Но ни один город в России не мог равняться по количеству церквей с Великим Новгородом. Там бывали пожары весьма часто, большею частию касавшиеся только некоторых частей города, и истребляли церкви целыми десятками. Например, в 1297 г. сгорело 24 церкви, и именно 12 — на Торговой стороне и на одном только Неревском конце Софийской стороны — 10. В 1340 г., когда пожар охватил обе стороны города, сгорело 50 церквей. В 1379 г. на восьми сгоревших улицах Софийской стороны (а всех их было на этой стороне двадцать девять) сгорело 12 церквей. В 1385 г., когда сгорела вся Торговая сторона, на ней сгорело 26 каменных церквей и 6 деревянных. В 1399 г., когда на той же Торговой стороне погорели концы Плотницкий до Федорова ручья и весь Словенский, обгорело 27 церквей каменных и 1 деревянная. В 1405 г. на Софийской стороне в одном Людином конце и Прусской улице сгорело 5 деревянных церквей и обгорело 12 каменных. В 1407 г. на той же стороне в Неревском конце и Легощей улице сгорело 6 деревянных церквей и обгорело 12 каменных. В 1419 г. в Словенском и Плотницком концах Торговой стороны обгорело 24 каменных церкви . Но если часто упоминают местные летописи о церквах сгоревших или обгоревших в Новгороде, то еще чаще они говорят о церквах обновленных или вновь сооруженных разными лицами. Из числа Новгородских владык: Климент воздвиг Воскресенскую церковь на кремлевских воротах (1296); Давид — церковь святого Владимира, князя киевского, на других кремлевских воротах (1311); Василий — Входоиерусалимскую в кремле как придел Софийского собора (1336) и Благовещенскую на Городище, или Рюриковом городе, в двух верстах от Новгорода (1342); Моисей — церковь святого Прокопия на княжем дворе (1359) и Благовещенскую на Михаиловой улице, на Торговой стороне (1362) ; Алексий — Христо-Рождественскую в архиерейском доме на сенях (1362); Иоанн II перестроил Воскресенскую церковь на кремлевских воротах (1398); Симеон создал церковь святого Петра, митрополита Киевского, или Московского, на воротах архиерейского дома (1416) и святого Афанасия Александрийского в кремле за Софийским собором (1416); Евфимий I — Спасскую церковь в кремле за Софийским собором (1424–1427) . Наконец святой Евфимий II соорудил шесть церквей: святителя Иоанна Златоуста на воротах архиерейского дома (1436), святого Петра Московского на других воротах того же дома, взамен прежней разрушенной (1437), святой Анастасии за Софийским собором (1340), святых Бориса и Глеба на старой основе в кремле (1441), святого Николая Чудотворца на своем дворе (1442) и святого Евфимия домовую (1447) .

http://sedmitza.ru/lib/text/435900/

38. Ко второму патриаршеству Макария (1390–1391, первое 1376–1380) относится десять документов 1546 . 39. К первому (1389–1390) и второму (1391–1396) патриаршеству Антония IV относится девяносто шесть документов, из коих девять относятся к браку (а) о недействительности обручения без благословения священника, b) об извержении священника, тайно повенчавшего брак в 4 ст. кровного родства, с) о разрешении третьего брака, d) два послания, разрешающие благословить второй брак жены, после законного расторжения первого, е) о расследовании по поводу обручения, совершенного чрез простое согласие (consensus), при чем решается вопрос, возможно ли нарушившего такое обручение и заключившего новое допустить к посвящению во священника, f) прещение каноническими наказаниями прелюбодею, g) признание брака некоего Меркса, сначала считавшегося незаконным, h) послание к митрополиту Солунскому о том, что жена, вступившая в монастырь, может предъявлять имущественные претензии к мужу до тех пор, пока брак не расторгнут церковью, приглашение двух митрополитов к оправданию в благословении брака в 5-ой степени) 1547 , и 13 относятся к делам русской церкви 1548 . 40. К патриаршеству Каллиста II Ксанфопула (1396–1397) относится пять документов, из коих два касаются спора о наследстве 1549 . 41. К патриаршеству Mamфeя I (1397–1410) относится сто шестьдесят шесть документов, из коих четыре касаются браков (а) протокол, составленный по поручению патриарха о 30 обручениях и браках, заключенных в промежуток времени от 4 августа 1399 до 24 января 1400 г. с благословения патриарха, b) такой же протокол о браках от 1 февраля до 30 апреля 1400 г., с) расторжение брака, заключенного при помощи обмана, d) оправдание священника, благословившего четвертый брак вследствие обмана) 1550 и один относится к русской церкви (просьба о милостыне) 1551 . 42. Иосифа II (1416–1440) грамота от 1416 г. к русскому митрополиту Фотию о Григории Цамблаке 1552 . 43. К патриаршеству Митрофана II (1440–1445) относится постановление о последствиях третьего брака и действии брака незаконного; находится в рукописи в Вене. Cod. Vindob. hist. gr. 7, f. 201 1553 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

39. 1415–1416 г. Окружное послание митрополита Фотия о незаконном поставлении литовскими епископами Григория Цамблака на киевскую митрополию Из сборника московской синодальной библиотеки 562, л. 336 об.–359; напечатано было (неисправно) в I томе Актов Исторических, под 19. В настоящем издании основной список сравнен с находящимся в рукописи XVI в. той же библиотеки 216, л. 344–351, принадлежащей к составу Макарьевских Миней Четьих по синод. списку (в вариантах называется сокращенно: Мин.); кроме того последняя часть послания, представляющая обширные выписки из Кормчей, крайне испорченные переписчиком, сверена с двумя пергаменными синодальными Кормчими: 227 и 132. Поучение Фотия, митрополита киевского и всея руси, к епископам и к всякому священническому и иноческому чину, и к благочестивым князьям и властелям, и всем христоименитым господним людям, избрано от Ветхого и Нового Завета, и от святых Апостолов и святых Отцов правил, о нынешнем новом разрушении и мятеже церковном, бывшем 1580 от несмысленных и суетословных и несвященных епископов, иже святые правила поправших 1581 , паче же не святые правила, но себя поправших. 1582 Древние убо ни, и преже закона, божественные мужи не писанием и книгами учимы бываху, но чистого имуще смысла, Духом Святым просвещахуся, и тако извещение приимаху и научахуся Божьего хотения, самому Богу беседующу к ними и повелевающу и вещающу к устам усты. Таков бо беаше Ное, Авраам, Исаак, Иаков и сих правнуки: Иов, Моисей. А понеже изнемогоша человеки и не достойные беша просвещаться и учиться от Духа Святого, даст Премудрость первому 1583 Моисею божественный закон, человеколюбец Бог, еда како сего ради воспоминают и начнут учиться Божьего повеления. Такоже и Владыка наш Христос Апостолом убо лицом к лицу беседова и свою благодать учителя им дарова. А понеже по семь ереси и мятежи и 1584 смущения церковные 1585 хотяху прозябать [и] починаться, и обычаи наши православные 1586 растлеться, благоволи написаться евангелиям, и апостольские предания и правила святых Отцов, яко да от сих научаемы истине и не потерзаемы 1587 будем лживыми лестьми мятежетворных и несвященных до конца растлеть 1588 христианские наши обычаи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

42. 1416 г. сентября 23. Его же грамота Псковичам против стригольников Из рукописи Румянц. Музея 204, л. 406 об.–412; сверена со списком, находящимся в Синод. Сборнике 562, л. 319–324, по которому издана была в I томе «Актов Исторических» под 21. А си грамота о стриголничех Благословение Фотия, митрополита киевского и всея Руси, в Псков, о Святом Духе детям моим, посаднику и тысяцкому 1839 , и старым посадником и тысяцким, и всему священническому и иноческому чину, и всему христоименитому Господню исполненью, святому людству, обретающимся всем в богоспасаемой державе псковской. О чада о Господе возлюбленные нашего смирения! Много уверенье и пользу душевную имею 1840 , слыша ваше 1841 благочестие; но еже 1842 слышах от писанья ваших священников о 1843 отлучающихся Божьего закона и православия, зовомых стригольниками, и смути мя, чада мои, скорбь о сем не мала, и не усыпающ о сих ум имею и поисках в божественных правилах, и 1844 пишу вам и ради тех 1845 уверения, еже среде вашей православной веры суть тии 1846 зовомые стриголники 1847 , помраченные прелестью дьявольской и ослепленные злобой 1848 лукавства своего, и не видят 1849 света истинного Христа, ни разумеют праведных судеб его, и не сведят 1850 истинных путей его. Ино 1851 , сынове, и сами ведаете по божественному писанию, колико шатание и неистовство и укор и мятеж, бывший преже на истинную и на православную христианскую веру и на Божью церковь от несмысленного и суетословного и бесстыдного Ария, и Нестория, и Македония, и Севгира, и Манента, и Оригена и прочих проклятых; и тии окаянные пагубу 1852 токмо себе исходатаивше и огнь вечный себе приобретше 1853 , уготованный диаволу и аггелом его; а церкви Божья, утвержденная Богом и данным нам законом новым, и огражена повелениями апостольскими, и укрепляема божественными 1854 святых Отцов правилами семи соборов, и светится паче солнца, яко сущее небо земное украшена, и красящеся 1855 непобедимым благолепием православия. И глаголет убо о сих правило 31 [святых Апостолов] 1856 : «Аще, рече, кто от пресвитер, ничтоже сведый зазорство своему епископу, ничтоже о благочестивой вере погрешившу благочестиву ему бывшу убо 1857 к Богу, к человекам же праву сущу, восхочет же любоначальства ради низринуться, и особь водрузит 1858 жертвенник, и собор творя и службу, таже в первых и в других и в третьих крат воззван будет от своего епископа от таковой прелести, и не послушает, но пребывает в том же злочестии, сам убо, яко любоначальник и мучительное дело являя пребывает, да извержен будет: и иже с ним единомысленники, аще убо клирики суть, и тии да 1859 извержены будут; аще ли миряне суть, да отлучены будут».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Саввы и Варсонофия. Здесь же еще целы царские врата с мелкотравчатой резьбой и с надписью: «л. 7069 (1561) августа в 29 д. поставлены двери сии царские при державе царя и в. к. Ивана Васил. – при епископе Акакие тверском, в церковь преп. отца нашего Саввы освященного, старанием игумена Левапида Саввина монастыря». 500 В московском успенском соборе хранится устав тверского Саввина монастыря XV в. в конце пасхалии его, доведенной до 8 тысячи, сказано: «конец семи тысячам. Троице сватая слава тебе, δοξα σοι ο Θεοσ». На л. 295 читается древняя; драгоценная, заметка: «в л. 6940 (1432) в Петрово говение монастырю св. Саввы минуло 35 лет, а смерти князи великого Михаила 34 лета». 501 По этой заметке несомненно, что тверской Саввин монастырь начался с 1397 года и с того же года начались подвиги пр. Варсонофия и Саввы в Савинной пустыни. На ркп. книге Исаака Сирина подпись говорит, что книга писана в 1416 г. в монастыре препод. Саввы, на иждивение ктитора обители князя Александра Ивановича († 1426 г.). по воле игумена Варсонофия. – Другая книга, лествица, писана в 1419 г. для священноинока Саввы. 502 поскольку же преп. Савва вместе с тем, как принял сан священства, принял и начальство над обителью, – (так пишет преп. Иосиф): то очевидно, что в 1419 г. игуменом Саввиной обители был уже преп. Савва. По времени же основания пустыни (1397 г.) и по не многим годам игуменства Варсонофиева (5 лет), надобно положить, что 1416 г. был последним годом игуменства Варсонофиева после правления Саввы Бороздина. Если же после того с 1417 г. будем ститать 50 лет начальствования преп. Саввы тверского: то блаженную кончину его должны будем отнести к 1467 г. 503 В тот же (2) день память о преп. тверском – и ученике его ЕВФРОСИН В ркп. описании святых г. Твери читаем: «преподобный Савватий игумен пустыни, – образом сед, брада, аки Иоанна богослова». Пустынь преп. Савватия находилась в 15 верстах от Твери, там, где теперь остается с. Савватиево. В одном из двух храмов бывшей пустыни стоит гробница преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1389 г. на Соборе в Константинополе было принято решение о низложении Пимена и восстановлении Киприана в звании митрополита Киевского и всея Руси. По свидетельствам русских летописей, в этом же году или в начале следующего он прибыл в Москву, причем Суздальская и Воскресенская лет. называют имена русских епископов, прибывших вместе с ним (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 537; Т. 8. С. 60). По Никоновской лет. скончался святитель 16.09.1407. Память – 27.03 и 16.09. 1903 По Никоновской лет. в 1414 г. по инициативе Великого князя Литовского Витовта был собран Собор из литовских архиереев, на котором было принято решение избрать отдельного митрополита, независимого от Москвы (ПСРЛ. Т. 11. С. 223). В 1416 г. этим митрополитом был избран Григорий Цамблак (ПСРЛ. Т. 11. С. 227). Поставление Григория Цамблака (племянника митрополита Св. Киприана) в митрополиты Киевские состоялось в Новгородке по постановлению Собора литовских епископов. Ему подчинялись семь епархий: Полоцкая, Черниговская, Луцкая, Владимиро-Волынская, Смоленская, Холмская и Туровская. В 1418 г. на Соборе в Констанце отринул унию с Римом. В 1419 г. возвратился из поездки в Константинополь и Рим: «Въ лто 6927/1419, Сентября. Митрополитъ Григорей Цамблакъ въ Литву, бывши въ Рим и Костянтинград» (Никоновская лет. ПСРЛ. Т. 11. С. 234). Скончался в Киеве в том же году (ПСРЛ. Т. 11. С. 235). «...По свидетельству же одного молдавского летописца, отнюдь не скончался, а только переселился, неизвестно почему, из России в Молдавию, где будто бы жил еще очень долго, и в 1439 г. утвержден Охридским архиепископом в звании молдо-влахийского митрополита» ( Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 3. M., 1995. С. 69). У ААО Τ. 1. С. 5 перед Григорием Цамблаком указаны без дат Геронтий и Зосима. 1904 В 1416 г. упоминается в числе членов Собора, избравшего митрополитом Григория Цамблака. Затем был на Смоленской кафедре. Будучи митрополитом, продолжал пребывать в Смоленске. По Супрасльской лет. в 1432 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иосиф Волоколамский, Максим Грек и Зиновий Отенский подробно разбирали учение русских еретиков; но они не упоминают о их сочинениях. Правда, из грамоты патр. Антония узнаем, что бывший диакон Карп имел еретическое писание, возмущавшее народ против священства; но что это было за писание? В нем, как и вообще в учении еретиков, нельзя найти порядка и последовательности мыслей. Довольно и того, что словами еретиков управляла общая идея: недовольство иерархическою и гражданскою властью. В первое время, с 1376 до 1416 года, ересь стригольников, по известным причинам, скудости проповедников, оставалась без обличения. Недостаток русских обличений в этом отношении отчасти восполнен грамотами цареградских патриархов. И так как грамоты патриархов о стригольниках написаны по сведениям, доставленным из России, и разъяснение некоторых из этих грамот поручено суздальскому архиеп. Дионисию: то их можно отнести к русскому проповедничеству. Спустя шесть лет по смерти Никиты и Карпа, утопленных новгородцами, патр. Нил прислал в Новгород и Псков грамоты, обличающие стригольников, и поручил арх. Дионисию приводить их к покаянию. В грамоте своей патриарх доказывает, что не должно отделяться от Церкви из–за недостоинства некоторых пастырей, и что надобно отличать от взяточничества законную плату за проторы, при поставлении в священство. Патриарх присовокупляет, что он поручил арх. Дионисию подробно научить заблуждающих и обратить их к покаянию 335 . 1394 г. другой патриарх Антоний прислал в Новгород грамоту подобного содержания, в обличение стригольников; эта грамота была препровождена и ко псковичам. Между прочим, опровергая стригольников, которые учили, что должно каяться земле, патриарх говорит: «земли – бездушная вещь, не умеет запретить грешить, и потому нет прощения кающемуся земле». Затем он внушает православным изгонять стригольников 336 . 1416 г. митр. Фотий писал послание во Псков, в котором обличал стригольников, и, между прочим, ссылался на определения Исаакия Комнина, назначающее пошлины за поставление в священство; убеждал псковичей вразумлять стригольников и изгонять неисправимых.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Отпевали епископа Вениамина архиепископ Казанский и Чистопольский Иов и епископ Астраханский и Сталинградский Сергий. Скорбную телеграмму прислал Патриарх Алексий I.Bcю ночь саратовский кафедральный собор не закрывался: верующие непрерывным потоком шли прощаться со своим архипастырем.Погребен владыка Вениамин на саратовском кладбище, где его могила до сих пор пользуется особым почитанием [ 32 ]. " Дневник инока " . С. 26 (здесь и далее ссылки на наст. издание). " Воспоминания о духовном отце " . Наст, изд., с. 268. См. сноску на с. 33. См. Приложение. С. 293 наст. изд. " От природы я был довольно туповат, учился средне " . См. " Дневник инока " . С. 31. " Дневник инока " . С. 68. См.: Еп. Варнава (Беляев). Тернистым путем к Небу. М. Паломник, 1996. С. 441–508. О еп. Гурии см. " Дневник инока " , с. 68 и далее. Следует иметь в виду, что в дальнейшем в документах владыка Вениамин указывал периодом обучения в Казани год 1416/1917, хотя по " Дневнику инока " выходит 1917/1918 год. Следует иметь в виду, что в дальнейшем в документах владыка Вениамин указывал периодом обучения в Казани год 1416/1917, хотя по " Дневнику инока " выходит 1917/1918 год. В документах обычно в качестве причины приезда владыки Вениамина в Данилов монастырь указывается приглашение епископа Сильвестра. См. Приложение. С. 294. По официальным документам постриг и обе хиротонии приходятся на 1917 год. Ср.: Приложение (с. 294–295) и " Дневник инока " (с. 85–86 и 92). Установлено по письму из ссылки от 17 апреля 1952 года. См. с. 218. По документам — в 1920 г. Однако см. " Дневник инока " , с. 92. Сборник проповедей владыки Вениамина готовится к изданию Издательским отделом Троице-Сергиевой Лавры под названием " Крупицы слова Божия " . См. с. 284–292 настоящего издания. См. сведения о нем на с. 86. Иером. Дамаскин (Орловский). В огненном испытании//Даниловский благовестник. 1996. Вып. 8. С. 47. Е.В. Чичерина. " По вере вашей да будет вам... " : Воспоминания//У Бога все живы: Сб. М.: Даниловский благовестник.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1023...

Нил (1380–1388) Антоний IV (1389–1390) Макарий (вторично) (1390–1391) Антоний IV (вторично) (1391–1397) Каллист II Ксанфопул (1397) Матфей (1397–1410) Евфимий II (1410–1416) Иосиф II (1416–1439) Митрофан II (1440–1443) Григорий III Маммас (1443–1453) Афанасий (1450) Геннадий II Схоларий (1454–1456) Приложение 20 «Александрийские патриархи» Апостол и евангелист Марк (42–62/63) св. Аниан (62/63–83/84) св. Авилий (84–98) Кердон (98–109) Прим (110–121) Юст (Юстин) (121–130) Евмен (131–144) Mapk II (Маркиан) (144–154) Келадион (Келладий) (154–167) Агриппин (Агриппа) (167–180) Юлиан (Юлий) (180–189) Димитрий (189–231) Иракла (231 или 232–246/47) св. Дионисий Великий (247/48–264/65) св. Максим (Максимиан) (264/65–282) св. Феона (282–300) Петр Александрийский (300–311) Ахилла (312–313) св. Александр I (313–328) св. Афанасий Великий (328–336) Пист (337–338) св. Афанасий, повторно (337–339) Григорий (339–346) св. Афанасий, 3-й раз (346–356) Георгий (357–358) Георгий, повторно (361) Лукий (361) св. Афанасий, 4-й раз (362) св. Афанасий, 5-й раз (364–365) Лукий, повторно (365) св. Афанасий, 6-й раз (366–373) Петр II (373–374) Лукий, в 3-й раз (375–378) Петр II, повторно (379–380) св. Тимофей I (380–384) Феофил, Патриарх (384–412) св. Кирилл Великий (412–444) Диоскор (444–451) св. Протерий (451–457) Тимофей II Элур (457–460) Тимофей III Салофакиол (460–475) Тимофей II Элур повторно (475–477) Петр III Монг (477) Тимофей III Салофакиол, повторно (477–482) Иоанн I Талайя (482) Петр III Монг, повторно (482–489) Афанасий II Килит (489/90–496/97) Иоанн II Мелис (496–507) Иоанн III Никиот (507–516/17) Диоскор II (516/17–520) Тимофей IV (520–535) Феодосий I (535–537) Гайна (Гайан) (537) Павел Тавеннисиот (539–540/41) Зоил (541–551) св. Аполлинарий (551–568) Иоанн IV (569–579) св. Евлогий (580–607/08) Феодор Скрибон (607/08–609) св. Иоанн V Милостивый (609/10–619/20) Георгий I (621–630) Кир (630/31–642) Петр IV (642–644) вдовство кафедры Иоанн VI (?) Евтихий (?) Петр V (?) Петр VI (?) (кон. VII в.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Долгое время Благовещенский собор был окружен легендами и мифами. Проведенная работа помогла установить истину и на что вы в этой работе опирались? — Первая научная реставрация собора относится к 1866 году, а тогда исследовательские возможности были несколько иными. За истекшие полтора столетия сильно изменились и представления о реставрации. То были пионерские попытки, нынешние шаги сделаны на основе углубленного представления о предмете. Практически на все вопросы в отношении истории собора удалось получить исчерпывающие ответы. Сделано это благодаря талантливым реставраторам Георгию Евдокимову и Ирине Калугиной, сотрудникам центральных научно-реставрационных производственных мастерских под научным руководством со стороны Музеев Московского Кремля. Каждый наш шаг мы делали достоянием гласности и выносили на обсуждение профессионального сообщества. — Что же удалось установить? — В нашей стране много перестроенных памятников, но вряд ли они могут сравниться с Благовещенским собором по количеству переделок. Сложность его «родословной» определяется тем, что это домовый храм московских государей, который находился в соприкосновении с великокняжеским дворцом. Мы выяснили, что он таит в себе несколько храмов: один эпохи Дмитрия Донского, другой его старшего сына Василия I, третий — храм Ивана III и, наконец, храм Ивана IV. Он оставался домовым храмом и в эпоху империи и потому нещадно поновлялся в течении всего XIX века. — С реставрацией связывают находки и открытия, были они сделаны на этот раз? — В 1405 году собор расписали, а в 1416-м он был разобран до подклета. Когда в 1483 году собор снова разобрали по подклет, то камни от него — белокаменные блоки — использовали как бут. Во время реставрационных работ под лестницей XIX века мы обнаружили часть бесценных белокаменных блоков от собора 1416 года, на которых сохранилась живопись. Как считает крупнейший реставратор древнерусской живописи Владимир Дмитриевич Сарабьянов, она относится к эпохе Андрея Рублева и вполне может принадлежать не только его артели, но и самому великому иконописцу.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1507837...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010