Я. Диева (но вопросу о бабьем лете); на стр. 115, примеч. 19, приводится Нерехтская поговорка, очевидно присланная Диевым: «Расплакался, как усопшая радоница»; на стр. 132–166 помещается целый ряд свадебных деревенских песен Костр. губернии (главным образом Нерех. у.), при чём сообщаются некоторые объяснения о. Диева (стр. 146 и 154); на стр. 193–194 передаётся его же сообщение об обычае Костромичей печь барашки в Вербное воскресенье и по возвращении из церкви кормить ими скотину, а также об обычае сберегать вербу до Егорьева дня (23 апр.), чтобы теперь прогонять ею скотину в поле; на стр. 197–198 печатается присланная Диевым из Сыпанова семиковая песня «Вью, лелю! Завью я зелёный венок»... Как в этом, так и в первых трёх выпусках есть и другие ссылки на Диева; но мы ограничимся сейчас указанными нами и обратимся к письмам его к Снегирёву, содержащих весьма много указаний почти на постоянную помощь первого в этнографических работах последнего. Мы уже знаем, что первую посланную статью нашего историка о Нерех. обычаях Моск. общество истории передало на рассмотрение своему секретарю Снегирёву, как учёному, исследующему ту же область. По всей вероятности эта общность занятий и была начальною причиною дружеской связи Снегирёва с Диевым: Снегирёв узнал в М. Як-че нужного ему исследователя и завязал с ним, переписку, на первых порах касавшуюся чуть-ли не исключительно предмета, его интересовавшего. Не иначе, как ответом на просьбу моск. профессора служат след. слова в письме Диева к нему от 1 февр. 1830 года 30 : «к доказательствам, что нравы нынешней Мордвы (Костромского края) сходны с жителями Костромской, Яросл. и Владимирской губерний осмеливаюсь присоединить и то, что те и другие одинаковым почти образом отправляют поминки по своим сродникам. В родительскую Дмитриеву субботу Мордва собирается на свои кладбища с блинами и пивом, которые едят и пьют, сидя на могилах своих сродников, с малой почти разностью празднуется родительская суббота крестьянами около Галича, Буя и Макарьева; они приносят в церковь также блины, оладьи и опекушки; с коими выходят на могилы и над которыми священники совершают панихиду.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/pr...

193. p. 158. а). О других: «Сочинение полезно для благочестия, изложено ясно и не без изящества» (c. 194. p. 159. а), – «не только полезно для благочестия, но и имеет много прекрасных созерцаний» (c. 195. p. 159. b). Быть может Фотий не всё и не в достаточной мере понимал в сочинениях св. Максима, особенно по части мистики и богословских созерцаний. Во всяком случае, св. Максима читали много, и его сочинение были весьма распространены, как это видно из многочисленных списков их, доселе сохранившихся в разных книгохранилищах. Даже образованные женщины прилежно их изучали и увлекались высотою богословских созерцаний св. Максима. Анна Комнина о своей матери, царице Ирине, сообщает: «Помню, как мать моя царица, когда уже бывал подан обед, держала книгу в руках и изучала сочинение святых отцов догматистов, особенно философа и мученика Максима, ибо она, желая наслаждаться истинной философией, занималась исследованием не столько физических вопросов, сколько догматов. Мне часто приходилось удивляться, и однажды я сказала ей: «неужели ты добровольно устремляешься в такую высоту? А я страшусь и даже краем ушей не дерзаю касаться таких предметов, – ведь высокая созерцательность и умозрительность этого мужа, говорят, вызывают головокружение у читателей!» Она же с улыбкой сказала: «считаю похвальною такую робость, и сама я не без трепета приступаю к этим книгам, однако-ж не могу оторваться от них, – впрочем, подожди немного, и ты, после предварительного чтение дру- -XVI- гих книг, будешь вкушать удовольствие и от этих». Глубоко запала в мою душу память этих слов» (Corpus scriptorum historiae Bysantinae, Anna Comnena, lib. V. vol. 1 p. 263–264. ed. Schopenus, Bonnae. 1839). По Wagemann’ у в Real-Encyclopädie , 1-е изд., т. 20, стр. 114–146, – 2-е изд., т. 9, стр. 430–443 и 3-е изд., т. 12, стр. 457–470. Ср. Bardenhewer, Patrologie § 107. 3. изд. 3-е, – и Ehrhard в Geschichte der Bysantischen Literatur Krumbacher ’а изд. 2-е, § 13. На славянском языке: св. Димитрий Ростовский , Житие св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Да, не говорят “Христос Воскресе”. И тем хуже» (7,140). Вот что важно: ведь он прибыл из мира для укрепления того, что в мире может стать единственной опорой. И обрёл это. «В своём грешном сердце уношу частицу света афонского, несу её благоговейно, и что бы ни случилось со мной в жизни, мне не забыть этого странствия и поклонения, как, верю, не погаснуть в ветрах мира самой искре» (7,146). Едина по осмыслению бытия с «Афоном» и книга «Валаам» (1936)— и не могло быть иначе. Одно лишь: посещение Валаама было и прикосновением писателя к родной земле, ибо, и временно находившийся вне формальных рубежей России, Валаам был местом русским— а это рождало в душе чувства особые. На Валааме искал и находил Зайцев то же, что и на Святой Горе: мудрость более высокого понимания всех проявлений жизни. И здесь находил он удивительные характеры, влекущие душу к себе своею духовною силою. И здесь за внешним спокойствием угадывал признаки внутренней брани с врагом . На Валааме услышал он глубокие слова монастырского игумена при пострижении одного из монахов в схиму— и в тех словах выражен был один из важнейших законов духовной жизни: «...Путь духовной жизни в том и состоит, что чем выше человек поднялся в развитии своём внутреннем, тем он кажется себе греховней и ничтожнее,— тем меньше сам в своих глазах рядом с миром Царства Божия, открывающегося ему. Он лучше нас видит тот мир, в его свете легче различает свои слабости и несовершенства. Так в тёмной комнате не видно пыли, в освещённой отражённым светом многое уже видно, а если в неё попадёт сноп солнечных лучей, то и сам воздух оказывается полон пылинок» (7,193-194). Это уже высокое богословие. Можно сказать: не собственные же то суждения писателя. Да, так. Но и чтобы услышать нужное, выделить, другим сообщить— также необходимо иметь некоторое знание о предмете рассуждений слышимых. Уже по иному поводу, после посещения небольшого русского монастыря в Сен-Жермен де Фли (читатель знает его по роману «Дом в Пасси»), Зайцев сделал непреложный вывод: «Истинный монастырь всегда радостен» (7,360).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

191 Черный великий убол – находился на отлогости третьяго холма, в VII-й части Царьграда, по направлению к Софиинской гавани (Константия, 34. Византия, На этом оуболе” было место, называвшееся Домниным – по имени патрикия Домнина, который во времена Константина Великаго переселился из Рима в Царьград и построил здесь дом, как пишут Кодин и Anonymus: Кедр. 1. 1.) и стоял храм Воскресения (Кодина, ed. 1. р. 21. Апопути, lib. I. у Бандури, t. I. р. 5; сп. tII. р. 627 sq. Дюканжа, Constantinop. christ. lib. II. р. 174). 192 Из этих слов нашего паломникавидно, что и в Цареградском храме Воскресения Господня “на великий день” совершался особенный обряд возжения огня, напомишавший “о свете святем, како сходит к гробу Господню” в Иерусалимском храме Воскресения, о чем говорит другой наш паломник (См. Путеш. игум. Даниила, изд. Археограф. Комм. стр. 138–146). 193 Преп. Авксентий, сын Адды Персиянина, служил в воинском сане при дворе Феодосия младшаго; познакомившись с св. Маркианом, он принял монашество, удалился в Вифинию и поселился в 10 стадиях от Халкидона, на горе Оксии, которая впоследствии названа, по имени его, Авксентиевою; скончался в царствование Льва Великаго , во второй половине V-ro века (Чет. Мин. 14 февраля). 194 Но не одновременно, а только одноместно: потому что Стефан новый потрадал при Константине Копрониме, в 767 году (См. выше, примеч. 149). 195 Вместо “Маркел” должно быть “Маркиан”: потому что у всех историков строитель храма Врскресения Господня называется не Маркеллом, а Маркианом.О месте погребения преп. Маркиана см. выше, в примеч. 165. 199 Память этих ветхозаветных мучеников, пострадавших от Антиоха Епифана, совершается церковию 1 августа. 202 Церковь св. мученика Платона находилась неподалеку от Константиновой площади Прокопия, vol. III. в Corp. script. hist. Byz. ed. Bonnae. 1838. p. 190. lib. I. p. 15; a по Византию, в VI-й части Царьграда (Константия, Она первоначально была построена импер. Анастасием Дикором, который приказал перевезти сюда из Солуня десять резных колонн (Кодина, потом была возобновляема Иустинианом (Прокоп. 1. 1.) и Василием Македонянином (Дюканжа, Constantinop. christ. lib. IV. р. 133. Вандури, Imper, Orient. i I. р. 30 sq. t. II. р. 625).-Св. Платон, имени котораго посвящена эта церковь , был родом из Анкиры Галатийской, где, после разных мучений, и обезглавлен, по повелению Агриппина, около 306 г. (Чет. Мин. 18 ноября).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

αυτοκτονα 36, 207 αυτομεμψα 29, 71, 86, 87, 96–98, 143, 148, 150, 154–157, 165 αυτοπεποθηση 38, 52, 54, 57, 248 αυτοσυγκντρωση 126 αφνεια 108 αφπνιση 170 αχαριστα 72 Βπτισμα γιο 162 κ.ε., 228, 237 κ.ε. Βαπτσματος Αγου ρνηση 227 – μολυσμς 115, 228 βπτισμα δακρων 162 – μετανοας 163 Βασιλεα Θεο 163 Βασλειος Μγας 276 βα 209 βλβη πνευματικ 62 βλασφημα 34, 184, 189, 192, 194, 213, 225, 228, 232 – Αγου Πνεματος 37 βοθεια 192, 193, 243, 247, 250, 255, 268 – θεα 22, 24, 30, 47, 48, 59, 62, 114, 117, 118, 146, 152, 162, 166, 176, 182, 193, 213, 215, 219, 225, 248 – πνευματικ 41 κ.ε., 50, 51, 54, 91, 94, 116, 143, 187, 188, 267 κ.ε., 276, 278 βοθειας θεας αποκλεισμς 208 βουλ Θεο 225 βουντο 182 Γαλνη 128 γαλνης λλειψη βλ. ταραχ γεγονς θεο 213 Γροντας 24, 91 Γερντισσα 24, 91 Γερντισσας ευθνη 26 Γερο-Φιλρετος Αγιορετης 121 γηροκμηση 264 γητευτς 177 γιγκα 231 κ.ε., 235, 237 γκουρο 234 γλωσσολαλι 227 γνση εαυτο 86, 87, 93, 96, 123, 137– 146, 156 – λανθασμνη 127 γογγυσμς 97 Γμορρα 101 γονες 204 γονων αμαρτιν συνπειες 201 Δαβδ Προφτης 169 δαμονας 175, 176 βλ. και διβολος δαμονος εκδωξη βλ. δαιμονου εκ– δωξη – εξουσα 191 – επκληση 192 – προσβολ 208 δαιμονικ ενργεια 181–183, 227, 228 – επρεια 90, 146, 180, 184, 216, 227, 278, 291 δαιμονικς επρειας απαλλαγ 186, 203 κ.ε. – καταληψας διαπστωση 195–196 δαιμνιο 177, 188, 201 – αρχικ 175, 176 δαιμονου εκδωξη 184, 185, 199, 200, 201, 202 δαιμονισμνος 35, 36, 177, 184, 186, 191–208, 221 – Γαδαρηνν 191 – ευασθητος 207 – και εξομολγηση 203, 204, 205 – και ευχ 200 κ.ε. – και Θεα Κοινωνα 203 – και καφς 200 – και μετνοια 203, 204, 205 – και πανηγρια 202 – και συγχωρητικ ευχ 205 – και ψυχοπθεια 192 δαιμονισμνου ανγκη 198 – αντιδρσεις 195–197, 198, 200, 206 – βοθεια 200–204 – θεραπεα 197 – κρση 196, 197 κ.ε., 201 – λγια 197–200 – ταλαιπωρα 196, 198, 200, 203, 206– 208 δαιμονισμνου ταλαιπωρας ατια 208 δαιμονισμνα παιδι 205 δαιμονισμς 40, 194, 227 κ.ε., 232

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

– αξιοποηση 139–140, 141 πρωση 130, 208 Ρωμαιοκαθολικς 237, 238 Σαλς δια Χριστν 81, 82 κ.ε. σρκα 210 σατανς 176, 182, 212 βλ. και διβολος σαταν δοξολογα 194 σατανιστς 194 σατανολατρα 194 σιχαμς 44 κ.ε. σιωπ 60 σκανδαλισμς 24, 27, 61, 63, 65 σκανδαλισμο αντιμετπιση 139, 267 σκνδαλο 27, 183 σκληροκαρδα 71, 86 κ.ε., 128, 138 σκτιση 21, 30, 41, 193, 237, 245, 248, 271 Σδομα 101 Σολομον Αγα 19 σπατλη πνευματικ 78, 95 σταυρο δναμη 176, 188, 195 στενοχρια 36, 47, 48, 57, 128, 136, 153 βλ. και λπη συγγνεια με Θε 114 συγχρηση 141 – απ Θε 148, 152, 159, 170, 273 – απ τον πλησον 170, 261 κ.ε. συγχωρητικτητα 87 – Θεο 127, 148 συγχωρητικτητας αντιμετπιση 289 σζυγοι 243, 253 συκοφαντα 79 συμβουλ 53, 125, 252, 291 συμβουλς εκζτηση 246–248, 249, 254, 255 κ.ε. συμπρασμα λανθασμνο 32, 145 συμπεριφορ σχημη 141, 146 – σωστ 137, 138 συμφρον 106 – πνευματικ 79 συμφιλωση με πλησον 274 συνασθηση 145 κ.ε., 153, 170, 208, 265 – αμαρτωλτητος 123 κ.ε., 131, 135, 147–158, 171 – αχαριστας 155 – ενοχς 138, 148, 149 – ευεργεσιν Θεο 154 κ.ε. – σφλματος βλ. σφλματος συνα– σθηση συναισθσεως λλειψη 193 συνεδηση 79, 95, 263 – αναπαυμνη 134, 136 – καπακωμνη 127–129 – λανθασμνη 126, 129–132, 135 – πωρωμνη 126, 128 κ.ε. – σωστ 134–136, 262 συνειδσεως βσανο 95 – λεγχος 77, 108, 125, 126, 128, 129, 135, 152, 155, 168, 259, 274 – επιμλεια 125–136 – καταπτηση 126, 127, 128, 129 – μαρτριο 135 – μελτη 125–127 – τψεις βλ. συνειδσεως λεγχος συνθεια 95, 114 – καλ 59 συνθειας κακς εκκοπ 114, 166 συντριβ 124, 152, 160, 263 κ.ε., 274, 275 συχντητα Θεο 92, 105 σφλμα 154 – απροσεξας 116 – εκ προθσεως 116–118 σφλματος αναγνριση 86, 124, 142, 147–149, 153, 265 – αντιμετπιση 73, 78, 129 – αξιοποηση 116 κ.ε., 121 – δικαιολογα 89, 245 – διρθωση 154 – επανληψη 152 κ.ε. – επισμανση 142 – μελτη 159 – μνμη βλ. αμαρτιν μνμη – ομολογα 101 – συνασθηση 128, 130, 170, 186, 273 – συνπειες 117, 128 σχση ανθρπων 24, 25, 26, 56, 77, 142–

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

314, 316 θλημα Θεο 82, 184, 271, 317, 345 θελματος εκκοπ 83, 211 θληση 94, 116–118 θματα εκκλησιαστικ 86, 129 – κοινωνικ 86, 297 Θεολογα 269 Θες αγαθς 116 – Δημιουργς 248, 267, 344 – Παντοδναμος 20, 91, 291–292, 308 – τλειος 134 Θεο απομκρυνση 290, 291 – παρουσας ασθηση 80 κ.ε. θες κατ χριν 276 θηρο 192 θλψη 311 θρσκευμα 185 θυμαμα 149, 151 θυμαση 151 θυμς 54, 75 – δικαιτατος 51–53 θυσα 26, 30, 119, 157, 193–196, 213, 236, 273, 274, 301, 311 Ιγντιος γιος 238 ιδανικ 194 Ιδιρρυθμο 166 ιδιοτλεια 23, 26, 36, 37, 75, 82, 274, 288 ιεραποστολ 72 ιερωσνη 327 Ιεχωβδες 146, 176 Ιοδας 96, 127, 171 Ισακ Αββς 101 ισραηλιτικς λας 354 Ιταλο 204 κ.ε. Ιωννης Ευαγγελιστς 180, 188, 190 Ιωννης Κουκουζλης γιος 136 Καθαρτητα 60, 61, 62 βλ. και εξα– γνισμς καθκον 23 καθκοντα πνευματικ 209 Καθολικο βλ. Ρωμαιοκαθολικο κακα 21, 75, 124, 130, 214 κακς 213, 214, 226 κακ 175, 256 κ.ε. κακο αντιμετπιση 225 – αξιοποηση 20 – διρθωση 68 – λεγχος 43 – καταπολμηση 298, 352 – καταστολ 298 – μμηση 69 κακ (ως δειν) βλ. δοκιμασες κακομοιρι 193, 230 καλ 32, 72–74, 196, 254, 256 κ.ε., 266, 286, 347–350 καλο αναγκαιτητα 347–350 – αξα 195 καλογερικ 198 καλγερος βλ. μοναχς καλυμμτων ιερν κντημα 136 καλωσνη 128, 213, 236, 259, 293, 294, 351 καλωσνης αποτελσματα 168, 170, 172 – καλλιργεια 160 κανδλι 138 κανδηλιο λδι 138, 150 κανονρχης (μτφ.) 62 καρδι 94, 196, 209, 213, 214 – ευασθητη 212, 258 – μητρικ 129 – σκληρ 111, 129, 294 καρδις ευαισθητοποηση 247 – ευρτητα 129, 155, 160 – καθαρτητα 234 καρνβαλος 297 κρτα πιστωτικ 180, 186, 192 κατκριση 126 κατσταση λανθασμνη 210, 288 – πνευματικ 71, 179, 226, 227, 327, 332–334 Κατουνκια 255 κεκοιμημνοι 126, 151, 300, 301 κεκοιμημνων βοθεια 165–166 κενοδοξα 73 κερ 148–152 κρυγμα 47–49 Κρυκος γιος 227 κινδνων αντιμετπιση 224 κληρονομι πνευματικ 339–342 κληρονομικτητα 344 κλρου μρφωση 49 Κοινωνα Θεα 135, 138, 293, 310 Κοινωνας Θεας συχντητα 53 κλαση 153

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

143, 287 – με Γροντα 146 – με Πνευματικ 146, 266, 267–270, 272 – πνευματικ 255 σχολαστικτητα 22, 36 σωτηρα 32, 118 κ.ε., 148, 192, 288 Ταγκαλκι βλ. διβολος ταλαιπωρα 77 τμα 245 ταπενωση 37, 42, 44, 50, 52, 56, 65, 82, 92, 93, 96, 97, 98, 101, 114, 116, 122, 123–124, 128, 143–144, 149, 150, 151, 152, 156, 157, 158, 159, 166, 167, 171, 198, 202, 208, 215, 234, 245, 247, 248, 274, 286, 290 ταραχ 62, 73, 89, 128 τελεωση 143 Τελνης 124 τιμιτητα 114 Τορκοι 134 τρλλα 36, 41, 43, 51, 139 βρις 22 – Θεο 147, 177 υγεα 120 – πνευματικ 24–27, 124 υπακο 41, 48, 49–54, 116, 192, 193, 220 κ.ε., 245, 247 – στον Πνευματικ 269 υπερευαισθησα 97, 126 υπερηφνεια 37, 38, 41, 73, 114, 115, 122, 124, 142, 143, 144, 150, 151, 168, 169, 194, 201, 248, 264, 285, 286 – εωσφορικ βλ. δαιμονισμς και υπε– ρηφνεια εωσφορικ – κρυφ 199 πνος 120, 215 κ.ε. – και ταραχ 216 υποκρισα αγα 81–84 – καλ 38 υπομον 96, 121, 258, 279 υπνοια 24, 25, 26, 31, 62–65 υποσυνεδητο 127 κ.ε. υποταγ βλ. υπακο υποτακτικς 25 υποτακτικο σχση με Γροντα 268 Φαντασα 211–213, 232 Φαρισαος 124 φιλαρσκεια 80 φιλαυτα 24, 54, 93, 106, 110, 114, 120 φιλονεικα 71 φιλοσοφα 234 φιλτιμο 43, 88, 105, 119, 154, 165, 169, 233, 257 κ.ε., 265, 273, 277, 284, 285, 288 φιλτιμου λλειψη 90 φιλοχρηματα 106 φρνημα κοσμικ 88, 109 φυγοπονα 93 φυλαχτ 178 – μγων 178 κ.ε. φς ψετικο 214 κ.ε., 232 φωτισμς θεος 60, 106, 247 Χαρ 73–77, 100, 128, 135, 141, 165 – αινια 159 – αντερη 213 – απατηλ 213 – κοσμικ 73 – παραδεισνια 159, 214 – πνευματικ 72, 213, 235, 265 χαρακτρας δσκολος 279 Χρις θεα 44, 106, 114, 116, 123, 244, 245, 264 Χριτος θεας απκτηση 30, 50, 52, 60, 98, 144, 158, 160, 163, 166, 225 – απομκρυνση 85–98, 109, 115, 122, 178, 207, 225, 236 – ρνηση 177 – εγκατλειψη 37 – επισκαση 162 χρισμα 43, 142, 258, 285 κ.ε. χαρισμτων εκζτηση 215 – μη αξιοποηση 43 χαρμολπη 165 χασς 230 Χριστιανισμς 110, 237 Χριστς 113, 191 – Κριτς 149 Χριστο Ενανθρπηση 71, 110, 234 – Πθη για 72, 110

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Глава 34 (1) Подойдите народы, чтобы послушать, И племена, будьте внимательны! Да слышит земля и что наполняет ее, Вселенная и все творения ее! (2) Вот гнев Иеговы на все народы И ярость Его на все ополчение их: Он предал их проклятию, отдал на истребление. (3) Убитые их будут брошены, И от трупов их распространится смрад, И горы размокнут от крови их. (4) И исчахнет все воинство небесное 190 , И свернутся, как свиток, небеса, И все воинство их спадёт, Как опадает лист с виноградной лозы, И как иссохший плод со смоковницы. (5) «Разорделся на небе меч мой.... «Вот он сходит на Едом, «И на народ, обреченный погибели в наказание. (6) Меч Иеговы наполнится кровью, Покроется слоем жира, Крови ягнят и волов, Жира почек овнов; Ибо жертвоприношение у Иеговы в Восоре 191 , И заклание большое в земле Едома. (7) И буйволы падут с ними, И телицы с молодыми быками; И будет упоена земля их кровью, И прах их пропитается жиром. (8) Ибо, день мщения Иеговы, Год возмездия по делу Сиона. (9) И обратятся реки ее в смолу, И прах ее – в серу: И вся земля та будет сера горючая 192 . (10) Ночью и днём не будет униматься пламя, Вечно будет клубиться дым от неё, От поколения к поколению будет оставаться в запустении, Во веки веков не будет проходящего по ней. (11) И завладеют ею пеликан и еж, И филин и ворон будут обитать нацией; И протянется по ней вервь опустошения И отвес разрушения. (12) Знатные ее.... и нет там, кого бы избрать на царство 193 : И все князья ее будут ничто. (13) И произрастёт на чертогах ее множество колючих растений, Крапива и репейник на укреплениях ее; И будет она жилищем шакалов, Убежищем для страусов прозовется. (14) Там встретятся летучие мыши с дикими кошками, И лешие 194 будут перекликаться один с другим; Там поселится ночное страшилище 195 , И найдёт на ней покой. (15) Там угнездится змей летучий 196 , И будет класть свои яйца, Й выводить детей, И собирать их под тень свою; Там будут собираться коршуны один к другому. (16) Найдите в книге Иеговы, И прочитайте: Ничто из этого не убавится,

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

153. О вечной жизни и смерти Праведницы во веки живут. ( Прем. 5:15 ). Один Бог бесконечно вечен; потому, что не имеет ни начала, ни конца; но Сам в Себе имеет источник вечной жизни, – Он всегда был, есть и будет, а все, что Он сотворил; мир видимый и невидимый, ангелов и человеков, – все это имеет начало бытия; но, по бесконечному милосердию Своему и по Своей благости, Бог дает и тварям Свою вечную жизнь, так, что и они могут жить вечно. Так праведники живут вечно: Праведницы во веки живут, – живут вечно потому, что в одном Боге – в источнике вечной жизни – праведники почерпают свою жизнь; а вечный источник жизни сеть Господь наш Иисус Христос: Я путь, истина и жизнь 191 , – сказал Господь; – в Нем была жизнь и жизнь была свет человекам 192 . Как же праведники почерпают жизнь в Господе? Изучая святое Евангелие и стараясь познать Самого Христа, и исполнять Его святую волю, и Его святой закон: «сия есть жизнь вечная, да знают Тебе единого истинного Бога, и Его же послал еси, Господа Иисуса Христа« 193 . »Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни« 194 , – вопрошает св. апостол Петр. Итак, вечная жизнь в лице Иисуса Христа и в Его словах – во святом Евангелии. Хочешь, христианин, вечно жить, старайся знать Бога и Его святые заповеди. – Вера в Иисуса Христа также дает вечную жизнь: »веруяй в Мя, имать живот вечный» 195 ; «Я есть хлеб жизни; кто верует в Меня, – у того из чрева потекут реки воды живой» 196 . Итак, кто верует в Иисуса Христа, тот получает неиссякаемый источник вечной жизни – реки у него из чрева потекут воды живой. Присовокупите к сему любовь к Иисусу Христу – и уразумеете, что любовь к Нему также дарует вечную жизнь: «Любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим, иже на небесех« 197 . »А кого возлюбит Отец Небесный, тот вечно будет жить " 198 ! Итак, спросите: почему праведники вовеки живут? Потому, что они знают Бога и Иисуса Христа, знают святое Евангелие, веруют в Бога и любят Его. Присовокупите к сему самый главный и важнейший источник жизни – приобщение плоти и крови Сына Божия: »Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный«.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010