Кн. Деяний описывает 2 крупномасштабных гонения на ИПЦ, к-рые были санкционированы иудейскими религ. и светскими властями. Первое гонение произошло после убийства архидиак. Стефана, вероятно в период правления рим. префекта Маркелла (36-37 гг. по Р. Х.). По свидетельству кн. Деяний, «в те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии» (Деян 8. 1). Во время 2-го гонения, при царе Агриппе I Ироде (44 г. по Р. Х.), был убит ап. Иаков Зеведеев (Деян 12. 1-19), а ап. Петр, чудом спасшийся из темницы, «пошел в другое место» (Деян 12. 17) (то ли в Иерусалиме, то ли в Антиохии; хотя позже он присутствовал на Иерусалимском Соборе). Причины этих гонений остаются до конца не раскрытыми, поскольку и до и после них ИПЦ существовала вполне открыто и даже увеличилась численно. Возможно, причиной гонений было не столько отвержение христ. учения как такового, сколько конфликт религиозно-политического или социального характера с отдельными партиями внутри иудейства. Так, Иосиф Флавий и Егесипп упоминают об убийстве Иакова Праведного ок. 62 г. по решению синедриона, которое было принято под давлением первосвященника Анана Младшего, но потом оспорено др. знатоками закона ( Ios. Flav. Antiq. XX 197-203; Euseb. Hist. eccl. II 23. 8-18; ср.: NHC. 2 Apoc. Jac. V 44. 11 - 63. 2; Ps.-Clem. Recogn. 1. 66-70). На основании этих рассказов может быть сделан вывод о том, что главным противником иерусалимских христиан было саддукейское окружение первосвященников, у которых помимо религ. мотивов для вражды были еще и социальные основания,- саддукеями были в основном крупные землевладельцы, которых Иаков Праведный, вероятно, обличал в немилосердии по отношению к нищим. ИПЦ в период между иудейскими восстаниями 66-70 и 132-135 гг. Согласно Евсевию, с началом боевых действий в Иудее в 66 г. по Р. Х. иерусалимские христиане бежали в г. Пеллу на сев. границе Переи ( Euseb. Hist. eccl. III 5. 3; Epiph. Adv. haer. 29. 7. 7-8; 30. 2.

http://pravenc.ru/text/293788.html

князя. К кон. XIII в. в Новгородской епархии начинает формироваться институт владычных наместников (вероятно из среды владычных бояр), что говорит о начавшемся к тому времени усложнении адм. аппарата Дома Св. Софии, а также о расширении полномочий архиепископии в сфере суда и управления. Владычный наместник упоминается в Синодальной редакции Устава св. равноап. кн. Владимира Святославича «о церковных судех», добавленной в XIV в. в офиц. владычную Новгородскую (Климентовскую) Кормчую 80-х гг. XIII в. (ГИМ. Син. 132): «И своим тиуном приказываю церковнаго суда не обидети, ни судити без владычня наместника» (ДРКУ. С. 23). Вероятно, ок. 1282 г. произошло учреждение ладожского наместничества Новгородского архиепископа (см.: Хорошев. 1980. С. 134-135). С этим фактом связано появление печати ладожских наместников с изображением свт. Климента, папы Римского (5 экз. печатей эпохи архиеп. Климента (1275/76-1299), см.: Актовые печати . Т. 1. С. 60, 66-67, 185-186, 328; Т. 3. С. 79-83, 289, 434; Мусин. Христианизация. 2002. С. 104, 115). К периоду архиерейства Давида относятся первые печати владычных наместников в Торжке (Нов. Торге). Вопрос о времени появления наместничества в Пскове остается дискуссионным, обычно его определяют 1-й пол. XIV в. (см. обзор мнений: Мусин. 2010. С. 269-271). Владычным наместникам в Пскове в XIV-XV вв. скорее всего принадлежала «Печать архиепископа Новгородского», к-рую нашли только в этом городе ( Янин В. Л. Вислые печати Пскова//Сов. арх. 1960. 3. С. 252-256). Янин предположил, что аппарат владычного наместника со временем перемещался из одного города в другой (из Ладоги в Торжок в 1316, из Торжка на Сев. Двину в 20-х гг. XV в.- Актовые печати. Т. 2. С. 67, 86-87; Т. 3. С. 82-83). Напротив, Мусин полагает, что институт владычного наместника был создан одновременно в неск. городских центрах (Ладоге, Торжке (Нов. Торге), Пскове) в результате реформы, предпринятой архиеп. Климентом в кон. XIII в. ( Мусин. 2010. С. 271-273). По сфрагистическим данным, наместники Новгородского владыки имелись и в самом Новгороде, они исполняли адм. функции архиепископа тогда, когда сам он этого делать по той или иной причине не мог (согласно Янину и Хорошеву, они использовали анонимную печать с изображением Божией Матери «Знамение» на одной стороне и Голгофского креста - на другой - Актовые печати. Т. 2. С. 67-84; Хорошев. 1980. С. 136).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Наибольшее значение для изучения системы Севира имеет фундаментальный труд «Против нечестивого Грамматика» 125 . Все произведения Севира были написаны по-гречески, но дошли до нас преимущественно в сирийских переводах. По этой причине исключительное значение для изучения его системы, особенно терминологии, имеют фрагменты, сохранившиеся на языке оригинала 126 . Для изучение христологии умеренного монофизитства существенное значение имеют также труды известного александрийского философа- неоплатоника и физика Иоанна Филопона (ок. 490-ок. 475 гг.), стремившегося сообщить севирианской системе большее философское обоснование. Христологические взгляды Иоанна Филопона наиболее полно представлены в его сочинении «Арбитр» 127 . Для уточнения отдельных аспектов севирианской системы определенное значение могут иметь трактаты и послания таких последователей Севира, как Тимофей Александрийский 128 , Феодосий Александрийский 129 , Павел Антиохийский 130 . Для сравнительного анализа доктрины Севира с учением свт. Кирилла использованы основные произведения последнего, посвященные христологической проблематике. C целью обеспечить объективный характер сравнительного анализа использованы сочинения свят. Кирилла, относящиеся ко всем трем этапам его творчества 131 : 1 . написанные до начала полемики с Несторием (428 г.): «Книги изящных изречений» (Γλαφυρ) 132 , «Толкование на Евангелие от Иоанна» 133 , «Толкование на Евангелие от Луки» 134 , «Пасхальные гомилии» 135 , «Против антропоморфитов» 136 , «Тезаурус» 137 , «Диалог о воплощении Единородного» 138 ; 2 . относящиеся ко времени полемики c Несторием и Эфесского собора (428433 гг.): «Против Нестория» 139 , «Истолкование двенадцати глав» 140 , «Апология против восточных епископов» 141 , «O правой вере к императору Феодосию» 142 , «Апология против Феодорита» 143 , «O правой вере к царицам» 144 , «Толкование на Послание к Евреям» 145 , письма к Несторию 146 , Максимиану Константинопольскому 147 , Акакию Мелитинскому 148 , Иоанну Антиохийскому 149 , Евлогию пресвитеру 150 , Суккенсу Диокесарийскому 151 , Валериану Иконийскому 152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Откуда тогда берет начало эта внезапная вспышка веры в Мессию? (ii) Мессианство в иудаизме Проблема состоит, конечно, в том, что различные образы грядущего Помазанника в разных иудейских кругах того времени не соответствуют тому, что Иисус делал и говорил, а еще менее – тому, что с ним произошло. И опять–таки я писал об этом в другом месте, а тут просто кратко суммирую 1831 . Если позволить себе сделать обобщения относительно этих сложных вещей, можно увидеть три взаимосвязанных темы, которые в большей или меньшей степени подчеркивают разные источники: предполагалось, что Мессия одержит победу в решающей схватке с язычниками, восстановит или очистит Храм, а также каким–то образом явит истинную справедливость, исходящую от Бога, и мир всему миру. Чего никак не могли от Мессии ожидать, так это то, что он умрет от рук язычников, вместо того чтобы их сокрушить; что он совершит символический выпад против Храм, предупреждая о неизбежном суде, вместо того чтобы восстановить или очистить его, и что он претерпит несправедливое насилие от рук язычников, вместо того чтобы принести им справедливость и мир. Распятие Иисуса, с точки зрения любого стороннего наблюдателя, сочувствующего или нет, должно было показаться крушением всяких мессианских притязаний или возможностей, на которые могли намекать Иисус или его последователи. Жестокая казнь пророка (каким, бесспорно, многим казался Иисус), а тем более претендующего на роль Мессии, не подтверждала для любого наблюдателя из иудеев, что он действительно был Мессией или что Царство ГОСПОДА пришло через его дела. Она говорила, властно и неопровержимо, что и первое, и второе неверно. Это хорошо показывает ситуация после смерти двух самых известных претендентов на звание Мессии того времени, Симона бар Гиоры во время первого восстания (66–70 гг. н. э.) и Симона Бен Косебы (т. е. Бар–Кохбы) во время второго (132–135 гг. н. э.) 1832 . Первый был убит во время торжеств, приуроченных к победе Веспасиана, в Риме; второй, как мы думаем, погиб, когда римляне подавили его движение, а вместе с ним все надежды на освобождение евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Подтверждено право епископа посылать десятильников для суда и сбора доходов. Всех духовных лиц «во всяких делах и бесчинствах» судил архиерей, его приказные люди и десятильники, т. е. светские люди, «в церковной во всякой чин никто ни в кого не вступаетца» (РГАДА. Ф. 135. Отд. I. Рубр. IV. 34. Л. 1). Книгописание, книжные собрания В описании Коломны 1577/78 г. приводятся данные об ок. 400 рукописных книгах, хранившихся в городе в составе монастырских и церковных собраний. Кафедральный Успенский собор имел в то время 98 книг, в т. ч. 31 пергаменную, ц. Воскресения на великокняжеском дворе - 25 книг, в т. ч. 11 пергаменных. Обнаруживаются и следы владычной б-ки. В XV-XVI вв. при епископской кафедре, по всей видимости, функционировал скрипторий, как и при Старо-Голутвином и Спасском мон-рях. Из пергаменных рукописей, переписанных или хранившихся в Коломне, следует отметить лицевой список Жития св. князей Бориса и Глеба, созданный, вероятно, в XII в. (не сохр.), на основе к-рого в XIV в. была написана коломенская икона «Борис и Глеб в житии». Сохранились 5 безусловно относящихся к Коломне рукописей, 3 из них пергаменные: Палея толковая 1406 г. (РГБ. Троиц. 38), «Лествица» прп. Иоанна Синайского 1422 г. (РНБ. Погод. 73; переписана по заказу Коломенского еп. Амвросия), Евангелие-тетр (60-70-е гг. XV в., до 1473, РНБ. Кир.-Бел. 3/3; принадлежало в 70-х гг. XV в. Коломенскому еп. Никите (Семешкову)), и 2 на бумаге: Пролог на сент.-февр. 1481 г. (РНБ. F.I.311) и Евангелие-тетр 1509 г. (РНБ. Погод. 132). В 1547/48 г. в Успенский собор Коломны архимандрит Спасского мон-ря Феодосий дал в виде вклада церковный Устав (ГИМ ОР. Син. 336), содержащий расширенный по сравнению с материалами канонизационного Собора 1547 г. список рус. святых (см.: Клосс Б. М. Избр. тр. М., 2001. Т. 2. С. 369; ср.: Макарий (Веретенников). 2007. С. 325). Есть основания полагать, что в Коломне в 1517 г. была закончена работа над «Повестями о Николе Заразском», к-рые завершаются повестью о «Коломенском чуде».

http://pravenc.ru/text/1841782.html

Средствами к ее выполнению служат прежде всего А) Греческие рукописи – унициальные и курсивные, причем в них нужно различать чтения prima manu [(написанные) первой рукой] и позднейшие корректуры. Хронологически первые [т. е. унциалы. -Ред.] определяются только по палеографическим признакам, во вторых [курсивных. -Ред.] встречаются и даты. Для уразумения последних нужно помнить счисление по индиктам в 15 лет. Константинопольский начинается с 1 сентября 312 г., и для его отыскания к взятому году прибавляется 3, а сумма делится на 15. Унциалы отличаются [т. е. обозначаются. -Ред.] большими буквами 131 , курсивные – цифрами 132 . Важнейшие унциалы: – codex Sinaiticus [Синайский кодекс] I40;– начала V в. в Санкт-Петербургской публичной библиотеке 133 . Часть его с ветхозаветными фрагментами (codex Friderico-Augustanus [Фридерико-Августинский кодекс]) открыта в Синайском монастыре св. Екатерины К. Тишендорфом в 1844 г. и издана в 1846 г., остальное (включая послание Варнавы и отрывок из Пастыря Ермы) обнаружено 4 февраля 1859 г., потом подарено монахами Александру II и на его средства издано фотографически в 1862 г., к тысячелетнему юбилею России 134 . Весь Новый Завет А , codex Alexandrinus [Александрийский кодекс], в 1628 г. подаренный патриархом Кириллом Лукарисом королю английскому Карлу I и ныне находящийся в Британском музее; издан автотипически в 1879–1883 гг. 135 Середины или конца V в., содержит весь Новый Завет (кроме 31-го листа) с посланиями Климента Римского . В – codex Vaticanus [Ватиканский кодекс] 1209); из Ветхого Завета потеряно 31†20 листов, а Новый Завет обрывается на Евр. 9, 14 (на слове καθα// ρει). Последнее фотографическое издание 1889 г. (Новый Завет) и 1890 г. (Ветхий Завет, в 3-х т.) 136 . Некоторые считают его чуть ли не древнейшим, а другие 137 находят в нем следы рецензии египетского епископа и мученика Исихия. С – codex Ephraemi Syri rescriptus [кодекс Ефрема Сирина ; палимпсест] в парижской Национальной библиотеке 9) с библейским текстом V в. (и египетского происхождения?) под 38-ю трактатами Ефрема Сирина (ум. 373 г.) от XII в. Разобранное издано Тишендорфом в 1843 и 1845 гг. 138 D – codex Bezae Cantabrigiensis graeco-latinus [греко-латинский Кембриджский кодекс Безы] начала VI в., подаренный в 1581 г. названным другом Кальвина [т. е. Теодором Безой. -Ред.] Кембриджскому университету. Издан Скривенером 139 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Так, в анонимном памфлете, изданном С. Лилла и восходящем к периоду времени между 1283 и 1303/1304 гг., но ближе к первой дате, Векк назван еретиком, имеющим общую долю с Иудой. Ведь он ввел после заключения унии литургическое поминовение папы Римского, хотя прежде обещал не делать этого 130 . С другой стороны, в униатском трактате XV в. «О Вселенских Соборах и о том, где состоялся каждый из них...», патриарх-латинофил прославляется как «...божественный Векк, сей триблаженный, дивный архиепископ оного Византия» 131 . Автор выделяет 10 Вселенских Соборов. Восьмым Вселенским Собором он считает Лионский Собор 1274 г., который будто бы состоялся при папе Иоанне (имеется в виду Иоанн VIII, 872–882) и осудил Фотия 132 , Девятым Вселенским Собором – Поместный Собор, состоявшийся в Константинополе в 1277 г., на котором Векк одобрил Лионскую унию. Впоследствии его ешения отменил Влахернский Собор 1285 г. под председательством Георгия Кипрского 133 . Десятый же Вселенский Собор – Флорентийский 134 . Этот пример подтверждает, что в церковно-исторической мысли 135 Византии XIII–XV вв. продолжали соперничать две главных традиции – православная антилатинская и униатская пролатинская 136 . Возникает закономерный вопрос: не было ли связано более слабое знание церковной истории униатами после Флорентийского собора с их отходом от традиции Фотия (которого автор трактата «О Вселенских Соборах...» считал главным виновником схизмы греков и латинян 137 ), а тем самым – и от православной догматики вообще? Во всяком случае, закономерным выглядит следующее обстоятельство. Как минимум, три православных автора XII–XIV вв. (автор так называемого «третьего анонима Хергенрётера – Сильвано» 138 , св. Каллист I, патриарх Константинопольский в 1350–1353, 1355–1363, и св. Нил Кавасила) с незначительными отличиями цитируют догматическое определение (орос) Константинопольского Собора примирения 879–880 гг., созванного Фотием 139 . Кроме того, по всей видимости, отдельную ветвь византийской православной церковно-исторической традиции позднего Средневековья представляют собой упоминания о Соборе примирения в догматико-полемических трудах Мосхамбара. Собор при св. Фотии и папе Иоанне, говорит Мосхамбар, анафематствовал «Филиокве, опресноки и прочие ереси латинян» (Mosch., p. 450.79–85). Славный же это был Собор! Ведь прибыли не только посланцы папы, но и три восточных патриарха из числа членов пентархии (Ibid., p. 450.89–90). Чем же был вызван столь острый интерес к деяниям этого Собора?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

119. 1495. Его же повольная (Дополнения к Актам историческим. T. 1, 19). Памятники неизвестного времени, но не позднее XV века, именно: 120. Поучение N митрополита ко князем и всем православным христианам (из Кормчих русской редакции. Не издано). 121. Священнические вопросы вроде Кириковых (не изданы). 122. Чин избрания и поставления в священники и диаконы (не изданы). 123. Свидетельство духовника о ставленнике (не издано). 124. Окружное послание N ростовского архиепископа о съезде духовенства на Белоозеро на собор, изданное в 1 томе Актов исторических под 64, с именем Феодосия. 125. Послание ростовского архиепископа N к князю N о брадобритии (не издано). 126. Два святительские поучения (вероятно, Геннадия Новгородского ) – не изданы. 127. Послание митрополита N к прихожанам церкви N о повиновении своему отцу духовному (не издано). 128. Послание митрополита N к князьям, не повинующимся своей матери (издано с именем Ионы в Дополнениях к Актам историческим. T. 1, 11). 129. Уставная митрополичья грамота о монастырском общении (Акты Экспедиции. T. 1, 381. I). 130. Наказная митрополичья грамота о повиновении братии игумену и пр. (ib. II). 131. Послание митрополита N к архимандриту монастыря N с выговором за излишнюю строгость к младшей братии (не издано). 132. Списки книг чтомых и отреченных (из рукописи XV века). 133. Формы благословенных и ставленых грамот (духовнику, протопопу, священнику, протодьякону, дьякону). Ср. примеч. после 112. 134. 1501 г. Послание Симона митрополита в Пермь (Акты исторические. T. 1, 112). 135. 1502–1503. Геннадия Новгородского к митрополиту Симону о причетнике двоеженце (издано в Актах исторических. T. 1, 101, под 1490–94 г., и адресовано Зосиме). 136. 1503–1504. Определения московского собора: а) о поставлении на мзд (Акты Экспедиции. T. 1, 382); б) о вдовых попах (ib. 383) и в) о церковных имуществах (издано в «Секуляризации церковных вотчин» Павлова). 137. Геннадия митрополиту Симону о ставленниках и училищах 1504 г. (издано в Актах исторических. T. 1, 104 – под 1496–1504 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

121 . Диль Ш. История Византийской империи/Пер.А.Е.Рогинской. М., 1948. 122 . Диль Ш. Основные проблемы византийской истории/Пер., предисл. Б.Т.Горянова. М., 1947. 123 . Диль Ш. Юстиниан и византийская цивилизация в VI веке/Пер. с французского. Спб., 1908. 124 . Дьяконов А.П. Известия Иоанна Эфесского и сирийских хроник о славянах VI-VII ВВ./ВДИ. 125 . Дьяконов А.П. Иоанн Эфесский и его церковно-исторические труды. Спб., 1908. 126 . Еремеев Д.Е., Мейер М.С. История Турции в средние века и новое время. М, 1992. 127 . Жаворонков П.И. Никейская империя и Восток (взаимоотношения с Иконийским султанатом, татаро-монголами и Киликийской Арменией в 40–50-х гг. XIII в.)/ВВ. Т. 39. 1978. 128 . Жаворонков П.И. Никейская империя и Запад/ВВ. Т. 36. 1974. 129 . Жаворонков П.И. Состав и эволюция высшей знати Никейской империи: элита/ВО. М., 1991. 130 . Жаворонков П.И. V истоков образования Никейской империи (оценка деятельности Константина XI Ласкаря)/ВВ. Т. 38. 1977. 131 . Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980. 132 . История Византии: В 3 т./Отв. ред. акад. С.Д.Сказкин. М., 1967. 133 . История средних веков: В 2т.)/Под ред. З.В.Удальцовой и С.П.Карпова. Т. 1. М., 1990. 134 . История древнего мира: В 3 т./Под ред. И.М.Дьяконова. Т. 3. Упадок древних обществ. М., 1966. 135 . История Италии/Ред. С.Д.Сказкин и др. Т. 1.М., 1970. 136 . Каждан А.П. Армяне в составе господствующего класса Византийской империи в XI -XII вв. Ереван, 1975. 137 . Каждан А.П. Загадка Комнинов (опыт ис-ториографии)/ВВ. Т. 25. 1964. 138 . Каждан А.П. Книга и писатель в Византии. М., 1973. 139 . Каждан А.П. Социальный состав господствующего класса Византии в XI-XII вв. М., 1974. 140 . Карпов СП. Трапезундская империя и западноевропейские государства в XIII–XV вв. М., 1981. 141 . КовальскийЯ.В. Папы и папство. М, 1991. 142 . Корсунский А.Р. К вопросу о византийских завоеваниях в Испании VI-VII BB./BB. Т. 12. 1957. 143 . Корсунский А.Р. От Восточной Римской империи к Византии/ВВ. Т. 29. 1968. 144 . Кулаковский Ю.А. История Византии: В 3 т. Киев; Спб, 1910–1913.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

122 . Свенцицкий В., свящ. Шесть чтений о Таинстве Покаяния в его истории. Машинопись. М., 1926. 123 . Скурат К.Е. , проф. Сборник статей. Машинопись. 124 . Смирнов С, проф.-прот. Древнерусский духовник. Исследование по истории церковного быта. М., 1913. 125 . Смирнов СИ. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. Чтение в обществе истории и древностей российских. М., 1912, кн. 3. 126 . Смирнов И. Краткий очерк истории христианского богослужения до VII Вселенского собора. Пенза, 1873. 127 . Смирнов Ф. Богослужение христианское со времен апостолов до четвертого века. Труды КДА, 1875. 128 . Светланов A., свящ. Христианские храмы: история и их значение. Новгород, 1882. 129 . Срезневский И. Несколько замечаний об антиминсах. СПб., 1906. 130 . Срезневский ИМ. Материалы для Словаря древне-русского языка. М., 1953. 131 . Смолодович П., прот. Литургика, или Наука о богослужении Православной Восточной Кафолической Церкви. Изд. 4-е, Киев, 1869. 132 . Соколов А, прот. Краткое учение о богослужении Православной Церкви. Изд. 32, СПб., 1912. 133 . Суворов Н. К вопросу о тайной исповеди и о духовниках в Восточной Церкви. Изд. 2-е, М., 1906. 134 . Таинственный смысл символических священнодействий. М., 1906. 135 . Тихон, епископ Задонский, святой. Творения, т. 2, Б.Г. 136 . Тертуллиан. О покаянии. Богословские труды. М., 1985, сб. 26. 137 . Тишкин В. Российские Поместные Соборы: Владимирский (1274), Стоглавый (1551) и Московские (1654 и 1666–67 гг.) и их деяния по богослужебным вопросам (исправлению богослужебных книг и обрядов). Курс. соч. Машинопись. Загорск, 1971. 138 . Трепачук Ростислав, свящ. Богослужение Христианской Церкви и его обрядовые особенности I – III вв. Курс. соч., Машинопись. Загорск, 1967. 139 . Троицкий С., проф. Христианская философия брака. П., 1933. 140 . Трубецкой Е. Смысл жизни. М., 1918. 141 . Трубецкой Е. Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в ее иконе. П., 1915 1916. 142 . Успенский А.И. Таинство Елеосвящения. М., 1908.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010