P. 193). Во время освобождения Болгарии от визант. господства и создания Второго Болгарского царства братья Петр и Асень предприняли попытку перенести центр почитания Д. С. в Тырнове и сделать святого покровителем Болгарии. Они заявили, что после захвата Фессалоники норманнами в 1185 г. Д. С. оставил свой город и переместился в Тырново, где была построена церковь в его честь (см. в разд. «Почитание Д. С. у южных славян и на Руси»). Изображение Д. С. появляется на монетах болг. царей. На «узурпацию» Д. С. болгарами последовала визант. реакция: была создана легенда об убийстве в 1207 г. великомучеником царя Калояна, к-рая появилась в сочинении Иоанна Ставракия, а затем получила широкое распространение в литературе и живописи ( Тъпкова- Заимова. 1979. С. 11-12). В XIII-XIV вв., в период культурного расцвета Византии при Палеологах, отмечено самое широкое почитание Д. С. В это время было написано наибольшее количество Похвальных слов и гомилий. Визант. историк Никифор Григора даже посетовал, что он вряд ли сможет добавить что-то новое о Д. С. Свт. Григорий Палама создал образ молодого Д. С., приближенный к идеалу монахов-исихастов. Георгий Палеолог построил мон-рь во имя Д. С. в К-поле, а Михаил VIII Палеолог (1259-1282) восстановил его после разрушения латинянами. Деспот Фессалоники Димитрий Палеолог (1322-1340) заказал для себя украшенный миниатюрами Минологий (Оксфорд. Bodl. gr. th. F. 1), в к-ром есть иллюстрации к «Мученичеству» Д. С., небесного патрона деспота: кроме традиц. портрета, в образе мученика с крестом в руке и на фоне Фессалоники, имеется еще 6 сцен: святой перед императором, Д. С. умерщвляет скорпиона, бой Нестора с Лием, смерть Нестора, убийство Д. С. в темнице и погребение его ( Walter. 1973. Pl. 13). С VII в. визант. писателями было создано большое количество Похвальных слов (энкомиев), поучений (гомилий) и близких им по жанру сочинений в честь Д. С. (BHG, N 534-547). Значительная часть их написана для произнесения в день памяти святого. Авторами этих сочинений в основном были фессалоникийские архиереи: Иоанн (кон. VI - нач. VII в.), Фотий (VII в.), Плотин (время жизни точно не установлено: VII, IX и нач. Х в.), свт. Иосиф Студит Исповедник (807-809, 811-815), Никита (кон. XI - нач. XII в.), Евстафий (1175-1195/96), свт. Григорий Палама (1347-1357), Исидор Глава (1380-1396), Гавриил (1397-1425), Симеон (1416/17-1429), уроженцы или жители города: Константин Арменопул (сер. XIV в.), свт. Филофей Коккин, патриарх К-польский (1353-1354, 1364-1376), Макарий Хумн (2-я пол. XIV в.), свт. Николай Кавасила († после 1391) и Димитрий Хрисолор († после 1416).

http://pravenc.ru/text/178231.html

1986 Ссылка неточная; 1-е Апостольское правило гласит: «епископа да поставляют два или три епископа». Сравн. 4 прав. 1-го Вселенского Собора. 1987 «Оправдательное послание» епископов напечатано в Памятниках древнерус. канон. права, ч. I, 38, столб. 309 след., в Актах Западной России, т. I, 24, стр. 33–35, в Древней Российской Вивлиофике, т. XIV, стр. 122–128, и в Никоновской Летописи, ч. V, стр. 59–64. Впрочем, вариант Никонов. летописи сильно попорчен. В нём немало вставок; наприм., на стр. 61–62 есть большая вставка из «Окружной грамоты» Витовта (сравн. Акты Зап. Рос., I, стр. 36). 1989 Густинская летопись пишет, что Григорий Цамблак был поставлен «благословением патриарха Каллиста» (П. С. Л., II, 353) Тоже говорит, – вероятно, со слов этой летописи, – Захария Копыстенский в своей Палинодии (Рус. Истор. Библ., т. 4, столб. 1029). Но это очевидная ошибка. Патриарха Каллиста за это время не было в Константинополе: с 1410 г. по 1416 г. патриархом был Евфимий II, а с 1416 до 1440 г. – Иосиф II (См. Робертсона История Христ. Церкви, перев. Матвеева, Москва 1878, т. I, кн. 1, стр. XIII). Кроме того, сама-же Густин. летопись непосредственно пред этим говорит, что патриарх не хотел поставить Цамблака. Точно также ошибочно известие, которое сообщает Нарбутт, – кажется, со слов иезуита Кояловича, – что Цамблак после своего поставления ездил в Константинополь, чтобы засвидетельствовать свое почтение патриарху (Narbutt, Dzieje narodu Litewskiego, t. VI, str. 344). Для такой поездки у Цамблака, проклятого и отлученного в Константинополе до его поставления, и, как сейчас увидим, после поставления, не могло быть никакого повода. 1990 Послание Фотия издано в Актах исторических, т. I, 19, стр. 27–40, и в Памятниках древнерус. канонического права, ч. I, 39, столб. 315 след. Оно очень длинно и всё наполнено резкими обличениями, текстами из св. Писания и выдержками из Апостольских и соборных правил. 1991 В «Послании митрополита Русскаго к христианом на Киев о митрополите Григорьи Цамблаке», помещенном под 1417 годом в 4-й Новгор. Лет. (П. С. Р. Л., т. IV, стр. 116–117), между прочим, говорится, что Цамблак был отлучен собором, собравшимся по случаю, и потому Фотий имеет Цамблака изверженным и отлученным. А. В. Горский видит в этом «соборе по случаю» именно собор в Москве («Фотий, митр. Киевский и всея России», Прибав. к Твор. св. Отцов, 1852 г., ч. XI, стр. 246, примеч.). Но и из текста послания ясно, что здесь идет речь о соборе в Константинополе. Данное место в послании Фотия почти буквально выписано из послания к нему патриарха Иосифа, извещавшего московского митрополита об этом Константинопольском соборе (См. Летопись занятий Археограф. комиссии за 184 1864 г., вып. 3, Приложения, стр. 27). О сем соборе будет сказано ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С. Евдемоноиоанн был принят папой Мартином V, который одобрил его посольство и вручил ему послания, адресованные императору и патриарху К-польскому ( Sylv. Syrop. Hist. II 6). Кроме того, папским легатом к визант. императору был назначен кард. Дж. Доминичи, однако в 1419 г. он скончался в Венгрии, не успев добраться до Византии. Прибыв в К-поль, Евдемоноиоанн в беседах с императором и патриархом «побуждал их действовать в пользу единства» и способствовал установлению церковно-дипломатических связей между К-полем и Римом (Ibid. 6-7). Т. о., именно во время К. С. благодаря деятельности посланной на Собор делегации был начат прямой диалог между Вост. и Зап. Церквами, итогом к-рого стало прибытие представительной визант. делегации на Ферраро-Флорентийский Собор и заключение церковной унии. При этом либо вследствие действительно имевшей место чрезмерной готовности визант. послов к компромиссам и их заявлений о желании визант. императора присоединиться к католич. Церкви, либо вслед. предвзятой интерпретации их позиции в таком смысле, у католич. стороны создалось ложное впечатление, что вся Вост. Церковь готова признать власть папы Римского и перейти в подчинение ему (см.: Loenertz. 1939. P. 30-34, 42-47; Gill. 1959. P. 27-45). Митр. Григорий Цамблак совершает правосл. богослужение в Констанце. Миниатюра из «Хроники...» У. фон Рихенталя (Vindob. 3044. Fol. 147v). 20–30-е гг. XV в. Митр. Григорий Цамблак совершает правосл. богослужение в Констанце. Миниатюра из «Хроники...» У. фон Рихенталя (Vindob. 3044. Fol. 147v). 20–30-е гг. XV в. Помимо правосл. представителей визант. императора в Констанце в 1418 г. присутствовал православный митр. Киевский Григорий Цамблак . Он занял Киевскую кафедру при поддержке вел. кн. литовского Витовта и польск. кор. Владислава (Ягайло) при живом митр. свт. Фотии , вслед. чего первоначально он не был признан К-польскими патриархами Евфимием III (1410-1416) и Иосифом II (1416-1439). Источники не позволяют с уверенностью определить, состоялось ли примирение митр.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ III ВЕЛИКИЙ КОМНИН (16.12.1364 - ок. 5.03.1417, Трапезунд, ныне Трабзон, Турция), император Трапезундской империи (с 20 марта 1390). М. В. К.- младший сын имп. Алексея III Великого Комнина и Феодоры Кантакузины; стал наследником престола в 1377 г., после смерти его старшего брата Василия. В период правления М. В. К. Трапезунд был вынужден лавировать между державами Османов и Тамерлана, попадая от них в зависимость. М. В. К. был свидетелем борьбы огромных сил мусульм. мира, повлиять на ход к-рой он был не в состоянии. В кон. XIV в. давление на Трапезунд оказывал османский султан Баязид I, к-рый в 1398-1400 гг. провел кампанию в Вост. Анатолии, расширяя свои владения. Он захватил Амис (Самсун), Севастию (Сивас) и ряд др. крепостей, вплотную приблизившись к границам Трапезунда. В 1396/97 г. войско туркменского правителя Сулейман-бека ибн Хаджи Амира захватило Керасунт, прежде принадлежавший Трапезунду. М. В. К. поддерживал тесный союз с палеологовской Византийской империей, а также с эмиром Эрзинджана Мутаххартаном, стремясь тем самым нейтрализовать османскую угрозу. Имп. Мануил III Великий Комнин. Серебряный аспр. Аверс. Реверс. 1390–1417 гг. Имп. Мануил III Великий Комнин. Серебряный аспр. Аверс. Реверс. 1390–1417 гг. Важнейшим партнером Трапезунда на Западе являлась Венеция, чьи купцы пользовались значительными привилегиями в трапезундской торговле. В 1391 г. М. подтвердил договор с Венецией, заключенный еще в 1319 г. В 1396 г. М. В. К. подписал «Золотую буллу», к-рая позволяла венецианцам вести торговлю в Трапезунде без пошлин, иметь свою церковь, банк и юридическую контору. В 1416 г., когда в Трапезунде сломались городские часы, М. В. К. отправил механизм в Венецию для ремонта. В это же время отношения с генуэзцами были враждебны. В 1416 г. они даже готовились к войне с Трапезундом, хотя о дальнейшем развитии этого конфликта сведений нет. Вероятно, уже в 90-х гг. XIV в.

http://pravenc.ru/text/2561900.html

князей Русских, они выгнали Шведов из Орехова и преследовали их до Выборга. В 1415 году, на место отказавшегося от кафедры архиепископа Иоанна, жребием избран был инок Хутынского монастыря Самсон. В следующем году митрополит Фотий хиротонисал его в архиепископа и наименовал Симеоном. В том же году новый архиепископ построил в честь святителя Петра каменный храм, поныне целый. В 1416 году «черная смерть» перешла из Твери в Новгородскую область. Умирающих было так много, что не успевали хоронить. Страшное бедствие вызвало и забывчивых на раскаяние. Святитель Симеон, постригши двух посадников в иночество, с семью соборами Новгородского духовенства обошел весь город, совершая моления об утолении гнева Божия. Новгородцы, одни на лошадях, другие на себе, привезли из леса бревна, и в один день построили храм св. Анастасии, а святитель освятил его и совершил в нем литургию (29-го октября 1416 года). Кающаяся любовь не обманулась в надеждах: мор ослабел 148 . В 1418 году, по милости одного негодяя, поднялось было страшное междоусобие в Новгороде. Какой-то Степанко, по личной злобе, поймал боярина Божина и стал кричать: «добрые люди! помогите мне управиться с злодеем». Народ, без всякого исследования, бросил боярина в Волхов. – Спасенный рыбаком, боярин потребовал негодяя к суду. Чернь взволновалась, начали звонить по всему городу. – Начались грабежи. Приписывая богатым дороговизну хлеба, разрушили дворы богатых. Вся Торговая сторона поднялась на Софийскую, многих побросали в Волхов. Святитель собрал духовенство в Софийский храм, вышел с ним и со св. иконами на мост и, проливая слезы молитвы, благословлял обе стороны св. крестом. Шум и волнения унялись, явилось умиление. Архипастырь послал архимандрита и духовника на Ярославов двор к посадникам сказать: владыка благословляет всех идти по домам. И мятежные толпы разошлись. «Слава Богу, говорили образумившиеся: Он послал нам святителя учительного, который может одних вразумити. духовным наставлением, других грозою запрещения. Вот и эту брань укротил он силою креста Господня и своим увещанием. Да сохранят нас молитвы его от подобных бед» 149 . Поныне подле Волховского моста стоит высокий деревянный крест, называемый чудным. Это тот самый, которым святитель Симеон утишил народный мятеж 150 . Он первый раз водружен был св. князем Владимиром на месте, где начинали строить каменный Софийский храм. В 1065 году эту святыню похищал у Софийского храма князь Всеслав Полоцкий, но в том же году тайно возвратил 151 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Стефан разворачивает обширное строительство. Уже в 1384 г. «создана бысть обитель его большая, потом епискупия на Устьвыми на владычном горожке. Владыко Стефан на Устьвыми создвич большой соборный храм Благовещения пересвятые Богородицы и другой меньшой храм монастырской архистратига Михаила». Считается также, что при Стефане была построена еще и Никольская церковь. Эти деревянные церкви были одними из первых на Коми земле. Бурная деятельность Стефана не ограничивалась строительством. Он, зная древнекоми язык (по преданию, его мать была зырянкой), создал пермскую азбуку и положил начало книгописанию на этом языке, открыл первую школу в Усть-Вымском Михайло-Архангельском монастыре для подготовки священнослужителей, занимался иконописью. Преподавание в школе велось на пермском языке. В Усть-Выми велось летописание. В частности, именно здесь в конце XVI - начале XVII вв. была написана уже цитировавшаяся Вычегодско-Вымская летопись - единственный дошедший до нас летописный свод, созданный на Коми земле. Так что Усть-Вымь с полным основанием можно назвать первым очагом просвещения в Коми крае, давшим новый, мощный импульс народной культуре. Стефан Пермский умер в 1396 г. в Москве и похоронен был в церкви Спаса на Бору. Еще с XV в. Русской Православной Церковью он почитался как святой. Усть-Вымь жила и развивалась. При преемниках Стефана - Исаакии (1397-1416), Герасиме (1416-1443), Питириме (1443-1455), Ионе (1456-1470) и Филофее (1471-1501) продолжалась христианизация Коми края. Ко времени Филофея относятся и первые описания Усть-Выми как поселения. В жалованной грамоте великого князя Ивана Васильевича епископу Филофею на вычегодские и вымские земли, составлявшие епископскую вотчину (1490 г.), мы читаем, что в Усть-Вымском городке был «двор идадычен большей», еще один двор-усадьба «владычня брата», осадные дворы оквадских, ибских и коквицких крестьян, 2 крестьянских и 1 священнические дворы, да на посаде 17 жилых дворов». Как видим, центр Пермской епархии был совсем небольшим поселением.

http://sobory.ru/article/?object=14466

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Премудрость нашего спасения Книга свт. Симеона Солунского объясняет символику и смысл совершаемых в храме таинств и других священнодействий. В ней также подробно рассматриваются различные стороны (аспекты) храмовой жизни, правила поведения верующих в Церкви и совершения богослужений, даются ответы на многие насущные вопросы, касающиеся священнослужения, на основе Священного Предания. Книга рассчитана на всех, кому небезразлична литургическая жизнь Православной Церкви и живое святоотеческое наследие. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Святитель Симеон, архиепископ Солунский Премудрость нашего спасения Печатается по изданию: Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. СПб., 1856 (орфография современная) Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС10-15-1408) Предисловие Святитель Симеон, архиепископ Солунский (XIV – 1429) – знаменитый церковный деятель, богослов, литургист времен заката Византийской Империи. В сане архиепископа (1416/1417–1429) он прославился не только как мудрый пастырь и подвижник благочестия, но и как мужественный защитник религиозной и политической независимости своей паствы: благодаря его усилиям осажденная султаном Муратом Солунь не сдалась туркам и была взята вторичным приступом лишь после смерти святого Симеона. Будущий святитель родился в Константинополе. Он принял монашество с именем Симеон и проходил иноческую жизнь в малой келии, возможно в монастыре святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, к которым он был очень близок. Впоследствии он был рукоположен во иеромонаха и, по предположению историков, возможно бывал при патриаршем дворе. В конце 1416 или начале 1417 года Симе он был рукоположен во архиепископа Солунского. Новое служение оказалось тяжким бременем и здоровье владыки сильно пошатнулось. Как он сам передаёт, он спасся и восстановил здоровье благодаря заступничеству великомученика Димитрия Солунского, покровителя кафедрального города.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

В 1515 году, на место отказавшегося от кафедры архиепископа Иоанна, жребием избран был инок хутынского монастыря Самсон. В следующем году митрополит Фотий хиротонисал его в архиепископа и наименовал Симеоном. В тот же году новый архиепископ построил в честь святителя Петра каменный храм, поныне целый. В 1416 году «черпая смерть» перешла из Твери в Новгородскую область. Умирающих так было много, что не успевали хоронить. Страшное бедствие вызвало и забывчивых на раскаяние. Святитель Симеон, постригши двух посадников в иночество, с семью соборами новгородского духовенства, обошел весь город, совершая моления об утолении гнева Божьего. Новгородцы, одни на лошадях, другие на себе, привезли из леса бревна, и в один день построили храм св. Анастасии, а святитель освятил его и совершил в нем литургию (29 окт. 1416 г.). Кающаяся любовь не обманулась в надеждах: мор ослабел. 342 В 1418 году, по милости одного негодяя, поднялось было страшное междоусобие в Новгороде. Какой-то Степанко, по личной злобе, поймал боярина Божина и стал кричать: «добрые люди! помогите мне управиться со злодеем». Народ, без великого исследования, бросил боярина в Волхов. – Спасенный рыбаком, боярин потребовал негодяя к суду. Чернь взволновалась, начали звонить по всему городу. – Начались грабежи. Приписывая богатым дороговизну хлеба, разрушили дворы богатых. Вся торговая сторона поднялась на софийскую, многих побросали в Волхов. Святитель собрал духовенство в Софийский храм, вышел с ним и со св. иконами на мост, и, проливая слезы молитвы, благословлял обе стороны св. крестом. Шум и волнения унялись, явилось умиление. Архипастырь послал архимандрита и духовника на Ярославский двор к посадникам сказать: владыка благословляет всех идти по домам. И мятежные толпы разошлись. «Слава Богу, говорили образумевшиеся; Он послал нам святителя учительного, который может одних вразумить духовным наставлением, других грозой запрещения. Вот и эту брань укротил он силой креста Господня и своим увещанием. Да сохранят нас молитвы его от подобных бед». 343 Поныне подле волховского моста стоит высокий деревянный крест, называемый чудным. Это тот самый, которым святитель Симеон утишил народный мятеж. 344 Он первый раз водружен был св. князем Владимиром на месте, где начинали строить каменный Софийский храм. В 1065 году эту святыню похищал у Софийского храма князь Всеслав Подлоцкий, но в том же году тайно возвратил. 345

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Саввы и Варсонофия. Здесь же ещё целы царские врата с мелкотравчатой резьбой и с надписью: «л. 7069 (1561) августа в 29 д. поставлены двери сия царские при державе царя и в. к. Ивана Васил. – при епископе Акакии Тверском, в церковь преп. отца нашего Саввы освященного, старанием игумена Леванида Саввина монастыря» 35 . Московском Успенском соборе хранится устав Тверского Саввина монастыря XV в.; в конце пасхалии его, доведённой до 8 тысячи, сказано: «конец седми тысящам. Троице Святая, слава Тебе, δοξα σοι ο Θεοσ». На л. 295 читается древняя, драгоценная, заметка: «в л. 6940 (1432) в Петрово говение монастырю св. Саввы минуло 35 лет, а смерти князя великого Михаила 34 лета 36 . По этой заметке несомненно, что Тверский Саввин монастырь начался с 1397 года и с того же года начались подвиги пр. Варсонофия и Саввы в Саввиной пустыни. На ркп. книге Исаака Сирина подпись говорит, что книга писана в 1416 г. в монастыре препод. Саввы, на иждивение ктитора обители князя Александра Ивановича († 1426 года), по воле игумена Варсонофия. – Другая книга, лествица, писана в 1419 г. для священноинока Саввы 37 . Поскольку же преп. Савва вместе с тем, как принял сан священства, принял и начальство над обителью (так пишет преп. Иосиф), то очевидно, что в 1419 г. игуменом Саввиной обители был уже преп. Савва. По времени же основания пустыни (1397 г.) и по немногим годам игуменства Варсонофиева (5 лет), надобно положить, что 1416 г. был последним годом игуменства Варсонофиева после правления Саввы Бороздина. Если же после того с 1417 г. будем считать 50 лет начальствования преп. Саввы Тверского, то блаженную кончину его должны будем отнести к 1467 г. 38 . † Память о преп. Савватии Тверском и ученике его Евфросине В рукописном описании святых города Твери читаем: «преподобный Савватий игумен пустыни, – образом сед, брада, аки Иоанна Богослова». Пустынь преп. Савватия находилась в 15 верстах от Твери, там, где теперь остаётся с. Савватиево. В одном из двух храмов бывшей пустыни стоит гробница преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Скорбную телеграмму прислал Патриарх Алексий I.Bcю ночь саратовский кафедральный собор не закрывался: верующие непрерывным потоком шли прощаться со своим архипастырем.Погребен владыка Вениамин на саратовском кладбище, где его могила до сих пор пользуется особым почитанием [ 32 ]. " Дневник инока " . С. 26 (здесь и далее ссылки на наст. издание). " Воспоминания о духовном отце " . Наст, изд., с. 268. См. сноску на с. 33. См. Приложение. С. 293 наст. изд. " От природы я был довольно туповат, учился средне " . См. " Дневник инока " . С. 31. " Дневник инока " . С. 68. См.: Еп. Варнава (Беляев). Тернистым путем к Небу. М. Паломник, 1996. С. 441–508. О еп. Гурии см. " Дневник инока " , с. 68 и далее. Следует иметь в виду, что в дальнейшем в документах владыка Вениамин указывал периодом обучения в Казани год 1416/1917, хотя по " Дневнику инока " выходит 1917/1918 год. Следует иметь в виду, что в дальнейшем в документах владыка Вениамин указывал периодом обучения в Казани год 1416/1917, хотя по " Дневнику инока " выходит 1917/1918 год. В документах обычно в качестве причины приезда владыки Вениамина в Данилов монастырь указывается приглашение епископа Сильвестра. См. Приложение. С. 294. По официальным документам постриг и обе хиротонии приходятся на 1917 год. Ср.: Приложение (с. 294–295) и " Дневник инока " (с. 85–86 и 92). Установлено по письму из ссылки от 17 апреля 1952 года. См. с. 218. По документам — в 1920 г. Однако см. " Дневник инока " , с. 92. Сборник проповедей владыки Вениамина готовится к изданию Издательским отделом Троице-Сергиевой Лавры под названием " Крупицы слова Божия " . См. с. 284–292 настоящего издания. См. сведения о нем на с. 86. Иером. Дамаскин (Орловский). В огненном испытании//Даниловский благовестник. 1996. Вып. 8. С. 47. Е.В. Чичерина. " По вере вашей да будет вам... " : Воспоминания//У Бога все живы: Сб. М.: Даниловский благовестник. 1996. С. 29. Прот. В. Серебренников. Рассказ//У Бога все живы. М., 1996. С. 177. Храм находится за оградой монастыря и использовался первоначально, в основном, для мирских треб.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1023...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010