Евергетидский Типикон. Алексеевский устав. Χρ γινσκειν, τι v τ νν τ κυριακ το Λουκ ναγινσκεται ν τ ρθρ λγος το μεγλου Βασιλεου ν τος ‘Ηθικος εις τ ρητν τς ρμηνεας το Καθελ μου τς ποθκας λογος ιθ’. Кдти сть ко къ девтоу нелю суа лоу гда чьтсс суалне моу же начл въ оно чаккоу богатоу стероу чьтьс къ тоу полоу того суалн слово стго касиан обычьныхъ о том разорю житьинц мо моу же начало соугоу вдни напасти. В неделю девятую периода времени, в который полагалось чтение зачал из евангелия Луки 134 , падавшую около 17–18 ноября, в том и другом Уставах одинаково указывается чтение слова Василя Великого на евангельское чтение недели, но тогда как в Алексеевском Уставе это слово названо словом обычьныхъ, в Евергетидском – ν τος ‘Ηθικος, следовательно, термин обычьныхъ, есть перевод греческого ν τος ‘Ηθικος. Среди творений св. Василия Великого известен ряд «нравственных правил» в числе 80, носящих общее название τ ‘Ηθιχ 135 , но что в Алексеевском и Евергетидском Уставах под термином τ‘Ηθιχ – обычьныхъ разумеется нечто иное, очевидно уже из того, что беседа на Лk. XII:18 136 в состав восьмидесяти «нравственных правил» не входит. Несомненно, что под указанным термином Евергетидский Типикон разумеет особые сборники слов и отдельных статей из творений Василия Великого и Иоанна Златоуста 137 . Алексеевский Устав под 18 ноября указывает лишь на первый из этих сборников, т. е. на τ‘Ηθιχ Василия Великого , под понедельником же по неделе всех святых Уставь замечает неопределенно – и обычьныхъ, но, принимая во внимание, что слова обычьныхъ упоминаются между творениями того и другого отца (толкования на псалмы Златоуста и Василия Великого , обычьныхъ и толкование на Деяния), надо полагать, что Устав разумет здесь τ‘Ηθιχ обоих отцов. – Подобно тому как с только что названной девятой неделей евангелия Луки соединяется чтение слова Василия Великого на чередное зачало этой недели, также точно с неделей о богатом и Лазаре, падающей около 26 октября – 6 ноября, связывается чтение пяти слов Златоуста о богатом и Лазаре 138 , с неделей св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Из дальнейших статей заключает несколько литургических указаний глава о том, когда стоять на службе со свечами и об освещении церкви в будние дни и праздники. Особенно же замечательна в этом отношении обширная статья о погребании, л. 273–278. В виду важности этой статьи для истории обряда, мы помещаем её с объяснениями в приложения. (См. далее). Сгруппируем теперь главные особенности студийского часослова сравнительно с иерусалимским, по этому изложению, и покажем их видовые отличия. Утреня начиналась иначе и открывалась каждением при пении 6-го псалма. В подлиннике « плмъ». Мы переводим это слово – шестой псалом, а не шестопсалмие, потому что о нем идет речь далее, и по аналогии с началом утрени по обычаю Св. горы, где утреня начинается шестым псалмом (синод. рук. 431). Ни о полунощнице, ни о псалмах 19 и 20, не говорится ни слова. Входя из притвора в церковь , во время каждения, священник произносит: яко свят еси ныне... тот же возглас, что и на литургии после входа. Число кафизм на утрене по студийскому уставу меньше, чем по иерусалимскому и ограничивается одной в период от недели фоминой до воздвижения и двумя – от воздвижения до великого поста; тогда как по иерусалимскому для первого периода назначаются две, а для второго – три. Указывается также отличие в исполнении непорочных по субботам, в праздники и в дни будние. В первом случае они стихословятся с аллилуия, а во втором просто, без аллилуий. Отсюда видно, что этот припев служил иногда отличием праздничной службы, как и остается доселе с этим значением в уставе римском. На этом-то основании в студийском монастыре непорочны пелись с аллилуия в субботу первой недели великого поста (память Феодора Тирона), в лазареву субботу и в субботу великую. О теперешнем каноне с тропарями на непорочных не говорится ни слова, а вместо них служило припевом аллилуия. В состав полиелейных псалмов входили три: 134, 135, 136, и, следовательно, последний из них: на реках вавилонских, не был принадлежностью великопостной только службы как теперь. Кроме того, эти псалмы произносились с аллилуия сугубой и однократной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Из дальнейших статей заключает несколько литургических указаний глава о том, когда стоять на службе со свечами и об освещении церкви в будние дни и праздники. Особенно же замечательна в этом отношении обширная статья о погребании, л. 273–278. Ввиду важности этой статьи для истории обряда, мы помещаем ее с объяснениями в приложении. (См. далее). Сгруппируем теперь главные особенности студийского часослова сравнительно с иерусалимским, по этому изложению, и покажем их видовые отличия. Утреня начиналась иначе и открывалась каждением при пении 6-го псалма. В подлиннике „ п л мъ“. Мы переводим это слово – шестой псалом, а не шестопсалмие, потому что о нем идет речь далее, и по аналогии с началом утрени по обычаю Св. горы, где утреня начинается шестым псалмом (синод. рук. 431). Ни о полунощнице, ни о псалмах 19 и 20, не говорится ни слова. Входя из притвора в церковь , во время каждения, священник произносит: яко святъ еси нын… тот же возглас, что и на литургии после входа. Число кафизм на утрене по студийскому уставу меньше, чем по иерусалимскому и ограничивается одною в период от недели фоминой до воздвижения и двумя – от воздвижения до великого поста; тогда как по иерусалимскому для первого периода назначаются две, а для второго – три. Указывается также отличие в исполнении непорочных по субботам, в праздники и в дни будние. В первом случае они стихословятся с аллилуия, а во втором просто, без аллилуий. Отсюда видно, что этот припев служил иногда отличием праздничной службы, как и остается доселе с этим значением в уставе римском. На этом-то основании в студийском монастыре непорочны пелись с аллилуия в субботу первой недели великого поста (память Феодора Тирона), в лазареву субботу и в субботу великую. О теперешнем каноне с тропарями на непорочных не говорится ни слова, а вместо них служило припевом аллилуия. В состав полиелейных псалмов входили три: 134, 135, 136, и следовательно последний из них: на реках вавилонских, не был принадлежностию великопостной только службы, как теперь. Кроме того, эти псалмы произносились с аллилуия сугубою и однократною.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

л. 224. В. Василиа Кесариа каппадокыйскыа архиепископа. Нач. Наг изыдох на плач с, младенец сы, наг отиду пакы. л. 225. От глав св. Григориа Синаита . Мелкие отрывки. л. 228 об. Препод. отда нашего Симеона Новаго Богослова , игумена бывша и презвитера обители св. Маманта, о еже како подобает пребывати иноком и како подобает служити по Бозе братиам, и о иже с небрежением пребывающих в братиах. Слово 1. См. 180 л. 1. л. 250. Полиолей иже есть многомилостивое, певаемо в всяку неделю оть Вздвижениа честнаго креста до недели сырныя, и в Господскыя праздникы и в дни нарочитых Святых, внегда устав сказует. Псалмы 134–136. л. 252 об. Никифора Влеммида любомудрьца избрание псалмом на Царскыя праздникы и в памяти Святых. л. 283 об. Правило, внегда случиться искуситися кому во сне. Послесловие: В лето 6946 (1437) индикта 1 мес. декабря в 6, на память иже в святых отца нашего Николы, архиеп. Мирликиа чюдотворца, списана бысть сиа книга в царстей обители Святыя Троица в потружении препод. отца нашего игумена Сергиа и его ученика препод. игумена Никона, при благовернем Вел. Князи Василии Васильевичи, при настоятельстве игумена Зиновья, рукою многогрешнаго Пимина, в славу Отцу и Сыну и Св. Духу ныне и присно и в векы веком, аминь. 408. (1345.) Стихирарь крюкокый с прибавлениями, полууст., второй полов. Х века, к осьмую долю, 508 листов. л. 1. Ирмолог, заглавный лист утрачен. л. 92. Степенна (8 гласов), гл. 1, антифон 1, творение кир Феодора студийскаго. л. 100 об. Припелы на праздшикы, без крюков. л. 106. Стихиры, творение Леона царя, по вся недели. л. 111. Чин нощи св. пятка. В конце царские часы в сей день. л. 138 об. Стихиры вскресны на 8 гласов. л. 148 об. Подобники певаемы от 8 гласов по всему году в Миниах, и в Охтае, без крюков. л. 154 об. Ирмосы препразднственные Р. Хр. и Крещению без крюков. л. 161. Имяна знамением или названиа крюковых нот, числом 50, с начертаниями. Нач. Параклит, змиица, полкулизми, голубец. Порядок отличен от показан. в Оп. Рум. Муз. л. 652 и Сборн. Кирилл-белоез. монастыря; есть изменениа в названии и начертании крюков, напр., крыжь, ключь, сорочия нога, кобыла.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

На 391 лисше: В лето 7051 (1543) мес. апреля в 22 начал Игнатий Курачев писати Псалтирь с следованием. Ниже: Лета 7067 (1550) мес. февраля в 7 день на паметь препод. отца нашего Парфениа епископа ламисакийскаго на сий день старец Иона Зуй положил на собя великий образ. 317. (829.) Псалтирь с возследованием, полууст. в два столбца, исх. XV или нач. XVI века, в лист, 586 листов. Начальные листы до 10 и конечные с 558 приписаны другою рукою в сплошную строку, а вторые столбцы предпоследних л. 529–557 наклеены. После Псалмов и Песней. л. 99. Часословець, имея нощную и дневную службу, по уставу препод. отца нашего Савы. л. 135 об. Месяцеслов, без надписи, начин. с сентября; в заглавии месяцев показаны римские и славянские названия, см. 255 л. 225. Из русских Святых упоминаются только древнейшие. л. 230. Тропари и кондаци велиции Четыредесятницы и Пятидесятницы. л. 253 об.–523. Шестоднев служебный. л. 523. Канон ангелу хранителю, творение Иоана инока. л. 526 об. Служба к Господу нашему Ис. Христу, творение кир Феоктиста инока студийскаго. После начальных обычных стихир положены ины стихиры св. Богородици по вся дни. л. 532. Неседальное пение. л. 543. Чин, како подобает пети параклис пресв. Богородици. л. 551. Правило хотящу причаститися св. таин преч. тела и честныя крове Господа и Бога и Спаса нашего Ис. Христа. См. 267. л. 566. Канон Благовещению пресв. Богородици, творение кир Феофана. л. 569. Два канона препод. Сергию радонежскому. л. 574. Служба в св. неделю Пасхи. л. 583. Внегда случится искуситися иноку в сне от оскврнениа по действу диаволю. 318. (831.) Псалтирь с возследованием, полууст., нач. XI века, в лист, 139 листов, ветхая. После Псалмов и Песней: л. 71. Никифора Влемида любомудрьца избрание Псалмов на Господскыа праздникы и в памяти Святых. л. 84 об. Припелы певаемы на Господскыа праздникы и в памяти Святых, многомилостиво. Избранные Псалмы редко пишутся отдельно от величаний, а большею частию, как и в печатных, соединены вместе. л. 86. В великую субот нагробное. Кафизма 17 с величаниями. В конце 4 псалма из вечерни и 3 полиелейных (134–136).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Понятно, что пренебречь Такого Посредника нельзя безнаказанно. Достойно замечания и то, что возвещённое через ангелов называется «словом», а проповеданное Господом «спасением». Всякому понятна та великая разность, которая находится между этими словами 132 . Нельзя не упомянуть и о том, что если Апостол назвал ангельское слово твёрдым (ββαιος), то ещё более прочна и достоверна передача евангельского учения самими очевидцами Сына Божия и Спасителя мира. Кроме личного удостоверения самовидцев, Апостолы, по представлению Павла, явились достойными доверия свидетелями и потому, что сопровождали свою проповедь различными удостоверениями: σημεοις, τρασι, δυνμεσι κα μερισμος Πνεματος γον. Всё это различные виды чрезвычайного удостоверения. Слово Σημεον – знамение заключает в себе более широкое понятие, нежели τρας, потому что обозначает всё, что служит к засвидетельствованию. Τρας же обозначает то, что чудесно само по себе, как превосходящее обычные законы естества, поэтому в смысле религиозном есть вместе и σημεν, т. е. удостоверение. Δυναμις иногда означает отдельные чудесные действия, в которых обнаруживаются высшие силы 133 , а иногда эти самые силы, как основы этих чудесных действий 134 . Μερισμς, сообразно с понятием глагола μεριζειν 135 , имеет значение сообщения дарования. Потому здесь под μερσμο должно разуметь те духовные дарования (χαρσματα), которые имели место в церкви первенствующей и которые подавались как свободные дары благодати Духа Божия 136 . В этом множестве и разнообразии засвидетельствования истины проповеди Апостольской Павел выражает, как велико попечение Божие о полноте воздействия на людей и как люди будут безответны, если не воспримут столь многоразлично удостоверяемой проповеди. Изобразивши славу и величие Христа, Апостол далее говорит о Его уничижении, опять ссылаясь на мессианские псалмы 137 и другие пророчества. Поэтому в языке своём и изложении он опять употребляет множество гебраизмов. Но рассуждения, которыми он применяет пророчество ко Христу, дышат уже другим складом и тоном, одушевление которого однако не меньшее, но более патетичное и сильнее, например, в Евр.2:9–10, 2:14–18 , где Апостол говорит о необходимости крестной смерти Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Поэтому мысль о Мессианском элементе в ветхозаветных Священных книгах можно встретить равно у всех святых Отцов Церкви. То, что высказал об этих книгах св. Ириней Лионский , впоследствии повторяли в той или иной форме свв. Отцы, при­надлежавшие к двум противоположным направлениям то­гдашней богословской мысли. «Из Писаний (разумеется – ветхо­заветных), – говорит св. Ириней, – Бог приготовил и обра­зовал нашу веру в Сына Его (воплотившегося)» 127 ; поэтому, «если кто станет внимательно читать (эти) Писания, то найдет в них речь о Христе, ибо сокровище, скрытое в Писаниях, есть Христос» 128 , «Который был проповедан законом и про­роками» 129 и не только «обещал чрез них явить всякой плоти спасение Свое» 130 , но «что было предсказано Творцом мира одинаково чрез всех пророков, в конце исполнил» 131 . Подобно сему рассуждают и представители Александрийской школы – св. Кирилл Александрийский и св. Афанасий Великий . По словам первого – «Христос – конец закона и пророков» 132 , а второй говорит, что «все вообще (ветхозаветное) боговдохно­венное Писание с начала до конца вопиет о Христе, – как ясно показывают самые речения, – так что исполнено обли­чениями Неверия Иудеев» 133 , ибо «в каждой книге Писания, преимущественно о Спасителе, предвозвещается то же, что во всех Писаниях. И словеса других святых (т. е. помимо тех, кои составляли псалмы) преимущественно были о Спасителе. Это, – замечает св. Отец, – есть общий предмет, одно и тоже согласие Духа» 134 . Но с этим согласен и св. Иоанн Злато­уст, – воспитанник Антиохийской школы, – также усматриваю­щий «согласие Ветхого Завета с Новым» в том именно смысле, что «Закон (под коим он здесь разумеет весь Ветхий Завет ), как говорящий о Христе, пролагал путь вере (в Него); предваряя веру, о ней свидетельствовал (почему ап.) Павел и называет ее свидетельствуемою от закона и про­роков ( Рим.3:21 )» 135 , так как «в книгах распявших Христа Иудеев заключаются свидетельства о Нем, ибо в них еще задолго были предсказаны все события из Его жизни» 136 , а «что пророки предвозвещали о Нем», – это, по замечанию св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Приписывая многие из своих видений влиянию злых духов, он рассказывает своим слушателям, как демоны соблазняли его лукавыми помыслами ( πονηρο λογισμο), призраками ( φαντασοις); иногда они принимали образ женщин, зверей, воинов, обращались в прорицателей, являлись высокорослыми, толстыми 133 , нередко пели псалмы, припоминали Антонию изречения из Писаний, являлись в образе отшельников, благоговейно беседуя с ним; в другое время они производили шум, крик, плач и пр., побуждали Антония даже к молитве и строгому постничеству, предсказывали ему о разлитии Нила, прибегая из земли Ефиопской 134 . Явление демонов, говорит Антоний, бывает с шумом, наводит страх на человека, тогда как явление святых бывает спокойно и тихо 135 . Однажды, по словам Антония, явился ему демон при многочисленном собрании других и сказал ему: «я – божия сила, я – промысл; чего хочешь, все дарую тебе» 136 . В другой раз Антоний увидел огромного великана. «Когда я «просил, кто ты, он отвечал: я сатана». На вопрос Антония, зачем он пришел, демон отвечал, что нигде не находит себе места от христиан, наполнивших собою и города и пустыни. Когда Антоний объявил ему, что Христос низложил демонов, то, услыша имя Христа, великан исчез 137 . Против таких видений, к которым заранее должны приготовиться любители жизни отшельнической, Антоний убеждает иметь твердую веру в Бога и благочестивую жизнь. «Злые духи, говорит он, боятся подвижнического поста, бдения, молитв, кротости, безмолвия, несребролюбия, смирения, нищелюбия, милостынь, безгневия, преимущественно же благочестивой веры во Христа. Знают они, какую благодать против них дал верующим Спаситель, который сказал: се даю вам власть наступать на змию и на скорпию и на всю силу вражию 138 ( Лук. Х, 19 ). Многие, следуя увещаниям Антония, оставляют мир и поселяются в пустыне. Число желавших подражать Антонию особенно увеличилось после посещения им Александры во время гонения при Максимине (около 311 г.). Антоний к этому времени настолько достиг уже совершенства, что предпочел всем пустынным подвигам своим любовь к ближним, страдавшим за веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

С Воздвижения до Великого поста, когда полагаются в субботу две кафизмы и затем третья – непорочны, рабочие собираются на конце второй кафизмы. Если случится в субботу праздник, то непорочны поются с аллилуйя и разделяются на три части: так они поются в 1-ю субботу Великого поста, в лазареву и в Великую субботу «праздника ради». Если же непорочны поются за мёртвых (т.е. бывает заупокойная служба), в таком случае они разделяются на две части, и каждая из них сопровождается заупокойной ектеньёй и молитвой священника «Боже духов». После второго отделения произносятся: два тропаря за мёртвых (святых лик и со святыми упокой), благословен еси, Господи; покой Боже рабы своя, – два раза с тем же стихом, на слава и ныне трижды аллилуйя. На вечерне в субботу и накануне господских праздников полагается первая кафизма, в будние дни – «ко Господу внегда воззвах». Далее, применительно к порядку утрени, говорится о том, как петь. Бог Богом и хвалите Господа, хвалите имя Господне (полиелей), стихи песней канона и часы. Суть этих статей состоит в указании, когда, на какой глас, и с какими аллилуиариями петь положенные на утрене псалмы и песни. Основанием для этого правила служит система аллилулиариев (или припевов аллилуйных), введённая Феодором Студитом . По словам устава, он положил на каждый глас по 9-ти аллилуиариев, так что полное число их на все гласы составляло 72. Эти девять аллилуиариев чередовались, судя по гласу и по значению дня. Для одних псалмов, и в известные дни, полагались первые три, для других следующие три, или последние 7-й, 8-й и 9-й. «Хвалите имя Господне», или 134 псалом, в недели от 1-го до 4-го гласа, исполняется на 4-й глас, а в следующие четыре – на 6-й. Псалом 135-й поётся несколько, иначе; именно – к первому его стиху: «исповедайтеся Господеви, яко благ» прибавляется сугубая аллилуйя и антифонный припев «яко в век милость его» с аллилуйей простой (т.е. однократной). К этим двум полиелейным псалмам прибавлялся и третий (136-й) «на реках Вавилонских»; только его пели не с сугубой аллилуйей, а с простой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Таким образом, среди всех икон храма именно аналойные иконы, предназначенные для обряда proskynesis, оказываются наиболее активно вовлеченными в сам ход богослужения, составляя неотъемлемую часть его каждодневного обихода. Функции данных икон, как мы постарались показать, были при этом многообразны.В изобразительном храмовом ансамбле икона на аналое перед алтарем всегда являлась тем реальным его центром, который извлекал единый литургический смысл из самостоятельных программ иконных рядов иконостаса и циклов настенных росписей. 172 Mango C. The Ari of the Byzantine Empire, 312–1453. Sources and Documents. Toronto–Buffalo–London, 1986, p.135–136 173 Belting H. Bild und Kunst: Eine Geschichte des Bildes vor dem Zeitalter der Kunst. Munich, 1990, S.122. 174 Согласно данным, которые приводит Н. Паттерсон-Шевченков ее статье об иконах в литергии (Patterson-Shevchenko. Icons in Liturgy//DOP.45.Wascington, 1991, p.56, прим.81), (см. настоящее издание, Паттерсон-Шевченко H. Иконы в литургии, прим.81) в болгарской Псалтири Томича середины XIV в. из собрания ГИМ (Муз. 2792) тексту Согласно данным, которые приводит Н. Паттерсон-Шевченко в ее статье об иконах в литургии (Patterson-Sevcenko N. Icons in the Liturgy//DOP. 45. Washington, 1991Polyeleos (Псалмы 134–135) соответствует миниатюра с изображением иконы Христа, фланкируемой с двух сторон священниками, певцами и двумя подсвечниками со свечами (f.226r). В современной греческой церкви поклонение иконе праздника происходит именно во время службы после Полиелея. В русской традиции поклонение иконе праздника положено после пения 6 Песни канона. 175 В указанной статье Н. Паттерсон-Шевченко приведен обильный перечень византийских типиконов, инвентарей и других текстов, содержащих указание икон proskynesis – указ. соч., прим.7. Ввиду важности этого материала для нашей темы приводим его полностью: Правила Михаила Атталиата – Gautier P. La diataxis de Michel Attaliate//REB. 39 (1981), 89.1192; Типикон монастыря Богоматери Кехаритомене, построенного супругой Алексея Комнина Ириной – Le Typikon de la Theotokos Kecharitomene//REB. 43 (1985), 109.1956, 113.1670; Типикон XII в. монастыря Пантократора – Le Typikon du Christ Sauveur Pantokrator//REB. 32 (1974), 37.158, 39.166, 179, 73.736, 744, 746; Типикон 1152 г. монастыря Богоматери Космосотеира – Petit L. Typikon du monastere de la Kosmosoteira pres Aenos (1152)//ИРАИК. 13 (1908), 23.37, 26.33; Завещание 1247 г. ктитора монастыря Богоматери в Лидии; инвентарь 1449 г. монастыря Елеусы – Le monastere de Notre-Dame de Pitie en Macedoine//ИРАИК. , (1900), 119.7–9, c.131.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010