В епархиях Константинопольского патриархата, кроме κκλησιαστικ πιτροπ, которая состоит из трех духовных лиц, обязанных иметь попечение об образовании и благочинии духовенства и о том, чтобы никто, недостойный священства, не мог быть рукоположен 1413 , – в каждой епархии, под председательством епархиального епископа и в зависимости от смешанного константинопольского совета 1414 , существует епархиальный совет ( παρχιακν συμβολιον) 1415 , который заведует всеми недуховными делами епархии, в частности: народными училищами и рассмотрением гражданских споров между христианами православной веры. Подобные епархиальные советы существуют в более или менее измененной форме и в остальных патриархатах 1416 . В Русской церкви, кроме епархиальных консисторий и в зависимости от них, существует несколько духовных правлений, именно в тех епархиях, которые очень обширны, и местные условия которых того требуют. Круг дел этих духовных правлений тот же, что и консисторий, только в более узких размерах, и учреждения эти есть ни что иное, как вспомогательные учреждения при консисториях 1417 . При каждом епархиальном епископе, в непосредственной зависимости от него и с самостоятельным кругом действий, существует епархиальное попечительство, имеющее попечение о сиротах и вдовах духовенства. Это епархиальное попечительство в каждой епархии состоит из шести священников, причем, в целях лучшего ведения дел, оно имеет доверенных лиц во всех главнейших местностях епархии. Членов попечительства, равно как и этих доверенных назначает епархиальный епископ из лиц, предложенных ему консисторией 1418 . Для обсуждения духовно-училищных дел в каждой епархии России бывают съезды епархиального духовенства, на которых, между прочим, рассматриваются и другие вопросы, касающиеся общих интересов епархии 1419 . В Сибинской митрополии епархиальными делами ведают: а) епархиальное собрание и б) епархиальная консистория. Первое в границах епархии, как по составу, так и по кругу действий, находится в связи с народно-церковным собором, а вторая – с митрополичьею консисторией 1420 , и как эта последняя, так и епархиальная консистория разделяются на три отделения, причем членов в них назначает епархиальное собрание 1421 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Музыка, живопись, поэзия, археология, нумизматика, астрономия... Трудно охватить в одной статье все антониновские увлечения. Не прошло мимо архимандрита общеевропейское увлечение нумизматикой. Начало было положено еще в Афинах и Константинополе, в Иерусалиме же монеты, наряду с другими антиками, стали занимать большую часть его времени и интереса. Более того, 28 июня 1870 г. Антонин был официально провозглашен «основателем при Крестном училище Нумизматического кабинета. Ай да мы!» Страницы дневника полны записей о том, как формировалась нумизматическая коллекция и как свободными вечерами он разбирал накопившиеся монеты, читал надписи, чистил покрытые окислами экземпляры, называя такие занятия «заседаниями нумизматическими». «2 февраля 1870 г. Разбирал старые монеты до двух часов ночи. 2 ноября. Купил у Диаманти золотого Имп Анастасия (30 fr.)». «7 декабря 1873 г. Афинские монеты до 2-х часов ночи». И на другой день: «Еще монеты Афинейския. Оказалось их больше 100 типов». «4 ноября 1888 г. Дремота, которую преодолел пересмотром древних монет». Нумизматика была и одной из постоянных тем иерусалимского общения, определяя высокий круг и уровень владельца коллекции. Особенностью антониновского собирательства была щедрость, с которой он раздаривал свои сокровища. Даже по неполным сохранившимся сведениям масштабы его нумизматических вкладов в различные научные и учебные, церковные и светские учреждения, музеи и древлехранилища поражают. Больше всего пожертвований получила alma mater – Киевская Духовная Академия. Так, в Церковно-археологический музей Академии в 1874 г. доставлено «290 еврейских, сиро-греческих, греко-египетских, византийских и городов малоазийских и сирийских монет» 1415 . В следующем, 1875 г. в Одесское общество истории и древностей было подарено свыше 350 восточных монет, в том числе 15 серебряных 1416 , в 1878 г. в Русское археологическое общество – 60 серебряных монет Александра Великого 1417 . Огромную нумизматическую коллекцию Антонин пожертвовал Императорскому Православному Палестинскому Обществу 1418 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Св. Синод дал разрешение. 1414 Нужда в библиотеках особенно заявила себя после того, как сами раскольники, вследствие публичных собеседований, нередко стали выражать желание точнее проверить свои верования по книгам. 1415 И мы видим, что вопрос о библиотеках был обсуждаем на Казанском соборе епископов, 1416 более подробно – на Московском съезде миссионеров 1887 года, 1417 наконец, в 1890 году Св. Синод издал и каталог книг для противораскольнических библиотек. 1418 Таким образом в настоящее время полагается основание библиотекам приходским, благочинническим и епархиальным. Они учреждаются на местные средства, при пособии, в случае надобности, от Синода. Епархиальною библиотекою заведует особое лицо, не обремененное другою должностью по епархии, благочинническою – благочинный, приходскою – окружной миссионер или местный священник. Епархиальные преосвященные наблюдают, чтобы книги не оставались без употребления, но читались бы и причтом, и прихожанами, и старообрядцами. Ближайшую поддержку дело борьбы с расколом могло находить у «епархиальных преосвященных. Так должно быть, так было и в действительности. В 1857 году Св. Синод писал, что если служители Церкви, как приходские пастыри, или как особые миссионеры, всеусердно будут проявлять «благочестивое рвение к пользе Церкви», то «упорное ожесточение заблудших, их ненависть и отчуждение от Церкви не только не сильны будут остановить успех обращения, но еще послужат к возбуждению в заблуждающих необходимого доверия к действователям, без которого успех никогда не может быть верен». 1419 «Поддерживать» это «рвение» и было всегда первою обязанностью епархиальных преосвященных. В помощь им, именно чтобы дать возможность обратить усиленное внимание на раскол, учреждались викариатства. 1420 Было бы долго характеризовать многостороннюю деятельность на этом поприще современных нам архипастырей, но нельзя не остановиться с особенным вниманием на некоторых личностях прошедшего времени. Таковы преосвященные Иаков саратовский († 1850) и Аркадий олонецкий († 1870).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

 Княжеские грамоты на дарование земель устраиваемому монастырю, архиерейские грамоты, выдаваемые на освящение храма.  Например, именно так поступил преподобный Сергий Радонежский, будучи еще Варфоломеем, прося в Москве благословения у митрополита Феогноста. См. Голубинский Е. Е., проф. Преподобный Сергий Радонежский и основанная им Троицкая Лавра… С. 39.   Смолич И. К. Русское монашество (988–1917)/И. К. Смолич. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 1997. С. 34.  Житие преподобного Кирилла Белозерского…С.69; Филарет (Гумилевский), архиеп., свят. История Русской Церкви. Период второй (1237–1410)/свят., архиеп. Филарет (Гумилевский). М.: Изд-во М. А. Ферапонтова, 1888. С. 172.   Шевырев С. П., проф. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь в 1847 году… С. 23.  Житие преподобного Кирилла Белозерского… С. 70.  Предположение, что это было не ранее 1415–1416 годов. Карбасова Т.Б . Кирилл Белозерский/Т. Б. Карбасова//Православная Энциклопедия М. Т. 34. С. 318–338.   Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви/П. М. Строев. М., 2007. С. 38. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси кон. XIV–haч. XV вв. Т. 2. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. С. 58.   Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века (1397–1625 гг.) Т. 1. Вып. 1. Об основании и строениях монастыря… С. 23; Житие преподобного Кирилла Белозерского… С. 142.   Муравьев А. Н. Путешествие по святым местам русским… С. 183–184.  Житие преподобного Кирилла Белозерского… С. 144.  Там же. С. 144.  В 1447 году был поставлен архиепископом Ростовским, Строев П. М . Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви… С.38; Амвросий (Орнатский), еп. История российской иерархии Ч.3… С. 234.  «Церкви, созидания келейная и прочая селения жилищ иноческих вся немногоценны и неукрашены подобает стяжати» Словарь книжников и книжности Древней Руси. Выпуск 3 (вторая половина XIV–XVI вв.). Ч. 2. Л–Я/АН СССР. ИРЛИ/отв. ред. Д. С. Лихачев. Ленинград: Наука, 1989. С.396. Федотов Г. П. Святые Древней Руси/Г. П. Федотов. М.: Московский рабочий, 1991. С. 122.

http://bogoslov.ru/article/6174669

Однако, прежде чем встречаться с латинянами, император созвал у себя во дворце «византийский» Собор, желая заручиться согласием Восточной церкви и выработать общую позицию. И он его получил, хотя известный богослов монах Иосиф Вриенний (1350–1432) заявил частное мнение против объединительного Собора в Италии, да и сам Константинопольский патриарх Иосиф (1416–1439), незаконнорожденный сын Болгарского царя Иоанна Шишмана и гречанки, неофициально продолжал высказываться за его проведение в Константинополе. Под его давлением уже решившийся на проведение объединительного Собора на Западе император Иоанн VIII Палеолог в 1433 г. вновь предложил папе собраться в Константинополе. Но уже через год василевс пересмотрел это решение, справедливо полагая, что в настоящий момент провести Собор в Константинополе совершенно невозможно 821 . С этого года переписка между папой и императором приняла системный характер. Правда, в ходе униальных переговоров василевс передал инициативу греческой иерархии, после чего патриарший двор начал вести самостоятельную переписку с понтификом. Сам же император руководил процессом, как равноудаленная, но очень заинтересованная сторона. С завидной регулярностью патриаршие послания византийским послам в Базель уходили раньше императорских. Более того, текст, созданный в канцелярии патриарха, как правило, затем воспринимался василевсом. Правда, с 1436 г. патриаршие и императорские послания на Запад начали совпадать по тексту и по дате, что свидетельствует об усилении активности императора в данном вопросе. Пока шла подготовка к Собору, папа Мартин V скончался. Решением кардиналов новым Римским епископом был избран венецианец Евгений IV (1431–1447) – человек деятельный, но не отличавшийся тонким политическим чутьем и тактом. С началом его понтификата надежды на воссоединение Церквей, казалось, развеялись, как дым. Убежденный в абсолютном характере папской власти, он вскоре вступил в жестокий конфликт с противоположной партией, что едва не привело к новому расколу Западной церкви. Когда отцы Базельского Собора объявили, что Вселенский Собор стоит над папой, Евгений IV в конце 1431 г. своей буллой «Quoniam alto» распустил его. Однако епископы, собравшиеся в Базеле, и не подумали выполнять приказ понтифика, а встали на сторону врага апостолика Германского императора Сигизмунда (1410–1437). Они успешно подготовили основания для примирения с умеренным крылом «гуситов» и высоко подняли авторитет Германского императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сношения Новгорода с Тверью, в которые вступал Новгород во время войны с Магнусом, вызвали Василия на письменное сношение с епископом Твери о вере. Василий писал к Тверскому епископу Феодо­ру «Послание о Рае». Это послание показывает собою, что блаженному Василию не был дан дар разумения веры в таком же обилии, в каком да­ны ему житейская мудрость и ревность к общему благу отчизны. В по­слании доказывается, что Рай и доселе на земле и его видели видоки 279 . Как велика была любовь блаженного Василия к пастве своей, пока­зал он в последние дни свои. В 1352 году разразилась в Пскове «черная смерть», переселившая пред тем в другой мир миллионы на Востоке и в Европе. В Пскове, с весны до зимы, она едва оставила в живых треть жителей. Псковичи общим советом послали просить архипа­стыря прибыть в Псков и помолиться за паству. Василий, невзирая на опасность, отправился утешить и подкрепить скорбных детей сво­их. Он служил в соборе Святой Троицы, потом в трех других церквах, обошел крестным ходом весь город. Народ с воплем взывал: Господи, помилуй! Блаженный пастырь оставил Псков утешенным, и смерт­ная эпидемия скоро окончилась там. Но сам добродетельный пастырь на дороге сильно занемог и в обители Архангела Михаила, на устье реки Узы, впадающей в Шелонь, скончался 3 июля 1352 года. Много трудившееся тело его привезли в Новгород; святитель Моисей отпел его в Деревяницком монастыре, где мощи его покоятся под спудом в Воскресенском храме 280 . В 1415 году на место отказавшегося от кафедры архиепископа Иоан­на жребием избран был инок Хутынского монастыря Самсон. В следу­ющем году митрополит Фотий хиротонисал его в архиепископа и наи­меновал Симеоном. В том же году новый архиепископ построил в честь святителя Петра каменный храм, поныне целый. В 1416 году «черная смерть» перешла из Твери в Новгородскую область. Умирающих было так много, что не успевали хоронить. Страшное бедствие вызвало и за­бывчивых на раскаяние. Святитель Симеон, постригши двух посадников в иночество, с семью соборами новгородского духовенства обошел весь город, совершая моления об утолении гнева Божиего.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Послание митрополита Фотия во Псков против стригольников. 23 сентября 1416 г. Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955 Список источников Послание Фотия 1416 г. издавалось дважды: в «Актах исторических» (т. I, 21) и в «Русской исторической библиотеке» (т. VI, 42). «Послание» 1416 г. известно нам в следующих списках: 1) ГИМ, Синод. 562; 4°; нач. XVI в. «Послание», лл. 319—324. По этому списку это и последующие «Послания» были изданы в АИ; 2) ГИМ, Синод. 280; 1°; нач. XVI в. «Послание», лл. 429—433; 3) БИЛ, Рум. 204; 1°; перв. пол. XVI в. «Послание», лл. 406—412. По этому списку «Послание» было издано в РИБ; 4) ГПБ, Соф. 1323; 1°; перв. пол. XVI в. «Послание», лл. 350—351 об.; 5) ГИМ, Синод. 996; 1°; сер. XVI в. «Послание», лл. 621—623 об. В списке ГИМ, Синод. 182 («Царская Минея») этой и остальных грамот Фотия нет (после «Послания Антония» здесь следует «Сказание о срацынской вере» и «Пленение Иерусалима»). Список Синод. 280 (Хронографический список Новгородской летописи, см. выше стр. 231—232), до сих пор не привлекавшийся при издании данного «Послания», дает значительные разночтения текста — главным образом, в приводимых Фотием цитатах из постановлений вселенских соборов. Мы издаем «Послание» 1416 г. по списку ГИМ, Синод. 562 (С) с важнейшими разночтениями и исправлениями по списку ГИМ, Синод. 280 (X) и БИЛ, Рум 204 (Р). Послание Фотея митрополита Благословение Фотеа, митрополита киевьскаго и всея Руси, в Псков, о святем дусе детем моим, посадником и тысячкым, и старым посадником и тысячькым, и всему священническому и иноческому чину, и всему христоименитому господню исполнению, святому людству, обретающимся всем в богоспасаемей державе пьсковьской.

http://sedmitza.ru/lib/text/433553/

Ответное послание патриарха к Фотию сохранилось в славянском переводе в сборнике XVI в., находящемся в Новгородской Софийской библиотеке 1454, л. 122–124) и издано в Летописи занятий Археографической комиссии за 1864 г., вып. 3, стр. 26–28, и в Памятниках древнеруск. канонич. права, ч. I, 40, столб. 357 след. К какому году относится это послание и каким патриархом оно было писано, этого в переводе не указано. Но то и другое нетрудно определить. В начале послания патриарх пишет: «Судбами, ими-же весть Бог, на высокий патриарьшескый взыдох стол, судом священнаго и божественнаго събора, и избранием и произволением дръжавнейшаго и святого ми самодръжьца; въсхотех-же убо въскоре к твоему святителству написати от нас извещенье дающи бывшаго от бывшаго, но нестроения ради путнаго, ни от нас к вам преходящим, ни от вас к нам се. Како-же убо писание твоего святителства приде к нам, и промыслихом тако-же послати к твоему святителству, и пишем с тем-же вашим человеком, моление имеюще в здравьи приати ти наше писанье, и по нашему желанию да съвръшится» (Летоп. зап. Арх. комм. стр. 26–27). Под этим недавно вступившим на престол патриархом можно разуметь только Иосифа II. Иосиф II возведен был на патриаршеский престол 21 Мая 1416 года, после Евфимия II, правившего церковью с 1410 г. 5 лет и 5 месяцев (См. Lebeau, Histoire du Bas-Empire, t. XXI, p. 79). «Вскоре» после своего вступления, т. е. летом 1416 года, Иосиф II не мог написать Фотию (о чём? –может быть, о своем решении по тому-же делу Цамблака, о поставлении которого он, как видно из послания, узнал уже раньше, но, может быть, просто о своем вступлении на патриаршую кафедру) – не мог написать «нестроения ради путнаго», т. е., нужно полагать, вследствие тех затруднений, с какими был сопряжен путь чрез враждебную Литву. Патриарх пишет свое послание лишь после того, как пришел в Константинополь посол Фотия, и, очевидно, уже не «вскоре» после своего вступления на патриаршество, а несколько месяцев спустя после этого события, – в конце 1416 или в начале 1417 года. Та же дата определяется и из следующих соображений. Послание патриарха не было известно в Москве до Сентября 1416 г., так как в послании Фотия к Псковичам нет упоминания о вторичном отлучении Цамблака в Константинополе; между тем, в 1417 г. Фотий уже пишет послание «к христианом на Киев», в котором сообщает об этом факте. – В своем послании патриарх, между прочим, настоятельно зовет Фотия в Константинополь, чтобы сообща обсудить дело Цамблака (стр. 28). Не видно, чтобы Фотий ездил в Константинополь. Вероятно, он уже потерял надежду изменить совершившийся факт; да и проезд чрез Литву был для него опасен.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

146 . Кирилла, архиеп. Александрийского, защищение двенадцати глав против восточных епископов. С. 23–53 [Т. 1. С 415–144]. Cyrilli Alexandrini Apologia XII capitulorum contra Orientales (CPGS 5221t; cp. CPG 6373, 8661, 8663)//PG 76, 316–385. АСО I, 1.7, 33–65 24). Mansi V, 20–81. 5000/1. 147 . Послание Кирилла, архиеп. Александрийского, к Евоптию, против опровержения двенадцати глав, составленного Феодоритом. С. 53–54 [Т. 1. С. 445–446]. Cyrilli Alexandrini Epistula LXXXIV: Ad Euoptium episc. Ptolemaidis (CPG 53840//PG 76, 385–388. АСО I, 1, 6, 110–111 167–169). Mansi V, 81–84. 5000/1. 148 . Послание Феодорита, еп. Кирского, к Иоанну, еп. Антиохийскому. С. 54–55 [Т. 1. С. 446–447]. Theodoreti ер. Cyri Epistula ad Iohannem Antiochenum (CPG 6264l)//PG 76, 389–392 (=PG 83, 1413–1416). AGO 1,1. 6, 107–108 167–169). Mansi V. 84–85. 5000/1. БУ TCO 1260. 213 149 . Возражения Феодорита на каждую из двенадцати глав Кирилла... и опровержения Кирилла на каждое возражение Феодорита. С. 55–81. [Т. 1. С. 447–473]. Cyrilli Alexandrini Apologia XII anathematismorum contra Theodoretum (CPG 5222t; cp. CPG 6214, 8660, 8662)//PG 76, 392–452. ACO I, 1, 6, 108–110, 111–146 167–169). Mansi V, 85–140. 5000/1. 150 . Кирилла, архиеп. Александрийского, о воплощении Бога Слова. С. 81–82. [Т. 1. С. 473–474]. Cyrilli Alexandrini Exposilio et interrogatio de incarnatione Verbi Dei Filii Patris [Sp.] (CPG 5430)//PG 75, 1413–1416. ACO I, 1, 5, 3–4 140). Mansi V, 169–172. 5000/1 214 . 151 . Прение о том же. С. 82–83. [Т. 1. С. 474–475]. Disputatio de eodem (CPG 5430)//PG 75, 1416–1420. ACO I, 1, 5, 4–6 141) 215 . Mansi V, 173–176. 5000/1. 152 . Определения епископов, бывших на соборе в Никее, о воплощении Бога Слова, Сына Отца, и... против Павла Самосатского. С. 83– 84. [Т. 1. С. 475–476]. Confessio Antiochena (CPG 3736)//ACO I,1, 5, 6–7 142). Mansi V, 176. 5000/1 216 . 153 . Беседа Кирилла, архиеп. Александрийского, сказанная в Ефесе. С. 84–85. [Т. 1. С. 476–477]. Cyrilli Alexandrini Homilia 1: Ephesi habita, valde pulchra (CPG 5245t)//PG 77, 981–985. ACO I,1,2, 96–98 77). Mansi V, 177–180. 5000/1.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Это то самое послание, которое было написано Феодоритом вскоре по возвраще­нии с Эфесского собора (epist. 151: М. 83, col. 1416–1440) и большую часть которого мы приводили выше (см. цитаты в гл. третьей к прим. 148–156 на стр. 102–105). Начало его было приводимо на пятом вселенском соборе (Theodoreti ex epistola, quam ad monasteria contra sanctum Cyrillum scripsit: Mansi, IX. 291–292. Деян., V, стр. 221–223). Что послание 151 было читано на разбойничьем соборе, – об этом свидетельству­ет и Либерат (Breviarium, cap. XII: Migne, lat. ser. t. 68, col. 1004–1005): synodus, auctore Dioscoro, Theodoritum episcopum Cyri damnavit absentem et nec egressum de sua civitate, propter illa, quae scripsit contra duodecim anathemata Cyrilli, et propter epistolam missam ab eo clericis et monachis et laicis contra Ephesinam synodum ante ecclesiae pacem. – Сирский манускрипт Британского Музея 12. 155 (fol. 112 b, 1. 2) сообщает две выдержки из послания Киррского пастыря к монахам под таким заглавием: «Феодо­ритов фрагмент, извлеченный из сочинения, читанного на соборе (разбойничьем) не­много спустя по его открытии; автор говорит здесь против Кирилла и собора (1-го Эфесского), который, принявши главы, анафематствовал Нестория» (Martin. Pseudo-Synode. Р. 21. Wright. Catalogue of. S. Mss., II, p. 938, c. 2. Cnt. Martin. Actes. P. 104, not. a, где указывается еще па man. 14. 602, fol. 97, a, 1. 2: Wright. Catalogue of S. Mss., II, p. 927, c. 2). Пелагий называет это произведение «томосом, который Феодорит со­ставил против первого святого вселенского собора, здесь (в Эфесе) собиравшегося, и против сочинений блаженного Кирилла» (Hoffmann. S. 46,17–19. Martin. Actes. P. 102 a. Perry. Р. 218), а нотарий обозначает его так: «список письма Феодорита к монахам против благочестивого епископа Кирилла и против святого и вселенского собора Эфесского» (Hoffmann. S. 46,26–28. Marlin. Actes. Р. 103 с. Perry. Р. 218). В греческом подлиннике этот литературный памятник имеет следующее надписание: Θεοδωρ του πρς τος ν τ Εφρατησ, κα Οσροην, κα Συρ α, κα Φοιν κ, κα Κιλικ α μονζοντας (Migne, gr. ser. t. 83, col. 1416: epist. 151).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010