В 1338 или 1339 г. (точная дата неизвестна) Стефан покинул Маковец и перебрался в Москву, в Богоявленский монастырь, вкладчиками (ктиторами) которого являлись выходцы из Ростова Великого бояре Вельяминовы. Стефан, имевший за плечами полуторагодичный опыт пустынножительства в лесной глуши, приобрел вскоре значительный авторитет в Богоявленском монастыре и со временем стал его игуменом. В этой же московской обители принял монашеский постриг и был рукоположен в священнический сан будущий глава Русской митрополии Алексей, сын черниговского боярина Федора Бяконта. Стефан и Алексей, будучи оба активными церковными деятелями, сблизились. Тем временем одинокая келья и часовня на Маковце, где обитал пустынножитель Варфоломей, приобрели известность среди иноков. Сам того не желая, скромный и смиренный Варфоломей сделался центром притяжения, и в 1344 г. на Маковце образовалась община из двенадцати человек. О пути к основанию этой обители достоверных сведений сохранилось немного. Известно, что иноческое пострижение Варфоломей принял от старца Митрофана 7 октября 1342 г. и был наречен в монашестве Сергием. В начале 1340-х гг. Сергий, при поддержке брата Стефана, возвел деревянный храм в честь Святой Троицы. Созданная на Маковце община численно росла, и Сергий фактически являлся ее руководителем в течение последующих 48 лет. Однако от принятия сана игумена он отказывался вплоть до 1354 г., вступив в этот статус только по сугубому настоянию епископа. Получив грамоту от Константинопольского патриарха, Сергий перестроил жизнь Троицкого монастыря согласно общежительному уставу. Но процесс восстановления традиции киновиального монашества, учрежденной на Руси Антонием и Феодосием Печерскими , дался ему нелегко. Иноки первоначально воспротивились реформе, и даже брат Стефан, вернувшийся в то время в Троицкий монастырь, не поддержал Сергия, поскольку считал не его, а самого себя первооснователем обители и претендовал на игуменство. В результате сам Сергий покинул Маковец и переселился к преп. Стефану Махрищенскому, в монастырь на реке Махре. Вскоре, вместе с одним из иноков этого монастыря, он основал киновию на реке Киржач, т. е. на великокняжеской земле. Но митрополит Алексей позже благословил возвращение Сергия на Маковец. После его возвращения Троицкий монастырь единодушно принял общежительный устав, был заново освящен («обновлен») и в дальнейшем развивался как образцовая киновия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Весной 1367 г. император вместе со своим спасителем графом Амадеем VI Савойским прибыл в Константинополь, где им предстояло обсудить вопрос об унии. Как признался правитель Савойи, перед началом похода против болгар он дал слово понтифику, что сумеет убедить греков в необходимости воссоединения Церквей. И теперь горел желанием исполнить это обязательство. Вместе с царем они повстречались с папским легатом Павлом Смирнским, которого апостолик наградил титулярным саном Латинского патриарха Константинополя 728 . Помня, как встретила Византия известие о Лионской унии, Иоанн V Палеолог решил действовать осторожнее. Василевс пригласил к себе нескольких епископов и двух патриархов – Константинопольского архиерея св. Филофея (1354–1355, 1364–1376) и Иерусалимского патриарха Лазаря, и запросил их мнение. Оно было очевидным – нужно созвать Вселенский Собор и на нем решить догматические разногласия. И лишь потом, как уверяли царя архиереи, возможен разговор об унии – создавалось впечатление, будто турки не стояли во Фракии, и Византийская империя имеет неисчерпаемый резерв времени. Получив соответствующее послание, апостолик был взбешен и срочно отсоветовал королю Лайошу I Венгерскому (1342–1382) идти на помощь Византии 729 . Чтобы хоть как-то сгладить впечатление, василевс уговорил Павла Смирнского, что следует собрать Вселенский Собор в Константинополе, а сам направил в Рим посольство из представителей белого и черного духовенства, которое ввиду категоричного отказа патриарха св. Филофея возглавил монах Иоасаф, бывший император Иоанн VI Кантакузен 730 . Между тем Иоанна V Палеолога менее чем кого-либо можно было обвинить в попытках внести коррективы в Святоотеческое учение. Император и ранее неизменно демонстрировал свою приверженность Православию, и св. Григорий Палама многим обязан царю своими победами над «варлаамитами». Более того, в том же 1368 г., в апреле, василевс приказал организовать еще один Собор, который наконец окончательно добил противников исихазма. Причина спора заключалась в жалобе монахов Афонской горы на Прохора Кидониса, брата месадзона (первого министра двора) Димитрия Кидониса. По их словам, Прохор, являясь иноком Лавры, только для видимости согласился признать акты Собора 1351 г., а сам втайне писал опровержение трудов св. Григория Паламы . Его сочинения изучили, нашли нелепыми и посоветовали читать священные книги, позволяющие монаху понять свои ошибки; но Прохор отказался. Тогда святогорцы решили направить дело на рассмотрение церковного суда. Суд был обстоятельным, но скорым. Сочинения Прохора и он сам были анафематствованы, и тут же приняли решение о почитании памяти св. Григория Паламы , к тому времени уже скончавшегося 731 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. согреть душу), еже зовется тем именем и до сего дне, и повеле на оном месте сооружити храм во имя и в честь святителя угодника Христова Николая чудотворца: и воздигну ту обитель славну, и удовольствова ю по пропитанию всеми потребными неоскудно» (Вознесенский А. и Гусев Ф. Житие и чудеса свт. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России. СПб., 1994 (репр.). С. 285). В память погибших православных воинов благоверным князем Димитрием была установлена Димитриевская суббота (ближайшая суббота перед праздником его небесного покровителя великомученика Димитрия Солунского: память 26 окт.). 19 мая 1389 г. 39-летний вел. князь Димитрий, находясь в болезни и чувствуя близость кончины, простился с женой, княгиней Евдокией, детьми и боярами. Сказав: «Бог мира да будет с вами», сложил руки на груди и преставился. На погребении был преподобный Сергий Радонежский. Место его упокоения – собор Архангела Михаила в Московском Кремле. 120 Преподобный Сергий (в св. крещении – Варфоломей) – великий подвижник иноческого делания. Год рождения неизвестен. У митрополита Макария (Булгакова) указан 1320 г. (История Русской Церкви. М., 1995. Кн. 3. С. 108). В агиографической и исторической литературе имеются и другие даты (1314, 1319, 1322 гг.). Родиной его была Ростовская земля. Родители его, прп. Кирилл и Мария, принадлежали боярскому сословию. Когда он еще был во чреве матери, трижды громко прокричал во время Божественной литургии (перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской и по возгласе: «Святая святым»). В семь лет был отдан вместе с братьями в обучение книжному знанию. Будучи «неудобоучащимся», скорбел об этом, но чудесным образом обрел способности к познанию по молитвам старца-черноризца, которого встретил в поле. Ростов и прилегающие земли часто разорялись от набегов татар. Родители прп. Сергия покинули родину и переселились в Радонеж. Когда они упокоились, юный Варфоломей вместе с братом Стефаном отправился в глухие лесные места для подвигов пустынножительства. Сотворив молитву, братья срубили себе келью, а затем (ок. 1340 г.) построили по благословению митрополита Феогноста (ум. 11 марта 1353 г.) церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. Было положено начало славной обители, ставшей позднее духовным сердцем России. 7 октября 1342 г. прибывший в образовавшуюся обитель игумен Митрофан постриг Варфоломея в иночество с именем Сергий (в честь римского мученика Сергия, память которого совершается в этот день). Епископ Волынский Афанасий, управлявший в то время Переяславской кафедрой, рукоположил его около 1354 г. в пресвитера, а затем дал сан игумена. Преподобный Сергий стяжал высокие дарования духовные: сердечную, чудотворящую молитву, любовь и смирение. Он был великим наставником монахов. Четырнадцать его учеников стали преподобными, прославлены в лике святых. Преподобный Сергий сподобился блаженной кончины 25 октября 1392 г. Святые его мощи были обретены 5 июля 1422 г. Житие в 1417–18 гг. составил ученик его Епифаний Премудрый .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

«Иван, великий князь Московский, перед смертью доверил [Алексию] образование и воспитание его сына Дмитрия, после чего митрополит незамедлительно и всецело посвятил себя заботам о князе».   В действительности, принимая на себя эту обязанность, Алексий следовал давней византийской традиции, согласно которой глава церкви почти автоматически становился ответственным за судьбу государства в тех случаях, когда государственная власть не могла более отправляться обычным порядком. Примеры, когда византийские патриархи становились регентами, многочисленны (патриарх Сергий при Гераклии, патриарх Николай Мистик в X веке и патриарх Иоанн Калека в XIV веке). В случае Алексия проблема, однако, заключалась в том, что Дмитрий не был царем «всея Руси», в то время как церковная власть Алексия распространялась на польские, тверские и литовские земли, правители которых были вовлечены в борьбу, с их точки зрения, вполне законную, против первенства Москвы. В начале своего патриаршества, во время правления Ивана I Калиты и хана Джанибека (1342–1357 гг.), когда мощь Орды казалась еще совершенно незыблемой, Алексий, как и его предшественники, жил в мире с татарами. Он не видел другого пути урезонить своего соперника — митрополита Романа. Дважды Алексий ездил в Орду, равно как и в Константинополь (1354–1356 гг.), привозя грамоты, получаемые через епископа Сарайского.   Помолившись на могиле святого митрополита Петра в Москве, он еще раз отправился к ханскому двору в 1357 году ради исцеления влиятельной Хатуни Тайдулы, вдовы Узбека.   Во время пребывания в Сарае митрополит оказался свидетелем убийства Джанибека и начала династических раздоров в Орде. Дипломатические контакты с татарами привели его к получению ярлыков на привилегии для православной церкви как от Тайдулы, так и от хана Бердибека.   Укрепив в Орде свои позиции, Алексий отправился на территории, контролируемые Ольгердом, — факт, указывающий на то, что власть Романа не являлась неоспоримой в этих местностях. В январе 1358 года Алексий выехал из Москвы в Киев и пробыл во владениях Ольгерда до 1360 года.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Из той сводки данных источников об Арменопуле и его труде, которой располагает современный исследователь и которая наиболее обстоятельно в последнее время проанализирована в исследовании Питцакиса, предваряющем его новейшее издание Шестикнижия, с большей или меньшей долей уверенности можно сказать о нем следующее: в 1345 г., т. е. в году, когда была составлена древнейшая из дошедших до нас и представляющая к тому же уже второе (дополненное) издание Шестикнижия рукопись, Ottobonianus 440 (датируется январем 1345 г.), 448 Константин Арменопул действует как судья ( κριτς) Фессалоники, севаст и οκεος (или δολος) императора (Иоанна V Палеолога или Иоанна VI Кантакузина – неизвестно); в 1349 г. он сочетает эти должности и титулы с титулом номофилакса и судьи «непорочного царского секрета», что само по себе, очевидно, предполагало его причастность к институту эпархиальных «вселенских судей», т. е. «кафолических судей» без приставки τν ´ Ρωμαων (именно это звание Арменопула засвидетельствовано «Опровержением» патриарха Филофея, которое предположительно датируется 1353 или 1354 г. 449 ); помимо Шестикнижия является автором серии работ по юридическим, историческим, грамматическим и теологическим вопросам: «Эпитома божественных и священных канонов»; «О ересях»; «Слово на праздник св. Димитрия-Миропомазанника, празднуемый в храме пресвятой Богородицы Нерукотворной»; неизданный лексикографический труд Арменопула, содержащийся во многих рукописях и состоящий из «Алфавитного лексикона, содержащего синонимы глаголов» и «Алфавитного лексикона, содержащего общеупотребительные глаголы, в котором показывается, какие из них непереходные, а какие переходные»; табель о рангах при императорском дворце и при патриаршестве; и другие. 450 Трудно сказать, где именно находился Арменопул во время восстания зилотов (1342–1349) и каким было его отношение как к этому восстанию, так и к исихастским спорам, современником которых он был. Все попытки историков представить его сторонником зилотов, одним из тех судей, которые были выбраны восставшим народом, или же, напротив, их противником, бежавшим из мятежного города в 1345 г., сторонником паламитов или, в свою очередь, их противником, представителем или «православной» партии, или «латинствующей», – не более, чем гипотезы, плохо или никак не обоснованные.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Именно поэтому так легко был принят в константинопольском богослужении Diataxis tes Theias Leitourgias (Устав Божественной литургии) Этот нормативный текст, регламентировавший совершение Литургии, был составлен патриархом Филофеем (1353-1354, 1364-1376) в 1342-1347 годах, когда он еще был игуменом Великой лавры на Афоне. В своей первоначальной версии Диатаксис существовал независимо от чинопоследования Литургии Иоанна Златоуста, с которой он был непосредственно связан, а одной из существенных его особенностей было подробное описание совершения проскомидии Тогда же патриарх Филофей составил и Diataxis tes hierodiakonias (Устав священнослужения), который регламентировал совершение служб суточного круга богослужения, и прежде всего совершение всенощного бдения Изменения в кафедральном богослужении сопровождались и изменениями в совершении различных чинопоследований, в которых принимали участие византийские императоры. Новая версия императорского обряда была зафиксирована в Книге церемоний, составленной при императорском дворе в 1347-1368 годах. Четвертый и пятый разделы этого сочинения содержат описание праздничного богослужения с участием императора и патриарха, седьмой раздел посвящен венчанию на царство, которое следовало традициям, сложившимся в Никее, и содержало описание помазания миром, а десятый раздел определял порядок избрания Константинопольского патриарха За кодификацией «императорского обряда» последовала кодификация особенностей патриаршего богослужения. В 1386 году протонотарий Великой церкви диакон Димитрий Гемистос составил Архиератикон (патриарший чиновник), который содержал описание Литургии, совершавшейся патриархом в Святой Софии, и описание совершения хиротоний Одним из основных источников при составлении Архиератикона был Устав Божественной литургии патриарха Филофея, из которого, в частности, было заимствовано описание проскомидии. Другим источником была коллекция формуляров хиротоний, происходящая из патриаршей канцелярии. Существенной особенностью Архиератикона является упоминание о наличии молитвы перед чтением Евангелия, которая не упоминалась в Диатаксисе патриарха Филофея, что, в свою очередь, свидетельствует о появлении этого элемента в константинопольском богослужении во второй половине XIV века. Позднее на основе Архиератикона Димитрия Гемистоса был составлен Diataxis tes tou patriarchou leitourgias, который содержал только описание совершения Литургии в Великой церкви

http://sedmitza.ru/lib/text/443676/

Кирилл Александрийский (конец 370-х – 444) 1338 , блаж. Феодорит Кирский (393–457) 1339 , Св. Юстиниан Великий (483–565) 1340 , преп. Максим Исповедник (580–662) 1341 , преп. Анастасий Синаит (VII в.), Леонтий Византийский (VI в.) 1342 , Леонтий Иерусалимский (VI в.) 1343 , Василий Селевкийский († ок. 458–460) 1344 , в основном занимались христологическими проблемами, которые однако невозможно разрешить без понимания устроения человека, но специальный труд, посвященный антропологии оставил только преп. Анастасий Синаит («Три Слова об устроении человека по образу и подобию Божию») 1345 . Следует отметить и диалог «Феофраст или о бессмертии души и воскресении тела» Энея Газского († после 518) 1346 . Некоторые из писателей этого времени, например преп. Максим Исповедник , Дионисий Ареопагит (конец V-VI в.) 1347 , преп. Нил Синайский (конец IV – середина V вв.) 1348 , преп. Варсонофий Великий и преп. Иоанн Пророк (конец V-VI вв.) 1349 , преп. Авва Дорофей (конец VI – начало VII вв.) 1350 , преп. Иоанн Синайский (Лествичник) (ок. 557 – середина VII в.) 1351 , преп. Исаак Сирин 1352 (VII – начало VIII вв.) 1353 , Блаж. Диадох еп. Фотики древнего Эпира (V в.) 1354 , Исихий Иерусалимский (V в.) 1355 внесли свой вклад и в аскетическую письменность, тоже связанную с необходимостью антропологического знания. «На Ефесском, Халкидонском и двух Константинопольских Соборах (553 и 681 гг.) византийскому богословию удалось осуществить христологический синтез александрийской и антиохийской традиций» 1356 . «Напряжение богословской мысли в эпоху Ефеса и Халкидона было поглощено, главным образом, христологической проблемой. …Не дав законченной антропологии, писатели этого периода осветили особенным образом проблему о человеке, а в лице Леонтия Византийского обогатили литературу ценным терминологическим вкладом» 1357 . Намеченные Преп. Максимом Исповедником контуры целостной системы, в которой все значительные традиции обрели свое законное место, помогли сохранить для восточного христианства идеи Оригена , Евагрия, каппадокийцев, Кирилла и Псевдо-Дионисия 1358 , «фактически преп.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

короля и их полномочия как выборщиков. «Рейнское соглашение курфюрстов» (Rhenser Kurverein) от 16 июля 1338 г. провозглашало также ненужность папской апробации выборов. В добавление к этому Людвиг издал имп. закон «Licet iuris» (4 авг. 1338, Франкфурт), подтверждавший выработанный курфюрстами текст и то, что избранный король является также и императором и получает сан от Бога, а не от папы, папа проводит церемонию коронации, но не имеет права апробации. В имп. мандате «Fidem catholicam» от 6 авг. 1338 г. Людвиг провозглашал, что всегда придерживался истинной католич. веры, доказывал легитимность своей власти, объявлял папское отлучение недействительным и запрещал повиноваться интердикту. Эти документы в дальнейшем использовались курфюрстами и королями для отклонения папских притязаний и стали частью имперского права. В 1342 г. Людвиг отнял Тироль у Люксембургов, что вызвало новое обострение конфликта с Виттельсбахами и Люксембургами, к-рые были поддержаны папой. В ходе этой борьбы в 1346 г. часть курфюрстов во главе с Балдуином, архиеп. Трирским, и при поддержке папы Климента VI избрали антикороля Карла, маркграфа Моравского, сына чеш. кор. Иоанна. В разгар противостояния Людвиг Баварский умер (11 окт. 1347). Правление Карла IV Люксембурга (1346/49-1378, маркграф и король Чехии с 1346, император c 1355, король Бургундии с 1365) стало временем укрепления централизованной власти в Г. Карл добился примирения с папой и заключил союз с франц. королем. Ему удалось обеспечить переход трона к сыну. Противники Карла Виттельсбахи избрали антикоролем гр. Гюнтера фон Шварцбурга (янв.-май 1349), однако после его смерти Карлу IV удалось быстро достичь с ними соглашения (1350). Карл IV проводил политику укрепления династических владений, королевства Чехии, и сделал Прагу своей резиденцией, отстроил Новый город и основал Пражский ун-т (1348), первый в империи к северу от Альп, покровительствовал науке и искусству. Во время похода в Италию в 1354-1355 гг. Карл короновался итал. короной в Милане и имп.

http://pravenc.ru/text/164803.html

На горе Маковица, что в 15 км от их дома, они поставили деревянную келью и «церквицу» среди дремучего леса. Скоро митрополит Феогност благословил братьев и прислал в 1340 г. священника, освятившего храм во имя Живоначальной Троицы. Вскоре Стефан оставил брата – ушел в московский Богоявленский монастырь, а Варфоломей продолжил духовное подвижничество в одиночестве. Недалеко проживавший старец Митрофан 7 октября 1342 г. постриг Варфоломея в иноческий сан под именем Сергий, вдень празднества Сергия и Вакха. Скоро к новому отшельнику потянулись люди, прося принять и их, и только после настойчивых просьб Сергий позволил присоединиться к нему новым инокам. Они построили 12 келий, и началась жизнь новой обители. Но игуменом Сергий еще не был, и лишь в 1354 г., когда он пришел в Переславль-Залесский к епископу Волынскому Афанасию, тот рукоположил его в иеромонахи, поручив управление монастырем. В эти годы братия обители еще питалась раздельно, а некоторые имели даже собственность. Лишь в 1372 г. благословивший Сергия патриарх Константинопольский Филофей и подаривший ему крест, параман и схиму, посоветовал игумену ввести в обители общежительный устав, что было принято. С этого времени жизнь в монастыре была перестроена, имущество стало общим, введена общая трапеза и общий духовник. Одним из первых духовников стал преподобный Савва, основатель Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. Но не все приняли новые порядки, и Сергий скоро вынужден был уйти на речку Киржач, где основал новую обитель во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Однако через 4 года, по настойчивым просьбам братии Троицкого монастыря, он возвращается назад. Высокий моральный авторитет преподобного, его духовная сила и активная церковная деятельность снискали монастырю всеобщее почитание, сделав его скоро духовным центром московских земель, получив поддержку великих князей. В обители молился Дмитрий Донской перед Куликовской битвой и отсюда ушли на ратный подвиг, получив игуменское благословение, иноки Пересвет и Ослябя.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Но это просто потому, что она находила преждевременной выходку своего сына и в затруднительном положении Кантакузина увидала предлог вырвать у него обещание возможного в будущем отречения. Но, как и сын ее, она ждала отмщения. И получила его в 1354 году. При поддержке латинян Иоанн Палеолог захватил Константинополь и принудил своего тестя отречься от престола. Выказав странное для такого честолюбца смирение, Кантакузин без всякого сопротивления удалился в монастырь, и жена его, мужественная и умная Ирина, могла не без иронии сказать: «Если б я некогда обороняла Дидимотику (где она прославилась удивительной обороной в 1342 году), как вы обороняли Константинополь, вот мы уже двенадцать лет спасали бы наши души». Кантакузин, несмотря на свои выдающаяся качества, Анна Савойская, благодаря всем ошибкам своего правления, оба несут тяжелую ответственность за упадок и окончательную гибель византийской империи. Оба одинаково и тяжко погрешили, допустив, что из-за их соперничества разразилась бесконечная междоусобная война, а главное тем, что призывали злейших врагов империи, и, быть может, великий доместик, способный предвидеть последствия своих поступков, еще более выходить тут виновным, чем бестолковая и беззаботная императрица. Никогда до него не было видано, чтобы византийская царевна выходила замуж за мусульманина; никогда до него никто не видел, чтобы турки приходили чуть не селиться во Фракии, и чтобы церковные сокровищницы употреблялись на удовлетворение требований неверных. При нем все это увидали, и еще более того. Григора рассказывает, что в самом императорском дворце турки, с которыми обращались как с друзьями, позволяли себе всякие вольности; во время церковных служб они танцевали и пели к большому соблазну христиан. Они, конечно, хорошо понимали, что они хозяева положения, и что гражданская война была выгодна для них одних. Они судили верно. Через сто лет после этого Константинополь был взят, св. София разграблена, и полумесяц на долгие века заменил крест. Царствование Анны Савойской заключало в себе хоть не прямые, но несомненные причины, приведшие к этой окончательной катастрофе. И есть полное основание жалеть о том, что, в противность стольким западным принцессам, царствование которых прошло в Византии неслышно и незаметно, Анна хотела и могла играть роль, но сыграла ее плохо, ибо не обладала для того достаточным разумением. Глава IX. Браки последних Палеологов

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010