Важнейшим монастырем Московской Руси является Радонежская обитель, основанная преподобным Сергием в XIV в. Нередко Троицкие насельники могли избираться для более высокого служения. Первым Троицким настоятелем, поставленным во главе Русской Церкви, был игумен Симон (1490–1495), что произошло после оставления престола митрополитом Зосимой 1 . В курсах по истории Русской Церкви о святителе Симоне можно прочесть как о предстоятеле Московской митрополии 2 , однако как об игумене Троице-Сергиева монастыря о нем практически ничего не известно 3 . Типографская летопись сообщает его фамильное прозвище – Чиж 4 . Известны монашеские имена его родителей – инок Андроник и инокиня Дарья. Сам он при крещении был назван в честь святителя Софрония Иерусалимского (пам. 11 марта) 5 . Одним из ранних посланий инока Симона является «Послание ученика к старцу о прощении». Его атрибуция проливает свет на его биографию. В послании инок «Симаншо» просит своего адресата прямо написать, «которое зло есми тебе доспел», чтобы он сказал ему это не как игумен («скажи ми не игуменьства ради»). Перечисляя возможные свои прегрешения, он пишет: «Аше ли буду ересно служити Церкви Божьей и игумену неправе...» Таким образом, в Троицкой обители есть игумен, но автор письменно обращается с посланием к своему духовному отцу, который также является игуменом. Такая ситуация была в Троицкой обители после ухода из нее старца Паисия Ярославова в вологодский Спасо-Кубенский монастырь. П. Строев датирует его настоятельство 1478–1482 годами 6 . Г.М. Прохоров указывает другие даты его настоятельства: 1479–1481 7 . Таким образом, в предшествующее 1478–1479 гг. время послушник Софроний принял в Троицкой обители монашество и по «Божьей воле и по игуменьскому благословению» был вручен при постриге старцу Паисию, который вскоре стал настоятелем монастыря, сменив игумена Авраамия (1475–1478) 8 . Известный старец учил новоначального инока «простыми словесами» 9 . На праздник Входа Господня в Иерусалим в 1479 г. в Троице-Сергиевом монастыре произошло радостное событие. Был крещен сын Великого князя Василий III, «а крестил его архиепископ Ростовьский Васиан да игумен Паисей Троецский» 10 . Несомненно, очевидцем этого события был и монах Софроний. При нем, когда он стал митрополитом, Василий III возглавил Русское государство.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

«Се даст Марфа Исаковская Великого Нова-города Посадница в дом Святому Спасу на Соловки Игумену Зосиме и всем Священницам и старцем вотчину свою по морскому берегу, рыбныя ловища, землю, и воды, и пожни, и лешей лес, от Умские межи, от Кашкаранского ручья до Красные Щелейки и тони, тоню каменную, тоню Кашкаранского наволок, тоню Точильной ручей, куды я владела Марфа, туды владети Игумену Зосиме и Священницам и старцам вовеки; а кто мою вотчину и Игумена Зосимы и у старцов отимет или станет вступатися и мне с ним судитися перед Христом. А у даные сидел отец мой духовный Софийский поп Иосиф, да Олексей Бархатов, а данную писал сын мой Федор Исаков. Лета 6978 (1470) года. К сей данной я Федор матери своея Марфы печать приложил». А печать свинцовая, а на печати подпись имя Марфы Посадницы, а назади пишет у даные: «к сей данной Софийский поп Иосиф руку приложил. К сей данной Олексей Бархатов руку приложил». Наконец сей основатель киновии Соловецкой, при окончании поприща богоугодной своей жизни предуведав свое от мира сего ко Господу отшествие и призвав к себе Преподобного Германа с братией благословил их, а потом, назначив им по себе Игуменом ученика своего, обители Соловецкой брата Арсения, изрек сии утешительные к сетующей братии слова: «Аз телесне отхожду от вас, но духом неотступно с вами пребуду. И о сем разумно да будет вам, аще обрет буду благодать пред Богом, то обитель моя, по моем отшествии, распространится наипаче, и соберутся братии множество в духовной любви, и умножится Святая сия обитель всяким обильством духовным, и в телесных потребах не будут скудны». По сем, дав воем о Христе целование, сей угодник с молитвою преставился 6986 (1478) года Апреля 17-го дня, и погребен честно учениками и братией за алтарем Преображенской церкви. Он был Игуменом 26 лет, а всего жития его на Соловецком острове было 42 года. После него Игумены были: 5) Арсений, ученик Зосимы с 6986 (1478) по 6987 (1479) год. 6986 (1478) Года, авва Герман, оным Игуменом посланный из Соловецкого монастыря в великий Новгород для монастырской потребности, в путешествии своем предуведомлен будучи некоторым откровением Божиим о своей кончине, преставился в монастыре Преподобного Антония Римлянина с напутствованием Св. Тела и Крови Христовой. Святые мощи его сопутствовавшие с ним ученики, везя обратно в обитель Соловецкую, за распутицею принуждены были похоронить при часовне в веси Ховроньиной, находящейся на берегу реки Свири.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ст. к 80-летию В. Л. Янина. М., 2009. С. 104-122; он же. Церк. организация средневек. Новгорода в XI в.//Новгород и Новгородская земля в эпоху Ярослава Мудрого: Источники и исслед. Вел. Новг., 2009. С. 155-197; он же. Церковь и горожане средневек. Пскова: Ист.-археол. исслед. СПб., 2010; он же. Загадки дома Св. Софии: Церковь Вел. Новгорода в X-XVI вв. СПб., 2016; «Обновленческий» раскол. 2002; Paul M. C. Episcopal Election in Novgorod, Russia 1156-1478//Church History. Chicago etc., 2003. Vol. 72. N 2. P. 251-275; idem. «A Man Chosen by God»: The Office of Archbishop in Novgorod, Russia 1165-1478: Diss./Univ. of Miami. Coral Gables, 2003; idem. Secular Power and the Archbishops of Novgorod before the Muscovite Conquest//Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. Bloomington, 2007. Vol. 8. N 2. P. 231-270; idem. Continuity and Change in the Novgorodian Archiepiscopal Office, 1478-1589//ОСР. 2009. Vol. 75. N 2. P. 273-317; Фролов А. А. Конфискации вотчин Новгородского владыки и мон-рей в посл. четверти XV в.//ДРВМ. 2004. 4(18). С. 54-82; Гимон Т. В. Как велась новгородская погодная летопись в XII в.?//ДГВЕ, 2003. М., 2005. С. 316-352; он же. Новгородское летописание 1-й четв. XIII в.: Хронология и процесс пополнения летописи//Средневек. Русь. М., 2006. Вып. 6. С. 80-118; он же. События XI - нач. XII в. в новгородских летописях и перечнях//ДГВЕ, 2010. М., 2012. С. 584-703; он же. Новгородская епархия//ДРСМ. 2014. С. 552; Кобзарева Е. И. Шведская оккупация Новгорода в период Смуты XVII века. М., 2005; Кузыченко А. С. Благотворительная деятельность в Новгородской губ. в 1861-1914 гг.//Из истории благотворительности на Новгородской земле. 2006. С. 27-45; Макарий (Веретенников), архим. Из истории рус. иерархии XVI в. М., 2006. С. 186-215; он же. Свт. Макарий, митр. Московский, и архиереи его времени. М., 2007. С. 23-32, 137-228; Петрова Л. А. Г. М. Сметанин и его благотворительная деятельность//Из истории благотворительности на Новгородской земле. 2006. С. 156-173; Святые Новгородской земли, или История св.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Серебрянский. Древнерусские княжеские жития. С. 43; древнейшая, краткая редакция жития Владимира составлена в конце XII или начале XIII в. (там же. С. 44); «Память и похвала князю Владимиру», написанная монахом Иаковом, появилась не раньше середины XI в., она представляет собой первый опыт церковного сочинения о св. Владимире (там же. С. 50). Ср.: Макарий. 2-е изд. 7. С. 436. Макарий. 2-е изд. 7. С. 421; Ключевский. Ук. соч. С. 238; см.: Богуславский. К вопросу о первоначальном тексте жития вел. кн. Александра Невского, в: ИОРЯС. 1914. 1. С. 261. Житие издано Мансиккой, в: ПДП. 180 (1913). Макарий. 2-е изд. 7. С. 422; Ключевский. Ук. соч. С. 238, 240; Кадлубовский. Ук. соч. С. 64. Макарий. 2-е изд. 7. С. 421; Ключевский. Ук. соч. С. 247; первая, древняя редакция жития Никона составлена была еще раньше известным агиографом XV в. Пахомием Логофетом. Там же. С. 248, 152, 119. Макарий. 2-е изд. 7. С. 421; Ключевский. Ук. соч. С. 272; Коноплев. Ук. соч. С. 68; Кадлубовский. Ук. соч. С. 47. Иосиф Волоцкий лично знал Макария Калязинского и пишет о его подвижнической жизни с большим уважением; см. «Духовную грамоту» Иосифа в: ВМЧ. Сентябрь. Ч. 1. С. 558. Ключевский. Ук. соч. С. 289; Макарий. 2-е изд. 7. С. 21–22, 423–424. Ключевский. Ук. соч. С. 222–225, 228; Сергий. Ук. соч. 1. С. 194–196. ААЭ. 1. 213; Голубинский. История канонизации. С. 94; Herman. De fontibus. P. 50. Из наиболее древних были зачитаны жития: архиепископа Иоанна Новгородского († 1186) и обоих основателей Соловецкого монастыря, Савватия († 1435) и Зосимы († 1478). Макарий. 2-е изд. 7. С. 420; Ключевский. Ук. соч. С. 198, 269. Общерусское прославление получили двое святителей, девять преподобных отцов и один великий князь: 1. Иоанн, архиепископ Новгородский († 1186); 2. Иона, митрополит Московский († 1461); 3. Никон, игумен Троице-Сергиева монастыря († 1426); 4. Павел Обнорский († 1429); 5. Савватий Соловецкий († 1435); 6. Дионисий Глушицкий († 1437); 7. Михаил Клопский († 1452); 8. Пафнутий Боровский († 1478); 9. Зосима Соловецкий († 1478); 10. Макарий Калязинский († 1483); 11. Великий князь Александр Ярославич († 1263), прозванный Невским, и 12. Александр Свирский († 1533). Голубинский. История канонизации. С. 100; Макарий. 2-е изд. 7. С. 219. Как местно чтимые святые были канонизованы один святитель, пять князей и три Христа ради юродивых (salo…), (они не давали иноческих обетов): 1. Арсений, епископ Тверской († 1409); 2, 3 и 4. Константин, князь Муромский († 1129), и его сыновья Михаил и Феодор; 5 и 6. Петр, князь Муромский, и его супруга Феврония; 7. Прокопий Устюжский († 1285), вероятно, немецкого происхождения; 8. Иоанн Устюжский († 1494); 9. Максим Московский († 1433) — трое последних юродивые Христа ради. Голубинский. Там же. С. 100; Макарий. 2-е изд. 7. С. 219. Жития Христа ради юродивых появились, вероятно, лишь после их канонизации. Ключевский. Там же. С. 277, 278, 246. О русских юродивых см.: Федотов. Святые Древней Руси (1931). С. 205–219.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

433 ...во Тфирь посла к великому князю Михаилу... – Великий князь Михаил Борисович занимал тверской престол с 1461 по 1485 г. (когда Тверь была присоединена Иваном III, а Михаил бежал в Литву). 434 Α къ Пьскову послал дьяка своего Якушку Шачебалцова мая въ 23... – По известиям псковских летописей посольство «диака Якова» с предложением выступить против Новгорода было уже вторым посольством Ивана III в Псков по этому вопросу (первое посольство приезжало осенью 1470 г.). Связанный вассально-союзническими обязательствами и с Новгородом, и с Москвой Псков старался занять нейтральную позицию, предлагая обеим сторонам свое посредничество. 435 ...с моимъ воеводою, княземъ Феодором Юрьевичем Шуйскымъ или съ его сыном, княземъ Васильемъ». – Воевода Федор Юрьевич Шуйский с 1463 г. предводительствовал псковскими войсками в войне с Ливонским орденом; в 1464 г. он уже именуется наместником великого князя; с 1468 г. в Пскове появляется и его сын Василий Федорович. 436 ...послал... Бориса Слпца... – Борис Матвеевич Слепец-Тютчев несколько раз выступал как великокняжеский воевода на Двине (см. Севернорусский летописный свод 1472 года). 437 ...к Василью Феодоровичю къ Бразьцю... – Василий Федорович Образец Симский (из крупного боярского рода Редегиных-Добрынских) был одним из видных деятелей при Иване III; после победы над новгородцами в 1471 и 1478 гг. он участвовал в войне под Казанью и походе на Тверь, был наместником в Боровске и Твери. 438 ...князя Данила Дмитреевича Холмовского да Феодора Давыдовича... – Имеются в виду видные воеводы Ивана III – князь Д. Д. Холмский, выходец из тверских удельных князей, участвовавший кроме походов на Новгород в 1471 и 1478 гг. в отражении нашествия Ахмата в 1480 г., в войнах с Ливонским орденом, походах на Тверь и Казань, подвергавшийся в 70-х гг. княжеской опале, но прощенный, и князь Ф. Д. Стародубский-Пестрый, военная деятельность которого (начавшаяся еще в 1429 г. нападением на казанских татар) длилась не менее полувека (он участвовал в окончательном присоединении Новгорода в 1478 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Согласно позднейшему «Письму о нелюбках иноков Кириллова и Иосифова монастырей» (40-е гг. XVI в.), учеником П. стал прп. Нил Сорский. Это сообщение многими учеными признано достоверным ( Ключевский. С. 190; Зимин. 1977. С. 58; Прохоров. 1991. С. 143; Древнерус. патерики. С. 444), хотя данное мнение разделяется не всеми исследователями ( Лурье. 1960; Романенко. 2003). В период игуменства Спиридона (1467-1474) П. оказался в Троице-Сергиевом мон-ре (см. Троице-Сергиева лавра ). Возможно, его уход из Кириллова Белозерского мон-ря связан с переводом его настоятеля Кассиана на архимандритию в Спасо-Каменный мон-рь. В Троицкой обители П. переписал древнейший из известных в наст. время список Жития прп. Кирилла Белозерского и службы ему (РГБ. Ф. 304/I. 764; Ключевский. С. 123. Примеч. 1. С. 190; Яблонский П. [М.], свящ. Пахомий Серб и его агиогр. писания. СПб., 1908. С. 91, 177). Благодаря поддержке великокняжеского духовника Ростовского архиеп. Вассиана I (Рыло) и дьяка Л. Алексеева П. был приближен к великокняжескому двору. В 1478 г. Московский вел. кн. Иоанн III Васильевич уговорил его стать игуменом Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра ) (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 319). П. стал преемником игум. Авраамия (1475-1478). По данным троицких актов, это событие произошло после 17 сент., но до 24 нояб. 1478 г. Судя по тому, что первой, выдавшей на имя П. жалованную оброчную грамоту стала влиятельная в политических и церковных делах вел. кнг. Мария Ярославна, вдова вел. кн. Василия II и мать Иоанна III, правившая на ростовских и ярославских землях, можно полагать, что она также имела отношение к назначению нового настоятеля Троице-Сергиева мон-ря (АСЭИ. Т. 1. 457-458. С. 344-346). 4 апр. 1479 г. архиеп. Вассиан и П. крестили в Троице-Сергиевом монастыре недавно родившегося вел. кн. Василия III Иоанновича , первенца Иоанна III от его 2-го брака с вел. кнг. Софией (Зоей) Палеолог (ПСРЛ. Т. 23. С. 193; Т. 25. С. 323; Иоасафовская летопись. М., 1957. С. 118). Весной 1480 г. П. крестил их 2-го сына - буд. дмитровского кн. Георгия Иоанновича (ПСРЛ. Т. 23. С. 180; Т. 24. С. 199).

http://pravenc.ru/text/2578675.html

208 Серебрянский. Древнерусские княжеские жития. С. 43; древнейшая, краткая редакция жития Владимира составлена в конце XII или начале XIII в. (там же. С. 44); «Память и похвала князю Владимиру», написанная монахом Иаковом, появилась не раньше середины XI в., она представляет собой первый опыт церковного сочинения о св. Владимире (там же. С. 50). Ср.: Макарий. 2-е изд. 7. С. 436. 209 Макарий. 2-е изд. 7. С. 421; Ключевский. Ук. соч. С. 238; см.: Богуславский. К вопросу о первоначальном тексте жития вел. кн. Александра Невского, в: ИОРЯС. 1914. 1. С. 261. Житие издано Мансиккой, в: ПДП. 180 (1913). 211 Макарий. 2-е изд. 7. С. 421; Ключевский. Ук. соч. С. 247; первая, древняя редакция жития Никона составлена была еще раньше известным агиографом XV в. Пахомием Логофетом. Там же. С. 248, 152, 119. 212 Макарий. 2-е изд. 7. С. 421; Ключевский. Ук. соч. С. 272; Коноплев. Ук. соч. С. 68; Кадлубовский. Ук. соч. С. 47. 217 Из наиболее древних были зачитаны жития: архиепископа Иоанна Новгородского († 1186) и обоих основателей Соловецкого монастыря, Савватия († 1435) и Зосимы († 1478). Макарий. 2-е изд. 7. С. 420; Ключевский. Ук. соч. С. 198, 269. 218 Общерусское прославление получили двое святителей, девять преподобных отцов и один великий князь: 1. Иоанн, архиепископ Новгородский († 1186); 2. Иона, митрополит Московский († 1461); 3. Никон, игумен Троице-Сергиева монастыря († 1426); 4. Павел Обнорский († 1429); 5. Савватий Соловецкий († 1435); 6. Дионисий Глушицкий († 1437); 7. Михаил Клопский († 1452); 8. Пафнутий Боровский († 1478); 9. Зосима Соловецкий († 1478); 10. Макарий Калязинский († 1483); 11. Великий князь Александр Ярославич († 1263), прозванный Невским, и 12. Александр Свирский († 1533). Голубинский. История канонизации. С. 100; Макарий. 2-е изд. 7. С. 219. Как местно чтимые святые были канонизованы один святитель, пять князей и три Христа ради юродивых (salo…), (они не давали иноческих обетов): 1. Арсений, епископ Тверской († 1409); 2, 3 и 4. Константин, князь Муромский († 1129), и его сыновья Михаил и Феодор; 5 и 6. Петр, князь Муромский, и его супруга Феврония; 7. Прокопий Устюжский († 1285), вероятно, немецкого происхождения; 8. Иоанн Устюжский († 1494); 9. Максим Московский († 1433) – трое последних юродивые Христа ради. Голубинский. Там же. С. 100; Макарий. 2-е изд. 7. С. 219. Жития Христа ради юродивых появились, вероятно, лишь после их канонизации. Ключевский. Там же. С. 277, 278, 246. О русских юродивых см.: Федотов. Святые Древней Руси (1931). С. 205–219.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/r...

Тяжелое бремя возложил на себя блаженный Геннадий вместе с саном архиепископа Новгородского. Глухое, затаенное раздражение против Москвы было среди новгородцев, недавно (в 1478 году) утративших свою независимость. Кроме этой общей, были и частные причины, вызвавшие враждебную настроенность новгородской паствы, особенно клира, а именно: отнятие в 1478 году великим князем десяти волостей у Новгородского архиепископа и половины волостей у шести наиболее богатых монастырей; низведение в 1480 году с кафедры будто бы за тайную связь с враждебной Москве Литвой любимого Новгородского архиепископа Феофила, ходатая за них перед великим князем. Конечно, новгородцы не могли смотреть дружелюбно на нового, уже второго, владыку, поставленного великим князем московским и митрополитом Геронтием, а не выбранного ими из природных новгородцев, как это делалось раньше в продолжение трех с лишком столетий. В самом клире, долгое время лишенном архипастырского руководства, замечались нестроения, а в Церкви Новгородской свила себе гнездо ересь жидовствующих. Борьба с этой ересью составляла главную заботу архиепископа Геннадия за все время святительства его на Новгородской кафедре. Ересь занесена была в Новгород в 1470–1471 гг. евреями, выходцами из Литвы, и состояла в следующем. Отрицая догмат Пресвятой Троицы и признавая только Единого Вседержителя, жидовствующие учили, что Иисус Христос есть не Бог, а простой человек, Которого распяли евреи и Который истлел во гробе. Он не есть истинный Мессия. Мессия еще только придет и будет также простым человеком, пророком, подобным Моисею и Давиду. И так как Мессия еще не пришел, то должно держать закон Моисеев. Отрицая Божество Христа, жидовствующие отрицали и церковные установления: отвергали таинства, посты, праздники, почитание Божией Матери, святых угодников, кощунственно относились к святым иконам, а также честному кресту и мощам, отвергали храмы и вообще священные предметы, крайне ненавидели монашество. Признавая Страшный суд и воскресение мертвых, еретики учили, что «судити имать Бог Вседержитель». Среди еретиков находились и люди, не вполне разделявшее их учение, а только отчасти, в зависимости от степени своего вольномыслия, и главным образом отрицавшие обряды. Жидовствующие занимались тайными науками, звездочетством и чернокнижием, и вероятно ими более, чем своим крайним учением, привлекали к себе православных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

14. Андреевский-Ситецкий или на Сетечки , мужской, ныне приписная к Кирилову мон. церковь св. Андрея Юродивого, Новгородской губ. и уезда, в 4 вер. к юго-вост. от Новграда и от Кирилова мон. с версту, на берегу рч. Ситенки. В Новгород. летописи говорится: „В лето 6879 (1371 г.) постави Наталья церковь каменну святаго Андреа Уродиваго, на Сетецки (Ситецки)“. Гр. Толстой замечает, что эта Наталья была матерью благочестивого посадника Семена Андреевича, построившего в 1360 г. нынешнюю церковь в Новгороде во имя св. Федора Стратилата. В 1690 г. монастырь приписан к Новгород. архиер. дому, за которым состоял до издания штатов в 1764 г.; в этом году оставлен на своем иждивении, но вскоре совсем упразднен, а в 1776 г. оставшаяся церковь Андрея Юродивого приписана к Кирилову мон., в котором до сих пор сохраняется серебр. крест, подаренный Ситецкому монастырю в 1674 году схимником игуменом Филаретом того же Ситецкого мон. “Ист. Росс. Иерар.”, VI, 112: Ратшин, 398; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.”, 127, 229; “Акты историч.”, V, 214 (Ц. гр. 1692 г.; роспись приписных м-рей); Макарий, “Археол. опис. церков. древн. Новгор.”, 1, 516; “Новгор. сборн.”, IV, отд. 6, 73; “Ист. разгов. о древн. В. Новгор.”, 85; “Пут. по св. мест. Русск.”, II, 240; Строев, “Спис. иер. и наст. м-рей”, 108, 43; “Новгород. писцов. кн.”, I, 36, 665, 789; II. 119, 130, 141; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 203; “Полн. собр. лет.”, III, 133 (в 1371 г. постр. церк. Андрея), 158 (в 1555 г. убило в кельях громом 3 челов.), 230 (поставл. церк. Андрея 1371 г.); IV, 66 (тоже самое), 94 (в 1386 г. сожжен Новогородцами); VI, 213 (в 1478 г. занят войсками В. Кн. Ив. Вас.), 285 (в 1528 г. введено общежитие); VIII, 191 (осада Новгор. 1478 г.); “Русс. истор. Библиот.”, II, 492, 144 (жалов. грам. 1629 г. о сложении оброка с земель и угодий Андрея Блаженного Сетецкого м-ря; в 1624 г. строитель старец Онуфрий; в 1629 г. игум. Зосима; 1649 г. игумен Феодорит; в 1680 г. строитель старец Митрофан Нечаев); V, 22, 9 (у Ситенского м-ря в 1624 г. рыбная ловля вешняя, котечная, на р. на Волхове, с Ляцким м-рем вместе).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Обитель святого Афанасия была воздвигнута возле города Серпухова, на высоком берегу реки Нары. Ее называли поэтому " обителью на Высоком " или Высоцкой. Отсюда и прозвание, с которым вошел в историю Русской Церкви ее основатель и первый игумен преподобный Афанасий Высоцкий. Авва Афанасий ревностно принялся за благоустроение вверенной ему обители. Многие русские подвижники прошли здесь, " на Высоком " , высокую школу иночества. По учению аввы Афанасия, сохраненному для нас Епифанием Премудрым, быть иноком - нелегкое дело. " Обязанность инока в том состоит, чтобы бдеть в молитве и в Божественном поучении до полуночи, а иногда и всю ночь; ничего не есть, кроме хлеба и воды, и то с умеренностью; масла же и вина вовсе не употреблять " . По словам угодника Божия, многие приходили к нему в обитель на Высоком, " но потом обленились и, не стерпев трудности постнического воздержания, убежали " . Тем выше было иноческое достоинство оставшихся со святым аввой подвижников. Потому-то в обитель к своему ученику и спостнику Афанасию Богоносный авва Сергий Радонежский направил для пострижения и наставления в иноческом подвиге своего будущего преемника, преподобного Никона (память 17 ноября). Преподобный Афанасий учил его: " Иноки называются добровольными мучениками. Святые мученики многие в один час пострадали и скончались, а иноки каждый день терпят страдания не от мучителей, но внутри, от собственной плоти и от врагов мысленных, бывают боримы и до последнего дыхания страдают " . В 1478 году, после кончины Святителя Алексия , митрополита Московского, прибыл в Москву новый митрополит - святитель Киприан (память 16 сентября). Но великий князь Димитрий Донской, который хотел поставить митрополитом своего духовника и сподвижника Михаила (Митяя), не принял митрополита Киприана и выгнал его из Москвы. Святитель оказался в трудном положении. Но он нашел поддержку и сочувствие у столпов русского иночества - Преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Высоцкого. Они с самого начала видели каноническую правоту митрополита в его споре с великим князем и поддерживали его в длительной борьбе (1478-1490) за восстановление канонического порядка и единства в Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/913650.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010