Перевод «Внемли» Хегендорф посвятил своему бывшему патрону Яну Вуйцику, доктору медицины и канонику г. Познань (domini Iohanni Woyntzigk, medicinarum doctori et canonico Posnaniensi). Он опубликован как приложение к тексту сугубо педагогической направленности Conciones domesticae 225 . Посвящение к Conciones в целом (в отличие от посвящения «Внемли») адресовано франкфуртскому сенатору Томасу Рибену, что вместе с указанием на степень переводчика позволяет отнести его к периоду после 1535 г.; однако как и сами наставления, так и перевод Василия был сделан ранее, как уточняется в обоих посвящениях. Хегендорф объясняет Вуйцику выбор текста для подарка: ...Поскольку после моего отъезда из Познани ты был произведен в каноники, я не сомневаюсь, что такого рода сочинение доставит тебе некоторое удовольствие. К тому же, скажу по правде, Василий, которого ты и подобные тебе ученейшие мужья исключительно цените, поистине этого достоин. Речь его изыскана и приятна, толкования Священных Писаний благоразумны, (вообще же) он искусный и не пошлый художник. Нет такой темы, сколь угодно малой, взявшись за которую, он не смог бы удивительной убедительностью доводов и изобилием слов ее возвысить и развернуть, прекрасный образец чего мы видим в этой гомилии. Несложно заметить, что немногие и очень сжатые слова Моисея он с выдающейся легкостью распространил и расширил... 226 . Далее следуют, разумеется, переводческие сомнения в способности передать это изящество. Интересно, что владение риторическими приемами (например, ampliicatio, умение разработать и «развернуть» тему) здесь отмечено наряду с достоинствами Василия как экзегета. В целом же, как справедливо замечает И. Бакус, гомилия Василия представляет для него concio domestica, т.е. назидательный текст. 4. Вольфганг Мускул В 1540 г. ex officina Hervagiana (Базель) вышло латинское издание, подготовленное реформатором Вольфгангом Мускулом (Wolfgang Musculus) (1497–1563). Начало богословских занятий Мускула и знакомство с сочинениями Лютера относятся к 1512–1527 гг., проведенным в бенедиктинском монастыре в г. Ликсхайм в Лотарингии. В 1527 г. Мускул покидает монастырь и становится проповедником (Prediger) в местечке Дорлисхайм недалеко от Страсбурга, где в это время обретаются деятели Реформации Мартин Буцер (1491–1551) и Вольфганг Капитон (1478–1541), с которыми он тесно сотрудничает. В 1531 г. Мускул перебирается в Аугсбург, который в этот период раздирают на части соперничающие религиозные партии: последователи Цвингли, Лютера, католики и анабаптисты 227 . На эти раздоры указывают упоминания о διχοστασα в предисловии к Василию, датированном 1539 г. 228 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

С. 521. Читали вы, князь, про одну смерть, одного Степана Глебова… — Степан Богданович Глебов (ок. 1672–1718) был любовником жены Петра I Евдокии Лопухиной. В 1718 г. он по обвинению в заговоре против Петра был после жестоких пыток присужден к смертной казни и 16 марта 1718 г. посажен на кол Глебов умер только спустя четырнадцать часов. О подробностях гибели Глебова Достоевский узнал из шестого тома «Истории царствования Петра Великого» Н. Г. Устрялова (1859). 176 С. 521… петровским Остерманом — Андрей Иванович (Генрих-Иоганн) Остерман (1686–1747) — русский государственный деятель, дипломат. Он успешно начал свою карьеру в 1703 г. В 1741 г. был приговорен Елизаветой Петровной к смертной казни, замененной ссылкой в Березов. При определенной последовательности в отстаивании начинаний Петра I Остерман, по воспоминаниям современников, отличался некоторой хитростью и двуличием. 177 С. 521. .не те люди были, как мы теперь, не то племя было, какое теперь… — Перифраз известных лермонтовских строк: Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя («Бородино», 1837). 178 С. 521. Сенситивнее — чувствительнее (от лат. sensitivus). 179 С. 529. Казните сердце, пощадите бороду, как сказал Томас Морус… — Великий английский гуманист, один из основоположников утопического социализма Томас Мор (1478–1535) был казнен английским королем Генрихом VIII как противник Реформации. «Взойдя на эшафот, — как рассказывалось в ярком и подробном очерке о Томасе Море и его «Утопии» в книге журнала, постоянно читавшегося братьями Ф. М. и M. M. Достоевскими в пору их юности, — Морус стал на колени и прочел псалом. Палач стал просить у него прощения. Морус обнял его, сказав: „Ты оказываешь мне величайшую услугу, какую только я мог получить от человека. Исполняя свою обязанность, отстрани только мою бороду, потому что она чиста и непорочна; она никогда не изменяла“» (Библиотека для чтения. 1887. Т. 24, отд. 3. С. 95). 180 С. 529. Меа culpa, mea culpa… — латинская формула покаяния во время исповеди, принятая у католиков. Выражение это часто употребляется в значении «виноват и раскаиваюсь». 181

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Величайшие из гуманистов – т.е. преподавателей «гуманитарных наук» (studia humanitatis) ясно сознавали опасность языческого соблазна. Они считали своим долгом дать на этот вызов христианский ответ, основанный на Евангелии. Среди таких ученых следует назвать прежде всего имена англичанина Томаса Мора (1478–1535) и первого «гражданина Европы» Эразма Роттердамского, столь тесно связанные друг с другом, что их называли «близнецами». Томас Мор (1478–1535), автор «Утопии» (1516) и блестящий полемист с Лютером как от имени короля Генриха VIII (по-видимому, именно Мор был автором знаменитого манифеста «В защиту семи таинств» – Assertio septem sacramentorum, за который папа Лев Х пожаловал Генриху титул «Защитник Веры», Defensor Fidei; английские монархи продолжали носить этот титул долгое время после того, как Англия порвала с Римско-католической церковью, а на английских монетах буквы D.F. чеканятся до сих пор), так и от своего имени, сделал блестящую политическую карьеру. Однако до самой смерти он придерживался монашеского образа жизни с постоянными молитвами и постами, а в конце концов представление о христианской верности отечеству, королю и церкви приводит его на эшафот. Эразм долго избегал открыто противопоставлять свои убеждения реформационному учению Лютера, за что получил прозвания Протея и Януса. Но все же ему пришлось открыто встать на сторону традиционной католической церкви, ибо, по его мнению, несмотря на испорченность и злоупотребления, она более последовательно защищала лучшее в человеке: врожденную свободу, данную Богом свободу воли, открывающую дорогу благодати. Если для Пико делла Мирандолы человек – это микрокосм во вселенной, спасенный и преображенный через Воплощение и Искупление, совершенное Сыном Божьим, ставшим Человеком, то Эразму, как и другим христианским гуманистам, читателям «Жизнеописаний знаменитых мужей» Плутарха, была близка идея некоей духовной элиты, которая достойна поклонения и играет решающую роль в деле обучения, управления и наставления в истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

542 " Локрин " — " Прискорбная трагедия Локрина " (изд. 1595, авторство не установлено) — о правителе Лоэгрии (Англии), согласно " Истории " (ок. 1136) Гальфрида Монмутского, старшем сыне Брута, легендарного короля Британии, родоначальника " британской нации " . 543 Джонсон, Бен (1573–1637) — создатель английской сатирической бытовой нравоучительной комедии. Нэш, Томас (1567 — ок. 1607) — английский сатирик, драматург, автор сатирических памфлетов ( " Анатомия нелепости " , 1589 и др.). " Тамерлан Великий " — трагедия (1–2 ч. 1587–1588) К. Марло. 544 …Спешит любимая… — из драмы Дж. Пиля " Любовь царя Давида и прекрасной Вирсавии " (ок. 1594, опубл. 1599). 545 …Привет, мой сын, что за фиалки ныне… — У. Шекспир " Ричард И " , V акт, сц. 2. 546 …Но вот и утро, рыжий плащ накинув… — " Гамлет " , I акт, сц. 1. 547 " Зачем бесчестить? Царская в ней кровь… " — У. Шекспир " Ричард III " , IV акт, сц. 4. 548 …Племянники, чей дядя уничтожает собственное племя… — Там же. 549 …Эдвард мой сын, был Ричардом убит… — Там же. 550 …Тут буря началась в моей душе… — Там же, I акт, сц. 4. 551 …Величьем бренным светится лицо… — У. Шекспир " Ричард II " , IV акт, сц. 1. 552 …замечательные прологи Зависти и Призрака Суллы… — С монолога Зависти начинается комедия Б. Джонсона " Стихоплёт " (1601); с монолога духа Суллы (138—78 гг. до н. э.), римского полководца, консула, с 82 — диктатора, — трагедия " Заговор Каталины " (1611). 553 …кружка графини Пемброк. — Графиня Пемброк, Мэри Герберт (15611621) — поэтесса, младшая сестра поэта Ф. Сидни, покровительствовала поэтам и драматургам, в ее кружок входили Б. Джонсон, С. Дэниел, Ф. Гре- вилл, У. Александер и др. 554 …домашнему кружку сэра Томаса Мора. — Элиот упоминает Томаса Мора (1478–1535), английского историка, писателя, и его семью (жену, дочь) как образец культуры и учености того времени: они читали дома латинские тексты, изучали античную драму. 555 Хейвуд, Джаспер (1535–1598) — первый английский переводчик трагедий Сенеки. 556 Эшем, Роджер (1515–1568), Чик, сэр Джон (1514–1557) — ученые, знатоки античной драмы, переводчики; преподавали греческий в Кембридже; способствовали формированию стиля английской прозы. Уотсон, Томас (ок. 15571592) — поэт, автор латинских версий " Антигоны " Софокла (1581), " Аминты " Тассо (1585), цикла стихов " Страстный век любви " (1582).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

Во время пребывания К. в Базеле город нередко посещали известные протестант. проповедники из Франции, Швейцарии и Германии, с которыми он активно общался. Внутрипротестант. религ. дискуссии этого времени были связаны с попытками создать и утвердить исповедание веры, в к-ром были бы преодолены разногласия между Лютером и У. Цвингли (1484-1531) по вопросу о Евхаристии и к-рое смогло бы объединить нем. и швейцар. протестант. общины. В нач. 1536 г. в Базеле состоялась встреча Г. Буллингера (1504-1575), М. Буцера (1491-1551), В. Ф. Капито (1478-1541), Л. Юда ( 1542) и др. реформатов, к-рая завершилась принятием объединительного «Первого Гельветического исповедания», впосл. направленного Лютеру, но не принятого им. Общавшийся с участниками встречи К. в переписке с уважением отзывался о Буцере, который упорно пытался привести протестант. общины к единству в вере; Буцер во многом стал для К. примером истинного реформата, преданного своему церковному служению ( Gordon. 2009. P. 54). Жан Кальвин. Гравюра из кн.: Bibliotheca chalcographica. Meidelberg, 1669 Жан Кальвин. Гравюра из кн.: Bibliotheca chalcographica. Meidelberg, 1669 В Базеле К. продолжил ученые занятия и лит. деятельность. Сообщения об усилении гонений на протестантов во Франции заставили его ускорить работу по завершению и подготовке к печати трактата «Наставление в христианской вере», который он решил направить франц. королю в качестве протестант. апологии. К кон. 1535 г. сочинение было завершено, его 1-е издание вышло в марте 1536 г. Выпущенный небольшим тиражом трактат К. оказался очень быстро раскуплен и в скором времени был широко известен во Франции и Швейцарии, став наиболее распространенным и авторитетным в этих регионах изложением протестант. вероучения. В 1535 г. К. написал для франц. перевода Библии, выполненного Оливетаном, 2 предисловия: на лат. языке к изданию в целом (текст см.: CO. Vol. 9. Col. 787-790) и на франц. языке отдельно к НЗ (текст см.: Ibid. Col. 791-822; это предисловие было опубликовано без имени автора, но считается написанным К.; выдвигались также аргументы в пользу авторства Оливетана: Stam.

http://pravenc.ru/text/1320173.html

С. Маршака. «Древо яда»; пер. С. Маршака. Джон Беньян «Изобильное милосердие, изливающееся на главного грешника». См. Флп. 3:13 . Нежности (франц.). Из поэмы «Самсон — борец» Д. Мильтона. Пер. Ю. Корнеева. У. Шекспир «Сон в летнюю ночь», 5.1.83. Пер. Т. Щепкиной — Куперник. Акциденция (лат. accidens — случайность) — временное и несущественное свойство вещи, в отличие от существенного, субстанциального. Этот широко распространенный в схоластике термин восходит к философии Аристотеля. Льюис имеет в виду то, как определял св. Фома Аквинский (1225/1226–1274) католическое учение о пресуществлении, согласно которому евхаристические хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми, сохраняя лишь «акциденции» (то есть вид) хлеба и вина. См. Фома Аквинский «Сумма теологии», часть III, вопрос 75. Благоговейте молча (лат.); пер. Н. Гинцбурга. Гораций «Оды» III.1.1. Своей собственной причины (лат.). Ссылка на статью XXII о чистилище — одну из 39 статей в Книге общественного богослужения. Томас Мор (1478–1535), английский писатель, переводчик и мыслитель, лорд — канцлер (1529–1532); «Молитва душ» (1529). Джон Фишер (1459–1535), епископ Рочестерский. Известен своей проповедью против Лютера в 1521 году. Льюис скорее всего имеет в виду такой эпизод: в 1348 году английский король Эдуард III (1312–1377; правил с 1327 года) учредил орден Подвязки. По преданию, король поднял оброненную одной из дам на балу подвязку, надел ее на колено и произнес: «Позор тому, кто плохо думает об этом». Эта фраза стала девизом ордена. Впоследствии один из лордов сказал: «Мне нравится подвязка, в ней нет никакой заслуги». Джефри Чосер «Птичий парламент», 201. « Должно вам родиться свыше » — см. Ин. 3:7 . «Закон — детоводитель ко Христу» — ср. Гал. 3:24 . Ср. Мф. 25:24 . См. Ин. 14:3 . Ср. 1 Кор. 15:42. См. 1  Ин. 3:2 . Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2849  чел. Всего просмотров 66 млн. Всего записей 2583 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/pisma-k-malkolm...

19 Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694–1778) – французский писатель, поэт и публицист, философ-просветитель. 21 Имеются в виду роман-утопия «Город Солнца» итальянского философа Томмазо Кампанеллы (1568–1639) (см., напр.: Утопический роман XVI-XVII вв. М., 1971.С. 143–190) и роман-утопия «Утопия» английского государственного деятеля и философа Томаса Мора (1478–1535) (см.: Утопический роман... С. 41–140). 24 Герметизм (III до Р.Х.– III no P.X.) – религиозно-философское учение, близкое к магии и астрологии. 36 Франс А. (Анатоль Франсуа Тибо) (1844–1924) – Французский писатель. Нобелевская премия (1921). 43 Маркс Карл (1818–1883) – немецкий философ и общественный деятель. Ленин (Ульянов) Владимир (1870–1924) – советский политический деятель. 60 Булгаков С. Мое рукоположение//Булгаков Q. Автобиографические заметки. Дневники. Статьи. ред, 1998. С. 74. 64 Гностицизм (I до P.X.-VII по Р.Х.) – синкретическое псевдохристианское религиозно-философское учение. 67 Шактизм – течение в индуизме, рассматривающее в качестве верховного божества Шакти – энергию бога, персонифицированную в образе его супруги. 77 См., напр.: Соловьев В. Оправдание добра//Собр. соч.: В 10 т. Репр. Брюссель, 1966. Т. 8. С. 1–511. 102 Гаргантюа – персонаж романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» французского писателя Франсуа Рабле (1494–1553) (см., напр.: Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. М., 1973). 103 Дарвинизм – учение об эволюции органического мира. Основатель – Чарлз Роберт Дарвин (1809–1882), английский естествоиспытатель. 110 См.: Dionysius Areopagita. De Divinis nominibus//Opera omnia: In 2 v. P., 1857. V. 1. Col. 693. (PG, 3). -м- также 29-ю Гомилию святителя Григория Великого (f 604): Gregorius Magnus. Homilia 29//Орera omnia: In 5 v. P., 1849. V. 2. Col. 1214. (PL, 76). 127 Рамачарака Й. (Уильям Уокер Аткинсон) (1862–1932) – американский писатель, популяризатор йоги и оккультизма. 129 Рамакришна (Гададхар Чаттерджи) (1836–1886) – индийский общественный деятель и религиозный проповедник. 137 Монофизитство (V) – еретическое учение, приведшее к отделению от Православной Церкви Армянской, Коптской, Эфиопской и некоторых других Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Аксиологические положения “Критики практического разума” (1788) развивают идеи “Основоположения” с некоторыми новыми акцентировками. Представление личности относительно ценности своего существования основываются на особом чувстве моральной ценности — здесь можно видеть уже терминологическую связь с идеями Баумгартена и Мейера. Истинно нравственное настроение преданности закону делает разумное существо “достойным причастности высшему благу, соразмерному с моральной ценностью его личности”. Кант различает “легальность” поступков и “моральность” настроений: последняя имеет место, когда воля руководствуется только нравственным законом — категорическим императивом, а не какой-либо душевной склонностью. Только моральность в указанном смысле соотносима с нравственной ценностью. В качестве примера морально ценной добродетели, реализуемой вопреки всем “эмпирическим обстоятельствам”, приводится доблестное поведение знаменитого английского мыслителя и государственного деятеля Т. Мора (1478–1535), казненного Генрихом VIII за отказ способствовать разводу короля и признать его верховным главой церкви. В заключении, комментируя свой знаменитый афоризм “Две вещи наполняют душу всегда новым и тем более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне ”, Кант отмечает, что именно указанный закон бесконечно возвышает мою ценность как личности, ибо он открывает для меня жизнь, независимую от всего чувственного мира и обращенную за пределы условий и границ этой жизни 27 . В “Критике способности суждения” (1790) прямо указывается, что категория ценности релевантна лишь в этической области. Приятное , прекрасное и доброе означают три различных отношения к чувству удовольствия и неудовольствия, на основании которых мы различаем предметы или способы представлений. В каждом случае, однако, речь идет о различных смысловых модальностях: приятное — то, что доставляет удовольствие, прекрасное — то, что нравится, доброе — “то, что ценят, одобряют, то есть то, в чем видят объективную ценность”. Хотя сам Кант выводит таким образом эстетику за границы ценностно значимого, его исследование суждений вкуса (типа Роза приятна ) позволяет в определенной степени соотнести с аксиологией и эту проблематику, поскольку речь идет об оценочных (хотя, правда, и не о ценностных) суждениях, — “прекрасно то, что нравится только при оценке”. Сама кантовская лексика в этом сочинении пропитана аксиологичностью: он говорит о “чувст­венной оценке” (Sinneurteil), об “оценочных чувствах” (Urteils­gefuhle) и даже об “оценочных оценках” (Urteilsurteil) 28 .

http://pravmir.ru/klassicheskaya-filosof...

В апр. 1521 г. К. прибыл ко двору имп. Карла V, к-рый с янв. 1521 г. находился в Вормсе, где заседал рейхстаг. Во время выступления Лютера перед рейхстагом (18 апр. 1521) К. еще отсутствовал в Вормсе; он въехал в город на следующий день. Имея желание и возможность лично встретиться и побеседовать с Лютером, который оставался в Вормсе до 24 апр. 1521 г., он посчитал это неудобным по политическим причинам. В донесениях К. передавал мнения некоторых светских и духовных лиц о Лютере, на основании которых заключал, что Лютер проповедует многие опасные ереси, несведущ в науках и ведет неподобающий духовному лицу образ жизни (см.: Dittrich. 1881. S. 252-256). 25 апр. 1521 г. К. был представлен имп. Карлу V; после окончания Вормсского рейхстага К. постоянно сопровождал императора в поездках по европ. гос-вам и в военных походах (подробнее см.: Idem. 1885. S. 33-124). С июня 1521 г. К. находился в Нидерландах; в Брюгге он познакомился с Томасом Мором (1478-1535), к-рый входил в свиту кард. Томаса Уолси (1471-1530), ведшего переговоры с имп. Карлом V от имени англ. кор. Генриха VIII (1509-1547). В кон. мая - нач. июля 1522 г. К. принимал участие в поездке имп. Карла V в Англию для переговоров с кор. Генрихом VIII. В кон. июля 1522 г. К. прибыл в Испанию; с нач. 1523 г. он вел интенсивные переговоры с имп. Карлом V, завершившиеся 29 июля 1523 г. офиц. присоединением Венецианской республики к союзу имп. Карла V, кор. Генриха VIII, папы Римского Адриана VI (1522-1523) и других европ. правителей, направленному против франц. кор. Франциска I (Ibid. S. 74). Вслед. осторожной политики венецианских властей, избегавших прямого участия в военных действиях и не предоставлявших обещанной политической, военной и финансовой поддержки находившимся в Италии войскам союзников, после поражения и пленения франц. кор. Франциска I в февр. 1525 г. К. оказался в крайне сложном положении. Он был вынужден изобретать многочисленные оправдания и отвечать на постоянные упреки в «вероломстве» со стороны императора и его свиты.

http://pravenc.ru/text/2057148.html

Крупным представителем немецкого гуманизма являлся Иоганн Рейхлин (1455-1522), филолог и философ. В философии Рейхлин попытался провести своеобразный эксперимент: примирить с гуманизмом христианскую мораль. Эксперимент закончился полной неудачей. Среди немецких гуманистов и реформаторов первой четверти XVI в. выделяется Ульрих фон Гуттен (1488-1523), один из составителей уникального памятника немецкой гуманистической литературы, знаменитых «Писем темных людей». В немецкой гуманистической литературе сложился обличительный жанр, блестящим образцом которого является сатира «Корабль дураков». Английское Возрождение Гуманистическая культура в Англии сложилась в XVI в. Центром ее был Оксфордский кружок гуманистов, куда входили Гросин, Линакр, Джон Колет — восторженные поклонники античности и итальянских гуманистов. Главой Оксфордского кружка стал Джон Колет (1467-1519). Во Франции и Италии он изучал теологию и пытался соединить Священное Писание с учением Платона и неоплатоников. Знал античную литературу, сочинения итальянских гуманистов. Занимался проблемами воспитания. Открыл школу с гуманистической программой воспитания, где изучались древние языки (латинский и греческий), сочинения античных и христианских авторов. Колет способствовал возникновению в Англии грамматических школ. Блестящим английским гуманистом считается Томас Мор (1478-1535), канцлер Англии при короле Генрихе VIII. Томасу Мору принадлежит знаменитое сочинение «Утопия», в котором он разработал модель идеального государства. Мор выступил против Реформации и, в частности, против английской Реформации. По приказу короля Мор был казнен. В 1935 г. он был канонизирован. В «Век Елизаветы» в Англии расцветает гуманистическое театральное искусство. Величайшим представителем английского Возрождения явился драматург и поэт Вильям Шекспир (1564-1616). Его комедии «Много шума из ничего», «Венецианский купец», «Сон в летнюю ночь» и др. пронизаны гуманистическим мировосприятием. Трагедии «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», «Кориолан» и др. отразили крушение гуманистических идеалов в столкновении их с морально-этическими ценностями грядущего капиталистического общества. От прославления человека, его культа, Шекспир в период трагического гуманизма, крушения его идеалов, отойдет от понимания человека как венца всего живущего и увидит в нем лишь квинтэссенцию праха. В исторических пьесах «Ричард III», «Генрих V» и др. Шекспир обратился к прошлому Англии. В них четко выражены государственные и политические позиции гуманиста. Шекспир был убежденным сторонником абсолютизма.

http://sedmitza.ru/lib/text/441100/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010