Или «в душе своей». 1322 Букв. «пребывать в них». 1323 Или «плод совершенства». 1324 Или «знания истины». 1325 Эту длинную фразу мы перевели свободно. 1326 Букв. «вскакивает», «подпрыгивает». 1327 Букв. «которые видны рядом». 9 1328 Букв. «на отдаленные причины, которые сокрыты внутри этих " . 1329 Букв. «внешними формами». 1330 Букв. «которые приводят в действие эти события». 1331 Букв. «ниспали на него». 1332 Вар. «заранее уготовала, по другому расположению, вещи, необходимые для украшения величия " . 1333 Смысл данного абзаца: та же самая любовь, которая привела мир в бытие, устроила и все, что связано с эсхатологическим концом мира. К этому славному концу движется вся история мироздания. 1334 Или «сознанием». 1335 Иными словами, разделение на злых и добрых — вторично; первоначально все люди были сотворены добрыми; разделение произошло не по воле Бога, но по воле самих людей. 1336 Вар. «нет того, кто был бы впереди, и того, кто был бы позади в любви " . 1337 Букв. «первенства или следования (вторичности)». 1338 Вар. «нет первенства или следования (вторичности)». 1339 Т.е. нет большей или меньшей степени любви. 1340 Букв. «сознание» (tar " ita). 1341 Вар. «мыслей». 1342 Ср. Пс.91:6. 1343 Пс.35:7. 1344 Рим.11:33. 1345 Ср. Пс.32:4; 110:3. 1346 Вар. «Промысл», «цель». 1347 Вар. «знатоки (гностики) истины». 1348 Букв. «отворачиваются и обращаются к молчанию». 1349 Вар. «знатоки (гностики) и словесные (разумные)». 1350 Букв. «хотя Писания могут на поверхности полагать такое». 1351 Или «не иссох». 1352 Букв. «жили во многих пороках» 1353 Букв. «Свой вечный помысел». 1354 Букв. «и цель премудрости Своей». 1355 Букв. «дом Адама». 1356 Вар. «хитро». 1357 Синтаксис этого абзаца сложен. 1358 Букв. «с нами». 1359 «Блаженный Толкователь» — Феодор Мопсуестийский. 1360 Имеется в виду восточно–сирийская традиция. 1361 Ср. Феодор Мопсуестийский. Против утверждающих, что грех присущ человеческому естеству (Clavis patrum graecorum 3860). 1362 Мф.5:26; Лк.12:59. 1363 Лк.12:47–48. 1364

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Имманентная необходимость Понятия состоит в том, что оно имеет в себе самом «свое начало» 1339 и «свои условия». 1340 Оно обусловлено только собою и своею природою; оно не обстоит ни «в другом», ни «из другого», ни «через другое»; 1341 оно всецело «покоится на самом себе», 1342 пребывает «у себя» 1343 и потенциально 1344 хранит в самом себе всю «внутреннюю возможность»; 1345 жизнь его проходит в «согласовании с собою» 1346 и во внутреннем «мире». 1347 А это значит, что Понятие свободно; ибо свобода есть не что иное, как чистая и полная, внутренняя самозаконность, не скованная никаким инобытием. Вот почему Гегель говорит, что свобода есть «истина» необходимости, 1348 и поясняет это так: «Понятие само есть для себя сила необходимости и действительная свобода»; 1349 оно есть нечто «свободное, в качестве для себя сущей субстанциальной силы». 1350 Итак, Понятие есть свободная, 1351 разумная сила, самодеятельно творящая свою форму 1352 и свое содержание. 1353 Это означает, что оно есть не только «субстанция», но в то же время и «субъект». Смысловая субстанция есть субъект потому, что она не мертва и не коснеет в неподвижности, но является всегда, по самому существу своему, живою самодеятельностью. Субъект есть начало творческого беспокойства: 1354 он «движет себя», 1355 относится к себе 1356 негативно 1357 и создает себя 1358 в этой рефлексии; 1359 он живет в себе, 1360 и жизнь его есть его «собственная деятельность»; 1361 он совершает в себе диалектический процесс; 1362 вызывает в себе противоречия 1363 и тем углубляется в себя. 1364 Этим он сообщает себе «самостную форму», 1365 форму творческой, бесконечной 1366 самостоятельности, 1367 и в то же время «уверенной в себе» 1368 конкретной единичности. 1369 Но именно абсолютному Понятию и только ему присущи все эти свойства и притом в высшей степени, так что оно «само по себе сплошь и насквозь субъективно». 1370 «Разум есть субстанция, бесконечная сила, бесконечная материя, бесконечная форма» и в то же время творческое созидание «этого своего содержания». 1371 Или, иными словами: Понятие в качестве субъекта есть не что иное, «как ряд своих действий», 1372 творчески сосредоточенных в едином, всеобъемлющем, 1373 богатейшем и конкретнейшем результате. 1374 Единое и субстанциальное, оно может быть определено как универсальная «всеобщая самость». 1375

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

Нав. 3:7—17. Кройманн на основании 4 Цар. 2:14 (с учетом Ис. Нав. 3:15—17) предлагает такое исправление этого испорченного места: «Почитай, если угодно, и о том, как плащ (т. е. милоть) Илии стала мечом для разделения вод Иордана при переходе , чей натиск и бегзамирать в неподвижности при прохождении пророков, разумеется, учил и Иисус ». 1328 Ср.: Лк. 8:22—25. 1329 См.: Пс. 29 28:3. 1330 См.: Авв. 3:10, согласно Септуагинте. 1331 См.: Наум 1:4. 1332 Ср.: Лк. 8:30. 1333 Ср.: 1 Кор. 15:26. 1334 Ср.: Лк. 8:31. 1335 Бесы. У Тертуллиана анаколуф. 1336 Здесь Кройманн предполагает лакуну: «должно было бы, чтобы ». Перевод по рукописи может иметь такой вид: «то, о чем осведомлен Господин, стало бы известно уже и всей челяди в одном и том же мире и в пределах небесного свода, где стала обитать чуждая божественность». 1337 Конъектура Кройманна. В рукописи: «постольку, так как ее не существовало, демоны не знали никого иного, кроме Христа — их Бога». 1338 Пунктуация согласно Кройманну. Согласно рукописи: «Ведь они не просили бы у другого то, о чем помнили, что это им следует просить у Творца». 1339 Ср.: Лк. 8:32—33. 1340 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Иисус-Судия и Сын Бога-Мстителя». 1341 Ср.: Лк. 8:43—44. 1342 См.: Лк. 8:45. 1343 Там же. 1344 См.: Лк. 8:46. 1345 Конъектура Кройманна. В рукописи: «испытать». 1346 Добавление Кройманна. 1347 См.: Быт. 3:9. 1348 Ср.: Лев. 15:19—24. 1349 См.: Л к. 8:48. 1350 Вставка Кройманна. 1351 Конъектура Кройманна. В рукописи: «ведь». 1352 См.: Ос. 6:6; ср.: Притч. 21:3. 1353 Конъектура Кройманна. В рукописи: «во Христе, словно». 1354 Ср.: Лев. 12:4—6. 1355 1 Тертуллиан забывает о следующих словах Библии: Лев. 15:25—27. 1356 Конъектура Кройманна. В рукописи: «она же страдала кровотечением из-за болезни, для которой ». 1357 См.: Ис. 7:9. 1358 Ср.: Лк. 8:44. 1359 Ср. Лк. 9:1—2. 1360 Ср. Лк. 9:3. 1361 Ср. Пс. 147 146:9, Иов. 38:41. 1362 4 Ср. Лк. 12:27—28. 1363 Ср. Втор. 25:4. 1364 Ср. Лк. 10:7. 1365 Ср. Лк. 9:5. 1366 Ср.: Лк. 9:7—8. 1367 Конъектура Кройманна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Первоначальный вид новой обители дает представление о том, как вообще начинались М. Маленькая деревянная церковка Сергия стояла на лесной поляне, расширенной новоприбывшими иноками. Вокруг нее располагались их кельи - крохотные деревянные хижины. И все это было обнесено забором - не только для защиты от зверей, но и для напоминания братии о том, что темная лесная чащоба для них уже мир, который они должны забыть. Участок земли между хижинами, с великим трудом отвоеванный у леса, служил огородом для пропитания братии. Трудными, исполненными лишений были первые годы становления обители. Сергий, бывший тогда еще простым монахом, управлял этой маленькой общиной, насчитывавшей не более 12 подвижников. В выполнении монастырских работ, в молитве он был примером для подражания, в обхождении с братиями всегда прост, любовен и кроток. Протекли годы, и Сергий увидел, что для общей пользы М. необходим должным образом поставленный настоятель. Но из смирения сам он не хотел принимать это послушание. Лишь по неотступной мольбе братии Сергий, наконец, решился исполнить их пожелание. После рукоположения в иерея и назначения настоятелем (ок. 1344) Сергий кроме морального авторитета в глазах своих собратьев обрел и каноническую власть. Известность М. росла. Архимандрит из Смоленска по имени Симон, услыхав о подвигах молодого игумена, оставляет свой М. и приходит к Сергию, чтобы спасаться в его обители. Деньги, к-рые он приносит с собой, позволяют приступить к строительству большой ц. в честь Святой Троицы. Число братии растет, но новички должны проходить сравнительно долгое послушничество, прежде чем удостоятся пострижения в монашество. М. жил еще по особножительному уставу: у братии не было общей трапезы, принцип общежития выражался лишь литургически, т. е. в общей молитве. Кириллов Белозерский мон-рь Кириллов Белозерский мон-рь Только после 10 или 11 лет настоятельства, т. е. ок. 1354 г., Сергий ввел общежительный устав, что, однако, натолкнулось на сопротивление отдельных монахов, вскоре покинувших М. Некоторые авторы относят введение общежития в Троице-Сергиевом монастыре к 1364-1376 гг. (см.: Клосс. 2002. С. 60). До этого преобладающим типом М. в Московском и др. рус. княжествах и землях был особножительный М. Монашеству того времени киновия, эта основа монастырской жизни, была чужда. Но самые трудные годы нужды были уже позади, и Сергий получил теперь возможность возвести необходимые при общем житии строения. Были выстроены трапезная, монастырская кухня и др. хозяйственные помещения. Из числа братии были выделены монахи для постоянных послушаний. Братия росла числом; приношения благочестивых людей, в т. ч. князей и вел. князей, текли в Сергиев мон-рь, который год от года занимал все более видное место в религ. жизни рус. народа.

http://pravenc.ru/text/2564106.html

11) свт. Амвросия Медиоланского 1334 ; 12) Юлия Римского 1335 ; 13) свт. Григория Нисского (2 цитаты) 1336 ; 14) свт. Иоанна Златоуста 1337 ; 15) преп. Ефрема Сирина : из слова на жемчуг 1338 ; 16) преп. Исидора Пелусиота (к Кириллу Александрийскому ) 1339 ; 17) Павла Эмесского 1340 ; 18) свт. Кирилла Александрийского (к Иоанну Антиохийскому 1341 ; о Воплощении 1342 ; к Иусту, еп. Римскому 1343 ); 19) свт. Афанасия Александрийского 1344 ; 20) свт. Кирилла Александрийского 1345 , из слова о вере 1346 , из письма к Сукенсу (3 цитаты) 1347 ; к Евлогию, Иоанну и из слова о сокровищах 1348 ; 21) свт. Григория Нисского 1349 (против Аполлинария); 22) преп. Исидора Пелусиота : из письма к Тимофею 1350 ; 23) Феодота Антиохийского (против синусиастов) 1351 ; 24) свт. Кирилла Иерусалимского 1352 ; 25) Петра Александрийского 1353 ; 26) Севириана Гавальского 1354 ; 27) свт. Прокла Константинопольского (2 цитаты) 1355 ; 28) Сильвестра Римского 1356 ; 29) св. Ипполита Римского 1357 ; 30) свт. Илария Пиктавийского (2 цитаты) 1358 ; 31) свт. Амвросия Медиоланского (7 цитат) 1359 ; 32) свт. Амфилохия Иконийского (2 цитаты из писем против ариан и к Селевку) 1360 ; 33) блаж. Августина Гиппонского: из писем к Волюзиану 1361 ; 34) свт. Флавиана Антиохийского (2 цитаты) 1362 ; 35) преп. Исидора Пелусиота (из письма к диакону Феодосию) 1363 ; 36) свт. Кирилла Александрийского (2 цитаты) 1364 ; 37) Евстафия Антиохийского 1365 ; 38) свт. Иоанна Златоуста : из письма к Кесарию 1366 ; 39) свт. Амфилохия Иконийского : из письма к Селевку 1367 ; 40) свт. Григория Нисского 1368 . К этой части присоединены цитаты из сочинений: 41) Амфилохия Сидского: из его письма к императору Льву против собора 1369 , затем следуют цитаты из сочинений монофизитских вождей: 42) Севира, прикрывавшего свои слова авторитетом еп. Юлия и Амвросия 1370 ; его же из книги против Иоанна Грамматика (4 цитаты) 1371 , из письма к Солону 1372 ; против Иоанна Грамматика 1373 ; к Сергию Грамматику (3 цитаты) 1374 ; против Иоанна Грамматика (2 цитаты) 1375 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

1338 Афан. В . Пасх. посл. 21 (349 г.). 1339 Ср. выше, стр. 126. 1340 Григорий Богосл . Сл. 19 на погр. отца. Сл 42 на Пасху. Злат . Бес. 85 на пасху. Bingham , Orig. XX, 108. 1341 Cod Theidis. IX, 38, 3. 4. 6. 7. 8. Cod Justin. I, 4, 3. 1342 Епиф. Кипр . Излож. веры, 22. 1343 Сокр . Церк. ист. VII, 5. 1344 Ср. у нас пение «Се жених грядет» в страстную седмицу. 1345 Лакт . Установления божеств. VII, 19. 1346 Иерон . На Мф. 25:6. 1347 Злат . Письмо к Иннокентию. Палладий , Разговор о жизни Златоуста. гл. 9. 1348 Апост. Пост. V, 12. См. выше, стр. 133. 1349 Паломн. § 38. 1350 Евс . Жизнь Констан. IV, 22. 1351 Григорий Б . Слово на пасху, 42. 1352 Злат . Бес. о воскрес. Христ. 34. 1353 Апост. Пост. VIII, 33. 1354 Cod. Jusstiniam. III, 12, 8. 1355 Cod. Theodos. XV, 5, 5. 1356 Август . Пис. к Иан., 119, гл. 17. 1357 Паломн. § 39. 1358 Снятые крещальные одежды сдавались в церковную ризницу. Bingham Orig XX, 118. 1359 Август . Пис. 54, гл. 2. Сокр . Церк. ист. VII, 26. 1360 Апост. Пост. V, 18, VIII, 33. 1361 Евс . Жизнь Констан. III, 41—43. 1362 Кирилл Иер . Огл. 14. 1363 Паломн. § 42. 1364 См. выше, стр. 138. 1365 См. там же и стр. 68. 1366 Епиф. Кирп . Изл веры, 22. 1367 Ник. соб. 1, пр. 20. 1368 Август . Пис. Иан. (119) гл. 17. 1369 Кассиан . Собеседов. XX, 11. 23. 1370 Паломн. § 41. 1371 Григорий Б . Слово на 50-цу, 44. Ср. Август . Прот. Фавст XXXII, 12. 1372 См. выше, стр. 138. 1373 Август . Слово 262 (ad infantes). 1374 Cod. Theodos. XV, 5, 5. 1375 Ср. выше, стр. 154—155. 1376 На праздник в 40 день после пасхи не упоминается о таком евангелии и вообще о чествовании вознесения. М.б. вознесение и сошествие Св. Духа праздновались месте в 50-цу. Вообще эти два праздника не везде еще обособляются. Так Эльвирский собор 305 г. постановляет: «следует исправить неверное установление по свидетельству Писаний и праздновать всем день 50-цы; иначе кто не поступит так заявит себя вводителем новой ереси» (пр. 43). Древнее epitome (сокращ. сборник) этого собора передает это правило так «после Пасхи пусть соблюдается 50-й день а не 40-й ( Mansi , Sacr. concil. II, 13). М. б. монтанисты, думавшие, что только в Монтане Дух Св. впервые очутился на земле, были против празднования 50-цы ( Hefele C . Conciliengeschichte, Freib, en B, 1855. I, 145.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

3 Гал.6:14. 1343 1 Из стихотворения Ф.Тютчева " Нет, моего к тебе пристрастья. 1344 1 в самом лучшем виде (англ.). 1345 2 Ин.8:32. 1346 3 Краткосрочные литургические и пастырские курсы (англ.). 1347 1 чернить, ругать (фр.). 1348 1 " постоянный страх, что кто-то где-то может быть счастливым… " (англ.). 1349 2 " Проповедь и научение христианской вере сегодня " (англ.). 1350 3 " консультаций " (англ.). 1351 1 Ин.12:36. 1352 2 " Обещания равноденствия " (фр.) 1353 3 между войнами (фр.). 1354 1 часть вместо целого (лат.). 1355 2 " целое " (лат.). 1356 3 младших богах, второстепенных персонажах (лат.). 1357 1 Ин.14:15. 1358 2 " поиски абсолюта " (фр.). 1359 3 Из стихотворения " Стансы " . Правильно: " Зато слова: цветок, ребенок, зверь… " . 1360 1 долг (фр.). 1361 2 См. рассказ И.Бунина " Бернар " . Правильно: " Думаю, что я был хороший моряк " . 1362 3 овощ (англ.). 1363 1 " Башни с дефектами " (англ.). 1364 2 " равное время " (англ.); равное количество минут, предоставляемых бесплатно кандидатам от разных партий, групп и т.п. на телевидении и радио. 1365 3 на данный случай (лат.). 1366 4 Дух геометрии (фр.). 1367 1 2Кор.12:9. 1368 1 слайды (англ.). 1369 2 Из стихотворения " Эти бедные селенья… " 1370 3 за заслуги (англ.). 1371 1 Что и требовалось доказать (лат.). 1372 2 " Лекции по литературе " (Остин, Флобер, Кафка, Джойс, Пруст) (англ.). 1373 1 не имеет никаких шансов (на успех) (англ.). 1374 2 См.: 1Кор.1:27-28 1375 3 раздел " Книжное обозрение " (англ.). 1376 1 комитет по строительству (англ.). 1377 1 " культурной мутации " (англ.). 1378 1 богословие освобождения (англ.). 1379 2 Всемирного торгового центра. 1380 1 Мф.7:16. 1381 1 " Изменить жизнь " , " социальный проект " (фр.). 1382 2 " постель, метро, работа " (фр.) (французская поговорка). 1383 3 новой жизни (ит.). 1384 4 См.: Ин.16:22. 1385 1 гипофизе (англ.). 1386 1 права человека (англ.). 1387 1 " обогащайтесь… " (фр.). 1388 2 " Государство! " (фр.). 1389 3 " умение повести за собой " (англ.). 1390 1 " государство – это я " (фр.). 1391

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

XXXV. Профессор Николай Васильевич Покровский , директор Имп. Археологического института. 1874–1909: Краткий очерк ученой деятельности. СПб., 1909. 116 с. [Лопухин А. П.] ХХ-летие учено-академической деятельности проф. Н. В. Покровского //ЦВс. 1899. 23 сент. 38. Стб. 1344–1347. То же (отдельный оттиск). 372 [Т.] К ХХ-ти-летнему юбилею инспектора профессора спб. духовной академии Н. В. Покровского //ЦВс. 1899. 23, 30 сент. 38, 39. Стб. 1364–1365, 1382–1387. [Б. п.] Профессор Н. В. Покровский //ЦВс. 1909. 29 сент. 39. Стб. 1218–1221. [Кузьменко Д. П. Народное образование в России в царствование Дома Романовых (1613–1913). Приложение: Биографии: Н. В. Покровский //Россия в ее прошлом и настоящем. М., [Раздел] IX. с., без паг.] [Б. п.] † Профессор Н. В. Покровский //ХЧ. 1917. Т. 247, Январь – февраль. С. 121–122. Малицкий Н. Проф. Н. В. Покровский и его научные заслуги//Там же. Март – июнь. С. 217–237. Малицкий Н. В. Ученые труды † проф. Н. В. Покровского и их значение для науки христианской археологии//ВАИ. 1918. Вып. 23. С. VII–XIX. Розанов С. Памяти Н. В. Покровского //Там же. С. V–VI. ЖЗСДА [за 1874 уч. г.]. 1874. С. 23. ЖЗСДА за 1874 уч. г. 1875. С. 181–184. ЖЗСДА за 1876/7 уч. г. 1877. С. 119–130, 270–271. ЖЗСДА за 1877/8 уч. г. 1878. С. 15–18, 163–164, 180–200. ЖЗСДА за 1878/9 уч. г. 1879. С. 173. ЖЗСДА за 1879/80 уч. г. 1880. С. 64, 77–79, 118–120, 145–147, 187–188, 242–243. ЖЗСДА за 1881/2 уч. г. 1882. С. 93–94. ЖЗСДА за 1885/6 уч. г. 1888. С. 84, 105, 112. ЖЗСДА за 1888/9 уч. г. 1894. С. 158, 166. ЖЗСДА за 1890/91 уч. г. 1896. С. 62, 124–138. ЖЗСДА за 1891/92 уч. г. 1896. С. 94, 152–153. ЖЗСДА за 1893/94 уч. г. 1894. С. 135–136, 185. ЖЗСДА за 1894–1895 уч. г. (в извлечении). 1908. С. 16, 50–51, 67. ЖЗСДА за 1895/96 уч. г. 1900. С. 37, 47, 281–282. ЖЗСДА за 1896/97 уч. г. 1897 (на обл.: 1898). С. 115, 169. ЖЗСДА за 1897/98 уч. г. 1899. С. 66, 140–141, 151–152, 158, 162 и по указателю. ЖЗСДА за 1898–1899 уч. г. (в извлечении). 1905. С. 28, 37, 87, 103, 111, 144.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Далее было: а. Нет, вы дум б. Неужели в. Не конч г. Вы думаете, что можно, только д. Как дерзнуть с таким малым запасом сведений толковать о таких великих . Вы не кончили даже университетского . 1336 эти нынешние 1337 Далее было: Куда вы зашли? 1338 был еще молод 1339 не могли восхищаться ни Пушкин, ни Суворов, ни все сколько-нибудь полные умы. 1340 Далее было: который уверен, что можно говорить а. шутят обо всем б. о предметах высоких шутя и легко 1341 О Волтере 1342 говорит каждому из нас 1343 орог 1344 а. Нельзя, Виссари б. Нужно прочесть по крайней мере 1345 Далее начато: которо 1346 у себя пониже 1347 Что мне 1348 Далее начато: умножающих 1349 которые 1350 но именно д охотным подаяньем бедных 1351 беспрестанно занятый 1352 Позвольте также 1353 более пред вами имею 1354 Далее было: Кое-что даже в такие черты, что может быть толь глуб природы и 1355 придали всё же < 1 нрзб.> 1356 Далее было: обрезанным цензурою 1357 которая вместо 1358 Далее было: стремить человека 1359 Далее было: Давно уже всё не то и не в том виде 1360 Далее начато: много 1361 Далее вписано 2 нрзб. 1362 Далее вписано: какую европейскую цивил 1363 Далее начато: Мы все 1364 Далее было: а. и из этого б. ведь мы их даем иногда и товарищам 1365 В подлиннике: говорите, что 1366 Как можно знать 1367 В подлиннике: опытной. 1368 Далее было: в скромной доле 1369 Далее было: на этом. Многие, видя, что общество идет ду , что порядок дел беспрестанно запутывается 1370 Далее было: а. Мечта, кроме того, что прочитанная книга лежит б. Плоды, если происходят, то вовсе не те, о которых думает автор, а чаще такие, от которых с испугом отшатывается сам. 1371 Далее начато: не исправят 1372 проектам и реформам 1373 Далее начато: а. дый из нас б. Всем сам 1374 и до тех пор покуда 1375 тысячная 1376 Далее начато: Это тол 1377 Далее было: С не 1378 Далее начато: Стоит 1379 Далее начато: пойдет 1380 в остальное время скромн 1381 Поме 1382 Далее было: через 1383 Далее было: Вы разбросались 1384 Далее было: ра 1385 высшее примиренье 1386

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

4 нояб. 1344 г. Григорий Палама был отлучен от Церкви вместе с буд. патриархом Исидором . В это же время И. К. сообщил монахам о содержании томоса 1341 г., запрещавшего дискуссии по богословским вопросам. В 1344-1345 гг. начались преследования богомилов, укрывавшихся на Афоне, к-рые использовали полемику с Паламой для пропаганды своего учения. На Соборе в Карее (Афон) в 1344 г. осуждены на изгнание монахи Великой Лавры Иосиф Критский (богомил, ересиарх, отрицавший рождение Христа), его ученик Георгий из Лариссы и еще 4 монаха. В нояб.-дек. 1344 г. Григорий Акиндин был рукоположен И. К. во иерея. Это решение объяснимо в церковно-правовом контексте, т. к., согласно канонам, цитированным в томосе 1341 г., светский богослов не имел авторитета в Церкви. Вряд ли можно считать достоверным утверждение Паламы о том, что рукоположение Акиндина произошло против воли императрицы и Апокавка и вызвало протест синклитиков, обратившихся к И. К. с письмом. Тезис о смещении И. К. в 1344-1346 гг. епископов, поддерживавших Паламу, опровергается Вайсом, т. к. в это время лишились кафедр также нек-рые противники Паламы. 11 июля 1345 г. в К-поле был убит вел. дука Иоанн Апокавк, что вызвало волнения, продолжавшиеся месяц. Верховная власть в столице была передана паниперсевасту Исааку Ангелу и мистику Киннаму. Исследователи расходятся во мнениях об участии И. К. в деятельности нового правительства и о его положении в политической борьбе в это время. 21 мая 1346 г. Иоанн Кантакузин с супругой был коронован в Адрианополе титулярным Иерусалимским патриархом Лазарем (противником И. К.). Там же Собор оппозиционных И. К. епископов принял решение о низложении патриарха К-поля (Мейендорф). Летом 1346 г. И. К. советовал имп. Анне Савойской искать примирения с Кантакузином, но его мнение было отвергнуто, т. к. до осени Анна надеялась на зап. военную помощь против узурпатора. Этот совет И. К. привел к потере доверия к нему императрицы. В сент. 1346 г. Анна приняла жалобу на И. К., подписанную мн. низложенными им митрополитами и епископами, к-рые обвиняли патриарха в симонии, непотизме и недостойном сана вмешательстве в политику. 2 февр. 1347 г. на заседании Свящ. Синода под председательством Иоанна V, созванном имп. Анной Савойской, И. К. был низложен. Там же был подтвержден соборный томос 1341 г. и были отлучены от Церкви Григорий Акиндин и его сторонники. 8 февр. паламиты открыли ворота К-поля Кантакузину, новый Собор подтвердил низложение И. К. Он был заключен в мон-рь св. Василия в К-поле, затем переведен в Дидимотих и уже больным и морально сломленным возвращен в К-поль, где скончался «в железах».

http://pravenc.ru/text/469604.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010