Но вернемся к «проблеме» потомков Александра Невского. Хотя и принято считать, что и Юрий, и Иван Даниловичи «прислуживались» к ордынским ханам и, с другой стороны, вызывали у них особое сочувствие, на деле в течение почти трех десятилетий им не предоставлялось великое княжение Владимирское - за исключением одного краткого периода (как уже сказано, в 1317 году Юрий получил сей титул, но уже в 1322-м хан Узбек, по-видимому, счел свое решение ошибкой и передал верховную власть Дмитрию - сыну казненного четыре года назад Михаила Тверского). Бунт 1327 года, так сказать, дискредитировал князей Тверских, оказавшихся неспособными обеспечить «порядок», но Владимирский престол все же не был отдан Ивану Московскому,- хотя во многих сочинениях историков (и, увы, в энциклопедиях) ошибочно утверждается, что-де Иван Калита уже в 1328 году стал великим князем Владимирским (то есть «всея Руси»). В действительности Иван - в связи со значительным ростом Московского княжества к этому времени - стал называться в 1328 году «великим князем Московским» (подобно тому, как еще значительно ранее, с конца 1280-х годов, Михаил звался «великим князем Тверским»). А на владимирский престол был возведен тогда князь Суздальский Александр Васильевич - внук младшего брата Александра Невского, Андрея Ярославича. Надо подчеркнуть, что он - как внук младшего брата Александра Невского - имел меньше прав на верховную власть, чем Иван Данилович. И все-таки лишь после смерти Александра Васильевича, в 1332 году, Иван Данилович Калита стал великим князем Владимирским. Из вышеизложенного естественно сделать вывод, что потомки Александра Невского - вопреки мнению многих историков - вовсе не были такими уж «любимцами» Орды. И обретение Иваном Даниловичем в 1332 году верховной власти явилось закономерным итогом, плодом многолетней деятельности самого Ивана и его старшего брата Юрия, а вовсе не «подарком» хана Золотой Орды. Как уже сказано, к 1305 году ушли из жизни все сыновья и внуки Александра Невского - кроме сыновей младшего Александровича, Даниила. И именно они продолжили историческое творчество своего великого деда. Это, например, ясно выразилось в их взаимоотношениях с Церковью. Выше шла речь о том, что Александр Невский сумел, в сущности, «перетянуть» из Киева во Владимир тогдашнего главу русской Церкви - митрополита Киевского (с конца 1240-х до 1281 года) Кирила II. С 1252 года и до конца жизни Кирил чаще пребывал во Владимирской, чем в Киевской земле, а его преемник, митрополит Максим (1283-1305), уже сделал Владимир своей резиденцией

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/04/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЛЛИСТ I [греч. Κλλιστος] (кон. XIII в.- 1363/64), свт. (пам. греч. 20 июня), патриарх К-польский (1350-1353, 1355-1363/64), визант. монах-исихаст, писатель, противник унии. Жизнь О месте рождения, родителях и юных годах К. ничего не известно. Он был одним из ближайших учеников прп. Григория Синаита и составил его Житие. Когда во время 1-го пребывания на Афоне прп. Григорий встретил К. (ок. 1313/14), тот, возможно, уже был монахом Иверского мон-ря ( Δελικρη. 2004. Σ. 31-32). Став учеником преподобного, К. жил с ним в скиту Магула, а когда прп. Григорий Синаит предпринял 1-е путешествие в Парорию, отправился вместе с ним. После краткого пребывания в Парории, а затем в К-поле К. вместе со своим сподвижником Марком был послан прп. Григорием на Св. Гору. Однако гражданская война, к-рая шла в последние месяцы правления имп. Андроника II (зима 1327/28), или др. причины задержали прп. Григория в К-поле. Через неск. недель К. возвращается в К-поль, но весной 1328 г. снова удаляется на Афон, куда через неск. месяцев наконец прибыл и его учитель (Житие Григория Синаита. 16). Когда прп. Григорий отправился в Парорию во 2-й раз, К. вместе со своим сподвижником Марком, также учеником прп. Григория, остался в скиту Магула (они подвизались вместе с Марком 28 лет) ( Γνης. 1980. Σ. 50-51; Podskalsky. 2000. S. 299). Там К. был рукоположен во иерея и в качестве насельника скита подписал в 1340 г. Святогорский томос (PG. 150. Col. 1236cd; ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 577-578). В сер. 40-х гг. XIV в. К. вернулся в Иверский мон-рь ( Δελικρη. 2004. Σ. 32, σημ. 3; см. также Σ. 33), где, возможно, стал игуменом ( Talbot, Cutler. 1991). Существует также иная версия событий этого периода жизни К.: сначала он поступил в Великую Лавру св. Афанасия (предположительно незадолго до 1314), затем подвизался в скиту Магула (1314-1340) и наконец поселился в Иверском мон-ре (1342-1350) (PLP, N 10478; Pavlikianov. 2001. P. 72). Кроме того, если верно предположение Ж. Лефора, что скит Магула в те годы уже принадлежал Иверской обители (см.: Actes d " Iviron. Pt. 4: De 1328 au début du XVIe siècle/Ed. J. Lefort, N. Oikonomidès, D. Papachryssanthou, V. Kravari. P., 1995. P. 5. Not. 25. (ArAth; 19)), то К. мог считаться монахом этого мон-ря еще раньше.

http://pravenc.ru/text/1320095.html

Минориты крайних взглядов, находившиеся при дворе короля, ждали от поездки Людвига Баварского в Рим, от коронации его императорской короной осуществления их мечты – создания единой Италии. Людвиг по призыву гибеллинов в 1327 году направился в Италию и в Милане был коронован ломбардским королем. В январе 1328 года Людвиг Баварский в ореоле императорского мифа въехал в покинутый папами Рим. 17 января он принял императорскую корону, но не из рук папы или его легата, а из рук уполномоченного народа Рима – городского префекта. Церковное помазание совершили двое отлученных епископов. Так, казалось, была осуществлена основная идея Марсилия – принцип верховенства народа. Император же в знак благодарности назначил Марсилия Падуанского своим наместником в Риме. Народ Рима и император лишили Uoahha XXII папского престола, а его место занял миноритский монах Пьетро Райналуччи, принявший имя Николая V (1328–1330), который принял регалии первосвященника Рима из рук императора. Верховенство народа, подпираемое королевской властью, осуществлялось, однако, лишь до тех пор, пока войско императора Людвига Баварского находилось в Риме. Как только в 1330 году Людвиг покинул Рим, с ним вместе уехал и антипапа. (Возведение на престол антипапы не пошло на пользу императору: в 1330 году Николай V прибыл в Авиньон и там покаялся перед Иоанном XXII.) Император уже не обладал достаточными силами, чтобы осуществить свою волю в Италии; в Риме вскоре действительно одержали верх последователи принципа верховенства народа, но уже против папы и императора. Упадок авиньонского папства (1334–1377) После Uoahha XXII , сыгравшего эпохальную роль во время своего понтификата, на папский престол под именем Бенедикт XII (1334–1342) взошел незначительный настоятель цистерцианского монастыря. Новый папа, действуя в соответствии с желанием французов, был непримирим в отношении Людвига Баварского, но без какого-то видимого успеха. Его понтификат достоин упоминания лишь потому, что Бенедикт XII начал строительство в Авиньоне мощной, похожей на крепость папской резиденции, которое продолжалось при его преемниках.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Соперничество Москвы с Тверью от 1319 до 1328 года С неописуемой горестью узнали в Твери о смерти Михаила его супруга Анна, дети и народ. Не смея требовать отчетов в этой смерти у Георгия Данииловича, уже приехавшего во Владимир с грамотой Узбека на великокняжеский престол, печальное семейство думало только о том, как бы выручить из рук убийцы священный гроб умершего страдальца и освободить маленького Константина Михайловича, которого он привез с собой из Орды как пленника. Для этого был отправлен к Георгию III второй сын Михаила, Александр. Георгий, довольный своим успехом, не спорил о том, где будет лежать его жертва; приказал вынуть из земли гроб Михаила, пять месяцев назад похороненный в Спасском монастыре, и отдать его сыну. Княгиня Анна, вдова Михаила, и ее старший сын, Дмитрий, плыли в лодках далеко по Волге для встречи драгоценных останков супруга и отца и уже вместе с ними подъехали к Тверскому берегу, где их приняли духовенство и народ. Все громко рыдали, все теснились целовать гроб доброго государя. Сколь же велика была радость всех, когда, открыв его, увидели, что тело нигде не было повреждено ни от продолжительного путешествия с берегов Каспийского моря, ни от пятимесячного лежания в могиле! Семейство святого мученика и народ упали на колени, благодаря Бога за это чудо, и с этой минуты перестали плакать о Михаиле: они видели доказательство счастья, которым он уже наслаждался на небесах! Добрая, благочестивая княгиня Анна с этого дня простилась с миром и постриглась в монахини. Наши предки во все времена отличались своим усердием к вере, и их государи почти всегда заканчивали жизнь в монастырях. Тело святого Михаила успокоилось в Тверском Преображенском соборе. Между тем Константин Михайлович и Тверские бояре, приехавшие с ним из Орды, все еще оставались в плену у Георгия, и он отпустил их не раньше, как в 1321 году, когда Дмитрий Михайлович дал ему две тысячи рублей и слово — не искать великого княжества.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Приезжал он довольно часто в Москву, где правил Иоанн, после трагической смерти в Орде брата Юрия. В Москве Святитель имел свой двор сначала при церкви Иоанна Предтечи у Боровицких ворот, потом на месте будущей снодальной палаты. Прибыв в Москву незадолго до кончины, он пророчески говорил Иоанну: «если ты послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься более иных князей с родом твоим, и град твой будет славен между всеми городами русскими, и святители поживут в нем, и кости мои здесь положены будут». Сближало его с ним его благочестие, а также понимание исторического значения московских князей, которым надлежало, как он провидел, быть создателями единого государства и освободителями Руси от татарского ига. Предсказание это стало исполняться еще при Иоанне Калите, через два года после смерти м. Петра получившего ярлык на великокняжение. Митр. Петр завещал похоронить себя в Москве. В авг. 1326 г. заложен был Успенский собор и началось спешное сооружение его. Святитель приготовил для себя каменный гроб и поставил его в отделении для жертвенника у внешней стены. Предуведомленный ангелом о кончине, Святитель роздал свое имение нищим, священникам, монахам, монахиням, церковникам и домочадцам. Преставился Св. митр. Петр 21 дек. 1326 г. Церковь не была еще окончена строением, но Святителя погребли в ней. Освящена она была в 1328 г. Чудеса при мощах Святителя начали твориться с самой минуты его погребения. Прославлен он был после получения митр. Феогностом в 1339 г. разъяснения от патриарха Uoahha XIV . Константинопольский патриарх преемником Св. Петра поставил Святителя Феогноста. В мае 1328 г. новый митрополит, уроженец Константинополя, прибыл в Россию, посетив прежде всего волынскую землю. Из перечня епископов, участвовавших тогда, вместе с ним, в хиротонии епископов владимиро-волынского и галицкого видно, что митрополия литовская к этому времени была уже упразднена. Все наличные епископы галицко-волынской Руси участвовали в поставлении. В том же году м. Феогност прибыл в Москву, где Иоанн Данилович Калита только что перед этим получил ярлык на великокняжение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

После 4-го крестового похода усилившаяся Венеция подчинила себе Д. и 150 лет (1205-1358) пыталась ограничить его торговые контакты, видя в нем конкурента. Однако городские купцы продолжали устанавливать новые торговые связи, а формировавшийся городской нобилитет укреплял органы местного самоуправления: в 1235 г. были учреждены Большой и Малый советы, в 1252 г.- сенат. В 1272 г. был составлен кодекс законов города - Статут, значительно ограничивший власть венецианского наместника. В XIII-XIV вв. экономические позиции Д. на Балканах усилились: кварталы дубровчан, имевшие право внутренней автономии, появились во мн. крупных городах полуострова. Расширялись и владения Д.: в 1272 г. был присоединен о-в Ластово, в 1333 г. у Сербии был приобретен п-ов Пелешац с крепостью Стон, в 1345 г. было окончательно закреплено за Д. владение о-вом Млет. После поражения в войне с венг. кор. Лайошем I Великим по Задарскому договору 1358 г. Венеция отказалась от притязаний на далматинские города, а Д. перешел под сюзеренитет Венгрии, оформленный в том же году соглашением в Вишеграде. Этот договор был выгоден Д., т. к. всю власть фактически получил городской нобилитет. Благодаря вмешательству Венгрии Д. продолжал расширять свои владения: в 1399 г. было присоединено Сланское приморье (местность между Д. и п-овом Пелешац), в 1413-1417 гг. овладел островами Корчула, Брач и Хвар (но вскоре был вынужден отдать их Венгрии), в 1419 и 1426 гг. купил плодородную область Конавле. Новые земельные приобретения увеличили территорию Д., превратившегося из города-коммуны в гос-во-республику, вся власть в к-рой была сосредоточена в руках немногочисленных патрицианских родов. Они занимались торговлей, ростовщичеством, из них выбирали князя (с 1358 ректор), номинально возглавлявшего городское управление. Наряду с патрициями важную роль играли граждане города - купцы и владельцы ремесленных мастерских. Основное население составляли пучане (народ) - мелкие купцы, ремесленники и моряки. К сер. XV в. республика осталась единственной в Далмации территорией, независимой от Венеции, чьи границы долго не изменялись.

http://pravenc.ru/text/180532.html

9. Столетняя война К Оглавлению В 1337 г. началась самая длительная война в мировой истории — война между Англией и Францией, получившая название Столетней войны, которая закончилась в 1453 г. Комплекс причин вызвал эту войну: борьба за завершение объединения западно-французских территорий, находящихся во владениях английской короны; за юго-западные области Франции, также принадлежавшие Англии; борьба за Фландрию. Поводом к войне послужили притязания английского короля Эдуарда III (1327-1377) на французский престол. Эдуард III приходился французскому королю Карлу IV племянником по материнской линии. После смерти Карла IV (1328), последнего короля династии Капетингов, Франция избирает королем Филиппа Валуа, представителя боковой ветви династии Капетингов. С воцарением Филиппа VI (1328-1358) династия Валуа становится новой правящей династией Франции. Эти события заставили английского короля начать подготовку к войне. В начале войны успехи сопутствовали англичанам, которые были основательнее к ней подготовлены в дипломатическом, военном и финансовом отношениях. Они имели многочисленных союзников, в том числе и среди французских феодалов. У англичан была объединенная армия, скрупулезно разработанная тактика и стратегия военных действий. Английская армия имела единое командование. Основными военными силами Франции являлись ополчения, каждое во главе со своим сеньором. Эти ополчения в военном плане уступали хорошо подготовленным английским войскам и, в первую очередь, знаменитым английским лучникам. Французские ополчения сражались самостоятельно, независимо друг от друга. Единого командования у французов в то время не существовало. Неудивительно, что англичане одерживали одну победу за другой. Одной из самых значительных их побед в начале войны был захват порта Кале на Ла-Манше, имевшего огромную важность для французов в военном и коммуникационном отношении. С середины XIV в. Кале становится форпостом Англии в Столетней войне. С начала войны английские войска развернули военные действия широким фронтом — не только на севере, но и на юго-западе Франции. Войной была охвачена практически вся территория Франции, за исключением некоторых областей. На юге и юго-западе Англия захватила территории Гиени и Гаскони. Сын английского короля Эдуарда III, прозванный «Черным Принцем», стал наместником юго-западной Франции. Отсюда его отряды совершают бесконечные военные экспедиции в центральную Францию, грабя и сжигая города, уводя население в плен. В одной из военных стычек англичане захватили в плен французского короля Иоанна Доброго (спасти его Франции не удалось, и он умер в плену).

http://sedmitza.ru/lib/text/441088/

На первый взгляд, с 1328 г. хорошо согласуются и другие данные Епифания. Агиограф, сообщая о том, что через год после указанной татарской рати в Ростове наступило «насилование», сам же поясняет, что он имеет в виду: «сиречь княжение великое досталося князю великому Ивану Даниловичю». Известно, что за подавление тверского восстания Иван Калита получил от хана Узбека великокняжеский титул. Известно, что это произошло в 1328 г. Вместе с тем, рассказывая об этих событиях, Епифаний попутно замечает: «купно же и досталося княжение Ростовьское к Москве». Каким же образом Ростов стал владением московских князей? В свое время в другой работе нами было показано, что первые московские владения в Ростове появились еще в конце XIII в. Это стало следствием брака старшего брата Калиты князя Юрия Даниловича, женившегося в 1297 г. на дочери ростовского князя Константина Борисовича. Вместе с рукой невесты Юрий в качестве приданого получил и земли в Ростовском княжестве. От этого брака у московского князя родилась дочь Софья, вышедшая в 1320 г. замуж за тверского князя Константина Михайловича. Наделяя ее приданым, Юрий предпочел не трогать своих родовых владений, поскольку их отчуждение требовало целого ряда формальностей, связанных с правом родового выкупа, а отдал своему зятю полученные им когда-то лично владения в Ростове. Однако этот брак оказался неудачным: супруги разошлись, а Софья постриглась в монахини. По тогдашним правилам, владения, отданные ранее Юрием за своей дочерью, должны были возвратиться в род московских князей. Однако на этом «круговорот» этих владений не закончился. В 1328 г. ростовский князь Константин Васильевич (внук вышеупомянутого князя Константина Борисовича Ростовского) женился на дочери Калиты и тем самым стал владельцем тех земель, которые его дед когда-то отдал Юрию Московскому. Но при этом московский князь, отдавая эти владения своему ростовскому зятю, постарался сохранить реальный контроль за ними, и последний фактически находился на положении «слуги» у московских великих князей. Об этом говорит тот примечательный факт, что когда в 1349 г. волынский князь Любарт Гедеминович, задумав жениться на дочери Константина Васильевича Ростовского и внучке Калиты, испрашивал на то разрешения не у ее отца, как можно было бы думать, а у ее дяди – Семена Гордого, старшего сына Калиты 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Другим источником являются греческие акты о поставлении епископов Руси. 139 Собрание актовых записей о поставлении русских епископов за 1328–1347 гг. известно в единственной рукописи – Cod. Vat. gr 840, л. 9 об.–10, датируемой временем около XV в. Все 13 актов относятся ко времени нахождения на русском митрополичьем престоле Феогноста (1328–1353) – грека по происхождению, прибывшего на Русь из Константинополя и известного по Никоновской летописи. Первоначально Феогност находился в Юго-Западной России, затем, не позднее октября 1329 г., прибыл в Москву (по летописным датировкам это имело место еще в 1328 г.). К первому периоду пребывания митрополита в России относятся заметки о поставлении епископов во Владимире Волынском и Галиче (Акт. еп. Рус. 1 и 2); ко второму – акты о подавлении епископов Ростова (3), Суздаля, Твери. В 1331–1332 гг. избираются епископы Новгорода, Луцка, Чернигова. Благодаря этому источнику становится точно известна процедура епископских выборов на Руси уже в первой половине XIV в. 140 К важнейшим источникам относятся акты Константинопольского Патриархата. 141 В первом издании актов представлена коллекция грамот Константинопольского патриархата последних столетий византийской эпохи из собрания Венской национальной библиотеки. Около 700 публикуемых актов охватывают период с 1315 по 1402 г. Среди патриарших документов имеются как собственно патриаршие грамоты, так и соборные постановления, подписанные вселенскими патриархами и касающиеся ряда Поместных Церквей, например, Сугдейской (Сурожской) митрополии (Акт. патр. 1.41 от 1317/18 г.), Аланской (1.162 от 1356 г.), Угровалашской (1.171 от 1359 г. и др.), Болгарской (1.196, 234 и др.) Церквей, римскому папе (Урбану VI, от 1384 г. – о церковной унии: Акт. namp.II.379), экзарху Хазарии (11.497 от 1395 г.), польскому королю (II.515 от 1397 г.). Среди документов этой коллекции для русской истории важное значение имеют несколько постановлений. Так, в 1371 г. издается соборное определение, препоручающее епископу Антонию митрополию Галича и епископство Холма, Турова, Перемышля и Владимира (Акт.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

T. 1: Des origines au milieu du XIe siècle/Ed. J. Lefort, N. Oikonomidès, D. Papachryssanthou, avec la collab. d " H. Métrévéli. P., 1985; T. 2: Du milieu du XIe siècle à 1204. 1990; T. 3: De 1204 à 1328. 1994; T. 4: De 1328 au début du XVIe siècle. 1995. (AA; 14, 16, 18, 19); Actes de Kastamonitou/Ed. N. Oikonomidès. P., 1978. (AA; 9); Actes de Kutlumus/Ed. P. Lemerle. P., 1945, 19882. (AA; 2); Actes de Lavra: 897-1178/Ed. G. Rouillard, P. Collomp. P., 1937. (AA; 1); Actes de Lavra. Pt. 1: Des origines à 1204: [Texte. Album]/Ed. P. Lemerle, A. Guillou, N. Svoronos, D. Papachryssanthou. P., 1970; Pt. 2: De 1204 à 1328: [Texte. Album]. 1977; Pt. 3: De 1329 à 1500: [Texte. Album]. 1979; Pt. 4: Études historiques. Actes serbes: [Texte et planches]/Avec la collab. de S. irkovi. 1982. (AA; 5, 8, 10, 11); Actes du Pantocrator/Ed. L. Petit//ВВ. 1906. Т. 12. Прилож.; Actes du Pantocrator: [Texte. Album]/Ed. V. Kravari. P., 1991. (AA; 17); Actes de Philothée/Ed. W. Regel, E. Kurtz, B. Korablev//ВВ. 1914. T. 20. Прилож.; Actes du Prôtaton: [Texte. Album]/Ed. D. Papachryssanthou. P., 1975. (AA; 7); Actes de Saint-Pantéléèmôn: [Texte. Album]/Ed. P. Lemerle, G. Dagron, S. irkovi, 1982. (AA; 12); Actes de Xénophon/Ed. L. Petit//ВВ. 1903. Т. 10; То же. Amst., 1964; Actes de Xénophon: [Texte. Album]/Ed. D. Papachryssanthou. P., 1986. (AA; 15); Actes de Xéropotamou/Ed. J. Bompaire. P., 1964. (AA; 3); Actes de Zographou/Ed. L. Petit, W. Regel//ВВ. 1911. T. 17. Прилож.; Byzantine Monastic Foundation Documents/Ed. J. Thomas, A. Constantinides Hero. Wash., 1998 (=http://www.doaks.org/typ000.html [Электр. ресурс]). Лит.: Порфирий (Успенский), еп. Первое путешествие в афонские монастыри и скиты. К., 1877. Ч. 1-2; он же. Второе путешествие по Святой Горе Афонской. М., 1880; он же. История Афона. К., 1877. Ч. 1-3/1; СПб., 1892. Ч. 3/2; Γεδεν Μ. Ο ρδβλθυοτεΑθως. Αναμνσεις, γγραφα, σημεισιες. Κωνσταντινοπολις , 1885; Петрушевский П. Святые места и святыни на Востоке и в России. СПб., 1902; Вышний покров над Афоном.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010