Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ РИМИНИЙСКИЙ [Григорий из Римини; лат. Gregorius Ariminensis, de Arimino] (ок. 1300, Римини, совр. обл. Эмилия-Романья - нояб. 1358, Вена), итал. средневек. богослов, философ и естествоиспытатель, член ордена братьев-отшельников блж. Августина (см. Августинцы-еремиты ), ген. ордена в 1357-1358 гг. В юном возрасте вступил в орден блж. Августина, в 1323-1329 гг. обучался в ун-те Парижа, где получил степень бакалавра теологии. Преподавал в орденских школах в Италии (Болонья, Падуя, Перуджа). В 1341 г. вернулся в Париж, где неск. лет читал лекции по «Сентенциям» Петра Ломбардского и получил степень магистра теологии (1345). С 1346 г. преподавал в Падуе, с 1351 г.- во вновь учрежденной орденской школе в Римини. В 1357 г. избран генералом ордена августинцев-еремитов. Последние полтора года жизни провел в Вене, носил почетный титул doctor acutus (учитель острого ума) и doctor authenticus (учитель, чьи работы признаны авторитетными). Главным трудом Г. Р. является комментарий к 2 первым книгам «Сентенций» Петра Ломбардского (Lectura super primum et secundum librum Sententiarum). Кроме того, ему приписываются (с разной степенью достоверности) следующие работы: комментарии к посланиям ап. Павла (не сохр.), трактаты «De gratia» (О благодати; не сохр.), «De conceptione Beatae Virginis Mariae» (О зачатии Блаженной Девы Марии), «De usura» (О ростовщичестве) и «De intensione et remissione formarum corporalium» (Об усилении и ослаблении телесных форм; трактат является извлечением из комментария к «Сентенциям» (Lectura super primum et secundum librum Sententiarum. I. d. 17)). Теологические и философские позиции Г. Р. сформировались под влиянием представителей как т. н. via moderna («нового пути» - оксфордской школы У. Оккама и его последователей), так и традиц. парижского августинианства ( Генрих Гентский , Матфей из Акваспарты и др.). Вероятно, Г. Р. был одним из первых парижских магистров, начавших активно использовать при чтении лекций по «Сентенциям» идеи Оккама, однако при этом творчество Г. Р. лишено крайностей оккамизма, более того, оно зачастую является критикой оксфордской школы с т. зр. традиции.

http://pravenc.ru/text/168063.html

По приказу великого князя Митяй «акы ноужею» был приведен в храм и пострижен в монахи, что формально открывало перед ним путь на вершину церковной иерархии. Но этим дело не ограничилось – одновременно с пострижением Митяй получил сан архимандрита 708 . При этом он сменил на этом посту архимандрита Спасского монастыря в Кремле (более известного как «Спас на Бору») старца Ивана Непеицу, который, согласно «Повести о Митяе», достиг глубокой старости и «сниде въ келию млъчания ради». Само же пострижение Митяя в монахи и поставление в архимандриты состоялось в церкви Спаса на Бору, и его провел архимандрит другого кремлевского – Чудова монастыря Елисей Чечетка. Столь быстрое превращение новопостриженного монаха в архимандриты, призванного следить за порядком в монастырях, явно нарушало принятые порядки, и недаром автор «Повести о Митяе» по данному поводу язвительно замечал: «и ту бяше видети дива плъно: иже до обеда белець сыи, а по обеде архимандритъ, иже до обеда белець сыи и мирянинъ, а по обеде мнихомъ началникъ и старцемъ стареишина и наставник и учитель и вожь и пастух» 709 . Все эти события заняли несколько месяцев – начиная с сентября 1375 г. до апреля 1376 г. По нашему расчету, преподобный покинул Троицкую обитель в первой половине сентября 1375 г. (либо 8, либо 15 сентября), Митяя постригли в монахи и поставили в архимандриты 20 сентября 1375 г., а Киржачский монастырь был освящен на праздник Благовещения пресвятой Богородицы, который отмечается 25 марта, после чего в конце марта – начале апреля 1376 г. Сергий вернулся в Троицу. Вопрос о хронологии событий, связанных с уходом Сергия на Киржач, является одним из самых запутанных. Попытаемся разобраться в нем, начав с выяснения даты возникновения Киржачского монастыря. В дореволюционной литературе годом основания Киржачской обители было принято считать 1358 г. 710 Эта датировка была основана на том, что в «Житии» Сергия об основании Киржачской обители говорится после сюжета о переходе Троицкого монастыря на общежительный устав, который датировали 1354 г. Поскольку, по церковному преданию, монастырь в Киржаче строился на протяжении 4 лет, временем его основания полагали 1358 г. Примерно эти же основания послужили для аналогичного подсчета Н. С. Борисова. Относя введение «общего жития» в Троице к середине 1350-х годов, он полагает, что Благовещенский монастырь на Киржаче был основан в 1355–1357 гг. 711

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отпет на другой день епископом Варсонофием в соборной церкви Преображения и положен в малой церкви Введения. (2). Около 1354 г. московские митрополиты Алексий и Роман, поставленные в одно время в Константинополе, прислали к нему послов, вероятно, для разбора их прав на митрополию. Роман даже сам приезжал в Тверь, был принят усердно тверским князем Василием Михайловичем и Всеволодом Холмским, возвратившимся вскоре по приезде Романа из Литвы, разбирал жалобы тверских князей; но еп. Феодор не принял Романа и не хотел даже с ним видеться. В его время возник любопытный вопрос о существовании рая. Еп. Феодор утверждал. что под этим словом надобно разуметь рай мысленный. Известный новгородский архиепископ Василий, войдя об этом предмете с Феодором в переписку, доказывал, что и саженый рай еще цел. В священных книгах, говорил он, сказано, что Тигр, Нил, Евфрат текут из рая; Енох, Илья переселены в рай, от коего св. Макарий жил за 20 поприщ и в коем св. Евфросин сорвал яблоко; оттуда же ангел принес ветвь Богоматери, виденную апостолами и многими жидами; Иоанн Златоуст именно говорит, что рай на востоке, ад же на западе. Много тому видахов, пишет Василий, детей моих новогородцев: на дышущем море червь неусыпающий и скрежет зубный и река смоляная Могр, а вместо св. рая находил Моислав новоградец и сын его Иаков, и всех было их три юмы (лодки) и едина, много блудив, погибла, а две принесло к высоким горам, и видеша на горе той дейсус написан лазурем чудным и проч. В этом писании Василиевом, заключает митрополит Платон, видна добрая простота, но просвещения не видно. Радея о благолепии церковном, еп. Феодор в 1348 г. расписал алтарь соборной церкви, в 1353 г. поставил вызолоченый крест на церкви Спаса, св. Димитрия и Введения, a в 1358 г. устроил медные двери у Спаса от своего двора (на счет доходов архиерейского дома) и расписал малую церковь Введения. В этом же 1358 и 1359 г. пастырь сей, нестроения ради князей тверских, не захотел владычества в Твери и в день Богоявления, провожая вместе с другими епископами митрополита Алексия в Киев, просил у него увольнения от епархии; но митр. Алексий отклонил его намерение, поучив терпению, по словам летописи. Наконец он оставил в 1360 г. епископию, жил на покое в Отроче монастыре и здесь скончался 20 марта 1367 г. Положен в малой церкви Введения, рядом со владыкой Андреем. (6)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Когда же в таком случае возник Андроников монастырь? Обратившись к тексту «Жития» Алексея, видим, что сюжету об основании Андроникова монастыря в нем предшествует сообщение, что «тогда злочестивыи царь Бердебекь избивъ братью свою 12, лють сии зело немилостивъ, покушаашеся и на хрестианьство ити. И на се советника имея Товлубиа и того безьчеловечна и сурова». Узнав об этом, великий князь Иван стал просить митрополита пойти в Орду, «яко да утолитъ гневъ». Тот исполнил просьбу князя, смог удивить татар своей премудростью «и пакы възратитися на свои престолъ» 482 . Это сообщение находит отражение и в летописном материале, где под 1357 г. помещено известие о гибели братьев Бердебека: «седе на царьстве сынъ его Бердебек, убив братовъ своих 12 окаанным предстателем своим Товлубьем» 483 . Тем самым из текста «Жития» митрополита Алексея со всей очевидностью вытекает, что Андроников монастырь не мог быть основан ранее осени 1357 г., когда происходили эти бурные события. Не мог он возникнуть и позже 1358 г. Под этим годом летописец помещает известие: «тое же зимы по Крещеньи пресвященныи Алексии митрополитъ поехалъ въ Киевъ» 484 . Оттуда он возвратился уже после смерти Ивана Красного, в 1360 г. 485 Отсюда последовал вывод, что основание монастыря следует датировать временем около 1357–1358 гг. 486 Как и версия В. Г. Брюсовой, предположение В. А. Кучкина также нашло своих сторонников. В частности, О. Г. Ульянов, ссылаясь на показание списка старшей редакции «Жития» Алексея, опубликованного В. А. Кучкиным, полагает, что освящение Спасской церкви Андроникова монастыря состоялось 16 августа 1357 г. 487 Но можно ли доверять свидетельству этой редакции «Жития» митрополита Алексея? Задуматься над этим приходится, когда вчитываешься в текст начала сюжета об Андрониковом монастыре: «благочестивый князь Иоань помысли церковь въздвигнути и в немъ съставити общее житие, помышляше же въ уме своемъ и на бога всю надежю възлагааше, глаголя: «Аще будеть богу угодно се, можеть ина дела произвести». И тако ему помышляющу, прииде къ святому Сергию в монастырь посещениа ради, и бывшому обычному благословению и беседе, глагола митрополитъ къ святому...» 488 . Б. М. Кпосс, анализируя смысл этого отрывка, отметил, что перед нами – явная несообразность: великий князь, задумав создать церковь , приходит с этой мыслью к троицкому игумену, начинает беседу и вдруг оказывается, что говорит не Иван Красный, а митрополит. Отсюда становится понятным, что в этом месте «Жития» Алексея ошибочно подогнаны два совершенно разных сюжета.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Киржач. Благовещенский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1358. Ссылки:   Адрес: Россия, Владимирская область, город Киржач, улица Гагарина, д. 27. Координаты: 56.1615, 38.8699 Проезд: На маршрутном такси: Щелковский автовокзал, маршрутка Москва-Киржач. Приехав в Киржач на автовокзал, сесть на автобус или на остановке (третья по счету). Дальше пешком 3 минуты. Из Москвы добраться до обители можно на автомобиле (расстояние около 100 км). Выехать из столицы по Щелковском ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда На маршрутном такси: Щелковский автовокзал, маршрутка Москва-Киржач. Приехав в Киржач на автовокзал, сесть на автобус или на остановке (третья по счету). Дальше пешком 3 минуты. Из Москвы добраться до обители можно на автомобиле (расстояние около 100 км). Выехать из столицы по Щелковскому шоссе (трасса А-103) и доехать до Черноголовки. На кольце следует свернуть налево и двигаться по указателям на Киржач. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Свято-Благовещенский монастырь в Киржаче основан прп. Сергием Радонежским в 1358 г. на левом крутом и весьма живописном берегу р. Киржач. В 1562 г. уже существовали каменные церкви Благовещения Пресвятой Богородицы и прп. Сергия Радонежского с трапезной. В 1656 г. здешний боярин Иван Милославский над могилами своих родителей построил храм Всемилостивого Спаса, расположенный за алтарем Благовещенской церкви. В 1764 г. монастырь упразднен и обращен в Благовещенский приход. В середине 19 в. здешние храмы с любовью расписывал иконописец и основатель местной шелковой промышленности Александр Петрович Соловьев. В 1864-1869 гг. его наследники, Петр и Александр, у могил своих родителей построили храм Всех Святых с высокой шестиярусной колокольней в стиле русского национального романтизма. В советское время монастырь подвергался разорению, в 1930-х гг. были взорваны церковь прп. С. Радонежского с трапезной. С июля 1995 г. возобновлена деятельность Свято-Благовещенского монастыря, но уже как женского, в котором сейчас около 30 насельниц.

http://sobory.ru/article/?object=00208

Выходом из этой ситуации стало очередное поставление отдельного митрополита на владения О. Переговоры о крещении ВКЛ по католическому обряду неск. раз вел гл. обр. кн. Кейстут, тогда как О. участвовал в них или санкционировал их как вел. князь. Так, в 1349 г. посредником в переговорах между литов. князьями и Папским престолом выступил польск. кор. Казимир III. Переговоры прервались, когда Казимир III выступил в поход на Волынь. В 1351 г. на переговорах с венг. кор. Людовиком I (Лайошем I Великим), во время его похода на Берестье, Кейстут согласился креститься со всем народом и пообещал помогать венг. королю, если Венгрия и Польша вернут ВКЛ земли, захваченные орденом, и будут защищать ВКЛ от ордена и татар. Кейстут, присягнув соблюдать эти условия, уехал из лагеря Людовика I, но обещаний так и не выполнил. В 1358 г. О. (не названный по имени «король Литвы») отправил в Нюрнберг к имп. Карлу IV своего брата (скорее всего кн. Кейстута; см.: Nikentaitis . 1991. P. 7-8), к-рый заявил о намерении литовцев креститься. В ответ император отправил в ВКЛ посольство во главе с архиеп. Пражским Эрнестом, но требования литов. стороны на последовавших за этим переговорах оказались завышенными: передать ВКЛ земли ордена, перевести орден в степь для защиты ВКЛ от татар, при этом орден не должен был иметь прав на Русь, но «вся Русь должна принадлежать Литве» (SRP. 1861-1874. Bd. 2. S. 80). Вопреки достигнутой договоренности, литов. князь (вероятно, Кейстут) так и не прибыл во Вроцлав к 25 дек. 1358 г. для продолжения переговоров, а через послов потребовал от императора для начала передать ВКЛ земли ордена. В 1360 г. кор. Казимир III добился папского разрешения на уже заключенный брак своего внука, кн. Казимира (Казька), с дочерью О. Кенной (Иоанной). С этим браком польский король связывал надежды на крещение ВКЛ, однако Иоанна умерла в 1368 г. В 1373 г. переговоры о крещении ВКЛ пытался инициировать мазовецкий кн. Земовит III, чей сын Януш в это время женился на дочери кн. Кейстута Дануте (в крещении Анна). В результате папа Римский Григорий XI адресовал буллу О. и его братьям - князьям Кейстуту и Любарту. Переговоры при участии польск. и венг. королей продолжались до 1376 г., когда литовцы прервали их и напали на Польшу.

http://pravenc.ru/text/2578375.html

Алексеем I Комнином (1081-1118), к-рый якобы был погребен в П. м. Легенда отражена в ряде публикаций Нового времени, в т. ч. в «Проскинитарии» Иоанна Комнина (1701). В. Г. Григорович-Барский также некритически принимал эти сведения. Предание подверг критике архим. Порфирий (Успенский) , справедливо полагавший, что основателями П. м. были вел. стратопедарх Алексей и его брат, вел. примикирий Иоанн, которые жили в XIV в. Порфирий в подтверждение своей т. зр. ссылался на акты Св. Горы Афон (Там же. C. 120-127); эту идентификацию принимают и совр. исследователи. Т. о., П. м. был основан высокопоставленными чиновниками, военная и адм. карьера которых достаточно отражена в источниках: Алексей († между 1368 и 1373) занимал в то время (1357) должность вел. примикирия, а год спустя стал вел. стратопедархом в Македонии (PLP, N 91128); его младший брат - Иоанн († до 1394; возможно, в 1386/87) был протосевастом (1357), затем - также вел. примикирием (с 1357) (Ibid. N 92154). Возможно, они принадлежали к числу родственников имп. Иоанна V Палеолога (1341-1391), хотя неизвестно точно, носили ли они ту же фамилию. Предложенное Г. А. Острогорским отождествление одного из братьев с Иоанном Палеологом, занимавшим должность вел. примикирия в 1373 г. (PLP, N 21484; см.: Острогорски Г. Сабрана дела. Београд, 1970. Кн. 4: Buзahmuja и Словени. С. 615-624), в наст. время окончательно отвергнуто ( Talbot, Cutler. 1991). Время создания мон-ря определяется на основании дарственной записи пинкерниссы Анны Торникины (Actes de Saint-Pantéléèmon. 1982. P. 100-105. N 12; рус. пер.: Порфирий (Успенский). 1892. C. 122-125); датирована авг. 6866 г. от Сотворения мира, т. е. 1358 г. по Р. Х. Еп. Порфирий, указывая на то, что последняя цифра в обозначении года может быть прочитана и как «6» (ς), и как «1» (α), считал более обоснованным последний вариант, к-рый соответствует 1353 г. В совр. литературе принимается датировка 1358 г. ( Kravari. 1991. P. 7-9; Talbot, Cutler. 1991; Pavlikianov. 2001. P. 113-114; PLP, N 29135).

http://pravenc.ru/text/2578890.html

Таким образом, в антилатинских трактатах св. Нил одним из первых среди византийских авторов стал полемизировать с фи-лиоквистскими аргументами Фомы Аквинского. Наряду с этим Кавасила полемизировал по вопросу о Filioque и с латиномыслящими среди византийцев. Здесь традиционной мишенью являлись Иоанн Векк 1647 и Константин Мелитениот (осужденные на Влахерн-ском соборе 1285 г.). В то же время, как пишет о. Феофил Кис-лас 1648 , св. Нил спорит и с некоторыми высказываниями Никифора Влеммида, а именно с цитатой из Слова 1, О Святом Духе (PG 142, 533–566). Этот факт интересно отметить, поскольку, по мнению ряда современных исследователей, учение Никифора Влеммида является православным 1649 . Вероятно на полемике Кавасилы с Влем-мидом сказалось то понимание богословия Влеммида, которое было у Иоанна Векка. Впрочем вопрос об отношении к наследию Влеммида в позднем византийском богословии требует дальнейшего изучения. Как бы то ни было, наряду с собственными, «доморощенными» латинофилами, св. Нил подробно критикует и собственно Фому Аквинского (в частности, в своем главном труде «Пяти словах об исхождении Святого Духа» – одном из наиболее авторитетных после св. Фотия византийских сочинений на эту тему 1650 ). Димитрий Кидонис, как известно, ответил св. Нилу на его критику аргументов Фомы. Наконец, Димитрий Хрисолор (XV в.) написал сочинение, где вывел спорящими по вопросу о Filioque всех троих: Фому Аквинского, Нила Кавасилу и Димитрия Кидониса. В этом сочинении он явно становится на сторону Кавасилы против Кидониса 1651 . Таким образом, полемика св. Нила с Фомой стала заметным явлением для византийского богословия и интеллектуальной жизни. Само же монументальное сочинение св. Нила «Пять слов о Святом Духе» датируется Кисласом периодом с 1358 по 1361 гг. В 1358 г. Кидонис закончил перевод «Суммы теологии», а в 1361 г. св. Нил занял Фессалоникийскую кафедру. Другим важнейшим сочинением св. Нила, посвященным полемике с латинянами, является трактат «О том, что нельзя латинянам, пользуясь силлогизмами, доказать, что Святой Дух исходит от Сына» 1652 (другое название: «Опровержение пятнадцато силлогизмов латинян»), где дан подробный разбор сочинений томистов. Следуя Кисласу 1653 , остановимся кратко на этом сочинении, поскольку оно затрагивает до сих пор актуальные проблемы полемического богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

План кафоликона мон-ря св. Иоанна Предтечи 1.Алтарь 2. Наос 3. Нартекс (месониктион) 4. Внутренний 5. Внешний экзонартекс 6. Макринарикон 7. Ризница 8-9. Парекклисионы свт. Спиридона Тримифунтского и прп. Иоанна-ктитора 10. Лестничная клетка колокольни построенный в нач. XIV в., представляет собой купольное здание с прямоугольным алтарным пространством с 3 апсидными нишами, выдающимися на восток гранеными объемами. Наос почти полностью перекрыт куполом, опирающимся на арки, к-рые перекинуты между невысокими столбами, встроенными в углы четверика. Такой тип характерен для небольших балканских храмов поздневизант. периода. В юж. части нартекса (или месониктикона - места совершения полунощницы) находятся гробницы основателя И. П. м. еп. Иоанникия и К-польского патриарха Геннадия II Схолария. Наос с нартексом первоначально с 3 сторон был обстроен галереей. Пространство между столбами открытого внутреннего экзонартекса (по местной традиции именуемого «энати», т. к. в нем читался 9-й час) было заложено после смерти прп. Иоанна - в 1345-1355 гг., при Стефане IV Душане (по мнению Х. Халленслебена), или в 1358-1364 гг. Николаем Радоней (согласно Кирьякудису). В сер. XIV в. над экзонартексом был надстроен парекклисион свт. Николая Чудотворца, в к-ром были похоронены сестра деспота Иоанна Углеши Елена и 2 ее дочери - в аркосолии был помещен ковчег с их останками. Относительно времени сооружения парекклисиона нет единого мнения. А. Ксингопулос считал, что он мог быть построен как при прп. Иоанне, так и при Стефане IV Душане. Халленслебен отнес устройство парекклисиона ко времени Стефана Душана, а Кирьякудис - к 1358-1364 гг., полагая, что он был изначально задуман как погребальная часовня. Строительство над экзонартексом миниатюрного купольного храма погребального характера - редчайший случай для поздневизант. архитектуры. Впосл. на месте сев. галереи были сооружены парекклисионы во имя свт. Спиридона Тримифунтского и прп. Иоанна, ктитора И. П. м., а на месте юж. галереи - протяженный нартекс (макринарикион). Видимо, в связи с увеличением числа братии в 1630 г. были заложены аркообразные проемы между столбами. В 1849 г. мастерами из с. Ано-Вронду были пристроены открытый внешний экзонартекс и невысокая 2-ярусная колокольня к северу от внутреннего экзонартекса. В 1869 г. к югу от алтаря была пристроена новая ризница.

http://pravenc.ru/text/577916.html

Весной 1358 года в Орде произошла смена ханов. Хан Джанибек был убит своим сыном Бердибеком, который и занял престол. Этот год принято считать началом долгих смут в Орде 369 . К новому хану поехали великий князь Иван Иванович и тверской князь Василий Михайлович, которые получили соответственно подтверждения на великое владимирское и великое тверское княжение 370 . В том же 1358 году в Орде побывал князь Всеволод Александрович. Хан Бердибек выдал князя его дяде, от которого Александрович и претерпел «томление велико и бояром и слоугам» 371 . Как видим, со сменой ханов отношение Орды к Александровичам не изменилось. В Орде по-прежнему руководствовались правилом: поддерживать слабых князей, а ветвь Александровичей ордынский хан не без основания считал сильной и противодействующей его власти. Таким образом, в конфликт между двумя ветвями тверских князей были вовлечены не только великий князь, митрополит, Литва, но и Орда. Замок в Каунасе. XIV в. Святитель Алексий, митрополит Московский. Икона. 1580-е гг. (Москва, Государственная Третьяковская галерея) Симон Ушаков. Преподобный Сергий Радонежский. Икона. 1669 (Москва, Государственная Третьяковская галерея) Духовная грамота великого князя Семена Ивановича. 1340 (Москва, Государственный Исторический музей) Оклад Евангелия великого князя Семена Ивановича Благовещение. Икона. Конец XIV в. (Москва, Государственная Третьяковская галерея) Новгород. Церковь Спаса Преображения на Ильине. 1374 Феофан Грек. Пантократор. Фреска в церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде. 1378 Феофан Грек. Фрагмент фрески в церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде. 1378 Феофан Грек. Троица. Фрагмент фрески в церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде. 1378 Феофан Грек. Серафим. Фрагмент росписи в церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде. 1378 Новгород. Церковь Федора Стратилата на Ручью. 1360–1361 Круглая накладка с изображением святого. Новгород. XIV в. Новгород. Церковь Спаса Преображения на Ковалеве. XIV в. Двухсторонняя иконка с изображением святых Георгия и Василия. Новгород. XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010