Как митрополия существовала в 1303–1308, 1338–1347 и 09.05.1371 – 1409 гг. Присоединена к Киевской митрополии в 1415 (по др. – 1474) г. В состав Галицкой митрополии в 1371–1394 гг. входила Молдо-Влахия (Н.Д. Иерархия... С. 241). В 1362 г. под покровительством польского короля было учреждено католическое архиепископство Львовское, в 1375 г. – в Галиче епископство Галичское, а также епископства Луцкое, Перемышльское и Каменецкое (Свитич Κ. А. Православная церковь в Польше и ее автокефалия//Православная церковь на Украине и в Польше в XX столетии (1917–1950 гг.). M., 1997. С. 89). Тем самым произошло узаконение католического прозелитизма на православных землях, вошедших в Польское королевство. В связи с этом в 1378 г. православная Галицкая кафедра была «...перенесена в местечко Клирос, где был сооружен Успенский собор...» (Н.Д. Иерархия... С. 360). С 1539 г. кафедра была перемещена в г. Львов. В 1700 г. отпала в унию. Православная епархия была возобновлена параллельно униатской 03.1941. В 1946 г., по определению Львовского Собора, униаты воссоединились с Московским Патриархатом и влились в православную епархию. Именовалась: Галицкая; с 1371 г. – Галицкая, Волынская и Литовская; с 1539 г. – Львовская, Галицкая и Каменец-Подольская; с 03.1941 – Львовская и Тернопольская; с 15(28)12.1988 – Львовская и Дорогобычская; с 1998 г. (?) – Львовская и Галицкая, паки. Викарная кафедра: Кременецкая. 1134 Геронтий Мелетий Афанасий Антоний(1295) 05.1329 08.1347 в/у? Иоанн II Баба (1394–1397) Иоанн II Баба Иоанн III(1414–1415) в/у Василий Плетенский (1514) 05.08.1535 01.08.1535 23.10.1539 23.10.1539 Макарий Тучапский 08.1569 10.1576 10.07.1607 01.1608 01.03.1641 17.11.1641 18.09.1662 02.1664 03.05.1666 30.04.1668 в/у Иеремия II Свистельницкий 30.04.1668 05.05.1700 17(30)03.1941 09(22)04.1945 06(19)04.1951 14(27)12.1951 07(20)08.1952 02(15)11.1952 10(23)07.1956 10(23)07.1956 18(31)05.1960 02(15)09.1960 02(15)10.1964 Григорий II Закаляк 02(15)10.1964 25.09(08.10)1965 18(31)10.1965 10(23)11.1983

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

лета 1371 г. удалось заключить с Вел. Новгородом договор о союзе, направленном против Твери и ее возможного союзника Литвы. Постоянная поддержка Михаила Александровича со стороны Мамая встревожила московских политиков. В июне 1371 г. Д. И. с большими дарами отправился к Мамаю, до Оки его провожал митр. Алексий. В Орде, обязавшись выплатить большой «выход», Д. И. добился ярлыка на великое княжение от нового хана Мухаммед-Булака. В отсутствие вел. князя войска Михаила Александровича неск. раз вторгались на территорию Владимирского великого княжества, и некоторые земли (напр., Бежецкий Верх) ему удалось захватить. Опасаясь нападения тверских войск, Вел. Новгород заключил соглашение с правителем Твери как вел. князем и обязался принять его наместников, «если вынесуть тобе из Орды княжение великое». Осенью 1371 г. Д. И. вернулся из Орды с великокняжеским ярлыком. Всем пришлось выплачивать тяжелую дань, но и в этих условиях население Владимирского великого княжества не стало переходить на сторону Михаила Тверского, что фактически предрешило исход борьбы, несмотря на то что на стороне правителя Твери снова выступила Литва. Весной 1372 г. на помощь Михаилу Александровичу пришла литов. рать во главе с братом Ольгерда кн. Кейстутом. Войска тверского князя взяли Дмитров, а войска Кейстута разорили округу Переяславля Залесского. Литовско-тверское войско также заняло Торжок, где Михаил Александрович посадил своих наместников. 31 мая 1372 г. при попытке новгородцев выгнать их из Торжка правитель Твери нанес новгородцам страшное поражение. Для закрепления достигнутых успехов Ольгерд вместе с тверским князем в 3-й раз выступил в поход на Москву. В июле 1372 г. на Оке, у г. Любутска, литовско-тверское войско встретил Д. И. со своим войском. На его стороне выступили рязанские князья и «великий князь Роман» - старший среди черниговских князей. Ольгерд не решился на сражение, и стороны заключили перемирие. В грамоте о перемирии как союзники Д. И. указаны рязанские князья и «великий князь Роман».

http://pravenc.ru/text/178205.html

Как бы то ни было, только исполняя требования Витовта, Киприан снял епископский сан с Антония и послал его в Москву, в Симонов монастырь. По Никоновской летописи, митрополит не считал епископа виновным и снял с него сан, только не находя возможным отказать Витовту в его требовании. Отсылая Антония в Москву, и повелев ему жить в Симоновом монастыре, «приказа его покоити всем и никакож ни в чем не оскорбляти, точию из монастыря не исходити». Но летопись Троицкая передает дело так, что, будто, Киприан считал Антония виновным, она говорит под 1404 годом: «того же лета Киприан митрополит Антония, епископа Туровьского, сведе со владычества его по повелению Витовту и отъя от него сан епископский и ризницу его и клобук его белый, а источники и скрижали его спороти повеле, и приведе от Турова на Москву и посади его в кельи в монастыре, иже на Симонове». Во время пребывания Киприана в Литве в 1405 г. имел место съезд Ягайло и Витовта. На съезд государей явился и митрополит и, по словам наших летописей, прожил у них в великой чести две недели, «и дариша его и бояр его и слуг его». Как видно, Киприан действительно был в очень хороших отношениях с Ягайлом и Витовтом, но искал ли он этих очень хороших отношений для пользы православия в Литве или наоборот, потому имел их, что не слишком заботился о православии, решить это трудно и мудрено... В 1371 году был поставлен отдельный Галицкий митрополит, по просьбе короля польского, с тем, чтобы Русь, подвластная Польше, имела своего особого митрополита. А так как в 1371 году была подвластна Польше не только Галиция, но и часть Волыни, то и митрополия Галицкая, тогда открытая, обнимала не только Галицию, но и часть Волыни, именно, из этой последней к ней принадлежали тогда епископии Владимирская и Холмская. После 1371 г., с гражданским переходом этих епархий под власть Литвы, и в церковном отношении они перешли под власть митрополита московско-литовского, епископ Владимирский был подведомым Киприану в 1393 г. епископ Холмский был подведом ему в 1405 г. Положение православных в Галиции было очень печальным – католики вели деятельную и успешную пропаганду; в православном духовенстве, вследствие долговременной незамещенной митрополичьей кафедры, появились даже священники-самозванцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

386 Восхот же обителъ тмъ създати... – Стефан построил в начале XIII в. монастырь в Дечанах (в области Метохия, близ города Печ). 387 ...бысть въ болгарех царь Михаилъ. – В 1323 г. болгарским царем стал Михаил Шишманович, женатый на сестре Стефана Дечанского Анне. Византийский император Андроник III Палеолог (1328–1341) выступил в союзе с Михаилом против Сербии. В 1330 г. в битве под Вельбуждом (западнее современного города Кюстендил в западной Болгарии) болгарские войска были разбиты, а Михаил убит. 390 ...Александра, того нетия, царя поставльше... – После победы под Вельбуждом Стефан восстановил на престоле свою сестру Анну и ее сына Ивана Стефана, но в 1331 г. власть захватил племянник Михаила – Иван-Александр, царствовавший до 1371 г. 392 ...отца ятъ... горчайшей смерти осужаеть. – Стефан Дечанский был свергнут с престола своим сыном и спустя два года убит (удушен) в г. Звечане. 393 ...Андрониц и при сыне его Иване... – Византийских императорах Андронике III Палеологе (1328–1341) и Иоанне V Палеологе (1341–1391). 396 ...краль в сербех Волкошинъ, да брат его деспотъ Углешь... – Стефан Душан разделил страну на шестнадцать областей, раздав их в управление своим родственникам и вельможам. Македонские земли получил Вукашин, объявивший себя в 1366 г. кралем. Земли Вукашина и его брата Углеши фактически отделились от Сербии. 397 ...сего ради не изгнаша, но сами от них убиени Быша... – В 1371 г. в битве на реке Марица близ Черномена (к западу от г. Эдирне в современной Турции) Вукашин потерпел поражение и был убит. 398 ...великаго князя Лазаря... – Князь Лазарь (1371–1389), сын Ирибаца Хребельяновича, придворного Душана. Жена Лазаря Милица происходила из рода Неманичей, ее предок Вукан был сыном Стефана Неманича, братом Стефана Первовенчанного. После смерти Уроша Лазарь правил его уделом, пытался вновь объединить Сербию. В 1389 г. потерпел поражение от турок в битве на Косовом поле, попал в плен и был казнен. 399 ...царь... Хириданъ... – История Хиридана – родоначальника турок-османов – видимо, легендарна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Непредвиденные обстоятельства задержали отправление патриаршего посла на Русь. Вот как об этом информировал в сентябре 1371 г. патриарх Филофей митрополита Алексея: «Когда грамота моя была уже написана и тот человек (Иоанн Докиан. – Авт.) изготовился... пришел от тверского князя Михаила и от его братьев архимандрит Феодосий и принес к нашей мерности грамоту их и донесение: они жалуются на твое святительство и ищут суда с тобою» 547 . Мы не знаем содержания тверской жалобы, но, судя по отрывочным свидетельствам русских летописцев, речь в ней, возможно, шла о событиях 1368 г., когда тверской князь Михаил был обманом захвачен в Москве и заключен под стражу. Главными виновниками своих невзгод Михаил Тверской считал великого князя Дмитрия Ивановича Московского, но прежде всего митрополита Алексея: «паче же на митрополита жаловашеся, к нему же веру имелъ паче всехъ, яко по истине святителю» 548 . Тверская жалоба развязывала руки патриарху – появлялся удобный повод для удовлетворения просьбы Ольгерда о создании отдельной литовской митрополии. Однако осуществить этот план возможно было только на специально собранном судебном процессе, где следовало обвинить митрополита Алексея не только в пренебрежении литовской частью митрополии, но и более существенных преступлениях, недостойных духовного звания. Поэтому Филофей решился вызвать спорящие стороны на суд в Константинополь. Предстоящее разбирательство было назначено на сентябрь следующего 1372 г. То, что это не было пустой угрозой, говорят слова патриарха, обращенные к митрополиту Алексею: «Если ты придешь, или пошлешь своих людей – хорошо; в противном случае, смотри, чтобы тебе не жаловаться на нас». Грамоты с этим решением патриарха были посланы митрополиту Алексею и тверскому князю Михаилу в сентябре 1371 г. С ними на Русь отправился Иоанн Докиан 549 . Последующие события, однако, заставили патриарха Филофея действовать совершенно не в том направлении, которое он намечал, отправляя своего посланца на Русь в сентябре 1371 г. Это явилось следствием стремительно изменявшейся международной обстановки и, прежде всего, ухудшения положения самой Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В поисках союзников в 1366 г. И. П. решил отправиться в Венгрию. Впервые в истории Византии император покидал страну, отправляясь в опасное заграничное путешествие. Однако переговоры с кор. Лайошем I не дали определенных результатов. На обратном пути в Видине (Бдине) И. П. попал в плен к болгарам. Не исключено, что болг. царь Иоанн Александр действовал в интересах сына И. П. Андроника IV, своего зятя, к-рый в отсутствие И. П. управлял империей. На помощь И. П. неожиданно пришла армия крестоносцев во главе с его двоюродным братом, герц. Савойским Амедеем VI. Крестоносцы освободили И. П. и помогли отбить у турок Галлиполи, а у болгар - Месемврию и Созополь, впрочем ненадолго. Перед возвращением в Италию Амедей Савойский уговорил И. П. просить помощи у Римского престола, однако решительный протест визант. духовенства во главе с К-польским патриархом Филофеем исключил возможность возобновления переговоров об унии Церквей. Летом 1369 г. И. П. отправился в Рим в сопровождении только светских сановников. 18 окт. он официально присоединился к Римско-католической Церкви, получив благословение папы Урбана V, но это было личное решение И. П., к-рое не имело военно-политических последствий. Когда на обратном пути И. П. проезжал через Венецию, венецианское правительство отказало ему в кредите, требуя в обмен на деньги передать владение о-вом Тенедос. Однако регент Андроник IV категорически отказался выполнить это требование, обрекая отца на арест в Венеции за долги (1370-1371). На помощь И. П. пришел его 2-й сын Мануил, правивший в Фессалонике. В окт. 1371 г. И. П. вернулся в К-поль, не добившись помощи от Запада. К этому времени турки закрепили свое господство на Балканах, разгромив в битве на р. Марице серб. войско (26 сент. 1371), Сербия стала вассалом османов. Византия была вынуждена выплачивать туркам большую дань. Весной 1373 г. И. П. в качестве вассала султана лично командовал вспомогательными войсками во время похода Мурада I против восставших сельджукских эмиратов в Анатолии.

http://pravenc.ru/text/469760.html

Как видно, Киприан действительно был в очень хороших отношениях с Ягайлом и Витовтом, но искал ли он этих очень хороших отношений для пользы Православия в Литве или наоборот потому имел их, что не слишком заботился о Православии, решить это трудно и мудрено... Мы говорили выше, что до 1371 года, если был поставляем особый от Москвы митрополит для юго-западной Руси, то поставляем был вместе для литовской Руси и для Галиции, так что литовская Русь и Галиция составляли одно церковное целое, и что в 1371 году был поставлен для Галиции отдельный митрополит от Литвы, которая осталась за митрополитом московским (св. Алексием) и которая вскоре потом получила своего отдельного митрополита, т. е. отдельного от Москвы и Галиции, в лице Киприана. Когда Киприан в 1390 году занял кафедру митрополии всея России, то он соединил под собой кафедры Москвы и литовской Руси, но кафедра Галиции осталась вне этого соединения особой митрополией. Поставленный в 1371 году в митрополиты галицкие епископ Антоний жил далее 1390 года, когда Киприан занял в Москве кафедру митрополии всея России, т. е. собственно Москвы и Литвы, и умер или в конце 1391 или в начале 1392 года 665 . После смерти Антония Галиция не была присоединена к митрополии всея России или московско-литовской, а по-прежнему осталась отдельной митрополией. Немедленно по смерти Антония, с соизволения короля польского, т. е. Ягайла, вступил в заведывание митрополией луцкий епископ Иоанн, с тем, чтобы стать потом действительным митрополитом. После около полуторагодичного заведывания митрополией, во второй половине 1393 года, он отправился в Константинополь искать поставления в действительные митрополиты. Но незадолго до его прибытия в Константинополь пришёл к патриарху посол Киприана с грамотой последнего, в которой он – Иоанн был обвиняем в каких-то очень важных винах по отношению к епископу владимиро-волынскому. Патриарх предположил было вызвать в Константинополь епископа владимирского, чтобы между ним и обвиняемым произвести суд. Тогда Иоанн, несмотря на все убеждения патриарха дождаться прибытия епископа владимирского, бежал назад в Галицию, с намерением выдавать себя там за митрополита, поставленного патриархом 666 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

К сожалению, нам не известна точная дата прибытия литовских послов в Москву, однако из показаний летописцев выясняется, что это произошло в отсутствие великого князя Дмитрия Ивановича, бывшего в это время в Орде, и вся тяжесть переговоров легла на плечи митрополита Алексея. Согласно московскому летописцу, великий князь отправился в Орду 15 июня 1371 г., а возвратился обратно осенью того же года 555 . Исходя из этого, появление литовских послов в Москве следует датировать промежутком начиная с 15 июня по осень 1371 г. Но последняя дата обнимает три месяца и представляется слишком расплывчатой. Уточнить ее помогает указание Н. М. Карамзина , что московский великий князь Дмитрий Иванович вернулся из Орды «в исходе осени» 1371 г. 556 [В. А. Кучкин выдвинул предположение, что Дмитрий московский возвратился на Русь раньше – в конце сентября – октябре 1371 г. 557 Основой для подобного утверждения стало то, что историку оказался неизвестен источник указания Н. М. Карамзина о возвращении Дмитрия в конце осени (летописи говорят об осени вообще). Поэтому В. А. Кучкин решил, что данное утверждение историографа не опирается на источник, а носит исследовательский характер 558 . Однако заглянув в Тверскую летопись под 1371 г.: «въ осени на исходь, прииде князь великий Дмитрей изъ Орды» 559 , легко увидеть, что уточнение Н. М. Карамзина базируется на показаниях летописца]. Выше мы показали, что послание патриарха Филофея митрополиту Алексею, в которой он сообщает о направленной им грамоте Ольгерду, следствием которой и явилось литовское посольство, было написано вскоре после битвы на реке Марице 26 сентября 1371 г. Учитывая время, необходимое для пересылки патриаршей грамоты в Литву, снаряжение там посольства и его переезд в Москву, можно полагать, что литовские послы прибыли к митрополиту Алексею в конце ноября 1371 г., незадолго до возвращения великого князя Дмитрия из Орды. Одним из самых запутанных вопросов истории русского средневековья является проблема скорости и сроков передвижения тогдашних путешественников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Связано это с тем, что исследователь, занимающийся этой проблемой, имеет в своем распоряжении лишь отрывочные данные. Какова была продолжительность пути из Константинополя на Русь? За XIV–XV вв. мы имеем всего лишь два свидетельства по этому поводу. Судя по описанию путешествия митрополита Пимена в 1389 г., он выехал из Москвы 13 апреля, а прибыл в Константинополь 28 июня, т.е. в целом путешествие заняло 77 дней. В сентябре 1419 г. инок Зосима отправился из Киева в Константинополь, где оказался 13–14 ноября. По подсчету Е. И. Малето, этот путь занял у него 75 дней 560 . Но при этом следует учитывать, что не менее 3-х недель у Зосимы ушло на отдых и осмотр достопримечательностей. Очевидно также, что значительная часть времени у паломников уходила на поиски ночлега, попутчиков, средств передвижения и т.п. С учетом этих обстоятельств следует признать, что скорость передвижения послов и гонцов была значительно выше. Таким образом, срочно отправленный из Константинополя в начале октября Аввакум мог вполне прибыть в Москву к середине или концу ноября 1371 г. Вскоре после этого в январе 1372 г. мир между Литвой и Москвой был скреплен браком двоюродного брата великого князя – Владимира с дочерью Ольгерда Еленой. Н. С. Борисов, справедливо отмечая, что свадьба князя Владимира Серпуховского с дочерью Ольгерда стала «итогом переговоров, начатых осенью 1371 г.», ошибочно относит ее к весне 1372 г. 561 Летописцы не указывают точной даты свадьбы серпуховского князя, сообщая лишь, что это произошло «тое же зимы». Но поскольку перед этим говорится о рождении 30 декабря 1371 г. у великого князя Дмитрия сына Василия 562 , становится ясным, что женитьба Владимира Андреевича состоялась позже – в январе-феврале 1372 г. Пасха в этом году пришлась на 28 марта, а великий пост, в который свадьбы были невозможны, начался 9 февраля 563 . В предшествующую ему масленицу также не венчают. Следовательно, речь должна идти о январе 1372 г. Все описанные нами события происходили в очень краткий промежуток времени – с сентября 1371 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Июнь 1370 Издано: Miklosich M., Muller L. Acta patriarchatus Constantinopolitani. Wien, 1860–1862, P. 522–523; РИБ. Т.6, С. 115–118 (русск. и греч. яз.) 10) Его же отлучительная грамота русским князьям, не хотевшим принять участия в войне против литовского князя Июнь 1370 Издано: Miklosich M., Muller L. Acta patriarchatus Constantinopolitani. Wien, 1860–1862, P. 523–524; РИБ. Т.6, С. 117–120 (русск. и греч. яз.) 11) Его же отлучительная грамота смоленскому князю Святославу Июнь 1370 Издано: Miklosich M., Muller L. Acta patriarchatus Constantinopolitani. Wien, 1860–1862, P. 524–525; РИБ. Т.6, С. 121–124 (русск. и греч. яз.) 12) Соборное деяние о поставлении епископа Антония в митрополита галицкого, с подчинением ему епископий Холмской, Туровской, Перемышльской и Владимирской Май 1371 Издано: Miklosich M., Muller L. Acta patriarchatus Constantinopolitani. Wien, 1860–1862, P. 578–580; РИБ. Т.6, С. 129–134 (русск. и греч. яз.) 13) Грамота патриарха Филофея к митрополиту Алексию, по поводу поставления галицкого митрополита Август 1371 Издано: Miklosich M., Muller L. Acta patriarchatus Constantinopolitani. Wien, 1860–1862, P. 582–585; РИБ. Т.6, С. 141–150 (русск. и греч. яз.) 14) Его же грамота к митрополиту Алексию, с требованием явиться в Константинополь на суд, по жалобам тверского князя Михаила Сентябрь 1371 Издано: Miklosich M., Muller L. Acta patriarchatus Constantinopolitani. Wien, 1860–1862, P. 585–586; РИБ. Т.6, С. 149–152 (русск. и греч. яз.) 15) Его же грамота к тверскому князю Михаилу с приглашением послать своих людей для суда с митрополитом Сентябрь 1371 Издано: Miklosich M., Muller L. Acta patriarchatus Constantinopolitani. Wien, 1860–1862, P. 586; РИБ. Т.6, С. 153–154 (русск. и греч. яз.) 16) Его же грамота к митрополиту Алексию с увещанием помириться с тверским князем Михаилом и не оставлять литовских епархий без пастырского надзора Издано: Miklosich M., Muller L. Acta patriarchatus Constantinopolitani. Wien, 1860–1862, P. 320–322; РИБ. Т.6, С. 155–160 (русск. и греч. яз.)

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010