По инициативе Германского монарха в 1414 г. в Констанце был созван новый Собор. Это представительное собрание, получившее впоследствии в Западной церкви статус «Вселенского», действительно собрало почти всю Церковь . На нем присутствовал сам папа Иоанн XXIII, представители всех трех понтификов, трех восточных патриархов, а также 23 кардинала, 27 архиепископов, 106 епископов, 33 титулованных епископа, не имевших собственных епархий, 103 аббата, 18 аудиторов папского двора, 18 папских кубикулариев (камергеров), 27 папских духовников, 24 писаря индульгенций, 142 писаря булл, 73 прокуратора пап и кардиналов, 24 портулана (сборщиков церковных налогов), 28 духовных надзирателей конкистории. Помимо них, прибыл Германский император, представители королей Франции, Англии, Шотландии, Польши, Швеции, Дании, Норвегии, Неаполя, Сицилии. На Собор съехалось также 18 тысяч прелатов, более 2 тысяч знатнейших рыцарей и около 80 тысяч знатных обывателей, 718 проституток, не считая воров и зевак 436 . Особенность Собора заключалась в том, что, во-первых, из голосования были исключены кардиналы, а, во-вторых, все голоса были распределены по нациям, каждая из которых имела равные права. Почувствовав, что Собор не готов поддержать его, папа Иоанн XXIII бежал при поддержке графа Тироля Фридриха IV Габсбурга (1406–1439), и Германский король Сигизмунд предпринял меры, чтобы никто более не смог оставить Констанца. Но бегство Uoahha XXIII сослужило папе плохую службу: сторонники конциляризма обоснованно могли считать, что победа досталась им. Они предали папу Uoahha XXIII суду, 20 мая 1415 г. низвергли его из сана, признали еретиком, а затем приняли декрет «Haec sancta Synodis», согласно которому Вселенский Собор, получивший свою власть непосредственно от Христа, стоит выше Римского епископа. После этого папа Григорий XII добровольно сложил с себя сан, но Бенедикт XIII упорствовал, и лишь 26 июля 1417 г. судебным определением был низложен и он. Но Бенедикт XIII желал умереть папой. Испанец по национальности, он бежал в замок Пенисколу, располагавшийся на берегу моря, где окопался и заперся со своими сторонниками. Там, тайно покровительствуемый королем Арагона, Сицилии, Валенсии и Майорки Альфонсом V Великодушным (1416–1458), он скрывался до 1423 г. и умер 90-летним старцем 437 . Впрочем, его «сидение» ничего не меняло, и 29 мая 1414 г. Собор вынес приговор, согласно которому ни один из трех бывших пап никогда не мог занять Апостольскую кафедру. Любопытно, что при перечислении грехов папы Uoahha XXIII были упомянуты такие неблаговидные деяния и мысли, как: сожительство с женой брата, растление девиц и даже их изнасилование (!), а также убеждение апостолика, будто душа умирает вместе с телом 438 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Симеон (Сампсон) Хутынский, святой 1416–1421 Евфимий Бородатый 1424–1429 Евфимий Вяжицкий, святой 1434–1458 Иона, святой 1459–1470 Феофил, святой 1471–1482 Сергий 1483–1484 Геннадий Гонзов, святой 1484–1504 Серапион, святой 1506–1509 Междуархиерейство 17 лет Макарий I 1526–1542 Феодосий 1542–1551 Серапион Курцев 1551–1552 Пимен Черных 1552–1570 Леонид 1571–1575 Митрополиты Великоновгородские и Великолуцкие: 43 Александр 1576–1591 до 1589 года архиепископ Варлаам Банковский 1592–1601 Исидор 1603–1619 Макарий II 1619–1626 Киприан Старорусенников 1635–1649 Афоний 1635–1649 Никон Минин 1649–1652 Макарий III 1652–1663 Питирим 1664–1672 Иоаким Савелов 1672–1674 Корнилий 1674–1695 Евфимий 1695–1696 Иов 1697–1716 Феодосий Яновский, архиеп. 1721–1725 Феофан Прокопович , архиеп. 1725–1736 Амфросий Юшкевич, архиеп. 1740–1745 Стефан Калиновский, архиеп. 1745–1753 Димитрий Сеченов 1757–1767 с 1762 года митрополит Митрополиты Новгородские: Гавриил Петров 1775–1800 с1783 года митрополит. С 1799 до 1800 он именовался Новгородским и Олонецким. Амвросий Подобедов 1800–1818 с 1801 года митрополит Михаил Десницкий 1818–1821 Серафим Глаголевский 1821–1843 Антоний Рафальский 1843–1848 Никанор Клементьевский 1848–1856 Григорий Постников 1856–1860 Исидор Никольский 1869–1892 Архиепископы Новгородские и Старорусские: 44 Феогност Лебедев 1892 Кирилловское викариатство Учреждено в 1892 году. Епископы (в Новгороде): Антоний Соколов 1892–1893 Назарий Кириллов 1893 Арсений Иващенко 1893 Олонецкая Учреждена в 1828 году. Кафедра в Петрозаводске. Архиепископы Олонецкие и Петрозаводские: Игнатий Семенов 1828–1842 до 1835 года епископ Венедикт Григорович 1842–1850 Дамаскин Россов 1850–1851 Аркадий Федоров 1851–1869 Епископы: Ионафан Руднев 1860–1877 Палладий Пьянков 1877–1882 Павел Доброхотов 1882 Оренбургская Учреждена в 1799 году. 45   Епископы Оренбургские и Уфимские (в Уфе): Амвросий Келембет 1799–1806 Августин Сахаров 1806–1819 Иннокентий Смирнов 1819 Феофил Татарский 1819–1823 Амвросий Морев 1823–1828

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Туров в начале XVI в. был во владении князя Михаила Львовича Глинского, по пожалованию короля польского и великого князя литовского Александра (А. 3. Р. I. Но с переходом князя Глинского на службу московского князя Василия, король Сигизмунд I отдал Туров князю Константину Острожскому, с волостями к нему принадлежащими и «с вольным подаваньем церквей»; князь К. И. Острожский записал его за женой своей, урожденной княжной Гольшанской. После смерти первой жены († 1522 г.), взяв в замужество слуцкую княжну, Александру Семеновну Олелькович, князь Острожский записал за ней город Туров с волостями. 318 В 1549 г. король Сигизмунд Август, подтверждая Туров княгине Александре Острожской, писал о епископии: «а тая епископия туровская с давних часов подаванье есть нашое господарское, до чого ты ничего не маешь». 319 Из пинских и туровских епископов, с основания епархии до разделения митрополии, известны не многие: но сохранилось сведение, что один из последних, или даже последний епископ пред разделением митрополии, Антоний, в угодность Витовту, по каким-то наветам недоброжелателей, митрополитом Киприаном лишен был в 1404 г. сана, причем с него снят был белый клобук, и послан в московский симонов монастырь. По перенесении туровской епископской кафедры, после разгрома татарского, в Пинск, епископы пинские имели свое местопребывание большей частью в тамошнем лещинском монастыре; а потом имели и свой дом при церкви св. Димитрия. Со времени разделения митрополии известны следующие епископы этой епархии: 320 Евфимий Окушкович, бывший на сборах в Новорудке в 1415 и 1416 г. при поставлении киевского митрополита Григория Цамвлака. Иоаким, 1458. Вассиан, 1492–1505. Арсений, бывший на соборе виленском 1509 г. Иона упоминается в 1514–1522. 321 Макарий из архимандритов лещинского монастыря, с 1522 г. В 1528 г. перешел на луцкую кафедру. 322 Вассиан, бывший в 1540 г. при присяжном обещании галицкого епископа Макария митрополиту. А. 3. Р. II пр. 127. Варлаам из архимандритов лещинского монастыря. В 1545 г. королева Бона воспретила ему сбор десятины с Ставецкой церкви. (Минск. акт. XI).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Эти же летописи сообщают о поездке свт. Фотия в Галич и во Львов в 1420/1421 г. (там же. С. 33, 56, 78), что, конечно, было невозможно, если бы города не входили в его юрисдикцию. Показательно также молчание источников (как отечественных, так и зарубежных) об участии Галицкого митрополита (или его представителей) в Констанцском и Ферраро-Флорентийском Соборах, решавших вопрос об унии Церквей. По всей вероятности, упразднение Галицкой митрополии папской буллой в 1458 г. носило формальный характер (ср.: Грушевський. Icmopiя Ykpaihu—Pycu. Т. 5. С. 397. Прим. 4). Из новых работ о митр. Фотии см.: Tachiaos A.-E. N. The Testament of Photius Monembasiotes, Metropolitan of Russia (1408–1431): Byzantine Ideology in XIVth century Muscovy//Cyrillomethodianum. Thessalonique, 1984–1985. V. 8–9. P. 77–109. Библиографию работ о митр. Фотии и его творчестве см.: Словарь книжников. Вып. 2. Ч. 2. С. 475–484. О судьбе Галицкой митрополии в нач. XV в. см. комм. Образуемая с избранием митр. Григория Цамблака Литовская митрополия, вероятно, не должна была ограничиваться по замыслу ее создателей только епархиями, находившимися на территории, подвластной вел. кн. Витовту. В сборнике кон. XVII в. (ГИМ. Музейное собр. 1209) сохранился комплекс посланий, связанных с этим событием и адресованных вел. кн. тверскому Ивану Михайловичу. Сборник включает (с указанием конкретного адресата) соборную грамоту о избрании Григория Цамблака митрополитом, послание вел. кн. Витовта (данный список более исправен, чем список XV в. в составе Кормчей, которым пользовался митр. Макарий) и неизвестное доселе послание митр. Григория Цамблака тверскому князю с предложением стать его «молебником» (Турилов А. А. Послание митр. Григория Цамблака великому князю Ивану Михайловичу тверскому (1416): Формуляр, смысл, контекст эпохи//Търновска книжовна школа/Шести международен симпозиум: Българска литература и искуство от търновския период в историята на православния свят. Велико Търново, 1994. С. 6, а также: Турилов А. А. К истории проектов ликвидации Брестской унии (неизвестное послание князя К.

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

Однако и успех Альваро де Луны оказался недолгим: противники добились от короля его отставки и казни (1453; Альваро де Луна был обвинен в том, что околдовал короля). При Энрике IV (1454-1474) знать, стремясь ослабить королевскую власть, создавала лиги, восставала против монарха, добиваясь от него новых пожалований и привилегий, вмешивалась в вопрос о престолонаследии, а магнаты окраинных провинций (Мурсия, Галисия) вели себя как независимые правители. В междоусобных войнах участвовали представители католич. духовенства, напр. Толедский архиеп. Альфонсо Каррильо де Акунья (1446-1482). Нерешительный король объявлял своей наследницей то сестру Изабеллу, то дочь Хуану; он то шел на уступки знати, то пытался их отменить. В результате в стране сформировались предпосылки гражданской войны. Арагонский кор. Альфонсо V Великодушный (1416-1458) проводил активную политику в Италии (в 1442 он подчинил Неаполитанское королевство), однако из-за долгого отсутствия короля управление пиренейскими владениями было расстроено. После смерти Альфонсо V Неаполитанское королевство унаследовал его побочный сын Ферранте, узаконенный с разрешения папы Римского, Арагон - младший брат Хуан II (1458-1479), к-рый, женившись на наследнице наваррского престола Бланке, с 1425 г. являлся королем Наварры. В 1458 г. он объединил Арагон и Наварру, но после его смерти королевства были вновь разделены. В Каталонии комплекс социальных и политических противоречий вызвал гражданскую войну (1461/62-1472). Затем вспыхнуло восстание ременсов (так в Каталонии называли лично зависимых крестьян, на которых распространялись сеньориальные повинности («дурные обычаи», испан. malos usos), в т. ч. ременса - обязанность уплачивать выкуп за право уйти от сеньора, размер выкупа полностью зависел от сеньора). Восстание под рук. Пере Сала (1482-1485), хотя и потерпело поражение, заставило кор. Фердинанда (Фернандо) II Арагонского (см. Фердинанд V (II) ) отменить в Каталонии «дурные обычаи» (Гуадалупская сентенция; 1486). Король Кастилии Хуан II.

http://pravenc.ru/text/674995.html

2051 Алцебиадес. – Алкивиад (ок. 450–404 до н. э.), афинский политический деятель и пол- ководец, ученик Сократа. 2054 Каролус, перьвый от фряг римский кесарь... – Вероятно, речь идет об императоре Священной Римской империи Карле V (1500–1558), который одновременно (как Карл I) был королем Испании. 2063 «Слушайте Закхея, слушайте!» – В Евангелии рассказывается, что начальник мытарей в Иерихоне Закхей был мал ростом, поэтому он влез на смоковницу, чтобы увидеть проходившего Иисуса Христа (см.: Лк. 19:1–10 ). 2098 Сцыпион Африкан... – Сципион Африканский Старший (235–183 до н. э.), крупный римский полководец. 2099 ...ко Енниушу поэте, – Квинт Энний (239–169 до н. э.), римский поэт и драматург, был близок со Сципионом Африканским Старшим, которому посвятил поэму «Сципион». 2101 Аристипп философ... – Аристип из Кирены (ок. 435–360 до н. э.), древнегреческий философ, основатель гедонической философской школы. 2104 Диоген... – Диоген Синопский (404–323 до н. э.), древнегреческий философ, ученик основателя школы киников Антисфена. 2115 Михаил по реклу Ангел. – Микеланджело Буонарроти (1475–1564), итальянский скульптор, живописей, поэт позднего Возрождения. 2149 Коллимах именем рецептор кролевский... – Итальянский гуманист, поэт и прозаик Филипп Буонакорси Каллимах (1437–1496), в 1468 г., спасаясь от папских преследований, бежал из Италии, в 1470 г. укрылся в Польше, где стал воспитателем сыновей польского короля Казимира Ягеллончика. 2168 …Антиох... – Антиох III Великий (242–187 до н. э.), царь эллинистического государства Селевкидов. Потерпел поражение в войне с римлянами (192–188 до н. э.). 2169 Вопроси же Антиох Аннибала... – Ганнибал (247/246–183 до н. э.), полководец и карфагенский государственный деятель. В 195 г. до н. э. бежал к Антиоху III и стал его военным советником. 2179 ...пред краля Алфонса... – Альфонс V Великодушный, король Арагонии и Сицилии (1416–1458), он же Альфонс I – король обеих Сицилий (1442–1458). Окружил себя учеными, поэтами и художниками. 2180 ...Алфонс Соломону судом сим подража...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Альфонсо V Великодушного (1416-1458). Благодаря интересу короля к работам Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Петруса Кристуса и личному покровительству художникам, работавшим в И., прежде всего в Барселоне и Валенсии (их творчество отвечало его вкусу), получили распространение элементы нового нидерланд. искусства. В 1429 г. вместе с посольством в Нидерланды для заказа там шпалер и последующей организации шпалерного производства в И. Альфонсо V послал на обучение к Яну ван Эйку валенсийского живописца Луиса Дальмау. Он прибыл в Нидерланды в период завершения ван Эйком работы над грандиозным Гентским алтарем («Поклонение мистическому Агнцу») (ок. 1430-1432, собор св. Бавона в Генте). Сведений о том, в каком качестве пребывал Дальмау в мастерской ван Эйка, не имеется. Дальмау не усвоил технику масляной живописи, а следов., не мог работать вместе с великим фламандцем. Однако его работы наполнены точными цитатами из произведений ван Эйка и строятся на тех же принципах пространственной композиции. Ок. 1436 г. Дальмау вернулся на родину. В это время королевский двор переехал в Гаэту (совр. обл. Лацио, Италия), куда его не призвали. Художник остался жить и работать в Валенсии, но статус придворного живописца за ним остался. О работах Дальмау 1436-1438 гг. сохранились только упоминания. Первым дошедшим до наших дней произведением мастера и одновременно первой созданной в И. живописной работой в стиле Возрождения является ретабло «Мадонна советников» (1443-1445, Музей Каталонии). Алтарь был создан Дальмау в Барселоне, куда он перебрался в 1441 г. О первоначальном виде алтаря можно судить по авторскому рисунку с его проектом (Музей истории города, Барселона). Для алтаря художник выбрал нетипичную в И. форму с одной главной панелью и небольшой пределлой (не сохр.) ниже ее. Главная часть получила завершение в виде сильно скругленной стрельчатой арки, в результате чего декоративная рама прекрасно сочетается с формами готической архитектуры, изображенной на 2-м плане картины. В основной части Дальмау написал Мадонну с Младенцем, восседающую на массивном троне с готическим завершением.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Византийское посольство произвело известное впечатление на просвещенную часть европейской аристократии. Сам Мануил II блистал образованностью и писательскими способностями. В условиях жесточайшей нехватки средств этот император никогда не забывал поддержать константинопольскую науку деньгами. Папа (1458 – 1464) Пий II писал впоследствии, что во времена его молодости (середина и конец правления Мануила II) любой итальянец, желавший произвести впечатление образованного человека, должен был утверждать, что обучался в Константинополе, – это было лучшей рекомендацией. Греческую столицу спас, сам того не желая, Тимур. 28 июля 1402 г. в одном из крупнейших сражений средневековья, битве при Анкире, армии «железного хромца» нанесли сокрушительное поражение Баязиду I. Большая часть войска султана погибла, сам он попал в плен и в железной клетке был отправлен в ставку победителя. Конечно, ни о какой осаде Константинополя речи уже не шло. В ноябре 1402 г. Мануил Палеолог покинул Париж, так и не получив солдат короля, и к лету 1403 г. вернулся в Константинополь. Пользуясь смутами, вспыхнувшими среди османов, ромеи вернули Фессалонику 127 . В 1411 г. турки снова осадили Константинополь, на этот раз по инициативе султана Мусы, брата султана Мехмеда I Челеби («благородного»). Спустя два года Мехмед I разбил Мусу и снял осаду. Междуусобная война в османской державе, которую в немалой степени питали интриги византийцев, длилась до 1418 г. Используя передышку, за это время существенно увеличили свои впадения деспоты Мореи. Император принял в этом деятельное участие, целый год (с лета 1415 по лето 1416) провел в Мистре; под его руководством был восстановлен Гексамилион – стена с башнями, с давних времен преграждавшая перешеек Истм. В 1421 г. Константинополь поддержал династические претензии Кючук-Мустафы, брата только что воцарившегося султана Мурада II. Это оказалось крупной ошибкой Мануила II u ero соправителя Uoahha VIII . Мустафа, разгромленный и попавший в плен, указал на них как на возбудителей мятежа, и разгневанный султан в июне 1422 г. подошел с войском к Константинополю. Над Босфором зазвучали выстрелы первых пушек, повисли дымы от первых пороховых мин. Греки сражались храбро. Решительный штурм у ворот св.Романа был отбит в августе, османы бежали, оставив почти все свои орудия. Вскоре в Малой Азии началось мощное народное восстание, и Мурад II отступил.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

На этом основании пророк Исаия, перечисляя многоразличные бедствия, угрожающие Иерусалиму и всему народу Иудейскому за крайнее безнравственное его падение (за умножившиеся общественные преступления и грехи против заповедей Божьих), изрекает при этом для всех, имеющих добрую совесть, — защиту и Божье к ним благоволение в таких словах: " Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих " (Исаии 3:10). О святой и преславный пророк! У этого доброго человека умерла жена, но ты говоришь: скажите ему, что это во благо ему. А у этого — сгорел дом, также скажите: благо ему. Тот перенес величайшую личную обиду, бесчестие: благо ему! А этот похоронил всех своих детей — скажите: благо ему! Такой-то добряк потерял огромнейшее имение — вдвойне скажите: благо ему! Ибо, как мне кажется, он сам бы погиб, если бы не был ранее лишен своего золота и драгоценностей. Когда-то Иаков на пути к Лавану (будущему его тестю) застигнут был ночью и лег спать. Земля служила ему вместо кровати, а камень там же взятый, положил он себе под голову. Как видите и постель и ночлег были у него неблестящие — но он заснул и видел чудный сон. Видел он лестницу, основание которой было на земле, а вершина ее касалась неба, опираясь на него. По этой лестнице восходили вверх, и нисходили вниз ангелы Божьи и Сам Господь вверху ее наклонялся над ней (Быт. 28:11–13). Да послужит нам это видение подобием и объяснением встречающихся нам в жизни нынешней неблагоприятных приключений. Многие из нас видят в них положенный себе камень под голову, но да будет им известно, что вокруг себя имеют они, невидимо для плотских очей, бодрствующих Ангелов и Самого Бога, каждое мгновение видящего их беды. Вот почему никакое горькое приключение не побеждает людей с чистой совестью и сердцем чистым, и духом смиренным: " Надеющийся на Господа будет благоденствовать " (Прит. 28:25). Альфонс (V) Неаполитанский и Арагонский царь, названный великодушным (1416–1458), будучи уже стариком, каждый день читал Ливия и Цезаря, перевел на испанский язык послания Сенеки. Но да не подумает кто, что он занимался исключительно чтением светских писателей — нет; он прочел четырнадцать раз все книги Ветхого и Нового Завета, и все толкования на них, и при этом читал их не как-нибудь, наскоро, но с величайшим вниманием и размышлением. Этот царь столь великий в добродетели и благоразумии, оставил, между многими другими изречениями, следующее, бывшее последним из его них. Когда спросили его однажды, кого бы он по глубокому своему разуму назвал счастливейшим и блаженным? — " Того, " отвечал он, " считаю я весьма счастливым и совершенно блаженным, кто всего себя, с величайшим благоговением и чистым (совершенным) сердцем, предал (поручил в руководительство) Богу, и вследствие сего, все, что с ним ни случается в его жизни, считает он за Божье распоряжение и принимает оное, хваля и благодаря Бога. " Это такое изречение, которого лучше и справедливее не возвестил бы сам Ангел небесный! Печаль врачует страсти

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

22 марта 1416 (избран 11 авг. 1415) - 15 июня 1421), Феодосий (избран 1 сент. 1421; не хиротонисан, 29 авг. 1423 смещен с кафедры; † 29/30 сент. 1425), Евфимий I Брадатый (сент. 1424 (избран в сент. 1423) - 1 нояб. 1429); архиепископы Новгородские и Псковские: свт. Евфимий II Вяжицкий (весна 1434 (26 мая (?); избран 13 нояб. 1429) - 10(12) марта 1458), свт. Иона Отенский (в миру Иоанн; 1 февр. 1459 (избран 19 марта 1458) - 8 (5?) нояб. 1470), Феофил (15 дек. 1471 (избран 15 нояб. 1470) - 1482; арестован в 1480 по повелению вел. кн. Иоанна III, отрекся от архиепископства; † 1482), Сергий (в миру Симеон; 4 сент. 1483 - 26(27) июня 1484; смещен с кафедры по причине болезни), свт. Геннадий (Гонзов; 12 дек. 1484-1504; смещен с кафедры по повелению вел. кн. Иоанна III; † 4 дек. 1505), свт. Серапион (янв. 1506 - янв. 1509; смещен с кафедры по повелению вел. кн. Василия III Иоанновича; † 1516); в 1509-1526 гг. Новгородская и Псковская кафедра оставалась вакантной; архиеп. свт. Макарий (4(5) марта 1526 - 16 марта 1542; избран митрополитом Московским и всея Руси; † 31 дек. 1563), архиеп. Феодосий (18 июня 1542 - май 1551; сведен с кафедры по повелению царя Иоанна IV Васильевича Грозного; † 26 февр. 1563), архиеп. свт. Серапион (Курцев, Курцов; 14 июня 1551 - 29 окт. 1552), архиеп. свт. Пимен Чёрный (20 нояб. 1552 - февр. 1570; смещен с кафедры по повелению Иоанна IV; † 25 сент. 1571), архиеп. Леонид (4 дек. 1571 - окт. 1575; смещен с кафедры по повелению Иоанна IV; † 20 окт. 1575); архиеп. Александр (Бердов; 12 сент. 1576 - 26 июня 1591; с 26 янв. 1589 - митрополит Новгородский и Великолуцкий), митрополиты Новгородские и Великолуцкие: Варлаам (Белковский; 20 февр. 1592 - 15 апр. 1601), Исидор (6 февр. 1603 - 10 апр. 1619), Макарий (23 июля 1619 - 12 сент. 1626), Киприан (Старорусенков; 20 окт. 1626 - 17 дек. 1634), свт. Аффоний (8 марта 1635 - 7 янв. 1649), Никон (Минов; 11 марта 1649 - 25 июля 1652; впосл. патриарх), Макарий (8 авг. 1652 - 14 нояб. 1662), Питирим (6 авг. 1664 - 7 июля 1672; впосл.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010