Конечно, Константинопольский патриарх был сломлен морально и физически. Несчастный Митрофан умер от горя и стыда в 1443 г., а на вдовствующую кафедру был назначен Григорий Маммас (1443–1450), главный интриган против св. Марка Эфесского в Ферраро. Папа Евгений IV вскоре узнал о том, что греки отвергли унию, и прислал в Константинополь своих легатов. Как подсчитали, в период с августа 1444 г. по ноябрь 1445 г. в Константинополе прошло 15 богословских диспутов с участием латинян и византийских архиереев. Основными диспутантами от латинян был епископ Бартоломео Лапаччи, от греков – Георгий Схоларий, который резко изменил свою позицию под влиянием св. Марка Эфесского и стал убежденным антиуниатом. Но даже смерть св. Марка Эфесского летом 1445 г. не изменила позиции, стороны никак не могли прийти к общему мнению по догматическим расхождениям 871 . Как говорят, сам император Иоанн VIII Палеолог перед смертью отказался от унии, о чем сохранились свидетельства самого св. Марка Эфесского . В своем послании некоему монаху Феофану святитель писал: «Знай, что это лжеединение уже успело благодатью и силой Божьей разрушиться, а латинский догмат, вместо того, чтобы подтвердиться этим ложным Собором, о чем всегда они старались, еще более ниспровергнут и обличен, и заклеймен, как хульный и нечестивый. А те, которые его утвердили, не смеют даже рта раскрыть в его защиту. И император, понимая это, никакого своего слова не говорит. Он открыто кается в содеянном и перекладывает вину на тех, которые, договорившись, подписали определение» 872 . Хотя многие восточные архиереи желали созвать новый Вселенский Собор, ничего из этого не получилось. Денег на Собор не было, а дебатировать с легатами мало кому хотелось. Уния постепенно умирала, а с ней и последние надежды на спасение Византии. Приложение 15 «Попытки унии Восточной и Западной церквей» Кафолическая Церковь не могла оставаться «вселенской» на территории одной Италии или только Константинополя. И раскол христианского мира, конечно же, представлялся современникам очень болезненным явлением, требующим своего лечения. В этом отношении Византийские императоры и Римские епископы зачастую действовали солидарно. И этот процесс, крайне тонкий, изобилующий множеством привходящих обстоятельств, настолько сложен, что совершенно напрасно и неоправданно пытаться присвоить ему какую-то конкретную, раз и навсегда данную оценку. Тем более отрицательную.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 20-х гг. XV в. Османская империя, оправившись от поражения в битве при Анкаре (1402), нанесенного войсками Тамерлана , вновь стала угрожать Венгрии и Византии. В 1421 г. тур. войска вторглись в Трансильванию, а в мае 1428 г. имп. Сигизмунд I Люксембург потерпел поражение у замка Галамбоц (ныне Голубац, Сербия). В 30-х гг. XV в. войска султана Мурада II (1421-1444, 1446-1451) неск. раз вторгались в Сербию. В 1439 г. после 3-месячной осады они взяли серб. столицу Смедерево, а в 1440 г. осадили Белград. В это время в Венгрии обострились династические конфликты: после смерти кор. Альбрехта Габсбурга (1439) началась борьба за трон, в которой участвовали вдова короля Елизавета Люксембургская, дочь Сигизмунда I, и польский кор. Владислав III (1434-1444), избранный представителями венг. сословий. В 1440 г. он был коронован под именем Ласло (Уласло) I. В 1441-1442 гг. венг. военачальник Янош Хуньяди одержал в Сербии неск. побед, которые дали надежду на освобождение Балкан. Кроме того, визант. имп. Иоанн VIII Палеолог (1425-1448), находившийся в Италии после заключения Флорентийской унии , вел переговоры с европ. государями о союзе против турок. За активную борьбу с Османской империей выступала Венеция. Интерес к вост. политике проявлял и Филипп III Добрый, герц. Бургундии (1419-1467), еще в 1438 г. принесший обет отправиться в поход против турок. 1 янв. 1443 г. папа Римский Евгений IV (1431-1447) издал буллу с призывом к походу против турок. Венгерский военачальник Янош Хуняди. Гравюра. 1499 г. Венгерский военачальник Янош Хуняди. Гравюра. 1499 г. Весной 1443 г. против Мурада II восстал Ибрагим, бейлербей эмирата Караман, подстрекаемый визант. имп. Иоанном VIII Палеологом. 9 июля кор. Владислав III, папский легат кард. Джулиано Чезарини и серб. деспот Георгий (Гюрг) Бранкович приняли решение о начале военной кампании. Успех похода зависел от согласованности действий войск Владислава III и Ибрагима и флота Папского гос-ва и Венеции, к-рый должен был воспрепятствовать переправе тур.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

м-ря Силь­вестра Тваровского 1680 г.), 18, IX (жалов. гр. 1660 г. архим. Успенно-пречист. Богородицы Ка­невского м-ря Иову Зайончьковскому с братиею на местеч. Бубново и Межиричку), 50, (ди­плом, выданный королем Иоанном III в 1681 г. Сильвестру Тваровскому на звание Овруц. архим.), 60, XXXI (привилегия 1682 г. на право бес­пошлинного привоза соли), 62, XXXII (уни­версал 1682 г. короля Uoahha III к дворянам о небеспокойстве Сильвестра Тваровского в управл. Овруц. архимандриею и о неподдержании притязаний на архимандрию Иннокентия Монастыр­ского), 65, XXXIII (письмо короля Uoahha III архим. Киево-Печер. лавры Гизелю о возвращении Овруцкому м-рю утвари и документов); “Сборник летоп. юж. и зап. России”, 4 (в 1577 г. казаки погребли в Каневском м-ре тело гетмана Под­ковы). 1851 . Онуфриевский – Мстиславский, мужской, ныне погост Онуфриев, Могилевской губ., Чериковского у., в 40 вер. к сев.-вост. от Черикова и неда­леко от границ Мстиславского у., при рч. Черной Натопе (в старину Напоть). В жалов. грамоте 1443 г. Мстиславского кн. Юрия Семеоновича читаем: «посмо­трели есмо на лист отца нашего, кн. Семена Лингвеня, што поставил церковь во имя св. Онофрея на реце Напоте, и м-ръ устроил общежительный и подавал люди к тому монастыру . . .» Известно, что Семеон Ольгердович получил во владение княж. Мстиславское в 1380 г., а м-рь построил, как полагают, после 1407 г., т. е. после возвращения своего из Новгорода. У преосв. Макария год смерти кн. Симеона Лингвена пока­зан в 1399 г., следоват., и м-рь начал свое существование в конце XIV ст. Король Сигизмунд Август II отдал м-рь в пожизненное владение Мстислав. хорунжему Богд. Селицкому; в 1581 г. передан во владение Полотск. архиеп. Феофану, в 1594 г. отдан Льву Сапеге, а в 1601 г. присоединен к унии. Мака­рий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 174; V, 37, 57, 67; “Витеб. губ. вед.”, 1859 г., 12 (архиеп. Феофан); “Могилев. губ. в.”, 1848 г., 47 (род кн. Мстислав­ских); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 506 (под именем Анофреевский); “Акты к ист. Ю. и З. Р.”, 211 (Ж. гр. 1594 г. Льву Сапеге); II, 9 (Ж. гр. 1601 г. униат. игум. Черейскому Исаии на м-рь с условием, чтобы он находился в еди- нении с католич. церковью); “Акты Зап. Р.”, I, 43 (Ж. гр. 1443 г. Мст. кн. Юрия Сем. на от­чины), 68 (Ж. гр. 1468 г. Мст. кн. Иоанна Юрьев. на оз. Гостин), 82 (Ж. гр. 1483 г. кн. Иоанна Юрьев. на отчины); II, 45 (Челобит. 1508 г. кн. Конст. Острожского об уплате дол­гов его, сделан. во время Смолен. похода; упомин. архим. м-ря Варсонофий), 94 (Ж. грам. 1515 г. на ез на р. Соже; архим. Филарет), 132 (Ж. гр. 1525 г. на бобров. гоны на р. Соже); III, 127 (Ж. гр. 1581 г. Полоц. архиеп. Фео­фану о предоставл. ему в управл. м-рем); IV, 8 (Ж. гр. 1588 г. кн. Богд. Озерецкому Друцкому о предоставл. ему м-ря в пожизн. управл.); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 448, (список м-рей, обращенных в унию).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Cardinal Isidore, c. 1390–1462: A Late Byzantine Scholar, Warlord, and Prelate. L.; N. Y., 2018. P. 38–78. Т. е. Тевтонского ордена; в славянских грамотах Исидора его титул указывается как «архиепископ» — либо «митрополит Киевский» — «bceia Руси, легатос и от ребра апостольскаго сдалища Лiamьцkaro и Литовьскаго и Немецькаго» (Ibid. P. 100–102). Единственного участвовавшего в соборе епископа из русских — Симеона Суздальского, который подписал акты собора по принуждению Исидора и впоследствии отрекся от своей подписи, — Исидор доставил в Москву в кандалах. Вероятно, не без ведома великого князя, который предпочел избавиться от Исидора именно таким способом. См.: Ibid. P. 103–104. См. также: Акишин С. Ю., Флоря Б. Н. Исидор, митрополит Киевский (1436–1443), кардинал и лат. патриарх К-польский (1459–1463)//Православная энциклопедия. М., 2011. Т. 27. С. 177–182. «Npiuдe всть яко царь отъиде въ Римъ на царьство и ста в Латыньскую вру, и пославъ пословъ възвратити воспять» (Полное coбpahie русскихъ лтописей. Т. 6: Coфiйckiя лтописи. СПб., 1853. С. 167). Митрофан II, пришедший на смену умершему во время Флорентийского собора Иосифу II, скончался в 1443 г. Его преемником сделался Григорий III, который из-за неприятия унии большинством жителей Константинополя и скорее негативным отношением к ней со стороны воцарившегося в 1449 г. императора Константина XI Палеолога был вынужден покинуть город в 1450 г. и с 1451 г. проживал в Риме в статусе титулярного латинского патриарха Константинополя. На одном из сохранившихся списков послания стоит отметка: «Посылная [Грамота]… да не пошла» (см. Акты ucmopuчeckie, собранные и изданные Археографическою koммuccieю. СПб., 1841. Т. 1 (1334–1598 гг.). С. 495). При этом в конце концов императору Константину XI все-таки пришлось заявить о себе как приверженце унии: очень рассчитывая на военную помощь с Запада, в 1452 г. он дозволил Исидору, прибывшему из Рима в качестве папского легата, совершить богослужение в храме Св. Софии с поминовением папы и изгнанного патриарха-униата Григория III.

http://pravoslavie.ru/116071.html

A pesar de la decisiones del II Concilio de Lyón, Roma no había encontrado el camino adecuado y los espíritus en Oriente no querían recibir la nueva sumisión. Así, pues, el pueblo ortodoxo no aceptó la resolución conciliar, sino que protestó enérgicamente. Entre estos últimos, el hijo del basileus, Demetrio, Marcos de Éfeso y Jorge Skholarios. Puesto que José II había muerto, el emperador impuso un patriarca unionista, Metrofanes (1440–1443), que acabó por renunciar y fue sucedido por otro unionista, Gregorio III (1443–1451). Los otros patriarcas orientales de Alejandría, Antioquía y Jerusalén condenaron el decreto de unión, lo mismo que sucedió en otras iglesias Ortodoxas. Isidoro de Kiev, a su regreso a Moscú, mandó leer el decreto de unión en presencia del gran príncipe de Moscovia Basilio II el Ciego y de los boyardos, pero sin dejarle terminar la lectura, el príncipe hizo encarcelar a Isidoro, quien más tarde logró escapar. Estuvo en Constantinopla a la caída de la ciudad bajo los turcos y pudo escapar a Roma, donde murió en 1463. La unión proclamada en Florencia había fracasado! e) Caída de Constantinopla. Ante la amenaza inminente de los otomanos, el emperador Constantino pide ayuda a Occidente, pero sólo los genoveses responden a la llamada. Los bizantinos, inflamados por las palabras de Jorge Skolarios, ahora monje con el nombre de Gennadio, prefieren, según la frase célebre, el turban de los turcos a la mitra latina. Como último intento, el emperador, en presencia de Isidoro de Kiev y del patriarca Gregorio, trata de proclamar su unión con Roma. Todo inútil! En la noche del 28 al 29 de mayo de 1453, los turcos, después de largas semanas de bombardeos, toman definitivamente y saquean la ciudad imperial. Santa Sofía, conocida también como la «gran iglesia» y símbolo del cristianismo bizantino y de la Ortodoxia, es convertida inmediatamente en mezquita. A partir de este momento, la vida de la Iglesia bizantina se verá sujeta a la voluntad de los sultanes y la actividad de los patriarcas (empezando por Gennadio II) implicada en los avalares de la vida política de la Sublime Puerta, aunque el patriarca será siempre el referente etnárquico de los cristianos griegos.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/histor...

То, что собор касался достаточно конкретных и вполне местных проблем является, пожалуй, еще одним доказательством его подлинности, а не измышления в поисках канонического отвержения Флорентийского собора. «Придуманный» собор был бы в первую очередь посвящен догматическому опровержению униатского ороса, а не проблемам Кесарии Каппадокийской митрополии и ее архиерея. Итак, Иерусалимский собор апреля 1443 г., по нашему мнению, действительно имел место, его определение сохранилось в рукописи, происходящей из Александрийского патриархата. Однако собор этот был местного масштаба как по составу участников (три патриарха и один митрополит), так и по обсуждавшимся вопросам (проблемы одной епархии, относящейся, однако, к ведению другого патриархата – поэтому и понадобилось определение нескольких патриархов). Таким образом, это было скорее заседание церковного суда, а не собственно собор по догматическому вопросу об унии. Определение составлено достаточно простым, не вполне подходящим для официального документа языком (что и давало возможность исследователям сомневаться в подлинности документа). Но для патриархатов, в течение нескольких столетий находившихся под властью мусульман, такого рода тонкости были не столь важны. Большой собор, который отверг бы флорентийское определение, так и не был созван, в первую очередь из-за проуниатской позиции светских властей Константинополя. Состоялось, однако, несколько небольших соборов или собраний, которые заявляли на местном уровне о своей приверженности православию. Так случилось в Константинополе при Марке Эфесском и затем при Геннадии Схоларии , в Москве при осуждении митрополита Исидора; так было и на Пелопоннесе при активном участии Иоанна Евгеника. Иерусалимский собор принадлежал к событиям того же ряда. Его решения касались восточных патриархатов и Кесарии Каппадокийской митрополии. Но цепью таких локальных событий и происходило отвержение Флорентийской унии на православном Востоке. После падения Константинополя и избрания Геннадия Схолария Константинопольским патриархом в 1454 г. в созыве большого собора уже не было необходимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вспыхнувшая на десятом году правления императора Льва III иконоборческая ересь невиданной жестокостью более века (726-843) терзала православную церковь. Причиной созыва поместного Собора 764 года стала поступившая Антиохийскому патриарху Феодору (751-775) жалоба, уличавшая сирийского епископа Козьму, прозванного Команитом, в расточении церковных денег. Не сумевший оправдаться и представить растраченные деньги епископ Козьма перешел на сторону иконоборцев и стал яростно нападать на церковь. На этом Соборе патриарх Иерусалимский Феодор (735-770) вместе с патриархами Александрийским Козьмой (727-765) и Антиохийским Феодором осудили иконоборческую ересь и подтвердили деяния всех шести Вселенских Соборов. Единогласным решением соборян был осужден и епископ Козьма, который «после чтения Евангелия» был предан анафеме. Необходимо заметить, что патриарх Иерусалимский Феодор в 767 году послал Символ Веры патриархам Александрийскому, Антиохийскому и Римскому. Иерусалимский Собор 836 года при патриархе Василие (820-838г.г.) На созванном патриархом Василием поместном Соборе присутствовали патриархи Александрийский Христофор (817-841) и Антиохийский Иов (813-843), а также огромное количество монахов. Целью созыва этого Собора было решение вопроса в защиту поклонения святым иконам. Результатом Собора стала выработка послания императору Феофилу (монументальный труд и исторический памятник той эпохи), которое вошло в состав Православных Соборных Текстов. Иерусалимский Собор 1443 года при патриархе Иоакиме (1431-1450г.г.) Инициатива созыва этого поместного Собора принадлежала митрополиту Кесарийскому Арсению, который после происшедших на Ферраро-Флорентийском Соборе (1439) событий и избрания Константинопольским патриархом латинофила Митрофана II (1440-1443), посетил восточных патриархов Дорофея Антиохийского (1435-1451), Иоакима Иерусалимского, а также Филофея Александрийского (1435-1459) и убедил их собраться в Иерусалиме и осудить принятую на Ферраро-Флорентийском Соборе унию, а также Цареградского патриарха Митрофана и всех рукоположенных им клириков.

http://pravoslavie.ru/39971.html

В 1333 г. на горе Сион обосновались монахи-францисканцы, параллельно с этим усилили свое присутствие сиро-яковиты и армяне. Уравновесило баланс сил прибытие в Палестину сербских и грузинских православных монахов. Грузинам греки передали находившуюся невдалеке от Иерусалима обитель св. Креста, а сербам предоставили обитель Архангелов – подворье монастыря св. Саввы. В 1443 г. в Иерусалиме состоялся Поместный собор восточных православных церквей, осудивший Ферраро-Флорентийскую унию 1439 г., а также латиномудрствующего константинопольского патриарха Митрофана II (1440–1443) и других сторонников подчинения папе Римскому. Резко ухудшилось положение православных Палестины после падения Византийской империи. Власти разорили множество церквей и монастырей, строго запретив восстанавливать разрушенные здания. Толпа фанатиков громила христианские кладбища и с яростью нападала на «иноверцев». На восстановление нанесенного погромами ущерба у православных не было средств. Их ослаблением воспользовались католики, к концу XV в. добившиеся у мамлюков права служить на Голгофе и стремившиеся к установлению полного контроля над христианскими святынями. 3. Александрийская церковь в 642–1517 годы Арабское завоевание стало тяжелым ударом для Александрийского Патриархата. Вся его каноническая территория оказалась под иноверным владычеством. Со времени начала арабского господства Александрийская церковь постоянно находится в чуждом религиозном и культурном окружении. Формально египетские христиане сохранили свободу вероисповедания и получили широкое самоуправление. Взамен они должны были платить обременительные налоги в государственную казну. Число православных уже в VII в. заметно сократилось, что не замедлило сказаться и на уменьшении количества епархий. Особенно серьезное давление арабы оказывали на православных (мелькитов), рассматривая их как «пятую колону» византийского государства на своей территории. Отношение к коптам, встретившим арабов как освободителей от византийского ига, у завоевателей на первых порах было иным: они даже дали им возможность захватить многие храмы и монастыри синодитов. Драматизм ситуации усугублялся тем, что в течение 75 лет (650–727 гг.) у православных Египта не было возможности избрать патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При этом многие из византийских архиереев уже успели заявить о том, что они подписали орос под давлением, и теперь отказываются от своей подписи под решениями Собора. Таким образом, позиция властей оставалась пассивно униатской, коль скоро флорентийские решения не были отвергнуты, а антиуниатская оппозиция не имела возглавителя. В конце 1442 – начале 1443 г. из заключения вышел Марк Эфесский , и антиуниаты обрели лидера. Широкая дискуссия по вопросу Флорентийской унии развернулась уже после смерти Патриарха Митрофана 1 августа 1443 г., когда Патриаршая кафедра вновь оказалась вдовствующей. Тогда же был, наконец, устроен долгожданный крестовый поход против турок, закончившийся неудачей под Варной 10 ноября 1444 г. Летом 1445 г. умер от рака Марк Эфесский , на смертном одре завещавший продолжение своего дела Георгию Схоларию. А в 1445 г. Патриархом был избран Григорий Мамма, остававшийся на этом посту вплоть до своего отъезда в Рим в 1451 г. Этот «второй этап» рецепции Флорентийской унии в Византии (1444–1451 гг.) оказался наиболее богатым с точки зрения количества текстов, написанных «за» или «против» унии. С августа 1444 г. по ноябрь 1445 г. в Константинополе состоялось 15 богословских дискуссий по поводу унии между православными и католиками. Дискуссии проходили в присутствии императора и всего высшего общества. Если основным вдохновителем православных был Марк Эфесский , то само бремя дискуссий легло, в первую очередь, на Георгия Схолария с православной стороны, и на епископа Бартоломео Лапаччи (за спиной которого находился папский легат кардинал Кондульмаро) – с католической. Судя по всему, к этим годам – 1444–1445 – относится написание Сиропулом «Воспоминаний» о Флорентийском соборе. В это же время он, должно быть, особенно сблизился со Схоларием. По крайней мере, наиболее важные рукописи Схолария, переписанные рукой Сиропула, относятся ко второй половине 40-х гг. В начале 50-х гг. Сиропул был одним из вождей православной оппозиции и являлся членом ερ Σναξις (Священного Синаксиса) – своего рода «синода» православного сопротивления. Его имя стоит под обращением Синаксиса к гуситам, подписанным 8 января 1452 г. Оставшись в Константинополе, Сиропул оказался в Городе и во время его захвата турками. После падения Города следы Сиропула теряются. Если он остался в живых, то несомненно, что Геннадий Схоларий , ставший Патриархом 6 января 1454 г., должен был приблизить его к себе и, вероятно, произвести в архиереи. По крайней мере, третий Патриарх после падения Византии известен с именем Софроний Сиропул (1 апреля 21 1462 – лето 1464). Монашеское имя Патриарха начинается на ту же букву, что и мирское имя нашего Сиропула. К тому же о других Сиропулах в том поколении пока неизвестно. Так что очень вероятно, что свой жизненный путь Сильвестр Сиропул – участник Флорентийского собора и автор его истории – завершил в качестве Патриарха Константинопольского. Сочинение

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в латинской Церкви было больше отступлений, чем в период разделения Церквей. Повторение рассказа под 1443 г. имеет связь с отношением Русской Церкви к Флорентийскому собору; точно также ясна связь между 988 и 1443 гг. (Ник. лет. 1. 91; V 189; Обз. пол. соч. пр. лат. А. Попова . 18–19). 75 Полн. соб. р. лет. IX 70. См. сочинение Чистякова и хронике Дитмара (976–1018 г.), на основании которой Чистяков сводит в одно типические свойства славян (некоторых) во время распространения между ними латинского Христианства. Свойства проповеди латинских миссионеров те же самые, какими последние отличались на русских окраинах. 86 Ср. повесть о Петре, гугнивом и «Стязание (митр. Георгия) с Латиной», – с посл. митр. Никифор., с «изложением о православной вере Михаил. синкелла иерусалим. (Истор. р. цер. Макар. II. 347–348: Памят. р. слов. XII в. 157. Обзор. А. Попова . 136–140). 102 С новым устройством храмов в римской Церкви не стало того, что у греков и у русских называется алтарем; престолы примкнуты к стенам вдоль и поперек всего храма и оставлены не отделенными один от другого и от прочих частей храма никакими перегородками, которые бы соответствовали греческому и нашему русскому иконостасу. Тр. Киев. Дух. Акад. 1867 г. II. 397. 103 Остроумно объясняет проф. Голубинский причину, почему у латинян не употребляется пения аллилуия в великопостном богослужении. «В западной Церкви, – говорит он, – песнь аллилуия сохранила свое еврейское значение, как песни радости и торжества; посему там вошло в обычай не возглашать ее в продолжение великого поста на литургиях заупокойных с другими заупокойными службами (а возглашать усиленно в день Пасхи и в продолжение пятидесятницы). Напротив, в Церкви Восточной, греческой, песнь аллилуия получила значение по преимуществу песни умилостивительной и покаянной, имеющей напоминать о втором пришествии Господнем для суда праведных и грешных и о том, что грешники должны стараться избегнуть осуждения посредством покаяния, почему в Греческой Церкви она поется в продолжение всего года, но преимущественно в великом посте, а также на службах заупокойных.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010