М. ди Сальво предполагает, что перевод сделан самим Лихудом в ожидании официального перевода из Москвы ( Ди Сальво М. Указ. соч. С. 219–220). Памятники дипломатических сношений… Т. 7. Ст. 853. Там же. Т. 10. Ст. 1359–1363. Там же. Ст. 1360 Там же. Ст. 1364; Сменцовский М. Н.Братья Лихуды. С. 261–262; Ди Сальво М. Указ. соч. С. 218. Памятники дипломатических сношений… Т. 7. Ст. 852–853. Сменцовский, впрочем, доказывает, что Иоанникий имел право на эти товары, поскольку они были куплены за его, Иоанникиевы, деньги. Характерно при этом, что Софроний в 1691 г. взыскал эти вещи из имущества своего бывшего покровителя, сосланного в Каргополь князя В. В. Голицына, на допросе показавшего: «Учитель Софроний бьет челом неправдой» ( Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. С. 281–282, примеч. 3). Памятники дипломатических сношений… Т. 10. Ст. 1364. См. также: Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. С. 281. Памятники дипломатических сношений… Т. 10. Ст. 1356–1358. Кстати, в этом письме Иоанникию Голицын настаивает, что перевод кредитивной грамоты был ему вручен в Посольском приказе (Там же. Ст. 1358–1367). Там же. Ст. 1352. Бантыш-Каменский Н. Н. Указ. соч. С. 210, примеч. 1. Вероятно, Лихуд грамоту дожу не отдал, а привез обратно в Москву. Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. С. 260. Прямое подтверждение тому, что Иоанникий не передал ни декабрьскую 1688 г., ни июльскую 1689 г. царские грамоты находим в «Памятниках дипломатических сношений…», где сообщается, что Лихуд «домогался, чтоб он принят там (в Венеции.– А. Я.) был за посланника, и ему в том отказали, а хотели принять за гонца; и он за тем у князя не был, и грамоты цар[ского] вел[ичест]ва не подал, и приехал ныне назад ни с чем» (Памятники дипломатических сношений… Т. 7. Ст. 681). Тут же любопытная классификация дипломатических рангов для посланников (Там же. Ст. 680). РГАДА, ф. 159 оп. 2, ед. хр. 2991 (1685–1699 гг.), ст. 259. Памятники дипломатических сношений… Т. 7. Ст. 1371. Интересно, что ответом на такую в целом бесполезную поездку помимо милостивого разрешения оставить себе беспошлинно купленные вещи стало увеличение жалованья Иоанникию Лихуду! «Великие государи, цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич… пожаловали греколатинский школы учителя, грека иеромонаха Иоанникия Ликудиева, который, по их великих государей указу, был от них великих государей посланником у виницийского князя, – велели ему давать своего великих государей жалованья, поденнаго корму, Октября с двадесять перваго числа нынешняго 200-го (1691 г.) году, впредь до своих великих государей указу, против прежней дачи по осми алтын по две деньги на день из Приказу Большия казны» ( Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. С. 84). Причем похвальная оценка звучит из уст молодого Петра, а не Софьи, отправившей Иоанникия в Венецию. На это обратил внимание еще Цицелис ( ΤσιτσληςΗ. Op. cit. Σ. 353).

http://sedmitza.ru/lib/text/5682539/

480. Василий Михаилович, князь кашинский, потом великий князь тверский, младший из четырех сыновей св. Михаила Ярославича, великого князя тверского и Владимирского 139), от брака с Анной Дмитриевной, в иночестве Софией, в схиме Ефросинией, княжной суздальской, причтенной также к лику святых 28). – Род. в Твери, около 1304 г.; провожал, до р. Нерли, своего отца, отправлявшегося в Орду, как оказалось, на смерть, в 1319 г.; встребчал тело отца, привезенное в Тверь из Москвы, в 1320 г.; с матерью и братом Константином ), бежал в Ладогу от татарского погрома, обрушившегося на Тверь и Кашин, в 1327 г,; с ними же возвратился домой, где все они «препочивше от великой печали, седоша во Тфери в велице нищете и убожестве, понеже вся земля пуста, и быша дустыни насилия ради татарскаго; и начата помалу збирати люди и утешати», в 1328 г.; провожал, до Святославля поля, брата Александра 10). отправлявшегося, на суд в Орду, в 1339 г.; встречал в Переславле-Залесском тело его, в 1340 г.; ездил в Орду жаловаться на племянника, Всеволода Александровича, князя холмского 574), которым и ограблен в городе Бездеже, в 1346 г.; по увещанию Федора, епископа тверского «нача жити с братавичем (племянником) своим тихо и мирно», в 1349 г.; «нача негодование имети на братанича своего, поминая бездежский грабеж его, и обидити, и бояр и слуг его тягостию данной оскорбляти», в 1352 г.; назначен опекуном овдовевшей племянницы своей Марии Александровны, великой княгини московской 121), третьей жены Симеона Гордого 176), в 1353 г.; по делу с племянником, являлся на съезд во Владимир и на суд в Орду, в 1357 г.; по суду ханскому, овладел личностью племянника, который нес «томление великое» от дяди, теснившего, между тем, удел холмский, в 1358 г; по совету Романа, лжемитрополита литовского и Волынского, уступил племянникам целую треть княжества тверского, в 1360 г.; ум, в Кашине, в 1368 г. Тело его погребено там же, в Воскресенском соборе, – Был женат, с 1330 г., на Елене Ивановне княжне брянской, 753), от брака с которой оставил сына Михаила, князя кашинского ). 481. Василий Михайлович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

1328 Cf. Usteri. Op. cit., S. 74. Lange. Op. cit. S. 34. Meyer. Op. cit. S. 95. Wieseler. Op. cit. S. 202. 1358 «Кто умирает закону, тот жил ему прежде, соблюдая субботы, новомесячия, дни праздничные, жертвы. Когда же пришел Христос и закон ветхий умер через евангельский закон, то душа, которая, по писанному, живу сущу мужу прелюбодейца бывает, аще будет мужеви иному, – по смерти мужа, т. е. ветхого закона, свободна сочетаться (с иным мужем) с духовным законом (веры во Христа), да плод принесет Богови. ( Рим.7:2–4 )». – См. Преосв. Феофан. Цит. соч., стр. 185. 1364 Winer – «Lex legem susfilit; ipsa lex, cum non posset mihi salutem impertire, mei me juris fecit atque a suo imperio liberavit». Cf. Meyer. Op. cit. S. 101. 1365 Olshausen: In Folge der Erfahrung von die Unfähigkeit des Gesetzes zu wahren Gerechtigkeit zu führen, indem es vielmehr die Sünde zur vollen Äußerung bringt, bin ich ausser Verbindung mit dem Gesetz getreten. Op. cit. S. 52. 1367 Бл. Феодорит. «Убежденный самим законом, соделал я себя мертвым для закона, потому что закон предуказывал мне Христа, и для закона я мертв». – Цит. твор. Стр. 386. 1368 Cornelius-a-Lapide. «Lex ipsa mihi Christum indicauit et ostendit, ipsa me ad Christum remisit, uno deduxit». – Op. cit., pp. 444. 445. 1371 Бл. Августин: «законом, говорит, умрох закону; поскольку был иудей и закон имел пестуном во Христа, как объясняет после ( Гал.3:24 ). Самим пестуном делается то, что он после и сам не нужен бывает: как и сосцами питается младенец, чтобы после не иметь нужды в сосцах». – S. A. Augustini. Op. et tom. citt. Col. 2671 . 1388 Св. Иоанн Златоуст . Цит. твор. Стр. 191. – «Что ты делаешь, Павле? Почему общее всем присвояешь себе и относишь к одному себе то, что сделано за всех людей? Ибо ты не сказал – возлюбившего нас, но: возлюбившаго мене. А Евангелист говорит: тако возлюби Бог мир ( Ин.3:16 ); и ты сам в другом месте говоришь: иже убо Своего Сына не пощаде, но предал есть Его – не за тебя, но за нас всех ( Рим.8:32 )... Он весь объят был пламенем любви к Нему; потому и говорит так. Ибо и Пророки общего всем Бога часто называют своим, говоря так: Боже, Боже мой! к Тебе утреннюю ( Пс.62:2 ). Кроме того он показал сим, что каждый из нас столь же справедливой благодарностью обязан Христу, какой был обязан и тогда, когда бы Он пришел для него одного». Там же. Стрр. 92. 93.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Немало явилось тогда церквей и в других городах и областях России. В Москве святитель Петр заложил (1324) близ своего двора первую в этом городе каменную церковь, собор Успенский, оконченный уже после его кончины. Иоанн Данилович Калита соорудил каменную церковь святого Иоанна Лествичника (1328) и собор Архангельский (1332), сделавшийся усыпальницею московских князей. Супруга Димитрия Иоанновича Донского воздвигла (1393) на своем дворе каменную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, а сын Донского Василий Димитриевич создал собор Благовещенский . В области Угличской один князь Роман Владимирович угличский († 1285) построил в разных местах до 15 храмов . В Твери князь Михаил Ярославич вместе с матерью своею соорудил (1285–1289) каменный собор Преображения Господня на месте прежде бывшей деревянной церкви Косьмы и Дамиана . В Нижнем Новгороде великий князь Константин Васильевич воздвиг (1352) каменный собор Спасо-Преображенский, а князь Андрей Константинович — каменный собор Михайло-Архангельский (1358). В Серпухове князь Владимир Андреевич создал (1378) собор Троицкий. В Ростове епископ Григорий собственным иждивением обновил и почти вновь соорудил (1411) собор Успенский, обрушившийся после страшного пожара . В Пскове вновь сооружен (1365) собор Троицкий на старой основе, после того как он весь был разобран вследствие падения его верха. Не говорим о многих других церквах в этом городе, которые, особенно с половины XIV в., сооружались или обновлялись весьма часто, даже по две и по три в один и тот же год. Так в 1373 г. построены здесь две церкви, в 1383 — три, в 1384 — две, в 1394 — две, в 1398 — две, в 1421 — три . Вообще, о количестве церквей в разных городах наших того времени можем заключать из следующих данных. В Москве в 1336 г. сгорело 18 церквей; в 1342 г., когда погорел весь город, 28 церквей; в 1354 г., когда погорел один Кремль, 13 церквей; в 1415 г.— 15 церквей . В Нижнем Новгороде татары сожгли в 1377 г. 32 церкви. В Ростове во время пожара 1408 г. сгорело 14 церквей. Когда в 1413 г. погорели Тверь и Кострома, то в первом городе сгорело 20 церквей, а в последнем 30 .

http://sedmitza.ru/lib/text/435900/

1328. См. выше о Христе как о Ходатае нашего спасения (6. 21–22). 1329. mulceat Nauroy: mulcet Schenkl. 1330. si Nauroy, etiamsi Schenkl. 1331. Ср.: Пс. 123:4–5. 1332. Ср. с идеалом стоического мудреца у Цицерона (tuse. 3. 15–18). 1333. Perfectio — букв. совершенство. 1334. См.: Еф. 2:14–16. 1335. praestantiae Nauroy, praesentiae Schenkl. 1336. ueri boni Nauroy, ueri et boni Schenkl. 1337. См.: 2Кор. 7:9. 1338. Пальмовыми ветвями награждали победителя в состязаниях. 1339. Речь о том, что истинный суд может вынести лишь Судья в Судный день. 1340. Слова царя Езекии, когда от пророка Исаии он услышал о грядущем плене своих детей. 1341. См.: Иер. 44 и след.; Книга пророка Даниила; Езд. 71 и след. 1342. Образ fortis athleta часто встречается в сочинениях свт. Амвросия: uirgt. 106, off. 1. 48. 238, exp. ps. 118. 10. 34, exp. Luc. 4. 39, expl. ps. 36, 52, paenit. 1.4. 19, obit. Th. 23, sacr. I. 2. 4 (Courcellep. Recherches sur les «Confessions» de saint Augustin. P. 340). 1343. См.: Дан. 14:3–22. 1344. См.: Флп. 1:23. 1345. sociamque uirtutem Schenkl: sociumque uirtutum Nauroy. 1346. feriatus Nauroy: non feriatus Schenkl. 1347. См.: Мф. 17:3. 1348. Ср. похожее описание сломанной лиры у Платона (Phaed. 86а). 1349. См.: Быт. 28:12–15. 1350. См.: Быт. 29и след. 1351. См.: Быт. 32и след. 1352. meritum codd., Nauroy: meritorum Schenkl. 1353. См.: Быт. 32:28. 1354. Ср.: Isaac 8:73. 1355. См.: Быт. 25:30. 1356. Под тайной разумеется пророчество, которое Господь дал Ревекке, см.: Быт. 25:22–23. 1357. Publico parenti — отца и иудейского народа (Исав) и христианского народа (Иаков). 1358. Populo — такая пища прилична христианскому народу, прообразом которого был Иаков. Ревекка, образ Церкви, передает Иакову одежду Исава, т. е. одежду Ветхого Завета. Так раннехристианские авторы интерпретировали эти ветхозаветные персонажи, — в частности, св. Ипполит Римский, Ориген, св. Ириней Лионский, Тертуллиан (см: Ра11а. Р. 281, п.69). 1359. Ср.: Иак. 2:24; Рим. 3:20–30; 4:2–8; Гал. 2 1360. См.: Исх. 12:11.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Почитаемые мощи святителя доныне находятся в алтаре кремлевского Успенского собора, а праздник в его честь вплоть до XVII в. считался в Москве одним из главных событий церковного года. Собственно, известны лишь титул ее митрополитов и имя одного из них: Darrouzès. Notitiae… P. 399, notitia 17 (83); Hunger H., Kresten O. Das Register des Patriarchats von Konstantinopel. Teil 1: Edition und Übersetzung der Urkunden aus den Jahren 1315-1331. W., 1981 (=Corpus Fontium Historiae Byzantinae; XIX/1). S. 554 98: 14-15). Из факта этой хиротонии очевидно, что Галицкой митрополии в 1328 г. еще не существовало. Вероятно, исполняя просьбу галицкого князя Юрия II Болеслава. Darrouzès J. Les regestes des actes du Patriarcat de Constantinople. Vol. I: Les actes des patriarches. Fasc. V: Les regestes de 1310 à 1376. P., 1977. P. 122 2164). Несомненно, по требованию свт. Феогноста. Darrouzès. Les regestes… Fasc. V: Les regestes de 1310 à 1376. P. 175-177 2224). См. прим. 19. О синодальном послании с осуждением митрополита см.: Darrouzès. Les regestes… Fasc. V: Les regestes de 1310 à 1376. P. 278-279 2336). В титулатуре рядовых правящих архиереев этот титул вновь появляется лишь с середины XVIII века. Издание текста и комментарий: Koder J., Hinterberger M., Kresten O. Das Register des Patriarchats von Konstantinopel. Teil 3: Edition und Übersetzung der Urkunden aus den Jahren 1350-1363. W., 2001 (=Corpus Fontium Historiae Byzantinae; XIX/3). S. 104-117 Издание текстов и комментарии: Ibid. S. 116-131 194-195). Издание текста и комментарий: Ibid. S. 130-139 196; процитированный фрагмент: S. 136: 58-61). Darrouzès. Les regestes… Fasc. V: Les regestes de 1310 à 1376. P. 489-495 2579-2582, 2584). Послания были направлены, но сигиллий официально издан не был. Как показала дальнейшая история, появление у православных собственного митрополита отнюдь не остановило реализацию этой угрозы. Уже сам Казимир предлагал папе создать для галичан отдельную католическую митрополию; при нем в старых русских городах были учреждены католические епархии: в Перемышле — не позднее 1351 г., во Владимире-Волынском — в 1358 г., в Холме и Львове — в 1359 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5383649.ht...

«Целостностью» же он называет все чины, что сразу же и разъясняет. 1327 То есть усовершить святой хлеб в Тело Христово, чашу – в Святую Кровь, воду – в святое очищение, а неосвященное – в сыноположение, и все остальное подобным образом. 1328 Заметь, что освящать и усовершать миро не есть дело пресвитеров, каковых он и называет иереями, – ни усовершать жертвенник, – чтобы и это было возложено на него, – ни рукополагать. Таковое ведь один иерарх делает, без которого пресвитер ни окрестит, ни совершит приношение, но будет священнодействовать в том, что прежде усовершено епископом. 1336 Рассмотрение очищения. Заметь, что это дело диаконов – раздеть и разуть крещаемых, поставить к западу и тут же перевести к востоку. 1339 Заметь, что епископ и дела нижестоящих творит; и первые делают дела вторых и тех, кто под ними, но не наоборот, вторые – первых. 1341 Чего именно образами являются священнические чины: они осуществляют среди людей действия Божии. 1345 Публичное провозглашение – вроде объявления имени, ибо, запечатлевая его, рукополагающий архиерей говорит, называя его по имени: «Печатлеется имярек из пресвитера во епископа во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Подобным образом и в случае пресвитера и диакона. 1347 Поклонение – коленопреклонение. Провозглашение же – это то, что теперь называют публичным именованием, или называнием. 1348 Называние при хиротонии таково: в случае епископа: «О святем отце епископе имярек». В случае пресвитера: «О имярек пресвитере " · 1352 Установлено совершенно непреложно и непоколебимо, что и брата без Бога никто никем не сделает. 1354 Заметь, когда ученики были рукоположены в иереев и что Иисус, хоть и Богом был, Сам не рукополагал, но обещал послать от Отца Дух Святой, что и произошло, когда Он явился им в виде огненных языков. 1356 Имеется в виду, это ясно, святой Петр вместе с другими, когда включил Матфия в число апостолов. 1358 Речение об этом Деяний апостолов в одних книгах можно найти в таком виде: «И дал жребий им», – а в других: «И дал жребий их» (ср. Деян.1:26 ). Чтение «им» согласуется со сказанным ныне божественным Дионисием как имеющее в виду какой-то символ жребия, по откровению или, равным образом, по действию Святого Духа павшего на избранного. По каковой причине и об Искариоте говорит величайший Петр: «Он получил с нами жребий этого служения» ( Деян.1:17 ), хотя привычный нам жребий не имел место в случае апостолов, потому что Господь избрал их.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Там же. С. 171. 1326 Там же. С. 169–170. 1327 Там же. С. 121–122. 1328 Там же. С. 14–15. 1329 Там же. С. 15. 1330 Там же. С. 172. 1331 Там же. С. 174. 1332 Там же. С. 177–178. 1333 Там же. С. 183–184. 1334 Там же. С. 170. 1335 Там же. С. 15–16. 1336 Противники почитания имени Божия. 1337 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 45. 1338 Там же. С. 172. 1339 В переводе Деяний VII Вселенского Собора на латинский язык, сделанном в конце VIII века, оба греческих термина переданы латинским adoratio (поклонение). См.: Успенский Л. А. Богословие иконы в Православной Церкви. Париж, 1989. С. 107. 1340 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 45–46. 1341 Там же. С. 170. 1342 В древней Церкви не было чина освящения икон. Живописное изображение признавалось иконой в том случае, если оно было написано в соответствии с каноном и если на нем стояла надпись, обозначающая изображенное лицо (будь то Христос, Божия Матерь или кто-либо из святых). 1343 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 188–189. 1344 Никитина И. В., Половинкин С. М.«Московский авва». В кн.: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 9–13. 1345 Цит. по: Там же. С. 16. 1346 Там же. С. 13. 1347 Там же. С. 19–22. 1348 Там же. С. 23–25. 1349 См. его письмо Новоселову от 26 мая 1913 года в кн.: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 105–111. 1350 Цит. по: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 69–70. 1351 Цит. п о: Там же. С. 72. 1352 Цит. по: Там же. С. 74. 1353 Там же. С. 75–76. 1354 По–видимому, д. б.«преложении»(т. е. превращении, изменении). 1355 Цит по: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 78. 1356 Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). М., 1999. С. 312–313. В данном случае Флоренский полемизирует с утверждением архиепископа Никона (Рождественского):«Не от звуков имени, не от отвлеченной идеи, не от умопредставляемого имени, а от Самого Бога льется луч благодати». 1357 К вопросу об имяславии Флоренского мы вернемся в Главе XI. Не имея возможности подробно рассматривать учение Флоренского о слове и имени, отсылаем читателя к соответствующему разделу диссертации священника Димитрия Лескина (см.: Лескин Д. Ю. Философия имени в России в контексте афонских имяславских споров 1910–х годов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. МГУ, 2001. С. 125–155). Надеемся, что данная работа, содержащая подробный разбор учения об имени в трудах Флоренского и Булгакова, будет в ближайшее время опубликована. 1358

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Почитаемые мощи святителя доныне находятся в алтаре кремлевского Успенского собора, а праздник в его честь вплоть до XVII в. считался в Москве одним из главных событий церковного года. Собственно, известны лишь титул ее митрополитов и имя одного из них: Darrouzès. Notitiae… P. 399, notitia 17 (83); Hunger H., Kresten O. Das Register des Patriarchats von Konstantinopel. Teil 1: Edition und Übersetzung der Urkunden aus den Jahren 1315–1331. W., 1981 (=Corpus Fontium Historiae Byzantinae; XIX/1). S. 554 14–15). Из факта этой хиротонии очевидно, что Галицкой митрополии в 1328 г. еще не существовало. Вероятно, исполняя просьбу галицкого князя Юрия II Болеслава. Darrouzès J. Les regestes des actes du Patriarcat de Constantinople. Vol. I: Les actes des patriarches. Fasc. V: Les regestes de 1310 à 1376. P., 1977. P. 122 Несомненно, по требованию свт. Феогноста. Darrouzès. Les regestes… Fasc. V: Les regestes de 1310 à 1376. P. 175–177 См. прим. 19. О синодальном послании с осуждением митрополита см.: Darrouzès. Les regestes… Fasc. V: Les regestes de 1310 à 1376. P. 278–279 В титулатуре рядовых правящих архиереев этот титул вновь появляется лишь с середины XVIII века. Издание текста и комментарий: Koder J., Hinterberger M., Kresten O. Das Register des Patriarchats von Konstantinopel. Teil 3: Edition und Übersetzung der Urkunden aus den Jahren 1350– 1363. W., 2001 (=Corpus Fontium Historiae Byzantinae; XIX/3). S. 104–117 Издание текстов и комментарии: Ibid. S. 116–131 Издание текста и комментарий: Ibid. S. 130–139 процитированный фрагмент: S. 136: 58–61). Darrouzès. Les regestes… Fasc. V: Les regestes de 1310 à 1376. P. 489–495 2584). Послания были направлены, но сигиллий официально издан не был. Как показала дальнейшая история, появление у православных собственного митрополита отнюдь не остановило реализацию этой угрозы. Уже сам Казимир предлагал папе создать для галичан отдельную католическую митрополию; при нем в старых русских городах были учреждены католические епархии: в Перемышле — не позднее 1351 г., во Владимире-Волынском — в 1358 г., в Холме и Львове — в 1359 г.

http://pravoslavie.ru/116071.html

Киржач - заштатный город Владимирской губернии, в 112 верстах от Владимира, по обоим берегам реки Киржача. Киржач впервые упоминается в завещании вел. князя Иоанна Даниловича от 1328 г.; по этому завещанию село на Киржаче отдано было монастырю Александра Свирского. По другим известиям, первоначальное основание поселения на Киржаче принадлежит преп. Сергию Радонежскому, который основал на берегу реки Киржача монастырь. Вскоре к преподобному Сергию пришло некоторое количество братии из Троице-Сергиева монастыря, построена была церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и устроен монастырь. Из подмонастырских слободок и образовался впоследствии г. Киржач. Таким образом начало города восходит к 1358 г. Со времени своего основания и до упразднения Благовещенский монастырь находился в постоянной зависимости от Троице-Сергиева монастыря: все распоряжения, все царственные грамоты, касающиеся Киржачской обители, даваемы были настоятелям Троицкого монастыря, а самый монастырь именовался «Троице-Сергиева монастыря монастырь Благовещенье Пресвятой Богородицы на Киржаче». Основанный Сергием Радонежским и тесно связанный со знаменитейшим на Руси монастырем Киржачский монастырь с самого начала своего существования пользовался особым расположением Московских государей, получал от них жалованные грамоты, вотчины и земли… Из писцовых книг 1562 года видно, что через 200 лет после своего основания монастырь владел: «1 селом, 8 сельцами, 3 погостами, 113 деревнями, 4 пустошами; дворов в них было 594, людей 607, земли 2390 четей, леса и перелогу 34 чети, сена 8660 копен, лесу пашенного 776 четей, непашенного 134 чет…» Владения монастыря находились во Владимирском, Дмитровском и Нижегородском уездах; в них значилось 8 церквей, 8 монастырских домов, 41 келья нищих, «питавшихся от церкви Божией»; в самом монастыре было 90 человек братии. В 1571 г. голод и моровая язва сильно опустошили население Киржачских вотчин, множество из бывших в 1562 г. деревень обратились в пустоши. В 1598 г. монастырь сильно пострадал от пожара, а в начале XVII ст. от литовского разорения.

http://sobory.ru/article/?object=00208

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010