Иларион 1681–1705 митроп. с 1682 Ефрем Янкович 1708–1712 Епископы Суздальские и Юрьевские: Игнатий Смола 1712–1719 Варлаам Леницкий 1719–1724 Иоаким 1725–1731 Гавриил Русской 1731–1735 Афанасий Кондоиди 1735–1737 Симон Тихомиров 1739–1747 Порфирий Крайский 1748–1755 Сильвестр Главатский 1755–1760 Геннадий Драницын 1760–1775 Тихон Якубовский 1775–1786 Епископы Владимирские и Яропальские: Платон Петрункевич 1748–1757 Антоний (бывш. Каталикос) 1757–1762 Епископы Владимирские и Муромские: Павел Гребневский 1763–1770 Иероним Формаковский 1770–1783 Виктор Онисимов 1783–1786 Епископы Владимирские и Суздальские: 18 Виктор Онисимов 1786–1800 до 1799 года еп. Суздальский и Владимирский Ксенофонт Троепольский 1800–1821 Парфений Чертков 1821–1850 с 1833 г. архиепископ Иустин Михайлов 1850–1863 Феофан Говоров 1863–1866 Антоний Павлинский, архиеп. 1866–1878 Феогност Лебедев 1878–1892 с 1883 г. архиепископ Сергий Спасский 1892 Муромское викариатство Учреждено в 1868 году. Епископы (во Владимире): Андрей Поспелов 1868 Иаков Кротков 1870–1884 Аркадий Филонов 1885–1887 Александр Богданов 1889–1892 Тихон Клитин 1892 Волынская. 19 Учреждена в 991 году. Кафедра в Житомире. 20 Епископы Владимиро-Волынские: Стефан I 991 Иоанн Антоний I Анитий Кодриус Геласий Стефан II, святой 1090–1094 Амфилохий, святой 1105–1122 Симеон, святой 1123–1136 Феодор 1137 упом.1147 Лаврентий Прокопий Антоний II Иоасаф 1223–1230 Василий 1229–1265 Никифор I, Сатанило упом. 1226 Косма 1271 Марк 1271–1287 Евсигний (Евгений) 1287 упом.1301 Афанасий I 1328–1353 Uoha I упом.1358 Афанасий II 1388–1391 Епископы Владимиро-Волынские и Берестейские: Иоанн Гоголь 1391–1405 Герасим 1414–1416 Весвассиан Даниил I упом. 1441, в 1451 удален Даниил II 1451 Никифор II 1458 Порфирий упом.1470 Феодосий 1485 Дамиан упом. 1487 Мартиниан Вассиан I 1487–1497 Вассиан II 1505–1512 Пафнутий 1513–1521 Uoha II упом. до 1535 Геннадий упом.1545 Иона Борзобогатый-Красенький нареч. еп. Владимирский Иосиф упом. 1558 Феодосий Лазовский 1566–1588 Мелетий Богуринский-Хребтович 1588–1593

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митр. Фотий заметил во Пскове, что там употреблялось латинское мро. Из послания его видно, что мро тогда не варилось в России, а получалось от патриарха. Крестить детей установлено было в скором времени по рождении. Во Пскове из за недостатка антиминсов их резали на части. Митр. Киприан запретил это и послал во Псков 60 новых антиминсов. Обнаружив во Пскове недостаток уставов и богослужебных книг, м. Киприан старался снабдить церкви всем необходимым. Из посланий м. Фотия видно, что псковское духовенство не знало как совершать литургию Иоанна Златоустог о и Василия Великого , как приготовлять агнец для литургии преждеосвященных даров и о необходимости троить аллилуия. Оба Святителя, обнаружив неисправности в соблюдении таинств, потребовали устранения таковых и указали как их надлежит совершать. Много храмов было разрушено во время нашествия монголов. Восстановление их и строение новых сделалось господствующим подвигом народного благочестия. Особенно много церквей строилось во время голода, мора и др. народных бедствий. Это, т. н. обетные и обыденные церкви, которые строились по обету, обыкновенно в один день, и тут же освящались. Сговорившись на сходе, жители города или селения шли в лес, рубили бревна, свозили и всем миром выстраивали церковь . Особенно большим количеством и богатым украшением храмов отличались Новгород и Псков, потом Москва. При Иоанне Калите были сооружены соборы Успенский, и Архангельский (1332), сделавшийся усыпальницей московских царей. Им же выстроена в 1328 г. церковь св. Иоанна Лествичника . Супруга Димитрия Донского вел. кн. Евдокие воздвигла на своем дворе в 1393 г. церковь Рождества Пр. Богородицы, ея сын вел. кн. Василий I Дмитриевич соорудил Благовещенский собор. В Твери вел. кн. Михаил Ярославич воздвиг (1285 – 89) собор Преображения Господня. В Нижнем Новгороде кн. Константин Васильевич соорудил в 1352 г. Спасо-Преображенский собор, брат его Андрей в 1358 г. Михайло-Архангельский. В Серпухове кн. Владимир Андреевич создал в 1378 г. Троицкий собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Этим он подготовил себе популярность, т. е. почву для дальнейших успехов. Летописец с ударением отмечает, что с тех пор, как московский князь получил от хана велико-княжеское достоинство, северная Русь начала отдыхать от постоянных погромов, какие она терпела. Разсказывая о возвращении Калиты от хана с пожалованием в 1328 г., летописец прибавляет: «бысть оттоле тишина велика по всей Русской земле на сорок лет и престаша Татарове воевати землю Русскую». Это, очевидно, заметка наблюдателя, жившего во второй половине XIV в. Оглянувшись назад за 40 лет, этот наблюдатель отметил, как почувствовалось в эти десятилетия господство Москвы в северной России: время с 1328 по 1369 г., когда впервые напал на северо-восточную Русь Ольгерд литовский, считалось порою отдыха для населения этой Руси, которое за то благодарило Москву. Наконец, почти вся северная Русь, став против Орды на Куликовом поле под московскими знаменами, в 1380 г. одержала первую народную победу над агарянством. Это сообщило московскому князю значение национального вождя северной Руси в борьбе с внешними врагами. 4) В сего важнее было то, что московский князь приобрел своему стольному городу значение церковной столицы Руси. В этом приобретении ему также помогло географическое положение города Москвы. От татарского разгрома окончательно опустела старинная Киевская Русь. Вслед за населением на север ушел и высший иерарх Русской Церкви, киевский митрополит. Летописец разсказывает, что в 1299 году митрополит Максим, не стерпев насилия татарского, собрался со всем своим клиросом и уехал из Киева во Владимир на Клязьме; тогда же и весь Киев город разбежался, добавляет летописец. Но остатки южно-русской паствы не менее прежнего нуждались в заботах высшего пастыря Русской Церкви. Митрополит из Владимира часто ездил в южно-русския епархии. В эти поездки он останавливался на перепутьи в городе Москве. Так бывал часто и живал подолгу в Москве преемник Максима митрополит Петр. Благодаря тому, у него завязалась тесная дружба с местным князем Иваном Калитой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Прохор, святитель, епископ Ростовский, Ярославский и Угличский (в схиме Трифон) († 1328; память 7/20 сентября, 23 мая/5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых) В конце 1310 года уже в сане игумена Спасо-Ярославского монастыря присутствовал на Соборе, созванном по вопросу взимания митрополитом со священников мзды за поставление на церковные степени. В марте 1311 года митрополитом Киевским и всея Руси Петром († 1326; память 24 августа/6 сентября, 21 декабря/3 января) в Твери хиротонисан во епископа Ростовского и Ярославского. В 1314–1315 году основал Толгскую обитель на речке Толге в память явления ему образа Божией Матери. В 1319 году ездил в Тверь мирить великих князей с Московским князем Юрием. В 1325 году вместе с митрополитом Петром и тремя другими епископами в Москве участвовал в погребении убитого великого князя Юрия Даниловича. 14 августа 1327 года освятил в Москве Успенский собор, строительство которого было начато 4 августа 1326 года, при митрополите Петре, князем Иваном Даниловичем Калитой. В 1328 году удалился на покой в Спасо-Ярославский монастырь. Скончался 7 сентября 1328 года, приняв перед смертью схиму с именем Трифон. О святителе Прохоре предание говорит, что это был муж праведной жизни, обладавший всеми добродетелями древних христианских епископов. В 1314 году, 8 августа, неподалеку от Ярославля, при впадении в Волгу речки Толги, епископу Прохору явилась икона Божией Матери. По пути в Ростов епископ Прохор заночевал на берегу Волги. Ночью он увидел огненный столп и мост через Волгу. Святитель по мосту перешел Волгу и увидел свет от иконы Божией Матери, находящейся на огненном столпе. Долго молился святитель перед иконой, а затем по мосту возвратился в шатер. Утром епископ Прохор переплыл Волгу и на месте явления образа «нача своима рукама сещи лес», как говорится в одном из сказаний о явлении Толгской иконы, «и очищати место оное и готовити древа на церковь , тожде и вси творяху со усердием и заложиша тогожде дне церковь малу...» Церковь епископ Прохор посвятил Введению во храм Пресвятой Богородицы, установил 8 августа день празднования явления иконы и, «поставивши к новоустроенной церкви игумена, назначил там быть мужской обители». Явленная икона прославилась многими чудотворениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вопрос о времени жизни И. К. одним из первых изучал еп. Порфирий (Успенский). На основе рукописных колофонов он считал, что активная деятельность И. К. в качестве мелурга относится к периоду между 1299 и 1332 гг. Исследователь отметил, что в перечне известных мелургов в Стихираре Ватопедского монастыря 1299 г. имя И. К. отсутствует, тогда как в 1332 г. он уже назван маистором. Еп. Порфирий предположил, что покровителем И. К. был Андроник III Палеолог (1328-1341) ( Порфирий (Успенский). 2006. C. 225-226). Биографию И. К. подробно исследовал Уильямс, к-рый, опираясь на косвенные данные, заключил, что преподобный род. ок. 1280 г. и обучался в грамматической школе при приюте св. Павла. Эта школа была предназначена для бедных юношей из провинции, стремившихся приобщиться к греч. культуре и сделать карьеру в К-поле. Уильямс указал на то, что в Житии И. К. представлен как человек, выросший в слав. среде, и, вероятно, славянин по происхождению (исследователь предположил, что патроним Пападопул является переводом слав. Попович). По мнению Уильямса, покровителем И. К. был имп. Андроник II Палеолог (1282-1328), к-рый считался любителем изящных искусств. Исследователь указал на дополнительный источник, данные к-рого позволяют предположить, что И. К. был жив в 50-70-х гг. XV в. Это стихотворная история К-польских патриархов Кирилла Лавриота (XVIII в.), в к-рой описывается встреча патриарха Филофея Коккина и И. К. на Афоне в 1354/55 или в 1376 г. ( Williams. 1968. P. 312-314, 362). Однако поздний характер текста и отсутствие сведений об источниках, на к-рые опирался Кирилл Лавриот, заставляют сомневаться в достоверности текста. Большинство др. исследователей интерпретировали упоминание о «древнем Кукузеле» в рукописи 1341 г. как свидетельство того, что к этому времени И. К. уже скончался (см., напр.: Στθης. Αναγραμματισμο. Σ. 127. Σημ. 4). Е. В. Герцман предположил, что «время активной творческой жизни мастера завершилось задолго до наступления XIV столетия» (возможно, в XII в.- Герцман. 2006. С. 496). Тем не менее, учитывая отсутствие упоминаний об И. К. до нач. XIV в., предпочтительной представляется традиц. датировка.

http://pravenc.ru/text/471332.html

Створите убо исправление с многим прилежанием, как придут настоящие сии грамоты и послы наши: иное бо от сего несть возможно, да услышите от нас. 7. 1328–1347 гг. Записи о поставлении русских епископов Первое известие об этих найденных В.Э. Регелем в рукописи Vatican. Graec. 840 XIV-XV в., л. 9 в –10 а записях сообщил В.Г. Васильевский : «Записи о поставлении русских епископов при митрополите Феогносте в Ватиканском греческом сборнике» (Журн. Мин. Нар. Просв. 1887 CCLV отд. II стр. 445–463), давши только русский перевод их со своими замечаниями; греческий текст их издан самим В.Э. Регелем в его Analecma byzantino-russica (Спб. 1893) стр. 52–56 с французским предисловием на стр. LXXXV-CIV, представляющим почти дословный перевод статьи Васильевского. Мной теперь издается греческий текст записей по фотографическому снимку с рукописи, при чем правописание ее исправлено без оговорок во всех случаях, не вызывающих сомнения; русский перевод принадлежит мне и сделан применительно к терминологии тождественных актов (напр., выше ст. 438). 1 6836 (=1328) года, в месяце мае, индикта 11, выборы [на епископию] богоспасаемого города Владимира, в присутствии боголюбивейших епископов: Марка Перемышльского, Григория Холмского, Феодосия Луцкого 4030 и Стефана Туровского, с согласия и прочих епископов всей России. По каноническому чину были избраны кандидатами три достойные лица: иеромонах Афанасий, иеромонах Феодор и иеромонах Петр: [из них] предпочтен и избран иеромонах Афанасий, который и поставлен епископом богоспасаемого города Владимира. 2 В том же месяце, того же индикта, выборы [на епископию] богоспасаемого города Галича, в присутствии боголюбивейших епископов: Марка Перемышльского, Григория Холмского, Феодосия Луцкого и Стефана Туровского, с согласия и прочих епископов. По каноническому чину были избраны кандидатами три достойные лица: иеромонах Феодор, иеромонах Петр и иеромонах Антоний; [из них] предпочтен и избран иеромонах Феодор, который и поставлен епископом богоспасаемого города Галича. 4031 3 6838 (=1329) [года], в месяце октябре, индикта 13, были выборы [на епископию] богоспасаемого города Ростова, в присутствии боголюбивейших епископов: Феодора Галицкого и Григория Рязанского 4032 , с согласия и прочих епископов. По каноническому чину были избраны кандидатами три достойные лица: иеромонах Антоний, иеромонах Андрей и иеромонах Гавриил; [из них] предпочтен и избран иеромонах Антоний, который и поставлен епископом богоспасаемого града Ростова. 4033 4

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Андреуччо из Ассизи, Николай из Банции, Ульрик Зайфридсдорф скончались в 1308 г. в Индии. Андрей из Перуджи, Герхард и Перегрин из Вильнёва прибыли в Даду в 1309-1310 гг. Они возвели И. из М. в сан архиепископа. Францисканец Вильгельм из Виллановы отложил отъезд и прибыл в Китай в 1311 г. вместе с миноритами Петром Флорентийским (в 1332-1362 занимал одну из епископских кафедр в Китае), Фомой и Иеронимом Каталонскими. В совр. католической историографии со ссылкой на письмо Андрея из Перуджи, адресованное общине францисканского мон-ря в Перудже, основание первых католич. еп-ств в Китае датируется 1318 г.- тогда было учреждено 3 кафедры в городах Цюаньчжоу (пров. Фуцзянь; в той же провинции был создан крупный миссионерский центр в гавани Сямынь), Ханчжоу (пров. Чжэцзян) и Янчжоу (пров. Цзянсу); на эти кафедры были поставлены прибывшие францисканцы. Открытие новых храмов в отдаленных провинциях страны требовало пополнения состава католич. миссии. С этой целью в Китай отправилась еще одна группа францисканцев, куда вошли Иаков Падуанский, Петр Сиенский, Фома из Толлентино и груз. мон. Димитрий из Тифлиса. Однако в Индии они были захвачены в плен мусульманами и убиты 9 апр. 1321 г. в г. Тхана (о-в Солсетт). Впосл. мощи Фомы из Толлентино были доставлены в Цюаньчжоу и захоронены там другим миссионером-францисканцем, Одориком из Порденоне , в 1323-1328 гг. находившимся в Китае. Одорик, вероятно, имел возможность общаться с И. из М., к-рый, по всей видимости, благословил его на обратном пути в Европу пройти через Тибет и Лхасу, что ранее не удавалось никому из европейцев. Во францисканском Мартирологе кончина И. из М. датируется 1328 г. По более позднему свидетельству Иоанна из Мариньолли, находившегося в Даду в 1342-1346 гг., похороны И. из М., «кого татары и аланы почитают святым», прошли торжественно, присутствовали представители христ. общины и язычники. В XIV и XV вв. предпринимались попытки канонизировать И. из М. 12 июня 1924 г., после обращения к папе Римскому Пию XI специально созванного католич.

http://pravenc.ru/text/471240.html

Феодор Мелитиниот (ум. между 1388–1397 гг.) – великий сакелларий Св. Софии, учитель в Патриаршей школе, написал энциклопедию по астрономии, которую как науку ставил на второе место после теологии. См.: Мелитина. Феодор Метохит (1269/70–1332 гг.) – крупный политический деятель и писатель. Родился в Никее в семье знатного вельможи, который подвергся опале и был удален от двора василевса Андроника II (1282–1328 гг.). Тем не менее выдающиеся способности способствовали политической, чиновной карьере его сына, Ф. М., который в итоге достиг должности великого логофета, главы правительства, и стал месадзоном Андроника II. Развернул в Константинополе большое строительство, возвел для себя великолепный дворец, а из общественных зданий восстановил и украсил за собственный счет монастырь Хора (см.: Кахрие-Джами). Благополучие Ф. М. стало жертвой гражданской войны, вызванной борьбой за трон между Андроником II и его внуком, Андроником III. После воцарения Андроника III в 1328 г. его обвинили во всех прегрешениях свергнутого василевса, конфисковали значительную часть имущества, дом разграбили и сожгли. Ф. М. был сослан в кастрон Дидимотейхос, откуда ему разрешили вернуться в 1331 г. Последние годы жизни провел в монастыре Спасителя в Хоре, где и умер под именем монаха Феофлета. Ученый-энциклопедист, философ- гуманист, занимался изучением математики и астрономии, очищенной от астрологии, писал риторические сочинения, поэмы, в том числе автобиографического характера. Автор 145 писем. См.: Никифор Григора. Феодор Мопсуестский (350–428 гг) – епископ Мопсуестии (392–428 гг), крупнейший религиозный мыслитель конца IV – начала V в., ученик и последователь Диодора Тарсского, главы Антиохийской школы теологии. Согласно его учению, во Христе соединены две природы, соответствующие двум лицам – Бога и человека. Ф. М. прокомментировал почти всю Библию , написал теологические сочинения по церковной догматике и литургике, в том числе гомилии с комментариями на ход и структуру Божественной литургии (Евхаристии).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После смерти Генриха Люксембургского часть курфюрстов избрала на трон герц. В. Баварии Людвига из династии Виттельсбахов (1314-1347, герцог Баварский с 1313, император с 1328), др. часть - антикороля, герц. Австрии Фридриха Красивого. Борьба между претендентами шла с переменным успехом. Людвигу Баварскому удалось получить контроль над Бранденбургской маркой и передать ее сыну (1322). В 1340-1341 гг. Людвиг унаследовал Н. Баварию, а в результате династического брака присоединил к своим владениям Голландию, Зеландию, Геннегау (Эно) и Фрисландию (1345/46). В 1322 г., в битве при Мюльдорфе, Людвиг разбил войска герц. Фридриха Красивого и захватил его в плен. Хотя сложившаяся обстановка заставила Людвига в 1325 г. сделать Фридриха соправителем, реального влияния на политику он был лишен. Смерть Фридриха в 1330 г. укрепила позиции Людвига в Г. и позволила ему начать активную итал. политику для приобретения имп. короны. Его стремление восстановить контроль над имперским королевством Италия (Сев. Италия) встретило сопротивление папы Иоанна XXII . В 1323 г. папа инициировал против Людвига судебный процесс по обвинению в поддержке еретиков, к-рыми были объявлены сторонники императора в Италии, и в 1324 г. отлучил Людвига от Церкви, объявил его низложенным, а на всех, кто будут его поддерживать, наложил отлучение и интердикт. Это привело к формированию княжеской оппозиции в Г., где Людвигу пришлось вести борьбу против Люксембургов и Габсбургов (1322-1330). Раздражение папы вызывала также поддержка при дворе Людвига францисканцев -спиритуалов и теологов Марсилия Падуанского , Иоанна Яндунского и У. Оккама , принявших участие в богословском споре о бедности Церкви и занимавших антипапскую позицию. В 1328 г. Людвиг совершил поход в Италию и получил в Риме имп. корону от рим. патрициев и антипапы Николая V . Иоанн XXII подтвердил отлучение и низложение императора. После неск. неудачных попыток достичь соглашения с Люксембургами, Габсбургами и папой Людвиг начал борьбу за власть. В 1338 г., после безрезультатных переговоров с папой, курфюрсты выработали соглашение, фиксирующее правила выборов герм.

http://pravenc.ru/text/164803.html

Если бы житие прямо пометило событие. 1322 г., в его показании, при противоречии с другим, можно было бы усомниться, подозревая ошибку автора или писца; но оно передает известие в форме, которая сама по себе внушает доверие. Такова обычная народная хронология: она считает не годами, а событиями и редко ошибается. Она запомнила, что Сергий родился при великом князе Димитрие, который в один год с нашествием Ахмылаина короткое время «подял» великое княжение под Юрием московским. С другой стороны, в год смерти Сергия едвали были в монастыре люди, помнившие его рождение и детство; тем менее можно предположить их присутствие через 26 лет после, когда дописывалось житие, а поколение младших современников Сергия в обители его, к которому принадлежал автор, легко могло ошибиться в счете лет святого. Вообще в этом последнем известии, если даже оно записано самим Епифанием, скорее можно предположить неточность, чем в известии о времени рождения; еще менее удерживает оно цены, если вставлено в тексте Епифания позднейшей рукой, что более вероятно 117 . Наконец, Епифаниево известие о времени рождения Сергия не только согласно с дальнейшими хронологическими показаниями жития, но и бросает свет на некоторые темные черты последнего и восстановляет приблизительную хронологию главнейших событий в истории монастыря. Переселение Сергиева отца с другими ростовцами в Радонеж Епифаний объясняет с одной стороны московскими насилиями, начавшимися в Ростове при великом князе Иоанне Калите, следовательно после 1328 г.. с другой – льготами, манившими переселенцев в Радонеж, который был отдав Калитой меньшему сыну Андрею. По по двум духовным, Калиты, писанным в 1328 г., Радонеж завешан великой княгине Елене с меньшими детьми, а не Андрею, которому назначен особый удел 118 . Отсюда следует, что эти весь, как называет, ее Епифаний, отошла к уделу Андрея вследствие нового раздела по смерти княгини Елены, которая умерла по летописи в 1332 г. Находим подтверждение известию Епифания: в 1373 г. Радонеж является по летописи в вотчине Андреева сына Владимира, а по духовной Симеона 1353 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010