Епифаний не сообщает точной даты поставления Сергия в игумены. Но ее легко вывести из указания «Жития», что это произошло, когда «митрополиту же Алексию всеа Руси тогда бывшу ему въ Цариграде, въ граде же Переяславли повеле быта въ свое место епископу Афонасию Велыньскому» 232 . Тем самым становится понятным, что Сергий стал игуменом в отсутствие на Руси митрополита Алексея. По нашему расчету, это произошло в промежуток между 25 марта и осенью 1354 г., когда Алексей возвратился на Русь. По времени это совпало с утверждением последнего главой Русской Церкви. В литературе существуют разногласия о времени поставления Сергия в игумены. Н. С. Борисов и Б. М. Клосс датируют данное событие 1354 г. 233 При этом последний дал развернутую аргументацию в пользу выбора этой даты. В частности, он указал, что «по сбивчивым летописным указаниям, Алексей ездил в Константинополь дважды – в 1353–1354 и 1355–1356 гг. Время второй поездки исключается, так как согласно «Житию», Сергий уже в качестве игумена постриг 12-летнего сына своего старшего брата Стефана», родившегося, по расчету Б. М. Клосса, не позже 1342 г. Отсюда исследователь делает вывод, что «Сергий был поставлен в игумены в 1353–1354 гг. Исторические реалии определенно указывают на 1354 г. Во-первых, документально засвидетельствовано пребывание Алексея в Византии как раз в 1354 г.: подорожная грамота ордынской ханши Тайдулы на проезд в Константинополь выдана Алексею 11 февраля 1354 г. 234 , а поставлен Алексей в митрополиты патриархом Филофеем 30 июня 1354 г. 235 Далее, по русским источникам отмечено пребывание епископа Афанасия в Переяславле также в 1354 г.: в этом году («в лето 6862») чернецом Иоанном Телешем было написано Евангелие «при великом князе Иоанне Ивановиче, при епископе Афонасии Прияславьскомь» 236 . В. А. Кучкин, соглашаясь с Б. М. Клоссом, что речь должна идти о первой из указанных поездок Алексея в Константинополь, относит поставление Сергия к лету – осени 1353 г. 237 Его аргументация в пользу 1353 г. сводится к следующим аргументам. В настольной грамоте Алексею, выданной ему патриархом Филофеем 30 июня 1354 г., указывается, что Алексей находился в Константинополе «в продолжении почти целого года» 238 . Сергия ставил переяславский епископ Афанасий, который занимал эту кафедру уже в апреле 1353 г., о чем свидетельствует духовная грамота Семена Гордого 239 . Поскольку Сергий стал преемником игумена Митрофана, скончавшегося, по мнению В. А. Кучкина, во время эпидемии 1353 г., то назначение Сергия игуменом надо относить не к 1354, а к 1353 г. Правда, этой датировке противоречит наличие ярлыка Тайдулы, выданного Алексею для проезда в Константинополь в феврале 1354 г. Но, на взгляд В. А. Кучкина, указание Б. М. Клосса на него «не имеет смысла, поскольку за несколько месяцев до написания этой грамоты Алексей находился в Константинополе» 240 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О. особенно часто упоминается в источниках эпохи визант. династии Палеологов (1261-1453). В эти столетия икона Божией Матери «Одигитрия» постепенно стала едва ли не главной святыней К-поля, покровительницей города и правящих императоров, мон-рь часто рассматривался как 2-й по значению религ. комплекс в К-поле после собора Св. Софии. 15 авг. 1261 г., в день вступления имп. Михаила VIII Палеолога в освобожденный К-поль, икону «Одигитрия» торжественно возили по улицам в сопровождении шествия ( Georg. Pachym. Hist. Vol. 1. P. 160; Niceph. Greg. Hist. Vol. 1. P. 87). В 1289 г. в О. удалился К-польский патриарх Григорий II Кипрский , отрекшийся от престола. В 90-х гг. XIII в. имп. Андроник II Палеолог предоставил О. в качестве резиденции проживавшего в К-поле Антиохийского патриарха Кирилла II . В 1308 г. патриарх Кирилл скончался, он завещал впредь совершать в мон-ре свое поминовение ( Georg. Pachym. Hist. Vol. 2. P. 580, 615). С этого времени О. более чем на столетие стал метохией (подворьем) Антиохийской Православной Церкви. Официально мон-рь находился в юрисдикции Антиохийских патриархов, в большинстве своем живших в К-поле. В 1296 г., после подавления мятежа Алексея Филантропина, имп. Андроник II посещал О., возносил перед иконой благодарственные молитвы (Ibid. P. 231). Имп. Андроник III Палеолог также молился в О.: в 1322 г.- после завершения гражданской войны и установления мира, в 1328 г.- после победы в гражданской войне и вступления в К-поль, в 1337 г.- после победы в морской битве над турками ( Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 168, 305; Niceph. Greg. Hist. Vol. 1. P. 542). В июне 1341 г. тяжелобольного Андроника III вновь доставили в О., чтобы молиться о его выздоровлении, но вскоре он умер, и в течение 3 дней его вдова Анна Савойская, оставалась в мон-ре рядом с его телом ( Niceph. Greg. Hist. Vol. 1. P. 555, 559; Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 557, 560). Осенью 1342 г. большая толпа горожан пришла к О., чтобы благодарить Богородицу за то, что имп. Иоанн Кантакузин потерпел неудачу в походе на Фессалонику ( Cantacus. Hist. Vol. 2. P. 300). В февр. 1347 г. Кантакузин вернулся в К-поль, победив в очередной гражданской войне, и в первую очередь направился в О. для молебна перед иконой (Ibid. Vol. 2. P. 607). В 1354 г. Кантакузин молился перед иконой накануне коронации своего сына Матфея как соправителя (Ibid. Vol. 3. P. 259). В кон. 1354 г., потеряв надежду сохранить власть, Кантакузин перед иконой в О. клялся передать правление своему бывш. врагу имп. Иоанну V Палеологу , отказаться от союза с серб. кор. Стефаном IV Душаном в обмен на возможность ему жить в К-поле с почетом ( Niceph. Greg. Hist. Vol. 2. P. 555). Победитель Иоанн V, войдя в К-поль, пригласил Кантакузина в О. и там принудил его объявить вновь о своем отречении.

http://pravenc.ru/text/2578201.html

1147. [Неудача крестового похода в Святую землю, возглавленного королем Конрадом, герцогами Вельфом и Фридрихом 1342 . На обратном пути короля Конрада с почетом принимает византийский император 1343 . Вдохновителем этого похода был аббат Бернард Клервоский 1344 .] В тот же год, примерно на праздник святого Петра 1345 , по Божественному вдохновению, поощряемые апостолической властью 1346 и по увещаниям многих благочестивых людей, огромное множество христианского воинства, возложив [на себя] знак Животворящего Креста 1347 , направилось против язычников, обитающих к северу, дабы либо подчинить их христианской религии, либо, с помощью Божией, полностью истребить. Там в одно войско соединились магдебургский архиепископ Фридрих, хальберштадтский епископ Ротульф, епископы мюнстерский – Вернер, мерзебургский – Райнальд, бранденбургский – Виггер, хафельбергский – Ансельм, моравский – Генрих, а также корвайский аббат Вибольт, маркграф Конрад 1348 , маркграф Адальберт 1349 , пфальцграф Фридрих 1350 , пфальцграф Херманн 1351 со многими графами и вооруженными рыцарями – [всего] шестьдесят тысяч. Тем временем в другое войско соединились бременский архиепископ Адальберон I (Albero), ферденский епископ Титмар, саксонский герцог Генрих 1352 , бургундский герцог Конрад 1353 , презнатный князь (princeps) Хартвиг 1354 , со многими графами, знатью и прочими воинами – числом сорок тысяч бойцов. Также и датский король (rex Dacie) 1355 вместе с епископами своей страны и со всей силой своего народа, собрав величайшее множество кораблей, приготовил войско примерно в сто тысяч воинов. Вышел и брат польского князя (dux Poloniae) 1356 с двадцатью тысячами воинов. Его старший брат 1357 с бесчисленным войском также двинулся против жесточайших варваров пруссов (Prusci) и долго пребывал там (в Пруссии. – Сост.). Против них, по неисповедимой воле Божией, с огромнейшим войском выступила даже Русь (Rutheni), хотя и не совсем правоверная (minus catholici), но все же отмеченная званием христианским 1358 . И вот все они с несметным снаряжением и обозами, с удивительным благочестием вступили в различных местах в землю язычников, и вся земля задрожала при виде их, и, ходя [в ней] почти три месяца, они опустошили все, предали огню города и укрепления, спалили также храм с идолами, который располагался у города Мальхов (Malchon) 1359 , да и сам город. [В том же году отправилась морская экспедиция из Кёльна, Фландрии и Англии воевать против сарацинов в Испании 1360 .]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Варфоломей с юных лет отличался необыкновенным благочестием, стремлением к аскетизму и уединению. И в облике, и во всех его поступках проявлялась печать будущего служения Богу. Но осу ществить свою затаенную мечту – стать иноком – Варфоломей cmoi только после кончины родителей. Его старший брат Стефан, овдо вевший к этому времени, принял постриг в Хотьковском Покров ском монастыре. Варфоломей уговаривает брата избрать пустынножительство. Находится и место – южная оконечность холма Мако· вец, омываемая речкой Кончурой. Братья поставили келью, срубили церковь , которую посвятили Святой Троице. Стефан, однако, вскоре уходит в Москву, не выдерживая «скорбного» и «жесткого жития, и становится монахом Богоявленского монастыря. Варфоломей остается в пустыни в одиночестве. Через некоторое время приходящий священноинок постригает Варфоломея в монахи и нарекает его именем Сергия. Случилось это 7 октября, в день памяти святых мучеников Сергия и Вакха. Юноше было тогда 20 лет, следовательно, шел 1342 г. С этого года и начинается отсчет истории Троице-Сергиева монастыря. Два года жизнь Сергия протекала уединенно. Тревожила, правда, нечистая сила, почувствовав вторжение праведника в свое жилище. В одном случае бесы явились «стадом бесчинно», но блаженный разогнал их молитвой. В другой раз через расступившуюся стену вошел сам дьявол со множеством вой бесовских, угрожающе скрежещущих зубами, но преподобный отразил их с помощью молитвы и честного креста. Через несколько лет вокруг Сергия собирается братия, достигнув вскоре количества 12 человек. Монашествующие построили кельи, обнесли монастырь тыном, а у ворот поставили «вратаря». Сергий старался больше всех: рубил дрова, молол зерно, пек хлеба, шил на братию обувь и одежду, черпал от источника воду, возносил ведра на гору и ставил у каждой кельи. «И николи же ни часа празден пребываше». Питался преподобный только хлебом и водою, ночь же проводил без сна в молитве. Братья единодушно выбирают Сергия игуменом, и в 1354 г. замещавший главу Русской Церкви епископ Афанасий в Переяславле- Залесском ставит Сергия в игумены основанного им монастыря 202 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из жития святителя Филофея мы знаем, что в миру его звали Фока, он родился около 1300 года в Фессалониках от матери по происхождению еврейки, получил прекрасное образование благодаря Фоме Магистру, которому прислуживал. Очень рано принял монашество и переехал на святую гору Синай. Оттуда он пришел на «священный Афон, суще позлащенный и любезнейший, и был с радостью приемлем добре жившими во всех его жилищах и вселился там», согласно словам его биографа. Вначале он проводил монашескую жизнь в монастыре Ватопед, где он познакомился и встретился со св. Саввой Христа ради юродивым, которому он, как известно, написал житие. Затем он жил в монастыре Великая Лавра. Как монах лавры он встретился со свт. Григорием Паламой , которому также составил прекрасное биографическое описание, подписал Святогорский Томос 1339 году. В 1342 году он воспринял игуменство после игумена Макария, который был избран митрополитом Фессалоникским. В отношении вопроса об исихазме Патриарх Филофей (Коккин) был соратником, сподвижником и единомышленником святителя Григория Паламы . В 1346 году он написал два слова о Фаворском Свете и против Акиндина. В 1347 году он был назначен Патриархом Исидором митрополитом Ираклийским с титулом «Председатель осыпаемых почестями». В 1349 году он рукоположил св. Каллиста I Агиорита в Патриархи. Он принял участие на Соборе 1351 года, посвященному воспросам исихазма, указывая на важную роль свт. Григория Паламы , и он же составил Томос Собора. Сам он патриаршествовал на Патриаршем Вселенском престоле дважды: в 1353–1354 и 1364–76 годах. В 1368 году соборно была признана святость свт. Григория Паламы и было определено совершать его память на второй Неделе Великого поста, ему была составлена служба, был окончательно решен вопрос об исихазме и были осуждены антипаламиты. Патриаршество свт. Филофея было ознаменовано важными пастырскими деяниями. Были написаны знаменитые творения и велась обширная каноническая деятельность. С большим разумом и рассуждением были решены вопросы церковного характера, так что Константинопольская Церковь стала вселенским маяком. Велась смелая деятельность для предотвращения нашествия турок и латинской пропаганды, при этом подчеркивалось и единство православных. Римский папа Урбан V отверг предложение святителя Филофея созвать Вселенский собор для восстановления единства церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Писателем жития при. Саввы Нового был, несомненно, святейший патриарх Константинопольский Филофей Коккин. Родом он был, как видно из предлагаемого его произведения (§2), из г. Фессалоники, славившегося в то время «обилием наук и искусств» (§2). Получив хорошее по тому времени образование и будучи талантлив от природы, он слыл потом за человека очень умного и образованного. Оставив шум и молву мира (§57), он прибыл на Афон, славившийся тогда высокой подвижнической жизнью своих монахов, и поступил в число иноков Ватопедской лавры, где вскоре занял первое место в обительском хоре (§57). Здесь он неожиданно встретил св. Савву, незадолго перед этим возвратившегося на Афон после долголетних подвигов на Востоке и несшего обязанности по церкви, а также участвовавшего в обительском хоре. Филофей с самого начала был обласкан им, как бы нежным отцом, и вошел с ним в самые близкие и дружеские отношения (§57). В течение трехлетнего пребывания св. Саввы в Ватопедской обители Филофей видел назидательный пример его высокой жизни, слышал его дивные наставления и руководился им в духовной жизни. Результатом такого руководства было то, что душа его окрепла, и он стал потом способен сражаться против коварной силы врага впереди других. Скоро, однако, Филофею пришлось разлучиться со своим руководителем и другом. Афонские иноки отправили св. Савву (в 1342 г.) в качестве члена посольства в Константинополь к царице Анне для увещания ее оставить междоусобную войну и примириться с Иоанном Кантакузином . Здесь св. Савва и скончался (в 1349 г.), а Филофей впоследствии сделался митрополитом Ираклийским, а потом, после отказа патриарха Каллиста короновать сына Иоанна Кантакузина , Матфия, возведен был вместо него в 1354 году на кафедру Константинопольского патриарха. После отречения от престола императора Иоанна Кантакузина и падения Матфия патриарх Филофей вынужден был в 1355 году оставить патриаршество. Боясь гнева нового императора Иоанна V Палеолога за приверженность к Кантакузинам, он удалился в монастырь, и патриарший престол опять занял патриарх Каллист. По смерти последнего, в 1362 году, Филофей самим Иоанном V призывается опять к патриаршеству, пользуется его расположением и управляет Константинопольской церковью до 1376 года. В этом году сын императора Иоанна V Андроник при содействии турок вторгся в Константинополь и, заключив отца и брата (Мануила) в тюрьму, вступил на императорский престол. Патриарх Филофей опять вынужден был, и уже навсегда, оставить патриаршество. Кончина его последовалав 1379 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

С 1250 г. основным местом пребывания Киевских митрополитов постепенно стал Владимир-на-Клязьме и его пригороды. По примеру Ср. Поднепровья здесь их викариями и местоблюстителями становятся различные архиереи. Так, напр., при Киевском митр. свт. Кирилле II в таком качестве, по-видимому, пребывал бывш. архим. Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ) Владимирский еп. свт. Серапион (1273-1274/75), которому для управления также была пожалована Нижегородская волость ( Присёлков. 1950. С. 332). С 1342-1344 гг., при митр. свт. Феогносте , большую роль играл его наместник - настоятель владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря свт. Алексий (с 1352 епископ Владимирский, с 1354 митрополит Киевский и всея Руси). Во время его отъездов в Византию и Литовское великое княжество (далее ВКЛ) обязанности митрополичьего местоблюстителя выполнял бывш. Владимиро-Волынский еп. Афанасий , ставший епископом Переяславля Залесского (1352/53-1362). Кандидат на Киевскую митрополию архимандрит московского в честь Преображения Господня мужского монастыря Михаил (Митяй) также был митрополичьим наместником. Во время его поездки в К-поль и до прибытия в Москву митр. свт. Киприана митрополичьим местоблюстителем был Коломенский еп. Герасим (1379-1381/82). На рубеже XIV и XV вв. в Сев.-Вост. Руси эту должность постепенно начинают замещать епископы Сарские и Подонские (Крутицкие) (см. Крутицкая кафедра ), к-рые после «великой замятни» в Золотой Орде были вынуждены оставить свои владения в Поволжье и Подонье и окончательно переселиться в Москву. Начиная с сер. XIII в. в Сев.-Вост. Русь вместе с Киевскими митрополитами приезжали служившие им люди. Очевидно, эта практика началась еще при митр. Кирилле II. Так, напр., 23 нояб. 1263 г. вместе со святителем на отпевании во владимирском Успенском кафедральном соборе и похоронах св. блгв. вел. кн. Александра Ярославича находился митрополичий «иконом» Севастиан (ПСРЛ. Т. 24. С. 99; Т. 25. С. 145). В 1299 г. от «татарьского насилья» митр. свт. Максим бежал из Киева через Брянск «в Суждальскую землю и со всем своим житьем» (Там же. Т. 1. Вып. 2. Стб. 485). Во Владимир-на-Клязьме он прибыл «со всем клиросом своим, месяца априля в 18». Владимирский еп. Симеон был переведен на более важную Ростовскую кафедру, а митрополит взял под свое прямое управление Владимирскую епархию (Там же. Т. 24. С. 106). Владимир-на-Клязьме фактически стал новой церковной столицей Руси. При этом Киев оставался одной из резиденций митр. Максима и его преемников.

http://pravenc.ru/text/2563400.html

Летом 1354 г. царь призвал И. в монастырь Жича, вероятно для обсуждения переговоров с папой Римским Иннокентием VI об оказании помощи в борьбе с венграми и турками. И. выступал против подобных переговоров, т. к. условием оказания помощи могло стать подчинение Сербской Церкви Риму ( Мошин В. А., М. А. Хиландарски игумани века. Београд, 1999. С. 83). Во время пребывания в Жиче патриарх заболел и пожелал, чтобы его перенесли в Печ. Скончался по дороге в с. Полумир на р. Ибар. Похоронен в ц. св. Апостолов в Печской Патриархии. Саркофаг с его мощами стоит слева от иконостаса. Был канонизирован, вероятно вскоре после смерти, т. к. на фреске, изображенной над гробницей (ок. 1355), он уже называется святым ( Записи. 6. Бр. 9908). Краткое Житие И. было составлено в кон. XIV в. в качестве дополнения к сборнику Житий королей и архиепископов сербских архиеп. Сербского Даниила II ( Н. О архиеп. Данилу II и Данило II, архиеп. Животи и архиепископа српских/Пер.: Л. вступ. ст.: Н. Београд, 1935. С. 199). Службу И., «архиепископу и первому патриарху Сербскому», написал митр. Сербский Михаил (Йованович) и включил ее в состав «Србляка» Београд, 1861). Иконография Погребение свт. Иоанникия II, патриарха Сербского. Роспись ц. св. Апостолов в Печской Патриархии. Ок. 1355 г. Погребение свт. Иоанникия II, патриарха Сербского. Роспись ц. св. Апостолов в Печской Патриархии. Ок. 1355 г. Прижизненное изображение И. находится рядом с портретами Душана, его сына Уроша и св. Саввы Сербского на юж. стене зап. нефа в ц. вмч. Димитрия Солунского в Печской Патриархии (ок. 1345). И., еще как архиепископ, представлен в нетрадиционном для визант. культуры темно-красном облачении с вышитыми на нем образами святых и в головном уборе, похожем на корону ( Джурич. 2000. С. 398-399; Косово: Правосл. наследие и совр. катастрофа/Сост.: А. М. Лидов. М., 2007. С. 46). Сцена «Погребение патриарха св. Иоанникия II» (ок. 1355) над гробницей святителя в ц. св. Апостолов в Печской Патриархии является лучшим из подобных изображений в серб. живописи. Множество священников и вельмож окружают смертный одр, в службе участвуют епископы, диаконы, певцы и чтецы, мальчик в стихаре взмахивает кадильницей, на заднем фоне весьма достоверно изображен комплекс Печской Патриархии, а венчает сцену фигура Христа ( Джурич. 2000. С. 209-210, 413). Как архиепископ И. изображен в ц. Св. Троицы мон-ря Сопочани (1342-1345), как патриарх - в северо-зап. углу притвора собора мон-ря Дечаны (ок. 1350) и в алтаре соборной церкви в Белграде.

http://pravenc.ru/text/578002.html

Богослужебное влияние Святой Горы на традицию монашеской келейной молитвы в случае прп. Сергия могло быть различным по происхождению. Во-первых, непосредственным, в силу активных контактов Русской Церкви (в первую очередь в лице монашества) в XIV b. с Афоном как центром книжности , во-вторых, опосредованным, поскольку глава Церкви, к которой относилась Русская митрополия, патр. Константинопольский Филофей, был в своё время игуменом лавры прп. Афанасия Афонского (1342–1347), а затем пребывал на Афоне в изгнании (1354–1364) после первого поставления на патриаршество. Именно тогда опальному патриарху стал близок учёный инок-болгарин Киприан, впоследствии митр. Киевский (1375–1406), который стал проводником аскетических традиций своего наставника. Сохранилось послание, озаглавленное: «Святейшаго патриарха Константиняграда кир Филофея предание к своему его ученику, еже како внимательн седети в келии с сущими своими послушниками» , где среди прочих указаний для келейной молитвы назначается: «В вечер же пятка, на всяку недлю, пой иже к Пресвяти нашей Владычици Богородици службу, глаглемую акафисто, на павечерницах. предание бо сие есть святых старець» . Таким образом свт. Филофей является носителем предания греческого монашества на Афоне (наверняка эта практика была шире пределов Святой Горы) о еженедельном совершении службы акафиста под субботу (вспомним, что это последование в Триоди помещается как «Служба в субботу пятой седмицы Великого поста»). Мы не знаем точно, насколько часто свт. Киприан совершал келейно службу Великого акафиста, однако ясно, что он совершал её регулярно (скорее всего, согласно указанному преданию), поскольку в его Псалтири с восследованием (МДА 142) данная служба акафиста  содержится на ряду с прочими часто употребляемыми канонами . Важно, что в данном сборнике келейного правила свт. Киприана имеем наиболее ранний список русской редакции акафиста, что косвенно подтверждает причастность Киевского митрополита к появлению на Руси этой редакции, которая впоследствии вытесняет из русской книжности афонскую редакцию акафиста. К этому нужно добавить, что на Руси лишь наиболее ранние (первой трети XV b.) из сохранившихся списков акафиста представляют собой «чистые» редакции (афонскую и русскую), тогда как списки второй половины XV b. показывают смешанные чтения — результат взаимовлияния редакций с целью улучшить текст. Впрочем, вне зависимости от редакции списки акафиста всегда присутствуют в составе самых разнообразных сборников келейного правила. Например, в Псалтири с дополнительными статьями Егор. 1684 (кон. XV b.) находим наше последование со следующим заглавием: «Подобаеть вдати како наедин в келии акафисто Пречистой говорити по псалтырном чтении или по ином коем пнии» .

http://bogoslov.ru/article/6175771

Пришедшие в Венгрию вместе с кор. Карлом Робертом графы Другеты из Апулии получили в управление ряд венг. комитатов, в частности в наследственное владение Унг и Земплен (1330), к к-рым вскоре присоединились Гуменская и Ужанская доминии. В 1333 г. Я. Другету принадлежало ок. 300 словац., восточнослав. и венг. поселений, что делало его фактически сюзереном З. С именем гр. Н. Другета связано проникновение в З. новых веяний в культуре, обусловленных эпохой Предвозрождения. После 3-летнего пребывания в Неаполе (1351-1354) Другет вернулся в принадлежавший ему Унгвар с группой итал. художников - последователей Джотто ди Бондоне, к-рые расписали фресками замковую ротонду в Герени (ныне Горяны в черте Ужгорода). В XIV-XVI вв. в З. продолжалось активное возведение католич. храмов. Преемник Карла Роберта кор. Людовик (Лайош I) Великий (1342-1382), будучи союзником польск. кор. Казимира III Великого (1333-1370), воевал с Литовским великим княжеством за обладание Галицко-Волынской Русью. В 1351 г. венг. король захватил Червонную Русь, к-рую в 1352 г. передал своему союзнику. В 1354 г. польск. и венг. войска оккупировали Волынь и Подолию. Попытка упразднить автономию в комитате Мараморош вызвала здесь восстание правосл. волошского населения во главе с воеводой Богданом против наместника венг. короля. После долгого противостояния венг. королю Богдан вместе со сторонниками переселился из Марамороша в Вост. Прикарпатье, где образовалось Молдавское гос-во, ставшее независимым от венг. короны в 1359 г. После поражения в 1393 г. в борьбе с литов. кн. Витовтом в З. с Подольской земли переселился один из правосл. представителей литов. династии Гедиминовичей - кн. Феодор Кориатович († ок. 1414). Бежав к венг. кор. Сигизмунду Люксембургу (1387-1437), кн. Феодор уступил ему свои права на Подолье, а взамен получил Мукачевскую и Маковицкую доминии. Центром владений кн. Феодора стало Мукачево (Мункач). Вместе с кн. Феодором Кориатовичем в З. ушла часть его сторонников. Приток правосл. переселенцев в период владения кн. Феодором центральной частью З. (1396-1414) способствовал укреплению там Православия. Кн. Феодор Кориатович не оставил наследников, и с его смертью правосл. шляхта З. потеряла лидера.

http://pravenc.ru/text/182499.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010