Стефан разворачивает обширное строительство. Уже в 1384 г. «создана бысть обитель его большая, потом епискупия на Устьвыми на владычном горожке. Владыко Стефан на Устьвыми создвич большой соборный храм Благовещения пересвятые Богородицы и другой меньшой храм монастырской архистратига Михаила». Считается также, что при Стефане была построена еще и Никольская церковь. Эти деревянные церкви были одними из первых на Коми земле. Бурная деятельность Стефана не ограничивалась строительством. Он, зная древнекоми язык (по преданию, его мать была зырянкой), создал пермскую азбуку и положил начало книгописанию на этом языке, открыл первую школу в Усть-Вымском Михайло-Архангельском монастыре для подготовки священнослужителей, занимался иконописью. Преподавание в школе велось на пермском языке. В Усть-Выми велось летописание. В частности, именно здесь в конце XVI - начале XVII вв. была написана уже цитировавшаяся Вычегодско-Вымская летопись - единственный дошедший до нас летописный свод, созданный на Коми земле. Так что Усть-Вымь с полным основанием можно назвать первым очагом просвещения в Коми крае, давшим новый, мощный импульс народной культуре. Стефан Пермский умер в 1396 г. в Москве и похоронен был в церкви Спаса на Бору. Еще с XV в. Русской Православной Церковью он почитался как святой. Усть-Вымь жила и развивалась. При преемниках Стефана - Исаакии (1397-1416), Герасиме (1416-1443), Питириме (1443-1455), Ионе (1456-1470) и Филофее (1471-1501) продолжалась христианизация Коми края. Ко времени Филофея относятся и первые описания Усть-Выми как поселения. В жалованной грамоте великого князя Ивана Васильевича епископу Филофею на вычегодские и вымские земли, составлявшие епископскую вотчину (1490 г.), мы читаем, что в Усть-Вымском городке был «двор идадычен большей», еще один двор-усадьба «владычня брата», осадные дворы оквадских, ибских и коквицких крестьян, 2 крестьянских и 1 священнические дворы, да на посаде 17 жилых дворов». Как видим, центр Пермской епархии был совсем небольшим поселением.

http://sobory.ru/article/?object=14466

251 ...Феодосиа митрополита всеа Руси... – Феодосий Бывальцев, митрополит московский и всея Руси, рукоположен 3 мая 1461 г. из архиепископов Ростовских, в 1464 г. удалился в Чудов монастырь, умер в Троице-Сергиевом монастыре в 1475 г. 252 ...настоателя тоя обители, Касиана именем... – Кассиан, настоятель Кирилло-Белозерского монастыря в 1443–1465 и 1466–1470 гг. Василий и митрополит Иона дважды посылали его по вопросам церковного управления к патриарху в Царьград. Впоследствии был переведен как игумен в Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере. 255 ...Мартиниана именемъ. – Преподобный Мартиниан Белозерский, в миру – Михаил Стомонахов (1397–1483 гг.), основатель Вожеозерского монастыря (1427 г.), игумен Ферапонтова (1435–1447 гг.), затем Троице-Сергиева (1447–1455 гг.) монастырей. Β 1455 г. он вернулся в Ферапонтов монастырь, где по 1480 г. оставался строителем. Пахомий Серб, собирая сведения ο Кирилле, очевидно, посетил Ферапонтов монастырь, чтобы встретиться с Мартинианом. 256 ...Тимофею именем. – Тимофей Васильевич Вельяминов, окольничий великого князя Дмитрия Ивановича Донского. Известен своим участием в сражении с татарами на р. Воже 11 августа 1378 г. 258 ...игумену Стефану. – Преподобный Стефан Махрищский, выходец из Киево-Печерской лавры, основатель, ок. 1358 г., Махрищского Троицкого монастыря, в 30 км от Троице-Сергиева, a затем, ок. 1370 г., Троицкой Авнежской пустыни в районе Тотьмы в Вологодской земле; был возвращен в Махрищскую обитель великим князем Дмитрием Ивановичем; умер 14 июля 1406 г., канонизирован в 1558 г. 261 ...на Симоново. – Московский Симонов монастырь Успения Богородицы, основанный ок. 1370 г. племянником Сергия Радонежского Феодором. 262 ...Феодору именем... – Феодор Симоновский (Ростовский) – племянник и воспитанник Сергия Радонежского, сын его брата Стефана, основатель и игумен, а затем архимандрит (до 1383 г.) московского Симонова монастыря, с 1390 г. епископ Ростовский. Умер в Ростове в 1395 г. 263 ...нкто Михаилъ... – Β то время иеросхимонах Симонова монастыря, в епископы Смоленские Михаил был рукоположен в 1383 г., a в 1386 г. смещен и 7 октября 1397 г. прибыл в Москву. Умер в Троице-Сергиевом монастыре в 1402 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Речь идет об упоминавшейся выше первой жене византийского императора Uoahha VIII Палеолога, скончавшейся в Константинополе и погребенной, как явствует из текста Зосимы, в Богородичном храме монастыря, построенного Константином Липсом в начале X в. вблизи храма святых апостолов – традиционной усыпальнице византийских царей, начиная с Константина I Великого, и их ближайших родственников. В XIII в. храм был возобновлен трудами императрицы Феодоры, жены Михаила VIII, в дальнейшем нашедшей свой последний приют здесь, в основанном ею женском монастыре (надгробная доска с надписью сохранилась и находится ныне в Археологическом музее Стамбула). 223 В османское время храм стал мечетью Фенари-иса. Портреты в рост василевса Иоанна Палеолога и Анны Васильевны вытканы на знаменитом большом саккосе Московского митрополита Фотия в XV в., хранящемся в Москве. 224 В конце января 1420 г. Зосима отправляется из Константинополя на Афон, сохранив таким образом для потомков, скорее всего, последнее русское описание Царьграда перед османским завоеванием. Вновь Зосима оказывается и зимует в Константинополе на обратном пути из Иерусалима на Русь в мае 1422 г. В середине 30-х гг. XV в. в Константинополь отправляется псковский инок Евфросин, в будущем основатель Трехсвятительского Елеазарова монастыря, с целью решения вопроса о правильности исполнения в литургии сугубой аллилуйи. 225 В Царьграде его принимает сам патриарх Иосиф II (1416–1439). Дважды ездил в Константинополь для разрешения некоторых вопросов «о церковном исправлении» Кассиан Каменский (ум.ок. 1463 г.) – игумен Кирилло-Белозерского монастыря, с 1455 г. – игумен Спасо-Каменской обители на Кубенском озере. Его посольства были отправлены по поручению великого князя Василия II Васильевича Темного и митрополита Киевского и всея Руси Ионы (1448–1461), официально ставшего первым митрополитом Московским. Сам Иона также ездил в Царьград в 1437 г. Великокняжеские посольства с письмами патриарху Митрофану II (1440–1443) отправлялись и в 1441 и в 1443 гг. 226 Накануне и после падения Константинополя в 1453 г. поездки в

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1425. О таинстве миропомазании. 1852. I. 119. 1426. О таинстве Евхаристии. 1852. I. 195. 1427. О св. Причащении. 1844. I. 417. 1428. О таинствах причащения и покаяния. 1836. III. 56. 1429. Брак есть таинство. Прот. Т. Серединского . 1869. I. 689. 1430. О браке, три беседы. 1847. IV. 74. 303. 423. 1431. О таинстве брака. 1836. III. 199. 1432. О таинстве священства. 1836. III. 282. 1433. О таинстве елеосвящения. 1836. III. 199. 1434. О последнем суде. 1839. I. 231. 1435. По ту сторону гроба суд и воздаяние. 1824. XVI. 279. 1436. О вечном блаженстве праведных. 1829. XXXIV. 160. 1437. О будущем воскресении вашего тела. 1859. I. 394. 1438. Рай . 1840. II. 87. 1439. Ад . 1840. III. 245. 1440. О преимуществе будущего нашего тела пред настоящим. 1824. XVI. 260. 1441. О разности наград и наказаний в будущей жизни. 1826. XXIII. 216. 1442. Знают ли святые на небе о наших нуждах на земле? ( Е. И. Ловягина ). 1867. I. 41. 1443. Жизнь будущего века. 1854. II. 154. 1857. I. 321. 1144. Догматическое учение о частном суде. 1852. II. 35. 1445. О мздовоздаянии после частного суда. 1852. II. 59. 1446. Страшный суд. 1857. I. 80. 1447. О поминовении усопших. 1824. XVI. 169. 1448. Изложение XVIII члена послания восточных патриархов о православной вере. 1842. IV. 94. 167. 1449. Объяснение III члена послания восточных патриархов о православной вере (о предопределении). 1845. IV. 301. 1450. Воскресение Христово – основание и сила веры и Церкви. Ф. Надеждина. 1863. I. 465. 1451. Доказательства, признаки и следствия Воскресения Христова. 1833. II. 42. 1452. Сила Воскресения Христова. 1823. XI. 288. 1453. Воскрес Христос. 1823. X. 175. 1454. И мы воскреснем. 1830. XXXVII. 213. 1455. Мысли учителей церкви о первых проповедниках Евангельского слова. 1835. II. 397. 1456. Мысли учителей церкви о чудесном распространии Евангельской проповеди. 1835. IV. 174. 1457. Эллинизм и православие (Речь, произнесенная Григорием, митр. Хиосским, 30 июня 1866 г., по случаю годичных испытаний в Хиосской гимназии). Перев. прот. Е. И. Попова . 1869. I. 378.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1426 Словарь исторический о святых, сл. Варнава, и Исторические записки о Костроме и ее святых протоиер. II. Островского, Кострома, 1864, стр. 81 fin., § 7. 1431 См. слово на обретение мощей преп. Кирилла, напечатанное в Чтениях Общ. Ист. и Древн. 1894 г., кн. III. Мощи обретены были 7-го Ноября 1648-го года, внесены в новопостроенную церковь 22-го Августа 1652-го года. В этот промежуток времени, как должно думать, и было установлено празднование. В слове не говорится прямо об установлении празднования, но говорится, что «днесь блаженную блаженнаго отца Кирилла память празднуем». 1439 Преп. Никандр представляет собою единственный из досинодальных, не совсем понятный для нас, примерь того, что имя его без службы внесено в месячную минею (под 24-м Сентября: «Преподобнаго отца нашего Никандра пустынножителя, Псковскаго чудотворца»). 1443 См. иеромон. Иоасафа Церковно-историческое описание Владимирских достопамятностей, М. 1857. стр. 80–81. – При Грозном Боголюбскому не было празднуемо, а были петы по нем панихиды, см. Доброхотова Памятники древности во Владимире Кляземском, М. 1849, стр. 61. 1450 См. краткие сведения об епископах Феодоре и Иоанне, читаемые при их печатной службе (у нас под руками издание 1870-го года, напечатанное в Московск. синод. типографии). 1454 Известие о мощах епископов Феодора и Иоанна при той же печатной службе, cfr Синодик недели православия в Вивлиофике Новикова, VI, 430. 1455 Ibidd. Покровы положила, один в 1578-м году, другой – в 1581-м году, «князь Володимера Андреевича княгиня Евпраксия удельная». Но или надписи сомнительны, или они передаются в Известии неверно. Должно разуметь в них или супругу, или мать Старицкого князя Владимира Андреевича. Но супруга называлась Евдокией, а мать – в мipe Евфросинией, в монашестве Евдокией, и обе погибли вместе с князем от руки Грозного в 1569-м году, – Карамз. IX, 83. 1456 О мощах не совсем понятным для нас образом епископ между прочим писал в своем представлении, что остается неизвестным, «в каком оные ныне качестве находятся».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1433. Мф. 18. 22. 1434. Ин. 5. 14; 8. 11. 1435. Ин. 9. 41. 1436. Мк. 1. 15. 1437. 1 Кор. 10. 13. 1438. Преподобный Макарий Великий. Слово 4, глава 8. 1439.  …никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9. 62). 1440.  …сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа (Иак. 1. 6, 8, 7). 1441.  …не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? …не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Иак. 2. 18). 1442. Деян. 1. 6, 7. 1443.  …тягость дня и зной (Мф. 20. 12). 1444.  За грехи, которыми вы согрешили пред Богом, будете отведены пленниками в Вавилон… (Посл. Иер., стих 2). 1445.  Войдя в Вавилон, вы пробудете там многие годы и долгое время, даже до семи родов; после же сего Я выведу вас оттуда с миром (Посл. Иер., стих 3). Ибо Ангел Мой с вами, и он защитник душ ваших (Послание Иер., стих 6). 1446.  …закрыл Себя облаком, чтобы не доходила молитва наша (Плач. 3. 44). 1447. Плач. 3. 45. 1448.  …стройте домы и живите в них, и разводите сады и ешьте плоды их; берите жен и рождайте сыновей и дочерей; и сыновьям своим берите жен и дочерей своих отдавайте в замужество, чтобы они рождали сыновей и дочерей, и размножайтесь там, а не умаляйтесь (Иер. 29. 5, 6). 1449.  …страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро (1 Пет. 4. 19). 1450. 1 Пет. 2. 20. 1451. Пс. 68. 12. 1452. Исх. 14. 5–30. 1453. Исх. 17. 8–16. 1454. 1 Кор. 15. 50. 1455. Преподобный Иоанн Карпафийский, гл. 5. 1456.  …рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род (Исх. 17. 15, 16). 1457.  …смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется… кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына (Быт. 21. 6, 7). 1458. Мф. 25. 5. 1459. Пс. 102. 5. 1460. 4 Цар. 5. 1–14. 1461. Преподобный Иоанн Карпафийский, гл. 37.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1440. Ин. 3. 4. 1441. Ин. 6. 60. 1442–1443. Ср.: Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин. 6. 63). 1444.  …если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. …Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? (Ин. 3. 3–4.) 1445. 2 Кор. 10. 5. 1446. Так говорится в грамоте, выдаваемой архиереем иерею по его рукоположении: «Подобает иерею вседушо прилежати чтению Божественных Писаний, и не инако сия толковати, но якоже Церковная светила, святии и Богоноснии Отцы наши, пастыри и учители, великим согласием истолковали». Далее в грамоте завещавается иерею строго нравственная христианская жизнь. 1447. Гал. 5. 24. 1448.  …разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются? (Иер. 8. 4.) 1449.  …«встань, спящий, и воскресни из мертвых и освятит тебя Христос» (Еф. 5. 14). 1450.  Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя (Ос. 13. 9). 1451. См.: …язвы, пятна, гноящиеся раны (Ис. 1. 6). 1452.  Врачевали мы Вавилон, но не исцелился (Иер. 51. 9). 1453.  …неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем (Ис. 1. 6). 1454.  Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой (Притч. 3. 5). 1455. 2 Кор. 5. 12. 1456.  …мудрость мира сего есть безумие пред Богом (1 Кор. 3. 19). 1457. Иак. 1. 17. 1458.  …в убедительных словах человеческой мудрости (1 Кор. 2. 4). 1459. 1 Кор. 1. 17. 1460.  …Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых… и не знатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор. 1. 27–29). 1461. Слово преподобного Марка Подвижника. Далее святой Отец объясняет, что три образа благочестия суть следующие: первый — не согрешать; второй — по согрешении терпеть попускаемые скорби; третий — плакать о недостатке терпения, когда не можем претерпевать великодушно попускаемых (Промыслом) скорбей. 1462. По Иннокентию: Низибий Чудотворец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

—155— литва Отче наш » (1709)» 1435 , «Осмь блаженств еван­гельских» (1709) 1436 и «Синаксарь на Полтавскую по­беду» (1710) 1437 ). Переводы, впрочем более или менее переработанные: – «Алфавит» (1705) 1438 , «Псалом 50-й» —156— (1707) 1439 , «Феатрон» (1078) 1440 , «Царский путь креста Господня»(1709) 1441 , «Богомыслие» (1710) 1442 и « Илиотропион » (1714) 1443 . В —157— свое время сочинение святителя Иоанна пользовались значи­тельным успехом; их много читали, некоторые из них переиздавались до трех раз. Петр Великий охотно прини­мал их посвящение 1444 , а за подносимые ему в дар книги посылал автору благодарственные грамоты и по­дарки 1445 . Митрополит новгородский Иов (1697–1716), по­лучив от Иоанна его сочинение, шлет за них автору усиленную благодарность 1446 . Каковы бы не были литератур­ные недочеты сочинений святителя Иоанна, его широкая пи­сательская деятельность, особенно, в связи с заботами о распространении просвещение, составляла его неоспоримую заслугу. Пусть ему не удалось освободиться от того искус­ственного киевского направление, которое царило в южно­русской литературе того времени; 1447 даже оставаясь тем, чем мы его видим в его сочинениях, он был полез­ным и нужным литературным тружеником. Если еще в звании свенского наместника святитель Ио­анн принимал участие в событиях церковной и отчасти гражданской жизни Малороссии, то в сане архиепископа черниговского это участие оказывалось для него еще более неизбежным 1448 . Во время тяжкой борьбы Петра Великого —158— со шведами и изменой Мазепы, св. Иоанн и выступил за­щитником интересов русской государственности и мо­литвенником о благе родины. Когда Карл XII в 1708 г. со своими войсками перепра­вился на левую сторону Днепра, а Мазепа подготовлял измену, Петр Великий не раз приезжал в Малороссию для организации обороны. В одну из таких поездок он был встречен в Глухове святителем Иоанном, который приветствовал его ободряющей речью и пророчески-молитвенным пожеланием (словами Втор.28:7 ), исполнив­шимся в день Полтавской победы 1449 . Измена Мазепы по­требовала от Петра самых быстрых и решительных мер. Он издает 28 окт. 1708 г., в своем лагере на Десне, манифест о предательстве Мазепы, тотчас же назначает выборы нового гетмана 1450 и рассылает с при­глашением приехать на выборы грамоты в Киев митропо­литу Иоасафу и в Чернигов архиепископу Иоанну 1451 . Вы­боры гетмана (Скоропадского) состоялись в Глухове 6 ноя­бря 1452 ; под избирательной грамотой на первом месте подписался святитель Иоанн 1453 . В тот же день святитель был принят Петром, благословил царя иконой Черни­говской Божией Матери и поднес ему в подарок четыре блюда фруктов 1454 . 12 ноября в глуховском храме духо­венство, во главе с митрополитом Иоасафом (приехавшим 11 ноября) и архиепископом Иоанном, произнесло анафему на изменника Мазепу, и в тот же день иерархи разослали на него по своим епархиям отлучительные грамоты 1455 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

8 Архиепископ Филарет в Обзоре Русск. духовной литературы, в статье «Св. Геннадий», говорит, что послание к собору, помещенное в этой рукописи, написано Геннадием по поводу составленной им Пасхалии, тогда как оно писано по другому поводу, а о Пасхалии в нём вовсе не упоминается. 9 См. Словарь историч. о бывших в России писателях духовн. чина митр. Евгения, ч. I, стр. 73. Обзор Русской духовн. литер. Филарета Черн., т. I, стр. 152. Его же История Русской церкви т. I, стр. 133 и 135. Указание материалов Отеч. истории и словесности Строева, в журн. Мин. Нар. Просв., 1834 г. февраль. «Вассиан, современник Uoahha III » Сухомлинова, в Известиях второго Отдел. Импер. Акад. Наук (автор основался на митр. Евгении и Строеве). История России с древнейших времен Соловьёва, т. V, стр. 294. Наконец История Русской словесности Галахова. 11 В жалованной грамоте великого князя Василия Васильевича Троице-Сергиеву монастырю от 10-го марта 1455 г. стоит имя Вассиана, тамошнего игумена (А. А. Э., т. I, 56). По летописи мы знаем, что Васссиан Рыло был сделан архиепископом из архимандритов Нового Спаса и что прежде того он был игуменом Троице-Сергиевой обители (II. С. Р. Л., т. VIII, стр. 153 и т. V, стр. 274). 12 Монастырь Пафнутиев основан в 6952 (1443), как сказано в житии его. Тот же год построения монастыря оказывается и по летописи. (II. С. Р. Л., т. VIII, стр. 183). 14 Житие преподобного Иосифа Волоколамского, составленное Саввою, епископом Крутицким. Москва. 1865 г. 15 Надгробное слово преподобному Иосифу Волоколамскому ученика и сродника его инока Досифея Топоркова. Москва. 1865 г. 17       Источниками при изучении житий святых послужили мне рукописи: Имп. Публ. библиотеки, из древлехранилища Погодина, Житейники 647, 648, 661, 659, 677, 737, 754; библиотеки С.-Петерб. духовной академии, из рукописей Новгородской Софийской библиотеки 1470; библиотеки покойного Ундольского 101, 161. Пособием послужила мне книга Филарета архиепископа Черниговского: Русские святые, чтимые всею Русскою церковью или местно, а за нею Словарь о святых и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

957 Α на Москв остави князя Ивана Юрьевича да дьяка Василья Мамырева. – Иван Юрьевич Патрикеев, представитель древнего княжеского рода (потомок литовского князя Гедимина), зять Василия I и сподвижник Василия II, участник подчинения Новгорода; впоследствии попал в опалу. Дьяк Василий Мамырев также участвовал в переговорах Ивана III с братьями. Именно Василий Мамырев передал составителю свода 80-х гг. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. После комментируемого текста в своде 1518 г. (Льв.–С следует фраза: «Да сид туто владыка Вассиан. Слыша, что хощеть князь великий бежать от брега, написа грамоту к великому князю на берег, ведающе сице», служащая, очевидно, для перехода к вставленному далее в своде 1518 г. Посланию Вассиана. 958 Князь же великый... Ивана Васильевича Ощры,... да Григорьа Ондревича Мамона... – Иван Васильевич Ощера Сорокоумов-Глебов – давний сподвижник Василия II и Ивана III. Севернорусский свод 1472 г. упоминал ο его неудачных действиях в столкновении с татарами в 1455 г.; впоследствии участвовал в новгородских походах. Григорий Андреевич Мамон – сын можайского боярина Андрея Дмитриевича Мамона, перешедший на службу к великому князю. Начало комментируемого текста, следующее в Льв.–С за Посланием Вассиана, так же как слова, предшествующие Посланию, служили, очевидно, в своде 1518 г. для соединения текста свода 80-х гг. с текстом Послания: «Князь же великий не послуша того писания владычня Васьянова, но совтниковъ своих слушаше...» Однако конец фразы с конкретными именами и дальнейший текст, очевидно, восходят к своду 80-х гг.; восстанавливаем его предположительно. 959 ...иже матерь его князь Иван Андревичь Мажайской за волшество сжегъ... – Речь идет ο сожжении матери Григория Мамона князем Андреем Можайским в 1443 г. Β отличие от свода 80-х гг. Севернорусский свод 1472 г. рассматривал эту казнь как несправедливую – «сжеглъ безлепъ». 960 ...помышляюще богатество много, и жену и дти. – Эти упреки перекликаются с текстом послания Вассиана. Позиция противников решительной борьбы с ханом едва ли может быть охарактеризована как предательская или корыстная. Скорее (как видно из приведенных далее слов бояр), старые сподвижники великого князя отстаивали традиционную политику компромисса с ханом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010