Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Бармы царя Алексея Михайловича. 1662 г. (ГММК) Оплечье или широкий воротник, надеваемый поверх парадного платья; часть парадной княжеской одежды, к кон. XV в. великокняжеской, впосл. царская регалия; своеобразная древнерус. аналогия визант. лора - детали парадного имп. облачения. Этимология слова неясна, возможно происходит от рус. «обрамление», греч. πρμαι (щит круглой формы) или восточнонем. barm (плечо). Б. выполнялись в технике сюжетного и орнаментального шитья или в виде нашивных золотых дробниц с изображением Деисуса, святых, праздников, хранились в великокняжеской или царской казне. Первое упоминание о Б. встречается в 1328 г. в духовной грамоте вел. кн. Ивана Калиты о передаче имущества (в т. ч. и Б.) по наследству старшему сыну. Сведения о княжеских Б., наследуемых сыновьями, неоднократно встречаются в рус. летописях за 1339, 1358, 1389 гг. Б. и венцом - шапкой Мономаха - был увенчан внук Ивана III кн. Димитрий во время поставления на княжеский престол, совершившегося впервые в истории России в 1498 г. в Успенском соборе Московского Кремля. Легенда о дарах визант. имп. Константина IX, Б. и шапке Мономаха, отражена в «Сказании о князьях владимирских» (XVI в.), а также в рельефах и надписях (1551) на царском месте из Успенского собора Московского Кремля: «Откуда бе и како начаша ставити на великое княжество святыми бармами и царским венцом». В XVI-XVII вв. были составлены подробные Чины венчания на царство российских царей, где определен порядок перенесения и возложения на государя Б., венца, креста с животворящим древом, скипетра, державы, входящих в «Большой наряд», предназначенный для венчания на царство. Б. Ивана Калиты и Ивана III не сохранились. В Оружейной палате Музеев Кремля хранятся Б. царя Алексея Михайловича, выполненные в 1662 г. по его заказу в Стамбуле: широкий круглый воротник белого шелка, к к-рому крепятся 7 золотых эмалевых медальонов с изображениями ангелов и композициями «Венчание Богоматери», «Обретение Креста святыми Константином и Еленой», «Св. Василий Великий и св. воин Меркурий, поражающий копьем имп. Юлиана», «Хвалите Господа с небес». Каждый медальон обрамлен широкой оправой, усыпанной драгоценными камнями: рубинами, изумрудами, алмазами в золотых кастах - и вставками с полихромной эмалью.

http://pravenc.ru/text/77560.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУРИДАН [лат. Buridanus] Иоанн (Жан) (ок. 1300, Бетюн, Сев. Франция - 1358, Париж), средневек. философ и ученый. Учился и преподавал (с нач. 20-х гг.) в Париже; дважды (в 1328 и 1340) занимал должность ректора Парижского ун-та. В отличие от большинства совр. ему профессоров ун-та не принадлежал ни к какому монашескому ордену, не изучал и не преподавал теологию, ограничив круг своих исследовательских и преподавательских интересов философией. Основные его труды - комментарии (expositiones) и «вопросы» (quaestiones) к сочинениям Аристотеля (Б. прокомментировал почти все произведения Аристотеля по логике, физике, метафизике, психологии, этике). Кроме того, им был написан «Малый свод логики» («Summulae logicae», или «Summulae de dialectica»), задуманный как комментарий к «Малому логическому своду» Петра Испанского, а также ряд небольших самостоятельных произведений, посвященных преимущественно проблемам логики. Б. являлся одной из центральных фигур в номинализме XIV в. Испытав влияние учения Уильяма Оккама (прежде всего это касается отрицания существования общих понятий «extra animam» (вне души) и признания существования лишь единичных вещей), он тем не менее в ряде вопросов занимал более гибкую позицию, нежели Оккам и др. номиналисты, а потому многочисленные запреты и осуждения этого учения Парижским ун-том (1326, 1339, 1340) не повлияли на репутацию и карьеру Б. существенно. В вопросе о взаимоотношении богословия и философии Б. стремился к установлению четких границ между областью веры и областью разума. По его мнению, богословие принципиально отлично от философии, потому что его исходные принципы не очевидны для разума. Он подчеркивал, что «богословие является более высокой дисциплиной и мудростью в собственном смысле слова» (Quaest. in Metaph. I 2), а также не отрицал, что философия в определенных аспектах может использоваться как инструмент богословского исследования: защищая в полемике с Николаем Отрекурским принцип причинности, Б. обосновывал возможность философского доказательства существования Бога.

http://pravenc.ru/text/153661.html

В 1309 г. город разорили каталанцы (отряды наемников, вышедшие из подчинения имп. Андроника II Палеолога). В 1310-1324 гг. уроженец В. Нифонт занимал патриаршую кафедру в К-поле. Город служил местом ссылки высокопоставленных персон. В 10-20-х гг. XIV в. в В. работал Георгий Каллиергис , к-рого называли «лучшим художником всей Фессалии». В 1325-1331 гг. в ските Иоанна Предтечи подвизался свт. Григорий Палама , нек-рое время здесь жили прп. Афанасий Метеорский (между 1335 и 1340 гг.) и прп. Феодосий Тырновский (в 40-х гг. XIV в.). Базилика во имя прп. Антония Нового Веррийского. 1860 г. Базилика во имя прп. Антония Нового Веррийского. 1860 г. Во время междоусобной войны императоров Андроника II и Андроника III Палеологов (1321-1328) окрестности В. были театром военных действий. В 40-х гг. этот город являлся опорным пунктом Иоанна VI Кантакузина в его борьбе с Алексеем Апокавком и сербами. В 1343/44 г. В. была завоевана серб. кор. Стефаном Душаном , к-рый провел работы по реконструкции городских укреплений. В 1350 г. она была возвращена под власть визант. имп. Иоанна VI Кантакузина, но через неск. лет вновь отвоевана сербами. С 1358 г. В., Воденом (Эдессой) и Касторией управлял серб. господарь Радослав Хлапен, тесть македонского кор. Марко. Ок. 1375 г. греки возвратили город, но с кон. XIV в. над ним нависла тур. угроза. Он неоднократно подвергался нападениям турок: ок. 1387 г. В. стала платить дань Мураду I, в 1391 г. она была захвачена Баязидом I. Веррийский митр. Арсений был повешен турками на дереве перед кафедральным собором, а собор превращен в мечеть. В 1433 г. В. была окончательно включена в Османскую империю, центр духовной жизни переместился из города в скит Иоанна Предтечи, где нек-рое время подвизались прп. Никанор Завордский († 1519), прп. Дионисий Олимпийский († 1540) и др., останавливался равноап. Косма Этолийский (1775). В период тур. владычества город назывался Караферия и оставался крупным торговым и промышленным центром Македонии, а Веррийская кафедра считалась престижной и перспективной для иерархов: ряд Веррийских митрополитов впосл. стали К-польскими и Александрийскими Патриархами (Кирилл II Контарис, Иоанникий Киприот, Хрисанф I). В перечнях митрополий К-польского Патриархата В., занимавшая первоначально 30-е место, в кон. XV в. поднимается на 17-е, в 1715 г.- на 16-е место.

http://pravenc.ru/text/158188.html

XIV в. и в 30-40-х гг. этого же столетия. В мае 1328 г. митр. Феогност поставил Владимиро-Волынским епископом Афанасия , к-рый в 1-й пол. 30-х гг. участвовал в Соборах епископов, созывавшихся митр. Феогностом при посещении им западнорус. епархий. Положение правосл. Церкви на Волыни не изменилось после смерти последнего галицко-волынского кн. Болеслава-Юрия (1339), когда Волынь оказалась под властью Любарта-Димитрия, сына Гедимина . К землям, полученным кафедрой от Романа Мстиславича, кн. Любарт присоединил с. Сушилно и озеро. В кон. 40-х гг. XIV в. с притязаниями на Волынь и на главный город земли Владимир выступил польск. кор. Казимир III Великий , стремившийся не только овладеть данной территорией, но и основать там центр распространения католичества. В 1358 г. папа Римский поставил во Владимир-Волынский епископа. После того как к 1366 г. войска Казимира овладели городом, в нем было начато строительство каменного костела, посвященного Богоматери, к-рый должен был стать кафедральным храмом католич. епископства. С началом польск. наступления на Волынь следует связывать отъезд в Сев.-Вост. Русь еп. Афанасия, к-рый в 50-х гг. XIV в. помогал Киевскому митр. св. Алексию в управлении митрополией. В 1370 г., после смерти Казимира, Владимир-Волынский вернулся под власть Любарта. Планы создания католич. кафедры в городе были отставлены, но связь епархии с общерус. правосл. митрополией не восстановилась из-за конфликта между вел. кн. литов. Ольгердом , сюзереном Любарта, и митр. Алексием. Когда в 1375 г. митр. Киприан принял на себя управление западнорус. епархиями митрополии, он обнаружил, что В.-В. е. уже долгое время находится «без владыки» и «запустошала». Он поставил нового епископа (ранее 1388), и обычный порядок церковной жизни был восстановлен. Положение снова осложнилось, когда вел. кн. литов. Владислав-Ягайло , глава гос-ва, в состав к-рого входила В.-В. е., принял вместе со своими подданными-литовцами католичество (1386-1387). Особенно неблагоприятными для Православия оказались перемены в Брестской части В.-В.

http://pravenc.ru/text/159136.html

В своих отношениях со славянскими странами, и особенно с Россией, византийская дипломатия XIV в. была почти исключительно дипломатией церковной. Роль этой дипломатии признана довольно широко, но до конца еще не оценена во всей ее значительности. В заключительной части этой статьи я укажу на основные цели этой дипломатии и на ее главные результаты. Во-первых, возвышение авторитета и престижа византийского патриарха проводилось систематически и сознательно распространялось не только на клир русской церкви, но и на «возлюбленных и вожделенных сынов нашей мерности», т.е. на русских князей 117 . Патриаршая власть определялась, согласно теории «всеобщего руководства» ( κηδεμονα πντων), постоянно провозглашающейся в актах патриархата XIV в. Если ее понимать буквально, эта теория предполагала, что константинопольский патриарх стал настоящим восточным папой, управляющим всем миром через посредство своих наместников-епископов. «Бог поставил нашу мерность предстоятелем всех, во всей Вселенной находящихся христиан, – пишет патриарх Филофей русским князьям, – попечителем и блюстителем их душ, и все зависят от меня как общего отца и учителя... Но поскольку одному... человеку невозможно обходить всю Вселенную, то мерность наша избирает лучших и отличающихся добродетелью лиц, поставляет и рукополагает их пастырями, учителями и архиереями и посылает их в разные части Вселенной» 118 . Правда, такие формулировки, явно противоречащие византийскому каноническому праву, а также основным положениям византийской же антипапской полемики, отдавали дань византийской склонности к риторическим гиперболам, но они должны были производить впечатление на славян. Как известно, через посредство своих ставленников: галичанина – митрополита Петра (1308–1326 гг.), сановного и влиятельного грека – митрополита Феогноста (1328–1358 гг.) и русского боярина – митрополита Алексия (1354–1378 гг.) Византия систематически поддерживала объединительную и до 70-х годов протатарскую политику московских князей и тем самым оказала значительное, если не решающее, влияние на образование централизованного великорусского государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В переводе Г. И. Беневича, следующем пониманию П. Шервуда, в данном случае речь идет о триаде «бытие», «благо-бытие» и «присно-бытие» (см.: Там же, с. 450). См. выше, цитату в прим. 82. Ср. слова из приведенной ниже цитаты: «...а есть [ведь даже] и вовсе лишенные чувствования...». Gr. Pal., particip. IX-XI: 145.6-8, 145.26-146.8, 146.20-147.3 (ΓΠΣ 2), пер. архим. Нектария (Яшунского) с изм., цит. по изд.: Григорий Палама 2007 , с. 99-101. Ср. также: Idem., dial. orthod. et Barl . XLVII; Acind. V, 27. О том, что все сущее причаствует Богу (в его энергиях) см.: Gr. Pal., capita 150 , LXXVIII. Учение о различных видах причастности сущего Богу и об особенном способе причастности Богу святых развивал соратник свт. Григория Давид Дисипат (см. места из его Ямбов , направленных против Акиндина: 735.462-463, 484-486 [Browning]). Отметим, что в статье, посвященной Давиду Дисипату, М. М. Бернацкий и А. Г. Дунаев несправедливо представляют эту позицию в качестве оригинального учения Дисипата, утверждая, что «свт. Григорий Палама выделял только особую причастность обоженных святых по сравнению с прочими людьми» ( Бернацкий, Дунаев 2007 , с. 586). Gr. Pal., de un. et dist. XVI: 79.29-80.103 (ΓΠΣ 2), пер. архим. Нектария (Яшунского) с изм., цит. по изд.: Григорий Палама 2007 , с. 19-20. Никифор Григора (род. 1290/1291 или 1293/1294 г., ум. между 1358 и 1361 гг.) - известный византийский философ, богослов, агиограф, литератор, ритор, астроном, историк. Родился в Ираклии Понтийской, получил первоначальное образование у своего дяди Иоанна, еп. Ираклийского; в юности переехал в Константинополь, где изучал логику и риторику у будущего патриарха Иоанна Глики, а философию и астрономию у Феодора Метохита. Григора был известным в Константинополе преподавателем; когда же в 1328 г. Константинополь был захвачен Андроником III и был разграблен дом и библиотека Метохита, Григора стал вести уединенную жизнь. После диспута с Варлаамом Калабрийским в 1331/1332 г., описанном в диалоге Флорентий (изд.: Niceforo Gregora 1975 ; диспут посвящен риторике, астрономии, грамматике и аристотелевским силлогизмам), Григора, победив Варлаама, возвращается к активной жизни.

http://bogoslov.ru/text/487738.html

Долгое время Иоанн из Монтекорвино проповедовал один, затем к нему прибыл герм. францисканец Арнольд. Летом 1307 г. папа Римский Климент V получил донесение Иоанна (его считали без вести пропавшим). Понтифик направил в К. 7 францисканцев, которых возвели в епископский сан. Иоанн из Монтекорвино был назначен архиепископом Ханбалыка, в его юрисдикцию вошли все владения монголов (in toto dominio Tartarorum - булла «Rex Regum» от 23 июля 1307). Из отправленных папой миссионеров в К. прибыли только 3: Андрей из Перуджи, Перегрин из Кастелло и Джерардо Альбуини; они и рукоположили Иоанна из Монтекорвино (1313). Т. о., Иоанн стал главой католич. миссий в Азии, в нек-рых источниках его называли «патриархом всего Востока» (patriarcham totius Orientis). Вскоре в К. отправились еще 3 францисканца, однако в Ханбалык прибыл только Петр из Флоренции. Краткие сведения о деятельности миссионеров приведены в сочинении итал. францисканца блж. Одорика из Порденоне († 1331), к-рый посетил К. в 20-х гг. XIV в. По его свидетельству, католич. миссии действовали в Янчжоу и в Зайтуне, Одорик доставил туда останки 4 францисканцев, принявших мученическую смерть в Индии. Вероятно, Одорик провел нек-рое время в Ханбалыке, помогал архиеп. Иоанну из Монтекорвино, но точных сведений об этом нет. Путешественник утверждал, что хан (скорее всего Есун-Тэмур (имп. Тайдин; 1323-1328)) относился к миссионерам с почтением, принимал благословение католич. епископа. После кончины Иоанна из Монтекорвино на Ханбалыкскую кафедру был назначен францисканец Николай (сент. 1333), но ему не удалось достичь К. В 1336 г. по просьбе высокопоставленных аланов, исповедовавших католич. веру, хан Тогон-Тэмур (имп. Хуэйцзун; 1333-1370) послал в Европу генуэзского торговца Андало да Савиньоне, поручив ему позаботиться о назначении епископа. В 1338 г. папа Бенедикт XII направил в К. миссионеров во главе с легатом Иоанном из Мариньолли († 1358/59). Легат прибыл в Ханбалык со свитой из 32 чел.; в авг. 1342 г. он получил аудиенцию у хана, который принял его благословение и выделил миссионерам содержание. Через несколько лет Иоанн из Мариньолли вернулся в Европу, пообещав хану, что в К. вскоре будет направлен епископ в достоинстве кардинала. Во 2-й пол. XIV и в XV в. Папский престол назначал на кафедру Ханбалыка епископов (так, в марте 1370 был назначен францисканец Гийом дю Пра), но, по-видимому, никому из них не удалось прибыть к месту служения.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

После 4-го крестового похода усилившаяся Венеция подчинила себе Д. и 150 лет (1205-1358) пыталась ограничить его торговые контакты, видя в нем конкурента. Однако городские купцы продолжали устанавливать новые торговые связи, а формировавшийся городской нобилитет укреплял органы местного самоуправления: в 1235 г. были учреждены Большой и Малый советы, в 1252 г.- сенат. В 1272 г. был составлен кодекс законов города - Статут, значительно ограничивший власть венецианского наместника. В XIII-XIV вв. экономические позиции Д. на Балканах усилились: кварталы дубровчан, имевшие право внутренней автономии, появились во мн. крупных городах полуострова. Расширялись и владения Д.: в 1272 г. был присоединен о-в Ластово, в 1333 г. у Сербии был приобретен п-ов Пелешац с крепостью Стон, в 1345 г. было окончательно закреплено за Д. владение о-вом Млет. После поражения в войне с венг. кор. Лайошем I Великим по Задарскому договору 1358 г. Венеция отказалась от притязаний на далматинские города, а Д. перешел под сюзеренитет Венгрии, оформленный в том же году соглашением в Вишеграде. Этот договор был выгоден Д., т. к. всю власть фактически получил городской нобилитет. Благодаря вмешательству Венгрии Д. продолжал расширять свои владения: в 1399 г. было присоединено Сланское приморье (местность между Д. и п-овом Пелешац), в 1413-1417 гг. овладел островами Корчула, Брач и Хвар (но вскоре был вынужден отдать их Венгрии), в 1419 и 1426 гг. купил плодородную область Конавле. Новые земельные приобретения увеличили территорию Д., превратившегося из города-коммуны в гос-во-республику, вся власть в к-рой была сосредоточена в руках немногочисленных патрицианских родов. Они занимались торговлей, ростовщичеством, из них выбирали князя (с 1358 ректор), номинально возглавлявшего городское управление. Наряду с патрициями важную роль играли граждане города - купцы и владельцы ремесленных мастерских. Основное население составляли пучане (народ) - мелкие купцы, ремесленники и моряки. К сер. XV в. республика осталась единственной в Далмации территорией, независимой от Венеции, чьи границы долго не изменялись.

http://pravenc.ru/text/Дубровник.html

В областях местного самоуправления оформились провинциальные Штаты. С самого начала своего возникновения провинциальные Штаты занимались преимущественно вопросами налогообложения. В 1328 г. во Франции происходит смена династий. На смену династии Капетингов к власти приходит династия Валуа (1328-1598). В 1337 г . начинается Столетняя война между Францией и Англией. С этого времени, почти сто лет объединительная политика французских королей, создание единого, централизованного французского государства происходило в условиях войны. В ходе Столетней войны французский король Иоанн II Добрый (1319-1364) попадает в плен к англичанам. Дофин Карл пытался выкупить короля из плена. В 1356 г. он собирает Генеральные Штаты и требует от них изыскать для этого средства. Генеральные Штаты были настроены оппозиционно. Они ответили Карлу отказом и высказались за коренные реформы. Воспользовавшись моментом, чтобы усилить свою власть, Генеральные Штаты потребовали отставки старых королевских советников и ликвидации налоговых привилегий дворян и духовенства. Противостояние дофина Карла и Генеральных Штатов закончилось «Великим мартовским ордоннансом», согласно которому Генеральные Штаты обещали финансовую помощь для выкупа короля. При этом они присвоили себе функции высшего законодательного и судебно-исполнительного органа страны. Столетняя война, противоборство между королем и Генеральными Штатами, а также противоборство между королем и крупнейшими феодальными партиями создали во Франции трудную ситуацию, которой воспользовались народные массы, чтобы попытаться освободиться от гнета городских и поместных сеньоров. В 1356 г . в Париже вспыхивает восстание под руководством Этьена Марселя . Карл бежит из Парижа, захваченного восставшими, и в середине XIV в. во Франции возникает ситуация двоевластия, существования двух правительств — правительства восставших в Париже и королевского правительства дофина Карла в Компьене. Восстание Этьена Марселя приняло серьезный характер и вызвало восстания во многих городах и селах Франции. В 1358 г . начинается крупное крестьянское восстание — Жакерия . Оба эти восстания были подавлены. Карл вступает в Париж и полностью подчиняет себе Генеральные Штаты, «Великий мартовский ордоннанс» отныне уже не действителен. Всё вместе — и восстания, и подчинение Генеральных Штатов королю — послужило объединению перепуганных феодалов вокруг дофина Карла. Карл подписывает мир с Англией, который стал возможен только благодаря его отказу от всех притязаний на английские владения во Франции. По условиям мира, подписанного Карлом, практически все, что сделал король Филипп II Август, было потеряно.

http://sedmitza.ru/lib/text/441085/

9. Столетняя война К Оглавлению В 1337 г. началась самая длительная война в мировой истории — война между Англией и Францией, получившая название Столетней войны, которая закончилась в 1453 г. Комплекс причин вызвал эту войну: борьба за завершение объединения западно-французских территорий, находящихся во владениях английской короны; за юго-западные области Франции, также принадлежавшие Англии; борьба за Фландрию. Поводом к войне послужили притязания английского короля Эдуарда III (1327-1377) на французский престол. Эдуард III приходился французскому королю Карлу IV племянником по материнской линии. После смерти Карла IV (1328), последнего короля династии Капетингов, Франция избирает королем Филиппа Валуа, представителя боковой ветви династии Капетингов. С воцарением Филиппа VI (1328-1358) династия Валуа становится новой правящей династией Франции. Эти события заставили английского короля начать подготовку к войне. В начале войны успехи сопутствовали англичанам, которые были основательнее к ней подготовлены в дипломатическом, военном и финансовом отношениях. Они имели многочисленных союзников, в том числе и среди французских феодалов. У англичан была объединенная армия, скрупулезно разработанная тактика и стратегия военных действий. Английская армия имела единое командование. Основными военными силами Франции являлись ополчения, каждое во главе со своим сеньором. Эти ополчения в военном плане уступали хорошо подготовленным английским войскам и, в первую очередь, знаменитым английским лучникам. Французские ополчения сражались самостоятельно, независимо друг от друга. Единого командования у французов в то время не существовало. Неудивительно, что англичане одерживали одну победу за другой. Одной из самых значительных их побед в начале войны был захват порта Кале на Ла-Манше, имевшего огромную важность для французов в военном и коммуникационном отношении. С середины XIV в. Кале становится форпостом Англии в Столетней войне. С начала войны английские войска развернули военные действия широким фронтом — не только на севере, но и на юго-западе Франции. Войной была охвачена практически вся территория Франции, за исключением некоторых областей. На юге и юго-западе Англия захватила территории Гиени и Гаскони. Сын английского короля Эдуарда III, прозванный «Черным Принцем», стал наместником юго-западной Франции. Отсюда его отряды совершают бесконечные военные экспедиции в центральную Францию, грабя и сжигая города, уводя население в плен. В одной из военных стычек англичане захватили в плен французского короля Иоанна Доброго (спасти его Франции не удалось, и он умер в плену).

http://sedmitza.ru/lib/text/441088/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010