О самом Давиде Дисипате сведений больше нет, если не считать одного письма Григория Паламы , посланного им в июле 1354 г. из турецкого плена, возможно, Давиду Дисипату : 35 в единственном списке этого послания (Upsal. gr. 28а, f. 99) адресат в заглавии не указан, лишь рядом с первой строкой текста на поле киноварью написано: τω δυσσυπ()τω, – «Диссипату». В первой фразе, однако же, здесь говорится о некоем известном Давиде как о покойном, причем имя «Давид» (в начале третьей строки) тоже стоит в дательном падеже, так что и с ним может быть связан маргиналий «Диссипату». Принимая это во внимание, Дж. Мейендорф считает возможным допустить, что послание адресовано неизвестному нам лицу. 36 Греческий же ученый Д. Цамис утверждает, что маргиналий по своему положению может относиться только к заголовку, и потому возвращается к мнению, что Григорий Палама писал именно Давиду Дисипату . О каком же тогда «блаженном Давиде» в послании идет речь? Д. Цамис предполагает, что о неизвестном нам духовном отце Дисипата. 37 Однако же Х.Ф. Байер справедливо, на мой взгляд, сомневается в возможности того, чтобы Палама с такой теплой благодарностью вспоминал о каком-то другом Давиде, кроме Дисипата. 38 Испанский ученый М. Кандал исследовал греческую рукописную традицию Сказания Дисипата и установил, что существует два типа его текста. 39 Без имени автора («Некоего имярек...›) по рукописи Метеоро-Варлаамского монастыря в Фессалии (которую впоследствии не удалось обнаружить) текст второго, более позднего вида вместе с сопровождающей его подборкой выписок-свидетельств еще прежде этого был издан и переведен на русский язык Порфирием Успенским . 40 М. Кандал по мюнхенскому греческому кодексу Monacense 508, XIV в., издал Сказание в первоначальном виде, сопроводив его разночтениями по изданию П. Успенского, переводом на испанский язык и подробным историческим комментарием. Но после этого Р. Браунинг обнаружил в бодлеанской рукописи Oxon. Misc. gr. 120 четыре интерполяции в тексте Сказания, три из которых, очевидно, позднейшие, но одна не похожа на позднюю, поскольку в деталях описывает отношения Акиндина и исихастов в период между июнем 1341-го и пасхой 1342 г. Р. Браунинг опубликовал эти отрывки и заметил, что всё Сказание должно быть заново издано в третий раз. 41

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

202 Дата поставления Сергия в игумены в Житии не обозначена, но сказано, что поставил его в Переяславле епископ Афанасий Волынский, замещавший митрополита Алексея, находившегося в то время в Константинополе. По сбивчивым летописным указаниям, Алексей ездил в Константинополь дважды: в 1353–1354 и 1355–1356 гг. Время второй поездки исключается, так как, согласно Житию, Сергий в качестве игумена постриг 12-летнего сына своего старшего брата Стефана, родившегося не позже 1342 г. (в этом году, как мы помним, Стефан овдовел и постригся в монахи). Следовательно, Сергий был поставлен в игумены в 1353–1354 гг. Исторические реалии определенно указывают на 1354 год. Во-первых, документально засвидетельствовано пребывание Алексея в Византии как раз в 1354 г.: подорожная грамота ордынской ханши Тайдулы на проезд в Константинополь выдана Алексею 11 февраля 1354 г., а поставлен Алексей в митрополиты патриархом Филофеем 30 июня 1354 г. Далее, по русским источникам зафиксировано пребывание епископа Афанасия в Переяславле также в 1354 г.: в этом году («в лето 6862») чернецом Иоанном Телешем было написано Евангелие (ГИМ. Син. 67) «при великом князе Иоанне Ивановиче, при епископе Афонасии Прияславьскомь». Наконец, исходя из канонических правил о возрасте игумена (не моложе 33 лет), опять же следует предпочесть 1354 г., когда Сергию шел 33-й год. 203 По первоначальной версии, изложенной в Троицкой летописи под 1363 г., митрополичьи послы архимандрит Павел и игумен Герасим в ответ на непокорство нижегородского князя Бориса Константиновича «церкви затво- риша». В своде 1418 г. эпизод перенесен под 1365 г. и действует там один только Сергий. Истина, скорее всего, находится посередине: Сергий в 1363 г. был включен в состав посольства, но писавший Троицкую летопись Епифаний Премудрый , выдвигавший на первый план «смирение» Сергия, решил не упоминать об этом факте. В своде 1418 г. проглядывается тенденция увековечить заслуги Сергия перед московскими великими князьями, и в эпизоде 1365 г. Сергий действует от имени великого князя Дмитрия Ивановича. Источниковедческий разбор сюжета (правда, несколько тенденциозный) см. в работе: Кучкин В Л. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы// Церковь , общество и государство в феодальной России. М., 1990. С. 119–120.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Через некоторое время вокруг Сергия собирается братия, достигнув вскоре количества 12 человек. Монашествующие построили кельи, обнесли монастырь тыном, а у ворот поставили «вратаря». Сергий сам «николи же ни часа празден пребываше»: рубил дрова, молол зерно, пек хлеб, шил на братию обувь и одежду, черпал от источника воду, возносил ведра на гору и ставил у каждой кельи. Питался преподобный только хлебом и водою, ночь же проводил без сна в молитве. Какое–то время жизнью маленькой обители руководил Хотьковский игумен Митрофан. Но после его смерти встал вопрос о том, кто займет его место. О смирении Сергия и его нежелании принять священнический сан Епифаний попрежнему описывает словами Жития Саввы Освященного: «А на обедню призываше некоего чюжаго, попа суща саном или игумена сътарца, и того приимаше и повелеваше ему творити святую литургию: сам Сергий испръва не хотяше поставлениа презвитерьска или игуменьства приати многаго ради и конечнаго смирениа. Имеаше бо в себе кротость многу и велико истинное смирение, во всем всегда подражав своего владыку Господа нашего Исуса Христа»; и далее: «Сергий не хотяше поставлениа поповьства или игуменьства възяти: глаголаше бо присно, яко зачало и корень есть санолюбиа еже хотети игуменьства» (МДА, 88. Л. 322)  . Тем не менее братья единодушно выбирают Сергия старейшиной, а замещавший главу русской церкви епископ Афанасий в Переяславле–Залесском ставит Сергия в игумены основанного им монастыря. Дата поставления Сергия в игумены в Житии не обозначена, но сказано, что поставил его епископ Афанасий Волынский, замещавший митрополита Алексия, находившегося в то время в Константинополе. По сбивчивым летописным указаниям, Алексий ездил в Константинополь дважды — в 1353—1354 и 1355—1356 гг. Время второй поездки исключается, так как, согласно Житию, Сергий уже в качестве игумена постриг 12–летнего сына своего старшего брата Стефана, родившегося не позже 1342 г. (в этом году, как мы помним, Стефан овдовел и постригся в монахи). Следовательно, Сергий был поставлен в игумены в 1353—1354 гг. Исторические реалии определенно указывают на 1354 год. Во–первых, документально засвидетельствовано пребывание Алексия в Византии как раз в 1354 г.: подорожная грамота ордынской ханши Тайдулы на проезд в Константинополь выдана Алексию 11 февраля 1354 г., а поставлен Алексий в митрополиты патриархом Филофеем 30 июня 1354 г. Далее, по русским источникам отмечено пребывание епископа Афанасия в Переяславле также в 1354 г.: в этом году («в лето 6862») чернецом Иоанном Телешем было написано Евангелие (ГИМ, Син. 67) «при великом князе Иоанне Ивановиче, при епископе Афонасии Прияславьскомь». Наконец, исходя из канонических правил о возрасте игумена (не моложе 33 лет), опять же следует предпочесть 1354 г., когда Сергию шел 33–ий год.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Rigo, Antonio. “Il Rapporto dei metropoliti ad Anna Paleologa e altri eventi dell’anno 1346.” Byzantion 85 (2015): 285–339. Rigo, Antonio. “Le Mont Athos entre le Patriarche Jean XIV Calécas et Grégoire Palamas (1344–1346).” In ΠΕΡΙΒΟΛΟΣ. Vol. 1: Mélanges offerts а Mirjana ivojinovi, 259–284. Edited by Dejan Delebdi and Bojan Miljkovi. Belgrade: Institut d’études byzantines de l’Académie serbe des sciences et des arts, 2015. 6 . Перевод приложения 1 из работы М. Митреа Приложение 1: Хронология жизни и сочинений свт. Филофея(Коккина) 455 Филофей (Коккин) Современные события Ок. 1295–1300 Рождение в Фессалонике (с именем Фока) Ок. 1296 Образование в Фессалонике у Фомы Магистра Ок. 1307 † Никодим Младший 1320-е 1321–1328 Гражданская война Ок. 1328–1331 Монах в Ватопеде под руководством Саввы Нового Ок. 1328 Савва Новый возвращается в Ватопед после 20 лет удивительных аскетических подвигов Ок. 1331–1341/2 Монах в Великой Лавре Ок. 1336 † Герман Марулис Подписывает Святогорский томос в качестве иеромонаха Палама составляет Святогорский томос 1340/1–1342 – Игумен в монастыре Филокаллес – пишет житие прп. Никодима Нового – составляет энкомий прпмц. Анисии Исихастский собор в Константинополе 1341–1347 Гражданская война 1342–1345 – Игумен в Великой Лавре – пишет Диатаксис Божественной Литургии 1342–1350 Восстание зилотов в Фессалонике 1345–1347 – аскеза и исихия на Афоне – пишет 2 догматических слова против Григория Акиндина – составляет житие прмц. Февронии Исихастский собор в Константинополе 1347–1353 1347–1350 Период правления патриарха Исидора I Вухира 1347–1354 Правление Иоанна VI Кантакузина † Савва Новый † Исидор I Вухир – пишет житие прп. Саввы Нового 1350–1353 Период правления патриарха Каллиста I – составляет Соборный томос 1351 г. – пишет Исповедание веры – отправлет письмо жителям Ираклеи после падения города – пишет Историческое слово 457 – составляет первые 3 антирретика против Григоры – Исихастский собор в Константинополе – захват Ираклеи генуэзцами 1353–1354/5

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Кон. 01.1367 Иоанн V проходит Болгарию и доходит до Созополя 04.1367 – 05.1367 Принято решение о созыве Вселенского собора с целью объединения Церквей 06.1367 Диспут Кантакузина с латинским патриархом Константинопольским Павлом по вопросу объединения Церквей 05.1366/06.1367 05.1366/06.1367 – 03.1368 03.1368 Присоединение митрополий Серрского княжества к Константинопольскому патриархату Кон. 02.1368 – до 04.05.1368 04.1368 Собор против Прохора Кидониса 18.10.1369 Иоанн V принимает католичество в Риме 10.1364 – 06.1370 Свт. Филофей утверждает митрополию в Москве во главе с митрополитом Алексием Осень 1370 Изменение политики свт. Филофея по отношению к России Осень 1373 03.1375 – 04.1375 Снятие анафемы с Сербской Церкви 02.12.1375 Киприан назначается митрополитом Киевским, Русским и Литовским 08.1376 Захват власти Андроником IV Палеологом 09.1376 – 06.1377 Окончание 2 патриаршего периода свт. Филофея 09.1377 – 06.1378/06.1379 Смерть патриарха Филофея II. Хронологический перечень сочинений свт. Филофея (Коккина) 30.12.1341 (?) Слово о прпмц. Анисии Нач. 1341 – весна 1342 Краткое повествование о прп. Никодиме Весна 1342 – 06.1345 Диатаксис Божественной Литургии 01.1346 2 Слова против Акиндина 05.1346/03.1354 Молитвы по случаю землетрясения 08.1347 Молитва Христу при вступлении… (на Ираклийскую митрополичью кафедру) 1348 – 1350 1 плг. 1350 Житие прп. Саввы 08.1351 Томос 1351 Осень 1351 – 1353 3 Антирретика против Никифора Григоры (13–15) Энкомий свщмч. Фоке 25.10.1351 – 06.05.1352 Послание Ираклеотам, находящимся повсюду После 05.1352 Молитва Богородице по случаю Ее нового явления 08.1352 – 09.1352 Слово о захвате Ираклеи 10.1352 Исповедание веры Нач. 12.1353 2 гомилии в Неделю о скорченной жене 1350 – 12.1354 2 Слова на 37 пс. 1354 – весна 1355 12 Антирретиков против Никифора Григоры (1–12) Лето 1355 (?) Молитвы при засухе Кон. 1350-х Слово о прп. Онуфрии Кон. 1350-х 3 Слова о Господних заповедях блаженства 1355 – 1364 Опровержение анафематизмов Арменопула Нач. 1355 – 08.10.1364

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

56 Мандробул (греч. Μανδρβουλος) – персонаж древнегреческой мифологии, скупец, который, найдя на острове Самос клад, принес в жертву Гере золотого барана, в следующем году – серебряного, а еще через год – медного. «Дела идут как у Мандробула» – поговорка, означающая, что идут они все хуже и хуже. – 57 Ги де Лузиньян (фр. Guy de Lusignan, ум. в 1344 г.) – сын Амори (Амальрика) Тирского из династии Лузиньянов, короля-узурпатора Кипра, и Изабеллы, дочери киликийского царя Левона III Хетумяна, впоследствии король Киликийской Армении (1342–1344) под именем Костандин III. Основатель династии, правившей Киликийским царством вплоть до его падения в 1375 г. 58 Григора ошибается, называя императрицу Марию (Риту Армянскую; см. прим. 301 к т. 1) сестрой отца Ги. На самом деле она была сестрой его матери. 59 Ирина Кантакузина или Ирина Асень (болг. Ирина Асенина, греч. Ειρνη Καντακουζην) – жена императора Иоанна VI Кантакузина , дочь Андроника Асеня Палеолога (см. прим. 501 к т. 1) и его супруги Тарханиотисы, императрица в период с 1341 по 11 декабря 1354 г., впоследствии монахиня Евгения. Даты ее рождения и смерти неизвестны. Замужем за Кантакузином с 1318 г. В браке родилось шестеро детей. 60 Мануил Комнин Рауль Асень – полководец, позже стратиг в Дидимотихоне (1342) и губернатор Визы (1344); Иоанн Асень – полководец, губернатор Меленика (1342) и Морха (1343). 61 Авдиры или Абдеры (греч. βδηρα, а не Αδηρα, как у Григоры) – древнегреческий город во Фракии, к востоку от устья Неста (см. прим. 63). Ван Дитен, основываясь на «Истории» Кантакузина и мнении Дюканжа и Буаве, приходит к заключению, что монастырь, где были заключены братья Асени, находился не в Авдирах, а в Вире (греч. Βρα, ныне Φρες), в устье реки Эврос, близ Александрополя ( Dieten, Bd. 3, S. 274, Anm. 126). Это знаменитый монастырь Богородицы Мироспасительницы (греч. Μον Θεοτκος τς Κοσμοστειρας), построенный в XII в. императором Исааком Ангелом и сохранившийся до наших дней. 63 Нест или Места (греч. Νστος, болг. Места,) – река в современных Болгарии и Греции, впадающая в Эгейское море. Берет начало в юго-западной Болгарии в Рильских горах при слиянии рек Черна Места и Бяла Места и впадает в море около острова Тасос.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Захват Галлиполи османами 1354–1355 Захват Паламы османами в плен 1355–1364 1355–1363 Период правления патриарха Каллиста I – пишет житие патриарха Исидора I Вухира 1354–1376 Правление Иоанна V Палеолога – посвящает 3 проповеди о заповедях блаженства императрице Елене Кантакузине Палеологине – пишет житие Германа Марулиса 1357/1359 † Каллист I 1364–1376 – 2 период патриаршества – произносит речь на Успение Пресвятой Богородицы – пишет Соборный томос 1368 Собор в апреле 1368: канонизация Паламы и осуждение Прохора Кидониса 1376/1377 Свергнут и замещен Макарием Переворот Андроника IV Смерть в Константинополе Правление патриарха Нила Керамевса 1380-е Почитается как святой Событие I. Хронологический перечень основных событий жизни свт. Филофея (Коккина) 1295–1297 Рождение свт. Филофея (Коккина) До 1325 Монастырь Хортаит в Фессалонике 1328–1329 Монах в монастыре Ватопед 1328–1329 Знакомство с прп. Саввой 1331 – 05.1347 Великая Лавра До 1336 Знакомство с прп. Германом (Марулисом) в Великой Лавре Кон. 1340 Подписывает Святогорский томос в качестве иеромонаха Нач. 1341 – весна 1342 Игумен в монастыре Филокалла в Фессалонике Весна 1342 – 06.1345 Игумен в Великой Лавре 02.02.1347 Окончание гражданской войны 02.02.1347 Окончание патриаршества Иоанна Калеки 17.05.1347 Исидора избирают патриархом Константинопольским 05.1347–08.1347 Свт. Филофей назначается митрополитом Ираклеи Фракийской 05.1347–08.1347 08.1347 Свт. Филофей принимает участие в Синоде в августе 1347 в качестве митрополита Ираклеи После 08.1347 Пребывает в Ираклее 1 плг. 1350 Намеревается покинуть Ираклею 02.1350 Получает предупреждение об уходе из Ираклеи 02.1350 Уход патриарха Исидора в отставку Великая суббота 1350 Последнее предупреждение об уходе из Ираклеи Кон. Светлой седмицы 1350 Свт. Филофей уезжает в Константинополь. Проживает в монастыре св. Фоки в Константинополе. До 10.06.1350 Избрание Каллиста на патриарший престол После 10.06.1350 Свт. Филофей намеревается уйти в отставку с кафедры Ираклеи, но имп. Иоанн Кантакузин и Каллист его отговорили от этого

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Таблица 4 Краткая хронология жизни свт. Филофея (Коккина) Период Событие ок. 1295–1300 Рождение в Фессалонике 1300-е – 1320-е Детство и образование в Фессалонике 1320-е Послушник в монастыре Хортаит ок. 1328–1331 Монах в Ватопеде ок. 1331–1341/2 Монах в Великой Лавре 1340/1341–1342 Игумен в монастыре Филокалла весна 1342 – 06.1345 Игумен в Великой Лавре 06.1345– нач. лета 1347 Аскеза на Афоне нач. лета 1347 – нач. 09.1353 Митрополит Ираклеи Фракийской нач. 09.1353–1354/5 Патриарх Константинопольский (1 срок) кон. 1354 – осень 1364 Отставка, пребывание в монастыре Акаталипт 11.10.1364 – сер. 08.1376 Патриарх Константинопольский (2 срок) сер. 08.1376 – 06.1377 Свергнут с престола 1377/1378 Смерть в Константинополе 1380-е Почитается как святой В ходе составления биографического повествования о свт. Филофее (Коккине) нами было отмечено, что жизнь святителя на протяжении всего ее периода мало изучена. Даже в последнем современном научном труде М. Митреа датировки и другие сведения о святителе снабжаются многочисленными «возможно», «вероятно», «скорее всего», что говорит о косвенном характере имеющихся фактов и их возможной альтернативной трактовке. Наиболее изученными периодами жизни свт. Филофея представляются сроки его патриаршего служения, остальное время его жизни, в том числе сведения о происхождении свт. Филофея и его окружении в детстве, можно отнести к более «темным» местам его биографии. Хотя в работе М. Митреа больше внимания уделяется именно этим местам, их изученность остается незначительной, поэтому приоритетными направления для изучения биографии свт. Филофея (Коккина) можно считать эти периоды, перечислим их: Ø Рождение и детство, а также подробности о его семье и окружении (ок. 1295 – 1320-е гг.); Ø Весь период монашества до епископского сана: o Период пребывания в монастыре Хортаит в качестве послушника и, возможно, позже в качестве монаха (1320-е гг.); o Период пребывания в Ватопедском монастыре, загадочная история с конфликтом с прп. Саввой и уход в Великую Лавру (кон. 1320-х и 1330-е гг.);

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

В Голенищеве он и занемог. За четыре дня до смерти им написана была прощальная грамота. Она была прочтена, согласно его воле, при его погребении, равно как после была читаема и при погребении последующих митрополитов, за исключением св. Фотия, написавшего свою грамоту. В примечании к «Житию святых» (изд. 1903 г.) о грамоте говорится: «Она исполнена любомудрия христианского, проникнута духом глубокого благочестия и с трогательным красноречием говорит о тленности, суете и ничтожестве всего земного и о памяти смертной». Преставился митрополит Киприан в Голенищеве 16 сентября 1406 г. Он был митрополитом 30 лет без полутора месяцев. Мощи его были обретены в 1472 г. при разобрании старого московского Успенского собора и потом пребывали в новом под спудом. Память святителя Киприана празднуется 16 сентября; память обретения и перенесения мощей – 27 мая. Местное празднование было установлено после 1805 года. Шестисотлетие игуменства Преподобного Сергия Радонежского 24 25 сентября, 5 июля Шестьсот лет тому назад. Свыше одного века пребывала уже Русь под татарским игом. Тяжкое, временами казалось, безысходное было время. Но переносил народ испытания, сохраняя верность Церкви и ее верным сынам, природным Государям, осторожно и планомерно воссоздававшим разоренное государство. В 1354 г. правил благочестивый сын Калиты, Великий Князь Иоанн II Иоаннович Кроткий. В глуши Радонежских лесов к тому времени возникла обитель, основанная братьями Стефаном и Варфоломеем, сыновьями ростовских бояр. В 1340 г., с благословения св. митрополита Феогноста, освящена была там церковь во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы. В 1342 г. в убогом еще храме смиренный игумен Митрофан совершил 7 октября пострижение Варфоломея, дав ему имя святого того дня – Сергия. В 1354 г. притекшие за эти годы в обитель иноки пожелали иметь Сергия игуменом. Придя все вместе к нему, они сказали: «Отче! мы не можем долее жить без игумена; исполни наше сердечное желание: будь нам игуменом, будь наставником душ наших; мы будем каждый день приходить к тебе с покаянием и открывать пред тобою нашу совесть; а ты будешь подавать нам прощение, благословение и молитву. Мы желали бы видеть тебя совершающим ежедневно Божественную литургию, и от твоих честных рук причащаться Святых Христовых Таин. Ей, честный отче, таково наше общее сердечное желание; не откажи нам в этой милости!»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Однако Варлаам не сложил оружия. Едва выйдя из зала заседаний Собора, он заявил, что «все было подстроено Паламой», конечно, имея в виду в первую очередь императора, без которого результат соборной дискуссии едва ли бы был столь перспективен для святителя. Но из опасения неизбежного наказания за нарушения соборного определения, буквально на следующий день уехал в Авиньон, где вскоре Римский папа Климент VI (1342–1352) хиротонисал его в епископы Кесарийские 641 . Но и для Андроника III Палеолога это была последняя победа, которую ему даровал одержать Бог . После окончания Собора царь почувствовал себя совершенно разбитым физически – сказались многочисленные военные походы и ранения. Он отправился в монастырь Одигов и здесь впал в бесчувственное состояние. На третий день император пришел в себя и, почувствовав смертный час, пригласил к себе царицу Анну Савойскую, которую просил принять его кончину с душевным спокойствием. 15 июня 1341 г. 45-летний Римский император Андроник III Младший Палеолог скончался. LXXV. Императоры Иоанн V Палеолог (1341–1391), Иоанн VI Кантакузен (1347–1354), Матфей (1354–1357), Андроник IV Палеолог (1376–1379) и Иоанн VII Палеолог (1390) Глава 1. Гражданская война. Кантакузены против Палеологов Смерть императора Андроника III Палеолога оказалась роковой для Византии. Ушел из жизни человек, способный хоть как-то сохранить централизованное управление Римским государством и не только отразить нападения врагов, но и вести последние в истории Империи наступательные войны по восстановлению ее территориальных границ. Теперь же его преемником оставался 9-летний мальчик Иоанн V Палеолог, объективно не способный в тот момент управлять державой. Как и ранее, самой могущественной фигурой оставался великий доместик Иоанн Кантакузен, но и его положение существенно изменилось. Когда Кантакузен находился при императоре и действовал от его имени, столичная аристократия вынужденно мирилась с этим фактом. Теперь же легитимность власти великого доместика, желавшего сохранить свою роль фактического правителя Византийской империи и опекуна царевича, была сведена к нулю. Оппозиция сплотилась вокруг императрицы Анны Савойской и Константинопольского патриарха Иоанна Калеки, к которым примкнул Алексей Апокавк. Бывший товарищ Кантакузена, ранее занимавший пост министра финансов и дуки флота, очень забеспокоился, узнав, что Кантакузен переехал в царский дворец, где пребывал царевич, и окружил его наемной варяжской стражей. Он полагал, что с минуты на минуту великий доместик объявит себя Римским императором, но этого не произошло. Тогда Апокавк, все мерявший своими категориями, решил, будто Кантакузен желает вначале устранить царицу, патриарха и его, а затем уже брать в руки царскую власть. Эти размышления, совершенно не соответствовавшие мыслям самого Кантакузена, подтолкнули Апокавка к стремительному переходу в лагерь императрицы Анны Савойской и патриарха Иоанна Калеки 642 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010