К близкому кругу учеников святого Григория Синаита принадлежал и бывший в переписке с преподобным Григорием Молчаливым сербский монах кир Силуан. По всей вероятности, он является тем самым святогорским Силуаном, который создал пасхалию 1355/56 годов. В рукописи монастыря святого Павла о Силуане говорится как о писателе исключительном, который был “воистину новый Силуан, сильный разумом и крепкий речью” с. 190].Кир Силуан находился в непрерывном живом общении с монахами синаитско-исихастского направления, вел активную переписку со своими единомышленниками. Собрание его писем “Эпистолии кир-Силуановы” входят в состав сборника, составленного около 1418 года. Хранятся они в монастыре Савина (рукопись 22) с. 131]. Письма кира Силуана к безымянному собеседнику исполнены размышлений о скоротечности человеческой жизни, о вечной ценности божественной любви, добра и святости. В них изложены те принципы, на которых основано синаитско-исихастское учение о духовной жизни.“Эпистолии” содержат некоторые сведения как об их авторе, так и о друзьях-подвижниках. Например, письма Силуана позволяют установить, что его духовным отцом был кир Исайя с. 198]. Есть в них сведения о преподобных Ромиле Раванницком и Григории Горняцком.Исследователь “Эпистолии” Д. Богданович предполагает, что кир Силуан писал их в Зете, куда пришел с Афона незадолго до того, как кир Исайя и преподобный Ромил покинули Святую Гору. Следовательно, эти письма могли быть написаны в период с 1369 по 1371 год с. 187]. Кроме того, Д. Богданович высказывает предположение, что письма кир Силуана адресованы святому Григорию Горняцкому — ученику и биографу преподобного Ромила Раванницкого. Так, в конце седьмого письма кир Силуан добавляет, обращаясь к собеседнику: “Еже ти рече Ромил, блюди”. Эти слова говорят о том, что получатель письма был человеком весьма близким к преподобному Ромилу, к которому и автор и адресат питали искреннее уважение и заповеди которого исполняли с. 194].Переписка кира Силуана свидетельствует о тесной духовной связи между Святой Горой и сербскими землями. Можно с уверенностью утверждать, что эта духовная связь впоследствии способствовала великой миграции святогорцев-исихастов, которая проходила в последние десятилетия XIV века через Зету в Моравскую Сербию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=871...

Марией (Сперанский М. Н. Сербское житие Литовских мучеников//Чтения в ОИДР. 1909. Кн. 1. С. 30; Огицкий Д. П. К истории Виленских мучеников//БТ. 1984. Сб. 25. С. 241). На месте кончины новых мучеников была возведена церковь в честь Святой Троицы. Канонизация свв. Антония, Евстафия и Иоанна Виленских состоялась в 1374 г. по инициативе вел. кн. Ольгерда и тогдашнего митр. Киевского и Малой Руси Киприана в Константинополе, куда последний привез частицы их мощей. Этому событию придавалось большое значение в столице Византии и особенно в окружении патр. Филофея Коккина, поскольку в канонизации видели пролог к обращению последней европейской языческой державы в христианство — православие. Житие Виленских мучеников было написано греком или южным славянином, служба была составлена первоначально на греческом языке неким Димитрием (Огицкий. К истории Виленских мучеников. С. 236–238), возможно Димитрием Хрисолором, императорским приближенным и известным писателем-полемистом рубежа XIV–XV вв. Похвальное Слово новомученикам на греческом языке написал и произнес «ритор великой церкви» (св. Софии Константинопольской) Михаил Вальсамон, вероятно, в начале 1390-х гг. (Огицкий. К истории Виленских мучеников. С. 238–239). Имеется и славянский перевод этой похвалы, дошедший в рукописи 1438 г. молдавского происхождения — Бухарест. Библиотека АН Румынии. Слав. 164. Л. 170 об.— 203 об. (Panaitesku P. P. Manuscrisele slave din biblioteca Academiei RPR. Bucureºti, 1959. V. 1. P. 245–246). Наиболее ранние источники, неизвестные в сер. XIX в. (московские летописные известия XIV в., отразившиеся в сокращенных летописных сводах 1493 и 1495 гг.), свидетельствуют, что Дмитрий—Корибут был сыном Ольгерда от второго брака, пятым же сыном Ольгерда от первой жены был Феодор (ПСРЛ. М., 1962. Т. 27. С. 248, 300; Wasilewski T. Daty urodzin Jagelly i Witolda//Przegl¹d Wschodni. Warszawa—München. 1991. 1. S. 30). Как надежно установлено к настоящему времени на основании сопоставительного анализа источников, сыновья Ольгерда от второй жены появились на свет в следующей очередности: 1) Скиригайло—Иоанн (1354 или 1355); 2) Корибут—Дмитрий (1358 или 1359); 3) Ягайло—Иаков (Владислав) — 1362 или 1363; 4) Лугвень—Симеон (1364 или 1365); 5) Вигант—Александр (1367 или 1368); 6) Коригайло—Константин (Казимир) — 1369 или 1370; 7) Минигайло (1370 или 1371), умер в детстве; 8) Свидригайло—Лев (Болеслав) — 1375 или 1376 (Wasilewski.

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

Неизвестно чем заставленный удалиться из Киева он прибыл в Москву около 1355 года. Принятый с честию великим князем Московским Иваном Ивановичем (1353–1359) как происходивший, вероятно, из знатного рода, испросил у государя землю для монастыря, который и поставил в нынешнем Александровском уезде Владимирской губернии, при впадении речки Махры в реку Молокшу, в расстоянии 35 верст к востоку от Троицкого монастыря преподобного Сергия (в 12 верстах к югу от города Александрова), с церковью также в честь святыя Троицы. Это до настоящего времени существующий Махрищский монастырь (состоящий под ведением Троицкой лавры). Быв принужден удалиться из монастыря враждою одной семьи мирских соседей (опасавшихся, что земля, которой владеют они, может быть отнята у них и отдана ему как человеку, близкому к великому князю), он направился в пределы Вологодские и здесь после 1371 года основал другой монастырь, близ реки Сухоны, при потоке Юрьевом, в 60 верстах к северо-востоку от Вологды, в волости Авнежской,так же как и первый монастырь в честь святыя Троицы. Это Авнежский Троицкий монастырь, упраздненный в 1764 году. По приглашению великого князя Дмитрия Ивановича Донского возвратившись из Авнежского монастыря в Махрищский (причем первый поручил заведованию своим ученикам, Григорию и Кассиану), преподобный Стефан скончался 14 июля 1406 года. Преподобный Димитрий родился в городе Переяславле в богатом купеческом семействе. Принял монашеское пострижение и удостоен сана священства в Переяславском Горицком монастыре. Вышед из Горицкого монастыря, основал в Переяславле собственный монастырь в честь чудотворца Николая (существующий до настоящего времени Николаевский на Болоте). Быв собеседником преподобного Сергия, преподобный Димитрий пользовался, подобно ему, уважением великого князя Дмитрия Ивановича, который приглашал его вместе с Сергием в восприемники своих детей. Бегая славы человеческой, он устремился в пустыни северные, в пределы Вологодские, и здесь сначала избрал себе место обитания на реке Леже, впадающей с правой стороны в реку Сухону верстах в 20 ниже города Вологды, недалеко от селения Авнеги (по которому волость называлась Авнежскою).

http://sedmitza.ru/lib/text/438558/

Однако, в середине XIV века сильнейший правитель Сербии Стефан IV Душан (1331–1355) благотворит как всему Афону, так и Россикону. В 1347 году или начале 1348 года он передает братии главу св. вмч. Пантелеимона со следующими словами: «Царство мое посвящает обители Россов главу святого славного страстотерпца, бессребреника и целителя Пантелеимона, которая имеет на себе плоть и которая засвидетельствована не только от отца моего и царя, но и от прежде его бывших царей, также от патриархов и других достойных синклитиков». В этом году закончилось долгое противостояние между Иоанном Кантакузином и Иоанном Палеологом. Первый торжественно вступил в Константинополь. Начало его царствования означало победу свт. Григория Паламы и его сторонников, победу богословия афонского исихазма вопреки более западным и рациональным богословским схемам и построениям. Дар величайшей святыни Русского монастыря, которая хранится там и доныне, особо значим в соотношении с ключевыми вехами византийской истории. Афон, который успел побывать под властью латинян и болгар, в 1345–1371 годах стал входить в состав владений сербских правителей. Афониты признавали Стефана Душана «царем сербов и греков». В это время ведущие Афонские обители – Ватопед и Лавра – наполняются сербами, а Россикон остается русским больше по имени, чем по составу, в связи с чем и начинает именоваться «монастырь, рекоми руси». Но нет худа без добра. Одним из игуменов Россикона станет ученик знаменитого старца Арсения ученейший хиландарский подвижник Исаия, переводчик на славянский язык Ареопагитского корпуса. Через такого ученого игумена русские монахи обретали на Афоне для себя вторые, но чаще первые «духовные университеты». Несмотря на распри и междоусобицы, сложные отношения Византии и Сербии Россикон к 1380 году обладал 60 подворьями или прочими владеньями за пределами Афона. Период с 1345 по конец 1380-х годов – один из самых благополучных в истории обители. Последним сербским ктитором Россикона была дочь деспота Георгия Бранковича, мачеха султана Мухаммеда II Завоевателя (1421–1451) Мара Бранкович (1416–1487), мать будущего султана Мехмеда II Завоевателя (1451–1481) – та самая, которая передала в дар обители св. Павла Дары волхвов, недавно привозившиеся в Россию. Таким образом, Россикон оказывается в средоточии не только духовных, но и геополитических процессов – как место встречи, по сути дела, трех основных на тот момент религиозных и культурных традиций: византийской, греческой, османской,турецкой и русской. Особое внимание к Россикону со стороны матери султана, завоевавшего Константинополь и поставившего точку на византийской цивилизации, было обусловлено теми надеждами, которые православный мир того времени, и еще сильнее в более позднюю эпоху, возлагал на Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Память ее празднуется 16 апр. Св. прп. Феодора, в миру Анастасия, была дочерью тверского боярина. С детства она хотела отречься от мира, но двенадцати лет родители вьыдали ее замуж за благочестивого и добродетельного суздальского князя Андрея Константиновича. Детей у них не было. Овдовев через 13 лет, она освободила рабов, раздала все имущество церквам и бедным и  постриглась под именем Феодоры в Галичском монастыре.  Часто она не вкушала пищи в течение пяти дней, проводила ночи в молитве без сна, носила власяницу. Дневное пропитание она зарабатывала рукоделием и охотно переносила оскорбления для приобретения смирения. При ней число сестер обители возросло до 160, потому что все хотели пользоваться ее руководством. Скончалась прп. Феодора в 1378 г. •  Прп. Феодора родилась в 1331 г. Постриг приняла в 1371 г. в Галиче от св. Дионисия, впоследствии архиепископа Суздальского (память его 26 июня). Еще будучи княгиней нижегородской прп. Феодора основала в Нижнем Новгороде в 1355 г. женский Зачатьевский монастырь, в который удалилась после пострижения в иночество. Зачатьевский монастырь упразднен в 1764 г. Преподобный Сильвестр Обнорский (+ 1379) Память его празднуется 25 апр. в день преставления, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых Однажды один охотник, заблудившись в глухом  Обнорском лесу, наткнулся на уединенную хижину. К нему вышел пустынник, одетый в рубище, весьма смущенный появлением человека в таком диком месте, где он надеялся никогда никого не увидегь.  Охотник признался ему, что он не раз видел над этим местом то солнечный луч, то облачный столп. Тогда и отшельник открыл ему, что он ученик и постриженник прп. Сергия Радонежского (память его 25 сент.), который и благословил его на пустынножительство. Имя же его — Сильвестр. Долго он питался кореньями и древесной корой и совершенно обессилел без хлеба. Но однажды ему явился некий чудный муж, коснулся его, и с тех пор он голода больше не чувствует.  Охотник привез ему запас хлеба и муки, а народ, узнав, что в лесу спасается отшельник, стал обращаться к нему за советом. Стали приходить и ревнители иноческого жития. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

патриарх Евфимий и прп. Феодосий Тырновский стали во главе духовного возрождения Болгарии при царе Иоанне-Александре 1255 . Другой ученик прп. Григория, Каллист, дважды занимавший Константинопольский патриарший престол (в 1350–1353 и 1355–1363 гг.), поддерживал тесные отношения со своими болгарскими друзьями, но проявлял меньшую терпимость к сербам, чей воинственный государь Стефан Душан в 1346 г. возвел архиепископию Печскую в достоинство патриархата. Тем не менее соперник и преемник Каллиста Филофей положил конец спору и в 1371 г. признал Сербский патриархат 1256 . Дружеские связи и сотрудничество Каллиста с болгарами позволили ему учредить на северных рубежах, в области, на которую распространялась юрисдикция болгарского епископа, новую митрополию – Угровлашскую ( Ογγροβλαχα) с центром в Аргеше, и перевести сюда бывшего митрополита Вичинского Иакинфа. Учрежденная по официальному прошению воеводы Александра Басараба новая кафедра должна была находиться в прямом подчинении Константинополю 1257 и защищать местное население от католической экспансии, проводимой усилиями Венгрии 1258 . Этот характерный для независимой политики Константинопольского патриархата шаг был предпринят в 1359 г. при откровенно прозападном императоре Иоанне V Палеологе. Он имел немалое значение для будущего политического и культурного самоопределения Валахии, чья судьба заметно отличалась от судьбы ее славянских соседей. Куда меньше известен истинный масштаб действий патриархата на далеком Кавказе. Но документы показывают, что Византийская церковь продолжала осуществлять административный контроль над Аланской митрополией, на северной границе канонической территории независимой Грузинской церкви. Патриарх Иоанн Калека разделил митрополию, поставив для нее отдельного митрополита Сотиропольского, но эта мера была аннулирована патриархом Исидором в 1347 г. Затем, после повторного разделения при патриархе Каллисте в июле 1356 г., Аланскую кафедру в конце концов объединил Филофей (1364) 1259 . Те и другие действия, связанные с политическими событиями в самой Алании, являли собой точную параллель политике тех же патриархов и Кантакузина в отношении Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Под видом мести за свою сестру Феодору он занял несколько крепостей в византийско-болгарском пограничье, овладев также спорными портовыми городами Месемврией и Анхиалом. Между тем в Болгарии, а затем и в Сербии произошли перевороты. Болгарские бояре изгнали царицу Анну с ее сыном и возвели на престол племянника Михаила Шишмана Ивана Александра (1331–1371). В Сербии знать восстала против короля Стефана Дечанского и вручила бразды правления в руки его сына Стефана Душана (1331–1355). Оба славянских властителя заключили прочный мир, а Душан женился на сестре болгарского царя Елене. Тотчас Иван Александр начал войну с Византией. Ему удалось отвоевать занятые Андроником города и закрепить договором прежнюю границу (1332). А в это время сербские магнаты вместе со своим новым повелителем вторглись в византийскую Македонию с целью ее завоевания. С начала и на протяжении всего своего блистательного правления Душан поддерживал мощный завоевательный порыв сербской крупной аристократии, которая сумела отнять земли у дышавшей на ладан Империи 1174 . Внутренние осложнения в Византии шли по нарастающей и сопутствовали этому завоевательному натиску. В начале 1334 г. один видный византийский перебежчик поступил на службу к сербскому правителю: Сиргианн, который во время византийской гражданской войны поочередно играл ведущую роль в обоих противоборствующих лагерях, бежал из Константинополя, пробыл некоторое время в Галате, на Эвбее и в Албании и в конце концов появился при дворе Душана. Сербскому королю этот энергичный и опытный в военном деле человек оказал большие услуги в борьбе с Византийской империей. Уже в то время пали несколько важных византийских крепостей в Македонии, такие как Охрид, Прилеп, Кастория и Струмица. Только прочные стены Фессалоники смогли остановить победоносное наступление сербов. В конце концов агенту императора удалось устранить Сиргианна, а Душан принял мирные предложения императора, поскольку с севера ему угрожало вторжение венгров. При личной встрече между Душаном и Андроником III в августе 1334 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Полемика св. Нила по догматическим вопросам связана с его озабоченностью ростом антипаламитских и латинофильских настроений в византийском обществе при Иоанне V Палеологе. Планы этого императора по подчинению Константинопольского патриархата Римскому престолу нашли отражение, в частности, в изданном им хрисовуле от 20 декабря 1355 г. 1643 Важнейшим фактором, повлиявшим на интеллектуальный климат в Византии того времени, было знакомство византийцев с сочинениями Фомы Аквинского. Переводчиком работ Аквината стал известнейший гуманист и интеллектуал Димитрий Кидонис (1323–1398 гг.), который занимал высокое положение при целом ряде императоров. Он был дипломатом, и в частности,» сопровождал Иоанна V Палеолога в его путешествиях в Италию (1369–1371 гг.). Кидонис принимал деятельное участие в богословской полемике, неотделимой для него от церковно-поли-тической борьбы. Интересно, что Димитрий Кидонис был учеником св. Нила Кавасилы , хотя и занял по всем ключевым вопросам своего времени (отношение к латинянам и паламизму) противоположную позицию. Кидонис сокрушался, что греки почти не знают латинских авторов, даже отцов Церкви, таких как Амвросий, Августин, Лев и Григорий Великий . Интерес к латинской патристике проявился у Димитрия Кидониса в том, что он предпринял перевод ряда сочинений Августина и Фульгенция. Работу над переводом Аквината он начал в 1354 г. 1644 , а уже в 1360 г., вероятно под очарованием Фомы, он перешел в католичество. Впрочем, перед смертью Кидонис снова вернулся в православие. Первым сочинением Фомы Аквинского, которое было переведено Кидонисом (перевод завершен в 1354 г.), была «Сумма против язычников» (Summa contra Gentiles). После 1354 г. последовал перевод «Суммы теологии», а также других менее крупных работ Фомы Аквинского и Ансельма Кентерберийского 1645 . Кроме того, им было составлено немалое количество полемических сочинений, направленных в основном против паламитов – его учителя, о котором он, впрочем, отзывался всегда с великим уважением, св. Нила Кавасилы , и ученика Паламы Константинопольского патриарха Филофея Коккина. Также он написал главы против Максима Плануда и трактат в защиту латинян «Об исхождении Святого Духа». Именно публикация данных переводов и появление в Византии, наряду с антипаламизмом, филотомизма (которые к тому же часто, хотя и не всегда, пересекались) составило важный интеллектуальный контекст богословских писаний св. Нила Кавасилы и целого ряда других авторов, из которых особо следует упомянуть пока, к сожалению, малоизученного прп. Каллиста Ан-геликуда 1646 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Предав Анну Савойскую, дука флота итальянец Фаччиолати, впустил Иоанна Кантакузина в Константинополь. Анна Савойская вынуждена была заключить мир с Иоанном VI. Эпидемия чумы в Европе.  Подавление восстания зилотов. Война Византии с генуэзцами. Полное поражение. По заключенному миру генуэзцы получили все завоеванные земли около Константинополя и торговые привилегии. Пятый Константинопольский собор, утверждено богословие исихазма. Иоанн V попытался свергнуть своего тестя, захватить Андрианополь, но потерпел поражение и бежал на Танедос. Помогавшие Иоанну VI турки захватили на европейском берегу Геллеспонта крепость Цимпе. 1354.03 Турки захватили Каллиополь (Галлиполи) после страшного землетрясения в нем. 1354.11 Иоанн V с двумя тысячами наемников возвращается в Константинополь. В городе началось восстание. Иоанн VI отрекся от престола и постригся в монахи.  1355.12 Смерть правителя Сербии Стефана Душана. Начало распада Сербской державы. Первая попытка турок взять Константинополь. Турки взяли Дидимотику, сделав ее столицей европейской части Турции. Турки взяли Андрианополь. Захват турками Филиппополя (Пловдив). Султан сделал Андрианополь своей столицей вместо Дидимотики. Иоанн V Палеолог отправился в Рим с просьбами о помощи. Он признал все католические догматы. Никто из западных королей, несмотря на призывы папы, не помог Иоанну. На обратном пути Иоанна V Палеолога задержали венецианцы, требуя уплаты долгов. Андроник, сын Иоанна, ничем не помог ему. Младший сын Иоанна Мануил выплатил все долги. Вернувшись, Иоанн отстранил Андроника от престола и сделал наследником Мануила. 1371.09.26 Турки разбили сербов на Марице. Сербия стала вассалом турок. Правители Константинополя и Солуни признали себя вассалами турок. Попытка мятежа Андроника против своего отца Иоанна V . Андроник ослеплён на один глаз и вместе с сыном Иоанном заключён в башне Анеме. Свержение Иоанна V Андроником, которому турки помогли захватить Константинополь. Иоанн и Мануил были заточены в тюрьму. Иоанн V и Мануил освободились из тюрьмы и свергли Андроника с с престола и изгнали его из столицы.

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

Преемник его Константин IV (1345–1363) вел себя осторожнее, но и он имел весьма оживленные сношения с папами и западными народами. Благодаря папам европейские войска оказали Константину большую помощь против египетского султана. После того армяне уже снисходительно смотрели на сношения Константина с западом. Между царем и папой происходили частые письменные сношения по вопросу о соединении армян с римской церковью. Бывший католикос Иаков сисский был посылаем в Авиньон, где,неизвестно какими доводами, убедил папу, что все взводимые на армян обвинения совершенно неосновательны. Однако этот же самый Иаков, сделавшись снова католикосом (1355), в течение 4-летнего своего правления ничего не сделал в пользу сближения церквей. При католикосе Месропе (1359–1372) умер царь Константин (1363). После того в течение двух лет происходили смуты междуцарствия; папа написал армянским начальникам, чтобы они прекратили раздоры и избрали себе царя, причем намекал и на кандидата. Армянские начальники и епископы послушались и поставили указанного папой кандидата царем. Эти дружелюбные отношения к папе опять-таки не прошли армянам даром. В 1371 г. египтяне опустошили Киликию, а через 4 года взят был в плен и сам царь Леон VI (1365–1375). Нашествие египтян сопровождалось страшными жестокостями и насилиями над христианами, которых египтяне пытались обратить в магометанство. Изобретательность мучителей в этом случае была изумительна: с одних они сдирали кожу, других распиливали пополам, третьих подвергали такого рода пыткам, что рассказывать о них, говорит Чамчиан, было бы оскорблением благопристойности. Епископам вырезывали языки, выламывали или раздробляли пальцы и хотя оставляли в живых, но делали их совершенно неспособными к отправлению присвоенных званию обязанностей. Кат. Месроп умер в 1372 г.; его преемник Константин IV (1372–1374) тоже не видел окончательного падения армянского царства. Католикос Павел I (1374–1378), переживший погром, правил четыре года, не ознаменовав своего правления ничем особенным. Преемником ему был Феодор (1378–1395). Хотя патриаршая кафедра продолжала оставаться в разрушенном Сисе, но Феодор, а затем и его преемник не жили в этом городе. Ища безопасности и пропитания, они переходили из одного места в другое и лишь изредка появлялись в Сисе. При Феодоре было нашествие Тамерлана на Армению (1387). Тамерлан не преследовал христиан за их веру, напротив жестоко наказывал тех, кто из-за выгоды переменял веру, поэтому христианская церковь в Армении потерпела от него сравнительно мало. Католикос Феодор, как надо полагать, был в милости у Тамерлана и быть может за то, что располагал армян покориться татарам. По крайней мере не успел еще Тамерлан выйти из Армении, как один мидийский князь приказал схватить католикоса с 16 армянскими вождями Киликии и умертвить. Преемником Феодора был Карапет (1396–1398), за ним Давид IV (1398–1402), а после Давида Карапет II (1402–1409).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010