Христовы служители? (В безумии говорю я больше 193 . Апостол Павел принужден себя хвалить, но оговаривает, что делает это вынужденно и что в таком хвастовстве есть некоторое безумие. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти 194 . Вот каковы апостольские труды! К трудностям самой проповеди, за которую, казалось бы, человек должен получать благодарность от людей и вознаграждение от Бога, присоединяется вместо благ прямо противоположное. Приведенные выше слова послания – это только начало перечисления скорбей и бед, которые испытал апостол Павел во время своей проповеди. Более всех он был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. Наверное, никто из нас не пожелал бы сказать о себе такое. Что может быть ужаснее и страшнее? Каждый из нас молился бы изо всех сил, чтобы с ним подобное не случилось. Но эти скорби естественно сопутствовали апостольскому служению. Полагаю, что не только святой Павел, но и другие апостолы должны были претерпеть нечто подобное. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного 195 . По иудейскому закону разрешалось бить не более сорока раз. Ради точного исполнения Моисеева предписания ударяли тридцать девять раз, но при этом не щадили. Три раза меня били палками 196 . Язычники же вообще не имели ограничений, у них не было предписаний закона, и можно было бить сколько угодно. Представьте себе, если бы кого-то из нас ударили палкой хотя бы раз или два! А апостола Павла избивали палачи, искусные в причинении человеку мучений. Три раза меня били палками, однажды камнями побивали 197 . Это означает, что враги благовестия не просто несколько раз бросили камнем в апостола, а пытались его убить. Такая казнь была принята у иудеев, которые побивали камнями тяжких грешников, участвуя в побиении всем обществом. Невыносимо тяжело выдержать целый град камней! Наверное, святой Павел упал без чувств и поэтому его оставили. В Деяниях апостольских говорится, что избивавшие прекратили бросать камни потому, что думали, будто апостол уже мертв, а он позднее встал и пошел. Если бы они знали, что он жив, то, конечно, добили бы его.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Однако в редких случаях этим словом описывается в целом отношение одного человека к другому. И тогда мы можем предположить, что он особенно близок к Богу, он – хасид (/sîd). Он не просто поступает в соответствии с установленной Богом нормой, но повторяет действие Бога в мире. Как сказано в Бава Кама 100а: , что означает: перед лицом отступает суд, то есть поступок хасида выше закона. Хасид – главный персонаж Псалмов. Сложность этого понятия может быть видна уже из того, что древние переводчики LXX и Вульгаты отказываются от какой-либо содержательной интерпретации, передавая словами σιος – sanctus, «святой», которым естественно передать слово (qdôš), кадош, святой, которое только указывает на непосредственную связь всего, что (qdôš), с Богом. Однако в Псалмах взаимоотношения между людьми практически никогда не описываются в сюжетных подробностях. Поэтому особенный интерес для нас представляют те случаи, когда человек проявляет себя как хасид вне Псалтири, в повествовательных эпизодах 191 . Книга Руфи и Книга Ocuu 192 Есть знаменитая фраза в Книге пророка Осии. Обращаясь одновременно к своей гулящей жене и отступившему от Единого Бога Израилю, пророк говорит о грядущем: «И дам ей оттуда виноградники её и долину Ахор, в преддверие надежды; и она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской. И будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать Меня: «муж мой», и не будешь более звать Меня: «Ваали» 193 ( Ос.2:15–16 ). В чём смысл такого переименования? Говоря о том, что в некоем эсхатологическом будущем в долине Ахор (Назад) – то есть в таком будущем, которое будет представлять собой преображённый и лучший вариант самого лучшего прошлого 194 , Израиль и жена будут называть Бога и пророка не хозяином, а мужем, – Осия, несомненно, говорит об отношениях между людьми и между Богом и человеком, которых в наличии не имеется, о небывалых отношениях. Мы выше упоминали об Ос.2:15 и Быт.2:24 как о возможных источниках КР. Поскольку общепринятая и, по нашему мнению, надёжная датировка Книги Осии – 750–720 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Едва-ли прав автор, когда он богатого юношу, обратившегося ко Христу с вопросом о способах или путях достижения «вечной жизни“, 190 признает действительно исполнившим все заповеди, необходимые для спасения“. 191 Анализ евангельских повествований об этом событии, по крайней мере, не уполномочивает нас на это. В самом деле, богатый юноша желал узнать от Христа условия достижения «вечной жизни“ (Мф 19:16). Христос в ответ называет ему важнейшие из 10 заповедей, указывая в соблюдении их средство получения «вечной жизни“ (17–20). При этом, что особенно важно, Господь берет нравственный закон, заключенный в 10 заповедях, не в том виде, в каком он был Им раскрыт, уяснен, дополнен и возведен на высшую степень совершенства в нагорной беседе, а в его прежнем, ветхозаветном смысле. То, что юноша сохранял и исполнял, было, таким образом, несовершенно в виду Христова закона, – нового, заповеданного им совершенства. Когда юноша, оказавшийся не в силах возвыситься до осуществления предложенного ему Христом требования, с печалью отошел от Господа, то Христос говорит о трудности для богатых войти в царство небесное, несомненно, ближайшим образом имея в виду удалившегося юношу. Следовательно, хотя юноша и старался всегда сохранять заповеди ветхозаветного закона, однако он не вошел в Царство Христово, которое представляет собой в отношении нравственных требований неизмеримо высшую ступень по сравнению с ветхозаветным законом. Слова Христа: «если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди” имеют, несомненно, ветхозаветный смысл и заимствованы из книги Второзакония: «жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся в Нему; ибо в этом жизнь твоя”. 192 Однако, Ветхий Завет не мог сообщить человеку нравственного совершенства, или лучше, сам человек не мог возвыситься до последнего. «Закон ничего не довел до совершенства”. 193 Фактически «заповедь, данная для жизни, даже послужила человеку «к смерти”. 194 Этим – то и объясняется, что лучшие люди Ветхого завета не чувствовали себя удовлетворенными в подзаконном состоянии, не находили спокойствия и мира совести.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Родственник, который таким образом выкупил бы раба, никак не имел права на работу выкупленного. Выкуп был обязанностью, возлагавшеюся законом на родственников, такой обязанностью, к исполнению которой при иных обстоятельствах, по свидетельству и мнению Маймонида, можно было даже принуждать. 193 Если же выкуп не мог быть сделан и израильтянин оставался в рабстве у иноплеменника, то закон принимал все меры к облегчению его положения: “Он должен быть у него как наемник во все годы; он (иноплеменник) не должен господствовать над ним с жестокостью в глазах твоих“ ( Лев.25:53 ). В последнем выражении раввины усматривают требование закона, чтобы общество наблюдало над обращением с рабом и защищало его от жестокости господина. 194 “В юбилейный год он отойдет сам и дети его с ним“. Но и в самом освобождении закон полагает различие между рабом у иноплеменника и рабом у израильтянина. Первому закон полагает одно лишь освобождение, между тем второму вместе с освобождением предписывает подарок со стороны господина. Этот подарок служил высшим выражением тех забот, какими закон окружает израильтянина, поступившего в рабское состояние. “Когда будешь отпускать раба (брата твоего еврея) от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками; но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего; дай ему чем благословил тебя Господь, Бог твой“. “Помни, – прибавляет законодатель, – что и ты был рабом в земле Египетской, и избавил тебя Господь Бог твой; посему Я сегодня и заповедаю тебе сие“ ( Втор.15:13–15 ). Подарок этот, очевидно, имел двоякую цель. Он должен был служить отпущенному пособием при обзаведении новым хозяйством, чтобы опять не доведен был нуждой до необходимости вновь продать только что полученную свободу, почему и кредиторы, по талмудическому толкованию, не имели права требовать этот подарок в уплату долга. С другой стороны, этот дар для раба, которого нельзя было по закону принуждать к исполнению своих обязанностей жестокостью, должен был служить побудительным средством стараться заслужить полное довольство господина, так как от этого довольства зависела величина дара.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

От своего отца он наследовал дар поэтического вдохновения, который вместе с его личною мудростью проявился в том, что он «изрек три тысячи притчей и тысячу пять песней»; вместе с тем его любознательный ум отдался исследованию природы, так что и в области естествознания он поражал современников обширностию и глубиной своих познаний: «и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах», т.е., одним словом, по всем отделам естествознания. Сочетание таких необычайных дарований и обширных познаний в юноше-царе, естественно, делало его чудом своего века. «И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его» 193 . Благоустроив внутренние дела государственного управления, Соломон не замедлил приступить к исполнению главного завещания своего отца Давида, именно к построению «дома имени Господа, Бога своего» 194 . Обстоятельства благоприятствовали началу предприятия. Старый друг Давида, Хирам, царь тирский, перенес свою дружбу и на его сына, и, услышав о восшествии его на престол, отправил к нему посольство с поздравлением и заявлением дружбы. Соломон воспользовался этим случаем и через ответное посольство к Хираму просил его о содействии в построении храма. Хирам вновь ответил Соломону письмом, в котором охотно предлагал ему всякое содействие. Между ними состоялось соглашение, по которому Хирам обязывался доставлять кедровые брусья с Ливана, а Соломон должен был ежегодно поставлять во дворец Хирама условленное количество хлеба и оливкового масла, именно 20 000 коров пшеницы и 20 коров масла. Заготовлявшийся на Ливане строевой лес сплавлялся финикиянами морем до Яффы, откуда Соломон перевозил его в Иерусалим. Рабочие для этих работ набирались из подвластных иноплеменников, живших в различных частях страны. Их собрано было 153 600 человек: 70 000 из них употреблялись для перевозки брусьев, 80 000 для рубки леса на Ливане и 3 600 в качестве надзирателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Если мать любит своего сына, то ей мало, чтобы он только не пил, не курил, в карты не играл и вовремя приходил к обеду. Ей хочется, чтобы сын помнил о ней, общался с ней, хочется любви, а не просто приличий. 191. Распространение Библии сектантами Как больное тело плохо усваивает даже самую хорошую пищу, так больная плотским мудрованием душа плохо усваивает Слово Божие. Весьма сомнительна польза от распространения Библии сектантами. Разнося ее по всему свету, они вроде бы делают доброе дело, но, не будучи Церковью, пребывая вне Церкви и потому чуждые ее Духовному разуму, своей ложной проповедью искажают Истину, к которой берутся приобщать людей. 192. Религиозный плюрализм Сектанты хлопочут о религиозном плюрализме. В обычной житейской ситуации законная жена не стремится к плюрализму. Плюрализмом озабочена соседка, которая хочет стать любовницей, но она, когда займет свое незаконное место в семейных отношениях, постарается уж вытеснить жену и тоже не захочет плюрализма. 193. Развивать или умерщвлять ветхого человека Антихристианская мечта: заменить ветхое человечество новым сверхчеловечеством. Для этого каждому предлагается духовно совершенствовать своего ветхого человека. Цель же христианской жизни - не развить, обогатить и украсить духовными дарованиями ветхого человека, а умертвить его с Божией помощью в душе, чтобы родился в ней, вырос, укрепился и духовно обогатился новый человек. 194. Рождение духовного человека Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир (Ин. 16,21). Так и нам Господь посылает страдания в известное Ему время, и если мы их без ропота несем, то благополучно рождается наш духовный человек и все скорби житейского креста сразу забываются, потому что, по словам апостола Павла, нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8, 18). 195. Гуманизм - начало сатанизма Гуманизм - это начало сатанизма.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2230...

59., quod non diversum ab eo est, quo ipsum Deum ibidem significat, quodque adeo, ut non diverso, sed eodem plane sensu intelligatur, suadet interpretandi simplicitas» Pareau inst. interpr. T. V. pag. 194. 98 Gesenius: «собств. время, долгое время, потом уже вечность в смысле неопределенности долгого времени; всегда и вечно. См. Псал. 104 (Евр. Библ.), 5. «Hebräisch Leseb. mit Anmerkungen und erklär. Wortr gist von Dr. Aug. Heiligskdt. Zehnle Aufl. Lpz. 1865. S. 193. 100 Русский текст. СПБ. 1871 г.: Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие; посему номазал тебя, Боже, Бог твой елеем радости более соучастников твоих. 101 Русский Текст (того же изд.): «Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего (11 ст.). И возжелает Царь красоты твоей (12 ст.).» 103 Rosenmuller «über des hohen Liedes sinn und Auslegung; Keil – in den Analekten, Tschirner auf 1, 3. Und über das hohe Lied.» – Evangel. K, Z. 1, s. 177 ff и мн. др. 104 Ин.3:28–29 : «Вы сами мне свидетели, в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостию радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.» Не могло быть другого сравнения столь прекрасного и верного. Вообще в Сирийской любви и в браке друг жениха имел важное значение, – оказывал жениху добрые, нелицемерные услуги; но не получал никакой другой награды, кроме сознания, что увеличил счастие любимого человека. Иногда друг жениха должен был выбирать и самую невесту. Во всяком случае, его обязанностию было отбирать у жениха и невесты брачные обеты и приносить «mogar» – свадебный дар. В течение времени около года, разделявшего сговор от момента приведения девицы в дом ее жениха, друг жениха был единственным посредником между юношей и девицей. С различными знаками и залогами любви он должен был ходить от неизвестного мужа к неизвестной жене, наблюдая за охранением их общих прав и питая обоюдными похвалами их взаимную любовь, потому что в течение этого девственного года муж хотя и располагал уже многими супружескими правами и мог даже предать свою жену суду за преступление против брачного ложа, но не имел права видеть ее лицо.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Вот куща, достойная Богочеловека! Вот «скиния, без труда устроенная, – скиния умеряющая зной и не имеющая темноты, скиния светлая и освещающая» 188 ! Апостолы еще более устрашились, когда вошли в облако и из облака исшел глас Отца Небесного: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих, Того послушайте. «Сей сущий и кажущийся человек, недавно ставший человеком, смиренно обращающийся между вами, Которого лицо ныне просияло, сей есть Сын Мой возлюбленный, предвечный, Единый из Единого, Единородный, довременно и вечно происшедший от Меня родившего, из Меня и во Мне и со Мною всегда сый, а не после получивший бытие» 189 . «В Нем Мое благоволение, ибо по благоволению Отца воплотился Единородный Сын Его и Слово; благоволение Отца в Единородном Сыне соделало спасение всему миру; благоволение Отца в Единородном Сыне соединило всяческая» 190 . Слышан был этот глас и при крещении Господа во Иордане (см.: Мф. 3:17 ), но – скажем словами учителя отечественной Церкви – «то была проповедь к первому проповеднику Нового Завета Иоанну Крестителю, и едва ли не один он в то время достаточно ее выразумел; теперь же догмат о Единородном Сыне Божием вновь проповедан с неба трем первейшим апостолам, уготовляемым во вселенские проповедники веры» 191 , а посему Иорданский глас дополнен словами, имеющими ближайшее отношение к ним: Того послушайте. «Сим гласом, – по изъяснению святого Ефрема Сирина , – Отец вразумлял их, что домостроительство Моисея кончилось и что они должны уже слушать Сына, ибо Моисей, как раб, говорил то, что было ему заповедано, и проповедовал то, что было ему сказано, равно как и все пророки, доколе не пришел Тот, Кто был обещан, то есть Иисус, Который есть Сын, а не приближенный слуга, Господь, а не раб, Владыка, а не подчиненный, Законодатель, а не подзаконный» 192 . «Покоряйтеся учению воплощенного Сына Божия, хотя бы оно и казалось прекословным для вашего естественного мудрования, хотя бы оно вас оглашало страданием и крестом среди вашего стремления к блаженству и славе» 193 . Апостолы, услышав глас Отца Небесного, в трепетном ужасе пали на лица свои, но Иисус Христос, подойдя к ним, коснулся их и сказал: Востаните и не бойтеся. Тотчас подняв глаза и посмотрев вокруг, они никого более не видели, кроме одного Господа Иисуса Христа, так что не оставалось никакого сомнения, что Божественный глас относился именно к Нему 194 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Держа это в уме, брат, помня об апостолах, так глаголющих: «Повинуйтесь наставникам нашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах наших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» 193 , и о Господе и Боге нашем, ежедневно вопиющем: «Принимающий вас Меня принимает, и слушающий вас Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергает» 194 ,  – «со страхом и трепетом соделывай свое спасение» 195 , слушаясь меня, не думай говорить в себе 196 , что это сказано только апостолам и мы должны слушать их одних. Послушай, что снова произносит им Спаситель: «А что говорю вам, говорю всем» 197 . Кому «всем»? «Тем, кто по слову вашему уверуют в Меня 198 и сохранят заповеди Мои, как и вы 199 " . Вонми, прошу. Владыка наш и Бог избрал Своих апостолов и учеников, доверил и открыл им все тайны Своего домостроительства, сокровенные от веков и от родов 200 , и, дав им Святого Духа, послал их, сказав: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» 201 . Поэтому апостолы пошли и стали учить, возвещая слово Божие 202 , и уверовали во Христа многие множества, и возникли в городах и весях церкви верных. Итак, когда каждый из апостолов намеревался покинуть их и отправиться оттуда в другие места, села и города, они рукополагали им вместо себя епископов и пресвитеров и оставляли им учителей, духовных отцов и игуменов, а те снова перед смертью избирали других, рукополагая достойных такового служения и оставляя их вместо себя. Так, по преемству дойдя вплоть до нас, таковой чин и законоположение действием Святого Духа соблюдается и сохраняется. Точно так же через них дошли до нас и предания и учения апостолов, полученные ими в свою очередь от нашего Владыки всяческих и Бога. Когда же стада Христовы умножились и народ Его стал бесчисленным 203 , благодать Святого Духа устроила так, что к архиереям и иереям добавились и монахи, выказывающие на делах 204 крепкую веру 205 во Христа, истинного нашего, и стяжавшие в себе благодать Святого Духа, со-пастырствующие и содействующие ко спасению имеющих спастись 206 .

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

А запрещая все это, как-то: кражу и проч., какими Бог повелевает нам быть? А запрещая все это, как-то: кражу и прочее восьмою заповедью, значит, Бог повелевает нам быть честными и трудолюбивыми. Как читается девятая заповедь? Девятая заповедь читается так: Не послшествй 190 на дрга 191 твоего свидтельства ложна. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Что Бог запрещает сей заповедью? Сей заповедью Бог запрещает слушать, принимать ложное свидетельство одного на другого, и быть ложными свидетелями – доносчиками (клеветниками) одним на других в суде, или наговаривать на кого кроме суда, вообще лгать. Еще что также запрещается сей заповедью? Сей заповедью запрещается также осуждать друг друга, т.е. худо думать и говорить друг о друге без крайней нужды, насмехаться над недостатками других. Как читается десятая заповедь? Десятая заповедь читается так: Не пожелай жены искреннго 192 твоег, не пожелай дом ближнго твоег, ни села 193 ег, ни раба ег, ни рабыни ег, ни вола ег, ни осла ег, ни вского скота ег, ни всег, елика 194 сть ближнго твоег. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. Что Бог запрещает сей заповедью? Сей заповедью Бог запрещает вообще не только делать худое, но и желать и думать худое, потому что от худых мыслей и желаний недалеко до худых дел. В частности, что Бог запрещает сей заповедью? В частности, Бог запрещает десятою заповедью завидовать, т.е. желать того, что есть у ближнего, и чего у себя не видишь, и за то роптать на Бога, недоброжелательствовать и ближнему. Достаточно ли для христианина только знать заповеди Закона Божьего? Знать заповеди Закона Божьего недостаточно для христианина, нужно исполнять их на самом деле. Исполняющим заповеди какая награда от Бога, от людей и от своей совести? Исполняющих заповеди Бог не оставляет Своими милостями и здесь на земле и особенно не оставит после смерти; их, как добрых, любят и люди; и совесть их всегда покойна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010