В XII в. агиографические сюжеты проникают в лит-ру исторического характера. «Легенда Кристиана» послужила одним из источников для «Чешской хроники» (Chronica Boemorum, 1119-1125) Козьмы Пражского , декана собора св. Вита в Праге. В «Сазавской хронике» на основании малого Жития св. Прокопия рассказывается о жизни святого, об истории основанного им мон-ря, о борьбе монахов за богослужение на слав. языке, о канонизации Прокопия в 1204 г. В сер. XII в. в одном из бенедиктинских мон-рей был составлен т. н. Опатовицкий сборник, куда вошло 138 проповедей, в т. ч. о кн. Вячеславе и сщмч. Адальберте , еп. Пражском. В эту эпоху получили распространение религиозные песнопения на старочешском языке, среди которых - песнь «Святой Вацлав» (Svatý Václav), известная в записях со 2-й пол. XIV в. Позднее песнь оформилась в литанию Богородице, ангелам, святым Виту, Адальберту, Людмиле и Прокопию. В XIII в. в развитии чеш. Ж. л. наступил новый этап, связанный с проникновением в страну нем. «готической» культуры: светских лит. жанров, в т. ч. биографий и поэзии на нем. языке, а также духовной поэзии, близкой к апокрифической традиции, и мистической лит-ры. К кон. XIII в. в Чехии получила известность «Золотая легенда» Иакова из Варацце. В эту эпоху распространилось почитание пражских святых Вячеслава и Адальберта. Герм. имп. и кор. Чехии Карл IV (1346-1378), особо почитавший кн. Вячеслава, составил его Житие (до 1353), источниками к-рого послужили «Легенда Гумпольда» и Далимилова хроника (10-е гг. XIV в.). Житие Вячеслава вошло в ряд исторических произведений, в агиографический сб. «Acta Sanctorum» и «Пассионал» на чеш. языке, созданный по инициативе Пражского архиеп. Арнольда из Пардубице (1344-1364). В «Пассионал» были также включены переводы сказаний из «Золотой легенды», дополненные Житиями почитаемых в Чехии святых Кирилла и Мефодия, Вячеслава, Прокопия и др. Сборник стал широко известен и впосл. был дважды напечатан в Праге (1480, 1495). В это же время был выполнен чеш. перевод лат. сб. «Vitae patrum».

http://pravenc.ru/text/182317.html

В статье указаны немногочисленные факты о свт. Филофее (Коккине): o в 1347 – 1353 гг. свт. Филофей возглавлял кафедру Ираклии (или Ираклеи); o в октябре – ноябре 1351 г. Ираклея была захвачена генуэзцами (известна точная дата захвата – 25 октября 1351 г., см.: Mitrea M.. A Late-Byzantine Hagiographer… P. 63). Также небольшая по объему информация указана в следующей статье Православной энциклопедии. Это работа О. В. Лосевой и А. В. Крюкова об афонском Ватопедском монастыре 2009 г. 201 Краткая характеристика. Место личности свт. Филофея (Коккина) в статье – второстепенное. Обзор работы. Заголовок «Византийский период» : говорится, что в Ватопеде в разное время жили «деятели движения исихазма», среди которых свт. Филофей (Коккин) в 30-х гг. XIV в. (не соответствует данным современной науки, см. Mitrea M. A Late-Byzantine Hagiographer… P. 50–51). Кратко упоминается о свт. Филофее в статье Православной энциклопедии «Герман Марулис», опубликованной в 2011 г. 202 Краткая характеристика. Место личности свт. Филофея (Коккина) в статье – второстепенное. Обзор работы. Здесь встречаем следующее упоминание: «Житие Германа Марулиса, написанное между 1341 и 1344 гг. Филофеем Коккином.., не только создает яркий образ монаха-исихаста, но и является важным источником по истории афонского монашества этого времени». Указанная датировка обсуждается в науке: как мы отмечали выше, М. Митреа склоняется к более позднему сроку написания данного жития, к кон. 1350-х – нач. 1360-х гг. (см. Mitrea M.. A Late-Byzantine Hagiographer… P. 57). Следующая статья Православной энциклопедии также о современнике свт. Филофея (Коккина), патриархе Каллисте I. Это работа О. А. Родионова, опубликованная в 2014 г. 203 Краткая характеристика. Место личности свт. Филофея (Коккина) в статье – второстепенное. Обзор работы. Заголовок «Жизнь» : упоминается эпизод из жизни патриарха Каллиста, когда он был низложен с патриаршего престола, и был избран патриарх свт. Филофей (Коккин), который вскоре короновал Матфея Кантакузина. Также указываются годы служения свт. Филофея на патриаршем престоле: 1353–1354 и 1365–1376 гг. (начало 2 срока указано неточно, согласно монографии М. Митреа – 11.10.1364, см.: Mitrea M.. A Late-Byzantine Hagiographer… P. 77, n. 289).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

На С. 184–185 указано, что патриарх Каллист установил в афонских обителях правило, чтобы на литургии свт. Василия Великого вместо песнопения «Достойно есть, яко воистину, блажити тя Богородицу» петь «О Тебе радуется, благодатная, всякая тварь». Патриарх Филофей же отменил это правило, после чего на Афоне и в других местах произошли разногласия: одни пели одно песнопение, другие – другое. Далее указывается, что патриарх Каллист «святительствовал в Царьграде с 1365 года по 1369, тогда опять возобновил прежнее песнопесненное установление свое» (С. 185, строки 5–7). Даты здесь указаны ошибочно, т. к. мы знаем, что патриарх Каллист I скончался уже в 1363/1364 г. 188 . Однако, сам факт такого противоборства между патриархами интересен. Любопытна также и следующая информация. Доместику Великой церкви Константинополя Григорию, который спасался в Великой Лавре, после того, как им накануне Богоявления был пропет гимн «О Тебе радуется», во сне явилась Богородица и поблагодарила за это пение. «С того времени православные начали петь в церквах: О Тебе радуется» (С. 185, строки 16–17). На С. 188–190 описывается случай, когда произошел разлад между епископом Иериссосским и Святогорским и Протатом Святой Горы, этот разлад устранил патриарх Филофей. Ниже приводится сигиллион от апреля 1368 г. На С. 253 приводится подпись митрополита Ираклийского Филофея (будущего патриарха Филофея) на обороте соборного деяния 1341 г. против Варлаама. На С. 254–255 автор приводит рассказ патриарха Филофея из жития прп. Саввы Ватопедского о его сне про обличение Акиндина. На С. 274 автор приводит годы патриаршества Филофея (Коккина) 1360–1374 гг. (что, опять же, неверно), а также упоминает его труд «12 слово против философа Григораса [Никифора Григоры – А. А.] о монахах Святой горы Афонской и о священнобезмолвствующих там» (С. 274, строки 10–11), указывает, где находится его подлинник. На С. 280–281 описан случай, когда в период с 1344 по 1351 гг. по делу причастности игумена Нифона к ереси богомилов на афонской горе на суд собрались «Иериссовский [«Иериссосский» – А. А.] архиерей, честнейшие игумены святогорских монастырей и почти все известные там добродетельною жизнию…» (С. 280, строки 17–19). Решение этого суда подписал в числе прочих «митрополит Ираклийский, председатель всечестных и екзарх всей Фракии и Македонии» (С. 281, строки 27–28) Филофеем. На С. 283 свт. Филофей (Коккин) упоминается в ходе описания дела сербского богомильства.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Но во время 2-го пребывания на Патриаршем престоле (1355-1363) Каллист возобновил свое постановление. В это время в В. Л. подвизались доместик Великой ц. прп. Григорий Гликис и бывш. Патриарх Александрийский Григорий IV. За богослужением Григорий спел «О Тебе радуется» и позже увидел во сне Пресв. Богородицу, к-рая поблагодарила его за песнопение в Ее честь. С тех пор окончательно утвердилось правило петь «О Тебе радуется» вместо «Достойно есть» ( Порфирий (Успенский), еп. История Афона. Ч. 3/2. С 184-185). Свт. Григорий Палама. Икона. Кон. XIV — нач. XV в. (ГМИИ) Свт. Григорий Палама. Икона. Кон. XIV — нач. XV в. (ГМИИ) В 1320 г. в В. Л. из окрестностей Ватопеда переселился свт. Григорий Палама , впосл. архиеп. Фессалоникийский (1347-1359). В 1323 г. он ушел в скит Глоссия в местности Провата, через 2 года уехал в Фессалонику, но в 1331 г. вернулся на Афон и поселился в исихастирии св. Саввы, близ В. Л., где написал Житие св. Петра Афонского, в к-ром прп. Петр предстает как идеал исихаста, и др. сочинения. Здесь свт. Григорий Палама начал переписку с Варлаамом Калабрийским о нетварных энергиях. Развернувшаяся полемика с Варлаамом и его сторонниками вынудила свт. Григория уехать в Фессалонику. Ок. 1339 г. он прибыл на Афон, чтобы убедить игуменов главных мон-рей и известных подвижников поставить свои подписи под составленным им Святогорским Томосом, в к-ром были изложены основные принципы исихастского богословия. Документ был подписан протом, игуменами В. Л., Ватопеда, Эсфигмена, Кутлумуша, Хиландара и Иверского мон-ря, учениками прп. Григория Синаита Исаией, Марком и Каллистом, неким сирийцем, исихастом из Кареи, подписавшим Томос «на своем языке», а также лаврским иером. Филофеем Коккином , другом и соратником Паламы. Впосл. Филофей Коккин был избран игуменом В. Л. (1344-1347), а затем Патриархом К-польским (1353-1354; 1364-1376). В духовном завещании (1363) игум. В. Л. прп. Иакова Триканы , приверженца Паламы, содержались нравственные наставления братии, сопровождавшиеся исповеданием веры и конечным призывом: «Спасайтесь, отцы мои святые, спасайтесь, и паки реку, спасайтесь» (греч.

http://pravenc.ru/text/Великую ...

Однако болгарский монах Григорий Акиндин продолжил полемику. Патриарх Иоанн XIV Калека (1334-1347), придерживающийся еретических мнений, при поддержке императора Андроника III (1328-1341) отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению. В 1347 г., после смерти патриарха, святой был освобождён и возведён в сан архиепископа Фессалоникского. Влахернский собор (1351) засвидетельствовал православность его учения, которое было признано официальной доктриной Церкви. Через девять лет после кончины он был канонизирован на Константинопольском соборе при святителе Филофее Коккине (1353-1354 и 1364-1376), который написал его житие и составил ему службу. Палама, как и Коккин, родовые имена этих святых, нечто подобное современным фамилиям. 36. Симония - термин, появившийся в IV в.; происходит от имени Симона-волхва, который, как сказано в Деяниях святых апостолов (Деян. 8, 9-24), просил учеников Христовых продать ему дар низведения Святого Духа; означает приобретение за мзду благодатного иерархического служения в Церкви; так называлась распространенная в Средние века в Западной Европе практика покупки-продажи церковных должностей или духовного сана. 37. Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809) - просвещённый афонский монах. В 1777 г. участвовал в подготовке к изданию «Филокалии» («Добротолюбия») - сборника аскетических творений святых отцов и других книг. С этого началось его главное делание - переводить, писать и издавать духовные книги. Он перевёл с латыни и значительно отредактировал книгу итальянского монаха Лоренцо Скуполи «Невидимая брань», переведённую на русский язык святителем Феофаном Затворником (1815-1894). Честная глава преподобного хранится на Афоне в келье Скуртеон в Карее (административном центре Святой Горы). Причислен к лику святых 31 мая 1955 r указом Константинопольского патриарха Афинагора (1948-1972). 38. Апостольские постановления - письменный памятник, полное заглавие которого «Постановления святых апостолов через Климента, римского епископа и гражданина» («Constitutiones apostolicae»), приписываемый священномученику Клименту Римскому († 101).

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/15/...

Раскрыты также 2 храмовых сооружения в форме тетраконха. Первый был выстроен, вероятно, в V в. Он расположен на вост. окраине города, за пределами стен. Снаружи стены здания образовывали форму ротонды, однако внутреннее помещение выглядело в плане как октагон с 4 апсидами по всем сторонам (его размеры 15 ´ 15 м). Вторая постройка, диаметром 9 м, находилась в центральной части города. Она была богато украшена; стены в интерьере облицованы мрамором. Возможно, здесь находился баптистерий еще не раскрытого храма. План здания «С» с апсидой Расположено к юго-западу от нимфея Каракаллы в центре города, на небольшом холме; в основном напоминает христ. базилику, но обладает рядом необычных черт. Главная большая апсида здания ориентирована на северо-запад. Внешние стены, сложенные из известняка и мрамора, образуют прямоугольное в плане сооружение (16,6×19,5 м). Однако внутри в прямоугольник вписано сложное помещение. Помимо главной апсиды его образуют 8 боковых ниш, расположенных в 2 ряда по боковым стенам. В каждом ряду 1-я и 4-я ниши имеют квадратную, а 2-я и 3-я - полукруглую форму. С юго-востока в помещение вели 3 входа; боковых дверей у здания не было. По найденным деталям декора предполагают, что здание было построено в эпоху династии Северов (1-я треть III в.) и, вероятно, использовалось как храм имп. культа (калиба). Позднее оно было переосвящено в христ. церковь; при этом ориентация здания не менялась. Храм был заброшен после землетрясения 494 г. Известные архиереи Л. Ап. Архипп (сер. I в.), ап. Нимфан (сер. I в.), свт. Сагарис (ум. ок. 166), Сисиний (?; нач. IV в.), Евгений (нач. IV в.), Нунехий (325), Аристоник (431), Нунехий (до 449 - после 458), Иоанн I (553), неизвестный (VII в.), Тиверий (681), Евстафий (787), неизвестный (816), Симеон Новопатрский (низложен в 861), Феодор (с 861), Никон (?; после 858-867, 877-886), Сисиний (870), Павел (879), Симеон (879), Иоанн II (кон. IX в.), Епифаний (905-906), Константин (до 912 - после 925), Анастасий (до 970 - после 1010), Симеон (X-XI вв.), неизвестный (1019), неизвестный (до 1043 - после 1058), Василий (1071), Михаил (1071 - после 1094), Василий (до 1144 - после 1157), неизвестный (1186), Феодор (1228), неизвестный (1343-1344), неизвестный (до 1364 - после 1370), Феофилакт (1450), Матфей (1591), Косма Ватопедин (1710).

http://pravenc.ru/text/2463113.html

Следующая работа также посвящена современнику свт. Филофея – это статья Православной энциклопедии С. Я. Гагена и Д. И. Макарова « Иоанн Кантакузин » 2015 г. 195 Краткая характеристика. Личность свт. Филофея упоминяется в контексте жизни и деятельности имп. Иоанна VI Кантакузина. Обзор работы. Статья содержит следующую информацию о свт. Филофее (Коккине): – Заголовок «Единоличное правление И. К. (1347–1354)». Здесь упоминается о том, что имп. Иоанн Кантакузин посылал свт. Филофея к патриарху Каллисту, чтобы уговорить его вернуться на патриарший престол и короновать Матфея, сына Иоанна Кантакузина . Но так как Каллист отказался, то коронацию провел новый патриарх, свт. Филофей (Коккин). Далее сообщается, что после отречения имп. Иоанна Кантакузина от престола в декабре 1354 г. свт. Филофей бежал из столицы. – Заголовок «Богословские сочинения». Говорится, что имп. Иоанн Кантакузин в своем 1 «Опровержении Прохора Кидониса» к защитникам Православия причисляет свт. Григория Паламу и патриархов Константинопольских Каллиста I и Филофея (Коккина). Ниже упоминается, что свт. Филофей давал читать Прохору Кидонису для вразумления трактат «Опровержение» имп. Иоанна Кантакузина . Далее говорится о том моменте, когда решался вопрос созыва Вселенского Собора для объединения западной и восточной Церквей. Когда стороны договорились, что Собор состоится в Константинополе между началом июня 1367 и концом мая 1369 г., патриарх Филофей «тут же разослал приглашения на этот Собор». Но этот собор не состоялся ввиду отрицательного отношения папы Урбана V к идее Собора. В 2009 г. была опубликована статья в Православной энциклопедии, посвященная афонскому монастырю Великая Лавра. Автор работы – иером. Дионисий Шленов . 196 Краткая характеристика. Свт. Филофей (Коккин) упоминается в рамках истории монастыря Великая Лавра. Обзор работы. Статья содержит следующую информацию о свт. Филофее: – Заголовок «Византийский период». Здесь свт. Филофей упоминается при описании событий 1339 г., когда свт. Григорий Палама прибыл на Афон для подписания Святогорского Томоса. Этот томос, кроме прочих, был подписан свт. Филофеем (Коккиным), тогда «лаврским иеромонахом». Далее указывается, что впоследствии свт. Филофей был избран игуменом Великой Лавры и служил на этом поприще в 1344–1347 гг. (что неточно, см. Mitrea M.. A Late-Byzantine Hagiographer… P. 54–55), а затем Патриархом Константинопольским в 1353–1354 гг. и 1364–1376 гг. (1 срок патриаршества также указан неточно, см. прим. 293 ). Ниже есть указание, что в 1367 г. патриарх Филофей завещал Великой Лавре подворье вмч. Димитрия недалеко от ворот Платея в Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Стефан, возвращаясь к Сергию, привел к нему своего младшего сына 12-летним мальчиком. Должно полагать, что этот младший сын родился у Стефана за год и не более как за два года до пострижения преподобного Сергия в монахи. А так как преподобный Сергий постригся в монахи в 1337 году, то и возвращение к нему Стефана нужно относить к 1348 или 1347 году (в самом рассказе о возвращении Стефана к Сергию Епифаний говорит, что Иоанну было в это время, по словам одних, 10, а по словам других, 12 лет, но потом в рассказе о построении Симонова монастыря прямо говорит, что ему было 12 лет, поэтому и мы, со своей стороны, принимаем только последнее показание). Из договорной грамоты великого князя Симеона Ивановича с братьями, написанной в 1341 году, и из его духовного завещания, написанного в 1353 году (Собр. госуд. грам. и догов., т. I, с. 37 и 38), следует, что в первом году Стефан еще не был, а во втором году уже не был духовником Симеона Ивановича, ибо между присутствующими при написании грамоты и завещания духовными его не значится. Относя к пребыванию Алексия в Константинополе только поставление Сергия в игумены, Епифаний, конечно, относит введение им в монастыре общежития к гораздо более позднему времени, хотя в данном случае ничего прямо и не говорит о времени. Филофей, по грамоте которого Сергий ввел у себя общежитие, занимал патриаршую кафедру два раза: в первый раз недолгое время– с мая 1354 года по начало 1355 года, во второй раз– с октября 1364 года по конец 1376 года. Относить введение Сергием в своем монастыре общежития ко второму патриаршеству Филофея значило бы относить его к слишком позднему времени, против которого говорят и простые соображения и имеющиеся у нас положительные данные и указания. Преподобный Сергий основал свой монастырь в 1330–1344 годах, и, следовательно, 1365 год, составляющий первый год второго патриаршества Филофея, будет 25–21-м годом от основания его монастыря, но представляется весьма невероятным думать, чтобы в течение такого продолжительного времени не приходило Сергию мысли о введении в монастыре общежития. Святой Алексий построил свой Андроников монастырь в 1358–1359 годах, а в монастыре этом, как прямо говорит Епифаний (л. 219 об.), непосредственно по его построении введено было общежитие. Ниже мы говорим о грамоте, присланной преподобному Сергию патриархом Каллистом в 1362–1363 годах, но грамота эта предполагает в монастыре Сергиевом общежитие.

http://sedmitza.ru/lib/text/438558/

Житие Мелетия Галисиота (BHG 1246а) 1376 . Lavriotis S. Βος κα πολιτεα κα μερικ Θαυμτων διγησις το σου πατρς μν Μελετου το μολογητο//GP 1921. 5. 582–584, 609–624; θως. 1928. 8–9. 9–11. Экзегетические соч. Экзегетические катены на Священное Писание (большая часть неизд.) Исторические соч. 1377 . Manousakas Μ. Ι. Μακαρου Φιλαδελφεας το Χρυσοκεφλου νκδοτα χρονικ σημειματα (1344–1346) ες δο ατογρφους Μαρκιανος κδικας// Θησαυρσματα. 1967. 4. 7–19. Антология Розарий (неизд. антология классич., святоотеч. и поздневиз. авторов). Собрание пословиц 1378 . Macarius Chrysocephalus. Paroemiae/Ed. Leutsch E. L. Göttingen 1851. 135–227. (Corpus paroemiographorum Graecorum. 2). Hildesheim 1958 [=TLG 9008/1]. Молитва от нашествия варваров (PG 150. 37–239) Исследования 1379 . Capone С. М. Dione Crisostomo negli Excerpta di Macario Crisocefalo//Sileno. Rivista di studi classici e cristiani. Roma. 1981. 7. 101–119. 1380 . Cottone M. Frammenti di Sinesio//SBN. Atti del IV Congr. Naz. di Studi Biz. Galatina 1983. 79–86. 1381 . Lackner W. Ein angebliches Opusculum des Makarios Chrysokephalos über den ρος ζως//JÖB 1983. 33. 75–78. 1382 . Lampsidis O. Les «Gnomologia» tirés de la Chronique de K. Manasses//Byz 1985. 55. 118–133. 1383 . Passarelli G. I. Il trattato sul termine della vita attribuito a Macario Crisocefalo (1300–1382)//BBGG 1978. 32. 77–82. 1384 . Walther R. Ein Brief an Makarios, den Metropoliten von Philadelpheia//JÖB 1973. 22. 219–232. 1385 . Walther R. Weitere Briefe an Makarios, den Metropoliten von Philadelpheia (1336–1382)//JÖOB 1974. 23. 215–227. Филофей Коккин PG 154 и 119; TLG 325; Beck 723–727; DS 12. 1389–1392; DThC 12/2. 1498–1509; PLP 11917; ThEE 11. 1119–1126 Ок. 1300–1377/1378, св. Патр. КНП (1353–1354, 1364–1376). Один из наиболее изв. паламитов и самых плодовитых писателей. В его патриаршество был канонизирован св. Григорий Палама . Сыграл большую роль в распространении паламизма на Руси. Житие и служба 1386 . Dentakis В. L. Βος κα κολουθα το αγου Φιλοθου ( Κοκκνου), πατριρχου Κωνσταντινουπλεως (1353–1354 κα 1364–1376) το Θεολγου, νν τ πρτον κδιδμενα. θναι 1971. ( συχαστικα κα Φιλοσοφικα Μελται. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

268 Tunk et ipse ea se in nibis sumere testatur, quia per hoc nos in suum corpus traiicit, et unum in illo efficimur (c. 1306 B). 269 Схоластики, по справедливому замечанию Goréa (о. с. р. 176, n. 3), уделяя огромное внимание учению о преложении (транссубстанциации), мало занимались учением о евхаристической жертве. 270 Ср. Sent. – Qui etsi non moritur, neque mors iam ei ultra dominabitur, tamen in sacramento vere communicator, ut in nobis manet naturaliter sicut et nos in illo (c. 1364 C). 271 Впрочем, стремление обособить жертвенную часть от самого причащения можно находить и у Пасхазия. См. с. 1328 А – Iam immolato Christo per sacramentum divinae traditionis corpus frangitur ad escam populi. 272 «Вот, невинный и свободный от всякого греха, и, хотя кость от костей и плоть от плоти Адама, однако, не навлекший на Себя никакого пятна от греховной плоти. Вот, являющийся праведным среди беззаконных, кротким среди нечестивых, агнцем среди волков, но имеющий власть давать оправдание и грешникам»… (с. 1294). 273 Приходится под mysterium sacrosanctae passionis разуметь именно это таинство, хотя грамматически слова эти отделены от слова крещение (in mysterio… baptismoque). 274 Позднейшей вставкой признает IX, 2 из Пасхазия Sardemann (Der theologiche Lehrgehalt der Schciften des Paschasius Radbertus, Marburg, 1877), и согласно с ним Manitius (о. с.). Следует оговориться, что вставка эта появилась рано, так как отдельные и характерные из нее выражения мы встречаем у Гинкмара Реймсского (Migne, 125. 915 ss.). 275 То же самое, как мы видели, повторял и Пасхазий в VI–VIII глл. «Если кто – писал он, между прочим, – отпавший от тела Христова и соделавшийся членом блудницы или дьявола, дерзнет приступить к этому таинству, то, несомненно, он примет его себе в суд, так как, будучи осуждаем в своей совести и не загладивши греха раскаянием и исправлением (sine poenitentia et correctionis venia), дерзнул осквернить святые тайны» (с. 1286 С). 276 Ср. еще выражения Пасхазия – Ipsius est caro immolate pro nobis, ut illiat rursus peccata mundi. Implet autem hoc sacramentum ad expiationem pro peccatis nostris (c. 1344 B).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/evh...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010