И Иаков отпустил Лавана в Месопотамию в восточную страну; и Иаков с своей стороны направился в землю Гилеадскую и перешел Иаббок, в девятый месяц в одиннадцатый день его. И в этот день пришел к нему брат его Исав, и они прекратили свою распрю. И он ушел от него в землю Сеир, a Иаков жил в шатрах. И в первый год в пятую седмину в этот юбилей перешел он Иордан, и жил по ту сторону Иордана 188 и пас свои стада от моря (...) до Беоазона 189 и Дафаама 190 и Акрабита 191 . И он посылал отцу своему Исааку от всего своего имения одеяние, и пищи, и мяса, и питья, и молока, и масла, и молочного хлеба 192 , и плодов от всяких пальм долины; и также матери своей Ревекке он посылал четыре раза в год, между месячными периодами (Monatszeiten), между пашней и жатвой, между весной и дождем, между зимой и летом. И он (Исаак) жил в башне Авраама; ибо Исаак возвратился от клятвенного колодезя, и пошел в башню своего отца Авраама, и жил здесь без (далеко от) Исава своего сына. К тому времени, когда Иаков отправился в Месопотамию, Исав взял себе Маалиф 193 , дочь Измаила в жену, и собрал все стада своего отца и своих жен, и поднялся, и жил в горе Сеир, и оставил отца своего Исаака одного при клятвенном колодезе. И Исаак поднялся от клятвенного колодезя, и жил в бащне Авраама, отца своего, в горе Хеврон. И сюда посылал Иаков все, что он от времени до времени посылал своему отцу и своей матери, чтобы облегчить всякую их скорбь. И они благословляли Иакова от всего сердца и от всей души. Глава XXX И в первый год шестой седмины поднялся он в Салем 194 , который находится на восток от Сихема, с миром, в четвертый месяц. И там увезли они Дину, дочь Иакова, в дом Сихема (Sikhem), сына Емора, Гевитянина 195 , владетеля страны; и он спал с нею и обесчестил ее. И она была маленькая девушка двенадцати лет. И он просил ее отца, чтобы она была отдана ему в жену, и у ее братьев он просил ее себе. Но Иаков и его сыновья разгневались на Сихемских мужей, которые обесчестили их сестру Дину. И они замыслили между собою нечто злое, и перехитрили и обманули их. И Симеон и Левий пришли тайно в Сихем, и совершили наказание над всеми Сихемскими мужьями, и убили всех мужей, которых нашли в нем, и не оставили в нем ни одного. Всех предали они мучительной смерти, так как они обесчестили сестру их Дину.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

192 . И вот явились [им] Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи, хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии ( Мф. 17, 3–4 ; Мк. 9, 3 , Лк. 9, 29 ). Переходящие 878 от буквального [смысла] к духовному видят Закон и пророков, которые пребывают со Словом и громким голосом возвещают о Его пришествии. Отчего Петр упомянул о кущах? Потому что всякое знание и всякая добродетель в сравнении с будущим состоянием ничем не отличаются от недолговечной кущи – по словам Апостола: пророчества... умолкнут, и знание упразднится ( 1Кор. 13, 8 ). [Число] кущ – три: деятельная, естественная и богословская. Богословскую кущу Петр уделил Господу, ибо Он Бог, естественное созерцание – Моисею, ибо он написал о создании всего, деятельную же [кущу] – Илии, ибо он девственник, ревнитель и аскет 879 . 193 . По какой причине Моисей и Илия постились сорок дней, 880 отчего Господь, будто запечатлев дела Своих рабов, и Сам согласился прожить без еды те же сорок дней, 881 и что означает число сорок? Во многих местах богодухновенного Писания число сорок понимается как вредоносное, ибо сорок лет иудеи терпели бедствия в пустыне, 882 четыреста лет они же были в рабстве в Египте, 883 а также и этот мир, в котором мы переносим бедствия, слагается из четырех первоначал. Поэтому то, что Моисей, как первый законодатель, передавший Закон младенцам-иудеям, постится сорок дней, означает, что его законодательство предписывает воздерживаться от грехов на деле, – ведь всякий грех слагается из чувства и чувственного. То же, что Илия, отображающий пророческий дар, ибо он превзошел предписания Закона, постится сорок дней, означает, что пророческий дар предписывает воздерживаться от мысленного приятия [греха]. Господь же, Завершитель Закона, Один взявший на Себя грехи [всего] мира, даровал нам способность не только воздерживаться от греха на деле и в мысленном приятии, но также и становиться выше простых образов. 884 194 . Что означают [слова] Евангелия, когда, после того как Господь отразил все искушение диавола, евангелист отмечает, что диавол отошел от Него до времени ( Лк. 4, 13 )? До какого времени?

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Мнимая праведность фарисеев, таким образом, существенно отличается от праведности тех людей, которые исполняют весь закон Моисеев, но нарушают одну из его наименьших заповедей. Фарисейская праведность – это лжеправедность, лицемерие и ханжество под видом праведности. Фарисеи подобны гробам, снаружи кажущимся красивыми, а внутри полным костей мертвых и всякой нечистоты ( Мф. 23:27 ). Такой лжеправедности не место в Царстве Небесном. Приведенное нами толкование основано на буквальном прочтении двух изречений Иисуса, следующих одно за другим, с учетом общего контекста Его учения, как оно представлено в Евангелии от Матфея. Между тем в святоотеческой традиции мы находим и иное толкование слов о «малейшем в Царстве Небесном». Иоанн Златоуст , в частности, считает, что речь здесь идет о человеке, который будет ввержен в геенну и мучение. Термин «Царство Небесное», по мнению Златоуста, употреблен в данном случае расширительно – в смысле не только будущего наслаждения, но и всеобщего суда. На этом суде нарушитель заповеди окажется «малейшим, отверженным и последним, а последний, без сомнения, будет ввержен тогда в геенну» 193 . Кирилл Александрийский еще более суров: по его словам, «отвергающий одну из заповедей закона отвергается Богом как богоборец и противник закона Божия» 194 . Не оспаривая подобного рода толкования, мы должны, однако, уточнить, что выражение «Царство Небесное», как и синонимичное ему выражение «Царство Божие», никогда и нигде в речи Иисуса не употребляется в смысле загробного существования вообще, включающего и блаженство праведных, и мучение грешных. В тех случаях, когда речь идет о посмертном воздаянии, Царству Небесному, или Царству Божию, противопоставляется геенна огненная, а жизни вечной – мука вечная. Вот лишь два примера: И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную ( Мк. 9:47 ); И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф. 25:46 ). Можно привести и другие примеры, свидетельствующие о том, что, говоря о Царстве Небесном, Иисус всегда имеет в виду пребывание с Богом, даже если в этом Царстве существует своя иерархия и «многие обители». «Какая первая из всех заповедей?»

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Но как только надменные враги касались или только угрожали их венцу, святилищу, то иудеи всего мира воспламенялись чувством гнева, которое ободряло их к деятельности; лишь только раздавался клич: – не отечество, нет, – но святилище в опасности, – и звучало оружие, раздавались торжественные молитвы, и все готовы были проливать последнюю кровь за святилище» 193 . Возьмем, например, одно из самых крупных событий после пленной истории евреев: освободительную деятельность Иуды Маккавея и его братьев. Восстание Маттафии, продолженное сыновьями его, составило эпоху в еврейской истории, окружило деятелей этой эпохи ореолом славы, создало независимое Иудейское государство и, в заключение, привело евреев к решению установить, так сказать, новую эру летосчисления (Дpebh.XIII.6:7). Что же было поводом, причиной восстания Маттафии? – " Видя богохульства, происходившие в Иудее и Иерусалиме, он (Маттафия) сказал: «горе мне! для чего я родился видеть разорение народа моего и разорение святого города и оставаться здесь, когда он предан в руки врагов и святилище – в руки чужих? Храм его сделался, как муж бесславный, драгоценные сосуды его унесены в плен... Святыни наши и благолепие, и слава наша опустели, и язычники осквернили их. Для чего нам еще жить?» ( 1Мак.2:6–9 , 1Мак.2:12–13 ). Здесь мы видим, что мотивом восстания было, поругание религии иудейской и осквернение храма 194 . Этот вопль отчаяния Маттафии: «для чего нам еще жить?», если осквернено святилище, – показывает, что иудеи ясно сознавали всю важность храма для их жизни; и они теперь решили употребить все силы, чтобы возвратить себе храм. Этот принцип борьбы за святилище, провозглашенный Маттафией, одушевлял и его сыновей в их славной деятельности. Принцип этот поставил девизом своим Иуда Маккавей, провозгласивший в начале своей деятельности: «сразимся за народ наш и за святыню» (1Макк.3:43); то же отмечает и автор 2Мак., говоря, что Иуда Маккавей с друзьями своими, занимаясь подготовлением восстания, входили в селения и, собирая верных закону иудеев, «взывали к Господу, чтобы Он призрел на народ, всеми попираемый, и пожалел храм, оскверненный людьми нечестивыми» ( 1Мак.8:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

247 Всё мировое зло соберётся в один сгусток... – Ср.: «Антихрист будет плодом мира, понимаемого как противоположность Богу, добру, истине и христианству, того мира, который весь лежит во зле, который ненавидит Бога, Христа и Его последователей. Антихрист будет результатом суммы зла, накопившегося в мире в течение тысячелетий В нём зло, живущее в человеческом роде, достигнет вершины своего развития, подобно тому, как и в человечестве его времени зло дойдёт до таких пределов силы и распространения, до каких только оно может достигнуть в человеческом роде. И потому-то в антихристе и в современном ему человечестве зло кончится» (Беляев А. Д. О безбожии и антихристе. Сергиев Посад, 1898. Репр. М., 1996. Ч. 1. С. 193–194). 250 ... " возрастает»... – Свенцицкий заключает слово в кавычки потому, что в Новом Завете оно употребляется только по отношению к Церкви. О признаках кончины века Христос предрекал: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» ( Мф. 24:12 ). 253 ...человек этот написал бы свою исповедь... – Ср.: «И автор записок и самые «Записки», разумеется, вымышлены. Тем не менее такие лица не только могут, но даже должны существовать в нашем обществе» (Достоевский. 5, 99). 254 ...в настоящее время «подползает» к миру. – «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придёт антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время» ( 1Ин. 2:18 ). 255 ...без страшного внутреннего разрыва с «прошлым», «ветхим», «мёртвым» человеком не может родиться новый... – «Ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху. Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Рим. 6:6 ; Еф. 4:22–24 ). 256 ...тип, воплощающий основные черты Антихриста в данную эпоху... – Ср.: «Достоевский не о том заботился, чтобы сообщить своё учение о настоящем диаволе, а представляет в его лице то настроение, которым проникается человек, утвердившийся в диавольском намерении» ( Антоний (Храповицкий) , митр. Словарь к творениям Достоевского. М., 1998. С. 110).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Таким образом, из советов Ап. Павла Тимофею, относительно мифов и генеалогий, и распространителей этих последних, нельзя выводить, что мифы и генеалогии по самой сущности своей представляли противоположность христианскому вероучению. А, в таком случае, должно признать, что содержание мифов и генеалогий было само в себе невинным и, по внешности, сходным с христианским учением, и что только жизненный опыт, прямая и простая нравственная жизнь могли доказать пустоту и ложь их. Прибавим еще, на основании 1Тим. 4:3 ; 2Тим. 3:5–8 , что мифы и генеалогии могли казаться высшей мудростью. Нет ничего удивительного, что, при такой видимости мифов и генеалогий, Тимофей и Тит могли принять участие в спорах о них. При своем положении, и обязанности давать ответы на вопросы каждого верующего, – Тимофей мог вступить сначала в невинные беседы о мифах и генеалогиях, а при неопределенности этих мифов и генеалогий, легко могли возникнуть разногласия вопрошающего пасомого со своим епископом, что, в свою очередь, могло привести к умалению епископского достоинства в глазах паствы. Вследствие сего, Ап. Павел советует Тимофею строго держаться положительной стороны переданного ему учения, не принимать участия в бесплодных состязаниях, держаться в стороне от бесплодных волнений по поводу каких-то мифов и генеалогий. На такое мнение дают право другие наставления Апостола тому же Тимофею. Вслед за советом отвращаться ββηλους κа γραδεις μθους, Тимофею дается наставление: упражняй себя в благочестии, ибо благочестие на все полезно 189 ; занимайся чтением, наставлением, учением 190 , вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно, ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя 191 . Затем, после совета удаляться споров с людьми поврежденного ума и пр. 192 , напоминается Тимофею, что великое приобретение – благочестие с самодовольством 193 , что некоторые, передавшись сребролюбию, уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, избегай сего... 194 . И еще, – передписывая Тимофею удаляться непотребного пустословия, уклоняться от глупых и невежественных состязаний, Апостол говорит: старайся представить себя Богу достойным 195 ; юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира и пр. 196 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

И хотя он придет под другим именем, Святой Дух говорит: число его шестьсот шестьдесят шесть 192 . Это число нужно понимать в соответствии с греческими буквами. 4 . И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон 193 . Тут говорится о ложном пророке, который сотворит знамения и ложные чудеса, перед людьми 194 . [Апостол] говорит, что у него два рога подобные агнчим, то есть он имеет вид праведного человека, а говорит как дракон – полон дьявольского коварства. Перед людьми он сотворит такие [чудеса], что мертвые будут воскресать. Ибо пред людьми даже маги делают это, при помощи падших ангелов. Он сделает даже так, что золотой образ антихриста будет помещен в храме Иерусалимском и в него войдет падший ангел, и оттуда он будет издавать голоса, и изрекать предсказания 195 . Он сделает также то, что и рабы и свободные примут начертания на чело или на правую руку – число своего имени, – так, что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание 196 . Об этом ниспровержении людей, отвержение Бога и проклятии, предсказал Даниил: и раскинет он царские шатры свои между морем и горою преславного святилища; но придет к своему концу, и никто не поможет ему. И поставит в храме своем [образ] между горой моря и двумя морями 197 , который есть Иерусалим. Он поставит свой золотой образ, как сделал царь Новохудоносор 198 . И Господь повторяет это всем Церквам, говоря о последних временах: Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, где не должно, – читающий да разумеет 199 . Мерзостью называется, когда [люди] раздражают Бога, почитая идолов, а запустением, когда люди совращенные ложными знамениями и чудесами отходят от спасения. Глава XIV и XVII 1 . И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба. И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий 200 . Уже и выше мы говорили, что этот ангел, есть Илия, который предвосхищает царство антихриста.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktorin_Petav...

2. когда Он исцелил человека, слепого от рождения, прозревший воскликнул: «Верую, Господи! и поклонился Ему» (Иоанн 9, 35–38); 3. когда Иисус после воскресения Своего явился апостолам, святой апостол Фома сказал ему: «Господь мой и Бог мой» (Иоанн 20, 28). 191. Молились ли Господу Иисусу Христу ученики Его? Ученики Господа Иисуса Христа молились Ему часто, например: 1. во время морской бури они просили Его: «Господи, спаси нас, погибаем» (Мат.8, 25); 2. когда Он говорил о соблазнах и прощении, ученики просили Господа Иисуса: «Умножь в нас веру» (Лука 17, 5); 3. один из разбойников, уверовавший в Господа Иисуса Христа, молил Его: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» (Лука 23, 42); 4. когда побивали камнями св. Стефана, он молился, говоря: «Господи Иисусе! приими дух мой» ( Деян.7, 59 ). 192. Были эти просьбы молитвами? Эти просьбы были молитвами, потому что все те, кто их произносили, знали, что спасти стольких людей во время страшной бури, умножить веру, отпустить грехи и принять душу умирающего человека не может никто из людей, кроме Бога, а просьба к Богу и есть молитва. 193. Требует Господь Иисус Христос, чтобы мы Его исповедывали? Господь Иисус Христос требует от нас, чтобы мы Его исповедывали, ибо Он говорит: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мат.10, 32 и 33). 194. Считается учеником Господа Иисуса Христа тот, кто почитает Его только за совершеннейшего человека, лучше всех познавшего Бога, жившего по Закону Божию и соединившегося с Богом, как с Отцом своим? Тот, кто почитает Господа Иисуса Христа только за совершеннейшего человека, лучше всех познавшего Бога, жившего по Закону Божию и соединившегося с Богом, как Отцом своим, не считается учеником Его. 195. Кто же тогда считается учеником Господа Иисуса Христа, т. е. христианином? Учеником Господа Иисуса Христа, т. е. христианином считается только тот, кто верует в Него и исповедует Его, как единородного Сына Божия, ставшего человеком, и кто на Него уповает и поклоняется Ему, как это делали первые христиане.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

И обветшали, и поседели дела закона, и обратились в порчу 188 . Ибо с того времени, как был дан новый [Завет], новый отменил старый 189 . И не только после того, как пришёл наш Спаситель, были отвергнуты жертвы, но также и до [этого] времени не были приятны Ему их жертвы, как написано: Не ем Я плоть телят и кровь козлят не пью, принеси же Богу благодарение и исполни Всевышнему обеты твои 190 . И ещё говорит Он: Сердце сокрушённое Бог не отвергнет 191 . И ещё говорит Он: Не желаю Я жертв, и всесожжении не хочу 192 . Жертвы Богу дух смиренный 193 . И также пророк Исайя сказал: Не нужно Мне множество жертв ваших – говорит Господь 194 . И ещё Он сказал им: Возненавидел Я и отверг праздники ваши, и не обоняю Я собраний ваших 195 . 7 . И ещё: это слово, сказанное нашим Спасителем, на Котором висит Тора и Пророки, – прекрасно, великолепно и замечательно; потому что так сказал наш Спаситель: Ни одна буква йод из Торы или Пророков не прейдёт до тех пор, пока все не случится 196 . Итак, Он взял Закон и Пророков и, ничего в них не отме- —58— нив, подвесил на двух заповедях. И когда ты внимательно рассмотришь это слово, [то увидишь, что] в действительности оно таково – соблюдение Закона и всего, что написано в нём, находится под следующим словом: Возлюби Господа Бога твоего от всей души твоей, и от всей силы твоей, и от всего сердца твоего 197 . И всё, что делалось по Закону, [делалось для того], чтобы приблизиться к любви Божией 198 , и чтобы возлюбил человек ближнего своего, как самого себя. Эти две заповеди находятся над всем Законом. И когда ты обратишь своё внимание и посмотришь на Закон, [то увидишь, что] во главе всего Закона написано так: Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли египетской. Не делай себе предо Мной никакого образа и никакого подобия 199 . И если не сотворит себе человек иного бога, то он пребудет под словом, на котором висят и Закон, и Пророки. Напоминаю тебе, возлюбленный, [о том], что [уже] писал тебе: Праведным закон не положен 200 , потому что тот, кто сохранил праведность, находится над заповедью, то есть Законом и Пророками. И истинно то слово, которое сказал наш Господь: Не прейдёт буква йод из Торы и из Пророков 201 , ибо Он запечатал и подвесил их на двух заповедях.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

19 . Если «блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» 186 и в то же время Царство Небесное есть полнота логосов вещей, которые пришли и придут в бытие, то преследуемые блаженны потому, что они постигают знание сотворенных вещей. 35 . «Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно» 187 . Он не столько хочет здесь сказать именно об этом, сколько предписывает не богословствовать безрассудно, ибо невозможно беспрепятственно высказывать о Боге, пребывающем на не бесах и избегающем всякого чувственного определения, то, что относится к чувственно воспринимаемому, и делать из него воспринимаемые суждения. Почему и сказано: «Слова твои да будут немноги» 188 , иначе говоря, истинны и взвешены; поскольку, как мне кажется, нечто таковое обозначают следующие слова: «Малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых» 189 и «лучше малое получение с правдою» 190 . Ибо для тех, кто этого не бережет, сказано: «Ибо как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов» 191 . Говорит он и о голосе глупого, проявляющемся в лживых словах и вводящем душу в заблуждение; и это – «от голоса поносителя и клеветника» 192 . Годится для голоса глупого и следующее: «при многословии не миновать греха» 193 . 52 . По естеству имена бывают телесные и бестелесные; и те имена, что относятся к телесному естеству, обозначают качество каждой вещи – величину, цвет, внешний вид, а те, что относятся к бестелесному, проявляют свойство всякого мыслимого [предмета], иначе сказать, достохвальность или негодность; но первые имена прилагаются к вещам непосредственно, тогда как вторые – не без посредства; они зависят от предпочтения. То, что относится к предпочтению, – или склонность к благу и возможность быть удостоенным познания, что относится к ангелам, архангелам, престолам и господствам 194 , или склонность к пороку и приумножение незнания, что относится к демонам, сатане или неким иным миро-правителям этой тьмы. Однако же да не говорит человек: «По чьей милости я сопряжен с этим телом? Почему я не стал ангелом ? Не выказывает ли Бог лицеприятие? 195 Не появились ли мы на свет со свободной волей?» Ибо подобные слова умножают суету. Как может творение сказать Творцу: «Почему Ты сотворил меня таковым?» И как тварь может требовать ответ у Бога? Но да прекратятся такие речи, а те, что способствуют благу и познанию, да будут произведены. Все, что имеется в этом веке темноты, называется суетой и тьмой, и будет скрыто как забвение то, что относится к этой жизни, после исхода.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010