219 См. жалованую грамоту Митрополита Ионы на наместничество киевской митрополии, именно: в Киеве, Вильне, Новегородке и Гродно, в Акты Исторические, т. I, 46. Другая, позднейшая, на наместничество только в Киев, там же стр. 97. 220 Именно «в Галичский Митрополии», как сказано в посольском наказе митрополита Ионы к королю Казимиру. Акты Исторические, т. I, 260. Святой Иона припоминает здесь обещание короля возвратить сии церкви и дома престолу Киевскому: «хотел еси в другом своём богомолии и господарстве Галичской Митрополии, Божия церкви и домы церковные, к той своей богомолии Киевской и церкви Святыя Софии и к Киевскому столу, отдати по старине, и велел еси нам себе обослати в том своём Государстве». Святой Иона называет Казимира Самодержцем великих двоих господарств, т. е. Польского и Литовского (там же ст. 96). Церкви и домы причисленные к бывшей Галичской митрополии, как видно, отошли к областям собственно Польским (Критико-Истор. повесть Зубрицкого о Червонной Руси, стр. 313 О Галичской митрополии см. Описание Киево-Софийского Собора стр. 92 и прил. 8. Акты, относящиеся к запад. Руси, т. I, 53 и прим. 44.). Для рассмотрения сего дела, Казимир повелел доложить ему об этом, когда сам он будет в тех областях. Приложенные к тому же наказу два прошения, одно к королю, другое к пану Михайлу, канцлеру Литовскому, но видимому, относятся к тому же делу. 221 Во всей юго-западной Руси считалось тогда 9 епархий. Столько именно упоминается на Соборе 1416 года, при избрании Григория Цамблака. Столько исчислено в булле папской 1458 г., на имя короля Польского, относительно Григория, преемника Исидорова. Наименования епархий суть следующие: Брянская и Черниговская, Полоцкая, Смоленская, Туровская, Луцкая, Владимирская, Перемышльская или Червенская, Хельмская и Галичская. Но в актах св. Ионы упоминаются только первые шесть. Акты Исторические, т. I, 100 и 272. 222 Степенная Книга, 11, 84 «Завещаетася испросити у Бога, яко отныне ординстии царие не имуть одолети Рустей державе, и Велиции Князи к тому не имут ходити в Орду на поклонение к царем, но самодержавно да царствуют в отечествии си, в Русстей земле».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

52 Во всей юго-западной Руси считалось тогда 9 епархий. Столько именно упоминается на Соборе 1416 года, при избрании Григория Цамблака. Столько исчислено в булле папской 1458 г., на имя короля Польского, относительно Григория, преемника Исидорова. Наименования епархий суть следующая Брянская и Черниговская, Полоцкая, Смоленская, Туровская, Луцкая, Владимирская, Перемышльская или Черненская, Хельмская и Галичская. Но в актах св. Ионы упоминаются только первые шесть. Ак. Ист. т. I, N 100 и 272. 53 Степен. Кн. II, 84. «Завещастася испросити у Бога, яко отныне ординстии царие не имут одолети Рустей державе, и Велиции Князи к тому не имут ходити в Орду на поклонение к царем, но самодержавно да царствуют в отечествии си, в Русстей земле.» 55 Акт. Ист. т. I, N. 51. «Благословляю тебе, чтоб еси о том сыну моему Великому Князю, Борису Александровичу, говорил, и бил челом, и докучал твердо, по своему святительскому долгу, чтоб сын мои Князь Великий Борис Александрович к Великому Князю Василью Васильевичу своих воевод послал.» 60 (щ) Имя сего Боярина Московского встречается в сношениях Великого Князя Василия Васильевича с Новгородом, в 1456 г. Тогда он был послан в Новгород для принятия положенного с него взыскания. Акт. Археогр. Экспед. т. I, N. 59. 61 Акт. Ист. т. I, N. 263. Грамота сохранилась в отрывке, из которого не видно ни имя Патриарха, к которому она писана, ни князя, который отправлял посла, ни даже Митрополита, который писал ее. Но по содержанию сего отрывка, с вероятностью, можно приписывать ее святому Ионе и относить ко времени после падения Константинополя. Эта оговорка, благословение от твоея святыни требовати хощем, также ото всех, кто ли ни будет Патриарх на патриаршестве, соблюдая Церковь Христову и держа истинное, великое православие, и имя посла Иван Володимерович (см. пр. предыдущее), заставляют отнести сию грамоту ко времени Великого Князя Василья Васильевича и святого Ионы. Но нельзя думать, как полагают издатели Исторических Актов, чтоб она была отправлена вместе с Великокняжескою грамотою к Императору Константину Палеологу (N. 262), и вместе с нею же не пошла. Ибо в той грамоте прямо сказано, что в Москве не знают, есть ли в Константинополе Патриарх православный. А из отрывка видно, что Патриарх сам писал к Митрополиту. Итак эта грамота писана позднее той, что и заставляет отнести ее ко времени после падения Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Антоний (третий раз) 1229. Спиридон 1230–1249. Далмат 1251–1274. Климент 1276 –1299. Св. Феонтист 1300–1308. Давид 1309–1325. Св. Моисей 1325–1329. Василий Калейка 1331–1352. Св. Моисей (вторично) 1352–1359. Алексий 1360–1388. Иоанн 1389–1415. Симеон (Сампсон) Хутынский 1416–1421. Евфимий Бородатый 1424–1429. Св. Евфимий Вяжицкий 1434–1458. Св. Иона 1459–1470 . Св. Феофил 1471–1482. Сергий 1483–1484. Геннадий Гонзов 1484–1504. Св. Серапион 1506–1509. (Междуархиерейство 17 лет). Макарий I 1526–1542. Феодосий 1542–1551. Серапион Курцев 1551–1552. Пимен Черный 1552–1570. Леонид 1571–1575. Митрополиты Великоновгородские и Великолуцкие (c 1589 г.): Александр 1576–1591. Архп. до 1589. Варлаам Белковский 1592–1601. Исидор 1603–1619. Макарий II 1619–1626. Киприан Старорусенников 1635–1649. Аффоний 1635–1649. Никон Минин 1649–1652. Макарий III 1652–1663. Питирим 1664–1672. Иоаким Савелов 1672–1674. Корнилий 1674–1695. Евфимий 1695–1696. Иов 1697–1716 . Феодосий Яновский 1721–1725. Архп. Феофан Прокопович 1725–1736. Архп. Амвросий Юшкевич 1740–1745. Архп. Стефан Калиновский 1745–1753. Архп. Димитрий Сеченов 1757–1767. Архп. до 1762. Митрополиты Новгородские: Гавриил Петров 1775–1800. Архп. до 1783. (С 1799 до 1800 он именовался „Новгородским и Олонецким“). Амвросий Подобедов 1800–1818. Архп. до 1801. Михаил Десницкий 1818–1821. Серафим Глаголевский 1821–1843. Антоний Рафальский 1843–1848. Никанор Клементьевский 1848–1856. Григорий Постников 1856–1860. Исидор Никольский 1869–1892. Архиепископы Новгородские и Старорусские 35 : Феогност Лебедев II 1892–1900. Гурий Охотин 1900–1910. Арсений Стадницкий 1910. Тихвинское викариатство, учр. в 1907 г. Епископы (в Новгородском Хутынском мон.): Феодосий Феодосиев 1907–1908. Андроник Никольский 1908. Кирилловское викариат., учр. в 1892 г. Епископы (в Кирилло-Белозерском мон.): Антоний Соколов 1892–1893. Назарий Кириллов 1893. Арсений Иващенко 1893–1903. Феодосий Феодосиев 1903–1907. Иоанникий Дьячков 1907. Олонецкая, учр. в 1828 г. Кафедра в Петрозаводске.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В 1401 году присутствовал в Москве на Соборе; при нем был великий пожар в Ростове, 21 Июня, 1408 года, и ему обязана великолепным возобновлением своим Соборная церковь (см. во II-й Главе). Скончался 3 мая 1416 года. В грамотах он писался Архиепископом Ростовским, и Ярославским, и Углицким, и Белоезерским, и Моложским. 27 . Дионисий, первый Игумен Спасо-Каменного Вологодского монастыря, пришедший к В. К. Димитрию Донскому и долго живший в Москве, в Богоявленском монастыре, посвящен Митрополитом Фотием, 12 Июля, 1418; преставился 18 Октября, 1425 г. 174 28 . Ефрем II, хиротописан в Епископский сан Митрополитом Фотием 13 Апреля, 1427 года; Архиепископ в 1446; участвовал в обличительном послании Святителей Русских к Шемяке в 1447 году 175 , и в 1448 председательствовал на Соборе Московском, избравшем в Митрополиты Св. Иону; преставился 29 Марта, 1454 г. 29 . Феодосий Бывальцев, Архимандрит Чудовский, посвящен Св. Митрополитом Ионою в 1454 году; в 1455 году, когда навечерие Св. Богоявления случилось в воскресенье, он разрешил себе и инокам на рыбу, сыр и.молоко, а мирянам на мясо; в последствии, признав это за грех , подписал о том исповедание, объясняя, что поступил так, «по диаволю искушению, а по своему скудоумству» 176 . В 1458 году, он сзывал духовенство своей Епархии, на Соборе, на Белоозеро, «да исправится дело Церковное и всего православного христианства» и 177 горько жаловался на нерадение клира о священных обязанностях. Сделавшись Митрополитом всея России 9-го мая 1461 года, он с тою же ревностию заботился об исправлении нравов духовенства, но не успев в добрых своих намерениях, оставил престол в 1465 году, и, заключившись в келлию, в Чудове монастыре, провел остаток жизни в делах христианского милосердия; в последствии он переселился в Сергиеву обитель, и там преставился в 1475 году 178 . Он первый из Митрополитов, посвящен в сей сан, в Москве, Святителями Русскими, не ходив за посвящением в Константинополь, уже завоеванный Турками, но, по назначению Св. Ионы, который сам его «избрал и благословил на свое место, да и грамоту свою благословенную на его имя, во святей велицей соборней церкви Причастыя Богоматере, за своею подписью печатью, на престоле положил» 179 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Возможно, при иных обстоятельствах просьба могла бы быть рассмотрена более благосклонно. Но в Риме как раз пребывал Георгий Маммас, уехавший из Константинополя в августе 1451 г. Его рассказы о «лживом» василевсе убедили папу только в том, что Византийское правительство сознательно обманывает Римскую курию и не исполняет свои обязательства. Он ответил императору в том духе, что тому следует предпринять более жесткие меры к «схизматикам», отрицавшим Ферраро-Флорентийский Собор, и присылать их в Рим на перевоспитание. «Если вы с вашими знатными людьми и народом Константинополя, – закончил апостолик свое письмо, – примете акт об унии, то найдете в нашем лице и лице наших досточтимых братьев, кардиналов святой Римской церкви, тех, кто всегда будет поддерживать вашу честь и вашу Империю. Но если вы и ваш народ откажется принять этот акт, вы принудите нас прибегнуть к таким мерам, какие мы сочтем необходимыми для вашего спасения и сохранения вашей чести». Удивительный по своей бестактности и политической близорукости ультиматум, ставящий точку на всех возможных компромиссах. Не случайно такой взвешенный и вдумчивый человек, как первый министр Лука Нотарос, в сердцах сказал после этой бестактности, что предпочитает турецкий тюрбан кардинальской шапке 915 . Были сделаны попытки напрямую обратиться к европейским дворам, но безуспешно. Германский император Фридрих III Габсбург (1452–1493) думал только о своей коронации, Англия и Франция отходили от опустошительной Столетней войны. Неаполитанский король Альфонс V Арагонский (1416–1458) заявил о своем желании выступить в поход на неверных, но при этом открыто заявлял, что сделает это в обмен на достоинство императора Константинополя. Трапезундская империя едва сдерживала свои границы от постоянных набегов османов, Венеция и Генуя не собирались воевать с Мехмедом II. Круг замкнулся. В это время сановник императора, деятельный Георгий Сфрандзи, придумал блестящий ход, едва не позволивший обеспечить мир с османами. Он предложил императору жениться на вдове покойного Мурада II сербиянке Маре, еще привлекательной и очень богатой женщине, обладавшей громадным авторитетом у турок и имевшей широкие связи и влияние при султанском дворце. Святой Константин XI долго сомневался, спрашивал мнение друзей и сановников, а потом дал свое согласие, хотя и без особой охоты. Но султанша сама ответила отказом, уведомив, что после смерти мужа решила вести благочестивую жизнь и дала обет никогда не выходить замуж 916 . Императору пришлось остаться холостяком до конца своих дней. Наследника у него также не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еп. Феодосий (упом. под 1326 и 1328), еп. Трифон (упом. под 1331 и 1335), еп. Иоанн (упом. под 1393 и 1398), еп. Феодор (упом. под 1397), еп. Савва (время занятия кафедры неизвестно, смещен в 1401), еп. Дионисий (упом. под 1415 и 1416), еп. Евфимий (упом. под 1429), еп. Алексий (упом. под 1429), еп. Феодосий (упом. под 1445), еп. Кирилл (упом. под 1449), еп. Мартиниан (упом. под 1458), еп. Иона (1491-1495), еп. Ефрем (упом. под 1495 и 1498), еп. Кирилл (1503-1526), еп. Пафнутий (1526-1528), еп. Макарий (24 апр. 1528 - не позднее 1535; впосл. митр. Киевский Макарий II ), еп. Арсений (упом. под 1536 и 1540), еп. Феодосий (Гулевич; 1541-1548), еп. Георгий (Фальчевский; 1549-1556), еп. Иосиф (упом. под 1558), еп. Никифор (упом. под 1564), еп. Марк (Жаровницкий; 1565 - дек. 1568), еп. Иона (Борзобогатый-Красенский; 1569-1585 (в 1569-1571 управлял епархией, будучи мирянином)), еп. Кирилл (Терлецкий; назначен на кафедру 17 сент. 1585; 8 окт. 1596 объявил о переходе в унию), еп. Исаакий (Борискович; 11 янв. 1621 - после нояб. 1632), еп. Афанасий (Пузына; кон. 1632 - 15 дек. 1650), еп. Иосиф (Чаплиц-Шпаковский; ок. 1651-1654), еп. Дионисий (Балабан-Тукальский; 1654 - нач. янв. 1658), еп. Гедеон (Святополк-Четвертинский; 1659-1684; 8 нояб. 1685 избран митрополитом Киевским, сохранял титул епископа Луцкого и Острожского до июня 1687), Львовский еп. Иосиф (Шумлянский; 1684 - 29 февр. 1687; 1694-1695, в. у.), еп. Афанасий (Шумлянский; 16 мая 1687 - 12 июля 1694), еп. Дионисий (Жабокрицкий; управлял епархией, не являясь епископом с 1696, архиерейская хиротония в 1702 не была признана ни в Москве, ни в Киеве; в 1702 уклонился в унию), еп. Кирилл (Шумлянский; 1710 - февр. 1712, на кафедру не допущен властями), архиеп. Николай (Ярушевич; 28 окт. 1940 - 15 июля 1941; с 9 марта 1941 в сане митрополита), еп. Максим (Бачинский; 13-23 мая 1944), еп. Николай (Чуфаровский; 23 мая 1944 - 3 янв. 1946), еп. Варлаам (Борисевич; 1946-1948), архиеп. Панкратий (Кашперук; 3 июня 1948 - 15 нояб. 1952 в сане епископа; 23 июля 1956 - 19 июля 1962 в сане архиепископа), еп. Палладий (Каминский; 15 нояб. 1952 - 23 июля 1956), еп. Мефодий (Мензак; 29 авг. 1962 - 22 дек. 1964), еп. Леонтий (Гудимов; 22 дек. 1964 - 8 окт. 1965), еп. Дамиан (Марчук; 8 окт. 1965 - 30 дек. 1986), еп. Варлаам (Ильющенко; 30 дек. 1986 - 19 февр. 1990), еп. Варфоломей (Ващук; 24 февр. 1990 - 25 авг. 1992; с 24 февр. 1990 епископ Волынско-Ровенский, с 10 апр. 1990 епископ Волынско-Луцкий), митр. Нифонт (Солодуха; с 25 авг. 1992; до 28 июля 1993 в сане епископа, до 11 апр. 2001 в сане архиепископа, с 18 окт. 2016 на покое), еп. Нафанаил (Крикота; с 18 окт. 2016, с 17 авг. 2019 в сане архиепископа). Монастыри

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Ефрем, Феодосий, сомнительные. 19. Алексий хиротон. 1360, оставил престол 1387, правит. 27, прест. 1389. 10. Иоанн II, хиротон. 1388, оставил престол 1415, правит. 27, престав. 1417. 21. Симеон (Святой) избран 1415, хиротон. 1416, по 5 летнем правительстве престав. 1421. 22. Феодосий избран 1422, но не посвящён. Чрез два года изгнан 1423, престав. 1425. 23. Евфимий I, избран. 1423, хирот. 1424, по 6 летнем правлении преставился 1430 года. 24. Евфимий II (Святой) избран. 1430, хирот. в Смоленске 1434, по 24 летнем правлении прест. 1458. Евфимий III, сомнительный. 25. Иона (Святой) хиротон. 1459, по 12 летнем правлении престав. 1471. 26. Феофил хиротон. 1472, отлучён 1480, правител. 9 лет. Феоктист II, сомнительный. 27. Сергий хирот. 1483, по 10 месячном правлении престав. 1484 года. Симеон, сомнительный. 28. Геннадий (Святой) хирот. 1484, по 20 летнем правлении лишён престола 1504 и престав. в Москве 1508. 29. Серапион (Святой) хирот. 1506, по 3 летнем правлении отлучён 1509, престав. 1516. Междуархиерейство 17 лет. 30. Макарий хирот. 1526, по 16 летн. правлении возведён на Митрополию Московскую 1542, и там преставился. 31. Феодосий II, хирот. 1542, по 9 летн. правлении преставился в Москве. 32. Серапион II, хирот. 1551, по 2 летн. правлении 1552 престав. 33. Пимен (Святой) хирот. 1553, по 17 летн. правлении отлучён и 1570 преставился в Рязанском Николаевском монастыре. 34. Леонид хирот. 1572, по 4 летн. правлении отлучён 1576 года, и удавлен в Москве по повелению Царя. Нифонт, Феодосий, сомнительные. III. Митрополиты Новгородские и Великолуцкие 1. Александр хиротонисан 1577 во Архиепископа, а в 1589 пожалован Митрополитом, и с него учреждена в Новгороде Митрополия, престав. 1591, прав. 14. 2. Варлаам хирот. 1592, по 9 летн. правлении преставился 1601. Сильвестр 1593, сомнительный. 3. Исидор хирот. 1603, по 16 летн. правлении преставился 1619 года. 4. Макарий хирот. 1619, по 7 летн. правлении 1627 преставился. 5. Киприан переведён из Крутиц 1627, по 8 летн. правлении 1635 престав.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

К этому нужно прибавить, что он был митрополитом всероссийским в полном смысле этого слова, т. е. простирал свою власть и на Литву и на Галичину, т. к. еще при поставлении Фотия в 1408 г. патриарх не счел нужным продолжать управление Галицкой митрополией чрез своих наместников, назначавшихся туда после самозваного митрополита Иоанна, и приписал ее к митрополии всей Руси для поднятия престижа Фотия. С водворением в Литве Цамблака, Галичина, как часть соединенного Литовско-Польского Королевства, конечно, переходила под его власть, а после 1420 года снова перешла в ведение всероссийского митрополита Фотия, который несколько раз посещал ее во время своих поездок в западную Русь. Иерархическая власть митрополита, находясь возле Московского князя, и в лице Фотия продолжала делать услуги интересам московской власти. Хотя и безуспешно, митрополит Фотий продолжал вести унаследованную им от предшественника борьбу с новгородцами из-за месячного суда. «Когда я пришел на митрополию русскую», рассказывает он сам, «то меня сопровождали послы святого царя и святого патриарха и всего вселенского синода, и они принесли патриаршие грамоты (новгородцам) о церковной старине и были у них в Новгороде с предъявлением требования, чтобы они новгородцы старины церковные, суда позывного отступились церкви Божией и мне святителю по старине. И они старины не отступились. Потом приезжал ко мне Владыка Иван (1412 г.) и обещался мне старину церковную оправить, и не оправил. А потом присылали ко мне новгородцы ставить в архиепископы Симеона (1416 г.), а после него Евфимия (1424 г.), и я обоих посвятил в архиепископы, и эти архиепископы также обещались мне старину церковную оправить, а равно и все послы новгородские давали твердое слово, чтобы старины им отступиться церкви Божией и мне. Как владыки не оправили старины церковной так и новгородцы не отступились этой старины и до настоящего времени». Митр. Фотий не находил полезным злоупотреблять церковными клятвами для усмирения непокорных новгородцев и придумал для этого другую меру.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Кончина свт. Дионисия в Киеве 1389–1425 Великое княжение Василия I Дмитриевича. Новопоставленный патр. Константинопольский Антоний подтверждает низложение митр. Пимена. Кончина Пимена (11 сентября) Присоединение Нижнего Новгорода к Московскому княжеству. Свт. Киприан прибыл в Москву и был принят вел. кн. Василием I 1392–1430 Вел. кн. литовский Витовт. Присоединение к Литве Смоленска. Разгром Тимуром Золотой Орды, начало его похода на Русь. После разорения г. Ельца, вследствие чудесного явления Пресвятой Богородицы, продвижение войск Тимура было остановлено Прп. Кириллом Белозерским основан мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы посл. четв. XIV – нач. XV в. Иконописец Феофан Грек, выполнивший росписи Архангельского (1399) и Благовещенского (1405) соборов в Москве Посещение свт. Киприаном русских епархий на территории Польши и великого княжества Литовского Осада Москвы татарами под предводительством Едигея При митрополичьей кафедре завершена работа над общерусским летописным сводом (Троицкая летопись) 1408–1431 Свт. Фотий, митр Киевский и всея Руси Грюнвальдская битва. Победа польских и русско-литовских войск над Тевтонским орденом Вел. кн. Василий Дмитриевич выдает дочь Анну замуж за сына византийского имп. Мануила II Палеолога По настоянию вел. кн. литовского Витовта Собор западнорусских епископов избрал и через год рукоположил (без благословения Константинопольского патриарха) митрополита для Литвы и Галича Григория Цамблака 1416, 1427 Два послания свт. Фотия псковичам против ереси стригольников Прп. Епифаний Премудрый создает житие прп. Сергия Радонежского. До этого им же написано житие свт. Стефана Пермского Кончина митр. Григория Цамблака и воссоединение Русской митрополии под управлением митр. Фотия 1425–1462 (с перерывом) 1429–1458 Великое княжение Василия II Васильевича Новгородский архиеп. Евфимий II. Активизация новгородского летописания, создание Новгородской I летописи (младшего извода) 1430–1432 1433–1435 Вел. кн. литовский Свидригайло Митр. Киевский и всея Руси Герасим. В 1435 г. митр. Герасим сожжен в Витебске по приказу литовского кн. Свидригайло

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

О, святой и преславный пророк! У этого доброго человека умерла жена; но ты говоришь: скажите ему, что это во благо ему; а у этого – сгорел дом, также скажите: благо ему; тот перенес величайшую личную обиду, бесчестие: благо ему! А этот похоронил всех своих детей – скажите: благо ему! Некто потерял огромнейшее имение, – вдвойне скажите: благо ему! Ибо, как мне кажется, он сам бы погиб, если бы не был прежде лишен своего золота и драгоценностей.  . Когда Иаков на пути к Лавану, будущему его тестю, застигнут был ночью и лег спать, земля служила ему вместо кровати, а камень, там же взятый, положил он себе под голову: как видите, и постель и ночлег были у него незавидны, но он заснул и видел чудный сон, видел лестницу, основание которой было на земле, а вершина ее касалась неба, опираясь на него; по этой лестнице восходили вверх и нисходили вниз Ангелы Божии, и Сам Господь вверху ее стоял на ней (ср.: Быт 28,11–13 ). Да послужит это видение подобием и объяснением встречающихся нам в жизни приключений. Многие из нас видят в них положенный себе камень под голову, но да будет им известно, что окружены они, невидимо для плотских очей, бодрствующими Ангелами с Самим Богом, каждое мгновение видящим их беды. Вот почему никакое горькое приключение не побеждает людей с чистой совестью, и чистым сердцем, и духом смиренным: надеющийся на Господа будет благоденствовать (безопасен, без страха) ( Притч 28, 25 ).  Альфонс V, неаполитанский и арагонский царь, названный Великодушным (1416–1458), будучи уже стариком, каждый день читал Ливия и Цезаря, перевел на испанский язык послания Сенеки. Но он занимался не только чтением исключительно светских писателей: он прочел четырнадцать раз все книги Ветхого и Нового Завета и все толкования на них, и при этом читал их не как-нибудь, наскоро, но с величайшим вниманием и размышлением. Этот царь, столь великий в добродетели и благоразумии, оставил вместе с другими изречениями следующее, бывшее последним из его речей. Когда спросили его однажды: кого бы он по глубокому своему разуму назвал счастливейшим и блаженным? «Того, – отвечал он, – считаю я весьма счастливым и совершенно блаженным, кто всего себя с величайшим благоговением и чистым сердцем предал в руководительство Богу; и вследствие сего все, что с ним ни случается в его жизни, считает он за Божие распоряжение и принимает оное хваля и благодаря Бога». Это такое изречение, которое и сам Ангел небесный счел бы истинным и справедливым.  5 

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010