1323. Там же. 1324. Там же. С. 156. 1325. Там же. С. 171. 1326. Там же. С. 169–170. 1327. Там же. С. 121–122. 1328. Там же. С. 14–15. 1329. Там же. С. 15. 1330. Там же. С. 172. 1331. Там же. С. 174. 1332. Там же. С. 177–178. 1333. Там же. С. 183–184. 1334. Там же. С. 170. 1335. Там же. С. 15–16. 1336. Противники почитания имени Божия. 1337. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 45. 1338. Там же. С. 172. 1339. В переводе Деяний VII Вселенского Собора на латинский язык, сделанном в конце VIII века, оба греческих термина переданы латинским adoratio (поклонение). См.: Успенский Л. А. Богословие иконы в Православной Церкви. Париж, 1989. С. 107. 1340. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 45–46. 1341. Там же. С. 170. 1342. В древней Церкви не было чина освящения икон. Живописное изображение признавалось иконой в том случае, если оно было написано в соответствии с каноном и если на нем стояла надпись, обозначающая изображенное лицо (будь то Христос, Божия Матерь или ктолибо из святых). 1343. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 188–189. 1344. Никитина И. В., Половинкин С. М.«Московский авва». В кн.: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 9–13. 1345. Цит. по: Там же. С. 16. 1346. Там же. С. 13. 1347. Там же. С. 19–22. 1348. Там же. С. 23–25. 1349. См. его письмо Новоселову от 26 мая 1913 года в кн.: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 105–111. 1350. Цит. по: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 69–70. 1351. Цит. п о: Там же. С. 72. 1352. Цит. по: Там же. С. 74. 1353. Там же. С. 75–76. 1354. По–видимому, д. б.«преложении»(т. е. превращении, изменении). 1355. Цит по: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 78. 1356. Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). М., 1999. С. 312–313. В данном случае Флоренский полемизирует с утверждением архиепископа Никона (Рождественского):«Не от звуков имени, не от отвлеченной идеи, не от умопредставляемого имени, а от Самого Бога льется луч благодати».

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

1328. См. выше о Христе как о Ходатае нашего спасения (6. 21–22). 1329. mulceat Nauroy: mulcet Schenkl. 1330. si Nauroy, etiamsi Schenkl. 1331. Ср.: Пс. 123:4–5. 1332. Ср. с идеалом стоического мудреца у Цицерона (tuse. 3. 15–18). 1333. Perfectio — букв. совершенство. 1334. См.: Еф. 2:14–16. 1335. praestantiae Nauroy, praesentiae Schenkl. 1336. ueri boni Nauroy, ueri et boni Schenkl. 1337. См.: 2Кор. 7:9. 1338. Пальмовыми ветвями награждали победителя в состязаниях. 1339. Речь о том, что истинный суд может вынести лишь Судья в Судный день. 1340. Слова царя Езекии, когда от пророка Исаии он услышал о грядущем плене своих детей. 1341. См.: Иер. 44 и след.; Книга пророка Даниила; Езд. 71 и след. 1342. Образ fortis athleta часто встречается в сочинениях свт. Амвросия: uirgt. 106, off. 1. 48. 238, exp. ps. 118. 10. 34, exp. Luc. 4. 39, expl. ps. 36, 52, paenit. 1.4. 19, obit. Th. 23, sacr. I. 2. 4 (Courcellep. Recherches sur les «Confessions» de saint Augustin. P. 340). 1343. См.: Дан. 14:3–22. 1344. См.: Флп. 1:23. 1345. sociamque uirtutem Schenkl: sociumque uirtutum Nauroy. 1346. feriatus Nauroy: non feriatus Schenkl. 1347. См.: Мф. 17:3. 1348. Ср. похожее описание сломанной лиры у Платона (Phaed. 86а). 1349. См.: Быт. 28:12–15. 1350. См.: Быт. 29и след. 1351. См.: Быт. 32и след. 1352. meritum codd., Nauroy: meritorum Schenkl. 1353. См.: Быт. 32:28. 1354. Ср.: Isaac 8:73. 1355. См.: Быт. 25:30. 1356. Под тайной разумеется пророчество, которое Господь дал Ревекке, см.: Быт. 25:22–23. 1357. Publico parenti — отца и иудейского народа (Исав) и христианского народа (Иаков). 1358. Populo — такая пища прилична христианскому народу, прообразом которого был Иаков. Ревекка, образ Церкви, передает Иакову одежду Исава, т. е. одежду Ветхого Завета. Так раннехристианские авторы интерпретировали эти ветхозаветные персонажи, — в частности, св. Ипполит Римский, Ориген, св. Ириней Лионский, Тертуллиан (см: Ра11а. Р. 281, п.69). 1359. Ср.: Иак. 2:24; Рим. 3:20–30; 4:2–8; Гал. 2 1360. См.: Исх. 12:11.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

1331. Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14. 23). 1332. Гал. 2. 20. 1333. 2 Кор. 13. 5. 1334. 1 Кор. 3. 16–17. 1335. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор. 6. 19–20). 1336. Преподобный Марк Подвижник. О законе духовном, гл. 27. 1337. …переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться (2 Тим. 2. 3, 5). 1338. Гл. 224. О мнящихся от дел оправдитися. 1339. Sanct. Chryssi, pag. 667. Sermo de Anna. Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4. С. 820. 1340. …вы храм Бога Живого (2 Кор. 6. 16). 1341. S. Chr. Tom I, pag. 915, contra iudeoi sermo VI. Св. Иоанн Златоуст. Творения, Τ I. С. 718. 1342. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1 Кор. 3. 11). 1343. Еф. 2, 21. 1344. Еф. 2. 22. 1345. S. Chrysost. Tom XI, pag. 14. Св. Иоанн Златоуст Творения. Т. 11. С. 50. 1346. Очевидно, что это участие может быть лишь сердечным: и такого участия достаточно для отьятия у сердца сосредоточенной, неразвлеченной молитвы. Чтоб стяжать неразвлеченную молитву, должно верою возложить все попечения свои на Бога. 1347. Слово 68. 1348. Слово 8. 1349. Упокоевается Бог человеком тогда, когда человек пребывает в преданности и покорности воле Божией, или, что то же, в учении Евангелия. 1350. Память Божия или Поучение состоят в непрестанной молитве. См. о сем во 2-й части Аскетических опытов. 1351. Слово 89. 1352. Присовокупление этого слова служит намеком, что многие, чуждые благодати, приписывают ее себе, а другие признают благодатию вкравшуюся в них бесовскую прелесть. 1353. Рим. 8. 26. 1354. Слово 21. Святой Исаак согласно с прочими Отцами (Слово 1, Слово 84) научает, что Христос насаждается в сердца наши таинством Святого Крещения, как семя в землю. Дар этот сам собою совершен; но мы его или развиваем, или заглушаем, судя по тому, какое проводим жительство. По этой причине дар сияет во всем изяществе своем только в тех, которые возделали себя евангельскими заповедями, и по мере этого возделания. См. Преподобного Марка Подвижника Слово о крещении, Ксанфопулов главы 4, 5 и 6; также Слово о трех отношениях естества человеческого к добру и злу. Аскетические опыты, ч. 2.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

1336 «Апология» имеет надписание: «Исповедникам, заключенным в рудниках Палестины». 1337 см. Nautin P. Origene. р. 137. 1338 Цит. по: Nautin P. Origene. р. 142. 1339 Nautin P. Origene. р. 147. 1340 Цит. по: Nautin P. Origene. р. 143. 1341 Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 4 с. 168. 1342 св. Анастасий Римский. Послание к Иоанну, епископу Иерусалимскому, о деле Руфина.//Задворный В. История Римских пап. Т. 1. От св. Петра до св. Симплиция. – М., 1995, с. 196. 1343 Цит. по: Гидулянов П. В. Феофил Александрийский.//Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 3. – М., 1995, с. 105. 1344 Цит. по: Дюкофф П. Космическая молитва по Оригену. – СПб., 1994, с. 164. 1345 см. Nautin P. Origene. p. 122. 1346 Цит. по: Дюкофф П. Космическая молитва по Оригену. с. 165. 1347 Сидоров А. И. Евагрий Понтийский… с. 41. 1348 Сидоров А. И. Евагрий Понтийский… с. 42. 1349 Цит. по: Сидоров А. И. Евагрий Понтийский… с. 43. 1350 см. Сидоров А. И. Комментарии. с. 354. 1351 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 31. 1352 см., например, Послание папы Вигилия об утверждении V Вселенского Собора.//Деяния Вселенских Соборов. Т. 5, сс. 204-207. 1353 Деяния Вселенских Соборов. Т. 5. – Казань, 1889, с. 190. 1354 см. Карташев А. В. Вселенские соборы. – М., 1994, сс. 353-355. 1355 Слово императора Юстиниана, посланное к патриарху Мине против нечестивого Оригена и непотребных его мнений.//Деяния Вселенских Соборов. Т. 5. – Казань, 1889, сс. 232-255. 1356 Грамота императора Юстиниана к святому собору об Оригене и его единомышленниках.//Деяния Вселенских Соборов. Т. 5, с. 256. 1357 см. Правила святых Апостол, святых Соборов, Вселенских и поместных, и святых отец с толкованиями. – М., 1876, с. 439. 1358 Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М., 1993, с. 863. После этого соборного определения сам Иоанн Итал, кстати, отказался от идеи переселения душ (см. статью о нем в Энциклопедическом словаре «Христианство», т. 1. – М., 1993, с. 627). 1359 «Неопаганизм Плифона, предусматривавший упразднение христианского вероучения, создание нового религиозного культа и преобразование всей жизни общества на платоновской основе, стал программой деятельности его тайного общества… Елисей (так звали учителя Плифона) был евреем и мог посвятить Плифона в учение, исповедовавшееся его единоверцами, в частности, в каббалу… Явственно проступает у Плифона интерес к оккультным наукам… Вершиной философской мысли Плифона был фундаментальный антихристианский трактат „Законы“,.. эзотерическое произведение, предназначенное для членов тайного общества платоников-политеистов» (Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV-XV веков. – Лд., 1976, сс. 33, 40-41 и 34).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

1338. Деян. 1.14. 1339. Преподобный Макарий Великий. Слово 7, гл. 11, 12. 1340. Откр. 20. 6. 1341. Ин. 7. 39. 1342. Bergier. Dictionnaire de Theologie. Marie. 1343. Article: Marie. 1344. Там же. 1345. Лк. 1. 43. 1346.  …плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 1. 28). 1347.  …заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией (Мф. 22. 29). 1348. Быт. гл. 1. 2. 3. 1349. Алфавит духовный. Книга 1, гл. 7 и 8. 1350.  …жизнь вечная (Рим. 6. 22). 1351.  …не все вмещают слово сие, но кому дано (Мф. 19. 11). 1352. По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. 1353. Преподобного Григория Синаита, гл. 110 и 114. Добротолюбие. Ч. 1. 1354. Слово 15, гл. 3. 1355. Канон акафиста Божией Матери, песнь 1, тропарь 1. 1356.  …не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца (Мф. 1. 25). 1357. Гл. 1. ст. 18–25. 1358. Лк. 1. 27. 1359. Лк. 2. 7. 1360. Благовестник. Точное изложение Православной Веры. Четьи-Минеи и проч. 1361. Мф. 28. 20. 1362.  …и так всегда с Господом будем (1 Сол. 4. 17). 1363.  …ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта (Мф. 5. 26). 1364.  …который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды (Быт. 8. 7). 1365.  Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109. 1). 1366.  …Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5. 18). 1367. Ис. 29. 11. 1368. Точное изложение. Книга 4, гл. 14. 1369. Это сведение и прочие исторические сведения заимствованы из Четьих-Миней, в которых изложено подробное церковное предание о Божией Матери, то есть приведены о Ней повествования и рассуждения весьма многих святых Отцов. 1370.  …пришла Матерь Господа моего ко мне (Лк. 1. 43). 1371.  …Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою (Мф. 1. 20). 1372. Мф. 2. 13, 19. 1373. Ин. 7. 2. 1374.  Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя (Лк. 2. 48; Сличи: Лк. 4. 22; Ин. 6. 42). 1375. Лк. 3. 23. 1376. Так воскликнули Апостолы, увидев явившуюся им Божию Матерь по Ее успении. Четьи-Минеи 15 августа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1342 Яросл. Губ. Вед. 1849, 6 стр. 237. Яр. Епарх. Вед, 1880 45, стр. 359. Оно сохраняется доселе в ризнице Ростовского Яковлевского монастыря. Не было ли оно послано, как знак благоволения патриарха Иерусалимского за окончание Миней? 1345 Соч. III, 244 Рук. Р. Яковл. мон. 7 л. 58, „An. 1705. Moschoviae». Титова 100 л. 216, только 1705 год. Это же слово было повторено в 1706 году «в соборе» т.е. Ростовском. Рук. Рост. Яковл. мон. 8 л. 276. 1348 Такая отметка в рук. Рост. Яковл. мон. 8 л. 152 «лета 1705 в соборе». Но тогда неверно в печатном (Соч. II. 478) указание на неделю пятуюнадесять и отдание Воздвижения. Это будет неделя шестаянадесять. 1351 Соч. III, 349 – «Оставшая некая от казания на св. великомученика Димитрия». Не знаем, к которому году относится слово на тот же день в Соч. III, 332. 1354 Соч. III, 383–400. Достопочтенный арх. Иосиф указывает, что святитель не раз служил в этой церкви. Путеводитель к святым Москвы. М. 4995 стр. 367. 1355 Соч. III, 521–535, Ундольс. рук. 467 л. 359. Где этот Спасов храм, не знаем. Быть может при церкви св. Параскевы на Божедомке основанной в 1696 г. 1357 В известном сочинении Самарина (Соч. т. V) проповеди и личность Димитрия к сожалению почти, не затронуты. Существующие обзоры в книге Русское проповедничество Спб. 1871 и Савлучинского Русская духовная литература первой половины XVIII века К. 1878 очень коротки. У Архангельского Духовное образование и дух. литература в России при П. В. проповеди святителя вовсе не затронуты К. 1883. Более интересны статьи Фаворова (Воскрес. чтение 1850 – 51 8, 10, 12 и 17) и особенно Терновского (Рук. сельс. наст. 1870, II и III), но они разбирают проповеди исключительно с формальной точки зрения, а иногда и ошибочно: например, разбирая источники проповедей, игнорируют библиотеку святителя, которая вполне удовлетворительно разрешает этот вопрос. Любопытнее статья нашего учителя М. И. Сухомлинова О литературе переходного времени конца XVII начала XVIII веков. Ж. М. Н. П. 1862 III стр. 34–70.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

225 B to время на престол Иерусалимской церкви претендовали два патриарха: Лазарь и Герасим. Лазарь был избран около 1334 г., но в Константинополь за утверждением поехал только в 1340–1341 г. (согласно фирманам мамлюкских султанов Египта, под властью которых в те времена находился Иерусалим, избрание вступало в законную силу лишь с утверждением кандидата византийским императором). Вскоре туда же прибыл и другой претендент, Герасим, обвинивший Лазаря в неких канонических нарушениях. Начавшаяся вскоре гражданская война и переход Лазаря на сторону Кантакузина, привели к тому, что в 1342 г. патриарх Иоанн Калека официально низложил Лазаря и вместо него возвел на престол Герасима, который вскоре отправился в Иерусалим, тогда как Лазарь оставался при Кантакузине. Примечательно, что Григора признаёт здесь Иерусалимским патриархом Лазаря, несмотря на то, что последний принадлежал к числу сторонников Григория Паламы , а его конкурент, Герасим, был ярким антипаламитом (в 1344 г. он даже созвал собор, на котором отлучил Паламу). После победы Кантакузина в гражданской войне Лазарь был восстановлен на патриаршем престоле и смог вернуться в Иерусалим. 226 Имеется в виду Орхан I Гази (прежде Григора именовал его правильно: см. т. I, с. 331 и прим. 579). Возможно, здесь контаминация с именем библейского и ряда исторических персонажей. 227 Григора ошибается: на самом деле Мария была выдана за правителя Эпира Никифора Орсини (см. прим. 749 к т. 1), а за Орхана вышла другая дочь Кантакузина, Феодора. 230 Андрей Факеолат (греч. Ανδρας Φακεωλτος или Φακιολτος, ит. Andrea Facciolati) – архонт, командующий флотом (1346–1347), протостратор (1347–1354). Ван Дитен называет его Георгием, говорит о его генуэзском происхождении и предлагает два варианта итальянского написания его фамилии: Facciolati или Fazzolati. Ho, согласно британскому византинисту Дональду Николу, последний (Fazzolati) был венецианским адмиралом, с которым не надо путать капитана Факеолата, как это делают, например, исследователи Вайс (G. Weiss, Joannes Kantakuzenos – Aristokrat, Staatsmann, Kaiser und Mönch – in der Gesellschaftsentwicklung von Byzanz im 14. Jahrhundert (Wiesbaden, 1969), S. 43, 67) и Шрайнер (P. Schreiner, «La chronique breve de 1352: Texte, traduction et commentaire, II», Orientalia Christiana periodica 30 (1968), p. 269), которым, вероятно, следует и ван Дитен. См.: D. Nicol, The Reluctant Emperor: A Biography of John Cantacuzene, Byzantine Emperor and Monk, c. 1295–1383 (New York, 2002), p. 81).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

o Период игуменства в монастыре Филокалла в Фессалонике (нач. 1340-х гг.); o Период игуменства в Великой Лавре (1342–1345 гг.); o Аскеза и исихия на Афоне (1345–1347 гг.) Ø Период между 1 и 2 сроками патриаршества, пребывание в монастыре Акаталипт (1354–1664 гг.); Ø Период после свержения с престола во время переворота имп. Андроника IV. Что касается сроков, когда свт. Филофей (Коккин) проходил патриаршее служение, то в нашем биографическом повествовании они описаны, как нам кажется, недостаточно подробно. Это связано с тем, что М. Митреа в своей работе сознательно уклоняется от описания этих периодов, объясняя это их большей освещенностью в научной литературе. М. Митреа подразумевает, видимо, монографию Д. Цендикопулоса, т. к. это единственная работа, по крайней мере, из нашего перечня библиографии, которая подробно описывает деятельность свт. Филофея в качестве патриарха. По причине того, что труд Д. Цендикопулоса требует перевода с греческого языка, сведения из него остались за рамками нашей работы. Извлечение этих сведений представляет другое приоритетное направление для дальнейшего изучения и дополнения биографии свт. Филофея (Коккина). Необходимо заметить, что не все факты о личности, деятельности и трудах свт. Филофея, полученные из обзора библиографии в 1 главе нашей работы, были использованы при составлении биографии святителя. Эту информацию, не вписывающуюся в общую канву биографического повествования, можно сгруппировать следующим образом: a. Отзывы о личности свт. Филофея ученых, субъективные оценки современников свт. Филофея (напр., сомнительные оценки святителя у М. Митреа, Ф. Гумилевского; мнения современников Феофана Никейского , Никифора Григоры, Димитрия Кидониса, Иоанна Кантакузина ); b. Богословские мнения свт. Филофея; c. Недостаточно раскрытая и специфическая информация о свт. Филофее, требующая дополнительного изучения (напр., упоминание о знакомстве святителя с архиепископом Антонием Ларисским; упоминание о факте дарения святителем креста-мощевика Московскому князю в 1355 г.; предпочтение святителем традиции апокрифов «пальмовой ветви» об Успении Богородицы; факты о деятельности святителя по случаям афонского и сербского богомильства; влияние творчества свт. Филофея на развитие жанра акафиста);

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

VI в., мон-рь Боббио); на миниатюрах из Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I 56, 586 г.). В визант. памятниках до XII в. иконография праздника Зачатия Иоанна Предтечи представлена как «Благовестие Захарии» в соответствии с текстами Евангелия от Луки и Иакова Протоевангелия : кадящий Захария и арх. Гавриил изображались в полный рост, стоящими напротив друг друга, на фоне жертвенника ветхозаветного храма. В ряде сир. манускриптов на жертвеннике было изображение связанного Агнца, как в Ватиканском (Vat. syr. 559. Fol. 5r, 1219-1220 гг.) и Лондонском Четвероевангелиях (Lond. Brit. Lib. Add. 7170. Fol. 12v, ок. 1220 г.). К XII в. относится возникновение др. извода «Благовестия Захарии», в к-ром Захария изображается в молении и ангел слетает к нему с неба, впервые этот извод встречается на фресках жертвенника Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове. Такой же извод представлен на фресках ц. Богородицы Перивлепты (свт. Климента) в Охриде (1295-1296), ц. св. Георгия в Старо-Нагоричино в Македонии (1317-1318), кафоликона монастыря св. Иоанна Предтечи близ Серр (Сереса, Греция) (между 1333 и 1345), ц. св. Фанурия (Валсамонеру) на Крите (1408, 1425). Св. Иоанн Предтеча. Икона. VI в. (?) (Музей искусств им. Б. и В. Ханенко, Киев) Св. Иоанн Предтеча. Икона. VI в. (?) (Музей искусств им. Б. и В. Ханенко, Киев) Деисус. Фрагмент Арбавильского триптиха. X в. (Лувр, Париж) В нач. XIII в. появилась новая композиция зачатия Иоанна Предтечи - «Целование Захарии и Елисаветы», к-рая впервые встречается в клейме иконы «Св. Иоанн Предтеча, с житием в 15 клеймах» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (нач. XIII в.): родители И. П. изображаются в объятии на фоне архитектуры, подобно иконографии «Целование» праведных Иоакима и Анны, апостолов Петра и Павла. В искусстве визант. мира «Зачатие св. Иоанна Предтечи - Целование» не получило широкого распространения и встречается в некоторых памятниках палеологовского времени: в росписях ц. св. Апостолов в Фессалонике (1310-1314); в мозаиках баптистерия Сан-Марко в Венеции (1342-1354).

http://pravenc.ru/text/471450.html

(Γρηγριος Ь Παλαμς) (1296/7, Константинополь, — 14.11. 1359, Салоники), византийский богослов и церковный деятель, поборник и систематизатор исихазма, давший ему философское оформление. Родился в знатной семье, в школьные годы интенсивно занимался светскими дисциплинами под руководством Феодора Метохита, юношей выступил в присутствии императора с лекцией по аристотелевской логике, однако рано прервал эти занятия по аскетическим мотивам. Возможно, этим объясняется специфика философской культуры Г. П. — основательное владение понятийным инструментарием Аристотеля при слабости влияния Платона (Платона изучали после Аристотеля). Около 1316 г. стал монахом и жил в монастырях Северной Греции, преимущественно на Афоне, где пользовался большим уважением. Имеются сведения о контактах Г. П. с той средой, из которой вербовали своих сторонников богомилы; отношение Г. П. к богомильству однозначно интерпретируется его врагами как зараженность ересью, а сторонниками — как борьба с ересью на ее собственной территории. На деле, по–видимому, имела место сложная диалектика социологической близости и идеологической дифференциации церковных и внецерковных устремлений к аскетической реформе (ср. соотношение между ранним францисканством и ранним вальденсством на Западе). С 1337 г. вовлечен в полемику с Варлаамом Калабрийским; так начались наламитские споры — последний значительный идейный конфликт в Византии. Богословская дискуссия тесно переплеталась с политической борьбой. После победы на Константинопольском поместном соборе в июне 1341 г. Г. П. был арестован в 1342 г. и отлучен от Церкви в 1344 г.; победа Иоанна Кантакузина в 1347 принесла ему свободу и сан архиепископа Салоник (восстание зилотов, враждебных Кантакузину, препятствовало Г. П. вступить в город до начала 1350 г.), а новый собор в мае–июне 1351 г. признал его доктрину церковным учением. В 1354–5 гг. — в турецком плену, где имел беседы и споры о вере с мусульманами В отличие от многих представителей поздневизантийской культуры, Г. П. сравнительно спокойно относился к перспективе турецкого завоевания, но надеялся на обращение турок в православие; поэтому его отношение к исламу — не воинственное, а миссионерское. Едва ли не впервые за византийское тысячелетие православная идея отделяется от идеала «ромейской» государственности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010