д. 193 Таким образом, существенной характеристикой хиазма является наличие опорного центра. Обычно это бывает концептуальный центр, фокусирующий смысл всей строфы. Однако он может быть и просто точкой перехода, соединяющей параллельные строки или пассажи 194 . Переходя к примерам хиазмов, Иоанн Брек пишет, что поскольку античные авторы использовали структуру хиазма практически инстинктивно, то очень трудно распознать и охватить все возможные примеры таких структур. Форма хиазма использовалась для изложения определенной темы, и поэтому она должна была быть достаточно гибкой и могла иметь практически неограниченное число вариаций 195 . Мы приведем только те примеры, которые обычно распознают в иоанновских писаниях 196 . Основа хиастической структуры – обратный биколон. «Любовь от Бога, потому что Бог есть любовь» ( 1Ин. 4:7–8 ). Интересен пример Ин. 14:1 , где инверсия видна в греческом ( πιστεετε ες τν Θεν κα ες μ πιστεετε) или русском (веруйте в Бога/и в Меня веруйте) тексте, однако не так ясна, например, в английском переводе: «You believe in God/believe also in Me». Так называемый полный хиазм, когда каждому термину первой строки соответствует синоним или идентичный термин во второй, также основан на обратном биколоне. Характерный пример: «Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит» ( Откр. 3:7 ). Прочитанное буквально 1Ин. 5:7–8 : «три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном» образует триколон А: В: А. Тетраколон А:В:В»:А может представлять собой хиазм, если высказывание В: В» является смысловым центром пассажа: А: Всякий, пребывающий в Нем, В: не согрешает; В»: всякий согрешающий А: не видел Его и не познал Его. (1Ин.З:6). Здесь внимание концентрируется на грехе, а параллель между А и А достигается, если учесть, что пребывание в Боге как раз и есть видение и познание Его. Однако наиболее общей формой является хиастический пентаколон А: В: С: В»: А. Именно эта структура характерна для всего Четвертого Евангелия и также имеет место в Первом послании Иоанна: А: Всякий, рожденный от Бога, В: не делает греха, С: потому что семя Его пребывает в нем; В»: и он не может грешить, А: потому что рожден от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

Ему все возможно — Ср.: «Услышавши это, ученики его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус воззрев сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. XIX, 25–26). 183 Фарисеи — набожные иудеи, тщательно выполнявшие все предписания церкви. 184 Мытари — сборщики налогов, люди в еврейском обществе презираемые и отверженные. 185 сэр Бедивер — согласно легенде, один из рыцарей Круглого стола, единственный соратник короля Артура, уцелевший в последней битве. 186 Наставление ученикам не брать с собою ни золота, ни серебра — См. Мф. X, 9–10. 187 Взять крест свой — имеется в виду текст: «…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. XVI, 24). 188 Святой Симеон Столпник (390–459) — аскет, много лет проживший на узкой площадке на столпе; внизу столпа стояли его почитатели. 189 Данте по его просьбе похоронили в одежде францисканцев. 190 Жонглеры — странствующие комедианты и музыканты средних веков, скоморохи. 191 «Vita nova» — «Новая жизнь» (1292) — повесть Данте, посвященная встрече с Беатриче, дочерью Фолько Портинари, (1265– 1290). 192 Битва при Гастингсе (1066) — сражение, в результате которого норманны овладели Англией. По преданию, Тайефер, спутник Вильгельма Завоевателя, пел о смерти Роланда, жонглируя мечом. Роланд — французский национальный герой, племянник Карла Великого, погиб в битве с маврами, ему посвящена «Песнь о Роланде». 193 Жонглер Богоматери — персонаж народной легенды. Ремесло жонглера казалось греховным, близким к язычеству. Один жонглер в старости ушел в монастырь, но там он не мог служить Богу принятым в монастыре способом, так как не умел, как другие монахи, переписывать книги и не знал молитв. Однажды, оставшись один, стоя перед иконой Богоматери, он решился порадовать Ее своим искусством. Сбежавшиеся монахи возмутились, увидев, как жонглер кувыркается перед иконой, но тут сама Богоматерь сошла к выбившемуся из сил старику и утерла ему пот. 194 Обращение святого Павла — до своего обращения Павел (тогда он звался Савлом) был одним из наиболее яростных гонителей христианства. На пути в Дамаск, куда он шел, чтобы изловить членов местной христианской общины, «внезапно осиял его свет с неба; Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. IX, 3–4). В Евангелии ничего не сказано о коне, с которого упал Савл, но Честертон со своей любовью к деталям дорисовывает эту сцену — не пешком же «шел» Савл в Дамаск. 195

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=710...

Среди папирусных документов в Египте найдены пригласительные карточки на торжественные ритуальные трапезы, – имеющие – по своему содержанию – отношение к трём различным случаям, когда христианин мог получить приглашение от кого-либо из язычников на подобный праздник (ср. 10:27) и представляющие конкретные иллюстрации к некоторым наставлениям апостольского послания. Одна из этих карточек (от II-ro века после Рождества Христова) содержит такое приглашение: «Хэремон просит тебя пообедать к столу господа Сераписа, в храм Сераписа, завтра, т.е. 15-го дня к 9 часам» 193 . Такого приглашения христианин, помнивший наставления Апостола, принять никак не мог, ибо в данном случае его приглашали принять участие в явно языческом религиозном торжестве, совершаемом в капище, – непосредственно в акте идоложертвенном. Сюда прямо относятся апостольские слова: «берегитесь, чтобы свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты... сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа» ( 1Кор. 8:9–12 ). Такова опасность в отношении к брату. Но в разумеемом акте есть и чисто религиозная опасность. Её раскрывает Апостол на типическом примере Израиля по плоти. Прошедши сквозь Чермное море и совершив путешествие под покровом светлого облака, – двойное предизображение христианского крещения, – вкусив манну и воду, чудесно источенную из скалы, – образ евхаристии, принимаемый под двумя видами, – евреи приглашены были на праздник Ваал-Фегора, – склонились на принесение жертв богам моавитским, «и ел народ (жертвы их) и кланялся богам их» ( Чис. 25:2–3 ). Другое приглашение (того же приблизительно времени) таково: «Антоний, сын Птоломея, просит тебя пообедать у него за столом господа Сераписа в помещении Клавдия, сына Серапиона, 10-го (числа), к 9 часам» 194 . И это приглашение христианин также должен был отклонить.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/s...

«Давайте посмотрим, что делает Авраам, когда Сарра разгневалась: изгоняет рабыню и сына ее, но дает ему мех воды. Ибо у его матери нет колодца с живой водой, а мальчик не может зачерпнуть воды из колодезя… Рожденный же по плоти! пьет воду из меха, и она у него иссякает, и во многих вещах он терпит нужду. Мех Закона есть буква, от которой плотские люди пьют, и от которой получают разумение. Но нередко буква не способна объяснить Закон: буквальное объяснение во многом неполно. Церковь же пьет из источников апостольских, которые не иссякают, а текут по улицам, потому что всегда полны и текут в широте духовного толкования. Церковь также пьет из колодезей, когда более глубокое зачерпывает и извлекает из Закона. Полагаю, что про это таинство говорил Господь и Спаситель наш самарянке, когда, словно самой Агари, говорил: «всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему; тот не будет жаждать вовек» ( Ин. 4:13–14 )» 193 .А здесь-то – ничего! Мех воды и кусок хлеба. И – в пустыню! Агарь пошла и заблудилась в пустыне Вирсавии. То есть, только закон, и отсутствие милосердия. Дети Авраама по плоти (аллегорически), это, прежде всего, иудеи, а дети по духу – христиане. «Авраам с трудом перенес уход Агари, но отпустил ее по повелению Божию. Ведь отпадение Израиля также опечалило святых апостолов и евангелистов, однако они отделились от него не добровольно, но по божественному решению и любви ко Христу. В самом деле, и божественный Павел пишет: «великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян» ( Рим. 9:2–4 ). Итак, когда мать 194 иудеев была отослана, она долгое время блуждала и в конце концов подверглась опасности окончательной гибели. Но если бы они [иудеи] вовремя подняли вопль к Богу, то, конечно, были бы помилованы. Ведь Бог откроет их умственные очи, и они узрят источник воды живой, то есть Христа; и когда они будут пить из Него, они будут жить Им и, по слову пророка, станут омытыми и чистыми ( Ис. 1:16 )» 195 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

А если Бог медлит произвести смешение и разрушение вселенной, так чтобы не было уже более злых ангелов, демонов и людей, то это с одной стороны ради семени христиан 191 , а с другой стороны вообще ради человеческого рода, ибо Он предвидит, что некоторые спасутся через покаяние 192 . Значит Иустин не только знал, что Бог есть державнейший и правосуднейший правитель, но и усвоил учение Христа, что Бог благ 193 и милосерд 194 , и не раз называет Бога человеколюбивым, благим и милосердым 195 . Поэтому человек в своей нравственной деятельности должен руководиться не только страхом перед наказанием, но и любовью. „Хорошо, мне кажется, сказано нашим Господом и Спасителем Иисусом Христом, что вся праведность и благочестие заключаются в двух заповедях: „люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею силою твоею и люби ближнего твоего, как самого себя“. Ибо кто любит Бога всем сердцем и всей силою, тот, будучи исполнен благочестивым расположением, не будет почитать никакого другого Бога и согласно с волей Божией будет почитать того Ангела, которого любит Сам Господь Бог... Кто, как говорит Писание, „любит Господа Бога всем сердцем и всею силою и ближнего как самого себя“, тот по истине праведен 196 . „Мы христиане после Бога, почитаем и любим Слово нерожденного и неизреченнаго Бога“ 197 . Мы видели ранее, как ясно и определенно излагает Иустин христианское учение о Боге, как Лице; но нельзя однако же сказать, чтобы изложение им христианского учения о Боге было без недостатков. Мы выше уже указывали на то, что, по мнению Иустина, нет имени, которым человеческий язык мог бы выразить сущность Божества. На каких же основаниях Иустин называет Бога безыменным? „Отцу всего – нерожденному – нет определенного имени. Ибо, если бы Он назывался каким-нибудь именем, то имел бы кого-либо старше Себя, который дал Ему имя 198 (νομα τ πντων πατρ ϑετν γενντω ντι οκ στιν, γρ ν κα νματι προσαγορεηται, πρεσβτερον εχει τν ϑμενον τ νομα). Следовательно Иустин называет Бога безыменным, потому что мыслит Его прежде всего как нерожденного; языческим божествам Иустин противопоставляет христианского Бога – Творца всего мира, бесконечно превосходящего человеческое понимание и потому неизреченного.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Слово свое Бог Отец «имел исполнителем своих творений и через Него все сотворил: небо и землю и то, что в них», говорит св. Феофил и приводит слова Притч. 8, 27–29 : «когда готовил Он небо, была Я с Ним, и когда творил крепкие основания земли, была при Нем устрояя» 188 . С 11 главы, апологет подробно говорит о творении мира, делая комментарий на Шестоднев. Слово, дав бытие безвидной хаотической материи, по частям все образовало; явившись как свеча в заключенной комнате, Слово осветило поднебесную, сотворив свет отдельно от мира 189 ; Оно повелело собраться воде в одно место и появиться земле и т. д. 190 – Слову Божию св. Феофил приписывает все промыслительные действия в мире и все ветхозаветные богоявления, выходя из того положения, что «Бог и Отец всего необъятен и не может находиться в каком-либо месте, потому что нет места успокоения Его». Слово является исполнителем намерений Отца, как Его сила и премудрость. Через Слово свое Бог врачует и животворит 191 . Оно управляет всем миром. «Слово называется началом, потому что начальствует и владычествует над всем, что через Него создано» 192 ; но управление миром принадлежит, в то же время и Богу Отцу, который владычествует над всем через Сына своего – Слово 193 . «Свое Слово, которое есть Бог и от Бога рождено, Отец вселенной, когда хочет, посылает в какое-либо место и Оно, посланное Богом, когда является, бывает слышимо и видимо и находится в известном месте» 194 . Из всех ветхозаветных богоявлений Слова, св. Феофил приводит только одно, именно явление Бога Адаму в раю. «Слово Божие», говорит он, «ходило в раю и беседовало с Адамом . И само св. Писание научает нас, что Адам говорил, что он услышал голос. Что же такое голос, как не Слово-Бог, которое есть и Его Сын?» 195 – Точно так же, вдохновление ветхозаветных пророков св. Феофил относит к деятельности Слова, иногда приписывая его, впрочем, и Духу Святому, по нераздельности их существа. «Слово, будучи духом Божиим 196 , началом, премудростью и силой Вышнего, сходило на пророков и через них глаголало о творении мира и о всем прочем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Znamenski...

( ) 191 В – Но кто же говорил жене самарянке: Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся ( Ин.4:22 )? И потом, как может принимать поклонение Тот, Кто причисляет Себя к поклонникам? 192 ( А – Однако, друг мой, ты уж слишком часто произносишь это словечко «кто», не знаю для чего отысканное невежами. Ведь никак не разделился Христос.) 193 А Тот, Кто говорил с этой женой, был один и единственный Господь Иисус Христос, неизреченно составленный из поклоняющегося человечества и из принимающего поклонение Божества 194 . Подобное этому можно, конечно, сказать и иным образом. А именно, поскольку Он есть Бог, Его можно считать Самим Господом славы; а поскольку Он стал человеком, который прославляется Богом по причастию, Он нуждается в славе, говоря: Отче, прославь Сына Твоего ( Ин.17:1 ). Но один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф.4:5 ). Значит, подобно тому, как есть одна вера во Христа и поистине одно крещение, хотя мы крестились и уверовали в Отца и Сына и Святого Духа, таким же точно образом и на таком же основании есть одно поклонение Отцу, и вочеловечившемуся Сыну, и Святому Духу. И Единородный никак не будет лишен того поклонения, которое должно быть приносимо Ему как от нас самих, так и от святых ангелов, даже если Он стал плотью и обитал с нами (ср. Ин.1:14 ) и наименован Первородным между многими братьями (ср. Рим.8:29 ). Не стоит ли рассмотреть, каким впредь могло бы быть слово веры (ср. Рим.10:8 ) о Нем? Ведь те, кто предпочтут истинное рассуждение, не смогут утверждать, будто мы уверовали только в Слово, рожденное от Бога, обнажая Его тем самым от плоти. В свою очередь и мы не минуем этого вопроса, но дадим и объяснение. ( В – Какое именно?) 195 А – Дело в том, что мы верим ни в одного из подобных нам, ни, разумеется, в человека, но мы верим в Бога по природе и истине в лице Христа. Такому суждению будет способствовать и мудрый Павел, который пишет: Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Христа, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] светом познания славы Его, в лице Иисуса Христа ( 2Кор.4:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Надпись «о тайных» означает «о сокровенном для многих», потому что мысли в этом псалме загадочны и темны». 193 Как полагают, псалом написан во времена царя Иосафата. В его царствование на Иудею напали соединенные силы царей аммонитских, моавитских и идумейских племен ( 2Пар. 20, 1–24 ). Между этими народами произошла распря, переросшая в междоусобное сражение. Когда иудейское войско выступило для того, чтобы сразиться с врагами, то на месте их лагеря застало лишь большое количество трупов. Святитель Иоанн Златоуст , толкуя псалом 45, говорит, что в нем «пророк со свойственным ему любомудрием отклоняет здесь слушателя от дел житейских и возводит к надежде высшей». 194 Псалмопевец в псалме 45 выражает уверенность в помощи Божией, какие бы крайние обстоятельства не постигли. «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах, посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля и горы двинулись в сердце морей. Пусть шумят, вздымаются воды их, трясутся горы от волнения их. Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего. Бог посреди его; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра» (Ст. 2–6). Комментируя эти слова, святитель Иоанн Златоуст говорит. «Бог не препятствует постигать нас скорбям, но когда они нас настигают, Он помогает нам, доставляя пользу и опытность. Нужно тщательно наблюдать обстоятельства времени и молиться, чтобы не впасть в искушение, а когда оно постигло, – то не малодушествовать, но стоять мужественно, призывая на помощь Бога и уповая на Него». 195 5–10 стихи: «Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего. Бог посреди его; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра. Восшумели народы; двинулись царства: Всевышний дал глас Свой, и растаяла земля. Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш. Приидите и видите дела Господа, – какие произвел Он опустошения на земле: прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сожег огнем». Это место рассматривается как мессианское пророчество. В данных стихах говорится о наступлении христианской эры, о пришествии Мессии, когда «восшумели народы, двинулись царства» под действием евангельской проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Что было больным, того вы не сделали здоровым; что было слабым, того вы не укрепили; что было сломано, то вы не перевязали и что блуждало, того вы не/вернули назад; что было потеряно, того вы не искали, но насилием и поруганием покорили вы их. И мои овцы рассыпались без пастырей и стали снедью полевых зверей. Мои овцы разбрелись и блуждали по всем высоким горам и по всем холмам возвышенным, и по всей стране 193 были S 23/L 17//CA II. 18///рассыпаны овцы Мои и никто не спрашивал (о них) и не искал (их). Поэтому вы, пастыри, слушайте слово Господа Бога: «Так как Мои овцы без пастыря стали добычею и снедью всех зверей полевых, и пастыри не спрашивали об овцах Моих; – более того, пастыри пасли самих себя, Моих же овец они не пасли, – поэтому, вы – пастыри, слушайте слово Господа, так говорит Господь Бог: Вот Я (приду) на пастырей и взыщу овец Моих от руки их; и отстраню Я их, чтобы от не пасли больше овец Моих, также и самих себя они не должны впредь пасти, но Я желаю освободить овец из рук их. и не должны они более служить пищей им. Ибо так говорит Господь Бог: вот Я желаю взыскать овец Моих и произвести им осмотр. Как пастырь осматривает овец своих в день бури, находясь среди них, так желаю Я осмотреть овец Моих//и собрать их из всех мест, по которым они были рассеяны в день туч и темноты. Я выведу их из народов и соберу из стран 194 и приведу их в их землю и на. горах Израилевых буду пасти их и во всех уединенных местах 195 страны 196 . На добром и тучном пастбище буду пасти их, и на горных высотах Израиля должно быть величие красоты их. Там должны они покоиться на мягком ложе и пастись на тучном пастбище на горах Израилевых. Я буду пасти овец Моих и укреплю их, говорит Господь Бог . Потерянное Я буду искать, заблудшее возвращать, сломанное перевязывать, слабое укреплять, откормленное S 24/L 18//CA II. 18///и здоровое охранять и пасти их в правде. И вы, Мои овцы, овцы стада Моего 197 , так говорит Господь Бог: вот Я рассужу между овчатем и овчатем, между овном и овном 198 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

Нав.19:45 .  Игуд, Бене-Верак и Гаф-Риммон, Игуд (в славянской Библии Иуф) находился, вероятно, на месте нынешней деревни Иегуды, к северу от Лидды. Бене-Верак (в славянской Библии Ваниварок) находился на месте нынешней деревни Ибн-борак, верстах в 8-и к востоку от Яффы. Гаф-Риммону Евсевием указан в 12-и рим. милях от Лидды на пути в Елевферополис; самое место его в настоящее время не установлено. Нав.19:46 .  Ме-Иаркон и Ракон с пределом близ Иоппии. И вышел предел сынов Дановых мал для них. Нав.19:47 .  И сыны Дановы пошли войною на Ласем и взяли его, и поразили его мечом, и получили его в наследие, и поселились в нем, и назвали Ласем Даном по имени Дана, отца своего. [Аморреи оставались жить в Еломе и Саламине, но рука Ефремова одолела их, и сделались они данниками ему.] Нав.19:48 .  Вот удел колена сынов Дановых, по племенам их; вот города и села их. При объяснении начальных слов этого стиха имеет особенно важное значение перевод LXX, в котором по Ватиканскому и Александрийскому спискам читается κα π θαλσσης Ιερακων ριον πλησον Ιππης – «и от моря Иеракон предел близ Иоппии» 191 . Из этого перевода видно, что в названии Ме-Иаркон (по-еврейски «умесаийаркон»), которым начинается Нав.19:46 , еврейское «ме» считали не составною частью названия Иаркон, а отдельным от него словом («мийам»), значащим «от моря»; видно, также, что они не читали второго, однородного с предшествующим названия Ракон (по еврейскому тексту «гараккон»), каковая однородность двух рядом стоящих названий возбуждает сомнение в верности нынешнего еврейского текста в данном месте у руководящихся им по преимуществу 192 . На основании перевода LXX первая половина этого стиха имеет такой смысл, что со стороны моря, или с запада, Иеракон или Иаркон был границей Данова колена, находившейся близ Иоппии. Место Иаркона с положительностью неизвестно: одними этот город (собственно Ракон 193 ) указывается на месте Телль-еч-Реккейт на берегу Средиземного моря, в 3-х верстах на север от Иоппии 194 , другими – Ойюн Кара (Оуип Кага) в Саронской долине, верстах в 5 на юго-восток от того же города 195 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010