. Соболева. Вел. Новг., 2011. Т. 1. С. 153-159); Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 6. С. 119-124; Голубинский. Канонизация святых. С. 157; Хорошев А. С. Церковь в соц.-полит. системе Новгородской феод. республики. М., 1980. С. 38-41, 50, 93-96; он же. Мартирий Рушанин//Великий Новгород: История и культура IX-XVII вв.: (Энцикл. слов.). СПб., 2009. С. 287; Янин В. Л. Некрополь новгородского Софийского собора: Церк. традиция и ист. критика. М., 1988. С. 11, 12, 13, 32-36, 55-57, 189, 192, 208-209; Щапов Я. Н. Государство и Церковь Древней Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 64, 65, 106, 176, 201, 207; Макарий. История РЦ. Кн. 2 (по указ.); Гиппиус А. А. К истории сложения текста Новгородской первой летописи//НИС. 1997. Вып. 6(16). С. 23-34; Где Святая София, там и Новгород. СПб., 1998. С. 202-209; Успенский Б. А. Царь и патриарх: Харизма власти в России: (Визант. модель и ее рус. переосмысление). М., 1998. С. 282, 290, 294, 297, 298; Paul M. C. Episcopal Election in Novgorod, Russia 1156-1478//Church History. Chicago etc., 2003. Vol. 72. N. 2. P. 251-275; Гимон Т. В. Как велась Новгородская погодная летопись в XII в.?//ДГВЕ, 2003. М., 2005. С. 316-352; он же. Историописание раннесредневек. Англии и Др. Руси: Сравн. исслед. М., 2012 (по указ.); Святые Новгородской земли. Вел. Новг., 2006. Т. 1. С. 134-139; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 78, 83-84; Печников М. В. Новгородцы и кафедра Св. Софии в сер. XII-XIII вв.//Средневек. Русь. М., 2011. Вып. 9. С. 18-24; он же. Мартирий//ДРСМ. С. 477; Секретарь Л. А. Мон-ри Вел. Новгорода и окрестностей. М., 2011. С. 26-27, 160, 296, 489, 493; Гиппиус А. А., Седов Вл. В. Надпись-граффито 1198 г. из Георгиевского собора Юрьева мон-ря//Города и веси средневек. Руси: Археология, история, культура. М.; Вологда, 2015. С. 478-490; Мусин А. Е. Загадки Дома Св. Софии: Церковь Вел. Новгорода в X-XVI вв. СПб., 2016. С. 6, 24, 61, 97, 99.

http://pravenc.ru/text/2562448.html

средневек. литература. 2008. С. 140-141). В этом сказании, в частности в «Чуде о кресте и болгарине», имеется текст о равноап. кн. Борисе (Михаиле), типологически близкий к проложному житию. В болг. книжной практике создавались и переводились жития святых разных ликов, однако интерес к тем или иным чинам святости менялся в разные эпохи. В IX-X вв. первостепенное значение имели слав. пространные жития апостольско-просветительского типа, посвященные равноапостольным Кириллу и Мефодию и их ученикам. В XI - кон. XII в. создавались жития преподобных, подвизавшихся в зап. пределах Болгарии, которая находилась под властью Византии,- Иоанна Рильского , Прохора Пшинского (Пчиньского), Гавриила Лесновского и Иоакима Осоговского Начало Похвального слова равноапостольным Кириллу и Мефодию из Рильского Панегирика Владислава Грамматика. 1478 - 1479 гг. (Б-ка Рильского мон-ря. 4/8) Начало Похвального слова равноапостольным Кириллу и Мефодию из Рильского Панегирика Владислава Грамматика. 1478 - 1479 гг. (Б-ка Рильского мон-ря. 4/8) . С кон. XII в. в связи со становлением Второго Болгарского царства особое внимание уделялось болг. и греч. святым, мощи к-рых перенесли в Тырново для прославления новой столицы. В XIII в., вероятнее всего до середины столетия, были написаны и/или переведены их проложные жития, дополненные короткими рассказами о перенесении мощей в Тырново. Среди них представлены святые разных ликов святости, в т. ч. пустынножительницы (преподобные Филофея и Параскева (Петка) Тырновские) и епископы-исповедники (святители Иларион , еп. Могленский (Меглинский), Иоанн Чудотворец , еп. Поливотский). Тогда же было создано проложное Житие прав. Михаила Воина, подвиг к-рого является болг. версией змееборческой легенды (Бълг. лит-ра и книжнина през XIII в. 1987. С. 49-67). В XIV в. Тырново, центр лит. жизни, был тесно связан с афонскими монастырями; на Ж. л. повлияли воззрения исихастов на книжность и их стремление к повышенной экспрессивности. Пространные риторические жития писались по образцу творений Симеона Метафраста и в соответствии с творчеством греч.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Борщаговская (в селе Братской Борщаговке, в 10 в. от Киева) в 10 пятницу по Пасхе. Браиловская 1 окт. 1520. Братская – См. Киево-Братская. Буцневская. Валкурийская 118 25 окт. Васильновская 119 24 окт. Васьковская 120 в неделю Фомину. Ватопедская Отрада или Утешение 21 янв. 1442, 1518, 1532. Введение 21 нбр. 402–405, 1425, 1498. Великорецкая . Веницейская 121 3 апр. Венская , что в Уграх 122 , 15 фвр. Вертоградская . Взыграние на Угреши 7 нбр. 1487, 1500. Взыскание погибших. – См. Борская. Византийская 123 7 апр. Виленская Одигитрия 14 аяр. 1452, 1478. Виленская Остробрамская 20 дек. 1478. Витебская Казанская 8 июл. 1521. Вифлеемская (в Кашоэтском соборе, в г. Тифлисе) 15 авг. Владимиро-Волынская 124 . Владимирская 21 мая, 23 июн., 26 авг. 125 Владимирская Знамение 126 27 нбр. Владимирская в г. Нерехте 127 2 мая. Владимирская Ростовская 15 авг. 201. Владимирская Селигерская 7 дек. 1545. Влахернская 7 июл. 1484, 1499, 1500. Вододательница 128 11 окт. Вознесенская Казанская 8 июл. 1499. Вологодская Знамение 129 2 снт. Вологодская Казанская 130 8 июл. Волоколамская 3 мрт. 1486. Вольнянская . 1479. Воргольская 131 30 июл. Воронежская Казанская 8 июл. 254. Воронежская Смоленская 28 июл. 1442. Воронина Одигитрия 132 28 июл. Воспитание 133 5 мрт. Вразумившая екклисиарха 134 12 янв. Вратарница Иверская. – См. Иверская. Вратарница (другая) 23 июн. 1562. Всех скорбящих Радость 24 окт. 424, 1434, 1449, 1454, 1593, 1518, 1525, 1528, 1543. 1544, 1546, 1547. 1555, 1559. Вулкану (в Греции, в монастыре Вулкану, Миссинийской епархии). Вутиванская 135 2 мая. В скорбех и печалех утешение 19 нбр. 168, 1443. Выговская (в с. Выгове, Овручского y., Волынской губ.) 14 снт. Выдропусская Смоленская 28 июл. 283. Высокопетровская Казанская 8 июл. 1483. Высочиновская Казанская 8 июл. 1553. Вычегодсная 21 июл. Вышенская Казанская 8 июл. 1541. Вязниковская Казанская 8 июл. 254. Гаенатская (в Гаенатском соборе, близ Кутаиса, по лпреданию, принадлежавшая св. царице Тамаре) 15 авг. Галатская идя Галатийская 136 4 июл.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010