Выбор коллегии, вероятно по подсказке находившихся под защитой императора францисканцев, пал на Райнальдуччи. 12 мая 1328 г., на праздник Вознесения, еп. Дж. Альберти совершил епископское рукоположение Райнальдуччи. Сначала в портике перед входом в базилику св. Петра император, окруженный прелатами, придворными и представителями рим. знати, вывел Райнальдуччи вперед и усадил в кресло под балдахином. Затем монах ордена августинцев-еремитов Николай из Фабриано произнес проповедь на сюжет из Деяний св. апостолов о чудесном избавлении ангелом ап. Петра из темницы (Деян 12. 11: «Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский»). При этом Иоанн XXII и его курия отождествлялись с царем Иродом и иудеями, а имп. Людовик IV - с ангелом-избавителем. После этого еп. Дж. Альберти трижды обратился к народу для одобрения кандидатуры Райнальдуччи. Наконец, его избрание утвердил император, передав ему знаки папского достоинства: кольцо и мантию понтифика. Райнальдуччи принял имя Николай, по-видимому в честь покровительствовавшего ордену францисканцев папы Римского Николая III (1277-1280) и 1-го папы-францисканца Николая IV (1288-1292). 22 мая, в праздник Пятидесятницы, в базилике св. Петра состоялась двойная коронация: еп. Дж. Альберти, назначенный кардиналом, совершил папскую коронацию, затем новый понтифик короновал Людовика IV императором Свящ. Римской империи. Церемония была призвана продемонстрировать согласие и равноправие духовного и светского глав христ. мира. Сразу после избрания Н. приступил к организации своей курии, альтернативной той, к-рая находилась в Авиньоне. На консистории 15 мая 1328 г. Н. назначил 6 кардиналов, среди к-рых были августинец-еремит Николай из Фабриано, Дж. Альберти, еп. Кастелло, а также доминиканец из Пизы Бонифацио Доноратико, еп. Херсониса (Херрониса) (ныне Лименас-Херсонису) на Крите, Франциск, аббат одного из нем. мон-рей (неясно, какого именно, нек-рые авторы ошибочно указывают аббатство Фульда ), и 2 рим.

http://pravenc.ru/text/2566086.html

8 дек. 1322 г. И. буллой «Ad conditorem canonum» закрепил за орденом права собственности на используемое имущество. Это решение вызвало возмущение в ордене, поскольку стирало различия между францисканцами и др. орденами. Буллой «Cum inter nonnullos» от 12 нояб. 1323 г. папа объявил еретическим утверждение, что Христос и апостолы ничем не владели. Позиция папы подтолкнула мн. бывш. врагов, напр. конвентуала Бонаграция из Бергамо и спиритуала Убертино да Касале, объединиться в споре с И. Генеральный министр ордена Михаил из Чезены отказался признать правомочность решений папы и обратился за помощью к герм. кор. Людовику IV Баварскому. Претендент на имп. трон, в 1324 г. отлученный папой от Церкви, король поддержал францисканцев. Конфликт продолжался неск. лет. В мае 1328 г. состоялся генеральный капитул францисканского ордена в Болонье, на к-ром были подтверждены полномочия Михаила из Чезены, находившегося в это время при папском дворе. В ночь с 26 на 27 мая генеральный министр в сопровождении неск. членов ордена, в т. ч. Уильяма Оккама и Бонаграция из Бергамо, бежал из Авиньона в Пизу под защиту Людовика IV Баварского. 28 мая 1328 г. И. отстранил Михаила от руководства орденом, а 6 июня отлучил его от Церкви вместе с сопровождавшими его миноритами. В ряде булл («Ad conditorem canonum» от 8 дек. 1322, «Cum inter nonnullos» от 12 нояб. 1323, «Quia quorumdam» от 10 нояб. 1324 и «Quia vir reprobus» от 16 нояб. 1329) И. дал разъяснение понятию «евангельской бедности», изложив офиц. т. зр. католич. Церкви о частной собственности (спиритуалы настаивали на еретическом характере утверждений, изложенных в папских буллах). Генеральный капитул ордена, состоявшийся в 1329 г. в Париже, осудил Михаила из Чезены и его сторонников и избрал нового генерального министра. На капитуле 1331 г. в Перпиньяне Михаил из Чезены был изгнан из ордена и заочно осужден на пожизненное заключение. Важнейшим достижением внутрицерковной политики И. стала адм. и финансовая централизация. В понтификат И. решался вопрос денежного обеспечения Папского престола, с кон.

http://pravenc.ru/text/469712.html

Г. 1212–1216 Глава V. Константин, Великий князь Владимирский и Суздальский. Г. 1216–1219 Глава VI. Великий князь Георгий II Всеволодович. Г. 1219–1224 Глава VII. Состояние России с XI до XIII века Глава VIII. Великий князь Георгий Всеволодович. Г. 1224–1238 Том IV Глава I. Великий князь Ярослав II Всеволодович. Г. 1238–1247 Глава II. Великие князья Святослав Всеволодович, Андрей Ярославич и Александр Невский (один после другого). Г. 1247–1263 Глава III. Великий князь Ярослав Ярославич. Г. 1263–1272 Глава IV. Великий князь Василий Ярославич. Г. 1272–1276. Глава V. Великий князь Димитрий Александрович. Г. 1276–1294. Глава VI. Великий князь Андрей Александрович. Г. 1294–1304. Глава VII. Великий князь Михаил Ярославич. Г. 1304–1319 Глава VIII. Великие князья Георгий Даниилович, Димитрий и Александр Михайловичи (один после другого). Г. 1319–1328 Глава IX. Великий князь Иоанн Даниилович, прозванием Калита. Г. 1328–1340 Глава Х. Великий князь Симеон Иоаннович, прозванный Гордый. Г. 1340–1353 Глава XI. Великий князь Иоанн II Иоаннович. Г. 1353–1359 Глава XII. Великий князь Димитрий Константинович. Г. 1359–1362     Предисловие История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего. Правители, Законодатели действуют по указаниям Истории и смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастие. Но и простой гражданин должен читать Историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и Государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

44]. Оставив здесь всех своих спутников, за исключением двух, он направился на остров Хиос, расположенный в Эгейском море на юго-восток от Афона, и далее на остров Милитина (или Лесбос). Следующим местом, которое посетил преподобный Григорий в поисках уединения, была гора Ливан в Сирии, но завистники и здесь не дали ему обосноваться. Преподобный был вынужден уйти и отправился в Константинополь.Суровая зима задержала его в шумной столице Византии на шесть месяцев. Царь Андроник Палеолог Старший (1282—1328), узнав, что великий святой находится в городе, часто приглашал его к себе и много раз предлагал высокий церковный сан и должность, но всегда встречал со стороны преподобного Григория категорический отказ. Угодник Божий уклонялся от славы человеческой.Константинополь преподобный Григорий с учениками покинул на корабле. Они плыли Черным морем вдоль берегов Фракии, но буря заставила их остановиться в Созополе, расположенном на западном берегу. Там они узнали, что в северной части Фракии есть место, весьма удобное для отшельнической жизни. Находилось оно возле самой границы между Византией и Болгарией, потому и называлось Парория. Внутренняя, наиболее пустынная часть Парории, называлась Месомилион. В этом месте подвизался монах Амирали. Осмотрев местность, Синаит нашел ее удобной для исихии, поскольку она была пустынна и к ней не было удобных путей. Здесь подвижники построили келлии. Судя по житию, они прибыли в Парорию в последние годы царствования Андроника Старшего, то есть до 1328 года с. 105]. Но и здесь святому Григорию не удалось получить долгожданного покоя. Амирали, по словам автора жития, оказался человеком пустым и тщеславным. Он увидел в преподобном Григории ревностного подвижника и стал завидовать ему. Он потребовал, чтобы святой Григорий удалился, угрожая наслать на него разбойников.Преподобный Григорий со своими учениками перешел на соседнюю гору Катакекриомени. Там, восточнее Скопо, в скрытой пустыни и разместился первый его монастырь. Но Амирали на этом не успокоился.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=871...

Захват Галлиполи османами 1354–1355 Захват Паламы османами в плен 1355–1364 1355–1363 Период правления патриарха Каллиста I – пишет житие патриарха Исидора I Вухира 1354–1376 Правление Иоанна V Палеолога – посвящает 3 проповеди о заповедях блаженства императрице Елене Кантакузине Палеологине – пишет житие Германа Марулиса 1357/1359 † Каллист I 1364–1376 – 2 период патриаршества – произносит речь на Успение Пресвятой Богородицы – пишет Соборный томос 1368 Собор в апреле 1368: канонизация Паламы и осуждение Прохора Кидониса 1376/1377 Свергнут и замещен Макарием Переворот Андроника IV Смерть в Константинополе Правление патриарха Нила Керамевса 1380-е Почитается как святой Событие I. Хронологический перечень основных событий жизни свт. Филофея (Коккина) 1295–1297 Рождение свт. Филофея (Коккина) До 1325 Монастырь Хортаит в Фессалонике 1328–1329 Монах в монастыре Ватопед 1328–1329 Знакомство с прп. Саввой 1331 – 05.1347 Великая Лавра До 1336 Знакомство с прп. Германом (Марулисом) в Великой Лавре Кон. 1340 Подписывает Святогорский томос в качестве иеромонаха Нач. 1341 – весна 1342 Игумен в монастыре Филокалла в Фессалонике Весна 1342 – 06.1345 Игумен в Великой Лавре 02.02.1347 Окончание гражданской войны 02.02.1347 Окончание патриаршества Иоанна Калеки 17.05.1347 Исидора избирают патриархом Константинопольским 05.1347–08.1347 Свт. Филофей назначается митрополитом Ираклеи Фракийской 05.1347–08.1347 08.1347 Свт. Филофей принимает участие в Синоде в августе 1347 в качестве митрополита Ираклеи После 08.1347 Пребывает в Ираклее 1 плг. 1350 Намеревается покинуть Ираклею 02.1350 Получает предупреждение об уходе из Ираклеи 02.1350 Уход патриарха Исидора в отставку Великая суббота 1350 Последнее предупреждение об уходе из Ираклеи Кон. Светлой седмицы 1350 Свт. Филофей уезжает в Константинополь. Проживает в монастыре св. Фоки в Константинополе. До 10.06.1350 Избрание Каллиста на патриарший престол После 10.06.1350 Свт. Филофей намеревается уйти в отставку с кафедры Ираклеи, но имп. Иоанн Кантакузин и Каллист его отговорили от этого

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

48 Мефимон — церковная служба, отправляемая после вечерни (повечерие). 49 Митрополит Алексий находился в Константинополе в 1353—1355 гг. Поставленный во епископа в 1328 г. Афанасий прибыл в Москву из Юго-Западной Руси около 1344 г. 50 Антоний Великий, прп., основатель пустынножительства († 356, память 17 января). Евфимий Великий, прп. († 473, память 20 января). Пахомий Великий, Фиваидский, прп. († около 347—349, память 15 мая). Савва Освященный, Муталакский, прп, ученик Евфимия Великого. († 532, память 5 декабря). Феодосии Великий, киновиарх, прп., начальник общежительного монашества († 529, память 11 января). 51 См.: Исх. 15:27; 39, 14. 52 Предполагают, что Симон прибыл в Москву как один из кандидатов на Смоленскую кафедру. 53 См.: Быт. 22:1—14. 54 Иван Данилович Калита, Великий князь московский с 1325 г., а в 1328— 1340 гг.— Великий князь Владимирский. Иван Иванович Красный, второй сын Ивана Калиты, Великий князь Московский и Владимирский. 55 Речь идет о Семене Ивановиче Гордом. 56 См.: Исх. 16:11—31. 57 См.: Чис. 20:11. 58 Над источником, который возник по молитве Прп. Сергия близ Троице-Сергиевой Лавры, сейчас находится Пятницкая часовня. 59 Константинопольский Патриарх Филофей Коккин († 1379) занимал престол в 1354—1355 и 1364—1376 гг. Предполагают, что в действительности инициатива введения общежития исходила от свт. Алексия Московского, а послание Патриарха Филофея было доставлено Прп. Сергию в 1355 г., когда свт. Алексий вернулся из Константинополя. 60 Параманд (греч. (((((((((((- добавление к мантии) — четырехугольный плат с изображением креста, принадлежность облачения монаха малой схимы. Носится на теле под одеждой. Сохранился крест-мощевик (крест с частицами мощей святых), который был послан Прп. Сергию Патриархом Филофеем. 61 По внутреннему устройству монастыри разделялись на общежительные и необщежительные. До Прп. Сергия большинство русских монастырей были необщежительными — в них иноки сходились вместе только на церковные службы. Каждый сам заботился о своей келлии, одежде, пище, сам трапезовал у себя в келлии. Распространение монастырского общежития (киновии) на Руси началось с Прп. Сергия, который заповедал «вся обща имети». В монастыре и в келлии не дозволялось иметь своего имущества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

SchreinProst P.Schreiner, Ein Prostagma Andronikos’ III. für die Monembasioten in Pegai (1328). JÖB 27 (1978) 203–228 (Index 227f.). [a.1328] SchreinRitt P.Schreiner, Ritterspiele in Byzanz. JÖB 46 (1996) 227–241. [s.XII] ScriptMax Scripta saeculi VII vitam Maximi Confessoris illustrantia, ed. P.Allen – B.Neil. Turnhout 1999. ScriptMetr Metrologicorum scriptorum reliquiae, rec. F.Hultsch. I.II. Leipzig 1865–1866. ScriptOr Scriptores originum Constantinopolitanarum, rec. Th.Preger, I–II. Leipzig 1901–1907 (Indices I 110–131; II 314–325). [s.VIII–X] ScriptPhys Scriptores physiognomonici graeci et latini, ed. R.Foerster, I–II. Leipzig 1893 (siehe auch AnonPhysiog). SealsDO Catalogue of Byzantine, Seals at Dumbarton Oaks and in the Fogg Museum of Art. Vol.l.2, ed. by J.Nesbitt – N.Oikonomides. Washington, D.C. 1991.1994 (Indices). SeibtBleis W.Seibt, Die byzantinischen Bleisiegel in Österreich. 1.Teil: Kaiserhof. Wien 1978. 2.Teil von A.-K.Wassiliou und W.Seibt: Zentral- und Provinzialverwaltung. Wien 2004. SergDid I.D.Polemes, Μα νκδοτη διδασκαλα το „διδασκλου το ψαλτηρου“ Σεργου. Hell 43 (1993) 65–75. [ca 1200] SergiaOlymp Sergia Constantinopolitana, Olympiadis translatio. AnBoll 16 (1897) 44–51. [s.VII] Seth Simeon Seth, Syntagma de alimentorum facultatibus, ed. B.Langkavel. Leipzig 1868 (Index 142–155). [s.XI] SethAn Symeon Seth, Σνοψις τν φυσικν, Περ χρεας τν ορανων σωμτων, in: A.Delatte, Anecdota Atheniensia et alia, II. Liège–Paris 1939, 1–127. [s.XI] SevDeaths I.Ševenko, Poems on the Deaths of Leo VI and Constantine VII in the Madrid Manuscript of Scylitzes. DOP 23–24 (1969–1970) 185–228. [s.X] SevMet I. Ševenko, Études sur la polémique entre Théodore Métochite et Nicéphore Choumnos. Bruxelles 1962. [s.XIV] Sgurop T.Papatheodorides, νκδοτοι στχοι Στεφνου το Σγουροπολου. ρχεον Πντου 19 (1954) 262–282. [s.XIV] SidTot A.Sideras, Eine unedierte byzantinische Totenklage. JÖB 47 (1997) 111–156. [s.XII] SigPal J.Lefort – J.-M.Martin, Le sigillion du catépan d’Italie Eustathe Palatinos pour le juge Byzantios (déc. 1045). Mélanges de l’École française de Rome. Moyen âge – temps modernes 98/2 (1986) 525–542.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН КАНТАКУЗИН [греч. Ιωννης Καντακουζηνς] (ок. 1295-15.06.1383, Мистра, Пелопоннес), в монашестве Иоасаф (с 4 или 10 дек. 1354), византийский император (Иоанн VI Кантакузин; 26 окт. 1341-4 или 10 дек. 1354), гос. деятель, богослов, писатель (лит. псевдоним Христодул, Χριστδουλος). Отец И. К., возможно, также Иоанн, упомянут лишь в «Истории» И. К. ( Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 85). В 21 год он получил должность наместника Пелопоннеса и занимал ее 8 лет до своей смерти. После смерти отца воспитанием И. К. занималась его мать Феодора Палеологина Ангелина Кантакузина, тетка Андроника Младшего (впосл. имп. Андроник III Палеолог ; 1328-1341). И. К. не только был двоюродным братом Андроника Младшего, своего сверстника, но и, как предполагает Ф. Дёльгер ( Dölger. 1938), совершил с молодым Андроником чин братотворения . И. К. женился на Ирине Асанине, дочери Андроника Палеолога Комнина Асана (наместник Мореи в 1316-1321 и Фракии в 1341-1343), сестре Мануила Комнина Рауля Асана. Тем самым И. К. породнился с могущественным кланом Асанов, родственников царей Болгарии. В браке родились сыновья Матфей (ок. 1325-1383 или 1391; соправитель И. К. в 1353-1357, деспот Мореи в 1361-1382), Мануил (ок. 1326-1381; деспот Мореи с 1349), Андроник (ок. 1334-1347); дочери Мария († после 1379; с 1339 замужем за правителем Эпира Никифором II Орсини), Феодора († после 1381; с 1346 замужем за эмиром Орханом), Елена (1333-1396; с 1347 замужем за визант. имп. Иоанном V Палеологом ). И. К. получил обычное для юношей имп. крови классическое образование при дворе имп. Андроника II Палеолога (1282-1328), воспитываясь вместе с буд. имп. Андроником III; наставником обоих юношей был сенатор Константин Палама, отец свт. Григория Паламы . Возможно, что свт. Григорий (род. в 1296) также обучался вместе с И. К.; если это так, то их учителем мог быть и Феодор Метохит . В любом случае И. К. и свт. Григорий Палама были знакомы с юности. Стиль исторического произведения И. К., написанного под псевдонимом Христодул, обнаруживает знакомство с греч. классикой, ограниченное популярными авторами: Аппианом, Плутархом, Еврипидом, Фукидидом, а также греч. мифами и пословицами. Правда, визант. историк Никифор Григора противоречит сам себе, отмечая то склонность И. К. к образованию, то его недостаточную образованность ( Niceph. Greg. Hist. Vol. 2. P. 919, 966). Тем не менее И. К. знал отлично «Историю» Фукидида, к-рый, вероятно, сильно повлиял на формирование его мировоззрения и политической культуры.

http://pravenc.ru/text/471274.html

престол папа поддержал его противника - Леопольда I Габсбурга, герц. Австрийского (1308-1326). В т. н. Заксенхаузенской (Третьей) апелляции к буд. вселенскому Собору (1324; MGH. Const. T. 5. P. 722-754) Людовик IV объявил папу Иоанна XXII еретиком в связи с его позицией в споре с францисканцами о «евангельской бедности». На стороне герм. короля выступил итал. мыслитель Марсилий Падуанский , опубликовавший трактат «Defensor pacis» (Защитник мира, 1324). В ответ папа еще раз изложил свое учение в булле «Quia quorundam» от 10 нояб. 1324 г. В 1325 г. генеральный капитул призвал орден к послушанию папе. В 1327 г. главу ордена Михаила из Чезены, продолжавшего упорствовать в своих взглядах, вызвали в Авиньон для объяснений; там он был отстранен от должности генерального министра. Несмотря на папское распоряжение, генеральный капитул, собравшийся 22 мая 1328 г. в Болонье, вновь утвердил Михаила из Чезены на его посту. В ответ Иоанн XXII приказал Михаилу пребывать под арестом (вероятно, домашним), но тот ослушался и вместе с Бонаграцией и Уильямом Оккамом († 1347) бежал из Авиньона под защиту императора, за что папа наложил церковное отлучение на всех троих. В это же время кор. Людовик IV вошел в Рим и был провозглашен императором. Несогласного с этим папу Иоанна XXII король объявил еретиком и антихристом. На Папский престол в Риме был избран францисканец-спиритуал Пьетро Райнальдуччи (антипапа Николай V (1328-1330)). В 1329 г. главой ордена францисканцев был избран Джерардо Одони († 1349), ближайший друг папы Иоанна XXII; он способствовал примирению ордена с законным понтификом. В период схизмы в католической Церкви в ордене францисканцев оформилось отдельное течение обсервантов, сторонников строгого соблюдения устава, в т. ч. обета бедности. На Констанцском Соборе (1414-1418) обсерванты получили своего викария, а с 1446 г. викарий обсервантов стал независим от генерального министра ордена. В 1517 г. орден был официально разделен на обсервантов и конвентуалов , причем последние получили диспенсацию от соблюдения обета бедности (буллы «Omnipotens Deus» от 12 июня 1517 и «Licet alias» от 6 дек.

http://pravenc.ru/text/2577745.html

Следующим документом, фиксирующим сферу церковной и светской юрисдикции на православном Востоке, являлся Номоканон Фотия 257 , а также его более позднее толкование XIV века – Синтагма Матфея-Властаря 258 . Но в них делается попытка распределить зоны интересов светской и церковной власти лишь в судебной и экономической областях, политические же аспекты в документах не отражаются. Именно вследствие этого пробела в законодательстве чрезвычайно важно рассмотреть конкретно-исторические политические взаимоотношения великих князей и русских митрополитов, ибо политические действия последних и воплощали их реальные, действующие вне правового поля властные возможности. Наиболее раннее упоминание о первом из двух рассматриваемых иерархов, митрополите Феогносте, в русских летописях относятся к 1328 году. «Того же лета поставлен бысть преосвященный архиепископ Фе-гност гречин митрополитом на всю Русскую землю» 259 . Феогноста поставил митрополитом патриарх Исайя. Это произошло не позднее 1327 года, ибо сам патриарх Исайя был в 1328 году сослан в Манганский монастырь императором Андроником старшим Палеологом за поддержку его восставшего внука 260 . Сведений о Феогносте, до его поставления на Русь, в греческих источниках нет. Видимо, он занимал в Византии не слишком значимую должность, что, в общем, неудивительно. В списках митрополий константинопольского патриарха русская митрополия стояла на одном из последних мест, то есть была не престижна. Как мы знаем, по пути на Русь Феогност побывал на Волыни, где поставил нескольких епископов. В ранних летописях не говорится, куда именно приехал Феогност после Волыни. Поздняя Никоновская летопись на этот счет более конкретна: «Того же лета и прииде на ве-ликый стол, на митрополию на Киев и на всю Русь, и иде из Киева по градом многим, таже прииде и в Володи-мерь и в славный град Москву» 261 . К оригинальным сообщениям Никоновской летописи надо относиться с достаточной осторожностью, но вполне возможно, что Феогност сначала приехал во Владимир, столицу великого княжества, а затем в Москву, так как великим князем стал московский князь Иван Данилович.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010