2) когда Он исцелил человека, слепого от рождения, прозревший воскликнул: «Верую, Господи!» и поклонился Ему ( Ин.9:35–38 ); 3) когда Иисус после Воскресения Своего явился апостолам, святой апостол Фома сказал Ему: «Господь мой и Бог мой» ( Ин.20:28 ). 191. Молились ли Господу Иисусу Христу ученики Его? Ученики Господа Иисуса Христа молились Ему часто, например: 1) во время морской бури они просили Его: «Господи! спаси нас, погибаем» ( Мф.8:25 ); 2) когда Он говорил о соблазнах и прощении, ученики просили Господа Иисуса: «Умножь в нас веру» ( Лк.17:5 ); 3) один из разбойников, уверовавший в Господа Иисуса Христа, молил Его: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» ( Лк.23:42 ); 4) когда побивали камнями св. Стефана, он молился, говоря: «Господи Иисусе! приими дух мой» ( Деян.7:59 ). 192. Были эти просьбы молитвами? Эти просьбы были молитвами, потому что все те, кто их произносили, – знали, что спасти стольких людей во время страшной бури, умножить веру, отпустить грехи и принять душу умирающего человека не может никто из людей, кроме Бога, а просьба к Богу и есть молитва. 193. Требует Господь Иисус Христос, чтобы мы Его исповедовали? Господь Иисус Христос требует от нас, чтобы мы Его исповедовали, ибо Он говорит: «Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» ( Мф.10:32–33 ). 194. Считается учеником Господа Иисуса Христа тот, кто почитает Его только за совершеннейшего человека, лучше всех познавшего Бога, жившего по Закону Божию и соединившегося с Богом, как с Отцом своим? Тот, кто почитает Господа Иисуса Христа только за совершеннейшего человека, лучше всех познавшего Бога, жившего по Закону Божию и соединившегося с Богом, как с Отцом своим, не считается учеником Его. 195. Кто же тогда считается учеником Господа Иисуса Христа, т. е. христианином? Учеником Господа Иисуса Христа, т. е. христианином, считается только тот, кто верует в Него и исповедует Его как Единородного Сына Божия, ставшего человеком, и кто на Него уповает и поклоняется Ему, как это делали первые христиане.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Важное место в Посланиях «апостола язычников» занимает учение об основных христианских добродетелях. В данном исследовании даётся систематизация добродетелей по тексту Посланий, на основе святоотеческой экзегезы и православной богословской традиции. Совершенство духовной жизни христианина увенчивается венцом всех добродетелей – любовью, которая включает в себя весь комплекс всех благих деланий. Все добродетели являются основами духовной жизни христианина, без которых человек не может приблизиться к Богу. Следование Священному Преданию и Священному Писанию Проходя свой жизненный путь, человек, стремящийся к единению с Богом, должен достигать совершенства, к которому ведёт духовная жизнь. Основы духовной жизни изложены в Священном Писании и Священном Предании. Их важность в том, что они богодухновенны, и в том, что ведут человека к совершенству: Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен ( 2Тим.3:16–17 ). Святитель Иоанн Златоуст , толкуя это изречение апостола, обращает внимание на важность применения в жизни верующего Священного Писания для совершенствования: «...для того, говорит, дано наставление Писаний, чтобы совершен был человек Божий; следовательно, без них невозможно быть совершенным. Вместо меня, говорит, ты имеешь Писания; когда пожелаешь узнать что-нибудь, то можешь узнать отсюда. Если же так сказано Тимофею, который был исполнен Духа (Святого), то не тем ли более нам?» 193 . В Писании, то есть в ряде Священных книг, о котором говорит апостол Павел, можно найти «необходимое к изучению истин веры и благочестия; в нём указывается и путь к обличению лжи и нечестия; в нём подаётся и сила, и увещания к исправлению порочной жизни и образа мыслей; наконец, он же служит и к наказанию, то есть наставлению в жизни добродетельной, примерами и убеждениями» 194 . Новозаветное апостольское учение, предлагаемое адресатам, как заявляет сам апостол Павел, есть именно слово Божие, а не слово человеческое: приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть поистине, – которое и действует в вас, верующих ( 1Фес.2:13 ), и подтверждением чего служит то, что «это слово обнаруживает на них (адресатов. – Свящ. Д.Л.) своё чудесное действие, подавая им силы в перенесении страданий от своих неверующих соплеменников» 195 . В данном контексте, по слову святителя Феофана Затворника , апостол Павел утверждает мысль о том, что переданное им слово «просветляет понятия, исправляет чувства, упорядочивает нравы, а внешне – сопровождается дарами благодати Святого Духа» 196 . «Несомненно, апостол Павел был исполнен Духа Святого, дававшего силу пророчествовать ( 1Кор.2:10–13 ) и говорить „иными языками“ ( 1Кор.14:18 ), как Он давал говорить даже вновь крестившимся язычникам ( Деян.19:6 )» 197 , – пишет протоиерей Стефан Жила.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, нужно приготовить себя к молитве. Прежде всего нужно очистить сердце прощением обид. Как бы ни было горько и тяжело – все надо прощать. Сам Господь является нашим Учителем, говоря: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» 193 . Так и мы можем возгревать чувство молитвы, принося прежде прощение обид, сокрушение и благодарение Богу, ибо мы Им, по слову апостола, живем, и движемся, и существуем 194 . Поступая так, мы возгоримся сердцем, наша душа, по слову Давида псалмопевца, растопится, как воск, почувствовав сокрушение и благодарение, сделается тонкой, нежной 195 . И тогда взогреется в сердцах наших чувство молитвы пресладкому Иисусу и наша горькая жизнь сделается от этого сладкой. Аминь. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Будем подражать Богоматери Слышали ли вы, возлюбленные братия, как Святая Церковь снова напоминает нам о том, что отечество наше на небесах, что мы должны переплыть путь многоскорбного житейского моря и явиться туда, где нас ожидает мука или награда, смотря по тому, как мы прожили свою жизнь. И нашей помощницей и заступницей на нашем многоплачевном пути является Сама Пречистая Дева, Которая больше всех святых любит нас, темных и грешных, Которая всегда поддерживает нас Своими молитвами и облегчает наши непосильные скорби. Нет лучше Ее во всем мире людей, нет краше Преблагословенной Девы Марии. Иоанн Богослов, который покоил Пречистую после вознесения Господа, говорит, что Господь облек Ее в свет солнца, дал Ей чудный венец из двенадцати звезд и луну к подножию ног Ее, ибо Она превыше всех людей на земле и ангелов на небе. Святитель Димитрий Ростовский говорит, что Она выше всех чинов ангельских. «О херувимы, – восклицает он, – встаньте в сторону и поклонитесь Пречистой Деве, ибо Она выше вас». Поэтому всмотрись ныне в образ Преблагословенной Девы Марии в день памяти Ее блаженной кончины. Она взошла на высоту величайшего Своего совершенства безграничной любовью к Богу и ближним, постоянною молитвою и терпением Своих скорбей.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

В этом убеждают, прежде всего, ветхозаветные обетования и пророчества. По объявлении суда правды Божией преступникам заповеди, Господь дал им обетование, что семя жены сокрушит главу змия обольстителя ( Быт. 3:15 ). Хотя в обетовании не сказано, кто именно будет это победоносное семя, но необычайность дела, которое Оно совершит, дает полное основание видеть в Нем нечто необычайное – Существо могущественнейшее, выше духа злобы, 192 вообще Великого Потомка, Который вступит в брань с самим змием или главным его исчадием – антихристом и поразит последнего на голову ( 2Сол. 2:8–9 ; Откр. 20:10 ). 193 Первообетование о Семени жены Господь благоволил подтвердить Аврааму, Исааку и Иакову, причем пояснил, что это Семя и будет источником благословения для всех народов ( Быт. 22:18; 26:4; 28:14 ). Но так как никто из потомков Адама, по своей греховности ( Еф. 2:8 ) и тяготеющего над каждым проклятия, не может сделаться источником благословения даже для самого себя, a тем более для других, и так как ни весь народ, происшедший от Авраама, ни отдельные лица его не были благословением для народов, то ни к кому другому, кроме Спасителя, это обетование относиться не может. 194 «Аврааму даны были обетования и семени его, – говорит св. ап. Павел. – Не сказано: «и потомкам», как бы о многих, но как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос. Я говорю то, что завета о Христе 195 , прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу» ( Гал. 3, 16–17 ; сн. Деян. 3:25–26 ). Патриарх Иаков, благословляя перед смертью своих детей, между прочим, сказал: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов ( Быт. 49:10 ). Такой Примиритель, Которому покорны все народы, только один, это – Господь Иисус Христос, родившийся во дни царя Ирода, т. е. в то время, когда прекратились князья и цари из колена Иудина. Пророк Иеремия, говоря об Отрасли праведной, Которая воцарится «и будет поступать мудро, будет производить суд и правду на земле» ..., прибавляет, что имя этой Отрасли– «Господь – оправдание наше» ( Иер. 23:5–6 ), чем ясно указывает, что такая Отрасль одна, определенная, именно И.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

И теперь естественно, чтобы родители рождали детей по подобию своему и по образу своему, – чтобы от грешников рождались грешники, подобно как чахоточных родятся чахоточные, но чтобы от тех, которые свободным упражнением в покаянии, молитве и делании добра, при помощи благодати Божией, ослабили в себе греховные и усилили добрые склонности, рождались и дети с некой предварительной помощью к добру против силы греха, впрочем, всегда преодолимой свободой и наипаче благодатью. Примечательное указание на сей закон рождения представляет Священная история в лице жены Маноевой. Ангел является ей и предсказывает, что она, быв дотоле неплодна, родит сына и что от самого чрева младенец сей будет назорей 193 Божий ( Суд. 13:5 ). И с сим вместе он велит ей с сего времени начать и продолжать во время беременности назореям свойственный образ воздержания: …пусть не ест ничего, что производит виноградная лоза; пусть не пьет вина и сикера 194 и не ест ничего нечистого… ( Суд. 13:14 ). Это почти то же, как если бы он сказал ей: сын твой должен быть назореем, но чтобы сие вернее могло сделаться, приготовь его к сему образу жизни, когда будешь носить его во чреве твоем, веди образ жизни, свойственный назореям; и таким образом приготовь в нем способность и склонность к назорейскому образу жизни. Чтобы общий закон рождения согласить с особенными случаями, которые, по – видимому, составляют исключение из оного и даже противоречат оному, когда, например, от добрых родителей родятся дети, их недостойные, или добрые дети от родителей недостойных, или от родителей обыкновенных дети необыкновенные – для сего надлежит вспомнить, что Бог есть сколь всемогущий и неизменный в судьбах Своих Законодатель мира, столь же премудрый и всесвободный Правитель оного, и всеправедный Судия не только видимых дел, но и сокровенейших расположений человеческих. Чтобы избежать долгих рассуждений, объяснимся скорее примерами. Один и тот же Адам каких разнообразных рождает детей – Каина, Авеля, Сифа! Где тут один общий закон рождения? Будьте внимательны и примечайте.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

После предостережения и угрозы и после призыва ко вниманию следует обещание награды: побеждающему дам вкушать сокровенную манну (π το μννα το κεκρυμνου) и дам ему белый камень (ψφον λευκν) и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает. Сопоставление двух наград – сокровенной манны и белого камня – с полною очевидностью говорит о том, что эти предметы награды являются лишь символами. Манною питались в пустыне евреи; она падала с неба ( Исх. 16:35 ) в продолжение всего того времени, когда евреи странствовали по пустыне. Таким образом, это был хлеб, которым Бог питал свой израильский народ в Ветхом завете. В Новом завете для нового Израиля должна быть и новая манна, новый хлеб. О нем Спаситель говорил: Я есмь хлеб, сшедший с небес ( Ин. 6:41, 48, 51 ). Посему и здесь, в Апокалипсисе, под сокровенною манною нужно разуметь тело и кровь Иисуса Христа, которые вкушают верующие в таинстве евхаристии. Это вкушение, видимо доступное всякому христианину, производит различное таинственное воздействие: для одного оно служит осуждением, для другого – залогом и источником вечной жизни в Иисусе Христе. Так что награда, обещанная пергамским христианам, относится не только к будущей жизни, но и к настоящей, состоя в преподании таинственной Божественной благодати, которая постепенно соделывает христианина достойным будущего вечного блаженства, начинающегося еще здесь на земле, во время самого подвига добродетельной жизни 190 . Нечто подобное означает и символ второй награды – белый камень. Под этим камнем нельзя разуметь «дщицу с надписью святыня Господня» 191 ( Исх. 28:36 ), нельзя разуметь и «блестящий, драгоценный камень» 192 . Этот белый камень с надписью должен напомнить читателям Апокалипсиса тот камешек, который выдавался как на суде для обозначения оправдания или обвинения 193 , так и во время состязания на играх, как выражение награды 194 . И под ним символически изображается приговор Божьего суда над каждым христианином, по каковому приговору он получает или награду, или наказание, и при этом в той самой степени, которую каждый заслужил. Здесь, на земле, и там, на небе, она – особая для каждого (никто не знает, кроме того, кто получает), как блаженно состояние его духа ( Лк. 17:21 ). Послание Фиатирской церкви (2:18–29)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Ибо Господь, кого любит, того и наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает 191 . И хотя всякое наказание в настоящее время кажется не радостию, a печалию; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности 192 . Сего ради и Господь заповедал нам молиться не о том, чтобы избавил нас Бог от искушения, но о том только, чтоб не войти в то бедствие, которое постигает не потерпевших искушение до конца, как сказано; той спасется 193 . Искушения же необходимы всякому, работающему Господу Богу; и если кто будет молиться о избавлении от них, то любящий его Отец наш небесный и не послушает его молений. Так Павел трикраты молил, да отступит от него пакостник плоти, – ангел сатанин; но искушение продолжало быть, – ради чего? – да не превозношуся 194 , говорит апостол. Ибо как в огне искушается злато, так и человецы приятны в пещи смирения; а для сего нужно только иметь терпение, как и Господь сказал: в терпении вашем стяжите души ваша 195 . И вот мы просим Отца небесного: не введи нас во искушение; – не попусти нам упасть в ту пропасть (греховную), где от Тебя отстанем; не доведи нас до того страха: чтобы преогорчить Тебя, Бога Отца нашего, – страха столь тяжкого для сердца, которое любит Бога. В искушении будучи, никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом, и Сам не искушает никого. Но каждый, как сказано, искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотию; похоть же исполняя, рождает грех , a сделанный грех производит смерть, – томление и скорбь души 196 . Если и попускает Бог быть искушением, то для того, чтобы вразумить и привести в познание, – любим ли мы Бога всею душею и всем помышлением, или любим более самих себя, – плоть и мир, и содружество с диаволом? Посему и говорит апостол: всяку радость имейте, братия, егда во искушение впадаете различна, совершенно зная, что испытание веры вашей производит в вас терпение, терпение же до конца покажет, что вы вполне преданы Богу 197 . Но и терпение никто не должен считать своею собственностию, – оно есть дар Божий; а как дар, то и должно просить его свыше, от Отца светов, от Которого нисходит всякое даяние, благо 198 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

(6) И [один] сказал мужу в льняной одежде, который стоял над водами реки.: «когда будет конец этих чудных происшествий?» (7) И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времён и времени и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого, всё это совершится. (8) Я слышал это, но не понял, и потому сказал: «господин мой! что же будет в конце 193 ?» (9) И отвечал он: «Иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени 194 . (10) Многие очистятся, убеляться и переплавлены будут [в искушении]; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют. (11) Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдёт тысяча двести девяносто дней 195 . (12) Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней 196 . (13) А ты иди к твоему концу и упокоишься 197 , и воскреснешь для получения твоего жребия в конце дней». «КОВАРНЫЙ МУЖ» И «НОВЫЙ РОГ» СИВИЛЛИНЫХ КНИГ По римскому преданию, Сивиллины книги были приобретены ещё царем Тарквинием Гордым (IV в. до н. э.) и хранились в храме Юпитера Капитолийского; в критические для государства времена к ним обращались за советом. Когда в 83 г. до н. э. пожар на Капитолии уничтожил эти свитки, диктатор Сулла отправил на Восток специальную комиссию для сбора новых Сивиллиных книг, в результате чего в Рим была привезена тысяча стихов 198 . Сохранившийся до наших дней сборник из двенадцати книг под названием был создан в промежутке между И в. до н. э. u V в. н. э., а окончательный вид приобрел в эпоху Юстиниана (VI в. н. э.). Написанные на греческом языке классическим гекзаметром, книги эти принадлежат разным авторам:, как греческим, так и еврейским, и даже частью христианским. Еврейской можно считать наиболее обширную 3-ю Сивиллину кишу, которая обычно делится учеными на две части: её ядро, строки 97–829, датируемые серединой II в. до н. э., и строки 1–96, относящиеся к периоду 40–27 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Этим оканчиваются сообщения книги Ездры. Дальнейшие библейские известия о послепленной истории евреев содержатся уже в книге Неемии. Но последняя не прямо продолжает сообщение Ездры, а начинается с событий, имевших место в 445 г. до Р. X., т. е. спустя 12–13 лет после деятельности Ездры, описанной в 7–10 гл. его книги. О событиях, случавшихся в этот промежуток, можно строить только гипотезы – на основании некоторых сопоставлений библейских известий. Прежде всего, весьма правдоподобной является догадка Гоонаккера и Куенена, что приведенное выше письмо Рехума и Шишмая к Артаксерксу и решение последнего имели место именно после 457 года. На это отчасти указывает текст письма, где выражение ст. 12 – «иудеи, которые вышли от тебя», – естественнее всего может относиться к пришедшим с Ездрой переселенцам. Озаботиться постройкой стен, в виду враждебности соседей, особенно возросшей после реформы Ездры, для них было совершенно необходимо; но здесь-то и встретились препятствия, преодолеть которые удалось только в 445 году Неемии. А пока начинание иудеев были разрушены «рукою сильною;» и даже не одни стены, а и нравы, над восстановлением которых трудился Ездра, снова пали под дружным натиском врагов. 193 Предположение Гоонаккера и Куенена, проливая свет на 1 главу Неемии, а равно объясняя и новое возникновение смешанных браков (ср. Неем.9:2; 10:31 ), находит в этом свое достаточное оправдание и подтверждение. 3) Состояние иудейства по книге Неемии. «В месяце Кислеве, в двадцатом году, 194 – повествует Неемия, – я находился в Сузах, престольном городе. И пришел Ханани, один из братьев моих, он и несколько человек из Иудеи. И спросил я их об уцелевших Иудеях, которые остались от плена, и об Иерусалиме. И сказали они мне: оставшиеся, которые остались от плена, находятся там, в стране своей, в бедствии великом и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем» ( Неем.1:1–3 , ср. 2:3, 17). Как понимать это сообщение? Указывает ли оно каким-либо образом на событие 12–13 лет, протекших после Ездры, или указывает на положение Иерусалима со времени разгрома его еще Навуходоносором? Мы полагаем, что с точки зрения только что изложенного предположения Гоонаккера и Куенена безусловно предпочтительнее первое предположение. И выражение Артаксерксова письма «пока от меня не дано будет повеления» ( Ездр.4:21 ) совершенно гармонирует с данным Неемии разрешением восстановить стены ( Неем.2:8 ). Но и помимо этого в пользу его есть некоторые основания. Рейнке, Берто и Кёлер, раньше гипотезы Гоонаккера и Куенена и независимо от нее, пришли к убеждению, что сообщение Ханани о разрушении стены Иерусалима и сожжении ворот его говорит не о результатах Навуходоносорова нашествия, а о событиях позднейшего времени, уже после возвращения из плена. 195 Кейл, напротив, оспаривает это воззрение и говорит, что в Неем.1:3 речь идет о погроме Навуходоносора. 196

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

В указанном смысле любовь действительно исходит от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Его 192 . Как изливаемая в сердца наши Духом Святым благодатная любовь есть плод Духа, знак нашего пребывания в Боге и состоит во всякой благости 193 . Если мы в Духе Святом любим друг друга, то Бог в нас пребывает... и мы пребываем во свете, и нет в нас соблазна 194 . Действием Святого Духа благодать любви преподается нам от Бога Отца и от Иисуса Христа, Сына Отчего 195 . «Какую любовь дал нам Отец (в том), чтобы нам называться и быть детьми Божиими, – восклицает апостол Иоанн Богослов, – мы теперь дети Божии 196 , если во всем являем себя как служители Божии и показываем делами свою благость и нелицемерную любовь. Нам, сынам и наследникам Божиим, через Иисуса Христа Бог Отец послал в сердца... Духа Сына Своего, вопиющего: авва, Отче!» 197 Излияние Духом Святым Божественной силы любви укореняет и утверждает человеческое сердце в личном переживании любви и разумении превосходящей разумение любви Христовой 198 , оно невыразимо приращает естественную нашу силу любить помощию свыше 199 . Благодать Божия делает природную любовь верующего к Богу и людям чрезвычайной, изобильной, неизменной, преисполненной во всяком благом деле и познании Бога, управляемой и направляемой в сердце к Богу. От благодати проистекает для воли человеческой сохранять себя в любви Божией 200 . Воля становится тогда крепка, как смерть в любви. Большие воды не могут потушить (такой) деятельной любви, и реки не зальют ее 201 . Она непрерывно возрастает в познании, всяком чувстве, чистоте, плодоносности и непреткновенности 202 . Сердечное переживание огня благодатной любви углубляет ум облагодатствованного в познании любви Христовой, проявившейся в крестной смерти Его, и приводит к пониманию слов апостола: «Если один Христос умер за всех, то все умерли " 203 , т. е. понесли в Нем следствие своего греха по приговору Божией правды. А Христос за всех умер (с тем), чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего 204 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010