Одна из наиболее архаичных редакций Иерусалимского типикона сохранилась в сирийской рукописи XIII века Sinai, syriac 136, которая содержит сирийский перевод типикона, предназначавшегося для монастыря святой Екатерины на Синае. Так, в молитвах литии и в молитве благословения хлебов упоминаются пророк Моисей, великомученица Екатерина и святые отцы Синайской горы, а в списке всенощных бдений указано совершение бдения 4 сентября, на память пророка Моисея, и 24 ноября, на память великомученицы Екатерины Характерной чертой этой архаичной редакции является особый порядок следования частей типикона, при котором описание совершения всенощного бдения, а также другие богослужебные указания общего характера находятся после текста Иерусалимского синаксаря, а не перед ним Упоминание преподобного Феодосия Киновиарха в заглавии описания всенощного бдения (Типикон соборной церкви преподобного Феодосия, главы монастырей), а также совершение всенощного бдения 11 января, на память преподобного Феодосия, свидетельствует, что первоначальный текст этого описания был составлен в монастыре, известном под названием deir Dosi, то есть в киновии преподобного Феодосия, и что с этим же монастырем связано происхождение Иерусалимского синаксаря Зависимость греческого оригинала типикона Синайского монастыря от типикона из киновии преподобного Феодосия позволяет высказать предположение, что первоначальная адаптация одной из версий Студийского синаксаря происходила именно в этом монастыре, а не в лавре Саввы Освященного. Из описания всенощного бдения, находящегося в сирийской рукописи, следует, что в состав воскресной вечерни входили лития и благословение хлебов, которые являлись отличительной особенностью палестинской агрипний Начальная часть воскресной утрени также имела два дополнительных элемента иерусалимского происхождения по сравнению с воскресной утреней, совершение которой регламентировалось первой редакцией Студийского синаксаря. Во-первых, после пения второй воскресной кафизмы Псалтири пелся полиелей (то есть первая слава XIX кафизмы, которую составляли 134, 135 и 136 псалмы) и, во-вторых, после полиелея следовало пение XVII кафизмы Псалтири (Непорочны) с особыми воскресными тропарями Иерусалимское происхождение этих двух элементов не вызывает сомнений, так как аналогичная структура начальной части воскресной утрени, в состав которой входят две воскресные кафизмы Псалтири (II и III), полиелей и Непорочны с воскресными тропарями, зафиксирована в Иерусалимском Святогробском типиконе 1122 года, который отражает богослужение середины X века

http://sedmitza.ru/lib/text/443676/

В начале произведений или их разделов В. часто использует одноголосное или узкообъемное звучание (тенора и басы в унисон или терцию), что связано с устной народной укр. традицией церковного «простопиния». Мелодические линии нередко имеют выразительный звуковысотно-ритмический рельеф, близкий в большей степени к рельефу народной песни, чем традиционных церковных напевов. В развертывании хоровой ткани возможны задержание тона в одном голосе, имитационные переклички голосов, охват 4 голосами значительного высотного диапазона. Сложное полифоническое письмо стилю В. не присуще; степень технической сложности соответствует уровню руководимых В. семинарского и любительских хоров. Выразительность (нередко экспрессивность) мелодики, опора на традиц. фактуру способствовали широкой известности сочинений В. на Зап. Украине (не только на Буковине) в его время. Духовное хоровое творчество В. в отличие от светского не исследовано, рукописи рассредоточены в фондах различных архивов, большая часть - в Ин-те лит-ры им. Т. Г. Шевченко НАНУ (Ф. 123). Арх.: Ин-т лит-ры им. Т. Г. Шевченко НАНУ (Киев). Ф. 123. 607/XI, 607/XII (дневник Воробкевича). Муз. соч.: Арх.: ОР Ин-та лит-ры им. Т. Г. Шевченко НАНУ. Ф. 123. 56-62, 74, 75, 79, 89: На церковнослав. тексты: Литургия свт. Иоанна Златоустого: F-dur [и др. тональности]. 1869; G-dur. 1868; C-dur. 1869; F-dur [и др.]. 1869; C-dur [и др.]. 1870 59); D-dur [и др.]. 1889 62); C-dur [поголосники]. 1886 75); A-dur для смеш. хора. 1889; C-dur. 1886 89); Напевы из Божественной литургии св. Иоанна Златоустого, уложенныи для школ народных... 1877 г.: Для 3-голосного хора. G-dur. 1872 74); «Русска[я] литургия». F-dur [и др.]. 1869 59); Литургия свт. Василия Великого B-dur. 1868 59); «Жезл силы» (Пс 109. 2), «Ты иерей вовек» (Пс 109. 4) Es-dur. 1888; «Се, что добро» (Пс 132) G-dur. 1893; «Блажен муж» (Пс 1) B-dur: Для торжества 50-летнаго священства митрополита кир Сильвестра. 1893 57); Пс 67, 20, 85 [отд. стихи]: Для 4-голосного хора. 1868 58); Пс 90, 95, 134, 91 [отд. стихи]. 1869; «Господи, силою Твоею» (Пс 20). 1880; «Сей день, его же сотвори Господь» (Пс 117. 24), «Крепосте моя» (Пс 117. 14) C-dur. 1885 79); «Имже образом» (Пс 41. 2) D-dur. 1887; «Человек, яко трава» (Пс 102. 15), «Помяну, яко персть» (Пс 102. 14, надгробное). 1888; «На реках вавилонских» (Пс 136) E-dur. 1889; «Жезл силы» (Пс 109. 2, 3, 4) и др. Es-dur. 1889 89). На евр. тексты: [Псалмы.] 1884 79). На греч. тексты: Литургия свт. Иоанна Златоуста: A-dur [и др.]. 1868 59); e-moll, G-dur [и др.]. 1883 79). На румын. тексты: Литургия: A-dur. 1886; A-dur. 1889; B-dur [и др.]. 1885; C-dur, G-dur. 1868; Es-dur. 1869; G-dur [и др.]. 1867-1868; F-dur [и др.]. 1869; B-dur. 1869 59); C-dur [партитура, поголосники]. 1865; E-dur [и др.]. 1890 57); D-dur. 1870; D-dur. 1871; C-dur. 1870; F-dur: Для 3-голосного детского хора. 1871 61); B-dur [поголосники]. 1879 75); g-moll [и др.]. 1882 79); A-dur. 1889; A-dur. 1889; C-dur, G-dur [и др.]. 1887; c-moll [и др.]. 1885 89).

http://pravenc.ru/text/155246.html

По сожжении жертвы и окончании псалма служивший священник с лестницы храмового притвора (Ulam) преподавал благословение народу, который при этом падал ниц, особенно если жертву приносил и благословение преподавал первосвященник 12 . Псалмы дневные и праздничные. Песни субботы Псалом при ежедневном жертвоприношении на каждый день недели положен был особый: в субботу 91, в воскресенье 23, понедельник 47, вторник 81, среду 93, четверг 80, пятницу 92 13 . В особо важных случаях пелись особые псалмы, и псалом пелся не одними левитами, а в пении его принимал участие весь народ, подхватывая концы стихов. Для этой цели некоторые псалмы и составлены так, что каждый стих или отдел оканчивается одним и тем же припевом (например, Пс.135 , где каждый стих имеет припев «Яко в век милость Его»; для ряда же псалмов Пс.105–106 , Пс.112–118 , Пс.134–135 таким припевом служило «аллилуиа»). В Библии указано несколько случаев, когда подобные псалмы пелись с участием народа, причем во всех этих случаях, по-видимому, указывается на одни и те же псалмы134 и 135 14 . Псалмы эти и потому подходили у евреев, как и у первых христиан, для богослужения, что они прямо направлены против идолопоклонства 15 . По субботам по время принесения особенной субботней жертвы пелась песнь Моисея: «Вонми небо» (1/6-ая часть ее в каждую субботу по порядку) – при утреннем жертвоприношении, а при вечернем «Поим Господеви». (Отсюда понятно место Апокалипсиса 16 , где говорится, что святые, идя в вечное субботствование, поют песнь Моисея) 17 . В праздник Пасхи и Пятидесятницы пели галлел малый или египетский, т. е. псалмы 113–118, считавшиеся особенно содержательными, так как они прославляют исход из Египта. На Кущи пелся галлел большой, состоявший, по разным мнениям раввинов, из Пс.117–135 , или Пс.119–133 (степенные псалмы), или Пс.134–136 18 . Стихи одного из этих псалмов – 117-го вошли в наше уставное «Бог Господь». (По старым уставам Бог Господь полагалось только в праздники) 19 . По образцу степенных псалмов составлены у нас заменявшие прежде нынешний полиелей степенные антифоны (по старым уставам последние и пелись со стихами этих псалмов) 20 . Значение и характер ветхозаветного храмового пения

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Познаем, братия, таинства силу,/ибо от греха ко отеческому очагу возвратившегося блудного сына/преблагой Отец, навстречу выйдя, обнимает,/и вновь познание своей славы дарует;/и таинственное для горних Сил совершает веселие,/закалывая тельца упитанного,/дабы мы достойно проводили жизнь/с Заклавшим – человеколюбивым Отцом,/и славною Жертвою – Спасителем душ наших. Из Триоди Постной — читать по-русски , по-церковнославянски   Последование богослужения на 28 февраля в разных форматах и онлайн     М. Красовицкая «Литургика»     Неделя о блудном сыне — это вклад Константинопольской традиции. Примерно в IX-X вв. устанавливается евангельское чтение о блудном сыне и формируется зависящее от него богослужение, построенное на осмыслении этого чтения. Неделя о мытаре и фарисее появилась еще позднее — к XII b., и также была установлена в Константинопольской Церкви. Что же отличает богослужение Недели о блудном сыне? В эту неделю впервые поется знаменитый 136-й псалом На реках вавилонских. Это как раз тот период года, когда мы не нарушаем Устав о воскресном богослужении. Мы уже говорили, что псалмы 134-й и 135-й, которые мы всегда привыкли слышать, вовсе не являются обязательной частью воскресной службы. Большую часть года в воскресенье должны петься так называемые Непорочны — 17-я кафизма. Но именно в те недели, о которых мы сейчас говорим, должны петься 134-й и 135-й псалом, и с ними в ряд встает 136-й: На реках Вавилонских. Этот псалом здесь поставлен отнюдь не случайно и, конечно, не ради исторического события пленения Вавилонского — он изображает удаление от горнего Иерусалима, то состояние, в котором должна пребывать душа, если она попала в плен греховный: «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя». И те слова, которые обращены к дщери, к дочери Вавилона, такие грозные, естественно, относятся к порождениям греха — тем «младенцам», которые должны быть разбиты о камни. Этот богослужебный текст каждому помогает почувствовать себя пленником, которому не до радостных песен и который сердцем желает избавления.

http://predanie.ru/tema/nedelja-o-bludno...

Понятно, что если петь 118 пс. полностью, да еще и с тропарями, понадобится слишком много времени. Поэтому издавна выбрали лишь один самый характерный, 12 стих этого псалма «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», и к нему присоединили 6 воскресных тропарей, изображая этим пение как бы всей 17 кафизмы!! А то, что это имитация пения всей кафизмы, доказывается тем, что поются они на тот же 5й глас, на который положено петь и 17ю кафизму и оканчиваются обычным заключением кафизмы: «Слава и ныне», «аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже, – 3». Кстати, кроме воскресных, существовали и другие тропари. Так, например, в неделю Ваий, к припеву «Благословен еси, Господи, прилагались такие тропари: “Ангельский собор удивися, зря Тебе возшедша на жребя, ваиями и ветвьми всеми прославляема, на херувимских колесницах носима, осанна сыну Давидову слышавша”. “Херувим, иже на раменах серафимов седящий, яко содержащий всяческая, на жребя возшел еси, языки покоряя и неверных, Владыко, родителей, через верных детей прославляющих Тя”… и т.п. А в Великий Четверг такие: “Ангельский собор удивися, зря Тебе учеником собеседующа, тело Твое в пищу тайно подающа, нозе же, Спасе, умывающа рабов Твоих и от друга проданна на смерть”. В великую субботу: “Ангельский собор удивися, зря Тебе гробу преданна и плащаницею и смирною, яко мертвеца, повита, Его же Иосиф во гробе положи, вся дланию содержащего”. “Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменишася, Адам же, ликуя со Евою, взываше: погибшее овча аз есмь, воззови мя, Сыне, и спаси мя” и т.д. Если же вернуться к вопросу о Полиелее, то следует еще отметить, что первоначально в его состав входили не только 134 и 135 псалмы, но и 136, который с XIII-XIV веков, в праздничные дни зимнего периода года, стали заменять другими псалмами, которые затем уступили свое место так называемым избранным псалмам. Результатом такой замены (в декабрьские и январские праздники) оказалось то, что 136 псалом уцелел лишь в службах трех недель, предшествующих великому посту (чаще всего падающих на февраль). И таким образом, сегодня Полиелей совершается полностью (хотя и в сокращенном виде) лишь пред Четыредесятницей. И праздничное, а не покаянное значение 136-го псалма в данных службах подтверждается указанием современного Типикона петь этот псалом “с красною аллилуией ” и записью его в певческих книгах XV-XVII столетий демественным распевом, которым исполнялись торжественные песнопения.

http://azbyka.ru/video/102-utrennij-poli...

Дочь благородных родителей, по их желанию, выдана была. замуж за благородного Антиохийца; но с мужем жила недолго, – он скоро умер. Благословенным плодом честного брака был сын Иоанн. Мать воспитала его, как искренняя христианка. Оттого вышло, что Иоанн «немало времени начальствовал над пресвитерами Антиохийскими и, быв много раз избираем на Апостольскую кафедру, всегда уклонялся от начальствования» 134 . Блаженная Публия со времени вдовства своего вела жизнь строгую, в посте и в молитве. При такой жизни почтенная священным саном диакониссы 135 , она собрала себе дев и вдов, решившихся, подобно ей, жить для Господа; с ними проводила она жизнь точно так, как писал святой Златоуст, снявший свою картину дев и с общины благородной Публии; с ними постоянно славила она Творца и Спасителя Бога 136 . Так прожила она подвижнически несколько лет. На престол империи взошёл Юлиан и открыто стал на сторону язычества; гордый умом своим, он старался дать языческому богослужению великолепие и возможно-лучший смысл; на словах выставлял из себя защитника всякой истины и человечности, а на деле нагло осмеивал святую веру, дозволял гнать и сам гнал христиан. Он прибыл в Антиохию и здесь поступал, как фанатик язычества; велел выбросить мощи св. Вавилы из храма, «обещался стереть с лица земли всю породу Галилеян», – так называл он христиан и велел не иначе называть их 137 . Раз он должен был проходить мимо молитвенного дома Публии. Подвижницы пели утренние хвалы Богу. Когда отступник шёл мимо обители дев, подвижницы громче обыкновенного запели все вместе, считая гонителя достойным презрения и осмеяния. Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих, возглашали они с Давидом и, его словами изобразив бесчувственность их, с его негодованием пели: подобны им да будут творящии я и вси надеющиися на ня ( Пс.113:16 ). Слыша это, нечестивец вспыхнул и с гневом запретил петь псалмы, когда он будет проходить мимо. Тот, кто сердится на правду, выказывает только свою слабость и вызывает против себя новую смелость правды. Когда Юлиан снова проходил мимо обители, св. Публия велела петь: да воскреснет Бог и расточатся врази Его ( Пс.67:1 ). Юлиан в бешенстве приказал привести к себе начальницу хора. Перед ним предстала старица, достойная всякого почтения и по летам своим и пользовавшаяся общим уважением в Антиохии за высокие добродетели свои. И однако он приказал одному из слуг бить по щекам проповедницу правды, и тот обагрил свои руки кровью её. Бестрепетная диаконисса говорила Юлиану, что жалеет о больной душе его, но считает истину Божию выше всего. С хвалой Богу на устах возвратилась она в свою обитель. Считая Юлиана за одержимого злым духом, как одержим был Саул, она продолжала петь для него священные песни с теми мыслями, что авось либо и отступник придёт в себя 138 . Недолго после того длилась жизнь её: она с миром предала дух свой Господу, а Юлиан погиб на войне 139 . Преподобного Андроника и супруги его Афанасии

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Если Утреня полиелейная, то по окончании этих чтений совершается полиелей, состоящий из пения 118 псалма или 134 и 135 псалмов: “Хвалите имя Господне…” и “Исповедайтеся Господеви…”. Иногда к ним добавляется еще 136 пс (“На реках вавилонских…”) или псалом избранный с величанием празднику. Заканчивается полиелей за небольшим исключением пением тропарей “Благословен еси Господи…” и “Ангельский собор…”. После этого читается Евангелие с предшествующему Ему антифонами и прокимнами. И заканчивается эта часть 50 псалом с припевами, стихирой праздника и сугубым (литийным) молением — “Спаси Боже люди твоя”. На вседневной и славословной утрене эта часть естественно отсутствует. Здесь после седальна последней кафизмы сразу же читается 50 псалом, с которого собственно утреня и начинается. А все, что следует до него, берет свое начало из ночного последования… Подтверждением этого служат и слова св. Василия Великого о том, что христиане, “проведя ночь в разнообразном псалмопении, прерываемом молитвами, на рассвете уже дня все сообща как бы едиными устами и единым сердцем возносят ко Господу псалом исповедания”. Далее, после 50 псалма следует вторая, рассветная часть утрени, включающая в себя другие два отдела (Песни и Славословия). 1ый (песенный) отдел полностью состоит из Канона, включающего в себя библейские песни и тропари. Этой отдел отличается тем, что здесь нет псалмов, от слова вообще… Состав канона в разные праздники и дни седмицы различен. Существуют три порядка его отправления: праздничный, вседневный и великопостный. Подробные указания относительно его исполнения находятся в Типиконе. Общей особенностью канона является его тричастность. И на всяком каноне после 3, 6 и 9 песен полагается своего рода перерыв с назидательным чтением. Подробней об этом мы еще поговорим. Последний 2ой (славословный) отдел состоит из а) Хвалитных псалмов, б) Славословия и в) сугубого моления (ектений) Начинается эта часть последними псалмами из Псалтири. Соответственно малой величине этой части утрени были взяты только три псалма (как на Часах или Малом повечерии) — 148, 149 и 150. У всех этих псалмов одна общая тема — призыв к прославлению Бога, почему и называются эти псалмы в уставе «Хвалитными»: первый псалом приглашает к этому всю тварь, начиная с Ангелов — «Хвалите Господа с небес», второй – народ Божий, Израиля «Воспойте Господеви песнь нову», а третий — церковь небесную и земную — «Хвалите Бога во святых Его». Уместность здесь этих псалмов очевидна: в сознании недостаточности и недостоинства своей хвалы Богу, когда она уже близится к концу, верующие передают ее более достойным — «церкви преподобных», небесным неумолкаемым исполнителям.

http://azbyka.ru/video/92-utrennee-bogos...

Поэтому все творение и все народы земли должны воздавать Богу хвалу, честь и славу (ср. Пс.145150 ). Если Божье правление трудно разглядеть в этой жизни, а жизнь полна всяческих неприятностей, Бог позволяет верующему изливать свое недовольство (например, ). Но и за праведным негодованием нужен глаз да глаз, чтобы наши эмоции не ввели нас в больший грех. Так, псалмы не только представляют нам доктринальное учение всех сторон характера Бога, Его народа и этого мира, а также показывают диапазон человеческих эмоций от хвалы и благодарения до плача и проклятия. В конце автор псалма призывает всех, кто способен дышать, произнести: «Слава Господу!» ( Пс. 150 :6Ь). Мы можем позволить себе лишь слегка соприкоснуться с обширным вопросом богословия Псалтири. Современным работам на эту тему еще предстоит найти свое место на книжных полках. Связь с Новым Заветом В Новом Завете, после книги пророка Исайи и Второзакония, Псалмы – самая широко цитируемая и самая часто упоминаемая книга Ветхого Завета. В 70 случаях цитата начинается с вводной формулы (напр., Мк.12:36 ; Деян.1:16 ), в 60 случаях псалмы цитируются без всякой вводной фразы (напр., Евр.1:13 ), вдобавок, в 220 случаях можно обнаружить упоминание о псалме или фразу, близкую к тексту одного из псалмов. 671 Судя по цитатам из Нового Завета, все Псалмы имеют «Давидово» происхождение (см. выше). В новозаветную эпоху христиане, конечно же, пели псалмы (ср. Мк.14:26 / Мф.26:30 ; Деян.16:25 ; 1Кор.14:15 ; Пс.146:1 ; Еф.5:19 ; Кл.3:16 и Иак.5:13 ). Даже собственные слова Иисуса об Иерусалиме и о том, как народ Божий отверг Его, посланного Богом Мессию ( Лк.19:4344 ) напоминают проклинающие слова Псалма 136:9. Чаще всего Новый Завет цитирует следующие псалмы: 109:1, 2:7, 8:46 и 117:22. Псалмы 2, 21, 32, 33, 34, 38, 49, 68, 77, 88, 101, 104, 105, 106, 109, 115, 117, 118, 134, 144, 146 цитируются несколько раз. Несколько раз Новый Завет цитирует «текст, составленный из нескольких псалмов», к которому добавляются некоторые другие отрывки, соответствующие теме разговора (см. Рим.3:1018, 15:912 ; Евр.1:513 ). Новый Завет настолько сильно пронизан псалмами, что только в пяти его книгах (Послания к Галатам, Филемона, 2 и 3 Иоанна и Послание Иуды) «не наблюдается прямой связи с Псалтирью. Все остальные авторы цитируют псалмы по своему усмотрению, в подтверждение своей точки зрения». 672

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

87), Ефан (Идифум) ( Пс.88 ), а также пророки Иеремия ( Пс.136 ), Аггей и Захария (пс. 137.145. 147, 148). Мнение что не все псалмы принадлежат царю Давиду, как утверждает свт. Иоанн Златоуст ошибочно. По содержанию у древних иудеев псалмы делились на три группы (3, 22) . 1 . Псалмы хваления (примеры – пс. 90, 94, 95, 134, 135) 2 . Псалмы покаяния (примеры – пс. 50, 55, 56) 3 . Псалмы молитвенные (примеры – пс. 16, 60, 63, 85,89, 101). Пение псалмов, по словам М. Скабаллановича «отличалось той простотой, какая свойственна была всей древности» и рассчитано было не на разнообразие в звучании и тембральных красках, а на силу звука, и как вся еврейская музыка «имела характер гремящий и пронзающий» (17, 7). Древняя поговорка «Скорее солнце не взойдет, чем Псалтирь умолкнет в келии монаха» свидетельствует о высоком значении псалмопения не только у иудеев, но и для всех христиан. «Апостолы, их ученики христиане древних веков как и миряне, так и монахи – пустынники жили и дышали Псалтирью» (3, 22–23). И псалмы занимали большое место не только в ветхозаветном богослужении, но и в новозаветном. Библейские песни были воспеты пророками и праведниками по поводу наиболее важных событий в жизни народа Израиля и по словам М. Скабаллановича , являются «излияниями высочайшего религиозного одушевления» (18, 256). В различных исторических памятниках есть немало указаний на то, что библейские песни довольно широко использовались в ветхозаветном богослужении. Как уже было сказано в части I данного пособия, библейские песни в новозаветном богослужении послужили основой девяти песен утреннего канона. Из 12 песен, записанных в Священном Писании 10 из них принадлежат Ветхому Завету, 2 – песнь Богородицы и песнь пророка Захарии, входят в Новый Завет . Приведем следующую таблицу, наглядно показывающую источник той или иной библейской песни и ее использование в утреннем каноне. Библейская песнь Источник (книга Священного Писания) Раздел утреннего канона Первая песнь Моисеева 1-я песнь канона Вторая («обличительная») песнь Моисеева Вт.32:1–43 2-я песнь канона Песнь Деворы и Варака В канон не вошла Песнь Анны матери пророка Самуила 3-я песнь канона Песнь пророка Исаии 5-я песнь канона Песнь Езекии В канон не вошла Первая песнь трех отроков 7-я песнь канона Вторая песнь трех отроков 8-я песнь канона Песнь пророка Ионы 6-я песнь канона Песнь пророка Аввакума 4-я песнь канона Песнь Богородицы Величит душа моя Господа Пение Честнейшую между восьмой и девятой песнями канона Песнь пророка Захарии 9-я песнь канона 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Начало богослужебному употреблению псалмов было положено Давидом. Он устроил новую скинию в Иерусалиме, куда перенес Ковчег Завета. Из числа левитов царь Давид выделил четыре тысячи в храмовые певцы и музыканты. Все они были разделены на 24 среды соответственно 24 чредам священников. На каждый день был назначен к исполению особый псалом, а на дни праздников – Пасхи, Пятидесятницы и Кущей и других – особые, предназначенные для них, псалмы. Большинство исследователей Псалтири на основании изучения древнееврейского и греческого текстов полагают, что псалмы использовались за богослужением в следующем порядке: 29 – в день освящения Иерусалимского храма; 7 – в праздник Пурим; 28 – в Пятидесятницу; 82 или 134 – на Пасху; 136 – при воспоминании разрушения Иерусалимского храма; 28 – в последние дни праздника Кущей. Полагают также, что следующие псалмы пелись во время ежедневных жертв всесожжения: 23 – в день после субботы; 37 – в понедельник; 81 – во вторник; 93 – в среду; 80 – в четверг; 92 – в пятницу; 37 и 91 – в субботу. Псалмы в ветхозаветные времена часто сопровождались игрой на музыкальных инструментах – струнных, духовых и ударных. Чаще других использовались гусли, тимпаны, псалтири, кимвалы, трубы. В христианском богослужении Псалтирь также широко используется. Начало было положено Господом Иисусом Христом, когда после совершения Тайной Вечери Он, вместе с учениками, «воспевши» пошел на гору Елеонскую. Апостолы заповедовали употреблять Псалтирь в христианской молитве. Так, например, апостол Павел писал ефесянам: «Исполняйтесь духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными» ( Еф. 5, 18 – 19 ). В богослужении Православной Церкви псалмы используются часто. Для удобства Псалтирь разделена на 20 отделов – кафизм. От недели Антипасхи до Сырной недели вся Псалтирь, по Уставу, прочитывается еженедельно. Во дни святой Четыредесятницы Псалтирь прочитывается за каждую седмицу дважды. Кроме кафизм на утреннем и вечернем богослужении употребляются следующие псалмы: на вечерне – 103 (предначинательный), 140, 141 и 129, на утрени – 19, 20, на шестопсалмии – 3, 37, 52, 87, 102, 142, на малом повечерии «покаянные» 50, 69, 142, на полунощнице – 50, 120, 133, на первом часе – 5, 89, 100, на третьем – 16, 24, 50, на шестом – 53, 54, 90, на девятом часе – 82, 84 и 85. 8.7. Деление псалмов по темам

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010