с 31.10.1770 02.05.1776 Иларион (Кондратовский), епископ рукоположен с 17.07.1776 по 27.07.1785, (в 1783 временно управлял Киевской митрополией) епископ Новгород-Северский и Глуховский Малороссийский Переяславский епископ Имена Сведения рукоположен с 25.09.1799 по 17.12.1803 епископ Полтавский и Переяславский Далее см. викарии Киевской епархии. Переславль-Залесская Учреждена в 1721 году Пере(я)славль-3алесская Кафедра в Пере(я)славле-Залесском Имена Сведения упоминается неизвестно Иннокентий (Кульчицкий), епископ, свт. рукоположен начальник Духовной миссии в Китае с 05.03.1721 по 15.01.1727 епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский Пере(я)славль-3алесская и Дмитровская Имена Сведения Арсений (Могилянский), архиепископ рукоположен с 25.06.1744 по 30.05.1752 на покое; с 22.10.1757 митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России Серапион (Лятошевич), епископ бывший епископ Можайский и Волоколамский с 03.03.1753 по 29.10.1753 епископ Вологодский и Белозерский Амвросий (Зертис-Каменский), епископ рукоположен с 17.11.1753 по 08.03.1761 епископ Сарский и Подонский Сильвестр (Страгородский), епископ рукоположен с 23.12.1761 по 04.02.1768 епископ Крутицкий и Можайский Геннадий (Границкий), епископ рукоположен с 13.04.1768 13.08.1773 Антоний (Румовский), епископ рукоположен с 02.02.1774 по 19.09.1776 епископ Астраханский и Ставропольский Феофилакт (Горский), епископ рукоположен с 18.09.1776 по 06.05.1788 епископ Коломенский и Тульский Викарии Пере(я)славль-Залесской епархии Можайский и Волоколамский епископ Викариатство учреждено 16 февраля 1746 года Имена Сведения рукоположен с 30.03.1745 по 03.03.1753 епископ Переславль-Залесский и Дмитровский Пермская Учреждена в 1383 году Великопермская (Пермская, Усть-Вымская) Кафедра в Усть-Выми Имена Сведения Стефан (Храп), епископ, свт. рукоположен 26.04.1396 в Москве Исаакий, епископ рукоположен с 20.01.1397 (1398) 22.03.1416 в Москве Герасим, епископ, свт. рукоположен после 1416 упоминается в 1441 и 1448 24.01 (около 1449) (убит вогуличем)

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Св. Трифон 928–931. Феофилакт 933–956. Полиевкт 956–970. Василий I Скамандрин 970–974. Антоний III Студит 974–979. Николай II Хрисоверг 983–996. Сисиний II 996–999. Сергий II Мануилит 999–1019. Евстафий 1019–1025. Алексий 1025–1043. Михаил Керулларий 1043–1058. Константин III Лихуд 1059–1063. Иоанн VIII Ксифилин 1064–1075. Косма I 1075–1081. Евстратий 1081–1084. Николай III Грамматик 1084–1111. Иоанн IX 1111–1134. Лев Стипиот 1134–1143. Михаил II Куркуас 1143–1146. Косма II Аттик 1146–1147. Николай IV Музалон 1147–1151. Феодот 1151–1153. Неофит I несколько месяцев. Константин IV Лихуд 1154–1156. Лука Хрисоверг 1156–1169. Михаил III 1169–1177. Харитон 1177–1178. Феодосий I 1178–1183. Василий II Баматирх 1183–1186. Никита II Мунтан 1186–1189. Досифей 9 дней. Леонтий 1190 (месяцев 7). Досифей (вторично) 1190–1191. Георгий II Ксифилин 1191–1198. Иоанн X Каматир 1198–1206. Михаил IV Ставрион 1206–1112. Феодор II Ириник 1213–1215. Максим I 1215–1216 (6 мес.). Мануил I 1217–1222. Герман II 1222–1240. Мефодий II 1240 (3 мес.). Мануил II 1243–1255. Арсений 1255–1260. Никифор II 1260–1261. Арсений (вторично) 1261–1266. Герман III 1266–1267. Иосиф I 1267–1274. Иоанн XI Векк 1275–1282. Иосиф I (втор.) 1282–1283. Григорий II Кипрский 1283–1289. Афанасий I 1289–1293. Иоанн XII 1294–1303. Афанасий (вторично) 1303–1311. Нифонт I 1313–1315. Иоанн XIII Гликис 1816–1319. Герасим I 1320–1321. Исаия 1323–1333. Иоанн XIV 1833–1347. Исидор I 1347–1349. Каллист I Святогорец 1350–1354. Филофей 1354–1355. Каллист I опять 1355–1362. Филофей опять 1362–1876. Макарий 1376–1378. Нил 1378–1388. Антоний IV 1388–1395. Каллист II 1396. Матфей I 1397–1410. Евфимий II 1410–1416. Иосиф II 1416–1439. Митрофан II 1440–1443. Григорий III Мелиссин 1445–1450. Афанасий II 1450–1453. Геннадий II Схоларий 1453–1460. Исидорх II 1460–1465. Софроний I 1465–1466. Иоасаф I 1466–1469. Mapk II 1469–1470. Симеон 1 1470–1473. Дионисий I 1473–1478. Симеон (втор.) 1478–1481. Рафаил I один год. Максим II 1482–1488. Нифонт II 1488–1490.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

P. 317-321). Во 2-м проекте приводится исповедание веры, к-рое папа Римский обязан произносить после избрания (Ibid. P. 321-323), а также ограничивается папская власть в области наиболее важных церковно-адм. действий. Согласно проекту, папа Римский не может единолично решать вопросы веры, проводить канонизации святых, возводить в епископское и кардинальское достоинство, создавать или упразднять диоцезы, совершать экземпции и т. д.; в одной из версий проекта указывается, что папа Римский должен действовать с согласия большинства кардиналов, в др. версии - с согласия вселенского Собора (Ibid. P. 323-326). В 3-м проекте говорится о наказании за симонию (без уточнения, какие именно действия могут быть квалифицированы как симония); в 4-м - о числе и порядке назначения кардиналов; в 5-м - о праве вселенского Собора католич. Церкви низлагать папу не только по обвинению в ереси, но и по обвинению в к.-л. др. преступлении (Ibid. P. 328-330). Остальные документы имеют отрывочный характер; они являются либо выдержками из представленных в комиссию записок с предложениями о реформах, либо краткими проектами решений по отдельным вопросам. Наибольшее внимание в них уделено реформированию папской курии и отмене основных папских налогов; помимо этого в них затрагиваются вопросы о порядке распределения бенефициев, о церковном судопроизводстве, об индульгенциях и мн. др. (см.: H ü bler. 1867. S. 6-17; Stump. 1994. P. 26-29; Brandm ü ller. 1997. Bd. 2. S. 78-80). Поскольку кор. Сигизмунд I потребовал от участников К. С. не принимать важных декретов во время его отсутствия в Констанце (см.: ACConstanc. Bd. 2. S. 286), к нач. 1416 г. работа комиссии стала менее интенсивной, однако подготовленные ею проекты активно обсуждались в 1416-1417 гг. на собраниях наций и среди теологов. Нек-рые из них вызывали острые и продолжительные дискуссии. Так, между делегатами франц. нации произошел раскол при рассмотрении вопроса об отмене аннатов ( Mansi. T. 28. Col. 161-221; общий анализ вопроса см.: Stump.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

Святой Симеон, архиепископ Новгородский и Псковский, в миру Сампсон, избран из простых иноков Хутынского монастыря 1415 года за свои редкие добродетели и посвящен в этот сан в 1416 году в Москве св. митрополитом Фотием. Св. Симеон был свидетелем многих бедствий народных. При самом начале его святительства страшный мор опустошил Новгород, Псков и все окрестности; столько было умирающих, что некому было хоронить их; кто только мог, спешил постричься в монахи. Владыка Симеон обходил с крестами весь Новгород, останавливаясь во многих церквах для коленопреклоненной молитвы о престании гнева Божия. По древнему обычаю поставили в один день две обыденные церкви для прекращения мора, а именно: великомученицы Анастасии и св. пророка Илии, из коих первую освятил сам владыка Симеон. Такое пастырское усердие и участие в скорбях народных не могло не привлекать всеобщей любви к святителю Симеону и не прославлять его. Но он прославил себя особенно еще следующим достопамятным событием. В 1418 году граждане Новгородские, завидуя избытку бояр и приписывая им причину дороговизны хлеба, разграбили множество дворов и даже монастырь св. Николая, утверждая, что в нем боярские житницы. Сторона Софийская, где обитали знаменитейшие новгородцы, противилась их злодеяниям и также вооружалась. Звонили в колокола, бегали, вопили и, стараясь занять большой мост, стреляли друг в друга. В это время сделалась ужасная гроза от непрестанной молнии небо казалось пылающим; но мятеж народа был еще ужаснее. Тогда святитель Симеон собрал все духовенство в храме Софийском, облачился в ризы святительские и, сопровождаемый клиром, вышел к народу, стал посреди моста и, взяв в руки животворящий крест, начал благословлять обе стороны. В одно мгновение шум и волнение утихли; толпы сделались неподвижны, оружие и шлемы упали на землю и, вместо ярости, изобразилось на лицах умиление «Идите в домы свои с Богом и с миром», вещал добродетельный пастырь, и граждане в безмолвии, в тишине, в духе смирения и братства разошлись. Сей святитель Симеон построил на свое иждивение две каменные церкви в Новгороде – во имя св. Петра митрополита и св. Афонасия (1416). Соревнуясь в благочестии пастырю своему, граждане соорудили также девять каменных церквей. Св. Симеон скончался после 6-ти летнего святительства своего июня 15 дня 1421 года и погребен в Мартириевской паперти Софийского собора, где мощи его почивают под спудом и теперь незадолго до взятия Новгорода Иоанном III на гробнице Симеона показалась кровь.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Все они, в этом случае, были послушными орудиями тогдашних византийских императоров – Мануила, Иоанна и Константина Палеологов (1391 –1453 гг.), старавшихся сблизиться с Западом в интересах защиты своего государства от мусульман-турок. Так, патриарх Евфимий, управлявший Византийской церковью после Матфея в 1410–1416 гг., ничем не известный по своей архипастырской деятельности, выставлялся впоследствии императором Иоанном Палеологом в качестве лица, проникнутого желанием соединения церкви Греческой с Латинской. Этот император говорил представителям Греческой церкви, прибывшим на собор во Флоренцию: «Вот мы прибыли в Италию, но не мне первому пришла эта мысль и не я первый принялся за это дело». Иоанн Палеолог напоминает, что и отец его, император, тоже отправлял посольство в Италию к папе Иоанну, и что в этом посольстве находился и патриарх Евфимий, муж, по словам оратора, украшенный добродетелью и знаменитый богослов. «Итак, и раньше вас – говорил царь, – были такие знаменитые люди, думавшие об этом же деле и даже желавшие исполнить его, но обстоятельства воспрепятствовали его исполнению» 678 . Если император, говоривший эту речь, сообщает верные известия об Евфимии, а не представляет его сторонником унии в личных своих интересах, то мы должны признать патриарха Евфимия первым в ряду других патриархов, несомненно и решительно стоявших за унию с Римом, к ущербу для православия и достоинства Греческой церкви. Преемником Евфимия был известный патриарх Иосиф II (1416– 1439 гг.), отступничество которого от православия не подлежит никакому сомнению. До восшествия на патриаршую кафедру он был митрополитом Эфесским. Более известные обстоятельства из его жизни тесно связываются с историей Флорентийского собора. По-видимому, он очень охотно отправляется на тот собор, став во главе прочих греческих епископов, сопровождавших императора Иоанна Палеолога, ехавшего к папе для заключения унии 679 . Иосиф немало был польщен тем, что папа распорядился, чтобы византийского патриарха повсюду на Западе встречали с великой честью 680 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В храме села Саввина есть древняя икона преподобных Саввы и Варсонофия. Здесь же еще целы царские врата с мелкотравчатою резьбою и с надписью: «л. 7069 (1561) августа в 29 д. поставлены двери сия царские при державе царя и в. к. Ивана Васил. – при епископе Акакии Тверском, в церковь преподобного отца нашего Саввы Освященного, старанием игумена Леванида Саввина монастыря» 398 . В Московском Успенском соборе хранится устав Твер­ского Саввина монастыря XV века; в конце пасхалии его, доведенной до 8 тысяч, сказано: «Конец семи тысячам. Троице Святая, слава Тебе, Sôa aoi о 0гоа». На л. 295 читается древняя драгоценная заметка: «в л. 6940 (1432) в Петрово говенье монастырю святого Саввы минуло 35 лет, а смерти князя великого Михаила 34 лета» 399 . По этой заметке несомненно, что Тверской Саввин монастырь начался с 1397 года и с того же года на­чались подвиги преподобных Варсонофия и Саввы в Саввиной пустыни. На рукописной книге Исаака Сирина подпись говорит, что книга писана в 1416 году в монастыре преподобного Саввы, на иждивение ктитора обители князя Александра Ивановича (1426 г.), по воле игумена Варсо­нофия. Другая книга, «Лествица», писана в 1419 году для священноинока Саввы 400 . Поскольку же преподобный Савва вместе с тем, как принял сан священства, принял и начальство над обителью (так пишет преподобный Иосиф), то очевидно, что в 1419 году игуменом Саввиной обители был уже преподобный Савва. По времени же основания пустыни (1397 г.) и по немногим годам игуменства Варсонофиева (5 лет), надобно по­ложить, что 1416 год был последним годом игуменства Варсонофиева после правления Саввы Бороздина. Если же после того с 1417 года бу­дем считать 50 лет начальствования преподобного Саввы Тверского, то блаженную кончину его должны будем отнести к 1467 году 401 . Память Преподобного Савватия Тверского и ученика его Евфросина В рукописном описании святых города Твери читаем: «преподоб­ный Савватий игумен пустыни, – образом сед, брада, как у Иоанна Богослова». Пустынь преподобного Савватия находилась в 15 верстах от Твери, там, где теперь остается село Савватиево.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

157. Житие святого Стефана епископа Пермского, написанное Епифанием Премудрым. Изд. Археографической комиссии. Под ред. В. Г. Дружинина. СПб., 1897. С. 100; Санкт–Петербургское отделение Института российской истории РАН, ф. 238 (Колл. Н. П. Лихачева), оп. 1, 161. Л. 283 об. —284; так же читается и в других списках. 158. Памятники литературы Древней Руси. XIV — середина XV века. М., 1981. С. 446. Об атрибуции Епифанию Премудрому этого сочинения см.: Седельников А. Д. Из области литературного общения в начале XV века (Кирилл тверской и Епифаний «московский»)//Известия Отделения русского языка и словесности АН СССР. Л. 1926. Т. 31. С. 159—176. 159. Считается, что на более позднее время составления Троицкой летописи указывает сообщение под 1405 г.: «Тое же весны почаша подписывати церковь каме–ную святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту, иже ныне стоит, а мастеры бяху Феофан иконник Грьчин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончаша ю» (Приселков М. Д. Троицкая летопись. М. — Л., 1950. С. 459). Хотя новый храм Благовещения создан был в 1416 г. (см. Львовскую и Софийскую II летописи), но замечание «иже ныне стоит» не обязательно должно относиться ко времени после 1416 г.: «стоять» церковь могла уже в 1413—1414 гг., тем более, что 5 мая 1415 г. в городе Москве случился сильный пожар, который мог повредить строящееся здание, и его поэтому пришлось переделывать (во время пожара сгорело 13 церквей —см. Тверской сборник). С момента сооружения храма до его освящения вообще могло пройти значительное время (так, Успенский собор Киево–Печерского монастыря закончен был в 1077 г., а освящен лишь в 1089 г.!). 160. Оленин А. Н. Письмо о камне Тмутороканском. СПб., 1806. 161. Срезневский В. И. Мусин–Пушкинский сборник 1414 года в копии начала XIX–ro века. СПб., 1893. 162. Фрагмент от слов «Первое же нача пророчьствовати Иосеи» и кончая словами «И много пророчьствоваша о нем, и еже събысться все». 163. Срезневский В. И. Мусин–Пушкинский сборник 1414 года в копии начала XIX–ro века. С. 45.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Был он щедр и милостив, когда подобает, – суров был и гневлив, когда требовалось. Многих же и других мы видели (а об иных слышали), которые были святы и достопочтенны, живя иноческой жизнью во всех русских монастырях. 1 Саввин Тверской монастырь в “Истории Российской Иерархии и Словаре Духовных Писателей” смешивается с Саввиным Звенигородским; но в житии преподобного Саввы Вишерского ясно определяется место сего монастыря: “прииде, – говорит Пахомий (списатель жития Саввы Вишерского) о сем преподобном, – в честную обитель святого Саввы отстоящи от осподствующего града Твери (Саввин монастырь был верстах в 20-ти от Твери) на реце, глаголеме Тме”. В описании путешествия Митрополита Исидора на Флорентийский собор говорится, что на пути из Твери в Торжок он останавливался ночевать в Саввиной пустыни (Древн. Рос. Вивл.). Из описи рукописей графа Толстого видно, что Варсонофий был игумном в 1416 г. (Отд. 11. 174). На книге Исаака Сирина есть подпись, что она писана в 1416 г., в монастыре преподобного Саввы, на иждивении ктитора обители, князя Александра Ивановича, по воле игумена Варсонофия. В 1419 г. игуменом был, вероятно, уже Савва, потому что в сем году, по благословению Митрополита Фотия, писан Лествичник для священноинока Саввы (Оп. ркп. графа Толстого. Отд. 11. 4). А священство Савва принял вместе с игуменством. 2 Можно думать, что Савва Бороздин воротился из Святой Горы и опять жил в Тверском своем монастыре. В описи рукописей графа Толстого замечено (Оп. 1. 169), что у Вассиана, Архиепископа Ростовского, был список Кормчей, вывезенный из Святой Горы Саввою, иноком Тверского Саввина монастыря. 3 В числе русских святых не встречается имен ни Саввы Тверского, ни Варсонофия. В рукописном перечислении Тверских святых упоминается Савва Сретенский. В селе Саввине есть очень древняя икона, изображающая святого Савву и святого Варсонофия. 4 Саввин монастырь имел свой письменный устав. В описи книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1575 г. упоминается список с устава Саввина монастыря, что в Твери. 6 Клобуковский или Клобуков Николаевский монастырь находился в Тверской губернии близ города Кашина; здесь был пострижен преподобный Макарий Калязинский (История Российской Иерархии. IV. 529). Перевод выполнен по изданию: Преподобнаго Иосифа Волоколамскаго отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже в Рустей земли сущих/Изд. Императорского Общества истории и древностей Российских. М., 1847. Предисловие публикуется с сокращениями; незначительные изменения приближают его текст к современным языковым нормам. Перевод. Т. П. Митрофанова, 2000 Читать далее Источник: Альманах " Альфа и Омега " , 24. Перевод Т. Митрофановой Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Ввиду упорного отказа Бенедикта XIII отречься от Папского престола участники К. С. на 23-й сессии (5 нояб. 1416) постановили начать против него судебный процесс с целью последующего низложения ( Hardt. T. 4. P. 959-966). Работу следственной комиссии возглавили кардиналы Г. Филластр и Ф. Забарелла; в комиссию входили епископы Ж. Мору и Р. Халлам, а также еще ок. 10 клириков, теологов и канонистов, в т. ч. и принадлежавших к испан. нации. Комиссия видела свою главную задачу в обеспечении канонической безупречности процесса, поскольку от его законности напрямую зависела законность избрания буд. папы Римского. Вскоре был составлен предварительный список выдвигаемых против Бенедикта XIII обвинений (см.: Ibid. P. 969-976), который использовался при последующем опросе свидетелей и при подготовке окончательного обвинительного заключения. В отличие от процесса против Иоанна XXIII все обвинения против Бенедикта XIII имели не нравственный, а церковно-канонический характер; подробно рассмотрев церковную деятельность Бенедикта XIII, составители обвинений выделили те его действия, к-рые приводили к усилению церковной схизмы и препятствовали ее прекращению. Бенедикт XIII был обвинен в том, что он намеренно «доводил Церковь до такого состояния, в котором невозможно было ее врачевание» (Ibid. P. 974); на этом основании он был объявлен неисправимым схизматиком (schismaticus inveteratus), противящимся миру и единству Церкви, и еретиком, собственными поступками отвергшим догмат о единой и соборной Церкви (Ibid. P. 976; ср.: Brandm ü ller. 1997. Bd. 2. S. 262-264). Во время 24-й торжественной сессии К. С. (28 нояб. 1416) был оглашен офиц. вызов Бенедикта XIII на суд Собора (citatio); Бенедикту XIII для явки на суд было дано 100 дней с момента оглашения вызова на К. С. или 70 дней с момента его доставки делегацией Собора в замок Пеньискола ( Hardt. T. 4. P. 986-995). В янв. 1417 г. текст обвинения и вызова был доставлен Бенедикту XIII; приняв посольство К. С., он заявил, что не признаёт Собор законным и отвергает все обвинения (протоколы встречи и письменный ответ Бенедикта XIII см.: Ibid.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

57 . Рец.на кн.: γ ου Ζυμε ν ρχιεπισκ που Θεσσαλον κης (1416/17–1429). ργα θεολογικ Κριτικ κδοση μετ’, εσαγωγς πο Δ. Μπλφουρ. Θεσσαλον κη1981. 261 σ. ( νλεκτα Βλατδων; T. 34)//SVTQ. 1982.Vol. 26. P. 191. 58 . Рец. на сб. ст.: The Byzantine Saint: University of Birmingham FourteenthSpring Symposium of Byzantine Studies (1980)/Ed. S. Hackel. London, 1981.256 p. (Studies Supplementary to Sobornost; Vol. 50)//Sobornost. 1982. Vol. 4.P. 228–230. 59 . Рец. на кн.: Politico-Historical Works of Symeon Archbishop of Thessalonica(1416/17–1429)/Crit. Greek text, introd., comment. by D. Balfour. Wien: Verlagdes Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1979. 319 S. (Wiener Byzan-tinische Studien; Bd. 13)//SVTQ. 1982. Vol. 26. P. 191. 60 . Spirit of God, Spirit of Christ: Ecumenical Reflections on the Filioque Controversy. Review on Faith and Order Paper 103//SVTQ. 1982. Vol. 26. 1.P. 59–61. 61 . Рец. на кн.: Das Register des Patriarchats von Konstantinopel. Edition und Übersetzung der Urkunden aus den Jahren 1315–1331/Hrsg. von H. Hunger, O. Kresten. Wien: Verlag des Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1981.624 S.//Speculum. 1983. Vol. 58. P. 484–485. 62 . Рец. на кн.: Nicolas I Patriarch of Constantinoplë Miscellaneous Writings/Greek text and Engl. transl. by L. G. Westerink . Washington, DC: Dumbarton Oaks, 1981. 175 p. (Corpus Fontium Historiae Byzantinae, Series Washingtonensis; Vol. 20)//Speculum. 1983. Vol. 58. P. 517–518. 63 . Рец. на сб. ст.: Studien zum Patriarchatsregister von Konstantinopel/Hrsg.von H. Hunger. Wien: Verlag des Österreichischen Akademie der Wissenschaften,1981. 178 S.//Speculum. 1983. Vol. 58. P. 484–485. 64 . The Hope that is in Us: A Comment on the Document “The Mystery of the Church and Eucharist in the Light of Mystery of the Holy Trinity” of Joint Orthodox-Roman Catholic Commission. Münich, 1982//SVTQ. 1983. Vol. 27. P. 294–298. 65 . An Orthodox Response [Tö Tillard J. M. R. The Bishop of Rome]//Ecumenical Trends. 1984. Vol. 13. P. 119–120.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010