132 Богородский Алексей Яковлевич (1870–1943) – сын профессора КазДА Якова Алексеевича Богородского , учился на юридическом, затем на физико-математическом факультете Казанского университета, специализировался по химии; с 1898 г. лаборант при кафедре неорганической химии, магистр (1905); профессор Казанского университета (1912), заведующий кафедрой неорганической химии (1919); заслуженный деятель науки и техники ТАСС (1940). 133 Тольский Андрей Петрович (1874–1942) – выпускник Петербургского лесного института (1897), лесничий Борового опытного лесничества (1900–1907); профессор кафедры лесных культур Ново-Александрийского института сельского хозяйства и лесоводства в Харькове (1917–1922); профессор Казанского института сельского хозяйства и лесоводства, заведующий кафедрой лесных культур (1925–1941). 135 Афанасий (Малинин Александр Антонович; 1884–1939), архиепископ – выпускник Пермской ДС (1904) и КазДА (1908), в 1909 г. принял монашество; с 1910 г. и. д. доцента родной академии по кафедре пастырского богословия с аскетикой и гомилетики, с 1913 г. по кафедре церковно-славянского и русского языка с палеографией. В 1916–1918 гг. настоятель Казанского Иоанно-Предтеченского монастыря в сане архимандрита. В 1920 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии; с 1923 г. епископ Спасский, викарий Казанской епархии; с 1926 г. вновь епископ Чебоксарский, с 1929 г. архиепископ; с 1930 г. архиепископ Казанский и Свияжский; с 1933 г. Ташкентский, вскоре Саратовский; с 1935 г. на покое; арестован и сослан. 136 Афанасий (Малинин), архиепископ – см. выше. Варсонофий (Лузин Александр Владимирович; 1884–1937), епископ – выпускник Уфимской ДС (1908) и КазДА (1912); при окончании академии пострижен в монашество; и. д. доцента родной академии по кафедре истории и обличения русского сектантства (1912); с 1919 г. магистр богословия и доцент; в 1921 г. арестован по групповому делу преподавателей КазДА; в 1921–1922 гг. инспектор и профессор казанского Богословского института; в 1922 г. арестован и сослан. В 1926 г. хиротонисан во епископа Спасского, викария Казанской епархии; в 1927 г. временно управлял Вятско-Ижевской епархией, в 1929 г. – Иркутской; с 1930 г. епископ Приморский и Владивостокский. С 1931 г. в лагерях; в 1937 г. расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

27 . Шмидт П. Ю. Страна утреннего спокойствия. – СПб., 1903. 28 . Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода… за 1900 г. – СПб., 1901. 29 . Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода… за 1908–1909 годы. – СПб., 1911. – С. 235. Глава 15. Русское православие в Палестине Святая Земля уже двадцать веков влечет к себе сердца христиан, и сегодня десятки тысяч паломников всех конфессий стремятся посетить святыни – Гроб Господень, Голгофу, пещеру близ Вифлеема, где совершилось Рождество Христово, реку Иордан, где в момент Крещения Господня произошло явление Лиц Св. Троицы – глас Божий, свидетельствовавший о Христе как Сыне Божием, и нисхождение Св. Духа в виде голубя. История Святой Земли редко была мирной. После восстаний иудеев в 66 и 132–135 гг. против римского владычества Иерусалим был разрушен до основания, а жители убиты либо проданы в рабство. В 323–330 гг. равноапостольная царица Елена, поставив себе целью найти святыни Иерусалима и сделать их доступными для почитания христианами, совместно с Патриархом Иерусалимским Макарием организовала раскопки, результатом которых стало обретение Животворящего Креста Господня. Затем были построены храмы – над Гробом Господним, в Вифлееме, на Елеонской горе и на Фаворе. Однако святыни Св. Земли вновь неоднократно подвергались разрушению и поруганию: в 614 г. в связи с нашествием персов, а в 639 г. Палестину захватили мусульмане, провозгласив Иерусалим своим третьим священным городом (после Мекки и Медины). В 691 г. на горе Мориа, где прежде находился священный для иудеев храм, построенный царем Соломоном, ими была воздвигнута мечеть аль-Акса (Купол Скалы), которая до сих пор воспринимается иудейским населением как символ национального унижения. В 1009 г. фатимидский халиф аль-Хаким разрушил храм Гроба Господня и некоторые другие церкви. Для европейских христиан это событие стало знаковым – терпеть то обстоятельство, что главные святыни находятся в руках иноверцев, готовых уничтожить их в любой момент, было больше невозможно. Начались крестовые походы, цели и мотивы которых постепенно менялись от возвышенных к низменным – от защиты святынь к алчному стремлению ограбить местное население, даже не разбирая его конфессиональной принадлежности. Крестовые походы совершались с переменным успехом. В 1099 г. Иерусалим был взят крестоносцами и в Палестине основано Латинское королевство. Но уже менее чем через столетие, в 1187 г., султан Саладин (Салах-эд-Дин) отвоевал Палестину. В 1193 г. крестоносцы предприняли очередной поход и до 1291 г. снова обосновались в Палестине, при этом разграбив Константинополь и другие византийские города, вывезя не только имущество граждан, но и многочисленные православные святыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

54 .4 Укрепив свою племянницу Меланию – Прп. Мелания Младшая (Римляныня), †  439 или 440 г. в Иерусалиме, пам. 31 декабря (служба поется 30 декабря). Мелания Старшая была ее бабкой по отцу, но житие ее, содержащееся в Минее, в отличие от текста Палладия, свидетельствует только о благочестивых родителях, но ни словом не упоминает о той, которой она стала наследницей по ревности во Христе (что является следствием близости Мелании Старшей к Евагрию). 55 .1 ...из Элии в Египет – Элия ( Αλα), или Капитолина, – название Иерусалима, восстановленного как римская колония после восстания Бар-Кохбы (132–135 гг.). 55 .3 ..среди коих Оригена десять тысяч триста строк – Как утверждает Бартелинк, для данного времени обычно измерение количества прочтенного или написанного в строках, поскольку оплата переписчикам производилась построчно. Но в настоящем случае речь вполне могла идти о страницах, особенно если учесть творческую плодовитость Оригена . «Кто мог когда столько прочесть, сколько он написал?» – восклицал блж. Иероним в письме к Павле (PL 22,447). 56 .0 Олимпиада, св. прав., †  408–410 г. Будучи поставлена в диаконисы свт. Нектарием (381–397 гг.), явила в своем лице высшую представительницу этого призвания, «наставив в вере многих жен " &nnbsp;(Лabcauk 56.2). За гостеприимство, которое она оказывала приходящим в Константинополь святителям и пустынникам, подверглась гонениям и оклеветанию. В изгнании на о. Кизик, а затем в заточении в Никомидии св. Олимпиада была укрепляема перепиской со свт. Иоанном Златоустом , который также находился в изгнании. Скончалась в заточении. 57 .1 ...и как в зеркале отражала блаженная Кандида – Св. Кандида Константинопольская, †  418. Упоминается у архиеп. Сергия в списке святых, памяти которых отсутствуют в месяцесловах и синаксариях, со ссылкой на собрание житий Филарета, архиеп. Черниговского. 57 .3 ..неся иго девства, благочестивейшая Геласия – Геласия, прп. Константинопольская. Упоминается у архиеп. Сергия в списке святых, памяти которых отсутствуют в месяцесловах и синаксариях, со ссылкой на собрание житий Филарета, архиеп. Черниговского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Hist. eccl. III 11; IV 22. 4), а также о внуках Иуды, брата Господня, возглавлявших общину в правление имп. Домициана (81-96 гг. Ibid. III 20). На том основании, что Егесипп упоминает о принадлежности лидеров иерусалимских христиан к потомкам царя Давида, возникла теория, что власть в ИПЦ в эту эпоху переходила от одного родственника Христа по плоти к другому ( Kohlmeyer, Stauffer. 1952). Во время 2-го иудейского восстания (132-135 гг.) ИПЦ была разгромлена иудеями. По словам сщмч. Иустина Философа, Бар-Кохба приказал пытать христиан и заставлял их отрекаться от Христа ( Iust. Martyr. I Apol. 31. 6; Euseb. Hist. eccl. IV 8. 4). Западноевропейская наука о происхождении ИПЦ В XIX в. стали появляться критические реконструкции раннехрист. истории, в которых ИПЦ постепенно стала терять значение «матери всех Церквей». Если церковная традиция всегда исходила из прямого преемства от первых учеников Христовых к ИПЦ и к последующей христ. традиции, то, напр., в новой тюбингенской школе была разработана теория, согласно к-рой христианство изначально существовало в 2 основных формах - языческо-христианской («паулинизм») и иудеохристианской («петринизм»), из их синтеза во II в. появилось «кафолическое» христианство. В 1-й пол. XX в. сформировалось представление о многообразии раннего христианства, к-рое развивалось в неск. независимых центрах параллельно (напр., Х. Лицманн противопоставлял ИПЦ «галилейскому» христианству - Lietzmann H. Messe und Herrenmahl. Bonn, 1926). После публикации работы В. Бауэра ( Bauer W. Rechtgläubigkeit und Ketzerei im ältesten Christentum. Tüb., 1934) стала популярной теория, согласно к-рой раннее христианство представляло собой ряд довольно сильно отличавшихся друг от друга учений, среди к-рых «прото-ортодоксия» занимала отнюдь не доминирующее положение. Поэтому учение и практика первоначальной ИПЦ стали реконструироваться с учетом свидетельств христианских ересеологов об иудеохрист. сектах II-V вв., прежде всего о назореях и об эбионитах (об этом писал еще А.

http://pravenc.ru/text/293788.html

  Евсевий Кесарийский . Церковная история 6.14. Название связано с тем, что эти евангелия для удобства сравнительного изучения неоднократно издавались в виде синопсиса , т. е. тремя столбцами, так чтобы параллельные места текстов располагались на одном уровне по горизонтали. J. Verheyden . The de-johannification of Jesus: the revisionist contribution of some nineteenth-century german scholarship// P.N. Anderson, F. Just, T. Thatcher (eds) . John, Jesus, and history. Vol. 1: Critical appraisals of critical views//Society of Biblical Literature symposium series; 44. 2007. P. 109-120. См., например, Ж. Даниелу . Новый взгляд на христианские истоки//Символ, IX, с. 33-45. Когда в Ин. 4:22 Иисус говорит, что «спасение от евреев», имеется в виду ветхозаветная подготовка христианского откровения. Швейцер приводит два сообщения (Иосифа Флавия и Иустина Мученика), характеризующие динамику отношений между христианством и иудаизмом. Когда в 62 году первосвященник Анан велел побить камнями Иакова Праведного, брата Господа, он восстановил против себя именно ортодоксальных евреев, по жалобе которых римские власти незамедлительно сместили его с поста. А во время второго еврейского восстания (132-135 гг.) Бар-Кохба подвергал христиан страшным пыткам за отказ отречься от Христа ( А. Швейцер . Мистика апостола Павла//Жизнь и мысли. М.-СПб., 2018. с. 577). А. Швейцер . Мистика апостола Павла//Жизнь и мысли. М.-СПб., 2018. С. 579-586. A. Schweitzer . Geschichte der Leben-Jesu-Forschung. Так она называлась во втором издании 1913 года. С ее первого издания (1906 г.) был сделан английский перевод, который назывался «Поиск исторического Иисуса». Именно под этим названием книга получила широкую известность. А. Швейцер . Жизнь и мысли. C. 40-42. А. Швейцер . Мистика апостола Павла//Жизнь и мысли. С. 314-315. См. также И. Иеремиас . Богословие Нового Завета. С. 282-283, 300. В кн: Христос или Закон? Апостол Павел глазами новозаветной науки. М., 2006, с. 374-606. Такую полемику и поток новых исследований вызвала, например, книга Швейцера об апостоле Павле. Согласно одному из обзоров ( O. Merk. Paulus-Forschung 1936 – 1985//Theologische Rundschau, 1988, 1, с. 1-81), за 1936 – 1985 гг. было опубликовано более 200 значительных работ на эту тему.

http://bogoslov.ru/article/6027442

Анафематствование (отлучение от Церкви), совершаемое в первую неделю Великого поста. 124. Письма Царской Семьи из заточения. — СПб.: издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1998. 125. Кострюков А.А. К вопросу о подготовке канонизации Царской Семьи в Русской Зарубежной Церкви. — Вестник ПСТГУ: История. История Русской Православной Церкви. — 2013. — Вып. 3(52). — С. 42–51. 126. Петров В.В., Марусенко М.А. Об истинном авторстве «Записки Юровского». — Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. — Т. 8. — Вып. 1. — 2017. 127. Цветков В. Белое дело в России: 1917–1919 гг. — М.: Якорь, 2019. 128. Цветков В. Белое дело в России: 1920–1922 гг. — М.: Якорь, 2019. 129. Кострюков А.А. Новые документы по истории взаимоотношений между Партиархом Тихоном и Карловацким Синодом. — Вестник ПСТГУ II: История Русской Православной Церкви. — 2008. — Вып. II: 3(28). — С. 119–125. 130. Венианим (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. — М., 1994. — С. 268–269. 131. Анашкин Д.П. Законодательство Русской Православной Церкви заграницей (1921–2007 г. — М.: Издательство ПСТГУ, 2014. 132. Рябово О. Интервью . 133. Никанорова В. (дочь Гелия Рябова). Гелий Рябов был тотально честным человеком . 134. Щагин А.С. Дела и судьбы (дневник народного судьи). — М.: Лика, 2004. 135. Смерть Сергея Есенина: Документы, факты, версии. Материалы комиссии Всероссийского писательского Есенинского комитета по выяснению обстоятельств смерти поэта. — М.: ИМЛИ РАН, 2003. 136. Соколов Н. Убийство Царской Семьи. — М.: Алгоритм, 2017. 137. Ивлев М. Военный архив. Диктатор Одессы. Зигзаги судьбы белого генерала. — М.: «Вече», 2013. 138. Судебно-медицинская экспертиза. Научно-практический журнал. — Издательство «Медицина». — 1998. — 4 (том 41). 139. Судебно-медицинская экспертиза. Научно-практический журнал. — Издательство «Медицина». — 1998. — 5 (том 41). 140. Долматов В. В.Ч.К. Всероссийская Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Главные документы. — М.: ИД «Комсомольская Правда», 2017.

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/18/...

Был аптекарем и певчим, заведовал больницей. Паломничал по св. местам. В 1817 г. посетил Саровскую пустынь, а с 1818 г. поселился в ней у преп. Серафима, который предсказал ему настоятельство. Через полтора года перешел в Высокогорскую Вознесенскую пустынь, где сначала был пономарем, а в 1822 г. пострижен в монашество и рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. В 1824 г. был на богомолье в Киеве. В 1826 – 1831 гг. был строителем Высокогорской пустыни, внешне и внутренно благоустроил ее. В 1831 г. митрополит Филарет избрал его наместником Троице-Сергиевой лавры и возвел в сан архимандрита Вифанского монастыря при ней. В должности наместника о. Антоний пробыл 46 лет, и лавра при нем расцвела. О.Антонию обязаны своим существованием все скитские обители – Гефсиманская, Пещерная, Параклит, Боголюбивая киновия. При нем были благоукрашены лаврские церкви, выстроены гостиницы, больницы, дом призрения, училище для мальчиков, устроена иконописная матерская, издано много духовных книг. Проводя столь деятельную жизнь, о. Антоний стремился к уединению и просился на покой, но просьба его так и не была удовлетворена. О.Антоний был духовником митрополита Московского Филарета и в течение 35 лет состоял с ним в переписке (письма святителя к о.Антонию изданы в четырех частях в 1876–1885 гг.). Скончался в Троице-Сергиевой лавре, погребен у алтаря Свято-Духовского храма. – 75, 128, 131, 132, 133, 135, 147, 148, 155. Антоний – Оптинский старец, схиигумен, скитоначальник, настоятель Малоярославецкого Николаевского Черноостровского монастыря. 9 марта 1795 † 7 августа 1865. В мире Александр Иванович Путилов. Родился в городе Романове Ярославской губернии, в купеческой семье. В роду его было много монашествующих. В юности служил в Москве по откупам, был в плену у французов. В 1816 г. удалился в Рославльские леса, где уже подвизался его старший брат Тимофей, впоследствии настоятель Оптиной Пустыни архимандрит Моисей , и прожил там пять лет. С 15 января 1816 г. – послушник, на Сретение 1820 г. келейно пострижен в монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

В южном вестибюле, в тимпане над входом в храм, изображены императоры Константин Великий и Юстиниан, подносящие модель Константинополя и Св. Софии Богородице с Младенцем 129 . Эта мозаика датируется концом X в. Другие императорские портреты сохранились на хорах. В северной галерее, в небольшом простенке рядом с западной экседрой, изображен император Александр, царствовавший всего год (912–913) 130 . На восточной стене южной галереи сохранились два панно с изображениями императоров Македонской и Комниновской династий 131 . На одном из них Христу Предстоят императрица Зоя (1028–1050) и император Константин IX Мономах (1042–1055). На другом – Богородица с Младенцем и император Иоанн II Комнин (1118–1143) с супругой Ириной и сыном Алексеем, умершим в 1122 г. Рядом, на поперечной стене южной галереи, находится мозаичный Деисис, который исследователи относят к 1260–1270-м гг. 132 Наконец, в северо-восточном парусе недавно был расчищен лик херувима, относящийся ко времени последнего ремонта купола Св. Софии в 1346–1355 гг. 133 Однако отсутствие первоначальных сюжетных мозаик не означает, что в храме не было каких-либо изображений. Павел Силенциарий достаточно подробно описывает алтарную преграду, солею и амвон, которые не сохранились. Согласно реконструкции С. Ксидиса 134 , алтарная преграда имела П-образную форму, с одними вратами в торце и парой дополнительных врат на боковых сторонах. Она была обложена серебром и состояла из низкого парапета, над которым возвышались двенадцать колонн, несущих архитрав с чеканными изображениями Христа, Богородицы, ангелов, пророков и апостолов в медальонах 135 . За алтарной преградой находился драгоценный престол 136 . Над ним возвышался серебряный киворий на четырех колоннах, увенчанный высокой восьмигранной башней с крестом на вершине и светильниками по углам. Престол покрывали шитые покровы с различными изображениями. От средней части алтарной преграды к амвону, располагавшемуся в восточной части подкупольного пространства, шел огороженный парапетом и колоннами проход – солея.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Друж . 8 . Сборная рукопись, содержащая установления Выго-Лексинского монастыря Середина – вторая половина XVIII в. 4°. 241 + III л. Содержание: л. 85–86 – устав выговский об исповеди. Описание: Описание РО БАН. Т. 7, вып. 1. С. 81–90. Епифанов 23. Требник. 1670-е гг. 8°. 426 + II л. Филиграни: 1) Голова шута с литерами GD, вид: Дианова. Голова шута, 411 (1677 г.); 2) Агнец пасхальный на щите с короной и контрамаркой вид: Дианова, Костюхина, 11 (1670 г.); 3) Голова шута с контрамаркой GPO, близкий: Дианова. Голова шута, 179 (1677–1678 гг.). Записи: л. 147–156 – «Попа свещенника Гаврила Андреяв погосту Козмы и Домианая своею рукуею писал»; л. 342 – «Адреива Илии»; л. 380 об. – «Читал сию книгу Яков Андреив в 1812 года ноебря 12 дня». Содержание: л. 1–10 – поучение об исповеди; л. 4 об.–7 – Наставление-вопросник (как составная часть поучения); л. 10 об. 45 об. – поучение о епитимьях с выписками из разных книг; л. 46–55 об. – правила святых соборов; л. 94– 290 об. – чин исповеди; л. 115–118 – вопросник о вере (ВВ-Печ. тр.); л. 120–131 об. вопросник мирянам и вдовцам (М-Печ. тр.); л. 132–134 об. – вопросник вельможам (В-Печ. тр.); л. 135–154 об. – поновление мужчинам; л. 154 об.–159 – поновление вельможам; л. 159–161 поновление детям; л. 161 об.–173 об. – вопросник девицам, женщинам и вдовицам (Ж-Печ. тр.); л. 174–190 – поновление женщинам; л. 190–196 об. – вопросник инокам (Основная редакция); л. 196 об.–207 – поновление инокам; л. 207 об.–212 – вопросник инокиням (ЧЖ-Печ. тр.); л. 212 об.–222 – поновление инокиням; л. 222 об.–230 об. – вопросник священникам (Основная редакция); л. 230 об.–247 – поновление священникам-игуменам; л. 247 об.–251 – поновление священникам-бельцам и дьяконам; л. 265 об.–273 об.– молитва разрешительная; л. 285 об.–290 об. – правило о назначении епитимий («Наставление о заповедях»); л. 297–303 – молитвы разрешительные; л. 303–310 об. – поучение детям духовным; л. 321 об.–334 об. – чин причащения больного; л. 330–333 об. – краткое поновление; л. 335 об.–417 об. – епитимийные правила.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Здесь была найдена печать Иезании (2); в Мегиддо сохранилась печать со львом, принадлежавшая Шеме, чиновнику Иеровоама II, в Эйлате (Елаф) – печать Иофама (3), а в Лакише (библ. Лахис) – печать Годолии (4). Р. Лакиша позволили в деталях подтвердить сообщение о захвате города, записанное на ассир. стеле. Найденный при Р. кувшин емкостью 12 л с обозначением «царский бат» (⇒ Меры длины, площади, объема и веса, I,4б) указывает на роль города как регионального центра, осуществлявшего продовольственные поставки. Обстоят-ва вторжения Навуходоносора становятся очевидными из писем, обнаруж. в Лакише (⇒ Письмо). При археол. Р. в Иудее пока не найдено ни одного города, который после разрушения Иерусалима, в годы вавил. плена, был бы постоянно заселен жителями. Самыми ценными находками новозаветного периода стали ⇒ рукописи Мертвого моря (1947–1956 гг.). После того как были случайно обнаружены первые свитки, ученые приступили к систематич. поиску древних рукописей. Кумранские рукописи, как и находки из других мест, относятся к периоду от 100 г. до Р.Х. до 132–135 гг. по Р.Х. Свиток, содержащий полный текст Книги пр. Исаии, датируемый I в. до Р.Х., на 1000 лет продлевает обозримую историю евр. текстов (до этого самые древние источники датировались прим. 900 г. по Р.Х.). Среди рукописей и фрагментов представлены все книги ВЗ, за искл. Книги Есфирь. По количеству списков наиболее полно представлены Пятикнижие Моисея, Книга пр. Исаии и Псалмы, что соответствует частоте их цитирования в НЗ. Изучение небибл. рукописей Кумрана и последних по времени обнаружения егип. папирусов также важно для понимания НЗ. Это исключает предположение о более позднем эллинистич. влиянии на образный язык Ев. от Иоанна и свидетельствует о возможности написания всех четырех Евангелий до 70 г. по Р.Х., а всех книг НЗ – к 85 г. по Р.Х. (Д.Дж. Уайзмен). Самый ранний, не вызывающий сомнений фрагмент рукописей НЗ (р 52), был, однако, обнаружен не в Палестине, а в Египте. Он содержал стихи Ин. 18:31–33.37.38 и был написан ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010