[болг. Иван Александър] (нач. XIV в.- 17.02(?).1371), болг. царь (1331-1371). Выходец из высшей знати, старший сын деспота Срацимира и Керы Петрицы. В 20-х гг. XIV в. управлял областью с центром в г. Ловеч. После гибели в битве с сербами при Вельбужде (ныне Кюстендил) болг. царя Михаила III Шишмана (1323-1330) И. А., будучи связан родством как с основателями Второго Болгарского царства Иоанном и Петром Асенями, так и с правившими в Болгарии в посл. трети XIII - 1-й трети XIV в. семьями Тертеров и Шишманов, в результате династической борьбы вступил на престол. Воспользовавшись внутренними осложнениями в Сербии и Византии, он сумел не только свести к минимуму последствия неудачной болгаро-серб. войны, но и отбить у греков города на юж. границе Болгарии, закрепив отношения с соседними странами династическими браками сестры Елены с серб. кор. Стефаном IV Душаном (1332) и сына Михаила Асеня с дочерью визант. имп. Андроника III Палеолога Марией (Ириной) (сватовство состоялось в 1332, свадьба - в 1338 или в 1339). Подавив мятеж знати во главе с Белауром, братом Михаила III, И. А. почти 40 лет занимал болг. трон. В 1341-1344 гг. И. А. провел победоносную войну против Византии, поддерживавшей очередного кандидата из Шишманов на болг. престол, а впосл. активно вмешивался в династические конфликты в Византии, часто опираясь на тур. наемников. Несмотря на брак дочери Керацы Марии с визант. престолонаследником Андроником IV (1355), И. А. отверг предложение К-поля о военном союзе против османов, титуловался «царь болгар и греков» и продолжал привлекать турок к борьбе против Византии. Новая война с Византией в 1364 г. и отказ И. А. пропустить через Болгарию возвращавшегося из Венгрии Иоанна V Палеолога вызвали осложнения. Планировавшийся как антитурецкий поход Савойского гр. Амадея VI в 1365-1366 гг. был направлен против причерноморских городов Болгарии, а венг. войска заняли г. Бдин (ныне Видин) и Сев.-Зап. Болгарию, пленили видинского деспота Иоанна Срацимира, сына И. А., с семьей и принудили его и ок. 1/3 населения перейти в католичество. Конфликт был урегулирован в 1369 г. при посредничестве правителя Добруджанского княжества Добротицы (1360-1385), к-рый получил от И. А. титул деспота и крепости в Причерноморье, и валашского господаря Владислава Влайку (1364-1377). Однако Болгария в правление И. А. фактически разделилась на 3 самостоятельных государства - Тырновское, Видинское и Добруджанское.

http://pravenc.ru/text/469796.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАХОМИЙ I († 9 или 19.12.1386), патриарх Антиохийский (не позже 1359-1365, 1373-1375/76 и 1378-1386). Патриаршество П. проходило на фоне паламитских споров в православной Церкви и резко обострившихся христианско-мусульм. отношений в Вост. Средиземноморье. Противостояние сторонников и противников исихазма , охватившее Византию в сер. XIV в., вовлекло и клир ближневост. Церквей, выступавший на обеих сторонах конфликта. Не вполне ясно, стояли ли за этим участием духовенства Востока в паламитских спорах осмысленные убеждения или же просто соперничество церковно-политических группировок, прикрывавшееся богословской риторикой. Так, Антиохийский патриарх Игнатий II (1344-1364), происходивший из армян-халкидонитов , видимо с территории Киликийской Армении , а также митр. Арсений Тирский, проживавший в к-польском мон-ре Одигон как представитель Антиохийской Православной Церкви (АПЦ), были на стороне противников свт. Григория Паламы . Упадок армянского королевства, терпевшего поражения от султаната мамлюков, привел к ослаблению влияния киликийских архиереев в АПЦ. Не позже 1359 г. патриарх Игнатий был свергнут группировкой антиохийского клира паламитской ориентации и замещен митр. Дамаска П. В источниках и научной литературе встречаются утверждения, что именно с этого времени Антиохийский престол закрепился в Дамаске ( Todt. 2006. S. 86), хотя нек-рые авторы связывают это событие с преемником П. Михаилом I (1366-1373). Низложенный патриарх Игнатий нашел убежище в Кипрском королевстве под покровительством династии Лузиньянов (под 1359 кипрский хронист XV в. Леонтий Махерас упом. об участии Игнатия в крестном ходе во спасение от нашествия саранчи). На Кипре существовала большая община правосл. арабов и возник очаг антипаламитских настроений. АПЦ раскололась на приверженцев 2 патриархов. На рубеже 50-х и 60-х гг. XIV в. К-польский патриарх Каллист I отправил 2 почти идентичных послания: одно было адресовано митрополитам АПЦ, другое - не названному по имени Антиохийскому патриарху (RegPatr, N 2415-2416). Патриарх Каллист писал о Соборе 1351 г., принявшем учение свт. Григория Паламы (см. в ст. Константинопольские Соборы ), об осуждении ереси Варлаама Калабрийского и Григория Акиндина и о происках антипаламитов, в частности митр. Арсения Тирского. Исследователи склоняются к мнению о том, что адресатом послания был патриарх Игнатий II, поскольку от него требовали присоединиться к осуждению митр. Арсения, который в 1361 г. тоже бежал на Кипр. Ряд исследователей (К. Каралевский, Ж. Насралла) утверждали, что патриарх Каллист в послании от янв. 1361 г. признал П. Антиохийским патриархом ( Miklosich, M ü ller. 1860. Vol. 1. P. 412-413). Однако впосл. эта грамота была атрибуирована патриарху Филофею Коккину и передатирована 1376 г. (RegPatr, N 2668).

http://pravenc.ru/text/2579858.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ ΙΙ патриарх Антиохийский (1344-1364). По происхождению армянин, вероятно из армян-халкидонитов . После избрания на Патриаршество прибыл для утверждения в К-поль, где оказался вовлечен в идейно-политическую борьбу в связи с движением исихазма . И. примкнул к К-польскому патриарху Иоанну XIV Калеке , противнику свт. Григория Паламы . Столичный мон-рь Одигон, где пребывали И. и его приближенный Арсений, митр. Тирский, стал одним из центров антипаламитской полемики. Подпись И. заверяет копию постановления К-польского синода от 4 нояб. 1344 г. с осуждением паламита Исидора Монемвасийского (RegPatr, N 2250). В кон. 1344 или 1345 г., накануне отъезда из К-поля, И. составил трактат (не сохр.), обличавший учение исихастов по образцу томоса Иоанна Калеки (RegPatr, N 2253); известен ответ на него, написанный свт. Григорием на рубеже 1345 и 1346 гг. (ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 625-647). Вернувшись на Восток, И. оставил своим представителем в К-поле митр. Арсения. С победой в визант. внутриполитической борьбе имп. Иоанна VI Кантакузина (1347) значительно укрепились позиции приверженцев исихазма в империи. Церковный Собор 1351 г. окончательно осудил антипаламитские воззрения. Митр. Арсений пытался опротестовать соборные решения, апеллируя к императору, а потом покинул К-поль. И. сначала принял постановления Собора (ок. 1352), но впосл., видимо под влиянием митр. Арсения, снова примкнул к антипаламитам. В авг. 1354 г. власти Мамлюкского султаната приняли жесткие меры против христиан Египта и Сирии. Зиммии изгонялись с гос. службы, им было запрещено ездить верхом на лошадях и мулах, пользоваться общими с мусульманами банями, предписывалось носить определенную одежду, по к-рой их можно было отличить от мусульман. Однако притеснения продолжались недолго. Во 2-й пол. 50-х гг. XIV в. И. был низложен частью антиохийского клира, ориентировавшейся на К-польскую Церковь и паламитов. Новым патриархом был провозглашен Пахомий, митр. Дамасский (см. Пахомий II ). И. перебрался на Кипр под защиту правившей там династии Лузиньянов. На Кипре существовала значительная мелькитская (правосл.) община эмигрантов из Сиро-Палестинского региона; там же под покровительством католич. властей образовался кружок визант. интеллектуалов прокатолич. и антипаламитской ориентации. В источниках сохранились упоминания об участии И. в местной церковной жизни - в празднестве по случаю обретения частицы Честного Креста и в крестном ходе во время нашествия саранчи. Эти события относятся к правлению кипрского кор. Гуго IV (1324-1359). Переписка К-польского патриарха Каллиста I с антиохийским духовенством в 1360-1361 гг. свидетельствует, что законным Антиохийским патриархом в Византии считали Пахомия, сторонника исихастов. И. скончался на Кипре.

http://pravenc.ru/text/293481.html

Карьера Тагариса является одним из примеров довольно тесного взаимодействия правосл. народов и Церквей Вост. Средиземноморья в этот период. Хотя политические обстоятельства не позволяли М. покидать пределы Сирии, он поддерживал регулярную переписку с К-полем. Известна грамота К-польского патриарха Филофея Коккина от мая 1367 г., адресованная его антиохийскому собрату, где сообщается о проекте созыва Вселенского Собора с целью примирения вост. и зап. христиан. В февр. 1370 г. патриарх Филофей извещал М. о своем конфликте с еп. Марком Апамейским, к-рый был настоятелем мон-ря Одигон, подворья Антиохийской Церкви в визант. столице. Др. источником проблем для Филофея был Арсений, митр. Тирский, приближенный прежнего Антиохийского патриарха Игнатия II (1344-1364), один из лидеров антипаламитского движения. По нек-рым данным, митр. Арсений в эти годы претендовал на Антиохийский престол и присвоил себе соответствующие властные прерогативы. Он пошел на соглашение с Павлом Тагарисом и официально поставил его епископом г. Таврезион (локализация спорна, предположительно в горах Тавра). Между 1371 и 1375 гг. патриарх Филофей Коккин издал грамоту с осуждением Арсения и Павла и требованием представить Тагариса на патриарший суд в К-поле (RegPatr, N 2639). После 1376 г. нет упоминаний о митр. Арсении Тирском; возможно, он вскоре скончался. Тагарис же во избежание проблем и в поисках новых перспектив предпочел перейти под покровительство Римского папы и уехал в Рим ( Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 2. P. 70-71). После прекращения гонений на христиан в Мамлюкском гос-ве в нач. 70-х гг. XIV в. ряд правосл. иерархов отправились на Русь для сбора милостыни на покрытие ущерба, понесенного ближневост. Церквами. Через этих людей рассказы об Александрийском крестовом походе и бедствиях восточных христиан попали в рус летописи. В силу погрешностей переводчиков и слабого знания русскими ближневост. реалий многое в этих рассказах было понято превратно. В частности, в Троицкой летописи появилось сообщение о том, что М. принял мученическую смерть в ходе гонений, последовавших за александрийской кампанией ( Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 382-383). Эта информация впосл. перешла в научную лит-ру, однако она, несомненно, является ошибочной.

http://pravenc.ru/text/2563676.html

господства в И. В 70-х rr.XIV в. представители городских общин в ирл. парламенте оказывали сопротивление наместнику Уильяму из Виндзора, к-рый вынуждал их санкционировать крупные субсидии на военные нужды. В то же время составлялись многочисленные петиции от лица ирл. городов с требованием военной помощи из Англии. Кор. ЭдyapдIII (1327–1377) не только пытался возложить расходы по управлению колонией на ее жителей, но и требовал военной поддержки от англо-ирл. магнатов. В 1331 г. король издал распоряжения, целью к-рых было восстановить порядок в колонии и увеличить доходы казны. Всем лицам, владевшим в И. землей, предписывалось вернуться в свои владения или принять меры к их обороне; магнатам разрешалось содержать отряды наемников только на свои средства, а не за счет колонистов. Направленный в И. юстициарий Энтони де Луси захватил в плен графа Десмонда и его союзника Уильяма де Бермингема, к-рого затем казнил. В 1332 г. король собирал войско для покорения И., однако ввиду изменившегося политического положения использовал его для военных действий против Франции и Шотландии. Походы юстициариев Ральфа д’ Уффорда (1344–1346) и Томаса де Рокби (1349–1355) против «врагов короля», а также королевские указы 1351 г., имевшие целью упрочить авторитет администрации, привели лишь к временному улучшению положения колонии. После отзыва де Рокби нападения гэльских правителей возобновились, что вынудило англ. короля начать подготовку крупной военной экспедиции. Воспользовавшись перемирием с Францией, кор. ЭдyapдIII назначил наместником И. своего сына Лайонела Антверпенского, герц. Кларенса, к-рый благодаря браку с Елизаветой де Бурго являлся также графом Ольстера. Лайонел (наместник в 1361–1364 и 1365–1366) прибыл в сопровождении войска, содержание к-рого оплачивалось англ. казначейством. По инициативе Лайонела на заседаниях ирл. парламента в Килкенни были приняты т. н. Килкеннийские статуты (1366), направленные на поддержание власти англ. короны в И. В статутах были сведены воедино и подтверждены постановления об укреплении англ.

http://sedmitza.ru/text/2557586.html

С тех пор окончательно утвердилось правило петь «О Тебе радуется» вместо «Достойно есть» ( Порфирий (Успенский) , еп. История Афона. Ч. 3/2. С 184–185). В 1320 г. в В. Л. из окрестностей Ватопеда переселился свт. Григорий Палама, впосл. архиеп. Фессалоникийский (1347–1359). В 1323 г. он ушел в скит Глоссия в местности Провата, через 2 года уехал в Фессалонику, но в 1331 г. вернулся на Афон и поселился в исихастирии св. Саввы, близ В. Л., где написал Житие св. Петра Афонского, в к-ром прп. Петр предстает как идеал исихаста, и др. сочинения. Здесь свт. Григорий Палама начал переписку с Варлаамом Калабрийским о нетварных энергиях. Развернувшаяся полемика с Варлаамом и его сторонниками вынудила свт. Григория уехать в Фессалопику. Ок. 1339 г. он прибыл на Афон, чтобы убедить игуменов главных мон-рей и известных подвижников поставить свои подписи под составленным им Святогорским Томосом, в к-ром были изложены основные принципы исихастского богословия. Документ был подписан протом, игуменами В. Л., Ватопеда, Эсфигмена, Кутлумуша, Хиландара и Иверского мон-ря, учениками прп. Григория Синаита Исаией, Марком и Каллистом, неким сирийцем, исихастом из Карей, подписавшим Томос «на своем языке», а также лаврским пером. Филофеем Коккином, другом и соратником Паламы. Впосл. Филофей Коккин был избран игуменом В. Л. (1344–1347), а затем Патриархом К-польским (1353–1354; 1364–1376). В духовном завещании (1363) игум. В. Л. прп. Иакова Триканы, приверженца Паламы, содержались нравственные наставления братии, сопровождавшиеся исповеданием веры и конечным призывом: «Спасайтесь, отцы мои святые, спасайтесь, и паки реку, спасайтесь» (греч. отрывки опубл.: Порфирий (Успенский) , еп. Второе путешествие. С. 473–474). В 1367 г. лаврский мои. Прохор, брат гос. деятеля Димитрия Кидоннса, был изгнан из В. Л. за опровержение богословской системы Григория Паламы с т. зр. лат. богословия и осужден на К-польском Соборе 1368 г. (Pavlikianov. Р. 98–99). С сер. XIV в. серб, правители стали одними из основных жертвователей моп-ря. В 1347 г. Стефан Душан, совершив паломничество в В. Л., подтвердил ее имения своим хрисовулом, а также пожаловал мон-рю в полное владение землю в дер. Сидирокавсия и 300 иперперов (т. е. номисм) годового дохода от владений в Хрисополе и мон-ря Богородицы в Элевсе. На эти средства содержалась монастырская больница. Кроме того, В. Л. отошел годовой доход от литейной мастерской в селах Трилису и Вронду (Kopah. С. 73–74). Супруга Стефана Душана Елена подарила В. Л. мон-рь Всех святых. Благодеяния В. Л. продолжали оказывать серб, кор. Стефан V Урош (хрисовул 1361 г.) и деспот Стефан Лазаревич (хрисовул 1407 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Или «в душе своей». 1322 Букв. «пребывать в них». 1323 Или «плод совершенства». 1324 Или «знания истины». 1325 Эту длинную фразу мы перевели свободно. 1326 Букв. «вскакивает», «подпрыгивает». 1327 Букв. «которые видны рядом». 9 1328 Букв. «на отдаленные причины, которые сокрыты внутри этих " . 1329 Букв. «внешними формами». 1330 Букв. «которые приводят в действие эти события». 1331 Букв. «ниспали на него». 1332 Вар. «заранее уготовала, по другому расположению, вещи, необходимые для украшения величия " . 1333 Смысл данного абзаца: та же самая любовь, которая привела мир в бытие, устроила и все, что связано с эсхатологическим концом мира. К этому славному концу движется вся история мироздания. 1334 Или «сознанием». 1335 Иными словами, разделение на злых и добрых — вторично; первоначально все люди были сотворены добрыми; разделение произошло не по воле Бога, но по воле самих людей. 1336 Вар. «нет того, кто был бы впереди, и того, кто был бы позади в любви " . 1337 Букв. «первенства или следования (вторичности)». 1338 Вар. «нет первенства или следования (вторичности)». 1339 Т.е. нет большей или меньшей степени любви. 1340 Букв. «сознание» (tar " ita). 1341 Вар. «мыслей». 1342 Ср. Пс.91:6. 1343 Пс.35:7. 1344 Рим.11:33. 1345 Ср. Пс.32:4; 110:3. 1346 Вар. «Промысл», «цель». 1347 Вар. «знатоки (гностики) истины». 1348 Букв. «отворачиваются и обращаются к молчанию». 1349 Вар. «знатоки (гностики) и словесные (разумные)». 1350 Букв. «хотя Писания могут на поверхности полагать такое». 1351 Или «не иссох». 1352 Букв. «жили во многих пороках» 1353 Букв. «Свой вечный помысел». 1354 Букв. «и цель премудрости Своей». 1355 Букв. «дом Адама». 1356 Вар. «хитро». 1357 Синтаксис этого абзаца сложен. 1358 Букв. «с нами». 1359 «Блаженный Толкователь» — Феодор Мопсуестийский. 1360 Имеется в виду восточно–сирийская традиция. 1361 Ср. Феодор Мопсуестийский. Против утверждающих, что грех присущ человеческому естеству (Clavis patrum graecorum 3860). 1362 Мф.5:26; Лк.12:59. 1363 Лк.12:47–48. 1364

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

50 – ок. 107) (Послание к смирнянам, 8). 34 Пророк Иеремия (VII – VI вв. до Р.Х.) – второй из четырёх великих пророков Ветхого Завета, последний пророк Иудейского царства. Основу ветхозаветной книги, носящей его имя, составляют проповеди и изречения пророка, записанные им и его сподвижником Варухом. Особенностью этой книги является расхождение между её еврейским текстом и переводом семидесяти толковников (Септуагинты), которое касается расположения некоторых глав, а также отсутствия в переводе 2700 слов масоретского текста. Пророку приписывается авторство Плача Иеремии, а также неканонического Послания Иеремии – полемического произведения, направленного против идолопоклонства. 35 Святитель Григорий Палама (1296–1359) – архиепископ Фессалоникский. В двадцать лет удалившись на Афон, начал постигать премудрости умного делания, требующего уединения и безмолвия; такое монашеское делание получило название исихазма (с греч. покой, молчание). Противник Варлаама и Акиндина в вопросе о природе Фаворского света. Константинопольский собор 1341 г. принял положение святого Григория (против ереси монаха Варлаама из Калабрии, Южная Италия) о различении сущности Бога (запредельной и недоступной) и Его энергий, пронизывающих мир и сообщаемых человеку; за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих нетварным Светом, каким сиял Он на Фаворе. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Италию. Однако болгарский монах Григорий Акиндин продолжил полемику. Патриарх Иоанн XIV Калека (1334–1347), придерживающийся еретических мнений, при поддержке императора Андроника III (1328–1341) отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению. В 1347 г., после смерти патриарха, святой был освобождён и возведён в сан архиепископа Фессалоникского. Влахернский собор (1351) засвидетельствовал православность его учения, которое было признано официальной доктриной Церкви. Через девять лет после кончины он был канонизирован на Константинопольском соборе при святителе Филофее Коккине (1353–1354 и 1364–1376), который написал его житие и составил ему службу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Zisis/b...

Богомилы находились в Фессалонике и во время зилотского восстания. Они в открытую высмеивали Евхаристию и другие таинства Церкви. Естественно, что такого положения дел Церковь не могла стерпеть. Ненавидел их и народ – и еще в 1343 г. убил нескольких из них в церкви Пресвятой Богородицы 1362 . После осуждения на Синоде в Карее в 1344 г. часть монахов-богомилов опять-таки бежала в Фессалонику 1363 . Поэтому присутствие их в городе в годы архиерейского служения св. Григория Паламы весьма вероятно. Есть и косвенные свидетельства, позволяющие связать анализируемые известия Паламы с богомильством. В Житии Феодосия Тырновского отмечается, что монах-богомил Феодосий пришел из Константинополя в Тырново и учил там местное население поклоняться некоему дубу, а также приносить в жертву овец и ягнят (ср. данные о кровавых жертвах, совершавшихся под дубом – «александром» в Житии Константина Философа, которые, правда, относятся к IX в. и могут быть связаны как с автохтонной традицией, так и с влиянием Хазарского каганата!) 1364 . Кроме того, богомилы, по сообщениям полемистов, «едят и пьют, как слоны», предаются ложным гаданиям 1365 , будучи связаны с бесами, что перекликается с некоторыми пассажами самого Паламы 1366 . В 28 главе «Ста пятидесяти глав» учитель безмолвия разъясняет, что философы и астрономы ( στροθεμονες) не могли постигнуть Бога, но строили храмы князю тьмы и подвластным ему падшим духам, называли их богами и приносили им жертвы ( κα θυσας ατος προσνεγκαν) 1367 , а также подчинялись их оракулам (θεσπομασιν) 1368 . Трактат написан, судя по всему, в 1349–1350 гг. 1369 Как нетрудно догадаться, Палама намекает на современную ему ситуацию, и речь здесь идет не только о гуманистах... Но всякая гипотеза есть гипотеза. Каковы иные возможности истолкования Fr. 2? На это отчасти указывает сам Палама. И именно эти его указания дают возможность поставить Fr. 1 и Fr. 2 в контекст византийской ересеологии XIV в., представленной прежде всего письмами и посланиями св. патриарха Афанасия I (1289–1293; 1303–1309).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

В XII в. агиографические сюжеты проникают в лит-ру исторического характера. «Легенда Кристиана» послужила одним из источников для «Чешской хроники» (Chronica Boemorum, 1119-1125) Козьмы Пражского , декана собора св. Вита в Праге. В «Сазавской хронике» на основании малого Жития св. Прокопия рассказывается о жизни святого, об истории основанного им мон-ря, о борьбе монахов за богослужение на слав. языке, о канонизации Прокопия в 1204 г. В сер. XII в. в одном из бенедиктинских мон-рей был составлен т. н. Опатовицкий сборник, куда вошло 138 проповедей, в т. ч. о кн. Вячеславе и сщмч. Адальберте , еп. Пражском. В эту эпоху получили распространение религиозные песнопения на старочешском языке, среди которых - песнь «Святой Вацлав» (Svatý Václav), известная в записях со 2-й пол. XIV в. Позднее песнь оформилась в литанию Богородице, ангелам, святым Виту, Адальберту, Людмиле и Прокопию. В XIII в. в развитии чеш. Ж. л. наступил новый этап, связанный с проникновением в страну нем. «готической» культуры: светских лит. жанров, в т. ч. биографий и поэзии на нем. языке, а также духовной поэзии, близкой к апокрифической традиции, и мистической лит-ры. К кон. XIII в. в Чехии получила известность «Золотая легенда» Иакова из Варацце. В эту эпоху распространилось почитание пражских святых Вячеслава и Адальберта. Герм. имп. и кор. Чехии Карл IV (1346-1378), особо почитавший кн. Вячеслава, составил его Житие (до 1353), источниками к-рого послужили «Легенда Гумпольда» и Далимилова хроника (10-е гг. XIV в.). Житие Вячеслава вошло в ряд исторических произведений, в агиографический сб. «Acta Sanctorum» и «Пассионал» на чеш. языке, созданный по инициативе Пражского архиеп. Арнольда из Пардубице (1344-1364). В «Пассионал» были также включены переводы сказаний из «Золотой легенды», дополненные Житиями почитаемых в Чехии святых Кирилла и Мефодия, Вячеслава, Прокопия и др. Сборник стал широко известен и впосл. был дважды напечатан в Праге (1480, 1495). В это же время был выполнен чеш. перевод лат. сб. «Vitae patrum».

http://pravenc.ru/text/182317.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010