Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Католические святые МОИСЕЙ прав. (пам. 4 сент. и в Соборе Синайских преподобных), ветхозаветный пророк, законодатель и вождь евр. народа МОР Томас (1478-1535), англ. писатель, философ, богослов, видный представитель англ. гуманизма; юрист, церковный и политический деятель, лорд-канцлер Англии (1529-1532); в католической Церкви почитается как мученик (пам. 22 июня) МОХТА [Мауктей, Маухтей († 20.08. 535), св. (пам. зап. 24 марта, 19 авг.), основатель церковного поселения Лугмад (ныне Лаут, графство Лаут, Ирландия) НАБОР И ФЕЛИКС († нач. IV в.), мученики Медиоланские (пам. зап. 12 июля), пострадали при имп. Диоклетиане (284-305) НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля) НАРСАЙ И ИОСИФ († 343), мученики (пам. греч. 20 нояб.; пам. зап. 10 нояб.), казненные в пров. Бет-Гармай (ныне Сев. Ирак) вместе с другими христианами НЕОФИТА мц. Леонтинская (Леентинская) (пам. зап. 17 апр.) - см. в ст. Исидора и Неофита, мученицы Леонтинские НИКОДИМ (X-XI вв.), св. (пам. зап. 12 марта), отшельник, основатель мон-ря Келларана (близ совр. коммуны Маммола, пров. Реджо-ди-Калабрия, Италия) НИКОЛАЙ I [Николай Великий (ок. 820 - 13.11.867, Рим), св. (пам. зап. 13 нояб.), папа Римский (с 24 апр. 858) НИКОН прмч., и 199 мучеников (пам. 23 марта; пам. греч. 23 марта; пам.зап. 24 марта), пострадавших ок. III-IV вв. в Тавромении (ныне Таормина) на о-ве Сицилии НИКОСТРАТ мч. (пам. зап. 8 нояб.) - см. в ст. Клавдий, Никострат, Семпрониан (Симпрониан, Симфориан), Касторий (Кастор) и Симплиций, мученики НИНИАН [Ниния, Ниниав (Ниниау)] (V-VI вв.), св.пам. зап. 16 сент.), основатель церковного поселения Уитхорн (историческая обл. Галловей, Шотландия), почитается как просветитель юж. пиктов НОНН (ок. 570), исп. (пам. зап. 2 сент.), подвизался в мон-ре на горе Соракт (ныне Соратте, близ Рима) НОРБЕРТ [Норберт из Ксантена, Ксантенский] († 6.06.1134), св. Римско-католической Церкви (пам. 6 июня), архиеп. Магдебургский, основатель ордена регулярных (уставных) каноников-премонстрантов НОТКЕР ЗАИКА (ок. 840 - 912), блж. Римско-католической Церкви (пам. 7 апр.), монах бенедиктинского Санкт-Галленаббатства НЬЮМЕН Джон Генри (1801-1890), блж. Римско-католической Церкви (пам. 9 окт.), кард.; брит. католич. деятель, богослов ОДИЛИЯ [Оттилия] (ок. 662 - 720), мон-рь Гогенбург (впосл. Одилиенберг, ныне Мон-Сент-Одиль, Франция)), св. (пам. зап. 13 дек.), 1-я аббатиса мон-ря Гогенбург; почитается как покровительница Эльзаса ОДОН (ок. 880 - 942), св. (пам. зап. 18 нояб.), 2-й аббат мон-ря Клюни (с 927), церковный писатель, крупнейший деятель клюнийской реформы ОДОРИК ИЗ ПОРДЕНОНЕ [Одорико да Порденоне ] († 14.01.1331), блж. Римско-католической Церкви (пам. 3 февр.), францисканец, католич. миссионер на Востоке

http://pravenc.ru/rubrics/122368_26.html

В XIII - 1-й пол. XIV в. в научной жизни ун-та доминировали представители т. н. оксфордской школы, последователи Гроссетеста, гл. обр. францисканцы: Роджер Бэкон , Иоанн Дунс Скот , Уильям Оккам и др. Во 2-й пол. XIV в. в О. преподавал идеолог церковной реформы Джон Уиклиф , последователи к-рого участвовали в движении лоллардов . С кон. XV в. в О. получили распространение идеи европ. гуманистов, под влиянием к-рых получило развитие изучение и преподавание древнегреческого и древнееврейского языков. В числе ведущих оксфордских профессоров того времени был сторонник христ. гуманизма Дж. Колет (о нем см. в ст. Мор ). В 1499 г. О. посетил Эразм Роттердамский , он прочел неск. лекций в ун-те. С 1478 г. в О. стало развиваться книгопечатание. В ходе Реформации католич. монашеские общины были упразднены, за счет их конфискованного имущества образованы колледжи Св. Троицы (1554; на месте Дарем-колледжа) и св. Иоанна (1555; на месте колледжа св. Бернарда). После опалы кард. Т. Уолси Кардинальский колледж был переименован в колледж кор. Генриха VIII (с 1546 Крайст-Черч; церковь этого колледжа стала кафедральным собором англиканского Оксфордского еп-ства). Англ. кор. Генрих VIII (1509-1547) запретил преподавание церковного права, учредил в Оксфордском ун-те кафедру королевского профессора теологии (Regius professor of divinity, 1535). В правление кор. Марии Тюдор (1553-1558) в О. были сожжены сторонники Реформации: епископы Х. Латимер и Н. Ридли и архиеп. Т. Кранмер (в Англиканской Церкви почитаются как Оксфордские мученики). В 1571 г. парламентским актом была проведена инкорпорация ун-та, с 1581 г. преподавать и учиться в нем могли только члены Англиканской Церкви. Были основаны новые колледжи: Иисуса (1571), Уодем (1610), Пембрук (1624), Вустер (1714; на месте бывш. Глостер-колледжа), св. Екатерины (1868; реорганизован в 1962), Кибл (1870), Хартфорд (1874) и др. В 1636 г. канцлер Оксфордского ун-та и архиепископ Кентерберийский У. Лод кодифицировал университетские статуты, действовавшие без существенных изменений до 1854 г.

http://pravenc.ru/text/2578257.html

образцы резьбы по стуку и инкрустации мрамором, XIII в.), мавзолеи имама Яхьи (1239, узорная кирпичная кладка и декор из стука и мрамора) и Аун ад-Дина (1247). Особую роль в религ. топографии окрестностей М. играла память о прор. Ионе . Талль-эт-Тауба (холм Покаяния) на вост. берегу Тигра, где стояла церковь с почитавшимся захоронением католикоса Востока Хнанишо I († 699/700), считался местом, откуда Иона призывал ниневийцев обратиться к Богу. Здесь были возведены соборная мечеть (джами) и мавзолей (машхад) Наби-Юнус (прор. Ионы), к которым Насир ад-Даула пристроил гостиницы для паломников (купол сооружен в XIV в.). На зап. берегу Тигра находились святилища, связанные с почитанием вмч. Георгия (Наби-Джирджис) и Сифа (Наби-Шис). В 1244/45 г. атабек М. Бадр ад-Дин Лулу добровольно признал верховенство монголов, но его сын и наследник ас-Салих Исмаил (с 1259) восстал, подвергнув гонениям мосульских христиан, заподозренных в сочувствии завоевателям, что вынудило многих принять ислам или бежать в Эрбиль. М. был осажден и разграблен (1262), после чего полностью покорился монг. властям. В 70-80-х (по др. версии, с 60-х) гг. XIII в. городом управлял христианин из Эрбиля по имени Масуд (убит в 1289), при котором М. подвергся нападению разноплеменных банд в союзе с мамлюками (1286). В 90-х гг. XIII в. один из военачальников Газан-хана инициировал масштабное гонение на христиан, предполагавшее массовое разрушение храмов; христиане М. смогли сохранить церковные здания лишь ценой больших выплат. В 1299 г. хан смягчил религ. политику; ок. 1300 г. он побывал в М. в сопровождении католикоса-патриарха Явалахи III . После падения Хулагуидов город в 1364/65 г. признал власть Джалаиридов, у к-рых его в 90-х гг. XIV в. отвоевал Тимур (Тамерлан). Он посетил Наби-Юнус и Наби-Джирджис, выделил им богатые вакфы и восстановил соединявший их с городом мост через Тигр. В 1410 г. М. достался Кара-Юлюку Усману, вождю конфедерации Ак-Коюнлу, господство к-рой (особенно после 1478) характеризовалось частыми и опустошительными междоусобицами. В 1508 г. благодаря поддержке соседних огузских племен (мосуллу-туркуман) М. перешел к Сефевидам, после побед Селима I (1512-1520) - к османам. Новая администрация упрочилась здесь после похода Сулеймана I в 1535 г., когда Мосульский эялет надолго получил деление на 6 санджаков. В составе Османской империи город, периодически подчинявшийся вали (бейлербею) Дияр-Бакра, находился до 1918 г., с небольшими перерывами в XVI-XVII вв., когда периодически возвращался под контроль иранцев (напр., в 1624), но в основном служил военной базой для султанских войск.

http://pravenc.ru/text/2564238.html

R., 1884. P. 87). Впосл. к числу возможных соавторов кор. Генриха VIII относили Уолси, Т. Мора (1478-1535), Дж. Фишера (ок. 1469-1535), Э. Ли (ок. 1482-1544), Р. Пейса (ок. 1482-1536), Дж. Лонгленда ( 1547) и даже Эразма Роттердамского ( 1536). Вместе с тем Эразм Роттердамский, признанный всей Европой эксперт в области богословской лит-ры, в переписке выражал уверенность в том, что автором был король, и заявлял, что способностей и образования Генриха VIII было вполне достаточно для написания такого сочинения (см.: Opus epistolarum Des. Erasmi Roterodami/Ed. P. S. Allen e. a. Oxf., 1922. Vol. 4. P. 565-569. N 1227-1228). Лютер, хотя и считал возможным автором Ли (см.: Luther. WA. 1907. Bd. 10. Hbd. 2. S. 176-177, 183; Idem. WA: BW. 1931. Bd. 2. S. 565. N 511; S. 580. N 523), в то же время допускал, что автором трактата является король, и адресовал ответное соч. «Против Генриха, короля Англии» ( Idem. Contra Henricum Regem Angliae// Idem. WA. Bd. 10. Hbd. 2. S. 180-222) ему лично. На основании нек-рых намеков, содержащихся в переписке Мора, исследователи делают вывод, что последнюю лит. и стилистическую правку сочинения осуществил по просьбе короля Мор, однако вопрос об авторстве основного текста остается открытым (подробнее об истории трактата см.: Fraenkel. 1992. S. 1-26; ср. также: O " Donovan. 1908. P. 40-93). Подробности представления трактата папе Льву X известны из письменных донесений, к-рые К. посылал Уолси (см.: Letters and Papers. 1867. Vol. 3. P. 654-656. N 1574; P. 669. N 1607; P. 690-692. N 1654-1656; ср. также: Duff. 1908. P. 5), а также из свидетельств очевидцев этого события (анализ свидетельств см.: Vian. 1962. P. 366-369; Fraenkel. 1992. S. 26-29). В письме от 14 сент. 1521 г. (текст с купюрами см.: Ellis. 1846. P. 257-262; краткое изложение: Letters and Papers. 1867. Vol. 3. P. 654-656. N 1574) К. сообщал Уолси, что неск. днями ранее он преподнес книгу папе Льву X во время личной аудиенции. Папа немедленно со вниманием прочел предисловие и двустишие кор.

http://pravenc.ru/text/1841311.html

Построение будущего осторожно возводилось на отдельно взятых островах: «Утопия» (1516) Томаса Мора (1478-1535), лорд-канцлера Англии, кончившего жизнь на плахе, «Город Солнца» (1602) Томазо Кампанеллы (1568-1639), созданный им в темнице инквизиции, где он провел 32 года и где его подвергали пыткам. Обещания светлого будущего продолжили социалисты-утописты, чьё учение стало одним из «трех источников марксизма», в том числе Уильям Годвин (1756-1836), чьи труды дали толчок для теории народонаселения Мальтуса (1766-1834), а их особо внимательно изучал В.И. Вернадский. В русской философии концепцию «всеединства» развивал В.С. Соловьёв (1853-1900), а следом за ним пошли следующие поколения богословов и философов Серебряного века. III . Ноосфера вослед мыслям В.И. Вернадского Формирование понимания планетарной роли человечества как следствие учения о биосфере В.И. Вернадского шло независимо друг от друга в России и во Франции, но и у нас и там внешне даже как будто опережая его, но опираясь на его высказывания. В 1922 году В.И. Вернадского командируют по приглашению ректора Сорбонны во Францию. В своих лекциях там он особое внимание уделил биосфере, учение о которой он в это время формулировал. Лекции В.И. Вернадского слушали Эдуард Ле Руа (1870-1954) – профессор Сорбонны, математик, а также католический теолог, член Ордена иезуитов, Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955) (в дальнейшем П. Тейяр) – профессор геологии, антрополог, первооткрыватель синантропа. По аналогии с биосферой они предложили по отношению к человечеству термин ноосфера, от слова нус или ноос – ум, как они его понимали, что было опубликовано в лекциях Э. Ле Руа в 1927-1931 годах (А.Г. Назаров. Ноосферная концепция: истоки научных представлений В.И. Вернадского и Пьера Тейяра де Шардена – Эдуарда Ле Руа//Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. Годичная научная конференция, 2013. Т. 1 (Второе пленарное заседание: К 150-летию со дня рождения, Владимира Ивановича Вернадского). М., 2013, с. 112-122).

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/10/...

Перед смертью прп. Арсений завещал братии хранить афонский устав, иметь общую трапезу. Вероятно, обитель была общежительной в отличие от большинства новгородских монастырей. Вскоре после кончины прп. Арсения произошли 3 чуда, описанные в житии: избавление монастырских рыбаков из ледового плена, исцеление слепца, приведенного семилетней дочерью из новгородских Вяжищ на Коневец, и «расслабленного» инока Леонтия. Составитель «Сказания о Валаамском монастыре» (кон. 50-х - 60-х гг. XVI в.) упоминает «великого началника манастыря… святого Арсениа» ( Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском монастыре. СПб., 1996). В 1551 г. при коневском игум. Пимене «боярские дети» М. К. Бровцын и Г. Щетинин преподнесли в дар монастырю шитый покров на раку прп. Арсения с соответствующей надписью (ныне в Музее Православной Церкви в Куопио, Финляндия). Этот факт свидетельствует о том, что основателя К. м. почитали спустя 100 лет после его кончины. Возможно, уже во 2-й пол. XV в. было составлено Житие преподобного, предполагаемый автор к-рого «муж честен Варлам Коневьский» упоминается в Летописи Авраамки под 1458 г. в качестве кандидата на «владычество». По другой версии, Житие составил коневский игум. Варлаам в 70-х гг. XVI в. XV-XVII вв. Наиболее ранняя сохранившаяся монастырская грамота была выдана игум. Тарасию вел. кн. Иоанном III и его сыном Василием III как соправителем в авг. 1499 г. По этой грамоте К. м. освобождался от всех обязанностей по отношению к архиепископской кафедре, от уплаты торговых пошлин при закупке в Ст. Русе 70 «лубов» соли и др., а его рыбаки на Ладожском оз.- от «рыбного оброка»; игумен и братия подчинялись непосредственно царскому суду. Грамота была подтверждена в февр. 1535 г., а затем в 1554 г. царем Иоанном IV. Но игумен и братия в соответствии с нормами «Стоглава» были подчинены суду Новгородского архиепископа. Согласно писцовой книге Вотской пятины 1499-1500 гг., К. м. принадлежали 58 деревень, в которых проживали ок. 400 крестьян. По размерам земельных владений (238 обеж только в погостах Корельского у., преимущественно в Сакульском, Ровдужском и Кирьяжском, на 1478 г.- 189, на 1500 г.- 163, на 1568 г.- 164 обжи) К. м. мог сравниться со Спасо-Преображенским Валаамским монастырем . По др. подсчетам, в Корельском у. обители принадлежали 162, 5 обжи ( Чернякова. 1998. С. 7-32; Мюллер. 1947. С. 23-24, 80).

http://pravenc.ru/text/1841922.html

Уже до Собора 1503 г. великий князь московский предпринял первые шаги против монастырских и церковных владений. После завоевания Новгорода (1478) он раздал в поместья служилым людям из Москвы обширные земельные владения в Новгородской земле, ранее принадлежавшие митрополиту и богатейшим монастырям,— характерная черта в московской колонизационной политике . Новгородский архиепископ Феофил, последний владыка, избранный самими новгородцами, решительно протестовал против этих мероприятий московского правительства, но в 1480 г. он был смещен с кафедры и заменен назначенным Москвою архиепископом Сергием (1483–1484). В 1490–1491 гг. все церковные и монастырские владения были тщательно описаны специально присланными из Москвы подьячими . Следствием этой описи была новая конфискация церковных и монастырских земель в пользу государства в 1499/1500 г., причем мероприятие это коснулось и бедных монастырей . Ясно, что инициатива заволжских старцев, выдвинутая на Соборе 1503 г., была для правительства очень кстати; хотя, после того как в результате решительных возражений Иосифа Волоколамского, эта инициатива потерпела провал, великий князь, внутренне сочувствовавший ей, не предпринял никаких шагов, чтобы добиться изменения постановлений Собора или хотя бы повторить новгородскую конфискацию в более широких масштабах. Преемники Ивана III, несмотря на очень энергичную литературную деятельность князя-инока Вассиана, направленную против монастырских владений, тоже не приняли никаких определенных мер для ограничения земельных владений Церкви. Не последнюю роль в этом играло то обстоятельство, что митрополит Даниил (1522–1539), который всей душой разделял иосифлянские воззрения, находился в хороших отношениях с великим князем, особенно после 1525 г., когда он благословил второй брак Василия III. Правда, из постановлений Стоглавого Собора можно узнать, что при Василии правительство издало указ, запрещавший служилым людям в уездах Тверском, Микулинском, Торжковском и Белозерском передавать свои вотчины монастырям как вклад на помин души, позже этот запрет распространился на уезды Ярославский, Суздальский и Стародубский . После смерти Василия (1533), в период малолетства Ивана IV и правления великой княгини Елены, когда государственная власть фактически находилась в руках ее любимцев из бояр, правительству удалось частично ограничить рост монастырских владений. Сохранилась грамота 1535 г., в которой Глушицкому монастырю запрещается без разрешения великого князя покупать и выменивать вотчины, а также принимать их на помин души . Годом позже у разных новгородских церквей и монастырей были секвестрированы правительством пожни, то есть необрабатываемые земли. Эти мероприятия вполне отвечали взглядам боярства, с неудовольствием смотревшего на переход боярских вотчин к Церкви .

http://sedmitza.ru/lib/text/436492/

От философского гуманизма к евангелизму (1480-1521) Ок. 1480 г. Л. д " Э. стал магистром свободных искусств (документальное подтверждение этого в актах ун-та не сохр., однако впосл. Л. д " Э. неоднократно упоминается как магистр; см. по указателю: Farge. 2006); возможно, в это же время он был рукоположен в сан пресвитера (точная дата не известна). Писатели кон. XV-XVI в. упоминают, что Л. д " Э. имел возможность получить церковную должность и бенефиций , однако предпочел занятия науками (см.: Bedouelle. 1976. P. 7-8). После завершения философского образования он не стал продолжать обучение на теологическом фак-те, а начал преподавать на фак-те искусств; впосл. во время богословских дискуссий оппоненты нередко упрекали его в том, что он толкует Свящ. Писание и рассуждает о теологических проблемах, не имея богословского образования и степени д-ра теологии. Вероятно, нежелание Л. д " Э. изучать схоластическую теологию связано с его негативным отношением к ней, сформировавшимся вслед. влияния на него идей спиритуализма и гуманизма. Впоследствии он выделял как своих учителей и единомышленников нескольких гуманистов, живших и преподававших в Париже в 80-90-х гг. XV в.: греков Георгия Эрмонима ( между 1508 и 1516) и Ианоса Ласкариса ( 1534), у к-рых брал уроки древнегреч. языка, лит-ры и философии; итальянцев Джованни Джокондо ( 1515), Фаусто Андрелини ( 1518) и Паоло Эмилио ( 1529). С нач. 80-х гг. XV в. до 1508 г. основным занятием Л. д " Э. было преподавание философии и др. свободных искусств в Парижском ун-те, преимущественно в коллеже Кардинала Лемуана. О его преподавательской деятельности известно не много, однако отзывы современников свидетельствуют, что Л. д " Э. пользовался значительным авторитетом и всеобщим уважением на факультете. Состоявший в переписке с Л. д " Э. лионский медик, гуманист и теософ Симфорьен Шампье (ок. 1471-1538), приводя в 1507 г. список произведений и изданий Л. д " Э. в соч. «О галльских писателях» (De gallorum scriptoribus), отзывался о нем так: «Это человек всесторонне образованный, диалектик, философ, математик... по всеобщему мнению наиболее выдающийся, поистине превосходящий других ученых, причем не только нашего времени, но и древности... он неустанно преподает, пишет и издает ради всеобщей пользы» (см.: [ Symphorien Ch.] Liber de quadruplici vita... Lugduni, 1507. P. также опубл.: Rice, ed. 1972. P. 174-176. N 58). Современники Л. д " Э. из числа гуманистов считали, что его философские лекции и публикации способствовали восстановлению во Франции «истинной философии Аристотеля» и освобождению аристотелизма от средневек. схоластических искажений; подобную оценку деятельности Л. д " Э. давали Томас Мор (1478-1535), Иоганн Рейхлин (1455-1522), Марио Эквикола (ок. 1470-1525), Ульрих фон Гуттен (1488-1523) и др. (см.: Rice. 1970. P. 132-133; Bedouelle. 1976. P. 28-29).

http://pravenc.ru/text/2463619.html

Судьба первых идеологов «утопического социализма» была трагической и страшной. Томас Мор (1478-1535) написал свою «Утопию», занимая пост лорд-канцлера Англии. Будучи отстраненным от должности, был арестован и подвергнут пристрастному суду за крамольные и опасные идеи, угрожающие благоденствию государства. Приговор суда был совершенно изуверским. Он гласил: « ...влачить Мора по земле через все лондонское Сити в Тайберн, там повесить его так, чтобы он замучился до полусмерти, снять с петли, пока он еще не умер, отрезать половые органы, вспороть живот, вырвать и сжечь внутренности. Затем четвертовать его и прибить по одной четверти его тела над четырьмя воротами Сити, а голову выставить на Лондонском мосту». Но король «сжалился» над бывшим лордом-канцлером и заменил судебное изуверство «гуманным» отсечением головы, что и было сделано. Трагичной была судьба и у второго утописта - Томмазо Кампанеллы (1568-1639), автора «Города Солнца», в котором господствовали изобилие, справедливость и человеколюбие. Автор этой мечты провел 27 лет в заключении, подвергаясь бесконечным изощренным пыткам и унижениям. Даже повидавшие многое тюремщики, поражались силе духа и физической стойкости Кампанеллы. Но он не только стоически переносил свои страдания, он сочинял трактат о городе всеобщего счастья, выводя буквы полумертвыми пальцами, отбитыми во время пыток. Последующие за ними утописты избежали жестокой участи двух своих предшественников. Джерард Уинстэнли (1609-1652), Жан Мелье (1664-1729), Габриэль де Мабли (1709-1785), Морелли (род. в 1769г., год смерти не известен). Гракх Бабев (1760-1797), Анри де Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837), Роберт Оуэн (1771-1858). Они продолжили дело, начатое Томасом Мором и подвели его к марксизму, который провозгласил себя «научным социализмом», указавшим путь превращения пустых мечтаний утопистов в реальность социалистического (коммунистического) общества, как результат действия объективны законов исторического развития общества и классовой борьбы пролетариата против буржуазии. В известной работе «Три источника и три составных части марксизма» В.И. Ленин писал: «...Первоначальный социализм был у т о п и ч е с к и м социализмом. Он критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации.

http://ruskline.ru/analitika/2018/11/201...

Соч.: The Works: In 14 vol./Ed. J. Spedding, R. Ellis, D. Heath. L., 1857-1874; The Oxford F. Bacon. Oxf., Vol. The Major Works. Oxf., 2002; рус. пер.: Собр. соч.: В 2 т. СПб., 1874; Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и политические. М., 1962; Соч.: В 2 т. M., 1977-1978; История правления короля Генриха VII. М., 1990. Лит.: Маколей Т. Б. Очерк жизни лорда Бакона//Библиотека для чтения. СПб., 1856. Т. 140. Ч. 2; о н же. Лорд Бэкон//ПСС: В 16 т. СПб., 1860-1866. Т. 3; Либих Ю. Ц. Бэкон Веруламский и метод естествознания. СПб., 1866; Фишер К. Франциск Бэкон Веруламский: Реальная философия и ее век. СПб., 1867; Adam Ch. Philosophie de F. Bacon.P., 1890; Грановский Т. Н. Четыре характеристики: Публичные чтения (Тимур, Александр Великий, Людовик IX, Бэкон). СПб., 1912; Городенский Н. Г. Франциск Бэкон: Его учение о методе и энциклопедии наук. Серг. П., 1915; Милонов К. К. Философия Ф. Бэкона. М., 1924; Broad C. D. The Philosophy of F. Bacon. Camb., 1926; Frost W. Bacon und die Naturphilosophie. Münch., 1927; Sturt M. Francis Bacon: A Biography. L., 1932; Anderson F. H. The Philosophy of F. Bacon. Chicago, 1948; idem. Francis Bacon: His Career and His Thought. Los Ang., 1962; Farrington В. Francis Bacon: Philosopher of Industrial Science. N. Y., 1949; idem. The Philosophy of F. Bacon: An Essay on its Development from 1603 to 1609. Liverpool, 1964. Chicago, 1966р; Green A. W. Sir F. Bacon. N. Y., 1966; Субботин А. Л. Фрэнсис Бэкон. М., 1974; Михаленко Ю. П. Фрэнсис Бэкон и его учение. М., 1975; Fuller J. O. Francis Bacon: A Biography. L., 1981; Сапрыкин Д. Л. Regnum Hominis: Имперский проект Ф. Бэкона. М., 2001; Герман В. С. Портрет Шекспира, или Личное дело Ф. Бэкона. М., 2002. Г. В. Хлебников Рубрики: Ключевые слова: МОР Томас (1478-1535), англ. писатель, философ, богослов, видный представитель англ. гуманизма; юрист, церковный и политический деятель, лорд-канцлер Англии (1529-1532); в католической Церкви почитается как мученик (пам. 22 июня) БРОНЕВСКИЙ Мартин (1564/65-1624), протестант, польск. парламентский и религ. деятель, активный участник борьбы против Брестской унии

http://pravenc.ru/text/153759.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010