Он уговорил старшего брата инока Стефана идти вместе с ним. Подражая древним подвижникам, они поселились в дремучем лесу на горе Маковец, поставили крест, построили церковь и келию. По благословению митрополита Феогноста церковь была освящена во имя Живоначальной Троицы в 1340 году. Не выдержав трудностей пустынного жития, Стефан ушел в Москву в Богоявленский монастырь, где приобрел келию и стал жить, усердно подвизаясь в добродетели. Вскоре митрополит Феогност назначил Стефана игуменом Богоявленской обители, а великий князь и знатные бояре избрали его своим духовником. Однако, что казалось Стефану тяжким и нестерпимым, то было легко и приятно для Варфоломея, душа которого с детства пылала Божественным огнем. И Господь хранил его Своей благодатью среди дремучих лесов Радонежских. 7 октября 1342 года игуменом Митрофаном Варфоломей в 28-летнем возрасте был пострижен в монашество с именем Сергий. Каждый день совершая Божественную литургию, игумен в течение семи дней причащал новопостриженного. Ликовала душа Сергиева и горела Божественным огнем, так как пребывала в нем первобытная чистота и невинность, потерянные первым Адамом . В 1354 году инок Сергий был рукоположен во иеромонаха епископом Волынским Афанасием, который замещал на митрополичьей кафедре святителя Алексия, отбывшего в Византию. Преподобный избрал путь спасения, путь жизни, путь Богообщения. Он пришел в пустынь, пребывал в молитве и посте, претерпел тяжелую брань от бесов, и Господь даровал ему крепкое оружие Духа Пресвятаго. Постепенно к нему стали стекаться иноки, жаждущие пустынного подвига. Так возник монастырь, превратившийся в великую Лавру. Известно, что племянник Сергиев, 12-летний отрок Иоанн, принял ангельский образ с именем Феодор и прожив 22 года в Троицкой обители, был  первым в ней иконописцем, а потом архиепископом Ростовским. Преподобный Сергий своим подвигом выразил глубинный смысл монашества. «Печальник земли Русской», святой Сергий предварил своим деланием завет сомолитвенника в вечности Серафима Саровского : «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Покаяние, говорит П.Н. Трембелас в своей Догматике вселенской православной Церкви 1341 , добродетель в Ветхом Завете, таинство в Новом, определяется различными именами: покаяние, обращение, исповедь или открытость, второе крещение, слезное омовение, отпущение или примирение, трапеза спасения 1342 . Он добавляет, что римские католики не без причины причисляют покаяние к добродетелям – в общем смысле слова и как таинство, учрежденное Господом, которое усиливает и оживотворяет добродетель покаяния, делает ее плодотворной и действенной. Это различие, казалось бы, приносит очевидную пользу. Однако некоторая путаница, недостаток точности между первым и вторым покаянием, которые мы встречаем в духовных писаниях Востока, приглашает нас постичь тайну прощения грехов во всей глубине откровения. Покаяние, таким образом, включает в себя различные элементы. Первый – «признать грехи, заклеймить ошибки и осудить самого себя» 1343 . Оно есть υτοματκρτος λογισμς 1344 . По П. Иванову покаяние показывает способность быть человеком, размышлять о своих собственных поступках 1345 . Это отношение, без сомнения, требуется от всех христиан 1346 . Вслед за западными учебниками по нравственному богословию Словарь католического богословия (Dictionnaire de la Théologie catholique) 1347 говорит, что эта оценка дается душой такому действию, совершенному в прошлом, которое ему, человеку, понравилось, хотя бы временно. Восток интересуется более «состоянием» человека, чем его «поступком» 1348 . Также для Феофана Затворника чувство «Аз есмь грешник» более важно, чем «я согрешил» 1349 . И так как состояние сердца проявляется через чувства 1350 , монахи Востока также считают всегда ценными чувственные проявления боли, страдания, которые сопровождают это изменение в оценке прошлого 1351 . Это самоосуждение мы находим на протяжении всего Евангелия, проповеди Царствия ( Мк 6:12 ). Возрастание в вере, таким образом, связано с духом покаяния 1352 . Для Симеона Нового Богослова слезы являются истинным крещением Духа, великим «озарением», благодаря которому весь человек становится светом 1353 . Само собой разумеется, что вера выносит решение о будущем. Греческая Библия использует наряду с глаголом μετανοεν, который направлен на внутреннее обращение, глагол επισρφειν, который означает изменение поведения на практике. Для Иоанна Лествичника «покаяние есть завет с Богом, чтобы начать другую жизнь» 1354 , решение во благо πρθεσις γαθ 1355 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Поскольку по мнению Б. М. Клосса, Феодор родился не позже 1342 г. (именно в этом году, по расчетам историка, Стефан овдовел и постригся в монахи), выходит, что Сергий постриг племянника, которому шел тринадцатый год, в 1354–1355 гг., т.е. уже после того как тот стал игуменом 268 . Но решив эту проблему, Б. М. Клосс столкнулся с другой – по указанию Епифания, между поставлением Сергия и приходом к нему Стефана должно было пройти не менее двух-трех лет 269 , а следовательно предложенную им датировку также следует отвергнуть. С другой стороны, исследователь не ответил на вопрос – что толкнуло Стефана постричь своего сына в монахи в столь юном возрасте? Не случайно поэтому Н. С. Борисов предлагает более сложную схему событий, связанных с уходом Стефана из Москвы. Отыскивая более серьезную причину для этого решительного шага Стефана, нежели предложенное В. А. Кучкиным бегство от морового поветрия, Н. С. Борисов полагает, что «бывший великокняжеский духовник и богоявленский игумен, по-видимому, лишился своих постов в 1347 г., после совершенного втайне от митрополита третьего брака Семена Гордого. Как духовный отец князя он нес ответственность за его поступок. Возможно, Стефан был виноват и в том, что не сообщил митрополиту о намерении великого князя». Что же касается его сына Феодора, то по расчету Н. С. Борисова, «сын Стефана родился где-то в середине 30-х годов XIV в.» 270 . Таким образом, оказывается, что племянник Сергия принял постриг не в столь юном возрасте, а уже достаточно сформировавшимся человеком. В подтверждение своих взглядов Н. С. Борисов указывает, что «в биографии Федора Симоновского, как она представлена в Житии Сергия, вообще много неясного». В первую очередь он обратил внимание, что у Епифания о возрасте пострижения Феодора сказано довольно неопределенно: «Неции же реша, яко десяти лет постриженъ бысть, и инии же двою на десяте лет» 271 . (От себя заметим, что это свидетельствует о том, что Епифаний не был очевидцем этого события, а появился в Троицкой обители уже после ухода оттуда Феодора и основания последним Симонова монастыря. Точное же определение возраста Феодора в момент пострижения – 12 лет впервые появляется у продолжателя Епифания – Пахомия Логофета 272 ). Тем самым это может свидетельствовать о том, что данное показание Епифания возможно не соответствует действительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Савва Новый Ватопедский Житие сего преподобного отца написал святейший вселенский патриарх Филофей (1354–1355 и Оно доселе еще не издано и находится в рукописях, как в библиотеке Ватопеда, где и подвизался преподобный, так и в библиотеках других монастырей; есть оно и между греческими рукописями Моск. синод. б-ки (см. «Каталог» архим. Владимира, М. 1894. ркп. 257). Помещаем здесь сведения о сем преподобном отце, заимствуя их из соч. Еп. Порфирия «История Афона» (ч. III. Спб. 1892) по сделанному им краткому пересказу указываемого жития по ватопедской рукописи. Савва, в мире Стефан, произошел на свет в Солуни от благочестивых и добродетельных родителей знатного рода в царствование Андроника Старшего, и там же изучил Св. Писание и эллинскую философию. Когда он пришел в возраст, то ушел тайно из родительского дома на Афон и поступил в Ватопедский монастырь, где и принял иноческий постриг. Отсюда же по случаю нашествия турок на Святую Гору во дни Андроника Младшего, отправился путешествовать; был на островах: Лемносе, Лесбосе, Хиосе, Патмосе и Кипре; с Кипра ходил во Иерусалим и, поклонившись там Гробу Господню и проч. свв. местам, ушел во Иорданскую пустыню, где видел святых подвижников. Отсюда же возвратился на св. Сион, а из Сиона отправился на Синай и там провел два года в подвигах духовных. С Синая же опять возвратился в Иорданскую пустыню, где и подвизался три года в монастыре св. Иоанна Предтечи. Здесь ему было откровение свыше, повелевавшее возвратиться в греческое царство. Посему он отправился в Константинополь и на пути туда посетил Дамаск, Антиохию, остров Крит, Пелопонесс, Афины и остров Тенедос и, пройдя Македонию и часть Фракии, наконец прибыл в Царьград и здесь поселился в обители св. муч. Диомида. Стоустая молва о святости Саввы быстро разнеслась по всей этой столице. Услышал о нем и государь. Но праведник никому не показывался. Тогда стали подозревать его в ереси и подослали к нему мужей мудрых и ученых из синклита и из церковного клира для испытания его. Преподобный отшельник написал им «Исповедание» веры православно и красноречиво, и когда возложил на них свои руки и молился, тогда некая особая благодать коснулась сердец их, так что они проливали слезы свои. После этого Савва возвратился на Афон и там в Ватопеде для всех служил образцом благочестия. Отсюда он – нехотя – ездил опять в Константинополь, в марте 1342 года, с протом Исааком и прочими святогорскими старцами, мирить царицу Анну с Кантакузеном, предсказавши безуспешность предпринятой поездки.

http://isihazm.ru/?id=1833

Примерно в это же время находившийся в Авиньоне папа попытался организовать новый крестовый поход. Обеспокоенный слухами о приготовлениях к крестовому походу, египетский султан Мухаммад I с мамелюками вторгся на территорию Киликии, которая всегда служила плацдармом для крестоносцев. Заключая мирный договор с царем Левоном, он заставил киликийского царя поклясться на Евангелии, что тот не будет поддерживать отношений ни с представителями европейских правящих домов, ни с папством. Однако несмотря ни на что, царь в своих секретных посланиях продолжал взывать к Западу о помощи и, презрев запреты мамелюков, отдал важнейшие посты в управлении страной Лузиньянам, призванным с Кипра, сместил католикоса Uakoba II из Сиса (1327–1341, 1355–1359), упрекавшего его за прозападную политику, и назначил на его место епископа Мхитара (1341–1355). Киликийский армянский двор был расколот борьбой прозападной и антилатинской группировок. После смерти Левона IV, у которого не было наследников, латинофилы возвели на трон Ги де Лузиньяна (1342–1344) – сына киликийской княжны Забел, сестры царя Хетума II, и младшего Лузиньяна Амори Тирского, состоявшего на службе Византии. После коронации Ги стал именоваться Константином II. Он настаивал на созыве собора католикосом Мхитаром, полагая, что собор должен принять решение о подчинении Армянской церкви папским требованиям, категорически отказался от уплаты податей мамелюкам и, нарушив их запрет, направил посольства к папе и к королям Франции и Англии. В ответ на это мамелюки вновь совершили набег на Киликию, однако королю удалось остановить их войска еще на границе. В ноябре 1344 г. мятежные подданные, недовольные в основном религиозной политикой Ги де Лузиньяна, убили его и придворных, поддерживавших царя. На смену Ги де Лузиньяну пришел Константин III (1344–1363), не имевший никакого отношения к киликийскому царскому роду. Будучи ставленником сторонников папства, он тоже стремился к установлению взаимопонимания со Святым престолом. В 1344–1345 гг. архиерейский собор Армянской церкви, собравшийся в Сисе, отвечая на просьбы папы прояснить богословские и обрядовые моменты, опроверг все обвинения в «заблуждениях», однако в 1352 г. папа Иннокентий VI, сменивший на престоле Климента VI, направил в Сис легата, чтобы вновь получить «пояснения» от католикоса Мхитара. В 1354 г. экс-католикос Иаков из Сиса лично дал пояснения новому папе относительно учения и практики Армянской церкви. Вернувшись на родину после кончины Мхитара, Uakob II вновь стал католикосом. Таким образом, согласие с Римом было временно восстановлено.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Там же. С. 171. 1326 Там же. С. 169–170. 1327 Там же. С. 121–122. 1328 Там же. С. 14–15. 1329 Там же. С. 15. 1330 Там же. С. 172. 1331 Там же. С. 174. 1332 Там же. С. 177–178. 1333 Там же. С. 183–184. 1334 Там же. С. 170. 1335 Там же. С. 15–16. 1336 Противники почитания имени Божия. 1337 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 45. 1338 Там же. С. 172. 1339 В переводе Деяний VII Вселенского Собора на латинский язык, сделанном в конце VIII века, оба греческих термина переданы латинским adoratio (поклонение). См.: Успенский Л. А. Богословие иконы в Православной Церкви. Париж, 1989. С. 107. 1340 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 45–46. 1341 Там же. С. 170. 1342 В древней Церкви не было чина освящения икон. Живописное изображение признавалось иконой в том случае, если оно было написано в соответствии с каноном и если на нем стояла надпись, обозначающая изображенное лицо (будь то Христос, Божия Матерь или кто-либо из святых). 1343 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 188–189. 1344 Никитина И. В., Половинкин С. М.«Московский авва». В кн.: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 9–13. 1345 Цит. по: Там же. С. 16. 1346 Там же. С. 13. 1347 Там же. С. 19–22. 1348 Там же. С. 23–25. 1349 См. его письмо Новоселову от 26 мая 1913 года в кн.: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 105–111. 1350 Цит. по: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 69–70. 1351 Цит. п о: Там же. С. 72. 1352 Цит. по: Там же. С. 74. 1353 Там же. С. 75–76. 1354 По–видимому, д. б.«преложении»(т. е. превращении, изменении). 1355 Цит по: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 78. 1356 Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). М., 1999. С. 312–313. В данном случае Флоренский полемизирует с утверждением архиепископа Никона (Рождественского):«Не от звуков имени, не от отвлеченной идеи, не от умопредставляемого имени, а от Самого Бога льется луч благодати». 1357 К вопросу об имяславии Флоренского мы вернемся в Главе XI. Не имея возможности подробно рассматривать учение Флоренского о слове и имени, отсылаем читателя к соответствующему разделу диссертации священника Димитрия Лескина (см.: Лескин Д. Ю. Философия имени в России в контексте афонских имяславских споров 1910–х годов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. МГУ, 2001. С. 125–155). Надеемся, что данная работа, содержащая подробный разбор учения об имени в трудах Флоренского и Булгакова, будет в ближайшее время опубликована. 1358

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

36 Экбатана (греч. κβτανα) – два города в Мидии: главный город Мидии-Атропатены (на севере) и столица Великой Мидии (на юге). 37 Кирена (греч. Κυρνη) – один из величайших городов античности, центр исторической области Киренаика в Северной Африке на территории современной Ливии. Ко времени описываемых событий город давно не существовал: он был разрушен арабами и окончательно оставлен жителями в 643 г. 40 Иссос (Исс, греч. σσς) – залив, крайняя северо-восточная оконечность Средиземного моря, получивший свое название от древнего киликийского города, расположенного на его берегу. Впоследствии был известен под именем Александреттского или Армянского залива. Ныне – залив Искендерун, тур. Ískenderun Körfez. 41 Точнее Александретта (греч. λεξανδρττα – буквально: «малая Александрия»), современный Искендерун (тур. Ískenderun). 42 Иераполь Сирийский (греч. εραπΛις) – город на севере современной Сирии, изначально Бамбика (греч. Βαμβκη), ныне Манбидж. 44 Имеется в виду султан аль-Малик Насируддин Мухаммад ибн Калаун ан-Насир, известный как Мухаммад I (1285-­1341, Каир) – девятый мамлюкский султан Египта, который трижды восходил на престол: с декабря 1293 по декабрь 1294 г., с 1299 до 1309 и с 1309 до своей смерти в 1341 г. 45 Кидн (греч. Κδνος) – река в Киликии, ныне Тарсус-чай или Бердан-чай (тур. Tarsus Qay, Berdan Çау). 48 4,1 Григорий II Александрийский (греч. Γρηγριος В λεξανδρεας, ум. 1352) – патриарх Александрийский с 1315 по 1342 г. (согласно PLP). По другим данным, патриаршествовал с 1316 по 1354 r., однако ниже Григора (устами того же Агафангела) говорит, что в 1351 г. Александрийскую кафедру занимал следующий патриарх, Григорий III. 49 Игнатий II Антиохийский (греч. γντιος В Αντιοχεας, † 1363) – патриарх Антиохийский с 1342 по 1358 г. (патриаршая кафедра при нем была перенесена из Антиохии в Дамаск), антипаламит, автор Томоса 1344 г. (см. т. 2, с. 270 и прим. 351). Среди трудов Григория Паламы находится «Опровержение послания Игнатия Антиохийского » (ΓΠΣ , τ. 2. σ. 625–647).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1239 Cp.: Vasic M. M. L’hésychasme dans l’Église et l’art des Serbes du Moyen-Âge//L’art byzantin chez les Slaves: Recueil dédié à la mémoire de Théodore Uspenskij. Vol. 1. P., 1930. P. 110–123; a также: Голейзовский Н.К. «Послание иконописцу» и отголоски исихазма в русской живописи на рубеже XV-XVI вв.//ВВ. Т. 26. 1965. С. 219–238; Он же. Исихазм и русская живопись XIV-XV веков//ВВ. Т. 29. 1969. С. 196–210. 1240 См. замечательное издание, подготовленное ныне покойным П. Андервудом: The Kariye Djami. Vol. 1–3 ed. P. Underwood. NY, 1966 (Bollingen Series, 70). Четвертый том, который скоро выйдет в свет, включает нашу статью, посвященную религиозно-культурным истокам живописи Карие-Джами [речь идет о: Meyendorff J. Spiritual Trends in Byzantium in the Late Thirteenth and Early Fourteenth Centuries//The Kariye Djami. Vol. 4: Studies in the Art of the Karije Djami and Its Intellectual Background/ed. P. Underwood. Princeton, NJ, 1975. P. 95–106; см. наст, изд., с. 496–514]. 1241 Nicephorus Gregoras. Historia Byzantina, XXVI, 47–48/ed. I. Bekker. Vol. 3. Bonn, 1855. P. 113–115. Г. Прохоров (см.: Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV в.//ТОДРЛ. Т. 23. 1968. С. 104–105) пытается доказать, что сообщения Григоры об антипаламитских настроениях Феогноста едва ли правдивы, но его аргументы кажутся не вполне убедительными. 1243 Joannes Cantacuzenus. Historiarum libri, IV, 9/ed. L. Schopen. Vol. 3. Bonnae, 1832. S. 53–62; cp.: Gay J. Le Pape Clément VI et les affaires d’Orient (1342–1352). P., 1904. P. 94–118. 1244 Meyendorff J. Projets de concile o_ecuménique en 1367… P. 149–177. О деятельности Кантакузина после его отречения см.: Политична улога Кантакузина после (1354–1383)//ЗРВИ. 9. 1966. Р. 121–193. 1246 Об этих переговорах см. гл. обр.: Halecki О. Un empereur de Byzance à Romë Vingt ans de travail pour l’Union des églises et pour la défense de l’empire d’Orient, 1355–1373. Warszawa, 1930. P. 163–165. 1248 " … τς τξεως των Πρεδικατρων, τοι των κηρκων, Ρικλδος [(монах) ордена проповедников Рикальд]». – Joannes Cantacuzenus. Contra Mahometem. Oratio I, 4//PG 154, col. 601c; текст Димитриева перевода опубл. в: PG 154, col. 1037–1052а.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

1327.  …девы мои и юноши мои пошли в плен (Плач. 1. 18). 1328.  …цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня (Пс. 17. 6). 1329.  …потоки беззакония устрашили меня (Пс. 17. 5). 1330. Суд. 6. 1331. Плач. 1. 21, 22. 1332. Плач. 2. 1. 1333. Плач. 2. 1. 1334. Плач. 2. 2. 1335. Медные оковы возложены были на Седекию, последнего царя Иудейского, плененного Навуходоносором, царем Вавилонским, при взятии Иерусалима. 1336. Иер. 52. 10, 11. 1337. Плач. 2. 3. 1338.  …на скинию дщери Сиона (Плач. 2. 4). 1339. Лк. 18. 13. 1340. См.: Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня (Пс. 49. 23). 1341. Пс. 49. 23. 1342. Пс. 49. 23. 1343. Лк. 18. 14. 1344.  Отверг Господь жертвенник Свой, отвратил сердце Свое от святилища Своего, предал в руки врагов стены чертогов его (Плач. 2. 7). 1345.  …не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали (2 Кор. 12. 21). 1346. Авва Лонгин. Достопамятные сказания, гл. 4. 1347.  …плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетление (1 Кор. 15. 50). 1348. Гал. 5. 24. 1349. 1 Кор. 15. 49, 53. 1350. Пет. 1. 4. 1351. Пс. 50. 3. 1352.  Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой (Мф. 10. 23). 1353.  Пророки твои провещали тебе пустое и ложное (Плач. 2. 14). 1354. Плач. 2. 14. 1355.  …ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне (Иов. 3. 25). 1356. Иак. 2. 10. 1357. Быт. 3. Грех Адама был грех смертный, по определению Самого Бога. Быт. 2. 17. 1358.  Разинули на тебя пасть свою все враги твои, свищут и скрежещут зубами, говорят: «поглотили мы его, только этого дня и ждали мы, дождались, увидели!» (Плач. 2. 16). 1359.  Совершил Господь, что определил, исполнил слово Свое, изреченное в древние дни, разорил без пощады и дал врагу порадоваться над тобою, вознес рог неприятелей твоих (Плач. 2. 17). 1360. Мк. 2. 7. 1361.  …лей ручьем слезы день и ночь (Плач. 2. 18). 1362. Это объяснение заимствовано из изречений преподобного Пимена Великого. Достопамятные сказания, гл. 54.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1342 Perez, Des trois premières années de l’enfant, p. 33; cp. L’éducation morale dès le berceau, 36–37. 1349 Compayrè, 287; cp. Perez, L’éduc. mor. dès le berceau, 33; Sully, Études sur 1’enfance, 339 и др. 1354 Perez, L’éducation morale dès le berceau, 103; Les trois premières années de 1’enfant, 326. Cp. Preyer, Die Seele des Kindes, S. 459. 1377 Ср. Le developpement mental chez 1’enfant et dans la race. Paris. 1897. 314–317. Das sociale und sittliche Leben. K. I, § 3. 1378 Так Жоли пишет: «Подражание есть настоящая зараза, имеющая свой принцип в примере подобно тому, как оспа получает свою заразительность от передающего ее яда». См. Rambosson, Phenomènes nerveux, intellectuels et moraux, leur transmission par contagion. Paris. 1883. P. 197. 1385 Больной, приведенной в состояние каталепсии, например, говорят, что она находится в саду, наполненном цветами, и она тотчас же оживляется, восклицая: «Как они хороши!»; затем собирает воображаемые цветы, делает из них букет, который прикалывает к корсажу и т. д. Но в это время обращают ее внимание на то, что на цветке, который она держит в руке, сидит улитка. Тотчас же ее восхищение уступает место отвращению, она бросает цветок и усиленно утирает руки фартуком. – По воле экспериментатора больной принимает склянку за нож или веревку, звук колокола за военную музыку, нашатырный спирт за духи, хинин за землянику и т. д., воображает себя самого стеклянным, восковым, гуттаперчевым, причем начинает вести себя сообразно с таким представлением и т. д. Richer, Études cliniques sur la grande hystèrie et hystéro-épilépsie, 697 слл., 728 слл. 1394 Statuta ecclesiae antiquae, § 145. Hefele. Conciliengeschiche. В. II, S. 69. Freiburg im Br. 1875. Binterim. Denkwürdigkeiten der Christ-katholischen Kirche. В. I, Theil 2, S. 224–226. 1399 Обыкновенно думают, что в этом сочинении Златоуст рисует идеал пресвитера (священника в точном смысле слова) и его положение в церкви. Но наш известный канонист проф. Н.С. Суворов , на достаточных основаниях держится совсем иного взгляда. Он говорит: «В сочинении, написанном по поводу предстоявшего ему посвящения в епископы (курсив не наш), Златоуст, согласно общему древне-церковному словоупотреблению, под священниками понимает только епископов. Хотя некоторые функции, усвояемые Златоустом священнику, и в то время были общими для епископа и пресвитера, но даже говоря об общих епископу и пресвитеру функциях, Златоуст (в «словах о священстве») всегда имеет в виду епископов и нигде не говорит о пресвитерах». См. его сочинения: «К вопросу о тайной исповеди», стр. 42–43. Яросл., 1886; «Вопрос о номоканоне Иоанна Постника », стр. 50–51. Ярославль, 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010