Эта неожиданная и поистине рыцарская помощь Запада возродила надежды на союз с латинянами, и небезосновательно. Реальность турецкой угрозы встревожила Венецию, Геную, которые, несмотря на вековую вражду, протянули друг другу руку дружбы. Если уж они сумели примириться, то, следовательно, есть надежда на новый Крестовый поход против мусульман. Однако для этого необходимо было в первую очередь решить вопрос о церковной унии, а попутно найти союзников, способных оказать реальную помощь. А с этим как раз возникли проблемы. Франция, традиционный лидер почти всех предыдущих крестоносных движений, находилась в пике противостояния с Англией. Болгария и Венгрия не проявили особой заинтересованности, а Сербия после смерти в 1355 г. Стефана IV Душана оказалась на грани развала 725 . Сын покойного, 19-летний Стефан Урош V (1355–1371), не пользовался никаким авторитетом, и страна распалась на множество полунезависимых от центральной власти княжеств. В Трикале брат Душана Симеон Палеолог Урош (1355–1371) венчался на царство как «краль ромеев и сербов» 726 . Другой брат Душана, Симеон, правил как самостоятельный правитель в Этолии и Акарнании. А болгарин Асень, брат Сербской царицы, вдовы Елены, объявил свою область свободной от власти Сербского царя. В Фессалии правил некий Фома, на востоке и севере, в областях от Сереса до Дуная, сильнейшими правителями считались два брата: маршал Иоанн Углеша и придворный сановник Влкашин. Последний брат был особенно честолюбив и откровенно стремился к королевскому титулу, который и приобрел в 1356 г. Неудивительно, что вскоре боснийцы заявили о своей независимости, а венгры захватили Белград. Разумеется, ни о каком серьезном сопротивлении османам, вскоре хлынувшим на земли Сербии, не могло быть и речи 727 . К тому же далеко не все латиняне проявили солидарность в борьбе с турками и некоторые из них даже вступили с османами в союз, как, например, каталонцы, заключившие с мусульманами договор против венецианцев. Правда, это вызвало гневную реакцию Римского папы Урбана V (1362–1370), призвавшего остальных европейцев напасть на предателей. Этот понтифик являлся горячим сторонником нового Крестового похода в помощь гибнущей Византии. Но и на этот раз непременным условием помощи должна стать уния – без нее никакие переговоры были невозможны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1169 Aesopus, Fabulae, 119; cp.: Michael Apostolius, Collectio paroemiarum, Centuria 8, 43, b: Corpus paroemiographorum Graecorum, ed. E. L. von Leutsch, vol. 2 (Göttingen, 1851; repr. Hildesheim, 1958) (TLG 9009 001). 1170 См.: Scholia in Lysistratam (scholia vetera), 624.1–3, b: Scholia Graeca in Aristophanem, ed. F. Dübner (Paris, 1877; repr. Hildesheim, 1969), p. 248–263 (TLG 5014 010). 1171 Франческо I Гаттилузио (итал. Francesco Gattilusio, греч. Καταλοζος или Γατελοζος, ум. 1384), генуэзец, первый правитель Лесбоса (1355–1384) на правах вассала императора ромеев, основатель династии, управлявшей островом до 1462 г. (другие члены рода Гаттилузио правили также на островах Лемнос, Самотраки, Тасос, в г. Энос и в иных владениях латинян на севере Эгейского моря). Муж принцессы Марии Палеологини. 1173 Стефан Урош IV Душан, известен также как Душан Сильный – сербский король (с 1331 г.) из рода Неманичей, с 1346 г. – «царь сербов и греков». На самом деле скончался 20 декабря 1355 г. 1176 Симон или Симеон Синиша Урош Палеолог Неманич (греч. Συμεν Ορεσις Παλαιολγος, 1326–1371) – сын короля Стефана Уроша III Дечанского и его второй жены, принцессы Марии Палеолог, внучки императора Михаила VIII Палеолога, царь Эпира в 1359–1366 гг. властитель Фессалии в 1359–1371 гг. 1177 Фомаида Орсини (Фомаида Комнина Ангедина, итал. Thomais Orsini, греч. Θωμας Αγγελνα Κομννα, р. οκ. 1330 r.). 1181 Даскелийский залив (греч. Δασκλιος κλπος), вероятно, назван по имени Даскилия (греч. Δασκλειον или Δασκλιον), вифинского города на Геллеспонте, развалины которого находятся близ озера Маньяс, в 30 км от современного города Бандырма (тур. Bandirma). Астакенский залив (греч. στακηνς κλπος) получил название от города Астак (греч. στακς), разрушенного еще в древности и впоследствии отстроенного как Никомидия (греч. Νικομδεια), ныне Измит (тур. zmit). Оба этих гидронима более нигде не встречаются. 1187 Ильяс Фахр ад-дин Бей (тур. Fahrüddin lyas Bey) – второй правитель (1345–1357) анатолийского бейлика Саруханогудлары, сын его основателя Сарухан Бея.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 80-х гг. XIII в. началась активная экспансия Сербского гос-ва, вызвавшая уменьшение числа епархий О. а.: при кор. Стефане Уроше II Милутине (см. Милутин ; 1282-1321) она утратила Скопскую, Моровиздскую и Дебарскую и частично Пелагонийскую епархии, к-рые отошли Сербской архиепископии. Расширение Сербии достигло апогея при кор. Стефане IV Душане (1331-1355), к-рый в 1334-1345 гг. завоевал почти всю Македонию и часть Албании. После взятия Охрида (ок. 1334) на территории Сербского гос-ва оказались 2 автокефальные Церкви - О. а. и Печская архиепископия. Ранее, при расширении владений, серб. правители переподчиняли новые епархии своей архиепископии, но сейчас О. а. сохранила свои границы и независимость, что было призвано укрепить лояльность несерб. населения к серб. властям. Архиеп. Охридский Николай II вместе с патриархом Тырновским Симеоном в 1346 г. даже участвовал в провозглашении архиеп. Иоанникия II Сербским патриархом, а сразу после этого акта они венчали Стефана Душана на царство. Впосл. Сербский патриарх подчинил себе епархии К-польского Патриархата в Фессалии и Македонии и изгнал их иерархов, не тронув епархии Охрида. И. Снегаров считал, что Сербский патриарх признавал старшинство архиепископа Охридского, т. к. получил от него патриарший сан (Там же. С. 320-321). Но при наследнике Стефана Душана Стефане Уроше V (1355-1371) началась децентрализация гос-ва и уже в 1366 г. епархии О. а. находились в неск. гос. образованиях: королевстве Вукашина (в т. ч. Охрид), царстве Симеона Уроша (Эпир и Юж. Албания), деспотстве Радослава Хлапена, королевстве Прилепа, Эльбасанском княжестве. При кор. Вукашине О. а. продолжала быть автокефальной: об этом говорит приглашение в 1367 г. ее главы К-польским патриархом обсудить возможность созыва Вселенского Собора для воссоединения Восточной и Западной Церквей. Ее статус сохранился и при наследнике Вукашина, кор. Марке, к-рый враждовал с серб. кн. мч. Лазарем , поддерживавшим Сербскую Патриархию. Возможно, в этот период О. а. временно отошли Скопская и Призренская епархии и район вокруг Кичева. Юрисдикция О. а. признавалась и во владениях деспота Углеши, но впосл. эти земли оказались у К-польского патриарха. Вероятно, О. а. сохранила епархии в Вельбуждском деспотате и в Юж. Албании - о ее автокефальном статусе упоминает письмо К-польского патриарха Антония IV по поводу неканоничности брака правителя Канины и Авлона (ныне Влёра, Албания; см.: Там же. С. 332-339). К концу серб. периода О. а. имела всего 11 епархий. О. а. в османский период

http://pravenc.ru/text/2581773.html

Но с уходом византийцев из М. власть Стефана была вскоре восстановлена почти без боя. При Стефане Душане начался приток в М. серб. населения. Наиболее плотно сербы селились в Скопье и в Веррии, а также в окрестностях этих городов и в юж. части Восточной М. ( Βακαλπουλος Κ. Α. Ιστορα της Μεζονος Μακεδονας (1350-1950). Θεσ., 2005. Σ. 15). Греч. анклавы в сельской местности в то время сохранялись в сев. части М., близ Струмицы и Мелника (Ibid. Σ. 15-16). Со смертью Стефана Душана (1355) Сербская держава начала постепенно распадаться. К этому времени Иоанн VI Кантакузин отрекся от престола (1355), а крепости на побережье Эгейского м. и Пропонтиды с 1352 г. начали захватывать турки. Весной 1356 г. Иоанн V и Алексей Палеологи восстановили визант. власть в части Южной М., в городах Хрисополь, Анакторополь и Кавала. Попытка Матфея Кантакузина вытеснить сербов из Серр при помощи турецких наемников не была успешной. В то же время Симеон Неманя Палеолог (Синиша) (1326-1371), правивший в Фессалии (с 1359), взял Костур и пытался расширить свои владения на север. Но другие серб. феодалы остались верны серб. кн. Стефану Урошу V и поддержали его на Соборе в Скопье в 1357 г. Симеон Неманя смог удержать Костур, а в 1359 г., после смерти эпирского деспота Никифора II, завладел его землями в Эпире и Фессалии, где сформировал свое царство. В Южной М. в это же время образовалось автономное владение Радослава Хлапена, бывш. наместника Стефана Душана в Веррии и Водене, к-рый ок. 1360 г. получил от Симеона Немани и Костур. В 1360 г. Радослав признал себя вассалом царя Стефана Уроша и не претендовал на самостоятельность. После 1360 г. выделилась и Серрская обл. под властью царицы-матери Елены (в монашестве Елисавета), которая создала в Серрах органы местной власти - городской сенат, судебную и исполнительную власть во главе с родственниками. В это время на землях М. большое значение имели владения братьев Мрнявчевичей , карьера к-рых началась при Стефане Душане. Старший из них, Вукашин, был жупаном и царским наместником в Прилепе.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Ок. 1376 г. Цикл иллюстраций А. Богородице окончательно сложился не ранее посл. трети XIII в. и вскоре получил распространение в монументальных росписях, в иллюстрациях рукописей, на иконах и в произведениях шитья. Подробный цикл А. Богородице, а также изображения отдельных композиций встречаются в росписях церквей: Панагии Олимпиотиссы в Эласоне (Греция), посл. треть XIII в.; свт. Николая Орфаноса в Фессалонике, ок. 1320 г.; Панагии Халкеон в Фессалонике, 1-я пол. XIV в.; Пантократора мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1338-1348 гг.; капеллы свт. Григория Богослова в ц. св. Климента в Охриде (Македония), 1364-1365 гг.; Богоматери в Матейче (Македония), 1355-1360 гг.; вмч. Димитрия Маркова мон-ря (Македония), 1371-1381 гг.; Богоматери и Христа Спасителя в Рустика близ Ретимнона (Крит), 1381-1382 гг.; Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; св. Петра на о-ве Велики-Град на оз. Преспа, ок. 1360 г.; Богоматери Пантанасы в Мистре (Греция), XV в.?; лат. капеллы мон-ря св. Иоанна Лампадистиса в Калопанайотисе (Кипр), кон. XV в. Из греч. икон визант. времени известны: «Похвала Богородицы с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, 2-я пол. XIV в. (ГММК); «Успение Богоматери с Акафистом» из ц. Зоодохос Пиги в Ливадии на о-ве Скопелос (Греция), 1-я пол. XV в. Сохранились греч. и слав. иллюстрированные рукописи этого периода с циклами А. Богородице: А. Богородице (1355-1364 гг. ГИМ. Син. Греч. 429 и ее список - кон. XIV-XV вв. Escor. Cod. R. I. 19), Псалтирь Томича (1360-1363 гг. ГИМ. Муз. 2752), Серб. Псалтирь (1429-1465 гг. Баварская Гос. б-ка. Мюнхен. Slav. 4). Иллюстрации к А. Богородице известны по многочисленным поствизант. памятникам - греч., слав. и рус. К их числу относятся росписи трапезной Великой лавры св. Афанасия на Афоне, 1512 г.?; ц. Моливоклисиа на Афоне, 1536-1541 гг.; трапезной мон-ря Ставроникиты на Афоне мастера Феофана Критянина , ок. 1540 г.; трапезной мон-ря Дохиар на Афоне, 1568 г. (реставрация 1855); трапезной мон-ря Дионисиу на Афоне, XVI в.; трапезной Хиландарского мон-ря на Афоне мастера Джодже Митрофанофича, 1620 г.; ц.

http://pravenc.ru/text/63814.html

203 Стефан Урош V Слабый (серб. Стефан Урош V Hejaku, 1336–1371) – сын царя Стефана Душана и Елены Болгарской, сестры болгарского царя Ивана Александра. В 1346 г., в качестве соправителя отца, коронован как «король Сербов и Греков», a no его смерти – «царь Сербов и Греков» (1355–1371). Последний сербский монарх из рода Неманичей. 205 Деркос (греч. Δρκος) – причерноморская крепость в 45 км от Константинополя на берегу одноименного озера, возле современной турецкой деревни Кара-Бурун (тур. Karaburun). 211 Беотарх (греч. βοιταρχος) – один из ежегодно избираемых числом от семи до одиннадцати политических и военных руководителей Беотийского союза. 212 Ауфид (греч. Αφεδιον; лат. Aufidus) – река на юго-востоке Италии, ныне Офанто (итал. Ofanto). Григора смешивает две битвы, имевшие место на протяжении Пунических войн: при Каннах в 216 г. до н. э. (близ Ауфида), и при Канузии – в 209 г. до н. э. 215 Григора имеет в виду захват в 1081 г. Константинополя Алексеем I Комнином, которого незадолго до того войско вне столицы провозгласило императором, в то время как в Константинополе находился законный император Никифор III Вотаниат. Что же касается «его предшественников», то, как замечает ван Дитен, «каких других быстрых узурпаторов прежних времен Григора еще имеет в виду, можно только догадываться: быть может, Василия I, Никифора I, Ираклия?» (Dieten, Bd. 3, S. 351, Anm. 388). 218 Ван Дитен (Dieten, Bd. 3, S. 352, Anm. 396) видит здесь парафраз пословицы: κρον λβε κα μσον ξεις («возьми край и будешь иметь середину»), о которой софист Зенобий говорит, что она употребляется «применительно к вещам трудно выразимым и неудобопонятным», и поясняет: «Жители [острова] Эгины, изгнанные вследствие войны из своего отечества, вопросили оракул бога [Аполлона], который и дал им приведенное изречение как ответ. Они же, истолковав предсказание оракула, заняли один край и [затем вновь] населили центральную часть [острова]. Поэтому мы используем изречение, когда хотим намекнуть на что-то неудобопонятное». (Zenobius Sophista, Epitome collectionum, Centuria III, 1, 57). Григора же, no мнению ван Дитена, хочет этими словами сказать, что Кантакузин действует слишком осторожно, пытаясь небольшими усилиями, «коснувшись края», достичь «середины», то есть своей цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слава, глас 8: В начале добродетельнаго твоего жития,/страх Божий в душу твою вселил еси,/имже окормляемь,/стезю десную не погрешил еси,/и, сею шествуя,/Тому угодил еси,/ и данный ти талант добре возделал еси,/о немже главное отсечение приял еси,/отонудуже и множае Христови присвоился еси./Темже Божественная селения и град Небесный/всекрасную твою душу прия,/идеже ныне ликуеши близ Царя и Бога,/тем молим тя:/моли о славящих тя любовию, Лазаре. И ныне, Богородичен: Чистая Дево, Слова врата,/Бога нашего Мати,/моли спастися нам. Славословие великое и отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны 1-го канона, песнь 3-я, 2-го канона, песнь 6-я. Прокимен, глас 7: Возвеселится праведник о Господе,/ и уповает на Него. Стих: Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к Тебе. Апостол в Деяниях, зачало 29. Аллилуия, глас 4: Праведник, яко финикс, процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится. Стих: Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут. Евангелие от Иоанна, зачало 52. Причастен: В память вечную: Святой благоверный князь Лазарь Сербский Святой благоверный князь Лазарь Сербский (полное имя Стефан Лазарь Хребельянович) родился около 1329 года в городе Прилепце около Нового Брда в семье знатного вельможи Лазаря Прибаца Хребельяновича (или Гребляновича). С детства святой Лазарь отличался благонравием, кротостью и добротой. Он воспитывался при дворе короля Сербии Стефана Душана. Святой Лазарь пользовался всеобщей любовью и уважением за свою начитанность, доблесть и благоверие. Около 1353 года святой Лазарь женился на Милице – дочери великого князя Вратка, из рода Неманичей. Став родственником короля, Лазарь получил титул князя. У святых Лазаря и Милицы (в монашестве Евгения–Ефросиния; † 1405: память 19 июля) было пять дочерей и три сына, из которых старший Стефан, как и его родители, причислен к лику святых († 1427: память 19 июля). Во время правления Стефана Душана Сербское государство укрепилось и расширило свои границы. Но после его смерти в 1355 году между князьями начались раздоры и междоусобицы. Сын Стефана Душана Стефан Урош безуспешно старался утвердить мир в своей стране. Этим воспользовались турки. 26 сентября 1371 года они разбили малочисленное сербское войско на реке Марице. Мусульмане разоряли сербские земли и многих жителей убивали или уводили в плен. Южная часть Сербского царства потеряла свою независимость. 4 декабря 1371 года благочестивый царь Стефан Урош был предательски убит (память 2 декабря).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1338. Деян. 1.14. 1339. Преподобный Макарий Великий. Слово 7, гл. 11, 12. 1340. Откр. 20. 6. 1341. Ин. 7. 39. 1342. Bergier. Dictionnaire de Theologie. Marie. 1343. Article: Marie. 1344. Там же. 1345. Лк. 1. 43. 1346.  …плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 1. 28). 1347.  …заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией (Мф. 22. 29). 1348. Быт. гл. 1. 2. 3. 1349. Алфавит духовный. Книга 1, гл. 7 и 8. 1350.  …жизнь вечная (Рим. 6. 22). 1351.  …не все вмещают слово сие, но кому дано (Мф. 19. 11). 1352. По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. 1353. Преподобного Григория Синаита, гл. 110 и 114. Добротолюбие. Ч. 1. 1354. Слово 15, гл. 3. 1355. Канон акафиста Божией Матери, песнь 1, тропарь 1. 1356.  …не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца (Мф. 1. 25). 1357. Гл. 1. ст. 18–25. 1358. Лк. 1. 27. 1359. Лк. 2. 7. 1360. Благовестник. Точное изложение Православной Веры. Четьи-Минеи и проч. 1361. Мф. 28. 20. 1362.  …и так всегда с Господом будем (1 Сол. 4. 17). 1363.  …ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта (Мф. 5. 26). 1364.  …который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды (Быт. 8. 7). 1365.  Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109. 1). 1366.  …Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5. 18). 1367. Ис. 29. 11. 1368. Точное изложение. Книга 4, гл. 14. 1369. Это сведение и прочие исторические сведения заимствованы из Четьих-Миней, в которых изложено подробное церковное предание о Божией Матери, то есть приведены о Ней повествования и рассуждения весьма многих святых Отцов. 1370.  …пришла Матерь Господа моего ко мне (Лк. 1. 43). 1371.  …Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою (Мф. 1. 20). 1372. Мф. 2. 13, 19. 1373. Ин. 7. 2. 1374.  Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя (Лк. 2. 48; Сличи: Лк. 4. 22; Ин. 6. 42). 1375. Лк. 3. 23. 1376. Так воскликнули Апостолы, увидев явившуюся им Божию Матерь по Ее успении. Четьи-Минеи 15 августа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1352. Как могли иудеи не узнать Мессии в лице И. Христа? 1837. IV. 333. 1353. Тень и тело, или ветхозаветные прообразования и новозаветная истина. 1842. IV. 147. 1354. О причинах не скорого пришествия в мир Христа Спасителя. 1845. I. 203. 1355. О пророчестве. 1837. IV. 179. 1356. Об истине и Божественности пророчеств Ветхого Завета. 1839. II. 61. 1357. О цели чудес Ветхого Завета. 1844. II. 268. 1358. Таинство воплощения. 1853. II. 429. 1359. Событие пророчеств об И. Христе. 1843. II. 456. 1360. О Божественности Христианской Веры, доказываемой из лица ее Учредителя. 1841. II. 108. 1361. Отличительный характер христианского учения. 1835. I. 49. 1362. Древность Христианства. 1821. IV. 85. 1363. Торжество Христианства. 1824. 215. 1364. Христианство и всенародность. 1834. IV. 245. 1365. Влияние Христианской религии на законодательство. 1838. IV. 291. 1366. О благотворном влиянии Христианской Веры на род человеческий в религиозном отношении. 1841. IV. 88. 1367. О благотворном влиянии Веры на нравственность человеческую. 1840. II. 311. 1368. Догматическое учение о Господе нашем И. Христе. 1851. I. 137. 146. 193. 340. 369. 498. 1369. Господь Иисус как учитель. 1852. I. 377. 1370. Господь Иисус как пастырь. 1853. I. 90. 1371. Господь Иисус разрушитель смерти. 1852. II. 187. 1372. Христос, как жертва, созерцаемая верою. 1853. II. 318. 1373. Христос – страдалец, утешитель страждущим. 1854. II. 167. 1374. Некоторые мысли отцов церкви о вочеловечении Бога Слова. 1832. XLVIII. 271. 1375. Учение о личном свойстве Духа Святого. 1849. I. 151. 225. 1376. О действиях св. Духа в душах верующих. 1853. I. 532. 1377. О св. Духе и его действиях. 1833. II. 163. 1378. О даре св. Духа. 1839. II. 223. 1379. Дух премудрости. 1830. XXXIX. 226. 1380. О необходимом условии к получению св. Духа. 1827. XXV. 240. 1381. Дух утешитель. 1845. II. 441. 1382. Бог есть любовь. 1825. XVII. 201. 1383. Бог есть любовь. 1837. III. 323. 1384. Что следует из того, что Бог есть любовь? 1825. XVII. 213. 1385. О любви Божией к нам. 1830. XXXVIII. 345.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1) 1 указывает на «препятствия для начальства над ними [братией] и для подчинения оных ему, так что он [Каллист] не может легко поступать так, как считает нужным» (С. 605, строки 11–9 с конца); 2) 2 подтверждает право прп. Каллиста принимать исповедь у монахов общины: «Наша мерность убеждена, что он [Каллист] прекрасно будет исполнять все, что бы ни делал. Ибо он свяжет... то, что должно быть связано, и разрешит то, что должно быть разрешено, в чем заверяет Наша мерность» (С. 605, строки 6–3 с конца); 3) 3 отрывок характеризует Каллиста как «человека... духовного, добродетельного и исихаста» (С. 605, строки 2–1 с конца). 2 документ под названием «Соглашение» был составлен патриархом по причине того, что «Наставление» не урегулировало полностью конфликт. Тогда прп. Каллист обратился к свт. Филофею с просьбой присвоить его общине статус ставропигиального монастыря. Так «в 1371 г. ”пустынь” Каллиста “в соответствии с его волей и его просьбой”, как говорится в “Соглашении”, стала монастырем Константинопольского патриархата» (С. 606, строки 13–15). С. 738 – Составители Антологии в Сводной хронологической таблице указали периоды патриаршества свт. Филофея (1354–1355 и 1362–1376) и год смерти (1376 г.), что имеет неточности в сравнении с современными научными данными (см. прим. 293). Продолжая тему житий, рассмотрим еще несколько житийных источников. Одним из них является « Афонский патерик или жизнеописание святых, на святой афонской горе просиявших» 1897 г. 92 . Здесь представлены сведения о прп. Савве Новом Ватопедском, заимствованные из его жития, автором которого является свт. Филофей (Коккин). Краткая характеристика. Место личности святителя в источнике – второстепенное. Информация о свт. Филофее (Коккине) представлена составителями патерика кратко во вступительной справке (с примечанием на С. 461) к сведениям о прп. Савве. Жизнеописание самого прп. Саввы, с точки зрения наличия в нем информации о свт. Филофее, здесь нами не рассматривается: такой обзор будет выполнен ниже при обзоре полного текста жития прп. Саввы, существующего в русском переводе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010