Антоний III 974–979. Вдовство церкви 979–983. Св. Николай II Хрисоверг 983–996. Сисиний II 996–999. Св. Сергий II 999–1019. Св. Евстафий 1019 или 1020–1025. Алексий 1025–1043. Михаил Беруларий 1043–1058. Константин III Лихуд 1059–1063 Иоанн VIII Ксифилин 1064–1075. Св. Косма I 1075–1081. Евстратий 1081–1084 Николай Грамматик 1084–1111. Иоанн IX 1111–1134. Св. Лев Стипиот 1134–1143. Михаил II 1143–1146. Косма II Аттик 1146–1147. Николай IV Музалон 1147 или 1148–1151. Феодот 1151–1153. Неофит I несколько месяцев. Константин IV Лихуд 1154–1156. Лука Хрисоверг 1156 – 1169. Михаил III 1169 – 1177. Харатон 1177–1178. Феодосий I 1178 – 1183. Василий II Каматир 1183 – 1186. Никита II Мунтан 1186 –1189. Досифей 9 дней. Леонтий 1190 (месяцов 7). Домифей втор. 1190 – 1191. Георгий II Ксифилин 1191–1198. Иоанн X Каматир 1198 – 1206. Михаил IV Ставрион 1206 – 1212. Феодор II Ириник 1213 – 1215. Максим I 1215 – 1216 (6 месяц.). Мануил I 1217 – 1222. Герман II 1222 – 1240. Мефодий II 1240 – 1240 (3 месяца). Вдовство церкви 1240 – 1243. Мануил II 1243 – 1255. Арсений 1255 – 1260. Никифор 11 1260 – 1260. Арсений втор. 1261 – 1266. Герман III 1266 – 1267. Иосиф I 1267–1274. Иоанн XI Векк 1275–1282. Иосиф I втор. 1282 – 1283. Григорий II Кипрский 1283 – 1289. Афанасий I 1289 – 1293. Иоанн XII 1294 – 1303. Афанасий втор. 1303 – 1311. Вдовство церкви 1311 – 1313. Нифонт I 1313 – 1315. Иоанн XIII Глкис 1316 – 1319. Герасим 1 1320 – 1321. Вдовство церкви 1321 – 1323. Исаия 1323 – 1333. Иоанн XIV 1333 – 1347. Исидор I 1347–1349. Каллист I Святогорец 1350 – 1354. Филофей 1354 – 1355. Каллист I опять 1355–1362. Филофей опять 1362–1376. Макарий 1376–1378. Нил 1378–1388. Антоний IV 1388–1395 или 1396. Каллист II 1396. Матфей I 1397–1410. Евфимий II 1410–1416. Иосиф II 1416–1439. Митрофан II 1440–1443. Григорий III Мелиссин 1445–1450. Афанасий II 1450–1453. Геннадий II Схоларий 1453–1460. Исидор II 1460–1465. Софроний 1 1465 1466. Иоасаф I 1466–1469. Mapk II 1469–1470. Симеон I 1470–1473 Дионисий I 1473–1478.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Последние годы управления Русской церковью святителем Алексием омрачились сложными интригами против него, деятельное участие в которых принимал высокообразованный болгарин по имени Киприан, в декабре 1375 г. рукоположенный в Константинополе в сан митрополита Киевского и Литовского (притом что титул «Киевский» продолжал одновременно сохраняться и за митрополитом всея Руси святителем Алексием) 79 и направленный в 1376 г. на Русь с правами рассмотреть обвинения против Алексия, выдвинутые его врагами, и возглавить всю Русскую церковь в случае необходимости. Предполагаемый суд, впрочем, не состоялся, и до кончины святителя Алексия в феврале 1378 г. святитель Киприан пребывал в Киеве. Последующее десятилетие, по словам митрополита Макария (Булгакова) , «можно назвать самым смутным временем в истории нашей митрополии» 80 . Завершением этого смутного времени можно считать объединение под началом митрополита Киприана русских епархий – сначала без учёта тех, что вошли в Галицкую митрополию 81 , а потом и с ними 82 . Это объединение было ознаменовано приездом святителя Киприана в 1390 г. в Киев и затем в Москву, откуда он и продолжал править Русской церковью вплоть до своей смерти в 1406 г. Преемник святителя Киприана, грек Фотий, был рукоположен в Константинополе в 1408 г. с правом управления всей Русской Церковью , за исключением Галицкой митрополии (в которой на тот момент оставалось только две епархии из пяти). В 1410 г. митрополит Фотий достиг Москвы, рассматривая её в качестве основного места своего пребывания. Это не понравилось великому князю литовскому Витовту, который и до рукоположения Фотия пытался получить для Литвы собственного митрополита. В 1414 г. Витовт подал в Константинополь жалобу на святителя Фотия и потребовал поставить для Литвы митрополитом образованного монаха Григория Цамблака (вероятно, тот приходился святителю Киприану племянником). Получив отказ, Витовт созвал собор епископов, находившихся на подвластной ему территории, и они в 1416 г. рукоположили Григория в митрополиты. Константинопольская патриархия отреагировала на появление самозваной автокефалии тем, что низложила и даже анафематствовала Григория, о чём свидетельствуют послание патриарха Константинопольского Иосифа II святителю Фотию от 1416 г. 83 и отправленные одновременно с ним императором Мануилом II Палеологом послания святителю Фотию и великому князю московскому Василию I Дмитриевичу 84 . В частности, в первом из этих документов Иосиф II свидетельствовал о соборном осуждении Цамблака: « Нын же божественный и священный Съборъ събрався по случяю, священныя святители, митрополиты и Ангирьскый и мнози, и судомъ сихъ общимъ поверженъ Цамблакъ Григорей, по божественымъ и священнымъ правиломъ, по въ и " 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Во втором послании они оправдывают свои действия, указывая на невыгоды, какие южно-русская Митрополия терпела от дальности Митрополита, на примере поставления Киевских Митрополитов Илариона и Климента, и наконец на произволе Константинопольского Патриарха и Императора. В тоже время Витовт издал грамоту от себя, в которой в резких чертах выражал жалобы на Патриарха и Митрополита, и объявил, что он действовал согласно с волею князей и духовенства для чести Русской Церкви. 307 Что оставалось делать Вл. Фотию? Он решился отвратить собиравшуюся грозу личным объяснением с Витовтом, – и для этой цели отправился было в Литву. Но на границе литовского княжества его ограбили сторонники Витовта, и он принужден был возвратиться в Москву. После этого Бл. Фотию оставалось только посланием Литовского духовенства и грамоте Витовта противопоставить свои собственные Архипастырские послания. – В них он оправдывает Патриарха и Императора, защищает единство митрополии, ее древность, напоминает епископам их клятву не принимать другого митрополита, кроме поставленного Патриархом, и приводит одно за другим до 30 правил, которыми доказываете, что приемлющий власть незаконно не есть истинный пастырь, и посвящающие себе самовольно такового пастыря подвергаются отлучению. 308 Послание это как и все дело о Григорие было рассмотрено на Московском Соборе 1416 г., на котором все действия Литовских Епископов признаны также не справедливыми, как представлял это и Вл. Фотий. 309 В тоже время в защиту Бл. Фотия и всей Московской церкви, по словам Преосвящ. Филарета, совершилось несколько чудес от мощей первого Митрополита Москвы, Свят. Петра, тогда как Киев был ограблен и предан огню татарами. 310 Наконец, сам Господь заступился за Фотия. По неисповедимым судьбам Божиим, Григорий Цимвлак умер спустя три года по своем поставлении (1416). В тоже время Свидригайло, освобожденный из Кременецкой тюрьмы Препод. Феодором Князем Острожским 311 и всегда преданный православию, заставил Витовта отложить в сторону планы Ягелла о папизме, 312 и потому вслед за смертью Григория, Витовт дал согласие, чтобы Бл. Фотий снова принял в свое заведывание Епархии Юго-запада. 313 Обрадованный таким исходом дел святой угодник Божий не медля отправился для обозрения своей юго-западной митрополии. С этою целью прежде всего он был в Новгородке у Витовта. За тем посетил Мстиславла с его князем Симеоном и отсюда отправился в Слуцк и здесь у князя Александра крестил его сына. – После этого снова из Киева Бл. Фотий ездил (1421 г.) в Львов, – и отселе наконец, прибыл на Волынь, где во Владимире Волынском провел весь праздник Рождества Христова, совершая богослужение, решая дела и делая наставления духовенству и народу. – За тем в праздник Богоявления Бл. Фотий служил в Вильне и оттуда снова возвратился в Москву. 314

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

При них вся Византийская империя под напором турок сосредоточивалась почти в одном городе Константинополе. Не имея в сущности никаких шансов на успех обороны, они всеми имеющимися у них средствами старались отдалить окончательное падение когда-то славной и богатой культурными ценностями мировой державы. Одним из наиболее верных и надежных средств к спасению остатка великой империи императоры считали помощь могучего в то время духовного и светского владыки Западной Церкви римского папы. Таковая помощь могла быть получена только благодаря унии с католической церковью или, вернее, благодаря измене православию, так как говорить о каких-либо условиях со стороны византийских императоров было невозможно. Они судорожно ухватились за это средство и для осуществления его воспользовались самым широким образом предоставляемым им церковно-государственным византийским правом власти в делах церковных. Во-первых, они, подготовляя унию, возводили на Константинопольский патриарший престол патриархов-униатов, совершенно не считаясь с канонами и голосом Константинопольской Церкви. Результатом такой практики на Святейший Константинопольский патриарший престол с 1410 г. до падения Константинополя (1453), т. е. в течение 42 лет назначались патриархи-униаты: Евфимий (1410–1416), Иосиф II (1416–1439), участвовавший на Флорентийской унии и подписавший ее, Митрофан (1440–1443), ревностный униат и гонитель православных, Григорий Мамма (1445– 1450), убежавший из Константинополя в Рим 13 . Московская дипломатия, пристально наблюдавшая за развертывающимися событиями на Востоке, определяла такое явление «как разгласив Церкви Божией» 14 . Как известно, данные стремления к церковно-политическому союзу с папой закончились Флорентийской унией (1439), в которую еще бы немного была втянута ловким маневром римского папы и Русская Православная Церковь . Во-вторых, нервозная деятельность византийских императоров в церковном управлении нарушила окончательно наладившуюся было линию церковных отношений с Русской митрополией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

бывший епископ Ладожский, викарий Санкт Петербургской епархии с 13.06.1873 по 06.03.1882 архиепископ Волынский и Житомирский Павел (Вильчинский), епископ бывший епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии с 05.04.1882 по 16.12.1889 епископ Астраханский и Енотаевский; 4.06.1908 Авраамий (Летницкий), епископ бывший епископ Тобольский и Сибирский с 16.12.1889 Викарий Саратовской епархии; 24.10.1893 Викарии Саратовской епархии Вольские (Волжские) епископы Имена Сведения Антоний (Шокотов), епископ рукоположен с 02.04.1850 по 19.12.1850 епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии Викариатство упразднено в 1850 году и вновь открыто в 1898 году. Сарская и Крутицкая Сарайская Учреждена в 1261 года Кафедра в Великом Сарае Имена Сведения Митрофан, епископ управлял с 1261 по 1269 неизвестно Сарайская и Переяславская С 1269 года объединена с Переяславской епархией Имена Сведения Феогност, епископ упоминается с 1269 по 1301 неизвестно Сарайская и Подонская С 1310 года Имена Сведения Измаил (Михаил), епископ упоминается в 1296 по 1312 лишён сана; неизвестно Варлаам, епископ упоминается неизвестно Варсонофий, епископ рукоположен с 1312, упоминается в 1330 неизвестно Софония, епископ упоминается неизвестно Афанасий, епископ управлял до 1356 неизвестно Иоанн, епископ рукоположен неизвестно Матфей, епископ рукоположен около 1364; упоминается в 1378 неизвестно Савва, епископ рукоположен с 1382 или с зимы 1383; упоминается в 1389 9.06(07).1403 Тимофей, епископ рукоположен с 20.07.1404; упоминается в 1416 неизвестно Иларион, епископ управлял между 1404 и 1454; вероятно, между 1416 и 1441 неизвестно Иов, епископ упоминается неизвестно Сарская (Крутицкая) и Подонская (Подрельская) С 1454 году Кафедра перенесена в Москву на Крутицы 33 Имена Сведения Вассиан, епископ упоминается с 1454 по 1466 08.04.1466 Прохор, епископ рукоположен с 17.03.1471 по декабрь 1492 неизвестно Силуан, епископ рукоположен с 04.05.1493 по 1496 неизвестно Евфимий (Подрез), епископ рукоположен с 18.12.1496 12.06.1499

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

С. (см.: Hardt. T. 1. Pars 1. P. 161). Поскольку упоминание о визант. посольстве находится у Ври между сообщениями о низложении Иоанна XXIII (май 1415) и об отречении Григория XII (июль 1415), исследователи полагают, что Ври знал о 2 посольствах; при этом К. С. официально было принято только 1-е посольство (см.: Loenertz. 1939. P. 16-17). То, что 2-е посольство находилось в Констанце до завершения Собора и вело переговоры о церковном единстве, подтверждают и др. источники (см.: ACConstanc. Bd. 1. S. 401. Not. 1; Gill. 1959. P. 22). Хотя эти переговоры не имели офиц. характера, о наличии у некоторых участников К. С. устойчивого интереса к вопросу о воссоединении католиков и православных свидетельствуют публичные выступления и записки. Так, еп. Ж. Дюпюи в произнесенной 11 марта 1415 г. проповеди говорил о том, что одной из задач К. С. является «возвращение на путь истины греков и всех прочих, уклонившихся от веры» (см.: ACConstanc. Bd. 1. S. 410). Кард. П. д " Айи затрагивал тему восстановления христ. единства в записке о церковных реформах, зачитанной им 1 нояб. 1416 г.; в переговорах с православными он предлагал опираться на соч. «Трехчастный опус» (Opus tripartitum), составленное Гумбертом Романским († 1277) для участников II Лионского Собора (см.: Brandm ü ller. 1997. Bd. 2. S. 192-193). Постоянное употребление участниками К. С. по отношению к православным наряду с нейтральным термином «соединение» (unio) термина «возвращение» (reductio) свидетельствует о том, что воссоединение Вост. и Зап. Церквей они понимали не как возможный результат равноправного богословского диалога, но как следствие признания православными своей неправоты с последующим вхождением их в католич. Церковь. Поскольку деятельность православного посольства воспринималась в контексте таких представлений, невозможно с уверенностью определить, в какой мере свидетельства участников К. С. о готовности визант. императора подчинить правосл. Церковь папе Римскому отражают действительное содержание выступлений и переговоров, к-рые визант.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

учение Христово (Мф 7:6). важный государственный чиновник у римлян, сосредоточивавший в своих руках военную и юридическую власть. или проконсул, правитель края. малоазийский город, расположенный на берегу Эгейского моря. В древности славился своим богатством и торговлей. римский император, царствовал с 249 по 251 г. Мученическая кончина святого Пиония последовала в 250 г. Метафраст — замечательный византийский общественный деятель и церковный писатель XI b. Из его сочинений особенно замечательны Жития святых. Симеон, составляя этот труд, не ограничился одним только собранием древних сказаний, а пересказал, переложил их на разговорный язык. Отсюда и его прозвище Метафраст (от μεταφρζειν — пересказывать). ( < < back 1) ( < < back 2) ( < < back 3) Память святого отца нашего Евфимия, архиепископа Новгородского наименование носил в древности нынешний город Новгород. Он был одним из древнейших и известнейших городов в древней Руси. или Важище — местность, находившаяся в 12 верстах к западу от Новгорода. было в 1411 году. в иночестве носил имя Пахомия. архиепископ Симеон (Сампсон), из простых иноков, управлял Новгородскою епархией после смерти архиепископа Иоанна с 1416 до 1421 года. практике новгородских владык это был первый случай, когда заведование церковным имуществом поручено было иноку, до сего времени экономы архиепископского дома в Новгороде избирались из мирян. разумеется Ebфuмuй I (Емелиан) брадатый, занявший архиепископскую кафедру в Новгороде после краткого правления (с 1421 до 1423 г.) избранного, но не посвященного Феодосия; Ebфuмuй I был архиепископом Новгородским с 1423 до 1429 года. монастырь (Хутынь) основан был в 1192 году знатным новгородцем Алексием, в монашестве Варлаамом, и находится на реке Волхове, на правом ее берегу, в 10 верстах от Новгорода вниз по течению этой реки. Лисицкий (на Лисьей горе) монастырь находился в 7 верстах от торговой стороны Новгорода. Упоминается в 1392 году. епископы носили звание архиепископов с 1165 года. Новгородского владыки с 1156 г. зависело не от митрополита с собором епископов, а исключительно от самих новгородцев, от их веча. Избирали обыкновенно трех кандидатов, и жребии их полагались на престол в храме святой Софии; два жребия по окончании литургии вынимались один за другим протопопом и объявлялись всему народу; наконец жребий, оставшийся на престоле, указывал на избранника Божия. Так избран был и преподобный Евфимий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Звание брата Иоаннова – Гавриила, неизвестно; но достойно замечания, что он продолжал называться этим именем и уже впоследствии принял монашество и переименован Григорием. Следовательно, он был из белых. Василий был священник, но по наречении владыкою принял монашество и из Григория переименован в Василия: потому что тогда уже составилось понятие, что владыка должен быть монах. Избранные владыки были посвящаемы митрополитом последовательно в предшествовавшие чины до иеромонаха включительно; а если кандидат был иеромонах, то не нуждался в посвящении прежде в сан игумена или архимандрита, а прямо посвящался в сан владыки. Так, например, Сампсон в 1416 г. поставлен был от митрополита на второй неделе поста в иеродиаконы, в третью субботу поста в иеромонахи, а в средокрестопоклонную неделю, на другой день по рукоположении в священство, хиротонисан в архиепископа. 409 Владыка Алексий, простой чернец и не Новгородец по происхождению (шестник), был сначала рукоположен от тверского епископа в иеродиакона и иеромонаха, а потом от митрополита во архиепископа. 410 Большая часть владык, если они были из монахов, оставалась с теми же именами, какие они носили до своего поставления; но некоторые, принимая сан владыки, не переменяли их, хотя уже и прежде были монахами и, следовательно, носили до того времени не мирское, а монашеское имя. Так чернец Емельян, после своего поставления, принял имя Евфимия; чернец Сампсон переименован в Симеона. Это не было правилом: предоставлялось поступать так и иначе. Для управления духовными делами в Новгороде избрание казалось важнее самого поставления, и потому-то новоизбранный, какое бы звание он не носил, управлял церковью и судил со дня своего избрания, нося имя «нареченного» владыки. Немедленно после избрания, его возводили, что означало поручение ему духовного управления; он в то же время занимал владычные палаты. Архимандриты, игумены и все духовенство находились под его властью, хотя бы он был и ниже их саном. Не было срока, в который нареченный владыка непременно должен быть посвящен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

П.В. Долгоруков Князья Хованские Мы помещаем здесь родословие потомству Великого Князя Литовского, Гедимина Великого, до разделения оного на различные фамилии: отцовский КОЛЕНО I: Гедимин, Великий Князь Литовский † 1328 КОЛЕНО II: Монтивид, князь Керновский и Слонимский Наримунд, во Святом крещении Глеб Гедиминович, князь Пинский и Мозырский, потом князь Ладожский, Ореховецкий и Корельский, рождение 1277 † 1348 Ольгерд, во Святом крещении Александр Гедиминович, во иноках Алексей 96 ; сперва князь Кривский и Витебский, потом Великий Князь Литовский, † 1377; женат 1. на княжне Марие Витебской; 2. на княжне Иулиание Александровне Тверской, во инокинях Марина † 1392 Кейстутий, князь Самогитский, Жмудский и Трокский, потом Великий Князь Литовский † 1381; женат на Бируте † 1416, дочери литовского языческого жреца Корият, во Святом крещении Михаил Гедиминович, князь Волконский и Новогрудский, родоначалник князей Кориятовичей-Курцевичей Любарт, князь Волынский † 1385; женат 1. на княжне Волынской Анне Андреевне; 2. на княжне Агафие Константиновне Ростовской, родоначальник князей Сангушек-Ковельских, и угасших князей: Сангушек, Сангушек-Коширских и Корбинских Явнут, во Святом крещении Иоанн Гедиминович, Великий Князь Литовский † 1366; женат на княжне Витебской, родоначальник угасших князей: Ижеславских, Мстиславских (второй ветви), и Заславских Княжна Альдона, во Святом крещении Анна, за Казимиром Великим, королём польским Княжна Данмила, во Святом крещении Елисавета, за герцогом Венцеславом Мазовецким Княжна NN, за князем Псковским Давыдом Давмонтовичем Княжна Мария старшая, за князем Мазовецким Болеславом Тройденовичем Княжна Айгуста, во Святом крещении Анастасия, за Великим Князем Московским Симеоном Иоанновичем Гордым Княжна Мария младшая, за Великим Князем Тверским Дмитрием Михайловичем Грозные Очи Княжна NN, за NN КОЛЕНО III: Александр Наримундович, князь Ореховецкий, потом князь Подольский Юрий Наримундович, князь Рожинский, родоначальник угасших князей Рожинских Вигунд старший, во Святом крещении Андрей Ольгердович, князь Полоцкий, родоначальник угасших князей Полубинских † 1399

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Печать митр. Макария Фессалоникийского с изображением вмч. Димитрия. 1-я пол. XVI в. (мон-рь Ватопед на Афоне) Печать митр. Макария Фессалоникийского с изображением вмч. Димитрия. 1-я пол. XVI в. (мон-рь Ватопед на Афоне) Значительное количество текстов (преимущественно гомилетических), посвященных Д. С., создано в IX-XVI вв. слав. авторами. Похвальное слово Д. С. написано Климентом Охридским († 916), учеником равноапостольных Кирилла и Мефодия,- неясно, еще в Вел. Моравии или уже в Болгарии. Оно сохранилось во мн. списках XV-XIX вв. (не менее 25) ( Климент Охридски. Събрани съчинения. София, 1970. Т. 1. С. 221-236), преимущественно восточнославянских, к к-рым восходят и все известные в наст. время южнославянские (сербские). Его событийная канва основана на тексте Passio altera, что, возможно, указывает на время перевода последнего на слав. язык. На рубеже XIII и XIV вв. известный серб. книжник, хиландарский мон. Феодосий, включил рассказ о чудесном убиении Д. С. болг. царя Калояна во время осады Фессалоники в пространное Житие свт. Саввы Сербского ( Teoдocuje Хиландарац. Живот св. Саве. Београд, 1973. С. 101-114); источник рассказа (возможно, устный) близок к повествованию Иоанна Ставракия (см.: Тъпкова-Заимова. 1982. С. 152). Киевский (Западнорусский) митр. Григорий Цамблак в конце жизни (между 1416 и 1419) написал Похвальное слово Д. С. (нач.: «Прежде Христова плотского смотрения человеком страшна бяше смерть...»), к-рое, по словам митр. Макария (Булгакова) , «тихо и спокойно... и более походит на житие, нежели на церковное поучение» (История РЦ. Кн. 3. С. 505-506). Слово очень широко распространено в восточнослав. рукописной традиции XV-XVII вв. (в т. ч. в составе авторского сб. «Книга Григорий Цамблак» - Дончева-Панайотова Н. Григорий Цамблак и българските литературни традиции в Източната Европа XV-XVII вв. Вел. Търново, 2004. С. 246-281), дважды помещено в ВМЧ (под 26 окт. и под 31 июля в составе сборника сочинений этого автора).

http://pravenc.ru/text/178231.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010